Как проверить плотность аккумулятора мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить плотность аккумулятора мультиметром

  • автор:

Как проверить аккумулятор мультиметром

Даже если автомобилист доверяет диагностику машины только профессионалам, некоторые вещи он должен делать сам. Поэтому в его распоряжении должен быть мультиметр – устройство, которое используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Заодно владельцу авто надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром и в каком случае это необходимо. Этот вопрос особенно актуален зимой, когда батарея разряжается значительно быстрее, и может случиться так, что машина откажется заводиться в самый ответственный момент.

Проверка напряжения

С помощью мультиметра проверяются определенные показатели. Хороший способ – оценка напряжения, для этого прибор должен работать в режиме вольтметра. Многие автомобилисты знают, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью вольтметра, но все равно стоить напомнить. Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения.

Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме. Значение напряжения составляет 12,7 В. Небольшая погрешность допускается. Если напряжение значительно снижается, то аккумулятор нуждается в подзарядке.

Kak proverit akkumulyator multimetrom

Проверка емкости и внутреннего сопротивления

Мультиметр – универсальный прибор, его можно использовать и как тестер. В этом случае он станет ответом на вопрос, как проверить заряд аккумулятора, ориентируясь на его емкость. Однако для этого нужно специально проверить показатели батареи, когда она полностью заряжена, то есть надо провести замеры и записать нормативные значения напряжения и плотности.

Затем к аккумулятору подключают какое-нибудь устройство, мощность которого известна, например, лампочку на 24 Вт. Обязательно нужно засечь время, когда вы начнете эксперимент. Когда напряжение снизится на 50% от нормы, отключите эту нагрузку.

Емкость не получится измерить напрямую. Но можно умножить силу тока, которую вы зафиксировали при известной нагрузке, на время контрольного разряда батареи. Если полученный показатель будет близок к нормальному значению, указанному в технической документации, с батареей все в порядке. Способ это сложный и трудозатратный, поэтому сейчас его используют нечасто. Проще проверить внутреннее сопротивление с помощью мультиметра.

Как проверить плотность электролита

Автомобилисту нужно знать, как проверить плотность аккумулятора. Это альтернативный вариант, он используется не слишком часто. Мультиметр для этого не нужен, понадобится другой прибор – ареометр. Принцип основан на том, что показатель плотности электролита при условии заряженной батареи должен находиться в диапазоне 1,24 – 1,27 г/куб.см. Чтобы измерить ее, нужно опустить ареометр в банку аккумулятора и закачать туда электролит, а потом записать показания, ориентируясь на положение поплавка устройства.

Если плотность снизилась до 1,20 г/куб. см, то аккумулятор разряжен на 25%. Если плотность составила 1,16 г/куб.см, то батарея наполовину разряжена. Если опускается ниже этих показателей, аккумулятор нужно срочно подзаряжать.

Метод подходит не для всех аккумуляторов, потому что на рынке представлено много моделей, относящихся к числу необслуживаемых, их просто нельзя разобрать, чтобы измерить плотность.

Kak proverit akkumulyator multimetrom2

Приобрести мультиметр или ареометр, так же как и другие инструменты для ремонта и диагностики, можно в Автомолле. Здесь же можно купить новый аккумулятор. А при необходимости вы можете записаться на СТО, где диагностикой займутся уже специалисты, имеющие соответствующий опыт и навыки.

Магазины Автомолл

Вы можете посетить магазины автоцентра Автомолл в Вашем городе и найти все необходимые запчасти в одном месте

Как проверить автомобильный аккумулятор

Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.

Вопрос: Как правильно проверить состояние аккумулятора и понять, когда его необходимо заменить?

«Проверять аккумулятор можно самостоятельно в гараже с помощью приборов — мультиметра, нагрузочной вилки, ареометра или тестеров, а также отвезти в сервис, где проверку выполнят специалисты по техническому обслуживанию. Главное, необходимо делать это так же регулярно, как обслуживание других узлов автомобиля»

Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N Москвы

Аккумуляторная батарея автомобиля — это узел, который нуждается в регулярной проверке и обслуживании не меньше, чем двигатель или тормоза. При этом в отличие от последних, аккумулятор можно быстро и просто проверить самостоятельно.

В этой статье мы расскажем:

• Как провести внешний осмотр и на что обратить внимание;

• Как проверить аккумулятор мультиметром;

• Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;

• Как проверить плотность электролита на обслуживаемых аккумуляторах;

• В каких условиях желательно проводить проверку аккумулятора;

• С какой регулярностью нужно выполнять проверку.

На что обратить внимание при внешнем осмотре аккумулятора

Проверка аккумулятора начинается с внешнего осмотра. Необходимо убедиться, что:

• на корпусе аккумулятора нет механических повреждений и микротрещин;

• нет следов подтёков;

• корпус не вздут и не деформирован;

• клеммы чистые без следов окисла;

• соединение аккумулятора с клеммами проводки двигателя плотное и надёжное.

При наличии любых следов повреждений, нарушения целостности и герметичности, аккумулятор необходимо немедленно заменить.

Для очистки клемм аккумулятора от окислов можно использовать наждачную бумагу или специальные средства, например, спрей для очистки электрических контактов. Предотвратить их окисление позволит специальная спрей-смазка для контактов, которая препятствует преждевременному старению и истончению клемм, повышая плотность соединения с проводкой.

alt: Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Очистители автохимия. В центре экрана четыре карточки товаров с очистителями электроконтактов. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.

Спрей для очистки электрических контактов можно подобрать в разделе Очистители автохимия нашего каталога.

Что можно проверить мультиметром

Уровень заряда
Измерив мультиметром напряжение аккумулятора, можно узнать процент его заряда.

Напряжение измеряется на автомобиле в покое, через несколько часов после поездки, чтобы поверхностное напряжение аккумулятора не вносило погрешность в показания. К клеммам аккумулятора нужно присоединить щупы мультиметра — плюсовой (красный) щуп к плюсовой (красной) клемме, минусовой (чёрный) щуп к минусовой (чёрной) клемме.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть от 12,6 до 12,9 вольта. Если показания 12,5-12,4 вольта, аккумулятор заряжен на 90-70%. Напряжение 12,1 вольта говорит о разряде до 50%. Если показания ниже 12 вольт, аккумулятор необходимо обслужить, если он обслуживаемый, или поменять, так как зарядка, скорее всего, не даст долгосрочного результата.

А вот проверять свечи зажигания мультиметром совершенно бессмысленно. Писали об этом в нашей статье. Читать →

Утечка тока
Мультиметром можно измерить утечку тока и убедиться, что энергопотребляющие системы автомобиля не разряжают аккумулятор в моменты простоя автомобиля.

При выключенном двигателе электрическую энергию батареи потребляют системы охранной сигнализации, электронные блоки управления, часы. Допустимая утечка находится в пределах 50-80 миллиампер. Если она выше, скорее всего, какая-то система автомобиля потребляет при выключенном двигателе больше тока, чем должна, и разряжает аккумулятор.

Чтобы измерить утечку тока мультиметром, нужно:

• выключить все потребители энергии: кондиционер, фары, лампочки, зарядки мобильных устройств;

• отключить зажигание, закрыть двери, но оставить открытым одно окно, на случай блокировки замков при отключении АКБ;

• поставить машину на сигнализацию (так потребление тока сигнализацией будет учтено в измерениях);

• перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока и выставить наибольший предел измерений (10 или 20 ампер, в зависимости от мультиметра);

• отсоединить минусовую (чёрную) клемму от аккумулятора;

• подключить к снятой клемме минусовой (чёрный) щуп мультиметра;

• подключить плюсовой (красный) щуп мультиметра к минусовой (чёрной) клемме аккумулятора;

• зафиксировать показания;

• подождать 10-15 минут, так как не все бортовые приборы снижают электропотребление сразу после отключения зажигания;

• зафиксировать показания мультиметра ещё раз.

Если в результате проверки мультиметр показывает утечку тока выше 80 мА, рекомендуем записаться в сервис на диагностику, чтобы определить, с какой именно системой есть проблемы.

Система зарядки
Мультиметром можно проверить систему зарядки аккумулятора. Для этого на заведённом двигателе нужно присоединить клеммы мультиметра к клеммам аккумулятора. При нормальной зарядке показания будут в пределах 13-14 вольт. Если выше, значит, скорее всего, аккумулятор замкнутый, и берёт на себя слишком много зарядки. Если ниже, то генератор не справляется с зарядкой и необходимо проверить реле заряда или же сам аккумулятор на предмет сохранения энергии в нём.

«В интернете есть много видеороликов, в которых рассказывают, что с помощью мультиметра и лампочки также можно измерить ёмкость аккумулятора. На самом деле, таким способом можно померить только то, как долго проживёт аккумулятор, если забыть выключить свет в автомобиле. Правильное измерение ёмкости аккумулятора надо проводить с помощью специального нагрузочного (разрядного) устройства, которое относится к профессиональному оборудованию» — Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N Москвы.

Снимок с экрана, на котором открыт раздел каталога онлайн-магазина запчастей AUTO3N Мультиметры. В центре экрана четыре карточки товаров с мультиметрами. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товары.

Выбрать мультиметр можно в разделе Инструмент и оборудование → Измерительный инструмент нашего каталога.

Как проверить аккумулятор с помощью нагрузочной вилки

С помощью нагрузочной вилки можно проверить степень заряда и исправность аккумуляторной батареи.

Проверку проводят на заглушённом двигателе. Положительный (красный) зажим вилки присоединяют к положительной (красной) клемме аккумулятора, а отрицательный (чёрный) зажим — к отрицательной (чёрной) клемме.

Без нагрузки показания вилки должны быть 12,6-12,9 вольта. Под нагрузкой значения могут опуститься до 10,9 вольта. После нагрузки показания вилки должны вернуться к начальным значениям 12,6-12,5 вольта. В этом случае аккумулятор, скорее всего, рабочий и нагрузка не разряжает его.
Если после теста нагрузочная вилка показывает значение ниже 12,5 вольта, скорее всего, аккумулятор уже неработоспособен, его необходимо обслужить или заменить.

Важно помнить, что с этим тестом есть несколько нюансов:
1. Нагрузочной вилкой проверяют только полностью заряженные аккумуляторы. Проверка разряженного аккумулятора даст неверные результаты.
2. При проверке полностью заряженной батареи, бывшей в употреблении, показатели нагрузочной вилки могут быть отличными, а вот тестер тока холодной прокрутки покажет потерю пусковых характеристик.
3. Нагрузочную вилку необходимо подбирать строго согласно параметрам аккумулятора. На всех нагрузочных вилках есть информация для каких аккумуляторов она применима.

Как проверить плотность электролита на обслуживаемых аккумуляторах

Плотность электролита можно проверить только на обслуживаемом аккумуляторе. Её проверяют специальным прибором, ареометром, только на заряженном аккумуляторе.

Нормальная плотность заряженного аккумулятора составляет 1.27- 1.28 г/см3. Если значение ниже 1,27 г/см3 необходимо добавить электролит. Если плотность выше, необходимо добавить дистиллированной воды.

При разряженном аккумуляторе плотность электролита может быть ниже допустимых значений. Это связано с тем, что при разряженном аккумуляторе серная кислота уходит в пластины аккумулятора, и плотность падает.

Важно! Проверку плотности можно проводить только на свинцово-кислотных аккумуляторах. На гелевых и сухозаряженных аккумуляторах проверка плотности осуществляются другими методами, доступными только на СТО.

На нашем сайте можно купить ареометр Sparta, например.

Где можно и где нельзя проводить обслуживание аккумуляторов

Помещение
Обслуживание аккумулятора ни в коем случае нельзя проводить в квартире, на балконе или в другом неприспособленном для этого помещении.

Так, в обслуживаемых аккумуляторах в качестве электролита используется смесь серной кислоты, одного из самых ядовитых химических соединений. При проверке плотности электролита в жилых помещениях пары серной кислоты могут нанести вред здоровью находящихся рядом людей. Даже в специальных помещениях во время обслуживания таких аккумуляторов обязательно использование перчаток, респиратора и других средств индивидуальной защиты.

Мы также настоятельно не рекомендуем заряжать аккумуляторы дома. Если на корпусе были микротрещины, незаметные при визуальном осмотре, то при подключении аккумулятора на зарядку в случае перегрева может произойти взрыв.

Температура
Проверять аккумулятор необходимо при комнатной температуре 20-25°С. При проверке аккумулятора в помещениях с недостаточной температурой, например, зимой, показания плотности или напряжения могут измениться в меньшую сторону. Это допустимо, но это нужно учитывать при проверке. Если проверку проводить летом и в помещении, наоборот, очень жарко, показания сместятся в большую сторону.

Когда необходимо проверять аккумулятор

Независимо от возраста машины и аккумулятора, мы рекомендуем проводить проверку аккумулятора дважды в год — перед летним и перед зимним сезоном, если условия эксплуатации автомобиля нормальные.

Нормальными мы считаем условия, при которых автомобиль регулярно используется для продолжительных поездок длительностью 1-2 часа со средней скоростью 60-80 км/ч. При коротких пробегах и частых запусках двигателя аккумулятор недозаряжается. Срок службы аккумулятора падает и проверять его потребуется чаще.

Простой подбор аккумуляторов

Купить автомобильный аккумулятор в AUTO3N можно в два клика. Подберите АКБ по производителю, напряжению, ёмкости, полярности или по размерам, а мы доставим заказ в любую точку России.

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Аккумуляторная батарея автомобиля требует периодичной подзарядки. Чтобы знать, точно сколько и когда заряжать, нужно измерить заряд АКБ. Один из методов измерения, использовать мультиметр.

Мультиметр – это прибор для измерения силы тока, вольтажа, сопротивления и температуры. Применяется он при ремонте электрических приборов, также их изготовлении и тестировании.

Когда аккумулятор нуждается в проверке

Мультиметр очень полезное приспособление для автомобилистов. Ситуация, когда нужно проверить заряд аккумулятора, сопротивление датчиков или нагрузку бортовой сети может наступить неожиданно.

Особенно часто разряд аккумулятора происходит зимой, при сильных морозах. Также после зимней «спячки», если вы поставили авто в гараж, а аккумулятор заботливо сняли и хранили дома. Либо просто не пользовались машиной длительное время. Во всех этих случаях стоит проверить заряд АКБ.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром

Давайте разбираться. Для начала необходимо собрать мультиметр и выставить нужные значения.

  1. Провода необходимо подключить в режиме вольтаж
  2. Переключатель ставим в положение 20 Вольт, так как максимальный заряд аккумулятора 12,7/13,2 Вольта
  3. Подключаем мультиметр к клемам АКБ, черный провод – минус, красный – плюс
  4. Снимаем показатели

Далее действуем по ситуации:

12,7 – 13,2В – аккумулятор заряжен.

12,1 – 12,4В — лучше подзарядить, АКБ разряжен на половину.

11,6 – 11,7В – разряжен, вы вряд ли сможете завести автомобиль.

Однако стоит помнить, хоть мультиметром просто и удобно измерить заряд АКБ, но он не дает полной и точной картины. Лучше использовать для замеров нагрузочную вилку, с помощью нее вы сможете проверить аккумулятор под нагрузкой. Этот метод покажет точные данные, а вы решите стоит ли использовать аккумулятор дальше или он может подвести вас в любой момент.

Если результаты измерений аккумуляторной батареи оставляет желать лучшего, и требуется замена АКБ, то выбрать и купить подходящий именно к вашему автомобилю, вы сможете на нашем сайте, в разделе «Аккумуляторы».

Как проверить автомобильный аккумулятор

Как проверить автомобильный аккумулятор – все способы в одной статье. Проверить авто аккумулятор можно несколькими способами: мультиметром, нагрузочной вилкой, специальным тестером пускового тока аккумуляторов и последний вариант разрядным устройством. Если в первом случае Вам понадобится только мультиметр и таблица заряженности аккумуляторов, то в остальных – еще немного знаний и умений и мы ими поделимся:

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?

multimetr test akb 1024x768 - Как проверить автомобильный аккумулятор

Для проверки авто аккумулятора – берем обычный мультиметр и измеряем напряжение автомобильного аккумулятора. Красный щуп мультиметра к положительному – “красному” выводу аккумулятора, а черный щуп к отрицательному – “черному” выводу аккумулятора. Если аккумулятор заряжен, то измеренное напряжение, как правило, составляет 12,6 -12,7В. Это справедливо только для аккумулятора в состоянии покоя, т.е. двигатель автомобиля был заглушен давно и отсутствует поверхностное напряжение. Если напряжение выше 13,0В – это значит, что аккумулятор имеет поверхностное напряжение и данные измерения не отражают степень заряженности аккумулятора. Следует подождать несколько часов и проверить напряжение аккумулятора мультиметром заново.

Если батарея разряжена, то напряжение аккумулятора составляет 12,5В и ниже. Если напряжение ниже 11.9В такой аккумулятор следует немедленно зарядить зарядным устройством во избежание выхода аккумулятора из строя, т.к. такой аккумулятор подвержен полной сульфатации пластин.

Другими словами: 12,7В и выше – аккумулятор заряжен, 12.5В – аккумулятор заряжен на 50%, 11,9В – аккумулятор полностью разряжен. Если напряжение ниже 11.9В – аккумулятор глубоко разряжен и скорее всего уже сильно сульфатирован.

Степень заряженности аккумулятора дает нам лишь понимание о том, заряжен ли аккумулятор или его стоит зарядить. Но никак не дает понимания о том, работает ли аккумулятор исправно. Поэтому переходим к следующему способу проверки автомобильного аккумулятора – специальными тестерами аккумуляторов. Начнем с нагрузочной вилки.

Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?

Для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой необходимо подключить красный зажим к положительному – “красному” выводу аккумулятора, а черный зажим к отрицательному – “черному” выводу аккумулятора. Нагрузочная вилка вызывает короткое замыкание на несколько секунд, корпус вилки нагревается, рассеивая полученную энергию от аккумулятора. В этот момент автомобильный аккумулятор подвержен нагрузке – разряду. По величине просадки напряжения определяют исправность аккумулятора. Чем меньше снижение напряжения аккумулятора, тем лучше качество и характеристики аккумулятора. Если напряжение ниже 7В, то батарея неисправна или… и тут есть нюанс. Смотрите ниже.

nagryzochnaya vilka test akb 1024x768 - Как проверить автомобильный аккумулятор

Различают автоматические нагрузочные вилки и ручные. Если автоматические нагрузочные вилки самостоятельно регулируют время нагрузки, то ручные своим именем отражают их суть работы.

Проверять необходимо только полностью заряженные аккумуляторы на заглушенном двигателе. Если тестируется разряженный аккумулятор, то результат будет неверным

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой проводится при определенной температуре и работа аккумулятора в мороз не гарантируется

Нагрузочная вилка имеет одну степень нагрузки и не подходит для батарей с большой емкостью, а небольшие аккумуляторы просаживаются очень сильно. Поэтому если получено значение ниже 7В, проверьте, подходит ли эта нагрузочная вилка вашему аккумулятору?!

Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?

Как мы теперь понимаем измерить напряжение аккумулятора недостаточно, а проверить нагрузочной вилкой не всегда представляется возможным и еще не каждый аккумулятор можно ею проверить правильно. Что же делать?

Примерно 35 лет назад, в недрах компании Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора. А первый прибор был выпущен компанией Midtronics, основатель которой приобрел и успешно применил патент на данную технологию. Тестеры аккумуляторов на основе данных о внутреннем сопротивлении делают анализ состояния пластин аккумулятора и вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ССА – ток холодной прокрутки, тем больше шансов запустить двигатель автомобиля зимой.

tester akb 1024x768 - Как проверить автомобильный аккумулятор

Такая проверка аккумулятора практически лишена проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодной прокрутки аккумуляторов:

Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии

Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда – не нужно ждать

Проверка не разряжает аккумулятор – не нужно его заряжать после проверки

Это полностью безопасно – нет риска короткого замыкания

Количественный анализ аккумулятора, а не только качественный

Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеренного пускового тока – главную характеристику автомобильного аккумулятора, т.е. какой максимальный ток, может отдать этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Нагрузочная вилка дает понимание, как аккумулятор ведет себя под нагрузкой, но ни как – какой силы ток она может отдать.

Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам – подключите к выводам аккумулятора, затем выберете базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) – чтобы тестер сравнил полученное значение и следим за указаниями тестера.

Такие тестеры в настоящее время широко распространены. Есть специальные дилерские прибора, а также и бытовые модели. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так же рынок заполонили низкокачественные китайские поделки.

Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым – эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумуляторе и предупредит Вас о необходимости его замене. Например на фото, новый аккумулятор с базовым значением 540ССА, а вот измеренное значение всего лишь – 427 ССА. Такой аккумулятор обязательно подведет автолюбителя зимой.

Стоит отметить, что есть еще один последний вариант проверки аккумулятора и этот метод тестирования аккумулятора самый правильной, но долгий и затратный.

Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)

Как правило, такой тест применяется только в сервисных (гарантийных) целях и служит он для измерения остаточной емкости аккумулятора. По своему назначению автомобильный аккумулятор – стартерный, т.е. его задача выдать максимальный ток в самое короткое время – ССА (А). Этот параметр мы измерим тестером пускового тока. Второй важный параметр – это резервная емкость аккумулятора. Т.е. это емкость аккумулятора в минутах при условии выхода из строя генератора. Такая емкость отражает примерное время работы автомобиля при неисправном оборудовании. И последний показатель – это электрическая емкость в А*ч. Например 60- 70 А*ч.

proverka akb razryad 432x768 - Как проверить автомобильный аккумулятор

Последние 2 параметра можно измерить нагрузочным устройством стабилизированного тока.

Нагрузочное устройство аккумуляторов проводит разряд аккумулятора. Зная время разрядки и силу тока, измеряется емкость в А*ч или резервная емкость в минутах. Такое тестирование полностью снимает неопределенность состояния аккумулятора. Если аккумулятор имеет маленькую емкость то и ток холодной прокрутки будет очень низкий. Почему нельзя измерить емкость лампочкой? Ответ прост – по мере разряда аккумулятора будет снижаться и напряжение и ток, проходящий через лампочку – лампочка светит все слабее и слабее. Такой разряд не дает никакой полезной информации о емкости аккумулятора – это просто трата времени. Описанные выше методы проверки аккумуляторов справедливы не только для проверки автомобильных аккумуляторов, но и аккумуляторов в источниках бесперебойного питания, тяговых аккумуляторах в погрузчиках и других применениях. Для каждого такого применения есть специализированное оборудование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *