Как понять что пора менять тормозную жидкость
Перейти к содержимому

Как понять что пора менять тормозную жидкость

  • автор:

Когда нужно менять тормозную жидкость

При эксплуатации автомобиля периодически проводят замену технических жидкостей. Это нужно для нормальной работы агрегатов и узлов. Ниже рассмотрим как часто менять тормозную жидкость, для чего это нужно и что будет, если проводить процедуру несвоевременно.

Зачем менять тормозную жидкость

В автомобилях с гидравлической или пневмогидравлической тормозной системой используется специальная жидкость. Она необходима для передачи усилия от рычага управления к исполнительным механизмам (колесным рабочим цилиндрам). У некоторых владельцев автомобилей возникает вопрос, почему нужно менять тормозную жидкость? Для ответа необходимо разобраться, какими особенностями обладает данный материал. Тормозная жидкость автомобиля:

  • Имеет в составе присадки для смазки рабочих механизмов. Поршни цилиндров постоянно перемещаются при работе. Жидкость снижает трение деталей и увеличивает их срок использования.
  • Не замерзает. Противоморозные добавки позволяют использовать транспортное средство при отрицательной температуре. Зимой тормозная система автомобиля работает в штатном режиме.
  • Имеет минимальную гигроскопичность. Состав практически не накапливает влагу. В связи с этим температура кипения не изменяется.
  • Не вступает в реакцию с комплектующими. Герметичность камер цилиндров обеспечивается благодаря эластичным уплотнениям. Жидкость не наносит вреда резине и другим материалам, которые применяются при изготовлении комплектующих.
  • Имеет температуру кипения от 200 до 260 градусов. При торможении детали сильно нагреваются.

Со временем свойства тормозной жидкости ухудшаются. Снижается температура ее кипения, повышается гигроскопичность, ухудшается смазки подвижных деталей. В связи с этим необходимо провести замену материала.

Тормозная жидкость в бочке.jpg

Как определить, что пора менять

Для проверки состояния тормозной жидкости лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Специалисты располагают материально технической базой для выполнения таких работ.

Проверка состояния проводится с помощью специализированных приспособлений или тест полосок. Так мастерам удается определить насколько материал насыщен водой. Такая диагностика позволяет точно понять, что нужно менять тормозную жидкость.

Самостоятельно водитель может определить необходимость замены по нескольким признакам. Для этого не нужно использовать диагностические приспособления. Признаки замены тормозной жидкости:

  • Темный или черный оттенок. Материал имеет чистый, однородный цвет, без помутнений и посторонних включений. Появление черного оттенка свидетельствует об износе эластичных уплотнителей. Мелкие частицы резины попадают в бачок, трубопроводы и другие детали системы. Со временем резина оседает на поверхностях, снижая диаметр проходных отверстий. Это препятствует нормальному прохождению жидкости.
  • Помутнение. Признак может наблюдаться при активном использовании транспортного средства и при его простое. Помутнение свидетельствует об ухудшении состава. В таком случае система будет работать неправильно. Снизится температура вскипания, увеличится трение между подвижными деталями и т.д.
  • Закипание. Водитель может определить повышение температуры по ухудшению работоспособности системы после нескольких резких торможений. Из-за трения колодок об диск или барабан рабочие цилиндры нагреваются. Это приводит к закипанию тормозной жидкости.

При появлении таких признаков владельцу автомобиля нужно обратиться на станцию технического обслуживания. Мастера проведут диагностические мероприятия и при необходимости заменят жидкость.

Через сколько менять тормозную жидкость

Регламент замены у разных марок и моделей автомобилей отличается. Нужно изучить руководство по эксплуатации автомобиля. Как правило, завод изготовитель рекомендует проводить замену не реже чем через 40 000 — 60 000 км пробега. Однако даже если транспортное средство большую часть времени стоит в гараже, замена также необходима. В таком случае ее проводят один раз в два года. Это обусловлено тем, что независимо от условий использования материал накапливает влагу из воздуха. Поэтому с течением времени характеристики ухудшаются.

Кроме этого, может понадобиться внеплановая замена. Ее проводят при:

  • Разгерметизации системы. Порыв шлангов, металлических трубок, эластичных уплотнителей приводит к утечке. После замены сломанной детали нужно восстановить уровень жидкости в бачке и прокачать систему. Так удастся удалить воздух из трубопроводов и полостей комплектующих.
  • Замене рабочих цилиндров, трубок, шлангов и других комплектующих. Это правило не распространяется на детали, которые можно демонтировать без разгерметизации системы. Это колодки, пружины, направляющие суппорта и т.д.
  • Видимом ухудшении работоспособности тормозов. При заливке некачественного материала срок замены тормозной жидкости может быть сокращен. Водитель может определить потребность в проведении процедуры по провалам педали, а также по увеличению тормозного пути.

Также внеплановое проведение процедуры понадобится при наличии сильных загрязнений в бачке. Материал потемнел, на стенках и дне сосуда образовался темный налет. Такие признаки часто свидетельствуют о сильном износе резиновых уплотнителей.

Порядок замены тормозной жидкости

Материал заменяют новым с такими же характеристиками. Смешивание жидкостей, которые принципиально отличаются по составу, недопустимо. При работе важно исключить попадание в систему воздуха. Нарушение этого правила приведет к отказу тормозов и необходимости прокачки. В связи с этим лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Специалисты точно знают как менять тормозную жидкость в автомобиле, и сделают это в соответствии с техническим регламентом. Для самостоятельного проведения работ понадобится наличие инструмента и знаний в ремонте авто. Важно соблюдение последовательности действий.

Подготовка

Перед началом работ нужно подготовить автомобиль. Транспортное средство устанавливают на смотровую яму или эстакаду. Понадобится доступ к штуцерам для прокачки, которые расположены на колесных механизмах, а также к бачку, установленному под капотом.

После установки автомобиля на яму или эстакаду предотвращают самопроизвольное перемещение. Для этого под колеса устанавливают противооткатные устройства.

На этапе подготовки покупают сменный материал. Тип жидкости и ее количество в контурах тормозной системы указывается в руководстве по эксплуатации. Также эту информацию можно найти в интернете. Нужно купить примерно в два раза больше материала, чем вмещают оба контура. Для большинства легковых авто будет достаточно 1 литра.

Инструменты и приспособления

Перед тем как поменять тормозную жидкость в автомобиле подбирают инструменты и приспособления. Их располагают вблизи рабочего места. Так не нужно будет отвлекаться на поиски того или иного приспособления. Для работы понадобится:

  • Прозрачные емкости объемом до 0.5 литра. Можно использовать пластиковые или стеклянные бутылки. Лучше подобрать сразу 4 емкости.
  • Шланги устойчивые к агрессивным веществам. Жидкость быстро разъедает простые резиновые изделия. Поэтому можно использовать силиконовые шланги. Их длины должно быть достаточно для подключения к сливному штуцеру и опусканию в емкость. Как правило, для легковых авто это около 20 см.
  • Большой шприц или груша для откачки. Для удобства на носик шприца устанавливают прозрачный шланг. Это нужно для более простого доступа к содержимому бачка.
  • Гаечный ключ. Размер инструмента подбирают учитывая габаритные параметры штуцера. Нужно учесть, что для работы не подойдет головка с воротком или торцевой ключ. Используют рожковые инструменты.
  • Сухая ветошь. Нужна для устранения подтеков. Тормозная жидкость довольно агрессивна. Она разъедает пластмасс, краску, резину и другие материалы. Поэтому при наличии подтеков потребуется быстро убрать их сухой ветошью.
  • Воронка. Подойдет любая модель. Воронка нужна для аккуратного заполнения бачка новым материалом.

Кроме этого, для работы может быть нужен фонарь, лампа или другой прибор. Это обусловлено тем, что в смотровой яме часто недостаточно дневного света. Лучше позаботиться о возможности подвешивания фонарика.

Порядок действий

Поменять тормозную жидкость в машине можно придерживаясь конкретной последовательности действий. Нарушения, допущенные при проведении процесса, приведут к неправильной работе или даже отказу системы. При работе:

  • Открывают пробку заливной горловины бачка и извлекают отработанный материал. Для этого используют грушу или шприц с установленным на его носик шлангом. На бачок лучше положить сухую тряпку. Так удастся избежать попадания капель на прилегающие поверхности.
  • Заливают новую тормозную жидкость. Бачок заполняют до самой горловины. При этом оставляют его открытым. Чтобы избежать подтеков применяют воронку.
  • Демонтируют пыльники, установленные на штуцерах. Детали представляют собой резиновые колпачки, предназначенные для защиты от попадания мелких абразивных частиц и грязи.
  • Фиксируют силиконовый или резиновый шланг на штуцере. Установка хомутов не требуется. Достаточно того, что шланг будет установлен с натягом. Второй конец опускают в прозрачную емкость. Это нужно для стекания жидкости в сосуд.
  • Откручивают штуцер для прокачки. В связи с тем, что на краю зафиксирован шланг потребуется рожковый гаечный ключ. Полностью демонтировать штуцер не следует. Достаточно 1.5 — 2 оборота. После проворачивания из шланга в емкость начнет поступать жидкость.
  • Дожидаются стекания примерно ¼ объема контура. Нажимать на педаль не нужно. Жидкость будет стекать самостоятельно по принципу сообщающихся сосудов. Из шланга должен начать поступать чистый материал.
  • Заливают нужное количество жидкости в бачок.

Процедуру повторяют для всех колес. При этом контролируют количество материала в бачке. Лучше не допускать понижения уровня меньше середины. Опустошение бачка приведет к попаданию воздуха в главный рабочий цилиндр и далее в трубопроводы. В таком случае потребуется прокачка.

После стекания жидкости штуцер устанавливают в обратной последовательности. Нужно соблюдать усилие затяжки. Прикладывание слишком большой силы приведет к перелому штуцера. Это обусловлено пустотелой конструкцией детали.

Завершающий этап — это установка пыльников. Не следует пренебрегать этими комплектующими. Отсутствие пыльника приведет к попаданию грязи внутрь штуцера. В такое случае прокачка или замена тормозной жидкости в дальнейшем будет затруднительной.

Техника безопасности

При самостоятельном проведении работ нужно учитывать, что тормозная жидкость оказывает отрицательное воздействие на кожу, а также слизистые оболочки. Поэтому потребуется использовать средства для защиты.

При работе в смотровой яме или на эстакаде применяют прорезиненные перчатки и очки. Они предотвращают попадание отработанного материала на открытые участки кожи, а также в глаза.

Что будет если не менять тормозную жидкость

Иногда владельцы авто задаются вопросом, если не менять тормозную жидкость, то что будет? Своевременное обслуживание автомобиля необходимо для нормальной работоспособности систем, механизмов и узлов. Отсутствие замены тормозной жидкости приведет к:

  • Износу поршней рабочих и главного цилиндра. Отработанный материал не обеспечивает нужную смазку подвижных деталей. Поэтому поверхность поршней и цилиндров быстро изнашивается. Появляется выработка, царапины, задиры и т.д.
  • Порыву уплотнительных манжет. В жидкости скапливаются мелкие частицы резины, и металла. Они приводят к ускоренному износу эластичных уплотнителей.
  • Заклиниванию штоков. Загрязнения в жидкости и царапины на поверхностях деталей приводят к застреванию комплектующих. Из-за этого тормозные колодки перегреваются и подвергаются ускоренному износу.
  • Отказу тормозов. Из-за насыщения влагой при резких торможениях жидкость закипает. Из-за этого полость главного цилиндра заполняется воздухом. В отличие от жидкости он легко сжимается. Поэтому при нажатии на педаль штоки рабочих цилиндров остаются неподвижными.
  • Засору каналов, шлангов высокого давления, трубопроводов. Частицы резины и металла скапливаются задерживаясь на поверхностях. Из-за отложений затруднено прохождение жидкости при нажатии на педаль.

Учитывая последствия несвоевременной замены лучше не откладывать на потом данную процедуру. При смене отработанного материала в соответствие с регламентом, установленным заводом изготовителем, удастся снизить риск поломок.

Замена тормозной жидкости автомобиля возможна на станции технического обслуживания или своими руками. Во втором случае потребуется наличие инструмента, средств индивидуальной защиты и знаний по ремонту авто.

Стоимость замены тормозной жидкости на станции технического обслуживания невысока. Она зависит от особенностей конструкции автомобиля. Поэтому лучше доверить замену тормозной жидкости мастерам, имеющим материально-техническую базу для выполнения таких работ.

Признаки того, что пора менять тормозную жидкость

Зачем менять жидкость в тормозной системе? Когда выполнять замену по регламенту? Признаки необходимости залива новой жидкости. Что нужно учитывать?

Тормозная жидкость

Задача тормозной жидкости сводится к передаче давления от главного цилиндра к рабочим колесным. То есть она является важной составляющей в обеспечении безопасности водителя. Учитывая это, к составам предъявляются повышенные требования. Среди них важный пункт – своевременная замена.

Зачем менять жидкость в тормозной системе

Неопытные автовладельцы считают, что важно поддерживать нужный уровень тормозной жидкости. При этом они даже не задумываются о ее полной замене. Однако такая позиция совершенно неверна. Связано это в первую очередь с гигроскопичностью составов. Накапливающаяся в жидкости вода ухудшает ее исходные параметры. То есть она может закипеть при более низкой температуре или замерзнуть в зимние холода. Не стоит забывать и о накоплении в тормозной жидкости продуктов износа, которые также воздействуют на ее свойства. Все это и обусловливает необходимость выполнения полной замены состава в системе.

Когда выполнять замену по регламенту

По регламенту многих автоконцернов заливать новую тормозную жидкость необходимо через каждые 30-60 тысяч километров пробега. Причем наличие АБС или других дополнительных систем на эти показатели не влияет. Сниженный (15 000 км) период замены у спортивных автомобилей. Это связано с высокими скоростными режимами. Время обращения к мастерам также варьируется в зависимости от состава. Жидкости на гликолевой основе могут эксплуатироваться не более двух лет. Они рассчитаны на пробег до 40 000 км. Силиконовые более долговечны. Срок их службы достигает 5 лет. Однако это только теоретические показатели. Главный критерий – изменение цвета жидкости. При помутнении или наличии осадка необходимо срочно обратиться в автомастерскую для выполнения полной замены состава. На СТО для проверки состояния жидкости применяются специальные тестеры. Они определяют процентное содержание влаги.

Основные признаки необходимости залива новой жидкости

  • низкая эффективность торможения при достаточном уровне жидкости. Если содержание воды достигает 3 %, то температура закипания падает на 30-50 °С. Это приводит к накоплению в системе воздуха, образованию пробок. Они и обусловливают ухудшение работы тормозов;
  • истечение срока годности жидкости. В среднем он составляет 2 года. При покупке автомобиля с пробегом специалисты рекомендуют провести замену всех технологических жидкостей, включая тормозную;
  • появление следов коррозионных разрушений на элементах системы. Накапливающаяся вода влияет не только на температурные характеристики, но и обусловливает снижение антикоррозионных показателей;
  • ремонт тормозной системы, замена ее компонентов: шлангов, суппортов и др.;
  • появление в бачке видимых отложений.

Тормозная система

Что нужно знать и учитывать

Существует ряд рекомендаций, придерживаясь которых, можно поддерживать функциональность тормозной системы автомобиля:

  • важно заливать жидкость нужного класса. Лучшее решение – всегда использовать одинаковый состав;
  • приобретать следует свежие жидкости. Тара должна быть надежно закрыта крышкой и дополнительным защитным колпачком;
  • выполнять полную замену следует на специализированных СТО. Это связано с необходимостью прокачки системы для удаления из нее воздуха. В процессе выполнения работ требуется снятие всех колес, что сделать без подъемника сложно. Также имеется ряд нюансов, которые известны профессионалам.

Предложения от SINTEC

Компания Sintec предлагает качественные жидкости классов DOT:

  • 3 NEVA. Состав на гликолевой основе предназначен для использования в отечественных автомобилях. Температура закипания свежей «сухой» жидкости составляет не ниже +230 °С. Совместима с другими российскими составами идентичного класса;
  • 4. Предлагается две жидкости на полигликолевой основе этого класса: SUPER и EURO. Это позволяет удовлетворить запросы владельцев отечественных и зарубежных автомобилей. Составы характеризуются высокими температурными показателями, термической стабильностью и инертностью к резинотехническим и полимерным материалам.

Когда менять тормозную жидкость

Одной из обязательных и первоочередных задач каждого водителя автомобиля является контроль состояния тормозной системы, а также своевременная замена тормозной жидкости. Это во многом поможет обеспечить безопасность для себя, своих пассажиров, а также остальных участников дорожного движения. Многие начинающие и более опытные водители интересуются вопросом, как часто нужно менять тормозную жидкость, чтобы не отклоняться от установленных правил. Заранее стоит отметить, что для каждой машины будут свои графики, но первая необходимость смены жидкости возникает ориентировочно после первых двух лет активного использования.

Зачем менять?

Необходимость регулярной замены расходного вещества для тормозов объясняется особым составом жидкости, а также присущим ей свойствам. Относительно причин, требующих проведения этой процедуры, можно выделить несколько выводов, отвечающих на вопрос, зачем это нужно:

  • Температура кипения вещества ориентировочно равна порядка 200 – 260 градусов Цельсия, но со временем этот порог может быть понижен из-за гигроскопичности. Когда нагрев достигает предела тормозная жидкость буквально выбрасывается в резервный бак, обеспечивая низкий уровень необходимого давления и провал педали тормоза.
  • При продолжительном содержании влаги в составе ТЖ более, чем на 3% наблюдается значительное снижение температуры кипения до 50 градусов Цельсия.
  • Истечение заявленного срока годности также относится к существенным предлогам замены расходника, что поможет не допустить разложения испортившихся компонентов и присадок внутри авто.
  • Разгерметизация тормозной системы считается не менее серьезным поводом для проведения этой процедуры.

Когда менять?

Периодичность замены тормозной жидкости в большинстве случаев для многих марок и типов машин составляет приблизительно 30-60 тысяч совершенного пробега. Если переводить это в сроки, то при активном использовании автомобиля этот пробег будет осуществлен ориентировочно за 2 года. Будет полезно добавить, что оснащение машины дополнительной системы АБС не может повлиять на периодичность и отсрочить установленные рамки.

замена тормозной жидкости

Еще более сокращенные сроки предполагает использование спортивных машин, например, Lamborghini или Ferrari. В них менять тормозную жидкость необходимо практически в два раза чаще, то есть после прохождения первых 15 тысяч километров. Это объясняется существенно более высокими скоростными режимами, которыми характерна езда на подобных транспортных средствах. Перечисленные сроки и сведения стоит рассматривать как приблизительные, ведь есть и другие случаи кроме прохождения пробега, при которых замена так же потребуется. Если цвет жидкости заметно изменился, а в его структуре появился не характерный осадок или помутнение, то провести замену ТЖ нужно, не дожидаясь набора необходимых для графика километров.

Игнорирование установленных сроков, а также использование машины со старым, помутневшим составом, в конечном итоге приведет к серьезным проблемам с тормозной системой, а также повлияет на тормозной путь колес авто. По этой причине цвет мастера относят к одному их наиболее главных показателей, на которые стоит ориентироваться в этом вопросе, хоть он не является единственным. Этот метод больше эффективен для самого владельца автомобиля, а в условиях автомастерских часто применяются специальные тестеры, способные определить процент имеющейся влаги и вывести конкретные сроки на экран.

Если в машине используется ТЖ с гликолевыми компонентами, то для ее смены можно выждать около 40 тыс. км пробега при условии ее надлежащего сохраненного вида. Для силиконовых основ тоже имеются персональные критерии, позволяющие проводить замену раз в 5 лет.

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

002

Два никелированных электрода прибора нужно опустить в исследуемую тормозную жидкость…

003

…и светодиодная шкала покажет состояние «тормозухи»:

004

Устройство питается от одной батарейки АAА и имеет одну-единственную кнопку включения, после которой работает минуту и автоматически выключается для сбережения ресурса батареи. Повторное нажатие — еще одно включение на минуту, и так далее.

005

Проверка на точность

На шкале тестера мы видим 5 светодиодов:

  1. зеленый — 0% воды в жидкости
  2. желтый — менее 1%
  3. желтый — 2%
  4. красный — 3%
  5. красный — более 4%

Точность гаджета неизвестна, а судя по его виду, еще и весьма сомнительна. Давайте выясним, насколько корректны показания безымянной китайской игрушки! Сделать это несложно лабораторным методом. Отмеряем на точных весах строго 50 граммов свежей тормозной жидкости из только что вскрытой бутылки и добавляем в нее по одному проценту (что составляет 0,5 грамма) воду — 1%, 2%, 3%. После добавления каждой порции воды жидкость перемешиваем и проводим замер. Итак, поехали!

Сперва опускаем электроды устройства в заведомо не содержащую влаги тормозную жидкость, налитую из флакона. Устройство предсказуемо показывает 0% воды.

006

После чего берем чистый стакан, ставим его на весы, обнуляем вес тары и отмериваем 50 граммов жидкости, в которую начинаем добавлять по полграмма воды — по одному проценту.

007

Упс… Приобретенный за триста рублей прибор, который мы, откровенно говоря, заведомо считали никчемной игрушкой, показывающей «погоду на луне», раз за разом демонстрировал удивительную точность! Соответствующие светодиоды зажигались СТРОГО в соответствии с реальным процентом воды в тормозной жидкости!

008

Мерить в бачке или в цилиндрах?

Щупы любых приборов для измерения процента воды в тормозной жидкости обычно опускают непосредственно в бачок ГТЦ — ведь поглощение воды тормозной жидкостью происходит, по логике, именно там, где жидкость сообщается с атмосферой через компенсационное отверстие в крышке бачка и при открытии этой крышки. Но опасность накопления воды состоит в первую очередь в том, что она способна закипеть при активном торможении, а закипает она не в бачке и не в ГТЦ, а именно в рабочих тормозных цилиндрах, получающих избыток тепла от колодок и дисков.

Соответственно, возникает вопрос — а каков процент воды в области тормозного цилиндра по сравнению с процентом в бачке? Иными словами, если менять жидкость по показаниям прибора, измеряющего процент воды, то откуда наиболее корректно брать пробу — из бачка или из цилиндра? Спросим у специалистов известных компаний, производящих тормозные жидкости!

При срабатывании тормозной системы, конкретно при растормаживании колес, тормозная жидкость возвращается в бачок и перемешивается с его содержимым. Таким образом, влага извне попадает во всю тормозную систему, и измерять её количество в бачке, а не в цилиндре, вполне корректно. Тем более, что средства измерения количества воды являются не точными приборами, а скорее индикаторами. Особая точность в таких измерениях не нужна.

Дмитрий Рудаков
глава технического отдела Liqui Moly

Поступление воды в тормозную жидкость происходит не только вследствие сообщения бачка тормозной жидкости с атмосферой, но также еще и через манжеты и уплотнительные кольца. Интенсивной циркуляции тормозной жидкости в системе не происходит, в отличие, например, от системы охлаждения автомобиля, и поэтому, конечно, более правильно отбирать жидкость как можно ближе к исполнительным элементам тормозной системы автомобиля. Однако это избыточно трудоемкий процесс, и в принципе, можно ограничиться отбором пробы из бачка тормозной жидкости. Полученный при тестировании результат с достаточной степенью точности можно распространить на весь объем тормозной жидкости, находящийся в системе.

Алексей Лунин
инженер-технолог «Тосол-синтез»

Полевые испытания… и итоги

После того, как мы убедились в достаточно высокой точности тестера и получили напутствие от экспертов, переходим к реальным измерениям.

Первое, что проделываем — замеряем жидкость, стоявшую около года в распечатанной, начатой, но туго закрученной бутылке. Результат — 0% воды. Это полезная информация, ибо во многих источниках встречаются рекомендации не хранить сколь-либо существенное время начатые бутылки с «тормозухой», выбрасывая остатки после доливки или замены.

Следующий замер — в бачке дряхлого «уазика», стоящего у автора этой статьи на вялотекущей реставрации. Года полтора назад в нем была заменена полностью вся тормозная система, включая все рабочие цилиндры, ГТЦ, трубки и шланги. После чего была залита свежая жидкость и тормоза прокачаны. С тех пор машина стоит в гараже, проехав в лучшем случае несколько километров. Результат — 0% воды.

Еще одна проба — в тормозном бачке автомобиля ВАЗ, в котором с год назад также была заменена вся тормозная система до единого элемента и заправлена свежей «тормозухой». Но этот автомобиль, в отличие от предыдущего, эксплуатируется, хотя и нечасто. Результат — 1% воды.

Теперь берем два Volkswagen Polo, у которых в тормозной системе родная, ни разу не менянная жидкость. Первый — возрастом 3 года и с пробегом 18 000 км, и второй — возрастом 1,5 года, но с пробегом 24 000 км. В этих машинах мы провели замер качества жидкости сперва в бачках ГТЦ, а затем в пробах, слитых из цилиндров передних суппортов. Итак, забор пробы тормозной жидкости из бачков главных тормозных цилиндров. Прибор показывает норму в обеих машинах. В суппорте полуторагодовалой машины с пробегом 24 000 км — также норма:

009

А вот у машины, пробег которой меньше, но возраст недавно перевалил за 3-летний рубеж, прибор стабильно зажег желтый светодиод, что говорит о наличии одного процента влаги:

011

1% — это по-прежнему в пределах нормы, но, тем не менее, получается, что влага, абсорбированная тормозной жидкостью, склонна со временем оседать вниз и скапливаться в рабочих цилиндрах. А значит, забор проб из цилиндров путем слива из прокачанных штуцеров — более корректен, нежели измерения в бачке. Если предположить разницу в процент, то когда в бачке прибор еще покажет терпимые 2%, в цилиндрах могут оказаться все 3%. Не фатально в большинстве случаев, конечно же, но все-таки…

При этом видно, что жидкость, отработавшая три года, не только не достигла опасного уровня содержания влаги, но и не несет в себе продуктов износа цилиндров, поршней и манжет — она достаточно прозрачна и чиста, и явно не нуждается в замене в ближайший год, а то и два.

PS

Подытожить же можно так. Как всегда непогрешимый и безупречный Капитан Очевидность резюмирует, что если менять тормозную жидкость раз в два года в независимости от пробега, то вы гарантированно исключите все проблемы, с ней связанные, а поэтому все вышеприведенное можно было и не читать. При такой стратегии иметь в арсенале прибор для оценки качества «тормозухи» совершенно необязательно — выброшенные деньги.

Однако если ваш стиль — использовать все по максимуму, не преумножая энтропию нашей явно нездоровой Вселенной потребления, а также имеется желание тщательно контролировать сервисменов, обслуживающих автомобиль, то недорогой тестер тормозной жидкости можно и приобрести. Тем более, что точность, продемонстрированная им, заслуживает безусловного уважения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *