Из чего состоит сабвуфер автомобильный
Перейти к содержимому

Из чего состоит сабвуфер автомобильный

  • автор:

Что такое сабвуфер

Акустические системы, которые предназначены для того, чтобы воспроизводить звуковые частоты в пределах от 20 до 120 Гц, называются сабвуферами. Принцип работы данного устройства заключается в преобразовании электрических сигналов в акустические. Когда потенциальные потребители задают вопрос о том, что такое сабвуфер, то представленного выше объяснения порой недостаточно. По этой причине специалистам приходится более детально описывать технические характеристики представленного устройства.

Виды устройства:

  • Активные;
  • Пассивные.

На самом деле не так уж и сложно объяснить, что такое активный сабвуфер, ведь он представляет собой модель, включающую в свою конструкцию усилитель мощности, а также активный кроссовер. Такие устройства способны получать и преобразовывать в последствие сигналы, относящиеся к линейному уровню. Активные сабвуферы без проблем могут подключаться между самим источником сигнала, а также широкополосной АС. Данный вид подключения называется специалистами сквозным. Соответствующие сабвуферы довольно часто обладают дополнительными возможностями для того, чтобы подстраиваться к конкретным условиям использования. Речь в данной ситуации может идти о крутизне среза, регулировке АЧХ, положении точек среза самого кроссовера и т.д.

Что такое сабвуфер

Довольно распространенные автономные активные сабвуферы характеризуются тем, что объединяют в одной конструкции не только сабвуфер, обладающий разделительным фильтром, но и очень качественный по своей конструкции функциональности усилитель мощности. Данный вид сабвуфера наделен линейными входами, которые служат для осуществления подключения к очень важному с технической точки зрения предварительному усилителю. Также в конструкцию входят линейные выходы. Они издают сигнал, который поступает к усилителю мощности. Для удобства использования автономные модели включают в свою конструкцию еще и специальный регулятор, который предназначен для управления сигналом сабвуфера. Частота разделения также в подавляющем большинстве случаев регулируется на устройстве.

Абсолютно логично автомобилисты задаются вопросом о том, что такое пассивный сабвуфер, который также является весьма популярным среди покупателей. Следует понимать, что такие модели состоят не только из корпуса, но также и динамика. Это позволяет им без особых проблем осуществлять подключение к усилителю мощности. Если говорить максимально просто, то пассивный сабвуфер представляет собой одну или даже несколько НЧ-головок, которые были размещены в корпусе. Эти головки необходимо подключать к внешнему усилителю.

Существует сразу несколько вариантов, благодаря которым осуществляется подключение пассивного вида сабвуфера. Одна из наиболее известных схем предусматривает подачу сигнала со стороны стереоусилителя. В дальнейшем те самые сигналы поступают не только на сабвуфер, но и на самые основные громкоговорители. Справедливости ради следует отметить, что такой вариант подключения является далеко не самым желательным. Дело в том, что эта схема предусматривает подачу выходного сигнала от усилителя мощности на вход самого сабвуфера. Это обстоятельство приводит к тому, что разделительный фильтр занимается удалением низких частот из сигнала. Основные громкоговорители в последствие получают уже отфильтрованный сигнал.

Типы акустического оформления

Что такое сабвуфер

Самым простым видом акустического оформления сабвуфера является традиционный закрытый ящик, но этот вариант однозначно не является единственным. Довольно известным типом является фазоинвертор. На одной из стенок сабвуфера в таком случае содержится туннель с четко определенным диаметром и длиной. Практически идентичным вариантом является пассивный радиатор. Тем не менее, этот тип акустического оформления содержит в себе вместо туннеля дополнительным динамиком. Правда, он не оснащен магнитной системой и звуковой катушкой. Еще одним очень интересным вариантом является лабиринт. Задняя стенка такого сабвуфера предназначена для работы на зигзагообразный звуковод.

Закрытый ящик представляет собой вид конструкции, который не предусматривает наличие дополнительных излучателей. Ящик является полностью герметичным, а на одной из его стенок располагается низкочастотный динамик. В зависимости от его оформления может варьироваться качество итогового звучания.

Бандпасс. Этот тип оформления является фазоинверторным ящиком. В середине данной конструкции установлена специальная стенка, разделяющая между собой камеры, которые отличаются разными объемами. Что касается динамика, то он располагается непосредственно на перегородке между камерами. Сразу же следует отметить, что такая конструкция характеризуется достаточно высоким КПД своей работы. Что касается названия Бандпасс, то его происхождение легко объяснить. Дело в том, что такой корпус без проблем может значительно ограничивать частотную характеристику, которой обладает сабвуфер.

Отличительные черты автомобильных сабвуферов

Досконально зная о том, что такое активный и пассивный сабвуфер, становится ясно, что подобные устройства могут быть установлены не только в транспортных средствах, но и в доме. Правда, разница заключается в процессе установки. Домашние модели очень легкие в плане монтажа, но в случае с автомобильными аналогами необходимо соответствовать определенным требованиям. Не случайно водители активно интересуются тем, что такое сабвуфер автомобильный и его основными техническими свойствами. Данные модели отличаются небольшими объемами, благодаря чему они без проблем размещаются в багажнике.

Основные проблемы

Перед тем, как узнать о том, что такое активный сабвуфер автомобильный, необходимо рассмотреть определенные теоретические проблемы, которые в последствие могут возникать. В первую очередь следует отметить необходимость использовать дополнительной электроники. Изначально достаточно низким может быть и качество звучания басов. Безусловно, важно знать и о том, что такое пассивный сабвуфер автомобильный, но вероятные недостатки ни в коем случае не стоит игнорировать. К примеру, не во всех ситуациях звучание представленного устройства может совпадать с самыми основными громкоговорителями. Эти и другие чисто теоретические недостатки лучше узнать заранее и минимизировать вероятность возникновения в процессе эксплуатации.

Довольно распространенной проблемой также является ситуация, при которой сабвуферы вынуждены воспроизводить в ходе своей работы довольно глубокие басы. За счет качественной управляемости эта цель все же достигается, но повышается уровень чувствительности устройства. Такая ситуация приводит к тому, что большинство сабвуферов звучат несколько медлительно или преувеличенно. Не является редкостью потеря важных деталей.

Не стоит также забывать о том, что сабвуферы в определенных ситуациях способны наполнять транспортное средство низкочастотной энергией. В результате внутри машины происходят многие резонансные явления. Для того, чтобы избежать таких последствий, необходимо уделить особое внимание правильности размещения сабвуфера внутри автомобиля. Если упустить этот факт, то появится высокая вероятность того, что так называемые «музыкальные результаты» будут находиться на далеко не самом высоком уровне. Если установить одновременно два сабвуфера, то можно несколько смягчить проблему, связанную с возбуждением частот автомобильного салона.

Причины слышимости сабвуфера, а не баса

Наиболее качественные сабвуферы характеризуются отсутствием вибрации корпуса. Тем не менее, достаточно часто стенки корпуса также излучают звук. С вибрацией также вполне могут сталкиваться другие элементы и панели. В результате призвуки становятся еще более высокочастотными. Бывает так, что проблема возникает банально из-за того, что настройка фильтров усилителя была произведена с некоторыми ошибками.

Кроме всего прочего нежелательные призвуки вполне могут являться логичным следствием завихрения воздуха. Специалисты отчетливо знают, что при довольно низких частотах ход диффузора в большинстве случаев является весьма значительным. При воздействии высоких температур он вовсе может достигать нескольких сантиметров. Понятное дело, что в такой ситуации движение воздуха будет очень существенным, а это уже приводит к его завихрению.

Производитель сабвуфера должен обладать положительной репутацией и хорошими отзывами. В противном случае потребители рискуют приобрести сабвуфер, корпус которого характеризуются некачественной сборкой. Именно поэтому перед покупкой сабвуфера его необходимо очень внимательно изучить. Все без исключения панели устройства должны быть подогнаны таким образом, чтобы в полной мере отсутствовали даже минимальные щели. Как известно, самое минимальное отверстие автоматически будет негативно сказываться на итоговом звучании.

Разница между активным и пассивным сабвуфером

Механизм работы автомобильного динамика предполагает обязательное наличие усилителя мощности. В базовых комплектациях автомобилей эту роль выполняет встроенный в головное устройство усилитель малой мощности, которого достаточно для работы салонных динамиков на определённом уровне громкости. Ввиду иных конструктивные и технических особенностей сабвуферного динамика, встроенный в головное устройство усилитель не способен его «раскачать», поэтому появляется необходимость в дополнительном усилителе мощности.

В общих формулировках, отличие между активным и пассивным сабвуфером заключается исключительно в наличии этого самого дополнительного усилителя мощности. Активным можно назвать сабвуфер с усилителем мощности , пассивным же называют сабвуфер без усилителя мощности . Если из активного сабвуфера извелекается усилитель, то он становится пассивным, ровно как и пассивный сабвуфер становится активным при добавлении усилителя. Из этого вытекает, что активный сабвуфер — это готовая к установке система, а пассивный сабвуфер — промежуточное звено.

Но всё же принято различать конструкции «Пассивный сабвуфер + внешний усилитель» и «Активный сабвуфер со встроенным усилителем». В рамках производства с конвейера сходят три модификации сабвуфера — отдельный сабвуферный динамик, сабвуферный динамик в корпусе и сабвуферный динамик в корпусе со встроенным в конструкцию усилителем мощности. Сам по себе сабвуферный динамик и сабвуферный динамик в корпусе — это пассивные элементы, для работы которых требуется внешний усилитель мощности. И добавляя к этим пассивным элементам усилитель мы и получаем связку «Пассивный сабвуфер + внешний усилитель». Активный сабвуфер — это заведомо корпусная конструкция, в которой предусмотрен и усилитель мощности. Под усилитель в активной конструкции предусмотрен некий объём, который, как правило, также закрыт стенками.

Дополнительно стоит упомянуть, что активные сабвуферы делятся на обычные корпусные и компактные. И если любой корпусной сабвуфер (будь то пассивный или активный) может поместиться исключительно в багажном отделении легкового автомобиля, то компактный активный сабвуфер может быть установлен под сиденье автомобиля, то есть займёт объём неиспользуемой ниши.

И если ответить на вопрос об отличиях между пассивным и активным сабвуфером достаточно просто, то выяснить какой из них лучше вряд ли получится, так как это зависит исключительно от пожеланий автовладельца и структуры имеющейся аудиосистемы. Минус, обусловленный текущей ситуацией, может оказаться плюсом в другой ситуации. Можно только описать ряд ситуаций, когда тот или иной вариант будет предпочтительней.

Чтобы занимал минимум места

Когда пакеты из магазинов и картошка с дачи важнее. Определённо активный компактный, который можно спрятать под сиденье автомобиля. Результат непредсказуем.

Чтобы подешевле

Когда хочется чтобы было, но с минимальными затратами. Определённо активный корпусной, но без оглядки на остальные параметры. Результат очень даже может огорчить, но это не точно.

Чтобы хороший, но не очень дорого

Когда не хочется копаться в низших ценовых категориях. Либо недорогой пассивный с усилителем, либо корпусной активный. Здесь можно добиться хорошего результата.

Чтобы помощней

Птички разлетаются, бабки разбегаются. Определённо пассивный. Массивная корпусная конструкция и соответствующий усилитель. Главное, чтобы хватило места в багажнике.

Чтобы немного баса добавить

Когда не хватает совсем немного. Здесь предпочтение лучше отдать небольшому корпусному активному сабвуферу. Можно рассмотреть и компактный вариант, но опять может не хватить.

Самый хороший сабвуфер

Такого нету. Ровно настолько, насколько нет слова «нету». Всё очень индивидуально. И даже если нравится практически всем, то не факт, что понравится вам. И наоборот.

Золотая середина

Когда хочется нащупать некую середину. Необходимо выбрать некий компромисс между мощностью, качеством, размером и ценой, и тогда решить будет намного проще.

Получается, что если разговор о мощности, то предпочтение стоит отдавать пассивной конструкции, если о компактности, то активной, если о ценовом аспекте, то скорее активной, чем пассивной, а если о качественной составляющей, то скорее пассивной, чем активной.

Посмотреть список активных сабвуферов можно здесь. Пассивные сабвуферы расположились тут. А обычные сабвуферные динамики оказались там. А если у вас остались какие-нибудь вопросы, то задайте их нашему специалисту по телефону.

Типы и характеристики автомобильных сабвуферов

У автомобильных сабвуферов выделяют несколько типов, заметно отличающихся друг от друга по ряду особенностей. Также имеется довольно много характеристик и моментов, которые характеризуют физические особенности и комплектацию. Ниже постараемся кратно описать основные отличия и пояснить некоторые нюансы.

Типы автомобильных сабвуферов

Сабвуферный динамик — динамик без корпуса. Не готовая к работе система, так как сабвуферный динамик не будет играть без внешнего усилителя мощности. Данный динамик может быть установлен в открытый объём (free-air установка), либо под динамик будет изготавливаться корпус. Free-air установка, как правило, производится в полку багажного отделения, когда объёмом для динамика выступает весь багажник. В итоге сабвуфер не басит, а гудит, хотя кто-то и пытается добиться именно такого результата. Также под динамик может быть изготовлен корпус с установкой в багажное отделение автомобиля. Практически к любому сабвуферному динамику имеются данные по объёму и характеристикам корпуса, в котором он будет отдавать оптимальное звучание. Корпуса могут встречаться двух типов — трапеция и стелс (stealth). В первом случае корпус получается трапециевидной формы, как и подавляющее большинство заводских корпусов. Здесь можно «поиграть» размерами и объёмом, чтобы получить более индивидуальное звучание. Во втором случае корпус изготавливается с использованием объёма некой ниши, к примеру, объёма крыла багажника. В случае корпуса стелс можно добиться компактности, хотя многое будет зависеть от характеристик динамика и имеющегося объёма. Сабвуферный динамик — это большая вариативность, так как ассортимент позволяет выбрать динамик абсолютно в любой ценовой категории с любыми характеристиками. Но хоть динамики стоят и дешевле, чем корпусные собратья, но не стоит забывать, что ещё потребуется усилитель, корпус (опционально) и провода.

Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : нет
Места установки : багажное отделение
Мощность : любые показатели
Плюсы : большой выбор и вариативность результата
Минусы : много действий для получения нужного результата
Для работы надо : внешний усилитель, корпус (опционально), провода, установка

Пассивный сабвуфер — динамик в корпусе различного типа. Не готовая к работе система, так как для работы требуется внешний усилитель мощности. Отдельный сабвуферный динамик также можно назвать пассивным элементов (только без корпуса), но сейчас под пассивной конструкцией мы будем понимать сабвуферный динамик в заводском корпусе. Объём и характеристик корпуса для нас заданы производителем, поэтому мы получаем некий конкретный результат. Корпуса могут быть различных типов, что будет влиять на выдаваемый бас (об это отдельно в «Типах корпусов»). Пассивные сабвуферы всегда устанавливаются в багажное отделение (разговор о легковом автомобиле), так как их конструкция достаточно массивная. Чаще встречается конфигурация с одним сабвуферным динамиком в корпусе, но могут встречаться варианты с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент пассивных сабвуферов очень большой и можно выбрать нужный абсолютно в любой ценовой категории. Чем более мощный сабвуфер, тем более массивным будет корпус, что может отпугивать некоторых покупателей, которые хотят сохранить объём багажника для других нужд. Но при покупке пассивного сабвуфера можно получить мощный и качественный бас. Не стоит забывать, что для работы пассивного сабвуфера требуется внешний усилитель мощности и провода.

Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : любые показатели (кроме самых заоблачных)
Плюсы : можно получить качественный и мощный бас
Минусы : массивность конструкции
Для работы надо : внешний усилитель, провода, установка

Активный сабвуфер — динамик в корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Под активным сабвуфером мы будем понимать сабвуферный динамик и усилитель в полноценном корпусе, а не компактном (подобные сабвуферы мы вынесем в отдельный тип). Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Активные сабвуферы в полноценных корпусах всегда устанавливаются в багажное отделение легковых автомобилей. Чаще в конструкции присутствует один динамик, хотя встречаются варианты с двумя, и даже тремя динамиками. Конструкция активных сабвуферов также довольно массивна, хотя разработчики стараются добиться более компактных размеров, чем у пассивных конструкций. Ассортимент активных сабвуферов значительно уступает ассортименту пассивных сабвуферов, а в особенности ассортименту отдельных сабвуферных динамиков. Практически не встречаются активные сабвуферы в самых низких (так как в конструкции есть динамик, корпус и усилитель) и самых высоких ценовых категориях (в этом нет никакого смысла, так как проще рассмотреть сабвуферы других типов). При сопоставимых условиях активный сабвуфер практически всегда будет уступать пассивному в качестве и мощности звука. Хорошие активные сабвуферы есть, но они не будут дешёвыми. Основным преимуществом активного сабвуфера является то, что не надо докупать усилитель мощности, а в комплекте иногда идут провода. Для работы активного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.

Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1, 2 или 3
Мощность : средние показатели
Плюсы : усилитель в комплекте, более компактная конструкция
Минусы : довольно дорогие, невысокая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка

Компактный сабвуфер — динамик в компактном корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Компактными сабвуферами мы будем называть те же самые активные сабвуферы, но которые располагаются в максимально компактных корпусах. Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Компактные сабвуферы — единственный вид сабвуферов, который может быть установлен не только в багажное отделение легкового автомобиля. Чаще он устанавливается под сиденье автомобиля, на спинку заднего ряда сидений или в какую-нибудь неиспользуемую нишу. Компактные сабвуферы представлены как с одним, так и с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент компактных сабвуферов не очень большой. Основным преимуществом подобных сабвуферов являются как раз-таки минимальные размеры, которые позволяют установить сабвуфер максимально компактно. Основные недостатки компактных активных сабвуферов — они довольно дорогие и маломощные (слимовый сабвуферный динамик, минимальные размеры корпуса, встроенный усилитель). Подобный сабвуфер можно рассмотреть в случае, если хочется добавить в систему совсем немного басов. Для работы компактного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.

Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : под сиденье, на спинку, в нишу, в багажник
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : низкие показатели
Плюсы : максимально компактная конструкция
Минусы : высокая цена, низкая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка

Характеристики и особенности сабвуферов

Диаметр сабвуферного динамика

Размер сабвуферного динамика в сантиметрах и/или дюймах. Чем больше диаметр диффузора, тем, как правило, более мощным является сабвуфер (на это влияют и некоторые другие конструктивные особенности). Чем больше диаметр диффузора, тем более габаритный корпус для динамика требуется. Самые распространённые размеры — 8″ (20 см), 10″ (25 см) и 12″ (30 см). Большинство сабвуферов с диаметром меньше 8″ — это активные сабвуферы, почти все сабвуферы с диаметром 15″ и выше — это сабвуферные динамики.

Мощность сабвуфера (RMS)

Допустимая мощность сабвуфера (RMS), при которой за 1 час не произойдёт физического повреждения динамика. Производители недорогих сабвуферов пытаются концентрировать внимание не на показателе RMS, а на показатели пиковой мощности (PMPO), который не имеет никакого отношения к реальности. В итоге на коробке большим шрифтом может красоваться «Мощность 1500 Вт», а по факту сабвуфер будет выдавать 200 Вт. Стоит опираться именно на показатель RMS, под который и подбирать усилитель мощности. Мощность большинства компактных активных сабвуферов составляет 70-150 Вт, мощность большинства корпусных активных сабвуферов составляет 100-250 Вт, мощность большинства пассивных сабвуферов составляет 150-500 Вт, а мощность сабвуферных динамиков находится в широком диапазоне (от 100 до 10.000 Вт). Для обычной системы с качественным и в меру мощным басом достаточно сабвуфера с мощностью 200-300 Вт.

Тип корпуса сабвуфера

Существует три основных разновидности корпусов для сабвуферных динамиков. Закрытый корпус — динамик закреплён на одной из стенок корпуса, а сам корпус полностью герметичен (то есть динамик играет в герметичный объём). Данная конструкция позволяет получить достаточно плотный бас, но динамик может играть менее мощно (в сравнении с другими конструкциями), так как ход диффузора динамика будет затруднён. Облегчить движение можно увеличением размера корпуса, но это не самый правильный шаг при ограниченном объёме багажника автомобиля. Именно для этого существуют другие типы корпусов. Фазоинверторный — динамик также закреплён на стенке корпуса, который имеет отводной порт (щель или труба). Это позволяет получить более мощный, но более размытый бас. Bandpass — внутренний объём корпуса разделён перегородкой, на которой закреплен сабвуферный динамик, а сам корпус имеет отводной порт (щель или труба). Таким образом достигается ещё более мощный, но и более размытый бас. Последняя конструкция встречается крайне редко.

Частотный диапазон сабвуфера

Это граница частот, которую воспроизводит динамик. Сабвуфер затрагивает только самый низкий частотный диапазон (басы). Верхняя граница этого диапазона мало кого интересует, так как она режется в зависимости от частотного диапазона салонных динамиков, а вот нижняя представляет интерес, так как демонстрирует то, насколько низко может играть сабвуфер.

Количество динамиков сабвуфера

В рамках одного корпуса может находиться один и более динамиков. В подавляющем большинстве случаев в корпусе находится один динамик, иногда встречаются конструкции с двумя динамиками (как пассивные, так и активные), и крайне редко в одной конструкции могут располагаться три динамика. Увеличение количества динамиков логичным образом сказывается на размере корпуса, в котором они находятся, поэтому наиболее габаритные конструкции могут занять очень много места в багажном отделении, либо вообще туда не влезть. Естественно, увеличение количества динамиков сказывается и на мощности, так как увеличивается количество излучающих элементов.

Сопротивление сабвуфера

Полное электрическое сопротивление переменному току. От сопротивления сабвуферного динамика и количества звуковых катушек (обмоток звуковой катушки) зависит выбор усилителя под динамик и схема подключения к усилителю. При наличии у динамика только одной звуковой катушки с определённым сопротивлением, будет необходимо подбирать усилитель, который при таком же сопротивлении на канал выдаёт мощность, сопоставимую с RMS динамика. Пример. Если динамик в 4 Ом выдаёт 200 Вт, то и усилитель на 4 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если динамик в 2 Ом выдаёт 200 Вт, то усилитель именно в 2 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если сабвуферный динамик имеет две звуковых катушки (обмотки звуковой катушки), то он может быть подключён на половину сопротивления одной обмотки, либо же на сумму сопротивлений обеих обмоток. Если у обмоток сопротивление 4+4 Ом, то динамик может быть подключен на 2 Ом (половина сопротивления одной обмотки) и 8 Ом (сумма сопротивлений двух обмоток). Если сопротивление 2+2 Ом, то на 4 Ом или на 1 Ом. Для понижения сопротивления используется параллельная схема подключения, которая позволяет увеличить мощность динамика. Для повышения сопротивления используется последовательная схема подключения, которая понижает мощность динамика, но снижает уровень нелинейных искажений. При одной звуковой катушке сопротивление сабвуферного динамка практически всегда составляет 4 Ом или 2 Ом. Количество динамиков с другим сопротивлением крайне мало. При наличии двух обмоток катушки чаще всего встречаются следующие показатели — 2+2, 4+4, 1+1. Чем ниже сопротивление динамика (а у некоторых динамиков оно стремится к нулю), тем более соревновательным становится сабвуфер.

Чувствительность сабвуфера

Чувствительность — это показатель звукового давления при подаче сигнала с определённой мощностью. Обычно измерения проводятся на расстоянии в 1 метр при подаче мощности в 1 Вт и напряжении, соответствующем сопротивлению динамика.

Высокоуровневый вход

Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Может потребоваться в том случае, если подключение внешнего усилителя производится к заводскому головному устройству, которое не снабжено линейными аудиовыходами. Данная оказия разрешается весьма просто, а именно покупкой и установкой дополнительного преобразователя сигнала. Но так как стоимость хорошего преобразователя с установкой сравнима со стоимостью недорогих усилителей мощности, то многие предпочитают приобретать усилители с высокоуровневыми входами. При подобном подключении внешний усилитель перекладывает функцию усиления на свои плечи, высвобождая от этой роли встроенный в магнитолу усилитель. Бытует мнение, что при подобном подключении ухудшается качество звучания, так как на усилитель приходит уже усиленный сигнал от головного устройства. Это имеет место быть, но будет заметно только в случае построения очень дорогой SQ системы.

Регулятор баса

Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Наличие внешнего регулятора баса, позволяющего дистанционно регулировать уровень сабвуфера. Обычно устанавливается в переднюю часть автомобиля для непосредственного управления водителем.

Комплект проводов для сабвуфера

В комплекте некоторых активных сабвуферов предусмотрен набор проводов и аксессуаров для подключения. Комплектные провода нельзя назвать очень хорошими, но их вполне достаточно для нормальной работы сабвуфера. Если провода в комплекте не предусмотрены, то для установки потребуется их приобретение.

Размеры сабвуфера (ширина, высота, глубина, диаметр)

Габаритные размеры корпусного сабвуфера. Пассивные и активные сабвуферы часто имеют трапециевидную форму (под наклон спинки заднего ряда сидений), поэтому верхний глубинный размер меньше нижнего глубинного размера. Иногда в характеристиках указываются оба размера, а иногда только больший из них. В свойстве «Глубина» указан больший глубинный размер. Если конструкция корпуса выполнена в виде цилиндра или призмы, то для таких сабвуферов указаны «Диаметр корпуса» и «Глубина корпуса».

В нашем интернет-магазине вы можете купить и установить:
► сабвуферные динамики
► пассивные сабвуферы
► активные сабвуферы
► компактные сабвуферы
Получить консультацию и сделать заказ можно у наших менеджеров.

Всё о сабвуферах: их типы и особенности установки

Нет такого меломана, который хотя бы раз в жизни не задумывался о приобретении сабвуфера. Как и нет звукорежиссера, который мог бы представить себе концерт без акустики данного типа. Прочитав нашу публикацию, вы узнаете некоторые полезные факты о сабвуферах: особенности конструкции, правила установки, нюансы их настройки и многое другое. Цель данной статьи дать основную информацию о данном типе акустических систем.

Дословно слово «сабвуфер» означает «сверх низкочастотный динамик». Этот термин используется для описания любой акустической системы, в конструкции которой есть низкочастотный излучатель. Если другими словами, то «сабвуфер» — это громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие звуки, которые не способна передать стандартная широкополосная акустика.

Где и для чего используется сабвуфер?

В большинстве своем фонограммы современной музыки имеют ярко выраженное звучание в низкочастотном спектре, этот спектр музыки наиболее важен для передачи музыкальной энергетики, драйва. Именно по этой причине для качественного воспроизведения современных профессиональных записей требуется сабвуфер. Данный тип акустики кроме сцены, так же нашел свое применение в ночных клубах, домашних кинотеатрах, автомобилях.

Следует так же отметить, что качественные акустические системы воспроизводят звук во всей полосе частот и не способны озвучить только самый низкий частотный диапазон. Вот для этого используют сабвуферы. В наше время часто сабвуфер используют в качестве mid-басового компонента системы, что не совсем верно. Ведь Суб бас это скорее дополнение к вашей аудиосистеме. Сабвуфер лишь придает НЧ звучанию необходимый объем и бархатистость, как соль и пряности, которые мы добавляем приготавливая пищу.

Конструктивные особенности сабвуферов

Слух молодого здорового человека способен улавливать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. С возрастом границы этого диапазона сужаются, и человек начинает слышать немного хуже, именно в высокочастотном диапазоне. Это связано с тем, что в отличии от низких звуков, высокие имеют более короткую звуковую волну и малую собственную энергию, по этой же причине воспроизвести высокие частоты намного проще чем низкие.
В наши дни среднечастотная и высокочастотная акустика конструктивно близка к своему совершенству. Для воспроизведения НЧ излучателем частотного диапазона от 20 до 400 Гц требуется более габаритный и массивный диффузор, который в добавок, должен иметь высокую механическую жесткость, обеспечивающую устойчивость к изгибанию. Применение диффузоров большого диаметра позволяет увеличить сопротивление и сжимаемость воздуха. Конструктивной особенностью НЧ динамиков является использование мощной катушки индуктивности, что значительно увеличивает вес конструкции.

Из-за большой мощности, подводимой к низкочастотному динамику, требуется быстро и эффективно отводить тепло от звуковой катушки и усилителя. Источник питания нужен мощный и качественный, что в свою очередь влияет на стоимость. До сих пор нерешаемыми остаются проблемы, связанные с резонансами, возникающими из-за наложения отраженных и прямых волн. Причиной появления интерференции служит большая длинна НЧ волны сопоставимая с размером помещения и самого корпуса акустики.

Во избежание этих проблем низкочастотная акустика нередко размещается в отдельном корпусе. Конструктивно активный сабвуфер очень простой: кубический корпус, НЧ головка и усилитель способный воспроизводить звук в диапазоне частот 20 — 500 Гц.

Изучив конструкцию сабвуфера можно прийти к одной немаловажной истине: чем больше динамик, тем обьемнее и мощнее бас. Из-за того, что диффузор находящийся внутри корпуса сабвуфера имеет достаточно большой диаметр, низкочастотная акустика всегда имеет большие размеры.

Виды сабвуферов по типу усиления

Все сабвуферы по типу усиления можно разделить на два вида: активные и пассивные. Первые, оборудованы усилителем мощности и специальным фильтром, отсекающим звук за пределами рабочего диапазона. Пассивные сабвуферы состоят из корпуса и динамика. Они требуют наличия внешнего усилителя.

dB Technologies SUB 15D

Характеристики
  1. Частотный диапазон, измеряющийся в герцах, является одной из важнейших характеристик сабвуфера. Данный диапазон для удобства разделяют на несколько октав:
  2. Самый низкий бас 20-40 Гц,
  3. Средние басы 40-80 Гц,
  4. Высокие басы 80-160 Гц.

Даже самые бюджетные модели воспроизводят диапазон от 40 до 200 Гц. А частоту от 20 Гц способны воспроизвести только топовые модели акустики.

  1. Частота раздела кроссовера — это верхний диапазон работы сабвуфера и он же — нижний диапазон СЧ- НЧ излучателя.
  2. SPL (Максимальное звуковое давление) – Maximum Pressure Level это пиковая давление, которое способен обеспечить сабвуфер.
  3. Чувствительность динамика (дБ) – динамики с большей чувствительностью меньше нагружают усилитель и способны выдать большее звуковое давление.
  4. Диаметр НЧ-динамика.

Типы акустического оформления суб басов

Конструктивные особенности оформления корпуса сабвуфера существенно влияют на его акустические свойства. Акустическое оформление НЧ головки сабвуфера разделяют на следующие основные типы:

  • Закрытый,
  • С фазоинвертором,
  • С полосовым фильтром.

HH Electronic VRS-118A

Сабвуферы с закрытым корпусом имеют самую простую и самую эффективную конструкцию. Из достоинств конструкции можно выделить:

  1. Отсутствие утечки воздуха наружу а значит и звука,
  2. Глубокий бас,
  3. Ровная амплитудно-частотная характеристика,
  4. Низкий уровень искажений.

К недостаткам сабвуферов типа «закрытый ящик» можно отнести:

  1. Низкий коэффициент полезного действия (КПД),
  2. Большой вес и габариты.

Park Audio SW128 MkII

У сабвуферов фазоинверторного типа имеется специальное отверстие в корпусе, через которое часть воздуха выходит наружу. В это отверстие зачастую вставлена трубка определенной длинны. Иногда их бывает несколько. Подбор длинны трубки позволяет настроить правильную резонансную частоту фазоинвертора. Иногда порт фазоинвертора выполнен в виде щели. Это позволяет сделать корпус более компактным. Такой тип фазоинвертора часто применяют в студийных мониторах.
В процессе усиления низких частот важную роль играет акустический резонанс и его главная частота, на которой ноты звучат значительно громче остальных. Правильная настройка резонансной частоты фазоинвертора позволяет получить больший КПД колонки и красивый, бархатный бас. Очень часто резонансную частоту определяют не верно, из-за чего появляется много проблем. Во избежание ошибок при расчете руководствуются следующим правилом: «Частота резонанса фазоинвертора должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым фазоинвертором».

Достоинства сабвуферов с фазоинвертором:

  1. Благодаря большому ходу, диффузор может иметь небольшие размеры и обеспечить достаточно низкий звук,
  2. Высокое звуковое давление,
  3. Высокий КПД.

Недостатки:

  1. Для его правильной настройки нужно обладать знаниями в электроакустике и уметь настраивать задержки между СЧН_ВЧ трактом и суб басом,
  2. Такая конструкция вносит в звук большое количество искажений.

Сабвуфер с полосовым фильтром (часто такая конструкция называется bandpass) имеет признаки как фазоинверторного, так и закрытого корпуса, тем самым унаследовав их достоинства и недостатки. Его ящик разделен перегородкой на две ровные части, одна из которых имеет фазоинвертор, вторая представляет собой закрытый обьем. Данная конструкция позволяет повысить уровень звукового давления, но при этом уменьшает диапазон воспроизводимых частот. Сабвуферы такого типа очень компактны и с успехом применяются в закрытых помещениях.

Корпус громкоговорителя с туннельным типом акустического оформления. (Разрез)

Самым редким типом акустического оформления сабвуфера является «лабиринт», его работа основана на акустических резонансах. Акустика с данным типом оформления сложна в производстве, готовые изделия стоят намного дороже аналогов.

Достоинства сабвуферов с акустическим оформлением «Лабиринт»:

  1. КПД выше чем у закрытого типа, но равен фазоинверторному,
  2. Минимальное количество вносимых искажений (в сравнении с фазоинвертором)

Недостатки:

  1. Высокая стоимость,
  2. Сложность настройки

Корпус с пассивным излучателем изнутри

Сабвуфер с пассивным излучателем (так же обозначается как PAS) – довольно новый тип акустического оформления, в качестве пассивного резонатора в нем используется неподключенный дополнительный громкоговоритель. Таким образом, имея всего один канал усиления, вы получаете вдвое большую площадь излучения, благодаря суммарной площади двух диффузоров.

Достоинства сабвуферов с пассивным излучателем:

  1. Меньшие габариты в сравнении с закрытым типом,
  2. Отсутствие посторонних и резонаторных звуков.

Недостатки:

  1. Большая потеря мощности,
  2. Низкая чувствительность динамика,
  3. Массивный пассивный излучатель негативно влияет на передаточную характеристику.

Как правильно расположить сабвуфер?

Обычно сабвуферы устанавливают на полу, перед сценой или под ней, прямо под акустической системой или за ней. Есть модели подвесных сабвуферов, которые крепятся к монтажной раме, позволяя собрать кластеры из НЧ и широкополосных кабинетов и обеспечивая ровное звуковое поле. Иногда целесообразно расставить все НЧ кабинеты в центре в виде моно кластера, в другом случае их располагают слева и справа от сцены, прямо под широкополосными кабинетами.

В последние годы широко распространен метод кардиоидного расположения сабвуферов. Он основан на точно рассчитанном взаимном расположении суб басов и позволят управлять суммарной направленностью массива из сабвуферов, изменяя уровни сигнала определенных групп элементов массива. Это дает возможность устранить эффект гребенчатого фильтра, (попросту говоря, обеспечить равномерный бас без перепадов давления) и направить энергию суб басов только вперед, или вперед и в стороны, в зависимости от геометрии озвучиваемого пространства. Эта же технология позволяет практически полностью убрать звук, идущий от суб баса назад, что обеспечивает максимальную передачу звуковой энергии вперед и получить почти тишину на сцене. Другими словами, звук от суб баса не мешает исполнителю на сцене.

Кардиоидное расположение сабвуферов

Одна из главных проблем, связанных с применением сабвуферов, это неправильно рассчитанная задержка сигнала между широкополосными колонками и суб басом. На слух это ощущается как размытое звучание в СЧ диапазоне и малую отдачу в низах. Упрощенно говоря, вам необходимо чтобы звук суб баса и широкополосной системы доносился до слушателя строго в одно и то же время.

Самый простой способ достичь этого это передвигать сабвуфер вперед –назад относительно широкополосного кабинета, и таким образом найти место, в котором вы получите наибольшую отдачу в НЧ диапазоне, и разборчивое звучание. Для более точной настройки задержки лучше воспользоваться акустических процессором и специальным программным обеспечением, которое позволяет при помощи микрофона точно определить фазы сигналов от разных источников звука и правильно их скорректировать.

Виды взаминого расположения сабвуферв и широкополосной акустики

Расположение сабвуферов в виде моно кластера позволяет значительно уменьшить их количество. Из недостатков такого способа можно выделить:

  1. Обрезание нижней части акустического пространства для увеличения площади покрытия звуком увеличивает звуковое давление на передних рядах.
  2. Разница в звуковом давлении между первыми и последними рядами может достигать 26 Дб.

Взаминое расположение сабвуферов и линейного массива

Применение сабвуферов с линейными массивами

Между сабвуферами и линейными массивами появляется задержка в небольшом диапазоне частот в общем спектре вблизи частоты раздела кроссовера. Для того, чтобы устранить задержку нужно компенсировать временную задержку тем самым синхронизировав их. Но синхронизация не решает данную проблему, так как задержка у передних и последних рядов может значительно отличаться.

Опираясь на физические законы логично будет расположить сабвуферы на одной высоте с линейными массивами. Таким образом, у нас получится устранить задержки, выровнять АЧХ и убрать частотные искажения, но взамен придется пожертвовать эффективностью работы сабвуферов. Данный компромисс позволяет получить однородную звуковую картину в области частоты среза кроссовера.

Как выбрать сабвуфер?

Мы подготовили для вас несколько простых правил, руководствуясь которыми, можно выбрать хороший сабвуфер:

  1. Дороже – чаще значит лучше. Не старайтесь сэкономить, ведь вложенные средства окупятся качественным звуком и годами эксплуатации.
  2. Покупайте сабвуфер чуть большей мощности, чтобы иметь запас. Это позволит вам использовать вашу звуковую систему на 50-60% мощности и получить качественное звучание без искажений.
  3. Всегда выбирайте усиление для сабвуфера с хорошим запасом. Помните: катушка динамика чаще сгорает при работе со слабым усилителем. В следствии перегрузки слабого усилителя на его выходе появляется огромное количество искажений сигнала, и его постоянная составляющая легко повредит катушку вашего диффузора. Напротив: усилитель большей мощности заставит лишь интенсивнее двигаться диффузор, не причинив ему вреда. Многочисленные испытания доказывают верность этого постулата. Его верность вы можете проверить, внимательно изучив характеристики активных моделей сабвуферов. Иногда мощность усилителя может в 2-2.5 раза превышать мощность динамика.
  4. Не все зависит от вашей широкополосной акустики. Чем мощнее сабвуфер, том больше площади он способен наполнить звуком. К тому же, сабвуфер имеет большую энергию, чем СЧ+НЧ кабинет.
  5. Чем уже диапазон работы сабвуфера, тем более эффективно вы будете использовать мощность усилителя и получите качественный бас. Хотя, в некоторых случаях необходимо больше «открыть» верхний диапазон саба, обеспечив тем самым лучшую атаку в mid-басовом спектре.
  6. Очень желательно, что бы сабвуфер имел следующие регуляторы: Level, Frequence и Phase. Это позволит вам легко и просто настраивать его.

Заключение

Несмотря на большой выбор сабвуферов и их узкую специализацию, перед покупателем стоит нелегкий выбор. Перед тем как купить сабвуфер следует определиться с бюджетом, требованиями по весу и габаритам, техническими характеристиками предмета покупки. Подумайте о том, где чаше всего вы будете его использовать. Какого размера ваше помещение? Оно всегда одно и тоже, или вам приходится работать в разным местах? Как часто вам придется работать на улице? Ведь в этом случае вам нужно иметь хотя бы двукратный запас по мощности. Вы планируете работать стационарно, или в гастрольном варианте? Лучше активные или пассивные модели? Где вы установите ваш суб бас? Под сценой, или по бокам от нее.

Размеры колонки должны позволять вам установить ее в нужном месте. Часто пол сцены делают настолько низким, что под него невозможно установить суб бас. Тип воспроизводимой музыки. Ведь классическая музыка, рок, лаунж или клубные треки имеют совершенно разную музыкальную составляющую. Поэтому и подходы к озвучиванию должны быть разными. Определитесь с типом и количеством необходимых суб басовых кабинетов, с размером их динамиков. Если вы планируете часто переезжать с места на место, обратите внимание, имеет ли выбранная модель транспортировочные колеса. В случае если ваши средства ограничены – не расстраивайтесь, выбирайте то, на что у вас хватает денег. Это будет ваш первый опыт. Не бойтесь экспериментировать получайте новый опыт и всегда стремитесь к лучшему!

Понравилась статья? Напишите комментарий к ней и получите 5% скидки на звуковое оборудование до конца этого месяца!

Отзыв должен содержать 3-5 предложений по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *