Сульфатация аккумулятора как устранить
Перейти к содержимому

Сульфатация аккумулятора как устранить

  • автор:

Сульфатация аккумулятора

Если бы нас попросили назвать главную причину поломок аккумулятора, мы бы в первую очередь рассказали про сульфатацию, которая неизбежно происходит в каждом АКБ. Из-за нее аккумулятор не только не запустит двигатель, но и не сможет проработать дольше двух часов с включенными фарами.

Но есть и приятные новости: этот процесс можно существенно замедлить, если эксплуатировать АКБ правильно. Поэтому сегодня мы обсудим, что такое сульфатация и как ее избежать, чтобы аккумулятор работал, как можно дольше.

Что такое сульфатация пластин?

Сульфатация пластин

Для начала необходимо вспомнить о физико-химическом процессе, происходящем в аккумуляторе. При разряде активная масса с пластин преобразуется в сульфат свинца, который оседает на поверхности решеток и выглядит, как тонкая пленка из кристаллов.При заряде происходит обратная реакция, благодаря которой сульфат растворяется.

Но если аккумулятор регулярно подвергается глубокому разряду, пластины сильно “обрастают” налетом и перестают выполнять свою функцию. Из-за этого АКБ теряет свою емкость без возможности восстановления.

Таким образом, сульфатация — это процесс, в результате которого на электродах аккумулятора появляется монолитный налет из сернокислого свинца.

Причины появления сульфатации

Как было сказано ранее, глубокий разряд — это движущая сила сульфатации. Но на деле источников появления налета на пластинах намного больше:

  • использование концентрированной серной кислоты. Некоторые автомобилисты пытаются “растопить” налет на пластинах, добавляя в АКБ серную кислоту. Это категорически нельзя делать, так как повышение концентрации кислоты в электролите наоборот усугубит оседание сульфата.
  • частые короткие поездки в холодное время года. В таких условиях аккумулятор заряжается медленно, что рано или поздно приводит к глубокому разряду.
  • высокая температура воздуха. Летом АКБ работает при температуре выше 60 градусов, что ускоряет процесс сульфатации. Поэтому и зимой, и летом мы рекомендуем держать аккумулятор с максимальным уровнем заряда.
  • дефект электролита. Нарушение состава электролита из-за неправильного обслуживания (долив обычной воды, загрязнение раствора, долив кислоты в большом объеме).
  • хранение АКБ без заряда. Химические реакции в аккумуляторе происходят и в отключенном состоянии, поэтому разряженные устройства постепенно теряют свою емкость. А, следовательно, продолжается и сульфатация пластин, которая протекает очень быстро из-за отсутствия заряда.

Признаки сульфатации АКБ

Так как большая площадь поверхности банок от нас скрыта, определить сульфатацию на начальном этапе сложно. Но все же владельцы обслуживаемых моделей могут открутить пробки и визуально оценить наличие белого или серого налета на пластинах. С необслуживаемыми и малообслуживаемыми аккумуляторами внешний анализ состояния недоступен, но и проблема сульфатации для них не так актуальна.

Какие признаки сульфатации мы можем выделить:

  • После полного заряда аккумулятора двигатель не запускается с первого раза. Это значит, что актуальной емкости АКБ просто не хватает. Вы даже можете поставить небольшой опыт: при таком состоянии аккумулятора включите фары на 10 минут, и вы увидите, как он мгновенно разрядится.
  • Аккумулятор начинает закипать спустя 20-50 минут после начала зарядки и набирает “полный” заряд быстрее обычного.
  • Проступающий белый налет на поверхности АКБ.
  • Плотность электролита не повышается или повышается незначительно при заряде.
  • Быстрое падение емкости аккумулятора под нагрузкой или контрольными замерами.
  • При заряде нормальным током аккумулятор быстро нагревается, и начинается газовыделение.

Как устранить налет на пластинах в аккумуляторе

Сульфатация является естественным процессом при химической реакции, поэтому нет способа, который поможет избавиться от нее навсегда.

При обратимой (мягкой) сульфатации вам достаточно держать аккумулятор в заряженном состоянии, контролировать уровень плотности электролита и уровень емкости устройства. Все остальное за вас сделает обратная реакция при заряде АКБ во время движения автомобиля.

Конечно, существуют “народные” методы десульфатации своими руками. Как правило, они связаны с разной методикой заряда аккумулятора: заряд малыми токами, заряд реверсивным током, организация контрольно-тренировочных циклов, заряд импульсным током большой величины, и т.д.. Но все они не имеют научно подтвержденных результатов и требуют наличия опыта в области, а, следовательно, в неумелых руках могут привести к порче аккумулятора и другим неприятным последствиям.

Однако, есть профессиональные устройства, которые помогают решить проблему сульфатации. Это импульсные зарядно-десульфатирующие устройства, в основу работы которых заложен заряд реверсивным током — чередование импульсов заряда и разряда. Но стоимость такой установки намного выше, чем покупка нового аккумулятора.

Поэтому регулярное обслуживание и контроль за состоянием АКБ — это самый надежный и простой метод защиты от необратимой сульфатации.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Что такое сульфатация пластин аккумулятора: причины и последствия

Рано или поздно любой автовладелец сталкивается с такой проблемой, как сульфатация пластин аккумулятора. Давайте разберемся, что же это такое, почему это происходит с аккумулятором и к чему это может привести.

Любые аккумуляторные батареи работают по принципу двойной сульфатации. Дело в том, что при разряде батареи пластины взаимодействуют с электролитом, в результате это ведет к падению плотности электролита. А при зарядке батареи в пластинах аккумулятора происходят обратные процессы, что ведет к повышению удельной плотности электролита. На сульфатацию пластин аккумулятора автомобиля вам укажет повышенное напряжение аккумулятора в начале разряда, а также обильное газовыделение.

Причины сульсификации

К сульфатации пластин вашего аккумулятора чаще всего могут привести следующие причины: разряженное состояние аккумулятора, слишком высокая температура или ее частые колебания, слишком низкое разрядное напряжение, а также чересчур большие разрядные токи. Очень важно соблюдать температурный режим и не допускать перегрева пластин аккумулятора. Потому что при ней процессы сульфатации и обратный процесс происходят быстрее. Но особенно опасны частые колебания температуры хранения пластин аккумулятора, потому как химические реакции со временем будут происходить неравномерно, что приведет к быстрому износу и порче аккумулятора. Для предотвращения сульфатации пластин аккумулятора, лучше не эксплуатировать их в режиме заряд-разряд выше, чем на 75-80% от номинала емкости аккумулятора. Это позволит аккумуляторной батарее быстрее восстановить емкость и перейти в режим заряда. Очень опасно оставлять свинцовый аккумулятор в постоянном разряженном состоянии, так как это способствует началу процессов сульфатации в его пластинах.

Последствия сульфатации

Объем пластин вашего аккумулятора сильно увеличивается. Дело в том, что при сульфатации сами пластины вашего аккумулятора занимают гораздо больший объем в емкости, чем в обычном заряженном состоянии. Сама пористость пластин его уменьшается, а их толщина, наоборот, увеличивается. Все это может привести к деформации и разрушению пластин. Засульфатированная батарея быстро разряжается и в некоторых сложных случаях даже может его привести к деформации корпуса самого вашего аккумулятора.

Емкость аккумулятора постепенно уменьшается. Химические процессы, происходящие в аккумуляторе при его сульфатации, постепенно сокращают площадь самой поверхности его пластин, обязательно покрытую активными веществами. И поэтому емкость такого аккумулятора постепенно сокращается.

Внутреннее сопротивление самого аккумулятора растет. В результате падает напряжение на вашем аккумуляторе при попытке его разрядить и зарядить, а также сам аккумулятор гораздо быстрее перегревается и сульфатируется.

Поэтому, чтобы не допустить и максимально отсрочить наступление сульфатации пластин аккумулятора, соблюдайте правила его эксплуатации и аккумулятор прослужит вам очень долго!

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Прочитав эту статью Вы узнаете, как можно избавиться от сульфатации пластин автомобильного аккумулятора. Но прежде чем мы раскроем перед вами все секреты, давайте узнаем, что же такое сульфатация?

Сульфатация — это процесс, в результате которого поверхность аккумуляторных пластин покрывается сернокислым крупнокристаллическим свинцом в виде белого налета. Говоря более простым языком – это окисление и кристаллизация. В конечном итоге, сульфатация становится причиной проблем с зажиганием, и батарея выходит из строя.

Чтобы выявить сульфатацию, необходимо открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть контактные пластины и источник аккумулятора. Коричневатые образования на «минусе» и «плюсе» — это и есть первичные признаки сульфатации. Разбухание, появление белых пятен, а также любое изменение внешнего вида пластин аккумулятора говорит о сульфатации.

Сульфатация повышает сопротивление внутри аккумуляторной батареи. Этот процесс способствует быстрому закипанию батареи, и приводит ее в негодность.

Методы десульфатации пластин аккумулятора

Первый метод, это ручной способ, при котором можно избавиться от сульфатации пластин. Необходимо произвести полную зарядку аккумулятора, довести плотность электролита до 1,285 г/см3, при этом доливая электролит немного более высокой плотности — 1,4 г/см3.

Чтобы уменьшить плотность электролита, добавьте дистиллированную воду. После полной зарядки, батарею нужно начать разряжать, подключив к ней лампу накаливания мощностью в 5 ампер: довести напряжение батареи до 10.2 В (что соответствует напряжению в 1.7 В в каждой отдельной банке батареи).

Именно такая процедура может спасти батарею от замены. Ее минус является то, что, во-первых, Вам потребуется какое-то зарядное-устройство, а во-вторых необходимо будет постоянно контролировать параметры аккумулятора. Если необходимо, повторите процесс зарядки-разрядки еще пару раз.

Для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей лучше использовать импульсные устройства серии Зевс. Данные устройства обеспечивают заряд аккумулятора полностью в автоматическом режиме.

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №1

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №2

Второй метод автоматический. В этом случае, все что Вам понадобится, это приобрести зарядно-десульфатирующее устройство серии Зевс-Д и запустить на нем соответствующий метод. В этом случае устройство сделает все самостоятельно в автоматическом режиме.

В этом устройстве, для проведения десульфатации применяется заряд-разряд аккумулятора методом реверсивных токов.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной его эксплуатации долгое время.

В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-разрядные и десульфатирующие устройства различных характеристик.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
  • Разработано зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов
  • Промышленная мебель и оборудование для производства
  • Критерии выбора зарядного устройства
  • Выбор сварочных материалов
  • Ремонт автомобильного редуктора

Сульфатация аккумулятора

Сульфатация

Каждому автомобилисту знакома ситуация, когда его автомобиль перестает заводиться из-за неисправности аккумуляторной батареи. Незнающий водитель в таком случае попросту покупает новую АКБ, а старую, отслужившую не такой уж большой срок – выкидывает или сдает в пункт приема лома. Стоит ли это делать? Причин выхода из строя «сердца» электрооборудования транспортного средства множество. Зачастую основной причиной поломки источника питания является сульфатация пластин. Подобная проблема проявляется ярко, ведь двигатель не запускается даже при полном заряде АКБ, а включенные фары разряжают батарею всего за какие-то пару тройку минут.

Что такое сульфатация пластин аккумулятора

Сульфатацией называются процессы, приводящие к покрытию пластин батареи сернокислым свинцом, происходящие в процессе разряда источника питания. Схема Электролит в АКБ состоит из двух составляющих: дистиллированной воды и серной кислоты. В процессе зарядки расходуется вода, а пластины покрывают свинец (минусовая) и окись свинца (плюсовая). При обратном процессе (разрядке) расходуется уже кислота, а пластины покрываются сульфатом свинца. Сульфат свинца на пластинах новых аккумуляторов никак не влияет на их работоспособность, ведь естественные циклы разрядки и подзарядки сопровождаются и химическими реакциями в результате которых образуются небольшие отложения молекул. Однако, в случае нештатных ситуаций, молекулы преобразовываются в кристаллы, вырастая и зачехляя пластины, нарушая их нормальное функционирование. Это происходит из-за уменьшения рабочей площади элемента устройства, как следствие это приводит к снижению емкости батареи. Небольшие кристаллы, которые образуются при незначительной разрядке растворяются. Большие же кристаллы, появляющиеся при нулевом заряде, уже не могут расщепиться и остаются на пластинах даже при максимальном заряде устройства. Банка

Причины сульфатации аккумуляторной батареи

  • Сильная разрядка. При падении заряда до минимальной отметки пагубные процессы практически неизбежны. Последствия приобретают катастрофический характер уже после двух-трех сильнейших разрядов.
  • Холодное время года. Стоит отговориться, что АКБ не боится морозов как таковых. Однако, при минусовых температурах и незначительной продолжительности поездок батарея не успевает нагреться. Это приводит к тому, что ухудшается качество подзарядки устройства, а энергии на завод двигателя транспортного средства зимой требуется намного больше. Эти приводит к образованию налета на пластинах.
  • Жара. Удивляться тому, что жара вредит автомобильному аккумулятору не стоит. Подкапотное пространство ограничено и заполнено практически под завязку различными агрегатами. В таких условиях и при жаркой погоде температура вокруг АКБ возрастает до семидесяти градусов, что ускоряет сульфатацию.
  • Добавление в электролит концентрированной кислоты, а также «концентрата» электролита приводит к тем же последствиям, что и воздействие на аккумулятор высоких температур.
  • Хранение в разряженном состоянии. Так как пластины обрастают кристаллами вследствие сильной разрядки, хранить «посаженую» батарею на протяжении длительного периода времени нельзя. Многие автомобилисты грешат этим и, поставив автомобиль на стоянку, несут домой разряженный аккумулятор, где он стоит больше полугода. Если по прошествии двенадцати месяцев замерить заряд аккумулятора, то он покажет менее сорока процентов от первоначального своего значения.

Пластины

Как устранить сульфатацию

Устранение сульфатации максимально эффективно, если владелец авто вовремя определил нежелательные процессы. Как же это сделать? Для начала нужно осмотреть аккумулятор. Если у него имеются крышки банок, то он обслуживаемый и их нужно просто вывернуть, чтобы заглянуть внутрь. В случае наличия на пластинах отложений, автолюбитель обязательно их заметит, ведь контраст между чистыми ярко-серым свинцом и белыми кристаллами разительный.

В том случае, если аккумулятор необслуживаемый, то выявить проблемы можно по косвенным признакам. Снижение функциональности устройства, сильное кипение электролита и быстрый разряд, свидетельствует о том, что нужно принимать меры. Кроме того, важно обратить внимание на емкость, она не должна резко снижаться.

Процедура по нейтрализации сульфатации называют десульфатацией. Ее можно осуществлять как с помощью химических веществ, так и тока. Первый метод не пользуется популярностью ввиду его трудоемкости и необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов, а вот током аккумуляторы «лечат» многие.

Расположение пластин

Высокая амплитуда импульсного тока возбуждает электроны на поверхности пластины. Отложения сульфата свинца от такого воздействия убираются. Для проведения подобной процедуры необходимо специальное устройство, которое может быть изготовлено, как в кустарных условиях, так и куплено в магазине. Стоимость последних очень высока, что делает их покупку нецелесообразной, особенно на последней стации сульфатации батареи.

Важно! Высокоамплитудный ток может сбить активную массу АКБ, что только снизит емкость устройства.

Безопасным, но более длительным методом разбития сульфатации является многократная зарядка батареи малым током. Все, что потребуется – зарядное устройство с предусмотренными регулировками. Ток выставляется на отметке четырех сотых от базовой емкости аккумулятора. Зарядка производится на протяжении десяти часов при напряжении 14 вольт. После двенадцатичасовой передышки процедура повторяется как минимум три раза. Каждый цикл увеличивает плотность и чистит пластины.

Можно воспользоваться еще более времязатратным способом. Сначала необходимо зарядить АКБ обычным способом, а затем, слив электролит, залить в банки дистиллированную воду и заряжать устройство на протяжении двух недель. После этого проверяется плотность электролита. За счет разложения налета на пластинах, дистиллированная вода превращается в электролит с низким содержанием кислоты. Его опять нужно слить и повторит процедуру. Восстановлением можно считать незначительное изменение показателя плотности после зарядки. Завершающим этапом становится заправка батареи электролитом и его зарядка при нормальных условиях.

Испорченная батарея

Как уменьшить сульфатацию батареи

Помимо десульфатации, важное значение в продлении срока службы батареи имеет профилактика. Она позволяет снизить интенсивность нежелательных процессов и достичь нормального использования аккумулятора на протяжении семи лет. Профилактика включает в себя следующие действия:

  • Хранение АКБ должно производиться отдельно от транспортного средства в заряженном состоянии;
  • Отслеживание уровня электролита;
  • Зарядка батареи должна сопровождаться контролем плотности электролита;
  • Осуществление разряда и заряда батареи раз в шесть месяцев.

Рабочий аккумулятор – одна из основных деталей транспортного средства, позволяющая его эксплуатировать. От ее состояния зависят не только нервы автолюбителя, но и размеры его кошелька.

Остались вопросы по сульфатации пластин или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *