Почему уаз отказался от дизельного двигателя
Перейти к содержимому

Почему уаз отказался от дизельного двигателя

  • автор:

Дизельный УАЗ. Причины провала и перспективы

Когда я писал свой текст о УАЗе рестайлинга 2017 года, я как-то вообще мало затронул тему дизельного мотора, и сделал я это только по тому, что его сейчас невозможно купить. Видимо по причине слабого спроса, Новые УАЗ Патриот и УАЗ Пикап перестали комплектовать дизельным двигателем ЗМЗ-51432.10 CRS.

В среднем выходило так, что дизельные Патрики, стоили на 100 000 рублей дороже, чем версии с бензиновым мотором ЗМЗ-40905.

Но вся правда в том, что дизель нужен этой машине, так как он единственный силовой агрегат, который нормально тащит не самый легкий кузов уазки, поведение автомобиля на бездорожье заметно лучше, так как весь крутящий момент, равный 270 Н*м двигатель выдает в диапазоне с 1300 об/мин по 2800 об/мин, что заслуживает только похвалы.

Я ездил на дизельных патриках всего раза три, не более, и всегда эти машины отличались в поведении от своих бензиновых собратьев. И отличались разумеется исключительно в положительную сторону.

Но в чем же дело, почему люди сторонились дизеля? Секрет неудачи мне ведется как раз в модернизациях. Мотор ЗМЗ-51432.10 CRS является модернизированным ЗМЗ-5143.10 и разница заключается в том, что Заволжский Моторный Завод, в погоне за экологией, экономичностью и максимальным КПД, повесили на новый мотор топливную аппаратуру Bosch Common Rail, в виду чего мотор стал менее ремонтопригодным, а если и ремонтопригодным, то только узлами, которые стоят не дешево, а еще более капризным по чести качества топлива, которого у нас хорошего отродясь не было.

Когда старый мотор ЗМЗ-5143.10 с мехвническим ТНВД распределительного типа VE, старыми мазутниками был изучен вдоль и поперек, с ним знали, что делать и это все мало кого пугало на самом деле. Машины с этими моторами проехали достаточно сотен тысяч километров, и ездят по сей день, чтобы сделать выводы о их надёжности … нет не так, ремонтопригодности…

Конечно были с этим мотором ряд проблем, в виде проблем с приводами ГРМ и ТНВД, малый ресурс маслонасоса, порывы топливной магистрали ТНВД, и даже такой хардкор как трещины в ГБЦ.
Часть проблем заводом была исправлена, а часть так и перешла к новому мотору, и к этим проблемам добавилась чертовщина с непосредственным впрыском, постоянные метаморфозы с давлением топлива ну и ряд других механических неисправностей.

Казалось бы, мотору поставили Бошевские форсунки, ТНВД, рампу, свечи накаливания, мозги… разбавили это все китайским турбокомпрессором, а машина все ровно не блещет надежностью.

Ходит упорный слух, что в конце 2017 года, у нас опять появится дизельный УАЗ, и он будет комплектоваться либо индийскими моторами Mahindra mHawk, либо китайскими Yuchai YC4Y.

Мне одному эта идея кажется не самой хорошей? Если уж ЗМЗ сложно построить мотор, для автомобиля, который сейчас позиционируется как семейный, городской и для активного отдыха, от которого на первых парах будет достаточно того, чтобы он хотя бы не ломался, то почему нельзя использовать проверенный ГАЗом мотор Cummins ISF2.8? Да, машина станет дороже, но она и будет надежней. К тому же КПД мотора Cummins выше, да и топливная экономичность у него куда приятней.

Вот с этим мотором УАЗ Патриот поедет… но и стоить, наверное, будет около 1,3 миллиона рублей, если уже сейчас максималка с 409 мотором стоит почти 1,2… когда как китайский пикап Foton Tunland, ввезённый по полной пошлине, с дизельным мотором Cummins ISF2.8, трансмиссией Getrag и задним редуктором DANA продаются у очень редких дилеров Foton по цене от 1.4 миллиона рублей. Где логика?

Обидно, господа, обидно.

Данный пост ни провокация, ни слезы о том, как все плохо, это лишь просто мои умозаключения, почему у нас не пошел дизельный УАЗ. Лично я считаю, что такие машины должны быть исключительно с дизельными моторами. Ведь это одни плюсы: проходимость на бездорожье, возможность грузить машину и прицеп, топливная экономичность и высокий КПД двигателя… Для пикапа – это основные показатели утилитарности. А утилитарность для таких машины – превыше всего.

На УАЗ «Патриот» появится «автомат» и вернется «дизель»

На ульяновский внедорожник «Патриот» будут ставить долгожданный «автомат» с начала 2019 года. Об этом официально заявил глава автоконцерна Sollers (УАЗ входит в его состав) Вадим Швецов в рамках Восточного экономического форума.

«Следующее обновление «Патриота» у нас — «автомат». Он должен появиться в течение нескольких месяцев, в первой половине следующего года», — цитирует Швецова ТАСС. Топ-менеджер отметил, что это будет гидромеханическая коробка французской фирмы Punch.

«Эта компания была поставщиком GM, отличная 6-ступенчатая «гидромеханика». Она очень хорошо подошла нам, уверен, что продукт будет пользоваться спросом», — подытожил глава Sollers.

Тем самым подтвердились слухи о внедрении автоматической трансмиссии для «Патриота».

Ранее сообщалось, что в марте следующего года внедорожник опционально получит 6-ступенчатый «автомат» от французской фирмы Punch Powertrain. Работать новая коробка будет в паре с бензиновым 2,7-литровым двигателем ZMZ-Pro мощностью 150 л.с., он дебютирует на обновленном УАЗ «Патриот» 2019 модельного года. Первый серийный внедорожник сойдет с конвейера уже 20 сентября.

Примечательно, что и другой отечественный автопроизводитель, Горьковский автозавод (ГАЗ), тоже выбрал для «ГАЗели Next» АТ 6L50 производства компании Punch Powerglide.

Кроме того, Швецов поделился еще одной важной новостью. Моторная гамма УАЗ «Патриот» вновь пополнится дизелем. Причем двигатель точно будет иностранного производства — от дизельного ЗМЗ-514 (2,1 л, 114 л.с.), который предлагался для «Патриота» в 2011-2016 годы, решили окончательно отказаться. Его признали неудачным и вдобавок не смогли довести до экологических норм Евро-5.

Какой новый дизельный двигатель выберет УАЗ для внедорожников семейства Patriot, неизвестно. Но в свое время «ульяновцы» примеряли на «Патриот» китайские Cummins ISF 2.8 и BAIC Yuchai YC4Y 2,2 л, японский Isuzu 2.8 4GB1, а также индийский Mahindra mHawk EV 2,2 л.

Стало известно, когда УАЗ «Патриот» получит новый дизель и вернет «автомат»

УАЗ уже рассказывал, что проводит дорожные испытания «Патриота» с новым двигателем — двухлитровым дизелем. Генеральный директор Ульяновского автозавода Алексей Спирин, рассказал «Известиям», когда данные модификации поступят в продажу, также поделившись подробностями о «Патриоте» с автоматической трансмиссией.

Пресс-служба УАЗа

«Патриот» получит дизель, производство которого компания «Соллерс» начала 10 июля 2023 года в ОЭЗ «Алабуга». Характеристики мотора пока не раскрыты, но аналогичный агрегат на Sollers Argo выдаёт 130 л.с. и 285 Нм. Производство включает все ключевые технологические операции: литьё, поковку, механическую обработку базовых деталей двигателя, сборку и контрольные испытания, также предусмотрена локализация поршневой группы у российских поставщиков.

Как и «Арго», «Патриот» с двухлитровым дизелем будет работать с 6-ступенчатой МКП — такая версия выйдет на рынок в 2024 году. По словам Спирина, внедорожник также получит модификацию с автоматической трансмиссией, которая появится в 2025 году.

Дизель для «Патриота» — мотор разработки китайской компании JAC, партнёрство с которой «Соллерс» расширил за счёт организации сборки пикапов на бывшем заводе Mazda во Владивостоке.

Дизельный UAZ Patriot и три известных буквы

От списка «косяков» дизеля ЗМЗ-514 можно схватиться за голову: владельцы машин, на которые ставился этот двигатель, отмечали «трещины в головке блока», «попадание клапана в цилиндр», «резкое снижение тяги».

От списка «косяков» дизеля ЗМЗ-514 можно схватиться за голову: владельцы машин, на которые ставился этот двигатель, отмечали «трещины в головке блока», «попадание клапана в цилиндр», «резкое снижение тяги». И этот мотор теперь ставится на UAZ Patriot. Может, отказаться от покупки дизельного «Патриота»? Не торопитесь с выводами. Инженеры ЗМЗ говорят, что провели работу над ошибками и при помощи экспертов компании Bosch сделали качественно новый продукт.

Едет дизельный Patriot, оснащённый «тем самым ЗМЗ-514», гораздо лучше бензинового. Во время недавнего теста обновлённого внедорожника мы отмечали, что серьёзный недостаток машины — это «ленивый бензиновый двигатель, 128 «лошадей» которого хватает, только чтобы резво ускорить машину до восьмидесяти, после чего разгон мгновенно стухает. Если подождать и простить «уазику» разорительный расход топлива, то внедорожник неспешно наберет 120 км/ч, но тогда салон заполнит недовольный рокот мотора, настойчиво требующего включить несуществующую шестую передачу».

Дизель — совсем другое дело! Кажется, будто Patriot похудел на несколько сотен килограмм. И 114 дизельных силёнок для трёхтонного внедорожника вполне достаточно — можно легко трогаться со второй передачи (нужно только раскрутить мотор до «бензиновых» 1500-2000 об/мин), а разогнавшись до 50 км/ч смело врубать пятую передачу и экономить недешёвую нынче солярку. Нужен разгон? Если стрелку «загнать» на блюдце тахометра между 2000 и 3000 об/мин, то мощное ускорение гарантировано — такого сильного пинка от «Патриота» просто не ожидаешь.

Все машины 2013 года выпуска отвечают «экологическим нормам четвёртого класса» (проще говоря — «Евро-4») — дешёвую «соляру», слитую из трактора в ближайшей деревне, в новый «уазик» не зальёшь, но и опасаться, что после заправки топливом на «небрендовой» АЗС двигатель выйдет из строя, не следует. По крайней мере, так считают и создатели мотора, и компания Bosch, поставщик системы питания

Только трансмиссия для дизельного двигателя «коротка» (уж не от бензиновой ли машины?). Как только скорость достигает 120 км/ч, обороты переваливают за 3000 об/мин — многовато для дизеля! В общем, и внедорожнику на «тяжёлом топливе» не помешала бы шестая ступень в коробке. Как и улучшенная шумоизоляция. Двигатель тарахтит, турбина залихватски насвистывает. Но стоит сбросить обороты и какофония прекращается — ЗМЗ-514 становится тихим и приятным слуху. Будто не этот мотор недавно глушил водителя турбосвистом.

Так что включить пятую передачу и катить на скорости 60-80 км/ч вдвойне приятно — выходит тихо и экономно. Наверное, встретив слово «экономно», владельцы бензиновых «Патриотов» перечитают этот абзац, чтобы убедиться: не померещилось ли? Нет, не померещилось: в городской толчее дизельный внедорожник «съедает» не больше 12 литров солярки, а аккуратному водителю не составит труда умерить аппетит тяжёлой машины до вполне легковых 10 л на 100 км пробега.

Так выглядит внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя ЗМЗ-514: кривая красного цвета — крутящий момент, синего — номинальная мощность. Да, дизель по мощности проигрывает бензиновому мотору (114 л.с. против 128 л.с.), который ставится на «Патриоты» и «Пикапы», но выигрывает по величине крутящего момента — целых 270 Н·м против «бензиновых» 218 Н·м

Но злоупотреблять экономией и тащиться на холостых оборотах, как это любят многие хозяева дизелей, мы не рекомендуем — управлять тягой на «низах» попросту неудобно. Взгляните на моментную кривую: при «тысяче» на тахометре водитель располагает скромными 150 Н∙м крутящего момента! Поэтому если нужно ускориться, сначала смотришь на тахометр: это ещё турбояма или 2,2-литровый агрегат готов выдать максимальные 270 «ньютонов»? Аналогичная ситуация и при троганьи — чтобы уверенно начать движение без позорного дрыгания, нужно поглубже притопить правую педаль.

Очередная сатисфакция наступает на бездорожье. Здесь обходить стороной турбояму помогает пониженная передача в трансмиссии, а потому ездить на дизеле по буеракам — сплошное удовольствие. Дозировать момент можно ювелирно, при этом «коронный номер уазоводов» — мгновенное переключение передачи вниз с двойными выжимом и перегазовкой — больше не требуется: в большинстве ситуаций тяги хватает, чтобы двигаться на выбранной заранее передаче. Удобно!

Цена, что на дизельный Patriot, что на дизельный Pickup, конечно, кусается (если сравнивать аналогичные комплектации, то версия внедорожника с мотором ЗМЗ-514 стоит на 90 000 рублей дороже бензиновой), но мы рекомендуем переплатить и выбрать двигатель на «тяжёлом топливе» — он заметно экономичнее и делает ульяновские полноприводники гораздо более удобными в плане ездовых характеристик

Выходит, напрасно фанаты ульяновских полноприводников торопились купить Patriot с мотором Iveco (его ставили на «уазики» до конца 2011 года)? Ради интереса мы устроили короткий сравнительный тест: проехали несколько километров по укатанной грунтовке сначала на машине, оснащенной дизелем ЗМЗ-514, а затем пересели на Patriot-Iveco.

Основное преимущество заграничного агрегата — больший момент на низких оборотах. Там, где «пятьсотчетырнадцатый» требовал переключиться на передачу вниз, «итальянец» пусть внатяг, но вытаскивал машину. В остальном, включая шумовое сопровождение, — паритет. Вот и представители ЗМЗ подтверждают, что при помощи специалистов из немецкого (!) офиса компании Bosch подгоняли характеристики своего мотора под «ивековские» показатели.

Надежен?

Чтобы понять, почему ЗМЗ-514 преследовали многочисленные проблемы, нужно знать историю создания этого мотора. Проектировать дизель инженеры Заволжского моторного завода начали в конце девяностых, притом руководство предприятия поставило перед конструкторами невыполнимую задачу: мотор с воспламенением от сжатия нужно создавать на основе бензинового ЗМЗ-406! И аргументы про другие нагрузки и напряжения на упрямое начальство не действовали — пришлось делать.

Неудивительно, что первые экземпляры «пятьсот четырнадцатого» получились, мягко говоря, неудачными. Да, поначалу новые моторы разлетались как горячие пирожки — их покупали и автозаводы (ГАЗ и УАЗ), и частники, которым хотелось сменить прожорливые бензиновые движки. Но обилие конструкторских ошибок и низкий ресурс (спасибо поставщикам компонентов) обрушили спрос настолько, что выпуск дизелей пришлось остановить. Со временем многие просчёты были исправлены, поставщиков-бракоделов «отсекли» от конвейера и заволжским агрегатом снова начали комплектовать «Хантеры» и «буханки».

Дизельная аппаратура — «оригинальный немецкий» Bosch. В том смысле, что и спроектирована, и выпускается система топливоподачи в Европе, что гарантирует высокое качество компонентов. Может, благодаря бошевской начинке, «три известных буквы» — ЗМЗ — больше не будут считаться синонимом конструкторских просчётов и технических проблем?

Однако когда на елабужском заводе Sollers (этой компании также принадлежат УАЗ и ЗМЗ) запустили производство грузовичков Fiat Ducato, было решено ставить дукатовский турбодизель и на «уазики». Так под капотами моделей Patriot и Hunter появился пусть дорогой, но весьма надёжный двигатель Iveco F1A — ради этого движку даже сменили прошивку. Теперь, после «развода» Fiat и Sollers, от мотора F1A ульяновцы отказались и снова перешли на дизель ЗМЗ. По характеру, как мы выяснили, «пятьсотчетырнадцатый» хорош. Но решены ли проблемы по части надёжности?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поступили следующим образом. Опросив «уазоводов» со стажем, составили список из пяти самых главных проблем дизеля ЗМЗ-514, которые мучили владельцев «уазиков» до последнего времени, и передали этот перечень на ЗМЗ. А когда получили ответы, устроили пусть и виртуальный, но вполне объективный «перёкрёстный допрос» — попросили вышеупомянутых «уазоводов» прокомментировать победные реляции заводчан. И вот что получилось.

На этой инфографике перечислены основные отличия нынешнего поколения заволжских дизелей от предшественников. Фирма, что поставляет для ЗМЗ турбокомпрессоры, китайская, но немецкие инженеры из компании Bosch хвалят этого производителя и говорят, что F-Diesel заволжцы выбрали не из экономии, а потому, что эта турбина лучше других подходит для двигателя «пятьсотчетырнадцатой» серии

Проблема № 1. Обрыв цепи привода газораспределительного механизма

ЗМЗ: «Причинами обрывов приводных цепей на начальном этапе производства являлось низкое качество покупных комплектующих, входящих в привод ГРМ.

Для исключения этого проведена замена поставщиков, усилен входной контроль качества, по каждому отказу проводились исследования.

При освоении дизельных двигателей экологического класса «Евро-4», с целью повышения износостойкости и несущей способности цепи, применена цепь привода ГРМ с увеличенным диаметром втулки».

Уазоводы: «На свежих машинах цепи действительно больше не перескакивают, хотя заводу было бы неплохо изменить конструкцию гидронатяжителя».

Проблема № 2. Выход из строя насоса системы смазки

ЗМЗ: «Причина данного дефекта имеет много факторов: сложная конструкция, отклонения при производстве деталей, несоблюдение требований по обслуживанию.

На двигателях «Евро-4» привод маслонасоса разгружен — вакуумный насос размещен на передней крышке головки цилиндров, что снизило нагрузку на шестерни привода маслонасоса».

Уазоводы: «Проблема, характерная только для моторов «Евро-3», у которых вакуумный насос располагался на блоке двигателя. Уже пару лет как насос системы смазки работает нормально».

Цены на пикап начинаются с отметки 648 000 рублей за версию Classic, которая предусматривает наличие магнитолы, центрального замка и электроприводов зеркал и передних стёкол. Самый доступный Patriot дороже — от 706 000 рублей — но и оснащён богаче: есть кондиционер, литые диски, противотуманки, датчики парковки. Автомобили 2012 года выпуска можно купить на десять тысяч дешевле

Проблема № 3. Попадание тарелки клапана в цилиндр

ЗМЗ: «Как правило, данная проблема является следствием обрыва цепи (при этом отказ масляного насоса также может стать причиной разрушения части клапанов). При несвоевременной остановке двигателя — после того, как загорится контрольная лампа, — происходит быстрый перегрев поршней, их заклинивание и разрушение, при этом фрагменты разрушенного поршня могут привести к разрушению клапана.

Причиной разрушения клапана может быть и попадание постороннего предмета (болт, гайка, шайба) в цилиндр и его заклинивание между тарелкой клапана и седлом. Данный случай возможен при проведении ремонта или ТО, то есть при снятии одного из элементов системы подачи воздуха».

Уазоводы: «Мы имели в виду клапан системы рециркуляции отработавших газов. Теперь на моторах класса «Евро-4» стоит немецкий клапан с ресурсом 80 000 км».

Проблема № 4. Износ и перескок ремня привода топливного насоса

ЗМЗ: «Во-первых, данная проблема исключена за счет внедрения:

— безрычажного натяжного ролика ремня;
— применения закрытых необслуживаемых шариковых подшипников с более эффективной смазкой;
— повышения износостойкости оси коромысла успокоительных роликов за счет химико-термической обработки рабочей поверхности.

Во-вторых, «перескок» ремня, возможное проворачивание ступицы шкива ТНВД на хвостовике вала и обрыв ремня, как правило, являются следствием запуска двигателя на летнем топливе при резком снижении температуры окружающего воздуха до минусовых значений.

Этого можно избежать, если перед наступлением холодов не только заправить топливный бак зимним топливом, но и после его заправки выработать остаток летнего топлива в ТНВД и топливопроводах высокого давления».

Уазоводы: «А ещё на заводе забыли про внедрение поликлинового ремня! Как только он появился, проблема исчезла».

Те машины, что сейчас выставлены у дилеров марки, щеголяют обновлённым интерьером из мягкого пластика, с которым мы познакомились минувшей осенью

Проблема № 5. Обрыв трубопровода высокого давления

ЗМЗ:«Для исключения причин указанного дефекта на дизельных двигателях с механическим насосом были проведены следующие мероприятия:

— повышена жесткость узла крепления ТНВД;
— оптимизированы форма и размеры компенсаторов напряжений на топливопроводах;
— изменено расположение замков и амортизаторов, соединяющих топливопроводы;
— изменены технологические процессы установки и сборки топливопроводов, чтобы снизить остаточные напряжения после их затяжки».

Уазоводы: «Исчез механический ТНВД — исчезла проблема. На дизелях с впрыском топлива Bosch такая неисправность чисто технически не может возникнуть».

Те машины, что сейчас выставлены у дилеров марки, щеголяют обновлённым интерьером из мягкого пластика, с которым мы познакомились минувшей осенью

Если коротко подвести итоги, то выводы и владельцев «Патриотов», и представителей завода сходятся: многие конструктивные недостатки были решены задолго до очередного возвращения ЗМЗ-514 на «уазики», а проблемы по части топливоподачи исчезли, как только на двигателе появилась топливная аппаратура Bosch (это случилось в середине 2012-го) — теперь мотор потребляет топливо при помощи системы Common rail, благодаря чему ульяновские внедорожники на «тяжёлом топливе» соответствуют «Евро-4».

P.S. Если наши читатели захотят озвучить другие замечания, касающиеся устройства или недостатков отечественного дизеля, мы готовы передать эти вопросы на предприятие. Так что пишите комментарии!

Алексей Кованов
Фото автора и компании Sollers

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *