Какую тормозную жидкость доливать
Перейти к содержимому

Какую тормозную жидкость доливать

  • автор:

Красный – цвет опасный: можно ли смешивать тормозные жидкости разных типов и цветов

Тормозная жидкость в машине может закончиться слишком неожиданно прямо в дороге – например, из-за протечки суппорта или порванного тормозного шланга. И в этом случае возникает вопрос: а какую жидкость можно долить, чтобы безопасно доехать до места ремонта или стоянки? Особенно остро этот вопрос встанет, если водитель вообще не имеет понятия, какая «тормозуха» была залита до инцидента. Можно ли теперь залить в бачок вот эту – с надписью DOT 4? Или лучше выбрать вон ту, желтенькую или красненькую? Она вроде посимпатичнее?

Дисклеймер

Вынужден сначала поделиться грустной информацией: совсем внезапно тормозная жидкость закончиться не может. Если она это сделала, и на панели загорелся соответствующий значок, то, скорее всего, доливать жидкость смысла нет: образовалась крупная утечка (например, лопнула тормозная трубка или порвался шланг), и после первого же нажатия на педаль тормоза «тормозуха» опять вытечет. Так что просто так доливать жидкость не надо, стоит сначала убедиться, что причиной падения её уровня не стала фатальная неисправность. И если выяснится, что жидкость течёт рекой из порванного шланга, перед доливкой нужно будет заглушить соответствующий контур.

И оно бы всё ничего, но эксплуатировать машину с неисправной тормозной системой правилами запрещено. Так что мы не имеем права советовать загибать тормозную трубку, плющить её молотком, заливать тормозную жидкость и ехать с одним рабочим контуром. Да, многие так и делают, но лучше всё-таки вызвать эвакуатор.

Ну а если следов подтеков нет вовсе или виден немного влажный тормозной суппорт, можно попытаться долить жидкость и медленно поехать в сервис. Но формально это та же неисправность тормозной системы, запрещающая эксплуатацию ТС. Впрочем, это намного безопаснее езды с заглушенным контуром, а в случае, когда контрольная лампа загорелась зимой на ночной загородной трассе – все же безопаснее, чем стоять на месте и ждать эвакуатор.

На первый-второй рассчитайсь!

На любой бутылочке с тормозной жидкостью есть одно из обозначений: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Что означает этот самый «DOT»?

Означает он, как ни странно, Department of Transportation – американское министерство транспорта. Это министерство попало на нашу землю исключительно благодаря тому, что у нас используется именно его классификация тормозных жидкостей. И, по большому счёту, классификация эта не самая сложная. В ней учитываются только температура кипения, гигроскопичность, вязкость и антикоррозийность. Кроме того, есть один самый важный параметр – основа тормозной жидкости. У жидкостей DOT 3 и DOT 4 это полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты, у DOT 5 основа силиконовая, а у DOT 5.1 – смешанная, гликолевая с добавлением силиконов. И можно сказать, что различия между DOT 3 и DOT 4 минимальны, а DOT 5 и DOT 5.1 от них существенно отличаются. Чем же конкретно?

Тормозная жидкость DOT 3 практически осталась в прошлом. У неё есть два существенных недостатка: она быстро разрушает резиновые детали суппортов и при этом чрезвычайно гигроскопична. Первое, конечно, совсем недопустимо, но на старых машинах с барабанными тормозами DOT 3 использовать можно. А её гигроскопичность в своё время стала причиной возникновения привычки выкидывать остатки «тормозухи», которую, как говорили бывалые, открытой хранить невозможно. Отчасти так и есть: если банку с DOT 3 не закрыть наглухо крышкой, она впитает в себя воду очень быстро. DOT 4 в этом отношении намного удобнее: открытой её держать тоже не стоит, но начатую бутылку под крышкой можно хранить довольно долго. Правда, при этом не стоит забывать, что у тормозной жидкости есть срок годности, который указан на таре вместе с датой производства.

В целом, выше описано одно из основных отличий DOT 4 от DOT 3: она менее гигроскопична (в ней выше содержание полиэфиров борной кислоты, которые не дают молекулам воды активно взаимодействовать с гликолями). Кроме того, она не вредит резиновым деталям тормозной системы. И сегодня DOT 4 является самой популярной тормозной жидкостью: она идеальна с точки зрения соотношения стоимости и эксплуатационных характеристик.

Тем не менее даже внутри одного стандарта DOT 4 есть ещё несколько разновидностей жидкости. Это DOT 4 class 6, DOT 4 Super, DOT 4 HP и DOT 4 ESP. И, честно говоря, все эти разновидности мало отличаются и в глубине души остаются той же DOT 4. Но, например, DOT 4 class 6 отличается низкой кинематической вязкостью при низких температурах – её лучше использовать в суровом северном климате. DOT 4 Super закипает при более высокой температуре, и её есть смысл заливать в машины без ABS. Хотя практического смысла в этом не слишком много – достаточно регулярно менять обычную тормозную жидкость DOT 4, которая тоже закипает при температуре не ниже 250 градусов. Правда, свежая, а вот хотя бы с 3,5% воды она может кипеть уже при 165 градусах, что для тормозов не так уж и много. Маловязкие DOT 4 HP и DOT 4 ESP быстрее реагируют на работу систем ABS и ESP, поэтому их считают наиболее современными жидкостями класса DOT 4. Однако по большому счёту существенных отличий между всеми этими видами DOT 4 нет, и их все можно смело между собой смешивать.

Вот мы и подошли к главному вопросу: можно ли смешивать между собой DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1 и что куда можно доливать?

Секреты коктейля

Все жидкости DOT 4 (class 6, HP, ESP и что там ещё могут придумать маркетологи), независимо от производителя, смешивать можно смело. Лучше, конечно, потом заменить полученный коктейль на жидкость одного типа, но доливать их друг в друга можно без опасений.

В бачок с DOT 3 можно доливать жидкость DOT 4. А вот в DOT 4 лить DOT 3 нельзя – можно расстаться с резиновыми элементами суппортов. И в DOT 3, и в DOT 4 можно добавить тормозную жидкость DOT 5.1. Нежелательно, но если под рукой нет DOT 4, то можно.

А вот DOT 5 в DOT 3 и DOT 4 нельзя доливать категорически – разные гликолевые и силиконовые основы не смешиваются, и результат получится непредсказуемый. Нельзя смешивать и DOT 5 с DOT 5.1 (по тем же причинам). Вообще, тут можно запомнить простое правило: DOT 5 можно долить только в DOT 5 и больше никуда. Хорошая новость заключается в том, что DOT 5 обычно применяют на спортивных автомобилях и не в лютый мороз, когда она может просто замёрзнуть – это её существенный недостаток. В подавляющем большинстве современных машин залита всё-таки жидкость DOT 4.

А можно ли при смешивании жидкостей ориентироваться на их цвет? Отчасти – да. Все жидкости DOT 3, 4 и 5.1 могут либо быть бесцветными, либо иметь легкий жёлтый цвет разных оттенков (от светлого и почти прозрачного до янтарного), а DOT 5 – красный или фиолетовый. То есть, яркую красную «тормозуху» можно смешивать только с такой же красной и ни с какой другой. Но еще надо помнить, что жёлтый жёлтому рознь, и в DOT 3 добавить DOT 4 можно, а обратно – нет.

В любом случае после вынужденного смешивания тормозных жидкостей разных производителей следует устранить причину утечки и заменить жидкость полностью. Скорее всего, эффективность тормозов с «коктейлем» ниже не станет, но так как присадки у производителей разные, они могут утратить свои антикоррозионные свойства, что снижает ресурс деталей тормозной системы. К тому долив свежей «сухой» тормозной жидкости в систему, где уже есть старая жидкость, поднабравшая влаги, не приведет к значительному улучшению качества итоговой смеси. Здесь, как и в случае с моторным маслом, можно долить, но потом все равно поменять целиком.

Ну и, конечно, надо помнить, что тормозную жидкость DOT 4 вообще надо менять раз в два года, а DOT 3 ещё чаще (хотя бы раз в полтора года). При этом любое снижение уровня тормозной жидкости должно стать поводом для ревизии тормозной системы.

Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания — чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

В чем различие тормозных жидкостей и можно ли смешивать?

Тормозная жидкость — одна из самых важных, но при этом загадочных и непонятных для владельцев авто.
Все водители слышали про DOT — есть 3, 4, 4.6, 5 и даже 5.1.
Но что это за цифры, в чем их отличие и зачем вообще это знать?
Чтобы вопросов не осталось — подготовили статью с подробными ответами!

От выбора тормозной жидкости напрямую зависит работоспособность узла, в котором она используется.

Маркировка тормозной жидкости

Тормозная жидкость определяется несколькими классами DOT.
Аббревиатура расшифровывается как Department of Transportation (Департамент транспорта) — систематизация, предложенная в США.

Стандарт DOT регламентирует основные характеристики тормозной жидкости:

  • температуру кипения;
  • вязкость;
  • температуру критической потери вязкости, при которой тормозная жидкость замерзает и оказывается не в состоянии прокачиваться по магистралям;
  • гигроскопичность (способность впитывать и накапливать в себе воду из окружающей среды);
  • химическую агрессию по отношению к металлическим деталям системы и к резиновым уплотнителям.

Качественная тормозная жидкость позволяет деталям системы сработать практически моментально при любых рабочих условиях.

DOT: что значат цифры?

Помимо букв, маркировка содержит цифру, обозначающую класс жидкости. Разберем разницу между DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.

DOT 3 — в состав тормозных жидкостей этого класса входят простые гликоли, поэтому такая продукция имеет невысокую себестоимость и низкую цену.

Главный недостаток — высокая гигроскопичность. Это приводит к образованию коррозии, быстрому снижению температуры кипения и малому сроку службы – до 2 лет.

DOT 4 — в состав, помимо гликолей, входит борная кислота, благодаря которой жидкость имеет меньшую гигроскопичность по сравнению с предыдущей категорией.

DOT 4 имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 3, что является более предпочтительным для больших нагрузок: динамическая езда, частые разгоны и остановки или частое применение тормозов на горных дорогах.

Этот класс имеет низкий показатель вязкости, благодаря чему хорошо работает даже в сильно изношенных системах торможения. DOT 4 может иметь классы 6 и 7 с улучшенными качественными характеристиками.

Например, тормозная жидкость ROSDOT DOT 4 class 6 от «Тосол-Синтез» специально разработана для автомобилей с ABS и ESP, а это гарантирует устойчивость автомобиля при торможении и сокращении тормозного пути.
Жидкость разработана по уникальной технологии, которая позволяет исключить реакционную воду.

ROSDOT 4 — единственная синтетическая тормозная жидкость в России, соответствующая жестким требованиям ведущих автопроизводителей.

DOT 5 — силиконовая тормозная жидкость. Основа такой жидкости – кремниево-органические полимеры.
Жидкость на основе силикона не впитывает влагу, не разрушает резину и металлические детали, имеет стабильную вязкость, не зависящую от температуры.
Но смазывающие свойства силиконовых жидкостей имеют низкие показатели.
Тормозные жидкости из силикона чаще применяются в тормозной системе спортивных и гоночных автомобилей.
Тормозные жидкости DOT 5 не совместимы с гликолевыми тормозными жидкостями DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.

DOT 5.1 — тормозная жидкость на гликолевой основе. Она имеет сходный состав с жидкостью DOT 4, но имеет более высокие показатели температуры кипения и более низкие показатели вязкости при отрицательных температурах.

Можно ли смешивать разные тормозные жидкости?

Можно, но по определенным правилам. Сохраняйте памятку ниже, чтобы было легче ориентироваться.

  1. Жидкости DOT 4 можно смешивать между собой. Лучше потом заменить полученный коктейль на жидкость одного типа, но доливать их друг в друга можно без опасений.
  2. В бачок с DOT 3 можно доливать жидкость DOT 4. А вот в DOT 4 лить DOT 3 не рекомендуется, так как при смешивании мы получаем тормозную жидкость с показателями DOT 3.
  3. И в DOT 3, и в DOT 4 можно добавить тормозную жидкость DOT 5.1. Нежелательно, но это не критично, если под рукой нет DOT 4.
  4. Доливать DOT 5 в DOT 3 и DOT 4 нельзя категорически — разные гликолевые и силиконовые основы не смешиваются. При таком смешивании происходит химическая реакция, в результате которой получается состав, не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к материалу уплотнителей.
    По тем же причинам нельзя смешивать DOT 5 и DOT 5.1.

Можно запомнить простое правило: DOT 5 можно долить только в DOT 5 и больше никуда. DOT 5 обычно применяют на спортивных автомобилях и не в сильный мороз, когда она может просто замерзнуть — это её существенный недостаток.

В подавляющем большинстве современных машин залита жидкость DOT 4.
Она работоспособна при температуре от -50°C до +50°C и имеет сухую температуру кипения 257°C.

На рынке можно встретить поддельные тормозные жидкости, хотя это случается реже, чем в случае с маслом или антифризом.
На внешний вид и запах некачественные жидкости не отличить от качественных.

Поэтому советуем выбирать продукт по следующим параметрам:
проверенный производитель, официальный продавец в магазинах или маркетплейсах, наличие сертификатов.

Как долить тормозную жидкость

Что такое тормозная жидкость? Качества продукции. Классификация DOT. Как принять решение о замене? Как долить тормозную жидкость?

Каждая система автомобиля невероятно важна, но состояние некоторых из них напрямую влияет на безопасность управления. И если неисправность трансмиссии может отвлекать от вождения и сделает поездку невыносимой, то проблемы с тормозной системой могут стать критическими. Вот почему так важно отслеживать ее состояние, причем не только износ колодок, дисков, суппортов, но и уровень жидкости в ней.

Что такое тормозная жидкость

Собственно, данный продукт необходим для того, чтобы передавать эффективное усилие на колесные механизмы при нажатии на педаль тормоза. В норме абсолютно все тормозные жидкости остаются прозрачными вне зависимости от их цвета и базового состава. Если вы замечаете, что ваш продукт содержит взвеси или осадок, не используйте его. Правда, здесь не обошлось без исключений. Если жидкость слегка помутнела при сильном охлаждении, есть вероятность того, что при подъеме температуры к ней вернется прозрачность. Даже после нескольких подобных циклов она может сохранить все свои свойства, ведь присадки, как и сама база, устойчивы к отрицательным показателям окружающей среды и смело могут охлаждаться до -40 градусов.

Качества продукции

Автомобиль

Классы определяются на основе температуры кипения и кинематической вязкости. За основу берутся нормы DOT, который был принят американским Министерством транспорта. Что понимают под фразой «кинематическая вязкость»? Это значит, что жидкость должна свободно циркулировать по магистрали даже при воздействии критически низких минусовых температур. И напротив, температура кипения определяет противоположные свойства – жидкость не должна кипеть и активно испаряться. В конце концов, паровые пробки могут вывести тормозную систему из строя, а это опасно для жизни автолюбителя. Важный момент: температура кипения актуальна для тормозной жидкости без водяных примесей, ведь всего 8 % воды в базовом продукте могут негативно отразиться на его функционале.

Классификация DOT

В рамках вышеописанных норм выделяют несколько основных групп тормозных жидкостей. DOT 3 – это продукт на основе гликоля с высоким уровнем гигроскопичности для обычных эксплуатационных условий, но агрессивный по отношению к краске и резине. Для сравнения, DOT 4 объединяет жидкости, неагрессивные по отношению к этим материалам. Более продвинутая DOT 5 – распространенная продукция с силиконом и пакетом присадок. Она практически не впитывает влагу. Также существует DOT 5.1, которая агрессивна к лаку и краске, но безопасна для резиновых частей.

Как принять решение о замене

Верный способ – оценить внешний вид жидкости. На что обратить внимание?

  • Потемнение без потери прозрачности говорит о вырабатывании основы или чрезмерной увлажненности. Скорее всего, ее все еще можно использовать.
  • Появление мелкодисперсных частиц и осадков указывает на необходимость замены жидкости. Скорее всего, она полностью выработала свой ресурс.

Как долить тормозную жидкость

Стоит понимать, что в идеале надо менять ее в полном объеме. Если возникла необходимость разовой доливки, важно выбрать жидкость того же типа, что уже залита в системе. В этом случае достаточно открутить крышку соответствующего бачка и долить нужное количество продукта. При полноценной замене процесс становится более сложным и подразумевает откачку «отработки» и заливку нового, свежего продукта. Следует понимать, что выбор тормозной жидкости зависит от типа основы и рекомендаций производителя. Не стоит понижать класс DOT или смешивать между собой разные типы основ. После доливки или полной замены тормозной жидкости система нуждается в прокачке, чтобы избежать образования воздушных пробок.

Наше предложение

Среди нашей продукции легко найти подходящий вариант тормозной жидкости. Например, Sintec Euro DOT-4 имеет полигликолевую основу и отличается универсальностью, как и Sintec Super DOT-4 – данные жидкости могут использоваться для систем с барабанными и дисковыми тормозами. А Sintec Neva DOT-3 подходит для применения в отечественных модификациях гидроприводов тормозов и сцеплений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *