Как работает дроссельная заслонка
Перейти к содержимому

Как работает дроссельная заслонка

  • автор:

Дроссельная заслонка: принцип работы и почему ломается

Дроссельная заслонка — рекордсмен по повторяемости в лексиконе мастеров автосервисов, когда речь идет о проблемах с двигателями. Почему этот рабочий механизм так важен для обеспечения работоспособности авто, какие виды дроссельных заслонок бывают, почему они ломаются, как их правильно обслуживать? Эти злободневные вопросы разберем поэтапно.

«Дроссель — моссель» и его серьезные задачи

В бензиновых двигателях дроссельной заслонкой называют механизм, который выполняет роль ограничителя и регулятора потока воздуха Таким образом, интенсивность работы этого устройства прямопропорциональна объему перерабатываемой топливовоздушной смеси.

где установлена дроссельная заслонка

В дизельных системах поток воздуха не ограничен и саморегулируется объемом топлива, попадающего в цилиндры. Заслонка присутствует для того, чтобы в случае необходимости заглушить мотор или выступить ограничителем воздушного потока для повышения эффективности системы рециркуляции отработавших газов.

Далее пойдет речь про работу дросселя в бензиновых силовых агрегатах.

Где установлена заслонка?

Местоположение дроссельной заслонки зависит от типа силового агрегата, точнее, от способа подачи воздуха:

  • В атмосферных двигателях, где движение воздушного потока происходит под воздействием впуска разрежения, который создается на такте, заслонка расположена непосредственно после воздушного фильтра.
  • На турбированных агрегатах, где увеличенный объем воздуха нагнетается в цилиндры с помощью турбокомпрессора, дроссельная заслонка стоит после интеркулера.

Мастера часто называют ее просто заслонкой или задвижкой. Однако из-за такого упрощенного названия заслуга дросселя ничуть не уменьшается. Любое нарушение работы этого простого устройства сразу отражается на работе двигателя.

Внешне и конструктивно дроссельная заслонка похожа на обыкновенный клапан.

Разновидности дроссельной заслонки

В автомобилях разных поколений и марок используются разные виды дроссельной заслонки.

Механическая

Ставилась почти на всех ВАЗах с инжектором, Mercedes w123 и BMW E34, E36. Заслугой этого механизма является мгновенная реакция на педаль газа и предсказуемость поведения машины. Конструкция сложная и уже устаревшая. Работа заслонки в определенной степени зависит от надежности тросика, которым она сопряжена с педалью газа. Чем сильнее выжимается газ, тем шире открытие щели для поступления воздуха.

В такой конструкции предусмотрено устройство для регулирования холостого хода. Оно обеспечивает стабильность силовому агрегату путем открывания/закрывания отдельного воздушного тракта, когда машина находится на холостом ходу, а педаль газа остается неприкосновенной.

Электромеханическая

Данная модель установлена на Volkswagen Golf Mk4, на BMW E34, E36 оснащенными ДВС M52TU и M54. Такая заслонка также быстро откликается на нажатие педали газа, при этом машина работает плавно.

Другие преимущества электромеханики:

  • При перегазовке дымности не наблюдается.
  • Авто, оснащенное электромеханическим дросселем, легче трогается с места.
  • Машина практически не глохнет под управлением начинающего автолюбителя.
  • Уменьшается количество загрязняющих окружающую среду выбросов.
  • Мотор работает ровнее на холостых оборотах.

дроссельная заслонка после чистки

Роль регулятора ХХ и датчика положения выполняет ЭБУ, связанный с датчиками и моторедуктором. Дополнительно между педалью газа и дросселем установлена пружина. ЭБУ не требуется участие водителя, чтобы отодвигать задвижку. Это делается с помощью редукторов с движком.

Электрическая

Модель современной задвижки установлена на автомобилях, начиная с 2008 г. выпуска. Заслонка откликается на педаль газа с некоторой задержкой, так как ЭБУ должен успеть вычислить угол открытия задвижки и дозировку топлива согласно экологическим нормативам. При этом сама конструкция является самой простой и супернадежной и состоит из трубопровода, заслонки и электронного блока управления.

Преимущества электрической модели:

  • Правильно сформированная смесь сгорает целиком и копоти из выхлопной трубы нет.
  • Существенная экономия бензина.
  • Работа мотора более плавная.
  • Появляется возможность пользоваться круиз-контролем.

У педали газа нет физического коннекта с дросселем, на ней установлено устройство, которое передает импульсы на блок управления двигателем внутреннего сгорания, что является основанием для подачи команд на заслонку, форсунки и ЭБУ коробки передач.

Возможные неисправности

Если электрический дроссель загрязнен, задвижка начинает работать некорректно. Засорение происходит от картерных газов, содержащих пары моторного масла и сажу. Если топливно-воздушная смесь выгорела не до конца, пары бензина проникают во впускной коллектор и прилипают ка стенкам.
Так как задвижка редко открывается полностью, у воздушного потока появляется препятствие. Отложения масел и копоти получаются существенными и с увеличением пробега их становится все больше.

В случае с механическими и электромеханическими дросселями могут проявиться следующие проблемы:

  • Поломки датчика положения дросселя, РХХ, шестерни редуктора.
  • Текут шланги, по которым проходит антифриз.
  • Порвался тросик, соединяющий заслонку и педаль газа в результате коррозии или износа.

Когда в силовой агрегат поступает недостаточно воздуха, он троит, теряется мощность. По этой причине периодически дроссельную заслонку следует тщательно чистить с последующей адаптацией.

Как правильно чистить?

Заслонку снимают и чистят с помощью специального средства. Препарат доступен в каждом магазине автозапчастей, на АЗС, в маркетах, интернет-магазинах.

дроссель

С точки зрения механики чистка заслонки не представляет сложностей. Но есть здесь подводные камни. Дело в том, что параллельно с процессом загрязнения дроссельной заслонки ЭБУ двигателя подстраивается под работу с поправкой на отложения. Причем это происходит на любых машинах, в том числе на ВАЗах.

После того как отложения счищают, система продолжает функционировать, будто чистки и не было. Мотор может не завестись, на панели загорится Check. Чтобы этого не произошло, нужно провести адаптацию.

Чаще всего это выглядит следующим образом:

  • подключить аппарат компьютерной диагностики;
  • активировать «Адаптация дроссельной заслонки» (загудит редукторный моторчик);
  • снять клемму диагностики, подождать, иногда процесс приходится повторять;
  • отключить энергопотребители, запустить мотор;
  • дать машине поработать на ХХ до включения вентиляторов.

В условиях СТО чистка с адаптацией обойдется от 1500 до 7000 руб., на стоимость влияет марка машины и доступность дросселя.

Выводы

Дроссельной заслонке надо делать профилактическую чистку минимум через каждые 50 тыс. км. Если картерные газы интенсивно просачиваются, это делают чаще.

Адаптация является неотъемлемой частью процесса чистки и в квитанции не должна стоять отдельной строкой. Добросовестные мастера не должны брать отдельные деньги. Этот момент надо уточнять до начала оплаты за чистку.

Без адаптации двигатель после чистки задвижки может не запуститься. Поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно. Вызов эвакуатора или специалиста с оборудованием на дом обойдутся дороже.

Устройство и принцип работы дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка – это одна из важнейших частей системы впуска двигателя внутреннего сгорания. В автомобиле она расположена между впускным коллектором и воздушным фильтром. В дизельных двигателях дроссель не нужен, однако, его все равно устанавливают на современных моторах на случай аварийной работы. Аналогичная ситуация и с бензиновыми двигателями при наличии в них системы управления подъемом клапанов. Основная функция дроссельной заслонки – подача и регулирование потока воздуха, необходимого для образования топливовоздушной смеси. Таким образом, от корректной работы заслонки зависит стабильность режимов работы двигателя, уровень расхода топлива и характеристики автомобиля в целом.

Устройство дросселя

С практической стороны дроссельная заслонка является перепускным клапаном. В открытом положении давление в системе впуска равно атмосферному. По мере закрытия оно уменьшается, приближаясь к значению вакуума (это происходит, поскольку двигатель фактически работает как насос). Именно по этой причине вакуумный усилитель тормозов соединен с впускным коллектором. Конструктивно сама заслонка является пластиной круглой формы, способной поворачиваться на 90 градусов. Один такой оборот представляет собой цикл от полного открытия и до закрытия клапана.

Основные узлы дроссельного клапана

Блок (модуль) дроссельной заслонки включает в себя следующие элементы:

  • Корпус, оснащенный несколькими патрубками. Они соединены с системами вентиляции, улавливания топливных паров и охлаждающей жидкости (для обогрева заслонки).
  • Привод, приводящий в движение клапан от нажатия на педаль газа водителем.
  • Датчики положения, или потенциометры. Они производят замер угла открытия дроссельной заслонки и подают сигнал в блок управления двигателем. В современных системах устанавливается два датчика контроля положения дросселя, которые могут быть со скользящим контактом (потенциометры) или магниторезистивные (бесконтактные).
  • Регулятор холостого хода. Он необходим для поддержания заданной частоты вращения коленвала в закрытом режиме. То есть обеспечивается минимальный угол открытия заслонки, когда педаль газа не нажата.

Виды и режимы работы дроссельной заслонки

Тип привода дросселя определяет ее конструкцию, режим работы и управление. Он может быть механический или электрический (электронный).

Устройство механического привода

Старые и бюджетные модели автомобилей имеют механический привод клапана, в котором педаль газа напрямую соединена с перепускным клапаном при помощи специального троса. Состоит механический привод для дроссельной заслонки из следующих элементов:

  • акселератор (педаль газа);
  • тяги и поворотные рычаги;
  • стальной трос.

Нажатие на педаль газа приводит в движение механическую систему из рычагов, тяг и троса, что заставляет заслонку совершить поворот (раскрытие). В результате в систему начинает поступать воздух и формируется топливовоздушная смесь. Чем больше воздуха будет подано, тем больше поступит топлива и, соответственно, увеличится скорость. Когда акселератор находится в неактивном положении, заслонка возвращается в закрытое состояние. Помимо основного режима, механические системы могут включать и ручное управление положением дросселя при помощи специальной ручки.

Принцип работы электронного привода

etc ustroistvo

Второй и более современный тип заслонок – электронный дроссель (с электрическим приводом и электронным управлением). Его приоритетными отличиями являются:

  • Отсутствие прямого механического взаимодействия между педалью и заслонкой. Вместо нее, используется электронное управление, что также позволяет изменять крутящий момент двигателя без необходимости нажатия на педаль.
  • Холостой ход двигателя регулируется перемещением дросселя автоматически.

Электронная система включает в себя:

  • датчики положения педали газа и дроссельной заслонки;
  • электронный блок управления двигателем (ЭБУ);
  • электрический привод.

Система управления электронной дроссельной заслонкой также принимает во внимание сигналы от коробки передач, системы управления климатом, датчика положения педали тормоза, круиз-контроля.

etc signals

При нажатии на акселератор датчик положения педали газа, состоящий из двух независимых потенциометров, изменяет сопротивление в цепи, что является сигналом для электронного блока управления. Последний передает соответствующую команду на электропривод (моторчик) и поворачивает клапан дроссельной заслонки. Ее положение, в свою очередь, контролируется соответствующими датчиками. Они посылают ответную информацию о новой позиции клапана в ЭБУ.

Датчик текущего положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр с разнонаправленными сигналами и общим сопротивлением 8 кОм. Он располагается на ее корпусе и реагирует на вращение оси, преобразуя угол открытия клапана в напряжение постоянного тока.

В закрытом положении клапана напряжение будет около 0,7В, а в полностью открытом около 4В. Этот сигнал получает контроллер, узнавая таким образом о проценте открытия дроссельной заслонки. Исходя из этого, рассчитывается количество подаваемого топлива.

Графики выходных сигналов датчиков положения заслонки являются разнонаправленными. За управляющий сигнал берется разность между двумя значениями. Такой подход помогает справиться с возможными помехами.

Обслуживание и ремонт дросселя

При неисправности дросселя его модуль полностью меняется, но в некоторых случаях достаточно сделать корректировку (адаптацию) или чистку. Так, для более точной работы систем с электрическим приводом необходимо проводить адаптацию или обучение дроссельной заслонки. Такая процедура предполагает занесение в память контроллера данных о крайних положениях клапана (открытия и закрытия).

В обязательном порядке адаптация для дроссельной заслонки проводится в следующих случаях:

  • При замене или перенастройке электронного блока управления двигателя автомобиля.
  • При замене заслонки.
  • Если отмечается нестабильная работа двигателя в режиме холостого хода.

Проводится обучение блока дроссельной заслонки на СТО при помощи специального оборудования (сканеров). Непрофессиональное вмешательство может привести к некорректной адаптации и ухудшению эксплуатационных характеристик автомобиля.

Если проблемы возникают на стороне датчика, на приборной панели загорается лампочка, уведомляющая о неполадках. Это может свидетельствовать как о неправильной настройке, так и об обрыве контактов. Еще одной частой неисправностью является подсос воздуха, который можно диагностировать по резкому увеличению оборотов двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, диагностику и ремонт дроссельного клапана лучше всего доверить опытному специалисту. Это обеспечит экономную, комфортную, а главное, безопасную эксплуатацию автомобиля и повысит срок службы двигателя.

Дроссельная заслонка: принцип работы, разновидности, чистка и восстановление

Для обеспечения нормального функционирования дроссельной заслонки необходимо периодически осуществлять ее очистку от загрязнений, устранять зазор в случае его возникновения, заменять датчики и другие поврежденные компоненты.

Дроссельная заслонка: принцип работы, конструкция

Для легкого воспламенения бензина в двигателях автомобилей необходимо его смешивание с кислородом. В результате данного процесса образуется топливовоздушная смесь.

За пропуск воздуха в систему отвечает дроссельный узел, основным компонентом которого является дроссельная заслонка.

Она представляет собой круглую металлическую пластину, регулирующую количество проходящего воздуха либо полностью перекрывающую его доступ в цилиндры – в зависимости от положения.

Изменение угла открытия заслонки осуществляется путем нажатия на педаль газа. Если акселератор не нажат, то заслонка закрыта, соответственно воздух в систему не поступает.

При нажатии на педаль газа пластина начинает отклоняться, что считывается датчиком положения дроссельной заслонки. Электронный блок управления, основываясь на полученной информации, подает необходимое количество топлива для образования и воспламенения топливовоздушной смеси.

Таков принцип работы дроссельного узла. В зависимости от типа связи заслонки с педалью газа выделяют механические и электронные дроссели.

Первые связаны с акселератором системой тросов и тяг. То есть при нажатии на педаль газа мы отдаем команду дроссельной заслонке напрямую.

Механическая дроссельная заслонка

Изменение угла открытия электронных дроссельных заслонок осуществляется через электронный блок управления. Он собирает информацию о скорости и силе нажатия на педаль, после чего подает команду на открытие пластины.

Существенные различия между двумя видами заслонок отмечаются при работе мотора на холостом ходу. Для поддержания стабильных оборотов в систему впускается небольшое количество воздуха.

В случае с механической заслонкой данный процесс осуществляется с помощью регулятора холостого хода. Так как в неподвижном положении транспортного средства акселератор остается нетронутым, пропуск кислорода через заслонку невозможен. Эту проблему решает дополнительный канал подачи воздуха.

В электронном дросселе необходимости в использовании регулятора нет, так как отсутствует прямая связь педали газа и пластины.

Электронная дроссельная заслонка

Нельзя однозначно определиться с тем, какая заслонка лучше. Электронный узел меньше засоряется, имеет более простую конструкцию и мало подверженных изнашиванию деталей. В то же время данный механизм оснащен сложно устроенной электроникой, которая может доставлять большие неприятности. Причем многие детали электронной платы дросселя не подлежат восстановлению, а запчасти достать бывает очень затруднительно.

Механическая же дроссельная заслонка страдает частым засорением. Однако при соблюдении должной периодичности прочистки и качественном уходе служит надежно и долго.

Чистка дроссельной заслонки

Так как детали дроссельного узла контактируют с картерными газами, с которыми переносятся частички мала, а также другими мелкими частицами, по достижении определенного пробега необходимо осуществлять чистку дроссельной заслонки.

Периодичность процесса – примерно раз в 40-45 тысяч километров пробега. Если проводить очистку чаще, то удастся избежать неисправностей, связанных с засорением узла.

  • Плавающих оборотов в режиме холостого хода
  • Остановки работы двигателя в момент выключения передач
  • Проблем с запуском силового агрегата
  • Долгого «реагирования» на нажатие педали газа

Отложения, образованные на заслонке, мешают прохождению воздуха в систему при малом угле открытия заслонки, поэтому автомобиль может «глохнуть».

Также скопление загрязнений препятствует полному закрытию пластины, когда это необходимо. Следствием становится пропуск лишнего воздуха, обеднение топливовоздушной смеси, скачки оборотов, ошибки электронного блока управления.

Загрязненная дроссельная заслонка

Для чистки узла понадобятся очиститель дроссельной заслонки, ветошь, емкость.

Детали дросселя необходимо обязательно достать из-под капота. Чистка без извлечения компонентов возможна, однако она подходит лишь в качестве профилактического мероприятия между плановыми очистками, так как не позволяет эффективно удалить отложения, нагар и другие загрязнения.

Очиститель дросселя может быть любой. Наиболее удобно пользоваться составом из аэрозольного баллона – его просто наносить, а мощная струя сразу убирает загрязнения.

Очиститель дросселя

Очиститель нужно нанести, оставить на несколько минут для воздействия, убрать ветошью и при необходимости повторить процедуру.

Качественная химия позволяет убрать загрязнения за пару применений.

Что делать после чистки дросселя?

После чистки дроссель необходимо осмотреть на наличие зазора между корпусом узла и краем заслонки.

Для нормального движения пластины небольшой люфт между деталями предусмотрен с завода, однако если он становится видимым на просвет – необходимо провести восстановление.

Также при визуальном осмотре можно заметить на заслонке прочный слой серого цвета, который ровно нанесен по внешнему диаметру заслонки. Это антифрикционное покрытие, которые многие производители автокомпонентов наносят на заслонки для увеличения их ресурса.

Зазор появляется вследствие изнашивания заводского защитного покрытия, истирания деталей в процессе эксплуатации и образования осевого люфта.

Зазор дроссельной заслонки

Через образованную щель в систему поступает лишний воздух, заслонка перестает подавать правильное количество кислорода.

Поэтому если провести очистку заслонки, но не устранить люфт, обеспечить штатное функционирование дросселя не получится.

Чтобы заполнить зазор дроссельной заслонки и восстановить заводское покрытие используются специальные антифрикционные твердосмазочные покрытия.

Специально для облегчения самостоятельного восстановления работоспособности узла выпущен набор для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия MODENGY.

Он содержит очиститель и покрытие – все в аэрозольных баллонах.

Покрытие создает на деталях прочный слой, который не только заполняет зазор, но и:

  • Облегчает перемещение заслонки
  • Минимизирует изнашивание контактирующих частей
  • Снижает количество задерживающихся на поверхности заслонки частиц за счет гладкой текстуры
  • Увеличивает чувствительность механизма
  • Продлевает срок службы и надежность работы деталей

Покрытие распыляется на всю площадь заслонки и часть корпуса и сохнет при комнатной температуре. После отверждения материала дроссельный узел готов к эксплуатации.

Если проводилась чистка дросселя электронного вида, то после установки в систему необходимо провести его адаптацию. Обучение новым режимам проводится в специализированных центрах, самостоятельно настраивать параметры работы не рекомендуется.

Присоединяйтесь

Все материалы сайта https://atf.ru/ принадлежат
ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ» ИНН 5751054390

© 2004 – 2024 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.

Дроссельная заслонка: виды, устройство, принцип работы

Дроссельная заслонка (ДЗ) используется в бензиновых двигателях. Расположена между воздушным фильтром и впускным коллектором. Она работает в качестве клапана, который регулирует количество воздуха, попадающее в цилиндры двигателя.

расположение дроссельной заслонки

Когда вы нажимаете на педаль газа, вы фактически открываете этот клапан и подаете больше воздуха во впускной коллектор и через него — в двигатель. Чем больше воздуха подается в цилиндры, тем больше подается топлива. Увеличивается мощность и обороты двигателя.

Drosseln в переводе с немецкого значит ограничивать.

Конструкция дроссельной заслонки

В упрощенном виде дроссельная заслонка это отрезок трубы, в которой расположена заслонка (клапан). Заслонка представляет собой жёсткую пластину, закреплённую на вращающейся оси.

конструкция дз

Конструкция ДЗ состоит из следующих элементов:

  • Корпус. На нем установлены все управляющие и сигнальные элементы. Внутри расположен вращающийся на оси металлический диск.
  • Привод. Может быть механическим, электромеханическим или электронным. Об этом ниже.
  • Регулятор холостого хода (РХХ). Присутствует только на механической ДЗ.
  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Может быть встроен в электропривод или установлен отдельно.

конструкция дроссельной заслонки

Виды дроссельных заслонок

По конструктивному исполнению дроссельные заслонки бывают трех типов: механические, электромеханические и электрические. От этого зависит режим работы и управление дроссельной заслонкой.

Механическая дроссельная заслонка

Особенностью дросселя с механическим приводом является наличие механической связи между педалью газа и заслонкой. Механический привод состоит из следующих элементов:

  • педаль газа (акселератор);
  • тяги и поворотные рычаги;
  • стальной тросик.

Акселератор напрямую соединен с клапаном с помощью тросика. Когда мы нажимаем на педаль газа, трос поворачивает дроссельную заслонку. В результате в цилиндры начинает поступать воздух и формируется топливно-воздушная смесь.

механическая дроссельная заслонка

Чем больше воздуха, тем больше топлива и тем выше мощность двигателя. Когда мы не трогаем педаль газа, заслонка находится в закрытом состоянии.

Механическая дроссельная заслонка успешно применялась в прошлом, когда от системы управления двигателем не требовалось большой точности. С механическим приводом дросселя была проблема, когда на некоторых режимах работы двигателя, например, на ХХ или при включении кондиционера, необходимо было регулировать поступление воздуха в двигатель. Для этого использовались регуляторы ХХ.

Наличие механических связей, РХХ, датчика положения ДЗ и прочих узлов приводило к усложнению конструкции дроссельной заслонки и, как следствие, увеличению вероятности неисправности и необходимости технического обслуживания.

Электромеханическая дроссельная заслонка

В электромеханической ДЗ в дополнение к тросику педали газа появляется редуктор с электромоторчиком. В определенных режимах работы двигателя это моторчик может сам открывать и закрывать дроссельную заслонку без участия педали газа.

электромеханическая дроссельная заслонка

В этой конструкции отсутствует регулятор ХХ и внешний датчик положения ДЗ.

Электронная дроссельная заслонка

Самый современный тип дроссельных заслонок. В электронных ДЗ все управление дросселем осуществляется блоком управления двигателя (ЭБУД) через моторчик, установленный на дроссельной заслонке. Теперь, когда мы нажимаем на педаль газа, у нас нет механической связи с ДЗ.

электронная дроссельная заслонка

Нажатие на педаль через датчик переводится в электрический сигнал и передается в ЭБУД. Сейчас не водитель, а блок управления решает на какой угол открыть дроссельную заслонку.

Плюсы электронной ДЗ
  • Обеспечение соответствия экологическим нормам.
  • Соблюдение оптимальных динамических характеристик.
  • Обеспечение безопасности и устойчивости автомобиля. Например, поведение автомобиля во время заноса.

Подробнее про электронную дроссельную заслонку читайте здесь: Электронная педаль газа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *