Хамп на диске что это
Перейти к содержимому

Хамп на диске что это

  • автор:

Маркировка колесных дисков

Эта статья поможет вам разобраться, как маркируются диски и какие основные параметры существуют у дисков.

Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).

Например: 6.5Jx15 H2 5х100 ET45 d54.1

15 — Диаметр диска в дюймах (D)

6.5 — Ширина диска в дюймах (B)

J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода (вариаций много: H, FH, AH…).

Хампами (от англ. hump, (возвышение, бугор)) называют кольцевые выступы вдоль закраин колесного диска, предназначенного для бескамерной покрышки. Основное назначение хампов — надежная фиксация борта покрышки в поворотах, чтобы не допустить разгерметизации колеса. В обозначениях дисков, имеющих один хамп вдоль внешней стороны, присутствует одна буква Н. Но многие модели дисков оснащены хампом и вдоль внутреннего края диска, о чем сообщает индекс Н2. Два хампа повышают надежность фиксации покрышки на колесе, но создают проблемы при ее монтаже. Поэтому на некоторых дисках второй хамп делают как бы усеченным по высоте. Такие хампы называются плоскими (flat hump), в маркировке колеса они обозначаются буквой X.

Обычный хамп — H Усеченный хамп — X
5х100 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм. При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние (А) между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля).

У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние А нужно умножить на коэффициент 1.701.
PCD = A х 1.701

У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками): PCD = Аx1.414

ET45 — Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм.

Наиболее распространенные обозначения: OFFSET, ET и DEPORT. В случае отрицательной величины вылета его длина помечается знаком «-«. Например: ЕТ -15. Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса, является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же, разность расчетной и реальной величин образует своего рода плечо, и, сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допущение составляет порядка плюс-минус 5-7мм. Не рекомендуется ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Значительное уменьшение вылета делает колею колес шире. Хотя, это немного и повышает устойчивость автомобиля при поворотах, а также придает ему «спортивный» вид, но, вместе с тем, резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею, как правило, невозможно — диск может упираться в элементы тормозной системы.

Формула расчета вылета диска:

ЕТ = а — b/2 где,
а — расстояние от плоскости прилегания диска к фланцу ступицы до внутреннего «края»
b — ширина диска

d54.1 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 54.1 мм.

Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.

Что такое х-фактор колеса?

Колесо состоит из обода и диска, в обычном стальном колесе эти две части соединены сваркой. В легкосплавном колесе диск и обод формируются одновременно литьем или ковкой.

Расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска и называется «х-фактором». Это понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируются стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид.

Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо «встанет» на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость, например, ГАЗ-24 (барабанные тормоза на передней и задней осях). У многих джипов, в том числе и у «Нивы» 2121, конструкция дисковых тормозов такова, что суппорт практически не выходит за привалочную плоскость, и соответственно, колеса для этих авто могут быть с небольшим х-фактором.

Еще раз подчеркнем, что х-фактор — понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу. Поэтому мы рекомендуем устанавливать колеса в специализированных торгово-сервисных центрах.

Хамп диска — что это, зачем нужен. Какие бывают?

Колёсные автомобильные диски выпускаются широкими модельными рядами. Продукция в линейках различается конструкцией и материалом изготовления. Но почти у всех ободьёв существуют одинаковые элементы, одним из которых является хамп. Благодаря ему покрышка надёжно крепится на ободе и не саморазбортируется на скорости после разгерметизации. Далее расскажем, каких видов бывает хамп, и для каких дисков чаще применяется.

Хамп – что это, зачем нужен

Слово хамп происходит от английского Hump, что в буквальном переводе на русский язык означает – выступ. Это важный элемент конструкции диска, который размещается на внутренней части обода. Выглядит хамп в форме радиального кольца, овальной или угловатой формы. Как правило выступ размещается на диске в 2-х экземплярах и предназначен для фиксации бортов бескамерной шины. Ободья для камерных покрышек выпускаются без хампов.

Слышали хлопки в шиномонтажной мастерской при накачивании колеса? Это покрышка становится на место, перескакивая через выступы – хампы. То есть борта шины размещаются в посадочных канавках, словно соединение шип – паз. Благодаря такой конструкции, колесо при внезапной разгерметизации на ходу не разбортируется. Однако, на повороте пустую шину всё же может вывернуть и сорвать с обода.

Виды хампов и их обозначение

Все производители колёс в мире используют одинаковые маркировки. Поэтому, хампы на дисках традиционно обозначаются латинской буквой «H». Например, параметры обода у Lada Vesta Sedan: 6Jx15/Н2/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1 (для). Обозначение «Н2» подсказывает покупателю, что данные диски для бескамерных покрышек. В настоящий момент можно встретить 7 конфигураций хампов и соответствующие обозначения:

  • Н – закруглённый со стороны закраины обода.
  • Н2 – закруглённый с обеих сторон.
  • CH – плоский с закругленными углами (Combination Hump).
  • EH2 – увеличенный с 2-х сторон (Extended Hump).
  • EH2 + – сверхувеличенный с 2-х сторон (Extended Hump 2+).
  • FH – плоский с внешней стороны (Flat Hump).
  • FH2 – плоский с 2-х сторон (Double Flat Hump).

Разные конструкции позволяют использовать выступы в различных моделях дисков для широкого спектра техники. В некоторых условиях хампы не способны удержать покрышку на месте, однако они гарантируют, что борта разгерметизированной за ночь шины останутся в пазах. Поэтому накачать бескамерное колесо будет не сложно, так как щелей между ободом и резиной не появится. Некоторые шинные мастерские модернизируют хампы, при помощи фрезерных станков. Например, круглые выступы делают угловатыми, чтобы повысить уровень безопасности.

При выборе колёсных дисков для бескамерных шин, в маркировке можно встретить букву «Н». Литера означает, что на ободе есть конструктивный элемент Hump. Благодаря ему шина не саморазбортируется на ходу при резкой разгерметизации.

Маркировка дисков

А — диаметр, указывается в дюймах и обозначает диаметр обода, на который крепится покрышка.

Б — ширина обода, указывается в дюймах и обозначает ширину между боковых закраин колеса. Этот размер даёт понять, какой ширины покрышку можно установить.

Хамп — располагается практически там же, где и Б, но определяет расстояние между кольцевыми выступами, служащими для лучшего закрепления шины без камеры.

DIA — диаметр отверстия в центре колеса, указывается в миллиметрах. Этот параметр следует измерять изнутри диска. Этот размер обязан быть равен диаметру посадочного цилиндра машины. Наиболее важно, чтобы размеры совпадали, когда речь идёт о дисках, изготовленных из стали. Диски из лёгких сплавов могут иметь больший DIA, тогда для установки их на авто требуются переходные кольца.

ЕТ — вылет колеса, указывается в миллиметрах и обозначает размер от привалочной плоскости до середины колеса. Чем больше это значение, тем дальше колесо «высовывается» относительно каркаса авто. Все современные производители машин предусматривают самые различные варианты замены колёс. В перечне рекомендаций имеется информация о допустимых отклонениях от ET, при которых автомобиль практически не претерпит изменений в подвеске. В большинстве случаев 5 мм отклонения — это норма. 5 мм могут быть как в плюс, так и в минус, последнее характерно для внедорожников.

PCD — диаметр условной окружности, которая проходит ровно по центрам всех крепёжных отверстий. Для каждого диска этот показатель разнится, так как разные модели имеют разное число отверстий. Чтобы определить PCD, нужно отмерить расстояние N, которое является расстоянием между центрами двух ближайших отверстий, а после умножить на количество.

конструкция дисковконструкция дисков конструкция дисков

Посадочная ширина
Посадочный диаметр. Обязан быть тождественно равен посадочному диаметру покрышки.

Вылет. Является расстоянием от диска посадочной плоскости, выражается в выступании колеса относительно автомобиля.

Кол-во отверстий для крепления. На легковушках обычно насчитывается от 3 до 6 отверстий.

маркировка дисков

Кодированные данные, описывающие все параметры закраин обода данного изделия.

Встречается самая разная маркировка: как JJ, JK, так и K, L.

В основном не влияет на невозможность использования каких-либо шин.

Кодированные данные, рассказывающие о виде хампов, которые бывают такими:
— простыми H;
— двойными H2;
— плоскими FH;
— ассиметричными AH;
— комбинированным CH.

Некоторые диски бывают вовсе без хампов, в таких моделях применяется специализированная полка SL, которая способна удерживать покрышку так, чтобы та крепилась лишь за закраины обода.

PCD — диаметр условной окружности, которая проходит ровно по центрам всех крепёжных отверстий. Следует соблюдать точное совпадение этого размера, иначе колесо не будет прочно закреплено.

DIA — обязан совпадать с диаметром центрирующего выступа авто. Допускается лишь незначительное отклонение и только увеличение, а не уменьшение. В таком случае для установки колеса потребуются центровочные кольца.

На диске также указывают:

  • логотип или имя изготовителя;
  • дату выпуска, которая преимущественно отображается в виде года и недели (0699 можно расшифровать так, что изделие создано в 6-ю неделю 1999 года);
  • штамп проверяющей качество организации, изображаемый в виде слова, числа или изображения. Если речь идёт о литых дисках, то может присутствовать ещё один штамп, а именно рентгенконтроля, который подтверждает, что данное изделие было изготовлено без полостей внутри и соответствует стандарту качества;
  • штамп ГОССТАНДАРТА;
  • максимальная допустимая нагрузка на диск, отображаемая в метрической или английской системе.

На диске иногда указывают:

  • максимальное разрешённое давление в покрышках. К примеру, обозначение MAX PSI 60 COLD значит то, что давление внутри покрышки не должно достигать отметки в 60 фунтов на дюйм2, а получать показания следует на холодной шине. Этот параметр на диске указывают в основном только американские производители;
  • тип изготовления, если диск является кованым.

© 2013, ООО «Техношина».
Автомобильные шины, колесные диски
и шиномонтаж.

Все представленные материалы защищены законом об авторском праве и другими законами Российской Федерации и принадлежат их правообладателям.

Маркировка дисков, символика, термины на дисках, обозначения

Маркировка дисков

Чтобы выбрать диски к своему автомобилю, мало знать нужный диаметр и количество болтов для крепления. Диск должен соответствовать целому ряду параметров. Полностью размер диска выглядит так: 6.5xR16 5/100 ET48 d56.1. Умение расшифровывать условные обозначения на дисках поможет избежать ошибок при покупке и разочарований при установке на автомобиль.

Расшифровка значений на диске

  • 6,5 — значение ширины обода в дюймах. Если хотите узнать размер в миллиметрах, то 6,5 нужно умножить на 2,54 (1 дюйм).
  • R16 — диаметр диска в дюймах (на рисунке D). Монтажный размер. Измеряется от боковин, на которые ложится шина.
  • j (может быть заменено на «Н2») — для рядовых потребителей эти значения не важны, т. к. являются служебными обозначениями для производителей и продавцов.
  • J — значение, в котором закодированы данные о конструктивных особенностях закраин бортов обода, такие, как углы их наклона, радиус/радиусы закругления и прочее.
  • Н2 (сокращение от Hump) — наличие этого обозначения указывает, что на полках обода есть кольцевые выступы (хампы), удерживающие бескамерную шину от соскальзывания с диска Буквенное обозначение Н означает одинарный (простой) хамп. Н2 обозначает двойной хамп. Также есть плоский хамп (Flat Hump) — FH, комбинированный (Combi Hump) — CH, асимметричный (Asymmetric Hump) — AH. Если между обозначениями ширины диска и его посадочным диаметром стоит знак х (как в данном случае), это означает, что обод диска неразъемный, без хампов.
  • 5/100 — обозначают значение PCD колеса (Pitch Circle Diameter). Цифра «5» — количество на диске крепежных отверстий для гаек (болтов), и в миллиметрах «100» — диаметр, по которому расположены отверстия креплений. Если необходимо, а под рукой нет специальных приборов, замер можно сделать обычной канцелярской линейкой.

ВАЖНО: крепежные отверстия колеса могут располагаться на разных диаметрах, у которых очень жесткий допуск относительно центрального отверстия.

Предупреждение! У отверстий креплений может быть небольшой плюсовой допуск по диаметру, что визуально затрудняет точное определение PCD, если его отличия от штатного всего 2 миллиметра. К примеру, нередко на ступицу с значением PCD 4/100 устанавливают колесо PCD которого 4/98. ЭТО ОПАСНО. Полностью затянутой будет только одна гайка (болт). Крепежные отверстия остальных 3 гаек «уведет», в итоге они будут недотянуты или затянуты с перекосом. В итоге колесо будет не полностью посажено на ступицу. При езде его будет «бить», велик риск того, что гайки будут постепенно выкручиваться сами собой.

  • d — (пример: d 66.6) — в миллиметрах, это диаметр ступицы, либо значение диаметра центрального отверстия колеса. Важно точное совпадение данного параметра с диаметром посадочного цилиндра ступицы автомобиля. Сопряжение размеров обеспечит предварительное центрирование на ступице колеса, что облегчит установку болтов.
  • ET — буквенное обозначение вылета диска, т. е. расстояния в миллиметрах от привалочной плоскости колесного диска, устанавливаемого на автомобильную ступицу, и условной плоскостью, которая проходит посередине обода колеса.
  • ЕТ «положительный» — привалочная плоскость не выступает за границу условной.
  • ЕТ «отрицательный» — привалочная плоскость находится за воображаемой плоскостью.
  • В некоторых странах встречается и другое обозначение ЕТ — OFFSET или DEPORT.

Примеры обозначения вылета

ЕТ 46 — положительный вылет, 46 миллиметров.

ЕТ-20 — отрицательный вылет, 20 миллиметров.

ЕТ 0 — вылет «нулевой».

Предупреждение! Опасно устанавливать на автомобиль колеса, вылет диска у которых отличается от штатного, рекомендованного заводом-изготовителем машины. Стремясь придать машине спортивный вид, некоторые автовладельцы ставят на нее диски с уменьшенным вылетом. Машина становится немного устойчивее на трассе, т. к. колесная колея становится шире. Но вместе с тем повышается нагрузка на подвеску автомобиля и ступичные подшипники. И наоборот, невозможно увеличить вылет колеса — его колесный диск упрётся в тормозной диск. Все это может привести не только к поломке автомобиля, но и к аварийной ситуации на дороге.

Дополнительные обозначения на колёсах

Также на колесе можно найти:

  • Дата изготовления — (пример: 0309) — означает, что дата выпуска диска — третья неделя 2009 года.
  • ISO, SAE, TUV — клеймо, которое ставит контролирующий орган. Данная маркировка — подтверждение того, что колесо соответствует международным стандартам/правилам.
  • MAX LOAD 2000LB — значение максимальной грузоподъемности колеса (в фунтах или килограммах). В данном примере — максимально допустимый предел нагрузки — 2000 фунтов, т. е. 908 килограммов.
  • PCD 4/100 — параметры присоединительных размеров.
  • MAX PSI50 COLD — максимальный показатель давления воздуха в шине. В данном примере — не более 50 фунтов на дюйм квадратный (3,5 кгс/квадратн.см).
  • «COLD» — переводится, как «холодный» — напоминание, что измерение давления надо производить в холодной покрышке.

Рекомендация специалистов интернет-магазина дисков «Колёса Даром»

Даже если есть ощущение, что технические термины для вас не до конца понятны, подбор дисков всё же лучше делать, проконсультировавшись со специалистом непосредственно в момент покупки. Это, как минимум, экономия денег и времени. А, как максимум, избавит от ошибок и опасных ситуаций на дороге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *