Что такое радиус колеса автомобиля
Перейти к содержимому

Что такое радиус колеса автомобиля

  • автор:

Учимся говорить правильно — 2. Радиус? А может диаметр?

Все просто, r — это радиус, d — это диаметр.
А теперь о главном, какого радиуса у вас колеса и какого диаметра они при этом?
А вот тут немного сложнее. Не у всех конечно, но казусы иногда случаются — «Вкатил седня на приору 16 радиус! Круто, блеать!». Вот тут-то конфуз и случается — диаметр-то уже 32 дюйма! Хорошо, что ошибка только в словах, а то наблюдали бы легковушки на колёсах от сельхозтехники.
Откуда это пошло? Не поверите, но от шин. Они бывают диагональные и радиальные. Первые имеют уже подзабытую маркировку такого типа — , 5,90 — ширина покрышки в дюймах, 13 — ее посадочный диаметр в тех же дюймах. А вот радиальные маркируются так , 175 — ширина шины в миллиметрах, 70 — высота профиля шины в процентах от ширины, R — обозначение типа шины (R — radial, радиальная), 13 — посадочный диаметр в дюймах.
Так вот R13 — это не 13 радиус, а таки диаметр!

Радиус или диаметр колеса: как правильно

Очень часто ко мне на блог, а также на канал в YOUTUBE приходят вопросы касательно шин (ну или резины). Очень часто, когда начинается диалог, фигурирует такое понятие как — радиус колеса. Человек пишет – «так мол, и так» купил себе покрышку 14 – 15 – 16 и т.д. – радиуса! Я всех поправляю — что это неправильно, что цифра эта, на корде — это диаметр. НА что мне человек пишет, так рядом же стоит «R»! В общем, хочу закрыть этот вопрос раз и навсегда, рассказать — как правильно читать это обозначение, показать один личный пример. Как обычно кто не хочет читать, видео версия внизу …

Радиус и диаметр колеса

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что обозначает буква «R»?
  • А что насчет диаметра?
  • А как проверить?
  • Высота профиля, как рассчитать?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Если честно, то я сам так раньше думал, хотя в «универе» нас учили по-другому. НО после того как поработал на СТО, где каждый второй говорит что на колесе указан «R» — RADIUS, сам также начинаешь думать.

Что обозначает буква «R»?

Вы удивитесь, но никакого отношения к размерности она попросту не имеет. «R» – от слова «RADIAL» или радиальные шины (про это у меня есть подробная статья), есть еще и диагональные (но они уходят в прошлое).

Обозначение

Сейчас более 90% производителей шин, делают именно радиальные варианты. Плюсов у них много (я сейчас все перечислять не буду), наверное, самые главные – что они сейчас бескамерные, прекрасно «ходят» на высоких скоростях, прочные, имеют хорошее сцепление с дорогой.

RADIAL

Часто на корде есть надпись «RADIAL», но по стандарту DOT, около размерности колеса есть надпись «R». Ее то, зачастую и понимают под – радиусом.

А что насчет диаметра?

После «R», как обычно идет цифровое обозначение, скажем 13 — 14 — 15 или даже 18, (если верить тому же DOT). А вот эта цифра уже обозначает диаметр, только вот какой?

Запоминайте, это диаметр посадочного места покрышки, в месте соприкосновения диска и шины.

Указывается в дюймах, для тех, кто не знает 1 дюйм = 2,54 см

Дюймы

Для примера, у меня колесо 18 дюймов, то есть 18 Х 2,54 = 45,72 см

Еще раз напомню, это не высота всей шины в сборе, а только размерность в месте соприкосновения.

Чтобы вычислить полностью высоту колеса, нужно ее рассчитать, а потом прибавить размер протектора (это в самом низу)

А как проверить?

Везде и всегда есть скептики (особенно у меня на канале и сайте), которые скажут, а чем докажешь? Я вот считаю — что там указан радиус, а не диаметр!

Проверить друзья очень просто — вам понадобится рулетка, ну и ваш автомобиль.

Для примера беру свое колесо, как мы с вами рассчитали показатель, он у нас получился – 45,72, округлим до 46 см.

Замеряю рулеткой — выходит около 50 сантиметров, но почему же так? Погрешность?

50 сантиметров

А вот и нет. Как мы все с вами знаем, плоскость прилегания находится как бы за бортиками диска (то есть внутри, чтобы покрышка держалась и не слетела). А высота этих бортиков как раз может быть около 2 см, тогда 50 – 2 – 2 (ибо они с двух сторон), вот вам и 46 (никакого обмана).

А теперь давайте подумаем, что R18 – это радиус 18-ти дюймов. Тогда по логике диаметр должен быть 36 – ведь правильно? А 36 Х 2,54 = около 92 см.

36 дюймов

Не хилое такое колесико! Такой размер гораздо выше капота моего автомобиля. Мне кажется такого размера даже у самолетов нет

Высота профиля, как рассчитать?

Все же покажу вам — как рассчитать полный диаметр (или как правильно говорят высоту колеса).

Про диск мы знаем, в сантиметрах он у нас – 45,72

А вот как рассчитать высоту протектора?

Для примера опять идет моя шина, размерность у нее 225/45. 225 – это ширина покрышки в миллиметрах, а вот 45, это как раз и есть высота протектора. НО! Указана она в процентах, для того чтобы перевести в чистый размер, нужно:

225 Х 0,45 (45%) = 101,25 – если округлить 10,1, умножаем на два (протектор сверху и снизу) = 20,2 см

Таким образом, полная размерность получается 45,72 + 20,2 = 65,92 см, что я и доказал своей фотографией, смотрим.

66 см

Знайте размер своего колеса, рассчитывайте и говорите его правильно. А для тех, кто еще этого не знает, покажите эту статью.

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю свои материалы, думаю, они были вам полезны. Ставим пять звезд внизу, обязательно подписываемся на канал, не забываем читать наши другие полезные статьи. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.

(13 голосов, средний: 4,85 из 5)

Значение диаметра колеса

Значение диаметра колеса

Любой автовладелец со временем сталкивается с необходимостью покупки новых покрышек или колес. И если одних устраивают стандартные габариты резины, другие выбирают альтернативные решения. Вопрос, какой средний диаметр колеса актуален, поэтому далее разберемся в этом вопросе.

Отличия диаметра и радиуса

Несмотря на много данных, обозначений на шинах, которые отмечает изготовитель, многие водители не знают, радиус или диаметр колеса как правильно выбрать, и в чем их отличия. На практике производители не пользуются параметром «радиус», так как он означает длину от центра изделия до ее края. Подобное измерение диска не актуально.

Изготовители измеряют величину обода в дюймах, вот почему конструкция покрышки и колеса имеют диаметр. Под ним понимают расстояние между противоположными частями шин. Окружность рассчитывается по линии, которая идет через центр диска. Это значение более распространено, поскольку проще измеряется, а также демонстрирует оптимальные параметры, позволяющие точно выбрать диск или покрышку на любой транспорт. Существуют и другие параметры:

  • Посадочный диаметр. С помощью таких параметров выбирается оптимальный параметр колес для монтажа резины. Чтобы не появилось проблем в ходе установки, посадочный диаметр должен быть с разрешенным размером и точно подходить к колесу. Разница в пару сантиметров помещает установить диска из-за возможного повреждения шины.
  • Наружный диаметр. Кроме внутреннего диаметра, в резине также замеряют и внешний. Это расстояние между противоположными местами, которые располагаются на наружном периметре дисков. Значение диаметра колеса рассчитывается производителями по специальной формуле. Точность показателей воздействует на эффективность данных одометра.

Добавим, что буква R не касается радиуса, как многие полагают. Она обозначает тип покрышки – есть радиальные и диагональные решения. Первые с маркировкой R имеют разное строение каркаса. Здесь корд затягивается между бортами без перехлеста волокон. Эластичная оболочка диска обтягивается особым поясом, сделанным из устойчивого корда, не деформируемого под нагрузкой. Подобная технология делает строение резины прочной, повышает сцепление покрышки с дорожным покрытием.

У диагональной резины аналогичный протектор, идентичный радиус, однако у нее разное соединение нитей. Здесь нити в конструкции устанавливаются по диагонали между бортами. Брекерный слой, который удерживает и балансирует шины, менее стоек в процессе качения, что становится причиной быстрого износа покрышек.

Какие колеса и размер лучше подобрать

При выборе резины автомобилисты сталкиваются с проблемой, какие покрышки выбрать. Следует учесть, что изменение наружного диаметра касательно рекомендованного параметра становится причиной ухудшения ездовых характеристик автомобиля. Если главная задача сводится к дизайну, тогда подбор сводится к крупным колесам и низкопрофильной резине. К тому же уменьшение колеса и увеличение профиля повышает комфорт, но от этого страдает управляемость.

При выборе покрышки не следует отклоняться от заводских параметров, не устанавливать широкие шины, не менять вылет колеса и пр. Оптимальным параметром считаются диски, которые являются средним решением среди, рекомендованных изготовителем. Например, если на транспорт можно штатно установить колеса, параметры которых в отрезке R14-R16, тогда лучше устанавливать рекомендованные по габаритам колеса R15. На такие колеса устанавливают покрышки, профиль которых и ширина также рекомендованы автопроизводитель.

Этот подход обеспечивает баланс между управляемостью, удобством. Также монтаж рекомендуемых габаритов дисков и покрышек позволяет увеличить ресурс частей подвески и ступичных подшипников.

Популярные покрышки Nexen

Большим спросом среди покупателей пользуются покрышки марки Nexen, которые производятся с использованием компьютерной графики и трехмерного моделирования. В составе резины большое содержание натурального каучука, кремниевой кислоты и прочих компонентов. При нанесении компаунда применена многослойная технология. Резина отличается долгой службой, износостойкостью.

Летние покрышки имеют преимущественно симметричный узор проектора. Есть изделия с ассиметричным узором. Это обеспечивает эффективную тягу, в результате происходит экономная трата топлива. Линейка N и прочие серии быстро отводят воду, гарантируя прочное соединение с дорогой. Распространенные модели:

  • NBlue HD Plus – износоустойчивые покрышки с оптимальными параметрами управляемости для легковых авто.
  • Winguard Ice SUV и Winguard Ice Plus – зимняя фрикционная резина. Не уступает по сцепным качествам покрышкам с выступами, при этом во время управления они практически бесшумные.
  • NFera RU1 и N’Fera SU1 – летние шины для кроссоверов и легких автомобилей. Отлично демонстрируют себя на сухой и мокрой трассе.

Зимние покрышки Нексен оснащены направленным узором протектора. Ламели разного строения обеспечивают стойкость при ускорении и торможении. Стоимость продукции марки в средней категории.

Основные сведения по подбору и эксплуатации автомобильных колёс

Несколько лет назад мы подготовили материал из серии своеобразного «автоликбеза», посвящённый автомобильным колёсам, без которых невозможно движение ни одного автомобиля в мире. Однако опять наступил апрель – буйный период массовой сезонной переобувки. И мы вновь возвращаемся к теме шин и дисков, где не только повторим основные моменты, но и постараемся уточнить и дополнить полезную для самых разных автомобилистов информацию.

В этом материале мы постарались сгенерировать краткое справочное пособие, в котором сгруппировали основные сведения, касающиеся подбора и эксплуатации автомобильных колёс. Мы дополнили информацию некоторыми новыми деталями, разобрали характерные заблуждения и ошибки, ответили на часто задаваемые вопросы и приправили всё это некоторыми наблюдениями, полученными в ходе многочисленных «шинных» спецпроектов нашего издания. В принципе, мы старались охватить вопросы, связанные со всеми типоразмерами шин – от «малых легковых» до «больших грузовых». Начнём с основных принципов крепления колеса.

Посадочные и монтажные данные

Основной параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD, иногда применяют термин сверловка колеса. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий. Значения PSD стандартизированы по принципу рядов предпочтительных чисел, а значит этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению и повреждение диска, не подлежащее ремонту. Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. Нет! За это отвечает только крепёж! Проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.

Настоящие зимние шины должны иметь маркировку в виде снежинки, вписанной в горные пики («три альпийских пика»)

Радиус и посадочный диаметр шины

Часто выражаются – «колёса такого-то радиуса». Посчитаем. Итак, например, «радиус» 22,5 дюйма – это примерно 57 см, т. е. диаметр только диска будет 114 см, добавьте к этому ещё высоту профиля шины с обеих сторон, получится суммарный диаметр колеса что-то около 160 см – это средний рост человека в позапрошлом веке, для образного восприятия объекта. Вот, оказывается, какие здоровенные колёса могут быть! Конечно же это ошибка: в маркировке указывается посадочный диаметр, т. е. внутренний размер шины или наружный диска. Многие ошибочно полагают, что буква R означает радиус шины, но это обозначение именно радиальной конструкции автошины. Бывает ещё диагональная конструкция (обозначается буквой D), но сегодня она мало распространена.

Индексы нагрузки автомобильных шин

Индекс Нагрузка, кг Индекс Нагрузка, кг Индекс Нагрузка, кг Индекс Нагрузка, кг
50 190 70 335 90 600 110 1060
51 195 71 345 91 615 111 1090
52 200 72 355 92 630 112 1120
53 206 73 365 93 650 113 1150
54 212 74 375 94 670 114 1180
55 218 75 387 95 690 115 1215
56 224 76 400 96 710 116 1250
57 230 77 412 97 730 117 1285
58 236 78 425 98 750 118 1320
59 243 79 437 99 775 119 1360
60 250 80 450 100 800 120 1400
61 257 81 462 101 825 121 1450
62 265 82 475 102 850 122 1500
63 272 83 487 103 875 123 1550
64 280 84 500 104 900 124 1600
65 290 85 515 105 925 125 1650
66 300 86 530 106 950 126 1700
67 307 87 545 107 975 127 1750
68 315 88 560 108 1000 128 1800
69 325 89 580 109 1030 129 1850

Статический и динамический радиус, профиль и ширина

На один и тот же автомобиль в зависимости от комплектации, мощностной настройки двигателя, уровня базового оснащения, могут быть установлены диски разного посадочного диаметра. Соответственно высота и ширина профиля шины могут отличаться. Статический радиус колеса – постоянная величина, заданная конструкторской документацией. Динамический радиус изменяется постоянно с каждым оборотом колеса в процессе движения автомобиля. На эту величину влияет множество внешних факторов: нагрузка и её перераспределение, скорость, давление в шине, поперечный и продольный профиль дорожного покрытия, температура воздуха.

Маркировка типоразмеров шин на примере 245/45 R17 94 Н:

245 ширина шины в мм,

45 отношение высоты профиля к ширине 45%,

R шина с радиальным кордом,

17 диаметр колеса (диска) в дюймах,

94 индекс нагрузки, до 670 кг,

Н индекс скорости шины, до 210 км/ч

Профиль шины – величина относительная (см. нашу справку о маркировке автошин), что важно учитывать при подборе резины. Пример. Если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо (за исключением, когда оба типоразмера предусмотрены конструкцией). Установка колёс увеличенного статического радиуса и ширины, если это не предусмотрено конструкцией, приведёт к тому, что в повороте и при длинном ходе подвески колесо может задевать различные конструктивные элементы автомобиля, и даже повредить их, к тому же «уедут» некоторые расчётные конструктивные параметры, такие как кастор, клиренс, удельное давление в пятне контакта, что скажется на управляемости, а показания спидометра будут заниженными. Установка колёс меньшего размера, что предусмотрено конструкцией, увеличит нагрузку на шины и снизит эксплуатационную надёжность, опять же пострадают кастор и дорожный просвет, а спидометр будет грешить в большую сторону. Теперь вспомним ещё об одном параметре колёсного диска, который именуется «вылет».

Шиномонтажный участок с балансировочным станком современного грузового технического центра

Индексы скорости автомобильных шин

Максимально допустимая скорость, км/ч Буквенное обозначение
100 J
110 K
120 L
130 M
140 N
150 P
160 Q
170 R
180 S
190 T
200 U
210 H
240 V
270 W
300 Y
>240 Z или ZR

Вылет наоборот

Это довольно важный параметр, от которого опять же зависят управляемость автомобиля и срок службы ряда смежных компонентов. Вылет колеса обозначается буквами ЕТ и измеряется в мм, значение вылета, как правило, указывается на диске. Это расстояние от центральной плоскости обода до плоскости соприкосновения диска со ступицей. Чем это значение больше, тем сильнее колесо утоплено внутрь, к центру габаритной ширины, соответственно, чем меньше вылет, тем сильнее колёса выступают наружу из своих арок. Вылет – конструктивно расчётный параметр, определяющий плечо нагрузки на подшипники ступицы и геометрию траектории поворота. Использование колёс с неподходящим для данного автомобиля вылетом сокращает срок службы подшипников, меняет геометрическое значение колеи, что может повлиять на устойчивость, управляемость и проходимость легкового автомобиля. Для грузовика, особенно тяжёлого, конструктивная вариативность этого важного параметра уменьшается с ростом тоннажа техники, поэтому влияние вылета не так заметно, как на маленьких машинах. Но повышенный износ всё равно проявит себя, и опять же «неправильные» колёса могут в повороте цеплять неподвижные части авто, ограничивать конструктивно допустимые углы поворота управляемых колёс.

Регулярный контроль давления в шинах продлевает их срок службы

Из нашего опыта шинных проектов

За годы через наш журнал прошло несколько экспериментальных проектов, связанных с испытаниями и ходимостью автомобильных шин. Делимся наиболее интересными обобщёнными выводами и наблюдениями.

Только у самых маленьких грузовиков комплект шин насчитывает всего четыре штуки, не считая «запаски». Даже для переобувания «ГАЗели» потребуется комплект минимум из шести шин. Стандартному автопоезду с полуприцепом необходимо не менее 12 единиц, без учёта запасных, да ещё и адресованных для конкретных осей. А ведь случаются в нашей жизни и грузовики с колёсными формулами 10х4, которые тягают четырёхосные прицепы… Проведённые нами многочисленные испытания ходимости автомобильных шин однозначно свидетельствуют о том, что ни один комплект не дошёл до финиша без потерь, никак не связанных с качеством продукции. Отдельные шины в каждом из проектов были загублены непредсказуемыми дорожными обстоятельствами. Поэтому рекомендуем, особенно для автопарков, остановиться, если это возможно, на шинах одной марки – проще и дешевле обеспечить взаимозаменяемость.

Пробег качественных шин до полного износа у легковых автомобилей и грузовичков на их базе – около 70 000 км. Резина большегрузов живёт значительно дольше – до 400 000 км. Существуют модели шин, предназначенных для использования на рулевой оси седельного тягача или для осей полуприцепа. Целесообразно при достижении примерно 50% износа снимать такие шины с рулевой оси и переставлять на полуприцеп: шины служат тогда максимально долго и безопасность на высоте. Дело в том, что рулевая ось хоть и менее нагружена массой, но более чувствительна к регулировке углов установки колёс, плюс фактор рулевого управления дополнительно влияющий на износ при повороте пятна контакта. На типовом трёхосном полуприцепе наиболее нагружена средняя ось.

Шины ведущих осей в наших условиях выхаживают редко более 250 000 км. Формально их после такого пробега ещё можно использовать, даже протектор может оставаться в требуемой глубине, но сцепные свойства оставляют желать лучшего.

Грузовые «малыши» категории «В», несмотря на полную массу автомобиля до 3500 кг требуют установки шин с индексом «С» после маркировки посадочного диаметра. Это не индекс скорости, а обозначение усиленной конструкции для коммерческого транспорта. Такие шины дороже и отличаются менее «скоростным» рисунком протектора. Использование обычных шин подходящего типоразмера, даже если соответствует индекс нагрузки, вместо предусмотренных конструкцией «коммерческих» не имеет смысла – износ идёт лавинообразным темпом…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *