Какой ток в аккумуляторе
Перейти к содержимому

Какой ток в аккумуляторе

  • автор:

Пусковой ток аккумулятора. Основные сведения и оптимальные показатели

При выборе аккумулятора нужно учесть несколько важнейших показателей, которые влияют на его мощность и соответствуют конкретной модели автомобиля. Это — габаритные размеры, емкость, полярность. Еще один ключевой показатель — пусковой ток, о котором мы расскажем в данном обзоре.

Распространено мнение, что чем выше пусковой ток аккумулятора, тем лучше. На самом деле это не совсем так.

Определение и важность пускового тока

При всей значимости остальных параметров, важность пускового тока можно выразить в одной фразе: если у него не будет достаточного значения (уровня), то машина попросту не заведется. Особенно — в холода.

Пусковой ток (сокращенно ПТ) АКБ имеет еще одно определение: ток холодной прокрутки. И именно в этом суть. В двигателе, который пребывает в холодном, не прогретом состоянии, вязкость масла на порядок больше. В самый момент запуска автомобиля стартер вынужден расходовать значительное количество энергии. Для приведения в движение маховика с поршнями необходимо подать от АКБ нужную «порцию» электричества.

Соответственно, если уровень тока холодной прокрутки будет не ниже стандарта, то завести машину можно без проблем.

Какие показатели считаются оптимальными

Показатель напряжения корректно работающей батареи практически неизменен, и равен 12 Вольт. И чем значительнее сила тока, тем выше мощность, которую в состоянии достичь двигатель стартера. Но не нужно гнаться за рекордами. Давайте определим, какой ПТ можно назвать оптимальным.

Пусковой ток — это тот максимум силы тока, который в состоянии отдать аккумулятор, причем, именно в минимальный временной интервал.

Так вот: для запуска двигателя легковой машины среднего класса требуется от 250 до 270 Ампер. Это и есть оптимальное значение ПТ.

Одного, универсального показателя тока не существует. Ведь он зависит от нескольких факторов: в каком климате идет эксплуатация, какова мощность автомобиля, какой тип двигателя.

На юге России ПТ не имеет такого значения, поскольку в условиях повышенных температур масло находится в нужном, жидком состоянии. Прямо противоположна ситуация в северных регионах, где из-за холода вязкость масла возрастает в разы, и требуются повышенные усилия для запуска. А следовательно, и больший пусковой ток.

Считается, что при температуре +5 (плюс-минус несколько градусов) ПТ может не превышать 230 Ампер, и даже быть на 10% меньше!

Если же автомобиль нужно завести при минусовой температуре порядка 15 градусов, потребуется уже 270-300 Ампер.

Оптимальные значения пускового тока — по оценкам экспертов

С учетом того, что бензиновые двигатели потребляют меньше, чем дизельные, в которых выше степень сжатия, можно вывести такую закономерность:

Среднее значение для бензиновых — 260 Ампер.

Среднее число для дизельных — порядка 290 Ампер.

Вот почему можно уверенно говорить о том, что цифра в 300 Ампер будет оптимальной для легкового автомобиля! Данных показателей вполне достаточно.

Если говорить о грузовом транспорте, то средние значения вывести сложнее: грузовые машины имеет большой разброс по мощности. Можно назвать цифру порядка 600-800 Ампер.

Стоит ли выбирать АКБ с большим током?

Существует заблуждение, что чем выше пусковой ток батареи, тем лучше. Те, кто так считает, часто попадаются на маркетинговые «ловушки». Многие производители заинтересованы пиарить АКБ с неоправданно мощными показателями и естественно, высокой ценой.

Так стоит ли вообще брать батареи с ПТ 500 Ампер и выше?

Эксперты отвечают: это не целесообразно!

И для такого заявления есть веские аргументы. Ток свыше 300 Ампер уже является излишеством. Какой смысл покупать батареи с огромным запасом, к тому же переплачивая?

Ну и главное: чем выше пусковой ток, тем меньше проработает батарея. Так как срок службы аккумуляторов с завышенным током меньше, чем со средним!

Подумайте сами: если вы купите АКБ с ненужным запасом ПТ сверх достаточного значения, то никак не используете «излишки», и к тому же будете вынуждены чаще менять батарею! То есть, чаще платить за новую.

Главный вывод: берите АКБ с пусковым током 250-300 Ампер, так как этих показателей более чем достаточно!

Что влияет на показатели пускового тока

Водители нередко считают, что определенной емкости соответствует тот или иной показатель пускового тока. Это не так.

При анализе аккумуляторных батарей с единым значением емкости, которые произведены в разных странах — выявляется такая особенность, как значительное различие в цифрах ПТ. Причем разница может превышать 35%! С чем это связано?

Ответ однозначен: причина различия кроется в применяемых технологиях. Вот список основных нюансов:

1. Увеличенное количество пластин. Если сравнить одинаковые по размеру корпуса, то лучшие показатели по ПТ будут у АКБ с большим числом пластин;

2. Использование чистого (или, по-другому, очищенного) свинца. Если он входит в состав (пусть и традиционных) кислотных батарей, это будет способствовать более быстрой зарядке. Озвученное относится и к разрядке. Следовательно, пусковые показатели будут лучше;

3. Повышенная пористость плюсовых пластин. Это приводит к накапливанию большего заряда;

4. Степень испарения электролита, которая напрямую зависит от уровня герметичности корпуса. Запаянные и герметичные АКБ исключают возможность испарения. Благодаря этому, в батарее сохраняется требуемый уровень, а пластины не оголяются;

5. Разница в количестве залитого электролита.

Отдельно стоит выделить применение инноваций. Если анализировать новейшие технологии, то лидерами по показателю отдачи ПТ будут аккумуляторы GEL и конечно, AGM. В данных АКБ показатели доходят до тысячи ампер в интервале 30 секунд. Это значительно больше (а именно в 3, иногда и в 4 раза) традиционных кислотных аналогов.

Но если смотреть объективно (и учитывать основной вывод нашей статьи), такие показатели нужны только для очень мощных джипов или скоростных премиальных авто с запредельными показателями лошадиных сил. Для средних авто покупка аккумуляторов даже в районе 500 (а тем более выше) Ампер — не имеет смысла: лишние амперы и снижение срока службы АКБ. К тому же, подобные батареи значительно дороже, что не оправдано.

Существует и такое понятие, как увязка со статусом: ведущие производители заявляют о гарантированном качестве (что далеко не всегда соответствует реальности). Зато это всегда сопровождается наценкой за бренд!

Классификация, принятая в мире

В мировой практике можно встретить разные классификации, по которым определяется пусковой ток конкретного аккумулятора. Для удобства разработана система маркировок: обнаружив те или иные буквы, вы сразу поймете, где произведена батарея. К основным классификациям ПТ относятся:

  • В Германии — DIN
  • В США — SAE
  • В странах Европейского союза (за исключением Германии) — EN
  • В России, на Украине и некоторых странах бывшего СССР распространены надписи «стартерный ток», а также «пусковой ток».

Если при покупке новой АКБ на корпусе отсутствуют данные показатели (что чрезвычайно редко), цифры пускового тока должны быть в инструкции/буклете.

Методики замеров пускового тока

Когда происходит снижение напряжения, вырастает потребление Ампер. Это взаимосвязанный процесс, и при методиках (вне зависимости от страны) идет фиксация величины потребления. То есть, имитируется пуск и таким образом замеряется значение пускового тока батареи. Что касается процесса охлаждения, он необходим для моделирования ситуации с низкой температурой и суровыми условиями эксплуатации.

— В европейских странах аккумуляторы охлаждают до значительной величины — минус 18 градусов. Затем их специально разряжают — на это отводится десять секунд. Разрядка допускается до показателя в 7,5 Вольт.

— В Германии охлаждение происходит до той же температуры, но на разрядку отводится в три раза больше: полминуты. Отличается и величина разрядки — до 9 Вольт.

— Точно такие же показатели используют в США, исключение составляет только глубина разряда. Она еще ниже: 7.2 Вольта.

— В России опираются на те же стандарты, что и в Германии: идентичны все показатели.

Сила тока

Разрядный ток аккумулятора влияет на ёмкость аккумулятора.

С ёмкостью все понятно — это количество электричества в аккумуляторе. А от чего зависит сила тока аккумулятора? Этот параметр часто вызывает непонимание. В русском языке смущает слово «сила». Английское «current» путают с «currency» — валюта. С немецким немного лучше: stromstärke — толщина тока! Непонимание физического смысла силы тока родило народный термин: ампераж (amperage). Сила тока — это количество тока (заряда), протекаемого по проводнику в единицу времени. Электрический ток может быть сильным и слабым. Сила тока измеряется в Амперах (A), а ёмкость — в Ампер-часах (Ah). По закону Ома, сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению.

От чего зависит сила тока?

Разберем ситуацию на примере садовой лейки. Объем лейки — это ёмкость. Высота лейки над грядкой — это напряжение. А вот струя воды — это и есть сила тока, которая, в первую очередь, зависит от размера дырочек распылителя (сопротивление). Маленькие дырочки — медленно льется вода, большие дырочки — быстрее льется. Если снять распылитель, то вода пойдет мощной струей (короткое замыкание). Напор воды зависит от высоты (напряжения), на которую вы поднимите лейку, а время (площадь) полива зависит от объёма (ёмкости) лейки. Ёмкость аккумулятора расходуется по-разному на разных режимах:

  • 15-20mAh в режиме покоя (спящий режим) телефоны потребляют очень мало электричества.
  • 100-500mAh в режиме манипуляций с программами.
  • 500-1000mAh в режиме мобильного интернета, навигации, игр, просмотра видео.

Большие токи

При разряде большим током происходит падение ёмкости и платформы аккумулятора. На графике показано, что если разряд производится током 1,5С и 2C, то ёмкость аккумулятора уменьшится на 10% и 30% соответственно. В обычных условиях потребляемый ток находится в диапазоне 20%-50% (0,2C-0,5C) ёмкости аккумулятора. Это незначительно влияет на значение ёмкости и платформы. Большие токи ограничиваются платой защиты для безопасности и сохранения ресурса аккумулятора.

  • В нагруженных режимах подключать мобильные устройства к зарядным устройствам.
  • Использовать качественные USB кабели с низким сопротивлением для экономии электрического заряда.
  • Заряжать аккумулятор не дожидаясь его полной разрядки. Полностью разряженный аккумулятор заряжается большим током — это увеличивает его износ.

Самым безобидным результатом неосторожного обращения с аккумуляторами может стать короткое замыкание.Какой ток безопасный?

Осторожно: высокое напряжение! Больно будет даже от малых токов

Самым безобидным результатом неосторожного обращения с аккумуляторами может стать короткое замыкание. Не замыкайте положительный и отрицательный контакт металлическими предметами, не разбирайте аккумуляторы и не меняйте полюса. Перед тем как собирать аккумуляторы в сборки изучите матчасть и правила безопасности.

P.S.

В группе риска часто оказываются технически грамотные люди, не первый раз имеющие дело с электричеством. Несчастные случаи с профессионалами происходят не от незнания правил безопасности, а от пренебрежения силой тока аккумулятора. Относитесь к аккумуляторам с осторожностью. В маленьком объеме содержится большая сила.

Часто задаваемые вопросы:

  • Чем больше зарядный ток, тем быстрее зарядится аккумулятор.
  • Зарядный ток не должен превышать 1C.
  • Большие зарядные токи сильно изнашивают аккумуляторы.
  • При коротком замыкании возникают большие токи, которые мгновенно разогревают проводник до красна. Если аккумулятор закоротили скрепкой, то она раскалится и воспламенит горючие предметы вокруг себя.
  • Аккумуляторы от короткого замыкания обычно не взрываются, а вздуваются. Если же произойдет разгерметизация, то из аккумулятора выйдет едкий дым, который может самовоспламениться.

Величина пускового тока аккумуляторной батареи

Пусковой ток

Аккумулятор автомобиля гарантирует бесперебойную работу всех электрических приборов: от фар и электростеклоподъемников до автомобильной магнитолы и источников внутреннего освещения. Основным параметром, который отображает состояние АКБ, является пусковой ток аккумулятора.

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Пусковой ток АКБ — это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности аккумуляторного носителя, которую он способен выдавать полминуты при -18 градусах постоянной температуры.

Принято считать, что для затяжных холодных зим нужен аккумулятор с большим уровнем пускового тока. Для северных регионов рекомендуют к использованию только высокоёмкостные аккумуляторы, которые способны выдавать необходимый для старта мотора ток в самых суровых условиях.

В чем отличие этого параметра от тока заряда аккумулятора автомобиля?

Пусковой ток влияет исключительно на старт двигателя, а ток заряда аккумулятора автомобиля, в свою очередь, определяет уровень потенциала, необходимого для зарядки самого АКБ.

Существует три основных способа зарядки аккумулятора в машине:

  • зарядка током с постоянным амперажом;
  • зарядка током с постоянным напряжением;
  • смешанный способ со стабильным током и колеблющимся вольтажом в начале зарядки и ровным напряжением и регрессирующим током в конце процесса.

Нужно отметить, что смешанный способ является наиболее эффективным и максимально продлевает жизнь вашему энергоносителю.

Как правильно заряжать АКБ?

Зарядное устройство должно иметь возможность выдавать напряжение до 17 В, если рабочее напряжение батареи 12 вольт. В противном случае зарядить аккумулятор на 100% не получится.

Помимо этого, нужно учитывать емкость АКБ при выборе уровня подаваемого пускового тока аккумулятора автомобиля, таблица которого представлена ниже.

К примеру, если у батареи ёмкость 70 Ач, то для зарядки в течение 10 часов необходимо выставить ток 7 А. Постепенно ток следует понижать с параллельным повышением напряжения. Такой метод позволит более эффективно заполнить ресурс аккумулятора: при росте уровня заряда растёт и сопротивление, но работа батареи направлена все-таки на напряжение, потому его и следует поднимать.

Ток заряда аккумулятора автомобиля на Kolesa-Darom.ru

Что такое ток утечки и каковы причины превышения нормы утечки заряда?

Ток утечки — это потеря ёмкости АКБ за счет как естественных причин, так и неисправностей в электронике машины или неправильной эксплуатации электроприборов.

В худшем случае автомобиль может не завестись вообще. Однако эта ситуация может произойти лишь при серьёзных неисправностях или оставленных на ночь в рабочем состоянии некоторых потребителей электричества. Если автовладелец возьмёт за правило проверять, всё ли обесточено, вполне вероятно, что крупных неприятностей удастся избежать.

Утечка — нормальный процесс, однако существует нормированное значение утечки, которую допускает производитель. Чаще всего норма колеблется от 15-20 до 50 мА. На современных авто с большим количеством потребителей этот параметр может быть и выше.

Произвести замер тока утечки можно при помощи стандартного рожкового ключа и мультиметра. Также не забудьте надеть перчатки. Алгоритм действий следующий:

  • отключите все потребители, в том числе видеорегистратор и противоугонную сигнализацию;
  • отключите клемму минуса от АКБ;
  • подключите мультиметр с измерением тока на минус батареи и вывод минуса;
  • сравните показания с нормой по вашей модели.

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Современные двигатели требуют АКБ с более высокими пусковыми токами. Для запуска инжекторного авто требуется отдача максимального количества электроэнергии за минимальный промежуток времени. При этом чтобы корректно работала электроника, просадка напряжения при запуске должна быть наименьшей. Такой режим работы обеспечивается аккумулятором с высоким пусковым током. Поэтому современные АКБ проектируются таким образом, чтобы отдавать больший ток, но меньше внимания уделяется стойкости к разряду, поскольку его глубина при запуске двигателя минимальна.

Пусковой ток батареи измеряется различными методами. Самой распространенной методикой является европейская (EN), при которой батарею охлаждают до –18С в течение 24 часов, затем нагружают силой тока, равной номинальному пусковому току батареи. Тест считается пройденным, если напряжение не упадет ниже 7,2В в течение 10 секунд.

Ниже приведена таблица перевода тока холодного пуска, измеренного разными методами.

пусковой ток аккумулятора таблица.jpg

Чаще всего пусковой ток указывается по европейскому стандарту (EN), к нему привыкло большинство водителей. При этом соответствующий ток по американской системе CCA несколько выше. Этим пользуются некоторые производители недорогих батарей, указывая на наклейке ток в CCA. Это нужно учитывать при выборе аккумулятора.

Также стоит обратить внимание на репутацию завода, поскольку многие батареи, особенно дешевого сегмента, могут не выдавать заявленных характеристик. А батареи премиум класса от известных производителей, напротив, при измерении показывают результаты на 5–10% выше заявленных значений.

Аккумуляторы с высокими пусковыми характеристиками

Titan Arctic Silver 6СТ-95.1 VL (D31FR)

Titan Arctic Silver 6СТ-95.1 VL (D31FR)

  • Емкость, Ач: 95
  • Ток, А (EN): 910
  • Напряжение, В: 12
  • Полярность: Прямая
  • Длина, мм: 304
  • Ширина, мм: 173
  • Высота, мм: 220

14 500 ₽ 13 600 ₽ *
Добавить в корзину

Banner Running Bull AGM 592 01

Banner Running Bull AGM 592 01

  • Емкость, Ач: 92
  • Ток, А (EN): 850
  • Напряжение, В: 12
  • Полярность: Обратная
  • Длина, мм: 353
  • Ширина, мм: 175
  • Высота, мм: 190

39 000 ₽ 38 100 ₽ *
Добавить в корзину

Exide Premium EA1000

Exide Premium EA1000

  • Емкость, Ач: 100
  • Ток, А (EN): 900
  • Напряжение, В: 12
  • Полярность: Обратная
  • Длина, мм: 353
  • Ширина, мм: 175
  • Высота, мм: 190

21 900 ₽ 21 000 ₽ *
Добавить в корзину

Banner Running Bull AGM 580 01

Banner Running Bull AGM 580 01

  • Емкость, Ач: 80
  • Ток, А (EN): 800
  • Напряжение, В: 12
  • Полярность: Обратная
  • Длина, мм: 315
  • Ширина, мм: 175
  • Высота, мм: 190

33 000 ₽ 32 250 ₽ *
Добавить в корзину

Способ измерения Midtronics

Распространенным способом проверки пускового тока является метод, изобретенный американской компанией Midtronics. Специальный тестер измеряет внутреннее сопротивление на определенной частоте и с помощью формулы вычисляет примерные значения пускового тока для разных систем измерения. Изначально метод был разработан для диагностики степени износа АКБ. Батарея должна быть заряжена и иметь комнатную температуру. При значении тока ниже 70% от изначального, батарея считается изношенной и рекомендуется к замене. Однако, более высокий показатель не гарантирует исправность АКБ, для окончательного вердикта батарея нуждается в дальнейшей диагностике другими методами. Тест пускового тока показывает, в основном, состояние отрицательных пластин.

Также стоит отметить, что некоторые АКБ не выдают номинальный ток при замере тестером, но при этом могут отлично запускать двигатель в мороз и иметь достойный ресурс. Причина кроется в необъективности теста, а также в желании производителя заявить более высокие характеристики, чем у конкурентов. Такое несоответствие встречается даже у известных производителей, однако это не говорит о плохом качестве батарей.

В последнее время на рынке появилось множество китайских тестеров, с разной степенью точности работающих по принципу Midtronics. Метод стал более популярным у автолюбителей. Следует признать, что производители батарей могут учитывать данный момент и проектировать батареи таким образом, чтобы именно при проверке тестером получались максимально высокие значения. При этом лабораторных испытаний вне завода почти никто не проводит, поэтому реальность полученных значений остается под вопросом, а многие уже привыкли доверять тестерам. Данное измерение почти ничего не говорит о качестве аккумулятора и никак не позволяет спрогнозировать его ресурс.

Подводя итог, можно сказать, что пользоваться данной методикой можно лишь для приблизительной оценки износа батареи, сравнивая показания новой и старой АКБ. Качество новой батареи оценить данным методом можно лишь косвенно.

Мифы о пусковых токах

Многие водители считают, что лучше всего выбирать максимально мощную батарею. Это верно лишь отчасти. Форсированные батареи с высокими токами целесообразно использовать для запуска дизелей, а также для двигателей большого объема на автомобилях, куда устанавливается АКБ небольшой емкости. Для авто с бензиновым двигателем малого объема самая мощная батарея не даст прироста в ресурсе по сравнению со стандартной.

Есть более важные критерии выбора, такие как технология, по которой изготовлена батарея и условия, в которых она будет эксплуатироваться. Следует ориентироваться на качество и ресурс аккумулятора. Чаще всего достаточно стандартных характеристик, не меньше, чем у АКБ, которую установил завод-производитель.

Также встречается утверждение, что из-за мощного аккумулятора может сгореть стартер или электроника авто. Данное мнение ошибочно. Стартер рассчитан на работу при напряжении 12 вольт, а это стандарт для всех стартерных батарей. Ток в обмотках стартера в момент запуска больше зависит от его мощности и сопротивления двигателя, который он прокручивает. Проще говоря, стартер берет столько тока, сколько ему нужно для запуска мотора. А пусковой ток АКБ характеризует просадку напряжения при запуске автомобиля. Чем мощнее АКБ, тем меньше просадка, соответственно, тем быстрее прокручивается двигатель, но в пределах мощности стартера. Напряжение в момент запуска никогда не будет выше 12 вольт, поэтому даже самая мощная батарея не способна что-либо повредить. Как только двигатель запустится, в работу вступит генератор, и напряжение бортовой сети будет составлять около 14 вольт, что выше, чем у аккумулятора, поэтому влиять на работу электроники он не будет.

Преимущества высокого пускового тока

  • Запас для нестандартных условий эксплуатации. Реальный пусковой ток снижается по мере разряда батареи, поэтому более мощная АКБ способна запустить двигатель даже будучи заряженной не на 100%.
  • Запуск при низких температурах. Чем холоднее батарея, тем меньший ток она способна отдать. Мощная батарея способна запустить двигатель в более сильный мороз.
  • Уверенный запуск дизельных двигателей, а также двигателей большого объема, которые требуют высоких пусковых токов.

Недостатки АКБ с большим заявленным пусковым током

  • Более высокая стоимость.
  • Возможно снижение заложенного при производстве ресурса батареи в пользу мощности. Для увеличения тока уменьшают толщину пластин в пользу их количества, так как нужна большая их площадь, а также используют более мелкозернистую активную массу, которая быстрее теряет пористость при разрядах АКБ. Также устанавливают больше отрицательных пластин, поскольку в основном они обеспечивают высокий пусковой ток, в связи с чем снижается объем электролита. При прочих равных условиях более мощная батарея может иметь более низкую надежность.
  • Объективно проверить данную характеристику можно только лабораторным методом.

На что обратить внимание при выборе

  • Требования производителя транспортного средства. Следует выбирать батарею, характеристики которой не ниже, чем у заводской.
  • Условия эксплуатации автомобиля и температурный режим.
  • Объем и тип двигателя.
  • Соотношение объема двигателя с максимально возможной емкостью АКБ, ограниченной посадочным местом.
  • Больше ориентироваться на качество и ресурс батареи.

Если вы не уверены в своем выборе, обратитесь к нашим специалистам. Они помогут вам подобрать оптимальную батарею для вашего транспортного средства, учитывая все факторы, которые могут повлиять на его работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *