Как снять стартер на уаз патриот 409
Перейти к содержимому

Как снять стартер на уаз патриот 409

  • автор:

Стартер УАЗ 409

Стартеры автомобиля УАЗ-409 имеют стандартную схему подключения и конструкцию. Редукторное устройство сравнительно надежно, но имеются некоторые особенности.

Данным стартерам свойственным типичные «болезни». Важно помнить: на УАЗ могут устанавливаться различные двигателя. Потому процесс снятия и установки может незначительно различаться.

Стартер УАЗ-409

Причины выхода из строя стартера на УАЗ-409 и способы решения проблем

Стартер выполняет важную функцию: вращает маховик двигателя. Это позволяет запустить мотор. В действие он приводится напряжением, подаваемым с аккумуляторной батареи. Стартер представляет собой компактный электродвигатель снабженный статорной обмоткой. Он не предназначен для долгой работы. Если двигатель ЛУАЗ либо УАЗ не крутит – можно осуществить ремонт своими руками.

Но в первую очередь нужно установить причину неисправности. Наиболее часто встречаемые, типичные проблемы:

  • отсутствует напряжение на управляющих контактах приходящих на втягивающее реле;
  • вышли из строя угольные щетки;
  • стерлись шлицы бендикса;
  • сломано втягивающее реле.

Нередко проблема заключается не в самом стартере, а в отсутствии напряжения на управляющих контактах реле. Причины могут быть следующие: вышел из строя замок зажигания либо реле в салоне автомобиля, плохой контакт на клеммах АКБ. Проверить работоспособность втягивающего реле не составит труда – достаточно только замкнуть управляющие контакты. Сделать это можно отверткой либо куском провода.

Случается, что напряжение вовсе не приходит на реле. В таком случае можно подать его напрямую с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Сделать это можно отрезком провода. Если выше перечисленные методы не помогают — то проблема кроется, скорее всего, в самом стартере. Чтобы установить неисправность понадобится демонтировать деталь.

После снятия следует обратить внимание на шлицы шестерни бендикса. Если они стерты, сломаны – то стартер просто не входит в зацепление с маховиком двигателя. Как следствие – мотор не будет запускаться. Также стоит попробовать прокрутить вал стартера рукой. Он должен прокручиваться свободно. Если присутствует затруднение при вращении – скорее всего проблема в подшипниках. Для их замены потребуется специальный съемник. Он позволит снять подшипник, установить новый.

Если из строя вышло само втягивающее реле – ремонтировать его не имеет смысла. Необходимо осуществить замену. Его можно приобрести отдельно. Обычно в продаже присутствует множество различных моделей. Оригинальных либо аналогов от известных производителей или noname.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

УАЗ 409 Фермер оснащается инжекторным двигателем. Потому снять стартер для его последующей замены не так уж просто. Но перед заменой следует приобрести качественную замену. Все представленные в продаже детали делятся на категории:

  • оригинальные;
  • аналоги.

Первые обойдутся на порядок дороже. Но стоит отметить: оригинальные детали на 100% подходят, во многих случаях они на порядок качественнее аналогов. При наличии достаточного количества средств стоит сделать выбор именно в пользу оригинальных, настоящих деталей. Это позволит избежать большинства сложностей с установкой. Не стоит забывать, что УАЗ может оснащаться двигателями различных типов (ЗМЗ-402, 417, 4516, 421). Важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами монтажа.

Наименование производителя Артикул Параметры Стоимость, рублей
УАЗ 42.3708000-11 Напряжение работы – 12 В
Мощность – 2.5 кВт
От 7 120

Хорошо зарекомендовавшие себя аналоги:

Наименование производителя Артикул Параметры Стоимость, рублей
ЗИТ 5742.3708000

Нужно заметить: в продаже имеется множество товаров-подделок под известные бренды. Особенно часто продаются подобные под маркой Bosch. Важно помнить: отличить подделку в большинстве случаев можно по некачественной упаковке. Существует ряд иных признаков позволяющих определить подделку. Желательно избегать некачественного оборудования. Оно может стать причиной серьезных проблем. Кроме того, цена их иногда ничем не отличается от деталей-оригиналов.

Процедура замены, установки стартера

Процесс замены обычно не вызывает серьезных затруднений. Основная причина – отсутствие низкого клиренса. Даже при отсутствии ямы, подъемника работать под днищем автомобиля УАЗ не доставляет никаких проблем. Достаточно просто использовать подстилку. Сам же процесс замены требует предварительной подготовки.

Некоторые СТО используют лебедку для подъема двигателя – но в большинстве случаев можно обойтись и без неё. Стартер находится в доступной зоне даже при отсутствии таковой. Процесс снятия включает этапы:

  • необходимо выключить зажигание, отсоединить клеммы аккумуляторной батареи;
  • при помощи ключа на 19 необходимо открутить гайку удерживающую стартер на месте (использовать такой имеет смысл из-за большого рычага);

Гайка

  • далее необходимо открутить второй болт крепления – желательно придерживать силовые провода рукой чтобы не повредить контакты если ключ сорвется;

Болт крепления

  • далее откручиваем гайки, удерживающие контакты на месте;

Гайки

  • выкручивается третья гайка удерживающая на месте стартер

Гайка

Далее аккуратно необходимо подать стартер в сторону салона автомобиля. Установка нового осуществляется в строго обратном порядке. Если какие-либо резьбовые соединения не получается разъединить – следует смазать их при помощи WD-40. Это позволит избавиться от окиси, разъединить соединение. Перед установкой детали на место необходимо обязательно проверить все контакты.

Стартер устроен достаточно просто, но при этом поломки все же случаются. Потому важно заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями проверки.

Снятие и ремонт стартера УАЗ Патриот

Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвиями, ключи «на 8», «на 13», «на 14», съемник стопорных колец.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ ПатриотСнятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ Патриот

Оттяните резиновый чехол

отверните гайку клеммы провода питания тягового реле

Снятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ ПатриотСнятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ Патриот

Снимите клемму со шпильки.

Отверните гайку клеммы «плюс» питания стартера

Снятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ ПатриотСнятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ Патриот

снимите клемму с контактного болта.

Выверните болт нижнего крепления

Снятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ ПатриотСнятие и ремонт стартера AZE 2517 УАЗ Патриот

отверните гайку верхнего крепления стартера к картеру сцепления

Проверьте удерживающую обмотку тягового реле стартера.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Для этого сначала подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи к клемме 2, а затем клемму «плюс» к контактному болту 1 (при отсоединенной от контактного болта клемме) – якорь реле должен резко втянуться.

Проверьте удерживающую обмотку реле стартера, подсоединив к клемме питания удерживающей обмотки клемму «плюс» батареи, а клемму «минус» к корпусу стартера — якорь тягового реле должен плавно втянуться.

В противном случае замените тяговое реле.

Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Осмотрите контактные болты.

Зачистите мелкозернистой шкуркой подгоревшие головки болтов.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Отверните гайку крепления шины к контактному болту.

Отсоедините шину от контактного болта тягового реле.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Выверните два винта крепления тягового реле и снимите реле.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Извлеките пружину из якоря

выньте якорь тягового реле, приподняв его, чтобы петля якоря снялась с рычага

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Выверните два болта крепления крышки заднего подшипника

снимите крышку подшипника с задней крышки стартера.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Снимите фиксирующую шайбу

Снимите дистанционную шайбу

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Выверните два стяжных болта и извлеките их из корпуса.

Снимите заднюю крышку с вала якоря стартера.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Снимите дистанционную шайбу с вала якоря стартера.

Осторожно, чтобы не повредить щетки, снимите щеточный узел с якоря.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Снимите с основания щеточного узла корпус с шиной и «плюсовыми» щетками

Снимите со стороны привода крышку вместе с редуктором

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Извлеките редуктор с приводом из крышки стартера со стороны привода.

Вставьте оправку в редуктор вала привода.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

установите вал привода на оправку и другой оправкой сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца

Разожмите стопорное кольцо

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Снимите стопорное кольцо

Затем снимите ограничительное кольцо.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

извлеките рычаг из проушин корпуса редуктора

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Затем снимите рычаг с шайбы муфты

Снимите обгонную муфту с вала привода

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Поддев отверткой крышку редуктора стартера снимите ее с редуктора и извлеките шестерни из редуктора

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Поддеваем отверткой фиксирующее кольцо

Снимите кольцо затем снимите упорную шайбу и извлеките вал привода из ведущей шестерни редуктора

Снятие и ремонт стартера AZE 2517Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Если коллектор 2 загрязнен или на нем есть риски, следы подгорания и другие дефекты, прошлифуйте его мелкозернистой стеклянной шкуркой.

При значительной шероховатости коллектора или при выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке, а затем прошлифуйте мелкозернистой стеклянной шкуркой.

Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм.

В противном случае замените якорь.

При обнаружении на валу 1 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкозернистой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу.

Если на поверхностях цапф и шлицев вала появились задиры, забоины, замените якорь.

Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора.

Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря.

В противном случае замените статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.

В противном случае замените подшипники вала якоря.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В.

Подведите напряжение к пластине коллектора и сердечнику якоря — лампа гореть не должна.

Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».

В этом случае замените якорь.

Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, против часовой стрелки шестерня не должна вращаться.

В противном случае замените привод.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.

Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни прошлифуйте зубья мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, в крышке со стороны коллектора, в опоре вала якоря и опоре вала привода.

Если втулки изношены или на них появились задиры, раковины и другие дефекты, замените крышки или опоры с дефектными втулками. Замените крышки и опоры с трещинами.

Осмотрите статор: если на нем есть следы задевания якоря, замените заднюю крышку и промежуточную опору.

Замените щетки, изношенные до размера менее 3,5 мм между рабочей поверхностью и выводом.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Проверьте легкость перемещения щеток в направляющих щеткодержателя. Они должны перемещаться без заедания, а сам щеткодержатель не должен иметь сколов и трещин.

Осмотрите вал привода.

Винтовые шлицы и шейки не должны иметь задиров и сильного износа.

Следы переноса меди с втулок на шейках снимите мелкозернистой стеклянной шкуркой, так как впоследствии они могут стать причиной заклинивания вала.

Водило и его три оси шестерен не должны иметь люфтов в соединениях.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты тягового реле контактной пластиной.

Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора.

Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.

Соберите стартер в обратной последовательности.

Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, а винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора — консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).

Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без приспособления удержать их в исходном положении невозможно.

В качестве приспособления используйте головку подходящего размера от накидного ключа.

Снятие и ремонт стартера AZE 2517

Установите собранный щеткодержатель на коллектор якоря, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора.

Установите собранный стартер в порядке, обратном снятию.

Как снять стартер на уаз патриот 409

Какова последовательность действий при его замене?

После того, как стартер отказался раскручивать двигатель даже от 2 принесенных из тепла аккумуляторов (точнее он крутил двигатель только с 2 вывернутами свечами) было принято решение об его замене.
Мне уже его меняли в сервисе и тогда говорили что опускали двигатель.
Попробывал опустить заднюю опору(поперечину рамы). Получилось только на 5 см. Снял задний кардан. Добавилось еще пару см. И голова блока уперлась в моторный щит. К нижней гайке отличный доступ сбоку через снятый подкрылок, а вот к верхней. Нужно опускать еще сантиметров на 10. Но как?
Или я чтото делаю неправильно?

Уже начинаю подумывать об изготовлении лючка доступа в ногах пассажира

Senior Member
Уазовед
Регистрация: 29.07.2007
Адрес: Москва
Сообщений: 3,400
Сообщение от rezonator

Какова последовательность действий при его замене?

После того, как стартер отказался раскручивать двигатель даже от 2 принесенных из тепла аккумуляторов (точнее он крутил двигатель только с 2 вывернутами свечами) было принято решение об его замене.
Мне уже его меняли в сервисе и тогда говорили что опускали двигатель.
Попробывал опустить заднюю опору(поперечину рамы). Получилось только на 5 см. Снял задний кардан. Добавилось еще пару см. И голова блока уперлась в моторный щит. К нижней гайке отличный доступ сбоку через снятый подкрылок, а вот к верхней. Нужно опускать еще сантиметров на 10. Но как?
Или я чтото делаю неправильно?

Уже начинаю подумывать об изготовлении лючка доступа в ногах пассажира

Не надо такой колхозной камасутры.Берется длинный вороток на 3/8, длинной 80-90см,головка на 14 и снизу, не трогая не единой гайки и болта с силового агрегата, откручиваешь стартер.Прорезав лючок -упретесь в усилитель кузова и ослабите жесткость оного.Переделать на худой конец можно,стартерный ключ от жигулей классики.А сервис где делают с вашей машиной такое аутодофе-откровенное г. и уазы не знают и не любят.Можете передать им мой непереводимый фольклер.

Стартер для УАЗ Патриот

Сложно представить себе полностью исправный автомобиль, в котором не было бы стартера. Он представляет из себя компактный электродвигатель, который работает на постоянном токе от аккумулятора. Он необходим для пуска мотора в момент, когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания. В этой статье рассмотрим основные особенности стартера УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409: его устройство, процесс замены.

На автомобиле

Особенности конструкции

УАЗ Патриот с завода оснащается моделями стартера от двух производителей: «Iskra» и «Bosch». Принципиально эти модели конструктивно ничем не отличаются, разницу можно заметить только в качестве исполнения изделий. Обе модели представляют из себя электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Вверху корпуса располагается реле втягивания с двумя типами обмоток: тяговой и удерживающей.

На Патриоте мотор ЗМЗ 409 обычно оснащается стартером «AZE 2517» фирмы «Iskra» или «БАТЭ» (5112). Работает это так: в момент запуска двигателя втягивающее реле срабатывает первым и входит в зацепление с венцом маховика, на котором расположено множество зубьев. После этого, в работу подключается и сам стартер, благодаря чему осуществляется вращение маховика, как результат — пуск мотора.

Двигатели УМЗ-4218 комплектуются стартерами «42.3708». На моторах «ЗМЗ-5143» (дизель) можно встретить модели «6012.3708» или «AZE».

Нередко случаются ситуации, когда при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит, то есть стартер не крутит. Как быть в этой ситуации?

Причины поломки

Основными причинами, из-за которых не крутит стартер на УАЗ Патриоте, могут быть:

Как устроено изделие

  1. Севший аккумулятор. Количество энергии, потребляемой при запуске мотора, зависит от многих факторов: температура окружающего воздуха, вязкость моторного масла, объем двигателя. Зимой пусковой ток может достигать значений 300 Ампер!
  2. Возможно повреждение или окисление контактов на самом устройстве. Стоит также проверить провода, идущие от аккумулятора к стартеру.
  3. Неисправность в электрической части автомобиля. Это могут быть проблемы в проводке, предохранителе, реле или замке зажигания. Данные причины возникают редко.

Первые два пункта проверить самому — не составит особого труда. А для более углубленной диагностики может потребоваться помощь специалиста. Если получилось так, что по результатам диагностики все в порядке — тогда проблема может быть в том, что стартер просто отслужил свое и его пора менять. Хотя само изделие не имеет четких эксплуатационных границ, в зависимости от интенсивности использования срок его службы может сокращаться.

Чаще всего проблемы со стартером встречаются у таксистов, которым приходится по нескольку десятков раз в день запускать двигатель автомобиля. Опытные водители в таких случаях стараются по возможности не глушить автомобиль, если стоянка не длительная.

Демонтаж изделия

Стартер располагается за правым колесом в районе раздаточной коробки, головки болтов находятся ближе к двигателю и расположены один над другим. Болты крепления стартера являются частью болтов крепления колокола коробки и их шляпки смотрят в сторону задка машины. Подлезть сверху не получится никакими ключами, поэтому придется лезть в яму. Для того, чтобы снять стартер на УАЗ Патриот вам потребуются следующие инструменты:

  • Отвертка плоская и крестовая.
  • Гаечные ключи на 14, 13 и 8. При откручивании болтов крепления (2 болта) удобнее использовать головку с трещеткой.
  • Съемник стопорных колец (если планируется полная разборка).

Обозначение проводов

Перед снятием необходимо полностью обесточить автомобиль, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. Далее, необходимо проделать следующие действия:

  1. Оттянуть резиновый чехол и открутить гайку, которая выполняет роль клеммы питания втягивающего реле. Снять клемму со шпильки.
  2. Отвернуть гайку крепления клеммы плюс питания стартера.
  3. Отвернуть нижний и верхний болт крепления устройства. Для откручивания верхнего болта придется использовать «трещетку», обычным ключом к нему не подобраться.

Как открутить проблемный верхний болт крепления

Установка изделия осуществляется в порядке, обратном снятию.

Надо ли менять?

Если стартер поломался — не спешите его сразу выкидывать. Для начала нужно проверить исправность втягивающего реле, проблема может быть в окислении контактов, тогда их достаточно просто почистить. Для проверки втягивающего подсоедините напрямую клеммы «+» и «—» аккумулятора к втягивающему реле так, как показано не рисунке:

Проверка втягивающего

Если замкнуть цепь — якорь втягивающего реле должен заменто втянуться. Если этого не происходит, придется заменить втягивающее реле на исправное, оно является составной частью стартера и может меняться отдельно. Для замены втягивающего открутите два болта крепления с торцевой части устройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *