Как проверить заряд аккумулятора мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром

  • автор:

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Аккумуляторная батарея автомобиля требует периодичной подзарядки. Чтобы знать, точно сколько и когда заряжать, нужно измерить заряд АКБ. Один из методов измерения, использовать мультиметр.

Мультиметр – это прибор для измерения силы тока, вольтажа, сопротивления и температуры. Применяется он при ремонте электрических приборов, также их изготовлении и тестировании.

Когда аккумулятор нуждается в проверке

Мультиметр очень полезное приспособление для автомобилистов. Ситуация, когда нужно проверить заряд аккумулятора, сопротивление датчиков или нагрузку бортовой сети может наступить неожиданно.

Особенно часто разряд аккумулятора происходит зимой, при сильных морозах. Также после зимней «спячки», если вы поставили авто в гараж, а аккумулятор заботливо сняли и хранили дома. Либо просто не пользовались машиной длительное время. Во всех этих случаях стоит проверить заряд АКБ.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром

Давайте разбираться. Для начала необходимо собрать мультиметр и выставить нужные значения.

  1. Провода необходимо подключить в режиме вольтаж
  2. Переключатель ставим в положение 20 Вольт, так как максимальный заряд аккумулятора 12,7/13,2 Вольта
  3. Подключаем мультиметр к клемам АКБ, черный провод – минус, красный – плюс
  4. Снимаем показатели

Далее действуем по ситуации:

12,7 – 13,2В – аккумулятор заряжен.

12,1 – 12,4В — лучше подзарядить, АКБ разряжен на половину.

11,6 – 11,7В – разряжен, вы вряд ли сможете завести автомобиль.

Однако стоит помнить, хоть мультиметром просто и удобно измерить заряд АКБ, но он не дает полной и точной картины. Лучше использовать для замеров нагрузочную вилку, с помощью нее вы сможете проверить аккумулятор под нагрузкой. Этот метод покажет точные данные, а вы решите стоит ли использовать аккумулятор дальше или он может подвести вас в любой момент.

Если результаты измерений аккумуляторной батареи оставляет желать лучшего, и требуется замена АКБ, то выбрать и купить подходящий именно к вашему автомобилю, вы сможете на нашем сайте, в разделе «Аккумуляторы».

Проверить аккумулятор мультиметром: подробная инструкция

Фото: Shutterstock

Несмотря на то что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, периодически внимание им уделять все равно необходимо. В процессе эксплуатации любая автомобильная кислотная батарея (АКБ) частично теряет номинальные характеристики, даже если система заряда автомобиля полностью исправна. Рассмотрим методы проверки состояния АКБ с помощью обычного бытового мультиметра.

Что такое мультиметр

Мультиметр — это электронный прибор для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов и систем. Основные функции мультиметра (его еще называют «тестер») — замер напряжения, сопротивления и силы тока. Профессиональный мультиметр имеет еще множество функций, но для проверки параметров АКБ хватит и трех вышеперечисленных. Они есть у любого, даже самого дешевого бытового мультиметра.

Сел аккумулятор: 8 способов исправить ситуацию

Фото: Shutterstock

Что можно проверить мультиметром для понимания состояния автомобильной АКБ:

  • емкость;
  • утечку тока;
  • напряжение;
  • плотность;
  • внутреннее сопротивление.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

Емкость аккумулятора — это величина, определяющая, сколько времени батарея может отдавать ток определенной силы. Поскольку сила тока измеряется в амперах, а время в часах, получаются ампер-часы (А⋅ч). Для автомобильных аккумуляторов эта величина как правило измеряется в течение 20 часов. Если при этом сила тока была, например, 3 ампера, то емкость равна 60 ампер-часам. Проще говоря, чем больше ампер-часов указано в списке характеристик АКБ, тем дольше она сможет работать при одинаковом расходе энергии. Помимо номинального напряжения, емкость является главной определяющей характеристикой любого аккумулятора. Когда этот параметр ввиду естественного износа или неисправности падает, аккумулятор начинает садиться быстрее, притом что нагрузка от потребителей остается прежней. Для примера: если на новой АКБ при заглушенном двигателе можно было слушать музыку несколько часов и затем без проблем завестись, то на изношенной батарее после пары часов работающей магнитолы можно и не уехать. Так происходит потому, что старый аккумулятор обладает куда меньшей емкостью и «сдувается» без подзарядки гораздо быстрее.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Для проверки емкости АКБ мультиметром необходимо сделать следующее:

  • снять аккумулятор с автомобиля и полностью зарядить. Для этого продается множество зарядных устройств любого функционала и бюджета. Вариант просто долго поездить на машине не подойдет, потому что система заряда далеко не всегда работает идеально и часто не восполняет емкость АКБ до возможного максимума. После зарядки необходимо дать батарее пару часов постоять при комнатной температуре. Это необходимо для полного устранения кипения электролита, которое возникает в процессе;
  • найти лампу на 12 вольт и вычислить ее ток потребления. Например, у нас есть лампа мощностью 60 ватт. Разделив ватты на вольты, получим ток потребления лампы в амперах — 5 А;
  • подключить лампу к аккумулятору и зафиксировать время подключения. Убедитесь, что лампа расположена безопасно (она сильно греется), а провода имеют необходимое сечение.
  • периодически замерять напряжение на клеммах АКБ при подключенной лампочке. Как только значение будет в пределах 10,5 вольта, лампу можно отключать. Засечь время отключения и посчитать, сколько часов горела лампа;
  • вычислить фактическую емкость аккумулятора. Для этого умножаем полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, до 10,5 вольта напряжение АКБ упало за 10 часов. Следовательно, фактическая емкость аккумуляторной батареи — 50 А⋅ч.

Далее вычисленная емкость АКБ сравнивается с номинальной, указанной на этикетке. После чего делается вывод о состоянии батареи. Стоит учитывать, что паспортные характеристики аккумулятора в реальной практике уже через год-два эксплуатации практически недостижимы. Тем не менее значительное снижение емкости также недопустимо. Например, для трехгодовалой АКБ емкостью 60 А⋅ч реальный показатель 50 и даже 40 А⋅ч является нормальным. Но если в процессе проверки батарея отдала всего 25–30 А⋅ч, однозначно пора задуматься о ее замене.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром

Ток утечки — это ток, который потребляется из батареи даже при всех выключенных потребителях. Это неизбежно, так как, даже когда машина ночует на улице, поддерживается питание некоторых электронных блоков и устройств. Таких как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация, дежурное питание мультимедиа-системы и т. д. Суммарный ток утечки в современном исправном автомобиле лежит в переделах 15–40 миллиампер (мА). Если значение выше, следует искать причину в виде слишком «прожорливого» потребителя — наверняка он неисправен.

Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ

  • Отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
  • Переключить мультиметр в положение измерения тока с пределом в 10 А.
  • Плюсовой щуп мультиметра соединить с минусовой клеммой, минусовой щуп — с минусовым выводом аккумулятора.

Если электрика автомобиля в порядке, экран покажет значение от 15 до 40 мА. Если ток утечки больше, необходимо искать причину, например начать с поочередного извлечения предохранителей. На каком предохранителе значение мультиметра резко снизится, в той цепи и нужно искать неисправность.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Проверка напряжения АКБ мультиметром — самый простой и быстрый способ понять состояние батареи «здесь и сейчас». Именно с замера напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с батареей. В общем случае для этого необходимо сделать следующее:

  • перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В;
  • выключить все потребители автомобиля, заглушить двигатель и выждать один час. Если до этого двигатель не запускался минимум в течение часа, достаточно подождать 10 минут (пока отключатся все электронные блоки);
  • подсоединить щупы мультиметра к выводам аккумуляторной батареи.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Замеры при неработающем двигателе

Когда двигатель выключен, полностью исправная аккумуляторная батарея должна выдавать 12,5 В. Это среднее значение, которое может варьироваться в зависимости от множества факторов — от температуры окружающей среды до степени износа аккумулятора.

Замеры при работающем двигателе

При запущенном моторе нормальное напряжение на клеммах АКБ будет находиться в пределах 13,5–14 В. Возможны как небольшие провалы, так и взлеты с кратковременным выходом за указанные значения, но средние показатели должны быть такими. Косвенно это говорит как об исправности батареи (хотя далеко не всегда — необходимы дополнительные измерения, рассмотренные выше), так и о нормальной работе генератора.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром

В интернете часто встречаются инструкции по замеру плотности электролита АКБ с помощью обычного мультиметра. Однако такой способ измерения является некорректным и не обеспечит достоверного результата. Дело в том, что плотность — величина физически осязаемая, в отличие от напряжения, сопротивления или силы тока. Поэтому измерить плотность жидкости бытовым мультиметром, предназначенным для работы с электричеством, невозможно. Для измерения плотности электролита используют специальный поплавковый прибор — ареометр. Стоит он совсем недорого и продается практически в любом магазине автозапчастей.

Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром

Как и в случае с плотностью электролита, корректно измерить внутреннее сопротивление АКБ, просто подсоединив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для подобных измерений требуется предварительно рассчитать и подключить по определенной схеме дополнительные сопротивления, после чего провести серию из нескольких замеров с последующим вычислением результата по формуле. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от множества дополнительных факторов (температура, уровень заряда), приводить данную процедуру в рамках этой статьи ввиду сложности процесса не будем.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Даже если автомобилист доверяет диагностику машины только профессионалам, некоторые вещи он должен делать сам. Поэтому в его распоряжении должен быть мультиметр – устройство, которое используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Заодно владельцу авто надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром и в каком случае это необходимо. Этот вопрос особенно актуален зимой, когда батарея разряжается значительно быстрее, и может случиться так, что машина откажется заводиться в самый ответственный момент.

Проверка напряжения

С помощью мультиметра проверяются определенные показатели. Хороший способ – оценка напряжения, для этого прибор должен работать в режиме вольтметра. Многие автомобилисты знают, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью вольтметра, но все равно стоить напомнить. Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения.

Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме. Значение напряжения составляет 12,7 В. Небольшая погрешность допускается. Если напряжение значительно снижается, то аккумулятор нуждается в подзарядке.

Kak proverit akkumulyator multimetrom

Проверка емкости и внутреннего сопротивления

Мультиметр – универсальный прибор, его можно использовать и как тестер. В этом случае он станет ответом на вопрос, как проверить заряд аккумулятора, ориентируясь на его емкость. Однако для этого нужно специально проверить показатели батареи, когда она полностью заряжена, то есть надо провести замеры и записать нормативные значения напряжения и плотности.

Затем к аккумулятору подключают какое-нибудь устройство, мощность которого известна, например, лампочку на 24 Вт. Обязательно нужно засечь время, когда вы начнете эксперимент. Когда напряжение снизится на 50% от нормы, отключите эту нагрузку.

Емкость не получится измерить напрямую. Но можно умножить силу тока, которую вы зафиксировали при известной нагрузке, на время контрольного разряда батареи. Если полученный показатель будет близок к нормальному значению, указанному в технической документации, с батареей все в порядке. Способ это сложный и трудозатратный, поэтому сейчас его используют нечасто. Проще проверить внутреннее сопротивление с помощью мультиметра.

Как проверить плотность электролита

Автомобилисту нужно знать, как проверить плотность аккумулятора. Это альтернативный вариант, он используется не слишком часто. Мультиметр для этого не нужен, понадобится другой прибор – ареометр. Принцип основан на том, что показатель плотности электролита при условии заряженной батареи должен находиться в диапазоне 1,24 – 1,27 г/куб.см. Чтобы измерить ее, нужно опустить ареометр в банку аккумулятора и закачать туда электролит, а потом записать показания, ориентируясь на положение поплавка устройства.

Если плотность снизилась до 1,20 г/куб. см, то аккумулятор разряжен на 25%. Если плотность составила 1,16 г/куб.см, то батарея наполовину разряжена. Если опускается ниже этих показателей, аккумулятор нужно срочно подзаряжать.

Метод подходит не для всех аккумуляторов, потому что на рынке представлено много моделей, относящихся к числу необслуживаемых, их просто нельзя разобрать, чтобы измерить плотность.

Kak proverit akkumulyator multimetrom2

Приобрести мультиметр или ареометр, так же как и другие инструменты для ремонта и диагностики, можно в Автомолле. Здесь же можно купить новый аккумулятор. А при необходимости вы можете записаться на СТО, где диагностикой займутся уже специалисты, имеющие соответствующий опыт и навыки.

Магазины Автомолл

Вы можете посетить магазины автоцентра Автомолл в Вашем городе и найти все необходимые запчасти в одном месте

Как проверить работоспособность аккумулятора

Как проверить работоспособность аккумулятора

Проблема отказывающегося заводиться в мороз автомобиля чаще всего кроется в АКБ. Поэтому сейчас самое время озаботиться состоянием аккумулятора и проверить его работоспособность. Это касается как эксплуатируемой батареи, так и свежекупленной. Ниже мы расскажем о нескольких способах, как это сделать.

1. Как проверить аккумулятор автомобиля без мультиметра?

Самый простой, но малоинформативный способ — визуальный осмотр. Трещины и вмятины на корпусе АКБ, потеки электролита, окисленные клеммы — все это признаки того, что аккумулятор недостаточно надежен. Правда, отсутствие всех этих признаков еще не гарантирует, что батарея полностью исправная. Но при их наличии — аккумулятор все же лучше сменить. Как вариант, можно удалить грязь и следы электролита с корпуса (сделать это легко при помощи раствора соды) и зачистить клеммы наждачной бумагой. Если через короткое время эксплуатации потеки и окислы появляются вновь, значит, АКБ надо поменять на новую.

2. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?

Конечно, этот способ не будет абсолютно точным, но он надежнее предыдущего. Заведите авто «на холодную» — если вам это удалось, что уже само по себе неплохо, — включите ближний свет. В течение нескольких минут понаблюдайте за яркостью фар. Если она не меняется, то с аккумулятором все неплохо. Если же мощность светового потока постепенно снижается, значит, АКБ лучше заменить. Еще один вариант — через 1–1,5 минуты после холодного запуска несколько раз нажать на клаксон. Громкий и ровный сигнал — это хороший признак.

3. Как проверить зарядку аккумулятора на автомобиле лампочками?

Есть еще один «дедовский» способ — наглядный, хотя тоже не самый информативный. Он заключается в том, чтобы нагрузить АКБ и посмотреть, как она будет себя при этом вести. Необходимо знать емкость аккумулятора и создать параллельную цепь из лампочек с общей суммарной нагрузкой в половину емкости батареи. Подключив цепь на 5 минут к аккумулятору, наблюдаем за яркостью лампочек. Если они быстро тускнеют, значит, батарея либо не заряжена полностью, либо уже потеряла часть своей емкости.

4. Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром?

Проверка напряжения на клеммах аккумулятора мультиметром — один из наиболее простых и вместе с тем информативных способов. Действуем по простому алгоритму:

  1. Проводим измерения при выключенном двигателе и электрооборудовании автомобиля.
  2. Переключаем прибор в режим измерения напряжения постоянного тока.
  3. Выставляем предел ограничения измерений на 18–20 В.
  4. Прислоняем щупы мультиметра к клеммам аккумулятора: красный — к плюсу, а черный — к минусу.
  5. Смотрим и анализируем результаты измерений.

Нормальным считается напряжение от 12,5 В и выше. Это значит, что аккумулятор заряжен более чем наполовину. Показатель в 12–12,4 В говорит о не совсем хорошей работе АКБ или о том, что она разряжена на 50%. Если же вольтаж ниже 11,7–12, то батарея разряжена и нуждается либо в зарядке, либо в замене. Чтобы понять, отслужила ли АКБ свое или еще походит, надо измерить ее резервную емкость, о чем — чуть ниже.

Проверить исправность аккумулятора автомобиля мультиметром можно и на работающем двигателе. Но показатели и их значения будут другими. Нормой на АКБ заведенного автомобиля считается напряжение 13,5–14,2 В. Показатель ниже 13,4 В говорит о недозаряде батареи, что может быть вызвано неисправностью генератора или другими проблемами в электрике. Завышенное же значение — более 14,2 В — это признак разряда АКБ. Он может случаться из-за временного износа или неисправности батареи, а также — после долгого простоя автомобиля. При получении завышенного значения напряжения на аккумуляторе заведенного автомобиля рекомендуется провести замер еще раз, спустя 15–20 минут работы двигателя.

5. Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность нагрузочной вилкой?

Нагрузочная вилка — это особое устройство, имитирующее работу стартера и дающее соответствующую нагрузку на АКБ. Помимо резистора с высоким сопротивлением, исполняющего роль нагрузки, в ее составе также есть мультиметр — для измерения напряжения на клеммах АКБ. Замеры проводят аналогично варианту с мультиметром. Подключают вилку к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность, и дают на батарею 5–6-секундную нагрузку в 100–200 А, имитируя работу стартера. После этого проводятся замеры напряжения. По сути, проверка аккумулятора нагрузочной вилкой и есть измерение резервной емкости батареи.

Полностью заряженный исправно работающий аккумулятор должен выдавать не менее 10,2 В. Допустимая просадка напряжения до 9 В, что говорит о половинном заряде АКБ. Но в таком случае его рекомендуется зарядить перед зимней эксплуатацией. Показатели ниже 9 В — сигнал неисправности аккумулятора, например, из-за замыкания его банок. Испытание батареи нагрузочной вилкой проводят при температурах выше 20°С, так как в противном случае высок риск сильно разрядить АКБ.

6. Как проверить силу тока на аккумуляторе автомобиля?

К сожалению, проверки напряжения батареи мультиметром или нагрузочной вилкой не всегда достаточно. Ведь таким образом можно измерить только напряжение, а не пусковой ток, который столь важен при запуске авто. Кроме того, эти приборы малоинформативны в случаях, когда аккумулятор сильно или полностью разряжен. Для измерения пускового тока используется специальное устройство — тестер тока холодной прокрутки. Принцип его использования аналогичен измерениям в вышеописанных способах:

  1. Тестер подключается к клеммам аккумулятора в соответствии с полярностью.
  2. На приборе выставляется стандартное значение пускового тока — оно обычно указано на корпусе АКБ или в инструкции к ней.
  3. Сравниваем показатели тестера с базовой силой пускового тока.

Тестер тока холодной прокрутки — умный прибор, и он сам покажет рекомендации по дальнейшей эксплуатации аккумулятора, сообщив надписью на экране о необходимости его зарядки или замены.

Какой способ лучше для проверки аккумулятора автомобиля?

Мы описали несколько способов, как проверить состояние, напряжение и ток аккумулятора автомобиля. Какой из них наиболее точный? Мы бы рекомендовали использовать нагрузочную вилку или тестер тока холодной прокрутки. Если ничего из этих приборов под рукой нет, то можно обойтись и мультиметром, создав нагрузку на АКБ искусственно — включением фар автомобиля. Это не самый точный метод, но он близок к измерению при помощи нагрузочной вилки, а потому довольно информативен.

Вообще же, при проверке аккумулятора (в том числе и абсолютно нового) лучше использовать несколько способов, включая пристальный внешний осмотр. В надежных автомагазинах при покупке новой батареи продавцы обычно проводят ее проверку на глазах у клиента. Если же на просьбу проверки вы получаете отказ — это повод задуматься о работоспособности представленных в продаже АКБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *