За что отвечают тяги стабилизатора
Перейти к содержимому

За что отвечают тяги стабилизатора

  • автор:

Какого крена: как узнать, что пора менять стойки стабилизатора

Мы часто в материалах о подержанных автомобилях пишем что-то вроде «стойка стабилизатора – это расходник». Наверняка вы встречали такую фразу, например, в обзорах Бориса Игнашина. Говорит он так не потому, что не считает стойку дорогой или важной деталью, а потому что это факт: стойки стабилизатора выходят из строя чаще других деталей ходовой части, а цены на них обычно невысокие. Отсюда и отношение к ним как к расходникам. Однако это не значит, что деталь эта неважная. Она ещё какая важная, хотя при желании можно ездить и вовсе без неё. Но лучше так не делать.

Теория крена

Задача стоек стабилизатора – держать сам стабилизатор. Поэтому начнём с него.

Логично, что в повороте машина вынуждена крениться (центр тяжести у неё расположен всё-таки не в точке контакта колёс с дорогой, а значительно выше, так что от центробежной силы никуда не деться). Сам по себе крен – штука не самая приятная. И не из-за того, что в салоне качающейся машины всех быстро начнёт тошнить, а из-за того, что во время крена сильно изменяется нагрузка на внутренние и наружные по отношению к центру поворота колёса. А это влияет не столько на комфорт, сколько на управляемость. Стабилизатор поперечной устойчивости должен эту проблему решать.

Особенно актуально это для самой распространённой передней подвески типа МакФерсон. Теоретически углы развала колёс у неё постоянные, но как раз в крене, при большой разнице нагрузки на колёса, угол развала меняется. Вроде бы ничего с этим сделать нельзя – такая особенность конструкции, но стабилизатор всё-таки делает. Если возникает крен, противоположные концы стабилизатора начинают перемещаться в противоположных же направлениях. В средней части возникает момент, который препятствует относительному перемещению колёс. В итоге не только перестаёт расти крен, но и более равномерно распределяется нагрузка на внутреннее и внешнее колесо. Так что стабилизатор полностью соответствует понятию гениальности: очень простая, но эффективная железка. Конечно, бывают и сложные стабилизаторы, жёсткость которых регулируется автоматически или по команде ЭБУ, но это другая история. Сегодня речь идёт об обычных «стабах».

Стойки стабилизатора – это детали, которые крепят его к кузову. Конечно, приварить его было бы проще, но стабилизатор не может быть неподвижным. Его задача – шевелить концами для создания вращающего момента, который прижимал бы отрывающееся колесо обратно к дороге. Поэтому сам он стоит во втулках (чтобы немного вращаться), а его стойки имеют подвижные соединения. Иначе они бы просто отломились, а сама конструкция не смогла бы работать. Соединения бывают разными: с шаровыми шарнирами или со втулками. С одного конца у них может быть резьба, но с другого обязательно будет что-то подвижное. Наиболее распространённое крепление – шаровое соединение. Штука очень подходящая по своим возможностям, но, к сожалению, не вечная. Особенно в случае со стойкой, которая постоянно испытывает переменные нагрузки. Со временем шаровое соединение начинает люфтить, скрипеть и стучать. И это неизбежно.

Смазка, пыльник, но не ШРУС

Понятно, что именно это соединение и становится со временем причиной появления непотребных звуков. А конструкция здесь абсолютно типичная для многих других автомобильных шаровых соединений: стальной шаровый палец стоит в пластиковом посадочном месте, всё это обмазано смазкой и закрыто пыльником. Ничего нового. Нечто подобное есть и в наконечниках рулевых тяг, и в ШРУСах (кроме самого пальца), и во многих других местах. Основное преимущество такого соединения – дешевизна конструкции.

Почему стойка разваливается? Первая причина, конечно, обусловлена особенностью работы стойки. Стабилизатор её постоянно пытается то сжать, то растянуть. И при этом немного проворачивает. Само собой, во временем пластик стачивается, и шаровая начинает скрипеть (как, например, и шаровая опора колеса – тут тоже много общего).

Вторая причина – это естественное старение смазки. Тут объяснять нечего.

Третья – это порванный пыльник. Смазка из соединения вымывается, зато вместо неё туда попадают пыль, песок и вся остальная дорожная грязь.

Четвёртая причина – это наши дороги, помноженные на особенность управления автомобилем некоторыми личностями. Нет в ходовой части машины такой детали, которая относилась бы благосклонно к ямам и ухабам. И стойка стабилизатора – не исключение. Интересно, что часто мы их убиваем специально. Например, когда переезжаем рельсы или лежачие полицейские под углом. Это, конечно, бережёт другие детали, более дорогие, но заметно снижает ресурс стоек стабилизатора. Потому что они изнашиваются сильнее всего именно при диагональной нагрузке, которую пытаются всеми силами компенсировать. Кстати, именно поэтому на некоторых серьёзных внедорожниках стабилизатор можно отключать: это позволяет увеличить ходы подвески, ограниченные именно этим стабилизатором.

Разумеется, к этой же опере относится и скоростное прохождение поворотов. С одной стороны, стабилизатор со стойками для этого нужен, с другой, нагрузка при таком манёвре максимальная. С этим надо просто смириться.

Что и как?

Каждый владелец, который проехал на своей машине достаточно много, знает, как распознать износ стоек стабилизатора. Они издают такие неповторимые звуки, что перепутать их с чем-то другим очень сложно. А вот если пришлось сесть в незнакомую машину (например, после покупки на вторичном рынке), можно немного растеряться. Поэтому напомню, как понять, что стойки придётся менять.

Скажу сразу: определить износ стойки по поведению машины достаточно сложно. Часто говорят о том, что машина начинает сильнее крениться в поворотах, становится хуже управляемость, на трассе машина начинает рыскать. По-моему, это всё не так однозначно и может быть последствием очень разнообразных поломок, так что полагаться на эти признаки я бы не стал. Тем более что есть более однозначные – звуки.

Сильнее всего стойки стабилизатора реагируют на поперечные нагрузки (стабилизатор не зря называется стабилизатором поперечной устойчивости). Чаще всего они начинают скрипеть и стучать при попытке диагонального вывешивания. Если в машине ничего не стучит, но при медленном проезде глубоких ям слышен скрип или даже стук – это стойки стаба. Звук бывает довольно громким, но глухим. Его локализация изнутри салона часто затруднительна, но если покачать машину, источник выдаст себя скрипом в районе колеса. Похожим образом может скрипеть и шаровая опора, но обычно она ведёт себя тише (если ещё не совсем раздолбана).

Хороший способ убедиться в том, что источник звука определён верно – это не торопясь дважды проехать через «лежачего полицейского». Сначала это надо сделать строго перпендикулярно, потом – под углом. Если в первом случае ходовая молчала, а во втором заскрипела – это точно стойки стабилизатора.

Если рядом есть верный товарищ, можно пойти другим путём: вывернуть колеса в сторону и взяться за стойку рукой. Товарищ (не только верный, но и сильный) должен машину покачать. Чувствуете люфт – меняете стойки. Исправные стойки люфтить не должны.

Другой хороший способ поможет, если слышен только скрип. Можно попробовать брызнуть на шаровое соединение «вэдэшкой». Если звук после этой операции пропадёт или станет тише, то это опять-таки стойка. Кстати, звук может пропасть и на неделю, так что если он бесит, но менять стойки пока некогда, можно протянуть некоторые время на «вэдэшке».

Большого повода бояться стуков стоек нет. Машина может ездить вообще без них (и без самого стабилизатора тоже). Хуже, конечно, но может. Ломаются окончательно стойки тоже редко. Чаще они ломаются в самом тонком и, соответственно, слабом месте стержня стойки. Но и это тоже нестрашно, хотя стук будет сводить с ума. Кстати, сам стабилизатор тоже может сломаться. Но такое бывает у совсем старых машин, где в силу возраста стабилизатор просто сгнивает.

Жаль, но срок службы стоек действительно ограничен. Где-то они служат вообще по 20-30 тысяч километров, где-то могут прослужить и сто. В любом случае при первых звуках, которые начнут раздаваться из-под днища новой машины, первым делом нужно проверить именно стойки – деталь с наименьшим ресурсом.

Ну и последнее: стойка стабилизатора – не та деталь, которую можно ставить только оригинальной. Обычно есть большой выбор аналогов, которые ничем не уступают оригиналу, но стоят намного дешевле. И это прекрасно.

Стойка стабилизатора: назначение

Стойка стабилизатора: назначение

Стойка (линк, тяга) стабилизатора служит для крепления собственно самого стабилизатора поперечной устойчивости с центральным элементом подвески. Это либо поворотный кулак, либо ступица.

Стабилизатор борется с кренами кузова при поворотах и отвечает за общую устойчивость автомобиля. А вот стойка устраняет жесткость соединения, играя роль демпфера и гася многочисленные разнонаправленные усилия, неизбежно возникающие при неравномерном движении и поворотах. Она связывает работу подвески и стабилизатора, создавая успешный тандем. Как следствие, сами тяги испытывают немалые нагрузки, что приводит к их разрушению. По сути они являются расходными элементами. Это справедливо, ведь дешевле и легче стойки стабилизатора купить, чем тратиться на более дорогие элементы подвески.

Конструкция стоек стабилизатора

Устройство стоек стабилизатора несложное, даже примитивное. Это обычный шток небольшой длины, как правило, от 5 до 25 см, к которому приварены шарниры либо сайлентблоки. К основным элементам (стабилизатору и поворотному кулаку) он крепится резьбовым соединением. Шарнир защищается пыльником, а внутрь закладывается смазка. Вариантов стоек множество и это диктуется различными конструктивными требованиями. Симметричные (устанавливаются на любую сторону, любым концом вверх), несимметричные (правые и левые, шарниры крепятся под разными углами). Задние стойки, в отличие от передних, симметричными не бывают.

Выход из строя

Испытывая постоянные нагрузки, линки изнашиваются чаще других элементов. В немалой степени «помогает» состояние наших дорог и излишнее лихачество водителя. Как не упустить момент выхода из строя и своевременно произвести замену? Диагностику облегчают характерные особенности поломки. Это глухой стук со стороны подвески и ощутимое изменение хода машины. Крены и раскачка увеличиваются, необходимо подруливать и «ловить» дорогу, тормозной путь удлиняется. С неисправной стойкой автомобиль, безусловно, ехать будет, но вероятность аварии возрастет значительно. Не нужно рисковать своей безопасностью и затягивать с ремонтом. Купить стойки стабилизатора можно на https://www.autoklad.ua/, это не проблема. Благо, запчасть недорогая и доступная, а процедура замены несложная. Производители на рынке предоставляют широкий выбор по цене и качеству. Ориентировочно тяги меняются через 20000 км пробега, но опять же, неподходящий стиль езды плюс плохое качество дорог сокращают эту цифру чуть ли не вдвое.

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Втулки стабилизатора: для чего нужны, когда и как менять

Фото: Shutterstock

Втулки стабилизаторов поперечной устойчивости — не самая сложная по конструкции деталь. Что не мешает таким «подушкам» или, как их еще фамильярно называют, «резинкам» напрямую влиять на управляемость автомобиля. Что укажет на износ втулок стабилизатора? Легко ли их поменять своими силами?

Что такое втулки стабилизатора

Втулки стабилизатора — это пара упругих U-образных элементов, которые вместе с удерживающими их хомутами крепят к подрамнику или кузову центральную часть стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ). При этом концы стабилизатора, изготовленного из пружинной стали, напрямую или с помощью двух стоек соединены с компонентами подвески. Втулки позволяют СПУ скручиваться при прохождении поворотов. Возникающий в такой ситуации упругий момент ограничивает взаимное перемещение по вертикали колес одной оси, что ведет к уменьшению кренов автомобиля и снижает риск переворота. Сегодня СПУ устанавливаются на передней (а нередко и на задней) оси автомобилей.

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

Когда менять втулки стабилизатора

Универсального регламента замены втулок стабилизатора не существует. Здесь многое зависит от условий эксплуатации и манеры вождения. Втулки способны отходить более десятка лет, но их можно прикончить и за два-три года на пробеге в 25–30 тыс. км.

Одно неоспоримо: со временем втулки стабилизатора изнашиваются или деформируются вследствие сильного удара, и возникающий люфт снижает, а то и сводит на нет эффективность действия стабилизаторов. На износ/повреждение втулок стабилизатора укажут следующие симптомы:

  1. Скрипы, стуки в подвеске при проезде неровностей и в поворотах.
  2. Увеличение кренов в поворотах.
  3. Нестабильность поведения автомобиля в поворотах и на разгоне.
  4. Возросшее усилие на руле в поворотах.
  5. Биение руля.

Устройство стабилизатора поперечной устойчивости

Устройство стабилизатора поперечной устойчивости

Однако не все так просто. Похожая картина наблюдается и при возникновении целого ряда других неисправностей в ходовой части автомобиля. Прояснить ситуацию поможет доступный каждому тест. Если при проезде по диагонали «лежачего полицейского» на скорости порядка 20 км/ч водитель почувствует глухой стук в области педального узла, то это значит, что надо проверить состояние втулок стабилизатора на смотровой яме, подъемнике или эстакаде. Однозначно на необходимость замены втулок СПУ укажут:

  1. Трещины, надрывы в теле втулки.
  2. Люфт СПУ, скрипы, которые выявляются при покачивании стабилизатора ломиком-монтажкой.

Резиновая втулка стабилизатора с хомутом

Резиновая втулка стабилизатора с хомутом

Стоит отметить, что втулки передних СПУ изнашиваются быстрее, чем задних, поскольку в поворотах бóльшая нагрузка приходится на управляемые колеса.

Как менять втулки стабилизатора

Железное правило действует в случае с упругими втулками стабилизатора: их меняют всегда парами, чтобы исключить ускоренный износ вновь установленных. А вот при выборе материала втулок уже возможны варианты:

  • Классический. Втулки из вулканизированной резины проверены временем и недороги. Различия в цене объясняются не только геометрическими размерами втулок, но также степенью износостойкости выбранного состава и нюансами технологии изготовления. Так, ряд моделей комплектуются втулками с тканевым уплотнителем на внутренней кольцевой поверхности, непосредственно контактирующей с СПУ. Самый серьезный недостаток резиновых втулок — утрата эластичности при сильных морозах, что усиливает износ элемента.
  • Нестандартный. Устойчивые к резким перепадам температур и воздействию химически активных веществ втулки из полиуретана имеют в своем активе долговечность, а в пассиве — чрезмерную жесткость, что затрудняет монтаж и снижает комфорт шасси.

Полиуретановая втулка стабилизатора

Полиуретановая втулка стабилизатора

Сама процедура замены втулок стабилизатора теоретически достаточно проста, хотя необходимо учитывать нюансы конструкции конкретной модели (например, расположение топливных магистралей рядом с хомутами крепления втулок СПУ). В каких-то случаях желательно вооружиться специнструментом и держать наготове гидравлическую стойку, баллончик WD-40 для борьбы с закисшими болтами, а на крайний случай — болгарку. Работы проще выполнять на подъемнике (на смотровой яме автомобиль придется поддомкрачивать с двух сторон).

Новая и изношенная втулки стабилизатора

Новая и изношенная втулки стабилизатора

Сам алгоритм действий выглядит так:

  1. Поднять автомобиль на подъемнике.
  2. Демонтировать колеса, а при необходимости подкрылки и защиту тех или иных элементов конструкции, мешающую доступу к втулкам СПУ.
  3. При наличии стоек СПУ открутить гайки, которыми они крепятся собственно к стержню стабилизатора, и разъединить эти детали.
  4. Выкрутить болты, фиксирующие хомуты втулок, снять их.
  5. Снять втулки с СПУ.
  6. Очистить СПУ от грязи.
  7. Болты хомутов втулок СПУ обработать WD-40.
  8. Установить новые втулки и закрепить их хомутами. Для плотного прилегания хомутов к еще не приработавшимся втулкам последние можно обработать графитовой или медной смазкой.
  9. Гайки, соединяющие СПУ с его стойками (при наличии), полностью закрутить, когда автомобиль будет снят с подъемника.

Замена втулки стабилизатора

Замена втулки стабилизатора

Имеется в этой операции и пункт раздора. Кто-то считает, что перед установкой новых втулок, особенно полиуретановых, их внутреннюю поверхность следует смазать консистентной смазкой для уменьшения вероятности появления скрипов. Кто-то убежден, что смазка снизит эффективность работы стабилизаторов поперечной устойчивости, а прилипающие к ней песчинки ускорят износ втулок.

Стоит ли самому заниматься заменой втулок стабилизатора? Вот мнение опытного человека:

Тяги (стойки) стабилизатора

Тяги (стойки) стабилизатора предназначены для уменьшения кренов и раскачивания автомобиля при движении в поворотах путем жесткой связи рычагов подвески (в том числе амортизаторной стойки) со стабилизатором поперечной устойчивости автомобиля.

Гарантийный срок эксплуатации — два года со дня продажи, при пробеге не более 30 000 км. Срок хранения — не более пяти лет со дня изготовления.

В случае выявления недостатков в течение гарантийного срока эксплуатации, просим Вас вернуть либо заменить изделие у продавца, предъявив чек либо другое доказательство покупки. При отсутствии отметки о дате продажи гарантийный срок исчисляется с момента изготовления (см. трехзначную цифру, указанную на изделии: первые два знака — неделя изготовления, третий знак — последняя цифра года изготовления).

Гарантия недействительна в случае:

— несоблюдения правил монтажа, технического обслуживания, эксплуатации тяг стабилизатора, установленных руководством по эксплуатации и обслуживанию автомобиля;

— замены только одной тяги стабилизатора на ось;

— установки на несоответствующее транспортное средство;

— использования транспортного средства в тяжелых условиях (спортивные соревнования, регулярное бездорожье и т.д.);

— наличия механических повреждений (трещины и сколы, деформация тяги стабилизатора);

— самостоятельной установки клиентом;

— установки на СТО, не имеющей сертификата на проведение данного вида работ либо не имеющей в сертификате разрешения на проведение данного вида работ для данного модельного ряда автомобилей;

— механического повреждения пыльника шаровых пальцев.

Комплектность

Комплект поставки: тяга стабилизатора, упаковка.

Требования безопасности

Тяги стабилизатора являются частью подвески автомобиля, непосредственно влияющей на безопасность движения.

Не допускать попадания горюче-смазочных материалов на пыльники шаровых пальцев и резиновые втулки шарниров тяг стабилизатора. Не допускать механического повреждения пыльника шарового пальца во время монтажа изделия.

Порядок замены тяг стабилизатора, требования к эксплуатации

Замена изделия должна осуществляться квалифицированным персоналом на СТО, имеющей сертификат на проведение данного вида работ.

Меняется комплектом на ось — левая и правая передней оси и/или левая и правая задней оси. При монтаже убедиться в целостности пыльников шаровых пальцев новых тяг стабилизаторов.p>

Порядок замены — согласно руководству по эксплуатации и обслуживанию автомобиля.

При установке тяг стабилизатора мастер обязан проверить общее техническое состояние автомобиля, убедиться в работоспособности узлов и деталей подвески. Отдельно обратить внимание на состояние крепления стабилизатора поперечной устойчивости (разрезные втулки стабилизатора, прижимные крепления).

В случае отказа клиента от замены частично изношенных элементов подвески, влияющих на правильную работу тяг стабилизатора, необходимо сделать отметку в гарантийном талоне с кратким описанием.

Окончательное затягивание всех резьбовых соединений тяги стабилизатора выполняется под нагрузкой после просадки подвески транспортного средства (не затягивать окончательно на автомобиле, висящим на подъемнике).

Затяжку резьбовых соединений проводить с соблюдением моментов затяжки, предписанных заводом-изготовителем автомобиля.

Потребитель должен самостоятельно заботиться о поддержании в рабочем состоянии сопряженных с тягами стабилизатора узлов и агрегатов транспортного средства (рычаги подвески и их сайлентблоки, шаровые опоры, стабилизатор поперечной устойчивости и его крепления, амортизаторная стойка в сборе с пружиной и опорой).

При плановых проверках состояния подвески, необходимо контролировать целостность пыльников шаровых пальцев установленных тяг стабилизаторов. Требования к эксплуатации — согласно руководству по эксплуатации и обслуживанию автомобиля.

FENOX Automotive Components 220026, Республика Беларусь, г. Минск, Партизанский пр-т, д. 95

Генеральный дистрибьютор на территории РФ — ООО «ДС-Тек». 108811, г. Москва, п. Московский, Киевское шоссе 22-й км., домовл. 4, стр.1, подъезд №3, этаж 8, блок А, офис 805А.

  • Центр поддержки клиентов FENOX Global Service
  • Тел.: 8-800-333-85-75 (звонок по России бесплатный)
  • global_service@fenox.com
  • ОТДЕЛ ПРОДАЖ
  • Тел.: +375 (17) 295-78-84
  • Тел.: +375 (17) 296-20-03
  • sales@fenox.com
  • ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВ
    И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Тел.: +375 (17) 295-78-84
  • ОТДЕЛ ГЛАВНОГО ТЕХНОЛОГА
  • Тел.: +375 (17) 295-96-28
  • ОТДЕЛ ПЕРСОНАЛА
  • Тел.: +375 (17) 295-66-44
  • Факс: +375 (17) 295-66-25
  • Приёмная
  • Тел.: +375 (17) 285-47-48
  • Факс: +375 (17) 295-78-67
  • inform@fenox.com
  • ОТДЕЛ СИСТЕМНЫХ ПОСТАВОК
  • Тел.: +375 (17) 296-34-12
  • supplies@fenox.com
  • ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
  • Тел.: +375 (17) 360-98-23
  • ОТДЕЛ ЗАКУПОК
  • Тел.: +375 (17) 285-47-51
  • Факс: +375 (17) 285-48-72
  • ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ
  • Тел.: +375 (17) 295-94-38
  • marketing@fenox.com
  • ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА
  • Тел.: +375 (17) 296-33-22
  • СЛУЖБА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
  • Тел.: +375 (17) 295-96-28
  • ПРИЕМНАЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА НА ТЕРРИТОРИИ РФ ООО «ДС-Тек»
  • Тел.: +7 (495) 646-02-94
  • www.dstek.ru
  • ПРИЕМНАЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА ТОО «ВИРКАВТО»
  • Тел.: +7 (777)504 18 11 ; +7 (700) 224 27 75
  • www.virkauto.kz

Политика в области качества Your comments and suggestions are welcome on inform@fenox.com. © FENOX 1989-2024. All rights reserved.

  • Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.
  • Принять

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *