Рейка для чего нужна
Перейти к содержимому

Рейка для чего нужна

  • автор:

Как понять, что рулевая рейка скоро сломается и от чего это происходит

Перед тем как разбираться с признаками неисправной рейки, напомним в двух словах для чего она нужна и как устроена.

Принцип работы рулевой рейки

Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.

Виды рулевых реек

  1. «Механические» рулевые рейки первыми появились на машинах и еще встречаются в некоторых новых машинах эконом-сегмента. Тут колеса поворачивает сам водитель, с силой налегая на рулевое колесо. Зубчатая шестерня приводит в движение зубчатую рейку, двигая влево или вправо рулевые тяги.
  2. Рулевая рейка с гидроусилителем. Здесь на помощь водителю приходит гидравлический насос, работающий от двигателя. Он двигает рулевую рейку с помощью масла.
  3. Рейка с электроусилителем. Вместо масла тут работает электромотор, который может быть установлен на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке.

Перечислим самые распространенные признаки неисправности рулевой рейки, укажем причины неполадок и способы ремонта.

В списке проблем:

  • стук в рулевой рейке, который может появляться на кочках и исчезать на ровной дороге или в повороте;
  • вибрации на руле во время движения машины;
  • неожиданно «тугой» руль при резком вращении;
  • посторонние звуки, доносящиеся со стороны рейки во время движения авто, особенно отчетливые при езде по плохой дороге;
  • самопроизвольный поворот руля;
  • чересчур легкое движение руля или его люфт;
  • полное отсутствие или слабый возврат руля в исходное положение;
  • несоответствие поворота руля углу поворота колес.

Основные причины неисправности рулевой рейки

  • Коррозия для всех рулевых механизмов страшнее других проблем. Чаще всего она возникает из-за негерметичных пыльников — резиновых кожухов, прикрывающих движущиеся части рейки. После ремонта их крепят пластиковыми хомутами, а не штатными металлическими затяжками, потому что так быстрее и герметичность теряется. Или они рвутся со временем, потому что любая резина в нашем климате быстро приходит в негодность. Железо под такими пыльниками начинает корродировать из-за грязи и конденсата. Зубья покрываются налетом и эти повреждения в запущенных случаях не убираются шлифовкой. Симптомы «ржавой» болезни: рулевое устройство начинает стучать, а руль люфтит. Иногда ржавчиной зарастает рулевой вал рейки. В гидравлической рейке от этого начинается течь, а электромеханика держится до последнего, а потом за секунду выходит из строя.
  • Частая проблема у рулевых реек с гидроусилителем — износ картера распределителя. Во время работы в масле появляются частички металла, которые разносятся жидкостью по всему узлу, изнашивая стенки картера.
  • Естественный износ зубьев — еще одна проблема в этом списке. Обычно их не восстанавливают. Еще зубья могут сломаться. Беда может случиться с шестерней, рейкой или со всеми сразу.
  • В гидронасосах обычно меняют сальники и разные резинки. Клапана и другие части агрегата редко чинят, потому что заменить все сразу обычно дешевле. Насосы часто выходят из строя из-за дрифта. Когда руль долго находится в крайнем положении, а двигатель ревет на максимальных оборотах, в узле создается повышенное давление. Расходный клапан не успевает сбросить масло и наступает перегрев рабочих поверхностей насоса.

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты. Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы. Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым. Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти. Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

Рулевая рейка: что это и зачем

Рулевая рейка Kroner

Многих начинающих автолюбителей волнует вопрос: зачем нужна рулевая рейка и какие функции она выполняет. Подобный агрегат— это часть рулевого механизма, что отвечает за синхронный поворот передних колес.

Рулевая рейка считается довольно надежным узлом и редко выходит из строя. Причиной поломки могут быть: агрессивное вождение, неровные дороги или дефекты самой запчасти. При этом, в 9 из 10 случаев ремонт детали бессмысленный. Поскольку ее работа непосредственно влияет на безопасность, лучше быть на 100% уверенным, что устройство не подведет.

Виды рулевой рейки

В зависимости от конструкции и принципа работы, выделяют три типа рулевых реек:

  • Механическая – применялась в первых отечественных автомобилях и присутствует по сей день в некоторых моделях выпуска 70-80 гг. Чтобы повернуть руль с таким механизмом, водителю нужно приложить немало сил. Особенно это чувствуется на ухабистой дороге или во время экстренного маневра.
  • Гидравлическая – имеет в конструкции гидроусилитель руля, который помогает проворачивать его без особых усилий. Здесь к обычному валу добавляется насос, качающий специальную жидкость, что облегчает работу рейки. Такая деталь бесценна при езде на грузовых машинах, тягачах, внедорожниках, автобусах и т.д.
  • Электрическая – имеет электроусилитель руля. Второе название «рейка с ЭУРОМ». В такой конструкции не применяется масло, а рядом с поворотным валом расположен электрический мотор, помогающий проворачивать рулевое колесо.

Последний вид является наиболее дорогой конструкцией и установлен, зачастую, на иномарках премиум-класса.

На что обратить внимание при выборе рулевой рейки?

Чтобы приобрести качественную рулевую рейку, стоит учесть несколько параметров:

  • VIN-номер . Это набор цифр, по которому подбирается запчасть, идеально подходящая под вашу модель авто.
  • Производитель . Отдайте предпочтение оригинальным деталям или качественным аналогам, избегая дешевых подделок.
  • Технические характеристики авто . Здесь стоит обратиться за советом к менеджеру, который учтет габариты машины, сторону размещения руля и другие важные нюансы.

При покупке новой рейки нужно обязательно обновить сальники, пыльники и хомута, если они не идут в комплектации. Кроме того, лучше приобрести новый смазочный материал, ведь без него даже новая деталь не прослужит долго.

Если сомневаетесь, стоит ли покупать рулевую рейку, что это даст и какие преимущества новой запчасти, напишите нашим менеджерам, и они ответят на все вопросы.

Что такое DIN-рейка и для чего она нужна?

Частью почти любого электромонтажа является установка модульного оборудования в электрических щитах и ящиках электрических цепей. Для того чтобы облегчить монтаж автоматических выключателей, УЗО и другого модульного оборудования взамен креплению на винт был придуман вид крепления на DIN-рейку. В этой статье мы рассмотрим что из себя представляет DIN-рейка.

DIN-рейка, потому что это аббревиатура, DIN обозначает немецкий стандарт, DIN 43880-1988 «Приборы электрические встроенные. Габаритные и соответствующие им монтажные размеры», где впервые была стандартизирована эта рейка. В России это изделие стандартизировано в ГОСТ Р МЭК 60715-2003 и часто называется рейка монтажная.

DIN-рейки — это длинные металлические пластины, которые составляют основную часть системы монтажа компонентов в стойках шкафов. DIN-рейки предназначены для надежного крепления электрических и промышленных устройств управления, таких как автоматические выключатели, клеммные блоки, блоки питания, исполнительные механизмы, которые располагаются внутри типичного шкафа.

DIN-рейки существуют исключительно для поддержки физических (механических) компонентов, а не в качестве каких-либо соединительных или проводящих элементов внутри более широкой электрической системы. Другими словами, они не являются сборными шинами, хотя в определенных сценариях они могут выполнять роль заземляющей сборной шины.

Преимущества системы DIN-рейки для монтажа компонентов оборудования:

  • Экономят время и упрощают работу монтажа — компоненты просто защелкиваются или вставляются на определенное место на рейке, вместо того, чтобы монтировать каждый отдельный компонент на панели;
  • Экономят пространство — DIN-рейки обеспечивают плотную конфигурацию компонентов и обеспечивают удобную площадку для соединения внутренних и внешних цепей проводки, что идеально для применения в ограниченном пространстве;
  • Они рентабельны как с точки зрения цены на DIN-рейку, так и с точки зрения потенциала, который она предлагает для монтажа с высокой плотностью прилегания — это может значительно сократить общий объем проводки и пространство в шкафу;
  • Они способствуют аккуратной и хорошо организованной компоновке компонентов, что лучше для всесторонней безопасности и доступа к обслуживанию;
  • Они придерживаются универсальных протоколов определения размеров и монтажа.

Настоящая прелесть системы DIN-рейки заключается в том, что она была разработана (и постоянно совершенствуется) для работы с серией универсальных стандартных ширин и форм крепежа. Тот факт, что системы DIN-рейки сегодня придерживаются фиксированных и согласованных стандартов, означает, что установщикам может быть гарантирована однородность размеров по всему набору соответствующих продуктов, независимо от того, какая компания занимается производством или поставкой различных отдельных деталей.

Монтаж на DIN-рейку

При планировании и установке на монтажную рейку DIN необходимо учитывать некоторые ключевые факторы, основанные на:

  • Точное применение, включая расположение и общий вес компонентов на различных участках системы;
  • Среда, в которой система будет смонтирована и запущена.

Подобно различным вариантам конфигурации и типам DIN-рейки, физические варианты монтажа самих систем на DIN-рейке довольно разнообразны и включают ряд распространенных материалов и типов кронштейнов. Большинство британских поставщиков, продающих системы на DIN-рейку, также предлагают различные монтажные комплекты и аксессуары, которые могут включать в себя различные виды монтажных зажимов, кронштейнов и торцевых крышек, чтобы помочь поддерживать систему рельсов, удерживающую ваши компоненты внутри шкафа. Факторы окружающей среды особенно важны при выборе типа DIN-рейки и креплений, которые вы собираетесь установить. Вдобавок обратите внимание на:

  • Потенциальное воздействие субоптимальных условий окружающей среды;
  • Материалы корпуса и панельные конструкции;
  • Доступность охлаждения и диапазон рабочих температур компонентов;
  • Требования к защите;
  • Соединения и проводка;
  • Дополнительные функциональные требования.

DIN-рейки и монтажные кронштейны из нержавеющей стали считаются одними из самых надежных в большинстве случаев, хотя они редко бывают наиболее экономически эффективными. Варианты оцинкованной стали — очень распространенный универсальный вариант, обеспечивающий впечатляющую стабильность в сочетании с довольно дешевыми ценами на базовые установки.

Тем не менее, более экономичные альтернативы, такие как оцинкованная сталь, могут работать уже не так хорошо во влажных средах, где существует больший риск коррозии — в таком сценарии анодированный алюминий является популярной альтернативой. Если система DIN-рейки также предназначена для функционирования в качестве заземляющей шины, то медь может быть лучшим вариантом, хотя это может сопровождаться некоторыми потенциальными предостережениями относительно долгосрочной жесткости и прочности опоры в определенных сложных условиях.

Все про рулевую рейку: что это, как работает, что делать, если сломалась

Фото: Shutterstock

Рулевой механизм реечного типа, который также называют «шестерня — рейка» или просто рейка, — это механическое устройство, преобразующее поворот рулевого колеса (румпеля на первых «самобеглых колясках») в отклонение управляемых колес, что позволяет машине маневрировать. Рейка связана с рулем автомобиля с помощью рулевого вала. У легковых автомобилей рейка находится между передними колесами в нижней части автомобиля.

Эволюция рулевой рейки

Реечный рулевой механизм использовался на трицикле Patent-Motorwagen Карла Бенца, который принято считать первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Однако на несколько десятилетий рейка оказалась в тени других устройств аналогичного назначения. Массивные, менее восприимчивые к ударным нагрузкам конструкции вроде «винт — шариковая гайка» и «червяк — ролик» в сочетании с рулевой трапецией проявили себя более живучими на не отличавшихся хорошим качеством дорогах конца XIX — первой половины ХХ века, чем реечный рулевой механизм с его уязвимым сочленением «шестерня — рейка».

Трицикл Patent-Motorwagen Карла Бенца

Трицикл Patent-Motorwagen Карла Бенца (Фото: Mercedes-Benz)

Выход реечного механизма на авансцену связан с тремя процессами:

  • Совершенствование дорожной сети, начиная с появления автобанов в Третьем рейхе (тогда рейка стала отличительной чертой ряда моделей BMW).
  • Появление в конце 1940-х годов подвески McPherson.
  • Массовое использование переднего привода, оптимальным партнером для которого оказалась компактная рейка.

Классический реечный рулевой механизм эволюционировал с последней трети ХХ века:

В 1970-х годах австралийский инженер Артур Эрнест Бишоп создал рейку с переменным передаточным отношением за счет более плотного расположения зубцов в средней части, чем на периферии. Недорогое решение оказалось очень эффективным. С одной стороны, поведение автомобиля стало менее нервозным при отклонении руля на небольшие углы, что особенно важно на высоких скоростях. С другой — водителю больше не приходилось «наматывать» руль при маневрировании в ограниченном пространстве.

В 1987 году на Honda Prelude третьего поколения дебютировало полноуправляемое шасси. Реечный рулевой механизм японского купе через карданный вал был связан с редуктором поворота задних колес, что дало существенный выигрыш в маневренности и управляемости.

В 2014 году на Infiniti Q50 впервые на серийном автомобиле было реализовано решение, позволяющее в штатных режимах разорвать механическую связь между рулем и рейкой за счет передачи по проводам управляющих команд на электрические исполнительные механизмы. Система DAS (Direct Adaptive Steering) обеспечила полную изоляцию рулевого колеса от дефектов дорожного покрытия. Вне дорог технология drive-by-wire проявила себя гораздо раньше. Более полувека назад американские астронавты раскатывали по поверхности спутника Земли на LRV — лунных роверах, спроектированных компанией Boeing.

Система DAS (Direct Adaptive Steering)

Система DAS (Direct Adaptive Steering) (Фото: Infiniti)

Устройство рулевой рейки

С точки зрения производства, главное достоинство рулевого механизма реечного типа — простота, технологичность и низкая стоимость конструкции. Здесь всего несколько основных элементов:

  1. Корпус (картер).
  2. Шестерня.
  3. Зубчатая рейка, расположенная в корпусе перпендикулярно шестерне.
  4. Рулевые тяги, соединенные с рейкой.
  5. Наконечники рулевых тяг, соединенные с узлами крепления колеса.
  6. Пружины, обеспечивающие плотное прилегание шестерни к рейке.
  7. Ограничители для ограничения хода рейки по краям.
  8. Подшипники для снижения трения при поворотах.

Вращение шестерни преобразуется в перемещение рейки, которое заставляет управляемые колеса менять свое положение относительно продольной оси автомобиля. Для снижения усилия на руле используются различные типы усилителей: гидравлические, электрогидравлические, электрические. В первых двух случаях вращать баранку водителю помогает гидронасос с постоянным приводом от ДВС или включающегося по требованию электромотора, а в последнем — непосредственно от электромотора. Электроусилители обеспечивают наилучшую экономию топлива.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

С точки зрения водителя, реечный рулевой механизм обеспечивает лучшее чувство автомобиля, чем состоящая из множества люфтящих компонентов рулевая трапеция. Отличная информативность руля вкупе с низкой чувствительностью к неровностям достигается при сочетании зубчатой рейки с механизмом «винт — шариковая гайка», но такой тандем существенно дороже в изготовлении. По этой причине механизм «винт — шариковая гайка» даже на внедорожниках сегодня используется существенно реже, чем еще 25–30 лет назад.

Как работает рулевая рейка

Принцип работы механической рейки достаточно прост и понятен: она запускается от вращения самого рулевого колеса, которое передается на шестерню внутри рейки, рассказал Autonews.ru директор департамента механического ремонта «Авилон KIA» Вадим Стрельбицкий. По его словам, сегодня механический тип применяется не так часто и только в некоторых автомобилях. В частности, механическую рулевую рейку можно встретить в моделях бюджетного сегмента в силу того, что она более экономична и проста в производстве.

Как работает рулевая рейка с гидроусилителем и каковы ее особенности

Рулевая рейка с гидроусилителем состоит из двух компонентов: это сама рейка, похожая по конструкции на обычную механическую, и насос, который подает гидравлическую жидкость под давлением в механизмы рулевой рейки. Как объяснил эксперт Вадим Стрельбицкий, в результате данного процесса и вращается рулевое колесо.

Если говорить об особенностях, то данный тип рулевой рейки в силу его многокомпонентности требует регулярной диагностики и обслуживания. Необходимо следить за состоянием гидравлической жидкости, чтобы избегать утечек, а также обязательно держать насос в работоспособном состоянии.

Как работает электрическая рулевая рейка и каковы ее особенности

Принцип работы электрической рулевой рейки исходит из самого ее названия — он основан на использовании электропривода, который и создает необходимое усилие на рулевой механизм. Основная ее особенность и преимущество состоит в более точных реакциях, благодаря которым водитель может улучшить маневренность автомобиля. Также на современных автомобилях данный тип рулевого механизма получает все большее распространение, так как только с его помощью возможно реализовать функции автопарковки и удержания автомобиля в полосе.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Неисправности рулевой рейки

Как и любые механизмы, в процессе эксплуатации автомобиля рейка изнашивается, и чем хуже качество дорожного покрытия — тем быстрее. Кроме того, повреждения рейки могут быть следствием аварии или неправильной эксплуатации и обслуживания автомобиля.

Как объяснили эксперты, чаще всего рулевая рейка выходит из строя при частой эксплуатации автомобиля на неровной дороге (например, неосторожная езда с наездом на ямы, бордюры), а также по причине попадания влаги внутрь корпуса. В результате возникает повышенная нагрузка на механизм рулевой рейки или коррозия элементов, работающих в паре с сальниками, что и приводит к ее износу.

Признаками неисправности рулевой рейки являются:

  1. Быстрый износ покрышек передних колес.
  2. Стук со стороны передней оси во время движения по неровностям. Помимо ослабления болтов крепления рейки из-за вибраций, причиной этого могут быть механические повреждения опорных втулок рейки или рулевого вала, а в случае использования рейки в сочетании с узлом «червяк — ролик» — появление зазора между червяком и зубцами рейки. «Стук рейки может быть и временным явлением, например из-за недостаточной смазки или неправильной регулировки, — отмечает Роман Тимашов, директор по сервису «Автодом Алтуфьево». — В этом случае можно продолжать движение до ближайшей СТО. Если стук интенсивный и прогрессирует, то эксплуатация автомобиля в таком состоянии небезопасна. Следует вызвать эвакуатор для доставки машины на СТО».
  3. Необычная тяжесть руля. Свидетельствует о выходе из строя усилителя руля. Конкретная причина зависит от типа бустера. У гидравлических и электрогидравлических усилителей так дает о себе знать утечка рабочей жидкости из бачка или магистралей системы. Полная потеря жидкости чревата выходом из строя рейки и насоса. К тому же гидравлическая жидкость может быть пожароопасна, и допускать ее попадания на горячий двигатель не стоит.
  4. Скрежет. Может свидетельствовать о коррозии подшипников из-за повреждения пыльника, ослаблении ремня привода гидравлического усилителя руля, утечки гидравлической жидкости, а также неисправности мотора электрического или электрогидравлического бустера.
  5. Рыскание автомобиля. Вероятная причина — износ (люфт) рулевых наконечников. В запущенных случаях автомобиль может потерять управление.

Рулевая рейка стучит

Стук в рулевой рейке чаще всего появляется в результате образования зазоров внутри механизма, между различными его частями. Как предупредил эксперт Вадим Стрельбицкий, любые посторонние шумы (будь то хруст или стук) нельзя игнорировать. Это может быть опасно, так как состояние рулевого механизма напрямую влияет на безопасность. В конечном итоге зазоры, вызывающие стук рулевой рейки, будут увеличиваться в размерах, что впоследствии может привести к потере контроля во время движения. Продолжать эксплуатацию автомобиля со стуком рулевой рейки крайне нежелательно. В целом при обнаружении каких-либо посторонних шумов стоит пройти диагностику в сервисном центре.

Почему рулевая рейка хрустит

Причин хруста или скрипа рулевой рейки может быть несколько. Технический эксперт Вадим Стрельбицкий привел следующие примеры.

Посторонний звук могут издавать и другие элементы подвески, например шаровые шарниры. Если проблема в этом, то необходимо сначала провести комплексную диагностику ходовой части, а также проверку углов установки колес, чтобы восстановить геометрию подвески.

Во-вторых, характерный скрип или хруст могут создавать и сайлентблоки, которые с течением времени и под воздействием температур могут трескаться и рассыхаться, издавая посторонние звуки.

При обнаружении подобных проблем не стоит затягивать с визитом на сервис, где специалисты проведут необходимую диагностику и ремонт, если он потребуется.

Как проверить рулевую рейку при покупке: объяснение специалиста

Для начала стоит внимательно осмотреть рулевую рейку на наличие тех или иных видимых повреждений (вмятин, царапин, трещин и т. д.), в том числе повреждений резиновых чехлов рулевых тяг.

Во-вторых, самостоятельно можно проверить и состояние вала, который можно попробовать вращать, обратив при этом внимание на отсутствие зазоров между шестернями.

В-третьих, во втулках также не должно быть никаких люфтов. Чтобы убедиться в этом, можно резко покачать за колесо вправо-влево, а также подвигать сам вал рулевого механизма вверх-вниз.

Что будет, если рулевая рейка сломается

Необходимо учитывать, что рулевая рейка – это важнейшая составляющая рулевого механизма, неисправности в котором напрямую сопряжены с безопасностью вождения. Поэтому крайне не рекомендую халатно относиться к любым поломкам или неисправностям рулевой рейки. Те или иные проблемы в ней могут привести к самым серьезным последствиям, вплоть до потери управления и серьезной аварии.

Можно ли ездить на автомобиле с поврежденной рулевой рейкой

ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля при неисправном рулевом управлении. Нарушение влечет за собой предупреждение или штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ), а в случае управления транспортным средством с заведомо неисправным рулевым управлением — безальтернативный штраф того же размера (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ). Кроме того, происходит задержание автомобиля и его эвакуация на штраф-стоянку. Это продиктовано тем, что неисправность рулевого механизма может повлечь за собой самые тяжелые последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *