Прецизионная пара что это
Перейти к содержимому

Прецизионная пара что это

  • автор:

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Прецизионные пары топливной аппаратуры восстанавливают на специализированных ремонтных предприятиях или в цехах двумя способами: перекомплектовкой, увеличением диаметра рабочей части плунжера и уменьшением внутреннего диаметра гильзы. [1]

Износ прецизионных пар топливной аппаратуры примерно одинаков у двигателей, работающих на сравниваемых топ-ливах. [3]

Для надежной работы прецизионных пар топливной аппаратуры необходима стабильность размеров деталей в эксплуатации и высокая износостойкость поверхности. [4]

Основными условиями надежности прецизионных пар топливной аппаратуры являются, как уже ранее указывалось, высокая износостойкость поверхности и стабильность размеров при эксплуатационных нагревах и охлаждениях. [5]

Таким образом, в износе прецизионных пар топливной аппаратуры дизелей могут участвовать все частицы. Однако наиболее опасны частицы размером более зазора в плунжерной паре и особенно размером 6 — 12 мкм. [7]

Даже такие, казалось бы, хорошо защищенные детали, как прецизионные пары топливной аппаратуры дизелей , изнашиваются от случайного воздействия абразивных частиц, попадающих вместе с топливом. Результатом изнашивания является разрушение кромок впускных окон и торцов плунжера, а также образование продольных рисок на плунжере и стенках насоса. Износ насосов-форсунок или насосов высокого давления нарушает дозировку подачи топлива, вызывает его подтекание и ухудшает качество распыления. [9]

Исследования, проведенные в НАМИ, а также В.В. Антиповым, P.M. Бишировым, Н.И. Бахтияровым, В.Н. Романовым и другими, позволили установить, что износ прецизионных пар топливной аппаратуры носит преимущественно абразивный ( по сравнению с их разрушением кавитацией, эрозией, коррозией и окислением) характер и происходит в результате попадания пыли в топливо. [10]

Использование заменителей должно быть ограничено, так как при работе на заменителях, как правило, увеличивается жесткость работы двигателя и повышаются износы прецизионных пар топливной аппаратуры . [12]

Положительный эффект также может быть достигаут при центрифугировании топлива. Из рассмотренных выше основных причин износа прецизионных пар топливной аппаратуры очевидно, что интенсивность их износа в значительной степени определяется качеством топливных фильтров. [13]

Система очистки топлива, приведенная на рис. 118, может быть успешно использована и для автомобильных дизелей. В табл. 53 приведена зависимость срока службы прецизионных пар топливной аппаратуры дизелей от очистки топлива. [15]

Русский

Корень: -прецизион-; суффикс: ; окончание: -ый.

Произношение

  • МФА: [ prʲɪt͡sɨzʲɪˈonːɨɪ̯ ]

Семантические свойства

Значение
  1. спец.обладающий высокой точностью или созданный с соблюдением высокой точности параметров; высокоточный ◆ Прецизионный инструмент, который она употребляла по отношению к нему, казался в миг льнущего соприкосновения необычайно цепким и неторопливым. В. В. Набоков, «Лолита», 1967 г. [НКРЯ] ◆ Настройщик, так он именуется в штатном расписании, подсоединяет к очередному резистору сверхточный измерительный прибор — прецизионный мост, прикидывая, сколько ударов лазера ему потребуется, чтобы подогнать сопротивление к номиналу. Борис Смагин, «Космос начинается на Земле», 1975 г. // «Техника — молодежи» [НКРЯ]
Синонимы
Антонимы

Плунжерная пара

Под плунжерной парой понимается один из основных рабочих узлов ТНВД (топливного насоса высокого давления), широко применяемого в дизельных двигателях. Кроме того, аналогичные механизмы используются в различных гидромашинах, обычных насосах, гидрокомпенсаторах и другом подобном оборудовании. Популярность и востребованность плунжерной пары объясняется сочетанием впечатляющих эксплуатационных характеристик, в числе которых надежность, долговечность и простота конструкции.

Определение и история появления

Плунжерная пара представляет собой механизм, состоящий из двух элементов. Первый из них, давший наименование всему узлу, называется плунжер или поршень, а второй – так называемая гильза или втулка. Принцип работы пары основан на том, что плунжер совершает возвратно-поступательное движение внутри втулки. В результате, при помощи каналов, расположенных внутри механизма, топливо или другая рабочая жидкость под высоким давлением подается в пространство, расположенное над поршнем.

Необходимость в разработке ТНВД на основе одной или нескольких плунжерных пар появилась после изобретения дизельного двигателя, совершенного Рудольфом Дизелем. В число ключевых особенностей агрегата входила подача топлива в камеры внутреннего сгорания под давлением, что выступало обязательным условием его гарантированного самовоспламенения. На первых моделях для решения этой задачи использовался громоздкий и тяжелый компрессор, наличие которого заметно снижало общий КПД дизельного двигателя.

Разработка в 20-х годах прошлого века Робертом Бошем ТНВД, использующего в качестве основного рабочего узла плунжерную пару, позволило значительно сократить габариты дизельного двигателя, сохранив его впечатляющие эксплуатационные характеристики в виде экономичности, эффективности и высокого уровня мощности. Дальнейшее совершенствование плунжерной пары состояло в повышении качества изготовления поршня и гильзы, а также использовании более современных материалов.

Устройство и требования к изготовлению

Как уже было отмечено выше, плунжерная пара состоит из двух элементов, каждый из которых предназначен для выполнения четко определенных функций:

  1. Плунжер. Изготавливается в виде металлического цилиндра, длина которого существенно превосходит диаметр. Основное назначение детали – возвратно-поступательное движение внутри втулки.
  2. Втулка. Также изготавливается из высокопрочного металла в виде полого цилиндра. Внутри детали располагаются отверстия, предназначенные для подачи или отвода топлива (для ТНВД дизельного двигателя) или других рабочих жидкостей (для обычного насоса и различных гидромашин).

Ключевое требование к плунжерной паре состоит в обеспечении герметичности узла при одновременном свободном перемещении плунжера внутри поршня. Для решения задачи при изготовлении деталей требуется тщательно соблюдать геометрические размеры, а в дополнение к этому поверхности обоих элементов тщательно обрабатываются, благодаря чему достигается плотность примыкания друг к другу. Стандартным считается зазор между поршнем и втулкой составляющий 1-3 мкм. Сказанное объясняет, почему плунжерную пару нередко называют прецизионной, что буквально означает «высокоточная».

Эксплуатация рассматриваемого узла сопровождается высоким давлением и серьезным уровнем сопутствующих нагрузок. Поэтому, помимо герметичности, к плунжерной паре предъявляются серьезные требования в части прочности и устойчивости к различным физическим воздействиям. Как следствие – для изготовления узла применяются высокопрочные и износоустойчивые марки стали и современное оборудование, способное обеспечить нужную степень точности геометрических размеров деталей и необходимые технологии обработки металла. Долговечность и надежность плунжерной пары являются одним из ключевых факторов, благодаря которым обеспечиваются впечатляющие характеристики дизельного двигателя в целом.

Принцип работы и разновидности

Стандартная схема работы плунжерной пары выглядит следующим образом:

  1. Стартовое положение плунжера – в нижней части гильзы. Оно достигается за счет действия пружин.
  2. Кулачковый вал оказывает давление на поршень.
  3. Плунжер перемещается по втулке в верхнее положение, что вызывает увеличение давления топлива в пространстве над поршнем, куда оно поступает через специальные каналы в гильзе.
  4. Повышение уровня давления приводит к открыванию клапана, следствием чего выступает дальнейшее перемещение горючего через форсунки в камеры внутреннего сгорания.
  5. Завершает рабочий цикл перемещение плунжера в стартовую позицию, осуществляемое за счет действия пружин.

Простота описанного принципа действия плунжерной пары выступает важным объяснением надежности и долговечности основного рабочего узла ТНВД. В настоящее время применяются две основные разновидности рассматриваемого механизма. Отличие между ними заключается в наличии в плунжере специальной кольцеобразной просечки. Она используется для сбора и возврата утечек горючего в основную магистраль топливного насоса. Изготовление плунжерной пары в этом случае требует несколько больших расходов, которые компенсируются повышением эффективности работы двигателя.

Область применения и функциональное назначение

Основной сферой применения плунжерной пары является ТНВД, используемый в дизельных двигателях. Функциональное назначение механизма в данном случае заключается в следующем:

  • подача дизельного топлива к форсункам с одновременным нагнетанием давления;
  • определение необходимого количества горючего, которое требуется переместить к форсункам;
  • установление оптимального режима впрыска дизельного топлива в камеры сжигания двигателя.

Эффективное выполнение указанных функций достигается за счет совместной работы плунжерной пары и современных систем автоматизации и контроля, повсеместно используемых в ТНВД. Рабочий узел предназначен для физического воплощения в практической деятельности параметров и характеристик, определяемых при помощи автоматики.

Помимо дизельных двигателей, плунжерные пары часто применяются в различных по устройству и назначению насосах, а также гидромашинах и другом подобном оборудовании. Настолько широкое использование рассматриваемого механизма связано с сочетанием относительной простоты конструкции и принципа действия с надежностью, эффективностью и долговечностью узла.

Основные достоинства и недостатки

Появление ТНВД, использующего в качестве основного рабочего узла плунжерную пару, стало одной из ключевых причин стремительного роста популярности дизельных двигателей. Такое развитие событий стало возможным, благодаря впечатляющим эксплуатационным и техническим характеристикам агрегата, значительная часть которых является непосредственным результатом применения рассматриваемого механизма. Ключевыми достоинствами плунжерной пары в частности и ТНВД в целом выступают:

  • надежность. Нередко именно это слово выступает в качестве первой ассоциации при упоминании дизельного двигателя. Данная характеристика вполне заслуженно считается одной из визитных карточек агрегата;
  • универсальность. Наличие ТНВД и плунжерной пары позволяет разом решить многочисленные задачи, обеспечивающие эффективную работу дизельного двигателя. К ним относятся: подача топлива под высоким давлением, его дозировка и определение наиболее подходящего режима впрыска горючего для последующего сжигания;
  • высокий КПД. Ключевое преимущество агрегатов на дизельном топливе, которое в сочетании с экономичностью приобретает в современных условиях особенно важное значение;
  • экологичность. Двигатель внутреннего сгорания достаточно сложно назвать полностью безопасным для состояния окружающей среды механизмом. Тем не менее, современные дизельные агрегаты отвечают самым строгим экологическим стандартам, что достигается за счет полного сжигания топлива, его небольшого расхода и, как следствие, минимального количества вредных выбросов.

По сути, единственным существенным недостатком плунжерной пары в современном дизельном двигателе выступает износ механизма, связанный со сложными условиями его эксплуатации. Важно отметить, что качественное изготовление и использование высокопрочных марок стали позволяет существенно увеличить нормативный срок службы основного рабочего узла ТНВД. Тем не менее, полностью исключить износ, конечно же, невозможно.

Признаки неисправности

Возникновение проблем, вызванных износом плунжерной пары, обнаружить достаточно просто. Основными симптомами их появления становятся:

  • трудности с запуском двигателя;
  • уменьшение мощности агрегата или плавающее значение параметра, характеризующего количество оборотов;
  • посторонние шумы при работе двигателя;
  • повышенный расход горючего.

Частой причиной повышенного износа плунжерной пары становится использование некачественного топлива. При этом необходимо помнить, что своевременное выявление проблем и грамотно проведенный квалифицированными специалистами ремонт, который заключается в замене обоих элементов рабочего узла, могут обеспечить дальнейшую длительную и беспроблемную эксплуатацию дизельного двигателя. Главное при этом – обратиться к профессиональным и опытным специалистам. Такой подход является вполне оправданным, так как небольшая экономия на стадии диагностики и ремонта нередко оборачивается намного более серьезными финансовыми потерями в ближайшем будущем, связанными с необходимостью замены или полного перебора агрегата.

Изготовление точных валов и прецизионных пар

Даже у самого надёжного оборудования наступает момент, когда выходит из строя какая-либо его часть. Когда встаёт вопрос о замене комплектующих, многие сталкиваются с характерной для отечественного рынка проблемой: зачастую невозможно приобрести нужные детали отдельно от дорогостоящего узла или механизма. Мы готовы предложить оптимальный выход из сложившейся ситуации, решив в короткие сроки вопрос изготовления именно того комплекта деталей, которые вам необходимы. Одним из основных расходных элементов выступают валы и прецизионные пары: износ приводит к нарушению герметичности, механизм начинает греться и может выйти из строя. Оптимальным решением здесь будет изготовить новый вал или шток с ответными деталями — вместо того, чтобы покупать целый узел. Если детали нужны очень срочно, вы можете воспользоваться услугой «срочный заказ». В этом случае мы приложим все усилия к тому, чтобы выполнение заказа происходило в максимально сжатые сроки: включая сверхурочную работу по выходным дням. Мы специализируемся на изготовлении высокоточных валов в мелкой и средней серии. Шлифовку наружных шеек мы проводим на многофункциональном швейцарском станке Kellenberger с возможностью обработки до ф250/350 х 1000 мм (при этом максимальный вес заготовки не должен превышать 100 кг). Оборудование позволяет выдержать допуск до ±0,002 мм по точности исполнения и до 0,002 мм по отклонению от цилиндричности и осевому биению. Это даёт возможность успешно выполнять такие задачи, как прецизионные шпиндельные валы, валы и штоки для оборудования высокого давления и даже калибр-пробки по 3 и 2 квалитету точности. Для обеспечения высоких допусков на внутренних диаметрах мы обязательно доводим их чугунными притирами, даже после шлифовки и электроэрозии. Ниже вы можете ознакомиться с примерами выполненных задач.

Примеры работ

Прецизионная пара

20ХН3А, цементация и доводка

Вал на вакуумное оборудование

Нержавеющая сталь 40Х13, допуски до 0,002 мм

Вал коленчатый (впк)

Шлифовка шеек 0,015 мм со смещённым центром

Валы подвагонных генераторов

Зависимое биение, посадочные допуски на ф245 мм

Золотник (ВПК)

95Х18, обработка холодом, допуски до 0,003 мм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *