Куда вмонтированы штатные динамики в легковом автомобиле
Перейти к содержимому

Куда вмонтированы штатные динамики в легковом автомобиле

  • автор:

Замена акустики

Сравнение штатной акустики и акустики АК

Штатные динамики не обеспечивают качественный уровень звучания. В автомобилях низкого и среднего ценового сегмента в целях экономии производителем используются бюджетные аудиосистемы с небольшим диапазоном частот. В результате чего музыка приобретает «плоское» звучание.

Если водитель не меломан и пользуется магнитолой только для прослушивания новостей и пары треков, для него будет достаточно имеющегося оборудования. Но для ценителей качественного звука при прослушивании музыки рекомендуется замена аудиосистемы.

Улучшение акустики – подготовка автомобиля и подбор оборудования

Цена зависит от типа техники и торговой марки.

Существует два основных вида аудиосистемы:

  1. Коаксиальная акустическая система — несколько акустических головок (одна низкочастотная и одна или несколько высокочастотных), размещенных на корпусе динамиков. Система занимает минимум места и отличается неплохим звуком и невысокой стоимостью. Недостатки — близко динамики. Это приводит к небольшому искажению звучания. Для устранения данных дефектов в корпус колонок обычно встраивается кроссовер — элемент, который предназначен для разделения частот.
  2. Компонентная акустическая система — комплект из нескольких динамиков. Она включает в себя самые басовые колонки — сабвуферы, а также высокочастотные твитеры («пищалки»). Для разделения частот используется кроссовер. Стоимость такого комплекта выше, но и звучание качественнее.

Усовершенствовать можно следующими способами:

  • штатные динамик смена;
  • смена без демонтажа головного устройства;
  • полная перемена аудиосистемы с заменой головного устройства и шумоизоляцией.

Шумоизоляция при замене акустики

Иногда для улучшения звучания аудиосистемы достаточно устранения посторонних шумов (не только внешних, но и исходящих от элементов кузова и салона). Динамики устанавливаются на металлических панелях или пластиковой обивке, которые при движении автомобиля в результате вибрации и трения поверхностей могут воспроизводить посторонние звуки.

Обеспечить благоприятные условия для работы колонок и устранить источник шумов можно с помощью вибродемпфирующих материалов.

Смена штатных динамиков

В акустической системе, даже если она невысокого класса, комплектующие подобраны сбалансированно. Если поменять только динамики без усилителя вы поймете, что результат может отсутствовать или быть вовсе противоположным ожидаемому. Поэтому подмена штатных колонок целесообразна только при использовании оборудования, ориентированной на определенные характеристики всех элементов.

Замена акустической системы без демонтажа штатного головного устройства

Существует несколько способов проведения работ. Первый — вывод линейного устройства для дальнейшего построения новой аудиосистемы. Если это невозможно, используется второй вариант — от штатного усилителя отключаются все динамики, а его выходы заводятся на входы нового усилителя. Второй способ будет не очень эффективен при наличии намеренной коррекции сигнала. В таком случае рекомендуется использовать цифровые процессоры, которые устраняют данную коррекцию.

Полная замена аудиосистемы

Применяется, если автовладельца не устраивает звучание и функционал головного устройства (аудиомагнитолы).

Установка аудиосистем

Установка аудиосистемы в автомобиле — мероприятие, требующее определенных знаний и навыков. Как правило, большинство автовладельцев доверяют эту работу специализированным техцентрам. Однако независимо от того, кем и где аудиосистема будет установлена, существует ряд обязательных требований и условий, нарушение которых может повлечь за собой неприятные последствия — от испорченного настроения до испорченной аппаратуры. Напротив, правильно выбранная и смонтированная аудиосистема доставит немало удовольствия и самому владельцу автомобиля, и его пассажирам.

Минимальный набор автомобильной аудиосистемы состоит из головного устройства и комплекта динамических головок. Все остальное оборудование (сабвуфер, усилители, эквалайзеры) появляется по мере роста требований к качеству звучания. Поэтому, приобретая головное устройство, лучше сразу выбрать модель, имеющую линейные выходы для подключения дополнительных устройств, а также функцию управления CD-чейнджером.

Головное устройство — общее название для источников сигнала. К ним относятся:
— магнитола — комбинация радиоприемника и проигрывателя кассет (магнитофона);
— CD-ресивер — комбинация радиоприемника и проигрывателя компакт-дисков;
— DVD-ресивер — комбинация радиоприемника и проигрывателя DVD-дисков;
— MD-ресивер — комбинация радиоприемника и проигрывателя мини-дисков (мини-диск сочетает в себе достоинства и кассет, и компакт-дисков — на него можно записывать фонограмму, как на кассету. И при этом осуществлять быстрый поиск любого записанного фрагмента);
— CD-чейнджер — проигрыватель компакт-дисков с устройством на 6, 10, 12 или 18 дисков (работает только в совокупности с магнитолой, усилителем или CD/MD — ресиверами).

Некоторые CD-ресиверы и CD-чейнджеры, а также MD-ресиверы имеют такую характеристику, как противоударная память. Она означает способность «запоминать» на некоторое время фрагмент фонограммы в условиях сильной вибрации или тряски, обеспечивая непрерывное воспроизведение (предусматривается в дорогих моделях CD и во всех моделях MD). В аппаратах, не имеющих этой опции, качество звучания во многом будет зависеть от состояния дороги, подвески автомобиля и стиля вождения.

Современные головные устройства обеспечивают воспроизведение фонограммы без искажений при номинальной мощности 12…15 Вт на канал. Приводимая же обычно в техпаспорте головного устройства максимальная мощность превышает номинальную, как правило, в 2-3 раза. При работе головного устройства на максимальной мощности возникают значительные искажения сигнала, поэтому реальной разницы между головными устройствами с паспортной (максимальной) мощностью 30 и 40 Вт нет.

Если принять качество звучания автомобильной аудиосистемы за 100 %, то вклад головного устройства составит 20-25 %, монтажа соединительных кабелей и дополнительного оборудования — 30-40 %, а акустических систем — 40-45 %. Из этого соотношения очевидно определяющее влияние акустических систем на качество звучания аудиосистемы в целом.

Компоненты, виды и свойства акустических систем.

Динамическая головка (динамик) — устройство для преобразования электрического сигнала в звуковой. Состоит из магнитной системы со звуковой катушкой, диффузора и диффузородержателя.

Диффузор — звукоизлучающая поверхность конической или криволинейной формы. Форма диффузора (круглая или овальная) на его характеристиках практически не сказывается и выбирается из соображения компоновки. Материал диффузора влияет главным образом воспроизведение средних и высоких частот. Для изготовления диффузора основного динамика в массовых конструкциях используется бумага или полипропилен с наполнителями. В высококачественных изделиях — стекловолокно и кевлар.

Высокочастотный динамик (пищалка) вместо традиционного конического диффузора имеет диффузор в форме купола из полипропилена, шелка, алюминия, титана или металлокерамики. Жесткий купол обеспечивает «яркое» звучание высоких частот; мягкий — приглушенное.

Диффузородержатель — металлическая, иногда пластмассовая конструкция, на которой смонтирован диффузор.

Подвижная система — магнит с кольцевым зазором, в котором перемещается звуковая катушка динамика.

По виду механической конструкции динамические головки различаются на:
Коаксиальный динамик — динамик, конструктивно объединенный с дополнительными излучателями;
Компонентный динамик — набор отдельных динамиков для воспроизведения разных частот.

По спектру воспроизводимых частот динамические головки различаются на :
Широкополосные динамики, воспроизводящие полный спектр звуковых частот;
Низкочастотные (НЧ) и высокочастотные (ВЧ) динамики («пищалки»).

Диапазон воспроизводимых частот — спектр звуковых частот, воспроизводимых акустической системой или головным устройством. Для нормального воспроизведения диапазон воспроизводимых частот должен быть не уже 100…12000 Гц, в идеале — 20…20000 Гц (полный спектр).

В области низких частот диапазон воспроизводимых частот определяется конструкцией динамика и акустическим оформлением (см. ниже).
В области высоких частот диапазон воспроизводимых частот определяется частотной характеристикой динамика и диаграммой направленности.

Диаграмма направленности — характеристика, определяющая изменение амплитуды сигнала при смещении слушателя относительно направления излучения динамика (с ростом частоты сигнала зона диаграммы направленности сужается).

Разделительный фильтр (кроссовер) — устройство для разделения сигнала по полосам частот (низкие, средние, высокие) при воспроизведении отдельными динамическими головками.

Акустическое короткое замыкание — эффект подавления низких частот в звучании динамика. Возникает в случае, когда звуковые волны от передней и задней сторон диффузора приходят в точку прослушивания одновременно.

Акустическое оформление — меры, предпринимаемые для исключения акустического короткого замыкания.
Существуют следующие виды акустического оформления:
— открытое акустическое оформление — установка динамика на панели или в ящике без задней стенки. Самый простой и доступный способ установки. Все другие виды акустического оформления требуют специального расчета;
— закрытое акустическое оформление — установка динамика в герметичном корпусе определенного объема;
— фазоинвертор — корпус для низкочастотного динамика с отверстием или туннелем для выхода избыточного акустического давления.

Сабвуфер — акустическая система, предназначенная для воспроизведения низших частот (ниже 80…100 Гц).

Максимальная мощность динамика — электрическая мощность, которую динамик выдерживает в течение короткого времени без повреждений. При этом искажения звукового сигнала значительны.

Номинальная мощность динамика — мощность, при которой гарантируется качественное звучание (обычно в 2-3 раза меньше максимальной, в зависимости от конструкции динамика).

Уровень характеристической чувствительности (чувствительность) — уровень звукового давления, развиваемого динамиком на расстоянии 1 м при постоянной подводимой мощности. Чем больше этот показатель, тем меньшая мощность требуется для получения заданной громкости (для работы с магнитолой подходят динамики, у которых этот показатель равен 89…92 дБ/Вт(м).

Выбор динамиков.

К выбору динамиков нужно подходить особенно ответственно — «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Электротехнические характеристики (мощность и диапазон воспроизводимых частот), несомненно, важны, однако субъективное восприятие качества звучания (естественность и прозрачность) невозможно измерить при помощи физических величин. Поскольку мощность встроенного усилителя магнитолы невелика, при выборе динамиков необходимо обращать особое внимание на чувствительность.

Коаксиальные динамики чаще применяются в простых автомобильных аудиосистемах. Дополнительный диффузор в виде короткого конуса (такие головки на упаковках обозначаются маркировкой «dual cone») улучшает воспроизведение высоких частот. В конструкциях более высокого уровня для этой цели применяют дополнительные ВЧ-излучатели («пищалки»).

Компонентная акустика сложнее в монтаже, но позволяет получить более высокое качество звучания за счет установки «пищалок» отдельно от основных динамиков.

Использовать магнитолу и динамики одного производителя вовсе не обязательно, но следует учитывать, что динамики с одинаковыми характеристиками от разных производителей окрашивают звучание по-своему. Поэтому лучше послушать выбранные динамики и магнитолу «в связке». Однако звучание аппаратуры в магазине и в салоне автомобиля может сильно различаться. Это, в первую очередь, связано с акустическими свойствами салона (особенно воспроизведение низких частот), а также с местом и способом установки динамиков.

Акустические свойства салона автомобиля.

Качественное воспроизведение низких частот в салоне автомобиля представляет особую трудность и зависит от размера салона и его исполнения. Для каждого типа салона существует некоторая частота, ниже которой происходит подъем частотной характеристики, то есть улучшение воспроизведения. Для автомобиля типа «Дэу-Матиз» она составляет примерно 65…70 Гц, для седана класса «B» — 55…60 Гц, для хэтчбеков — 50…55 Гц, для кузова универсал и мини-вэнов -35…45 Гц. За счет этого при грамотном выборе и установке динамиков удается добиться хорошего звучания низких частот в сочетании со сравнительно небольшой мощностью встроенного усилителя головного устройства.

Небольшие размеры салона автомобиля и наличие относительно параллельных поверхностей (боковые стенки, пол и потолок) создают условия для возникновения стоячих волн на частотах 120…150 Гц, проявляющихся как неприятный гул и «бубнение». Поэтому первоочередное значение имеет выбор места для установки акустической системы.

Монтаж акустических систем.

Динамики проще всего вмонтировать в предусмотренные для этой цели штатные места. Однако качество звучания во многом будет зависеть от акустического оформления, без которого может возникать эффект «короткого замыкания». Для избежания этого следует исключить щели и отверстия вблизи места установки динамика.

Все современные автомобильные громкоговорители обычно обладают хорошими частотными характеристиками, широкой диаграммой направленности и сбалансированным звучанием. Они рассчитаны на работу в значительном объеме, акустически изолированном от салона (двери, задняя полка). Тем не менее, при установке динамиков в двери лучше направить их вверх и в сторону слушателя.

Обычно удовлетворительные результаты получаются при «нацеливании» оси динамиков в середину потолка над передними сиденьями.

Установочная глубина динамиков в большинстве случаев бывает значительной, поэтому при расположении их в двери необходимо изготовить специальные корпуса-подиумы или кольцевые проставки. Кроме того, нужно предотвратить вибрацию панелей и механизмов двери (облицовка двери устанавливается на саморезы, тяги замков регулируются).

При установке динамика с внутренней стороны панели двери или задней полки диаметр отверстия для него должен быть равен диаметру диффузора с учетом гофра. При установке с наружной стороны диаметр отверстия выбирается по габаритам диффузородержателя. Для разметки отверстий можно воспользоваться шаблонами, нанесенными на упаковочной коробке.

Динамические головки, не имеющие в своей конструкции посадочного уплотнения, устанавливаются на панель через прокладку из губчатой резины или резиновой трубки. Крепление динамиков осуществляется с помощью винтов. Их не следует затягивать слишком сильно, чтобы не вызвать перекоса диффузородержателя и подвижной системы и не увеличить передачу вибраций от динамика к механизмам двери. Следует избегать крепления динамиков к пластмассовым облицовкам, лучше ввернуть саморезы в металлические конструкции двери (полки).

Монтаж электрических цепей.

Диаметр сечения проводов штатной автомобильной работы магнитолы. Если брать питание для головного устройства от замка зажигания или прикуривателя, то на максимальной громкости могут возникнуть потери напряжения в несколько вольт. Это проявится в виде искажений и хрипов, особенно на низших частотах. Поэтому рекомендуется подводить питание непосредственно от клемм питания силовым проводом сечением не менее 5 мм2. Для предотвращения пожара из-за замыкания «плюсового» силового провода с «массой» в его разрыв перед клеммами аккумулятора устанавливают плавкий предохранитель 16 А.

От предохранителя до головного устройства силовой провод должен быть цельным. Концы проводов для удобства подключения и надежности соединения снабжаются клеммами.

«Минусовый» провод питания головного устройства кратчайшим путем соединяют непосредственно с кузовом машины «под гайку». Для исключения потерь напряжения, возникающих на сварных швах кузова, «минусовый» провод рекомендуется соединять непосредственно с «минусовой» клеммой аккумулятора. Во избежание появления в громкоговорителях шума генератора ее соединяют толстым проводом непосредственно с блоком цилиндров или корпусом генератора.

Прокладка силового провода в моторный отсек должна исключать соприкосновение с острыми металлическими углами. Провод не должен быть натянут, а в местах, где он лежит свободно, его возможные перемещения предотвращают с помощью монтажных хомутов или обвязки.

Требования к выбору кабелей для подключения динамических головок аналогичны. Провода, входящие в комплект динамических головок, в большинстве случаев функционально непригодны. Их сопротивление при длине 2 м может достигать 0,5…0,7 Ом, что приводит к ощутимым потерям мощности и искажениям при воспроизведении. Поэтому сечение этих проводов должно быть не менее 1,5…2,0 мм2. Особое внимание следует уделить проводам акустических систем, установленных в дверях. Ни в коем случае нельзя пропускать провод под обивку — он должен проходить через отверстия в торце двери и стойки, и его нужно защитить от прямого контакта с металлом. Эти меры исключают защемление, перегибы, петли и обрыв провода. Улучшить качество звучания автомобильной аудиосистемы можно путем подключения параллельно аккумулятору электролитического конденсатора емкостью 33000…100000 мкф на 20…25 В, рассчитанного на температуру не ниже 50…60 градусов. Кроме того, это хороший способ борьбы с помехами от генератора в бортовой сети.

Устанавливать конденсатор лучше в непосредственной близости от головного устройства. При этом следует учитывать, что в момент подключения незаряженного конденсатора образуется сильная искра.

При снятии аккумулятора с автомобиля процесс зарядки конденсатора придется повторить. Об этом необходимо предупредить механиков, если машина сдается в ремонт, или снять предохранитель и произвести зарядку после ремонта самостоятельно.

Цены на установку аудиосистем зависят от марки автомобиля и других факторов. Уточнить цену можно у мастера-консультанта по телефону.

Расположение акустики в авто или их место в аудиосистеме.

Самая простая акустика рассчитана на звуковой «фон» в автомобиле. Если слушать новости по радио, то хватит обычных штатных динамиков. Их диапазон воспроизведения частот не подарит глубокого баса и высоких частот, но и отвращения не вызовет. Если не устраивает звук в вашем авто, то придется менять колонки на более хорошие по звучанию.

Мидбасы — что это такое?

Мидбасовый динамик получил своё название от воспроизводимого им диапазона частот. 60 — 500 Гц — частота, называемая мидбасом. 60 Гц — это еще не глубокий бас, но уже основательный и ощутимый. Именно поэтому мидбасы зачастую ставят в тыл, особенно в системах где отсутствует сабуфер. Заметив эту тенденцию, производители акустики стали немного хитрить, обучая свою коаксиальную акустику именно мидбасу, так как в тыл зачастую и её, то чтобы убить сразу двух зайцев — поставить в тыл коаксиальную акустику с узким звуковым потоком на подыгрыш компонентному фронту, и получить еще и приемлемый бас. Эта идея-компромисс вполне актуальна и басистые «блины» — коаксиальная акустика 6х9 дюймов, расходятся в магазинах как горячие пирожки. Но, следует сказать, дабы избежать путаницы, что мидбасовыми динамиками «блины» не являются. И вот почему. Мидбас — динамик компонентной аудиосистемой, основной задачей которого является улучшение качества звука системы. Его диапазон частот можно смело поделить между сабвуфером и среднечастотником, от этого система даже станет громче. Но добиться такого качества звука системы, какое может дать правильно настроенные мидбасы, не имея их — невозможно. Именно с ними, хорошо настроенными, акустическую систему в авто можно считать правильной.
Очень часто мидбасовый динамик путают со среднечастотником и даже пытаются заменять одно другим. Качественный звук такого не потерпит. Во-первых, среднечастотник всегда мощнее и чувствительнее, а поэтому — громче. Со своим диапазоном частот, который весьма широк, он, разумеется, справится лучше, чем мидбас. На частотах выше 200 Гц он будет звучать ярче, особенно это будет заметно на большой громкости. Естественно, мягкого баса, панча, того, для чего предназначен мидбас он вам не даст. А ведь именно бас на частоте 63 — 150 Гц, уже не требующий мощи сабвуфера, даёт прекрасную звуковую картину, выравнивает АЧХ. Стоит ли говорить, что и резонансная частота у мидбаса намного ниже? Качественный мидбас будет иметь потолок 5-8 КГц, до которых добираться он, естественно, не должен. Ему лучше уже после 150-200 Гц отдавать инициативу среднечастотному динамику. Помимо заточки под определённый частотный диапазон, мидбас и среднечастотник так же отличаются устройством, отличие в котором видно невооруженным глазом: среднечастотник практически не имеет линейного хода диффузора поэтому не имеет подвеса, либо имеет, но очень узенький. Мидбас напротив, имеет приличный линейный ход, поэтому его диффузор окантован выделяющимся подвесом, что придаёт ему большое сходство с сабвуфером. Магнит же напротив, в связи с конструктивными особенностями, у мидбасового динамика очень маленький, у среднечастотника магнит намного массивнее.

Хороший мидбасовый динамик должен быть крупным, его минимальный размер — 16,5 см., а лучше все 20 см. Дело в том, что маленький мидбас будет сильно теряться на фоне громкого среднечастотника, а чем динамик крупнее, тем он громче. Соответственно, крупный мидбас будет заметнее. Но чем больше динамик, тем больший объём звукового пространства ему требуется. Мидбас, как и сабвуфер, очень требователен к объёму звукового пространства позади него. И если для сабвуфера всегда найдётся короб, то мидбас зачастую просто ставят в дверь, которая обеспечить его объёмом внутреннего пространства не может. Отсюда следует некоторая потеря качества звучания мидбаса, вернее, неполное раскрытие его потенциала. По-хорошему, мидбас нужно устанавливать в специальный подиум, а дверь внутри обклеять поглощающим звук материалом (чем-то вроде ваты), этот материал будет приглушать звук и искуственно увеличит звуковой объём. Что касается частот отводимых мидбассу, то лучше будет резко разъединить его фильтром (желательно в 48 Дб/окт, но можно и в 24 Дб/окт) с сабвуфером на стыке в 63 Гц, глубокий бас оставив сабвуферу, а мидбасу отдать частоты от 63 Гц до 150 — 200 Гц, на которых он довольно мягко (достаточно 12 Дб/окт) встретится со среднечастотным динамиком.

Мидбас – весьма своеобразный клиент, незнание его устройства и предназначения легко может испортить звуковую картину. Вообще, его рекомендуется применять в компонентной системе нацеленной на качественное звучание. Акустическая система собранная для громкости может обойтись и без него. Конечно, им можно попытаться заменить и среднечастотный динамик, и это даже может закончиться удачно, в том случае, если Вы не слушаете музыку громко. Но, всё же лучше каждый компонент акустики использовать по его назначению. Тогда звук в вашем авто будет дарить Вам только положительные эмоции, а не вызывать вопросы и недоумение.

Коаксиальная акустика это что?

Стоит непростой выбор — чего бы поставить в машину из музыки? Широкополосную, компонентную или коаксиальную акустику? Коаксиальную? Что это еще за коаксиальная акустика? — Такой вопрос, увы, не редкость. Расставим все «точки над i» и узнаем об этих категориях автомобильной акустики поподробнее. Начнем с коаксиальной, так как уж очень интересное и многообещающее она имеет название:
Коаксиальная акустика — получила своё название от типа конструкции. Коаксиальный, или соосный. Все динамики, находящиеся в корпусе устройства расположены на одной оси. Это позволяет значительно сократить занимаемый ими объём в салоне автомобиля, при этом разделив воспроизводимый частотный диапазон между низко-среднечастотным динамиком и твитером — высокочастотным динамиком. Такое разделение необходимо для улучшенного, по сравнению с широкополосной акустикой (о которой речь пойдет далее) звучания. Каждый динамик имеет свой диффузор и оптимальную, для воспроизведения отведенных ему частот, конструкцию. Разделяет частоты между динамиками встроенный кроссовер, а в совсем бюджетных моделях его роль исполняет конденсатор.
Главным достоинством такой конструкции, как уже было сказано выше, является улучшенное качество звука, по сравнению со звучанием одного широкополосного динамика, при небольшом увеличении стоимости такой акустики в сравнении с той же широкополосной. Достоинствами так же является простота установки и значительная экономия места в салоне, на фоне, к примеру, компонентных акустических систем. К недостаткам можно отнести узкую направленность звуковых волн, так как все динамики сосредоточены в одном месте и имеют одинаковое направление. По этой причине не получится создать эффект сцены, что позволяет, в свою очередь, компонентная акустика, элементы которой можно разнести по салону. В некоторых колонках производитель пошел на хитрость и сделал устройство, позволяющее отделить твиттер от основного динамика (или основных, их бывает нескольеко) и установить его к примеру в двери. Но штука в том, что по качеству такая акустика все равно уступает компонентным системам, поскольку на рынке автомобильной акустики уже давно определены ценовые рамки сегмента коаксиальной акустики, уложившись в которые производитель упирается в качество материалов и затраты на технологию производства. Коаксиальная акустика является промежуточным звеном между широкополосной и компонентной и вмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих этих решений.

Широкополосная акустика проста как две копейки — это динамик воспроизводящий всю широту частот самостоятельно. Все преимущества и недостатки очевидны — цена, экономия места, простота подключения — просто прекрасны. Но один динамик, пусть даже и очень замечательный, не справится со всем спектром частот, он осилит низкие частоты и пусть даже справится со средними, но высокие частоты (а это вокал), ему дадутся с трудом, если даже колдовать над технологиями воспроизведения, то вряд ли удастя уйти намного дальше мидбаса (динамика, качественно справляющегося со средними и низкими частотами), но можно упереться в ценовой потолок ниши широкополосной акустики, превысив котроый устройство уже сложно будет продать. Поэтому, в качестве звучания широкополосная акустика уступит как коаксиальной, так и компонентной.

Компонентная акустика эта акустика самого дорогого ценового сегмента, то и технологии, применяемые в ней, являются самыми передовыми. Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить прекрасный гармонический сигнал с низкими колебаниями АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), дадут высокую чувствительность и позволят выдерживать высокую мощность, что вкупе даст громкий и качественный звук. Такие динамики и сабвуферы (если не активные) уже заточены на использование в системе усилителя мощности. К недостаткам компонентной акустической системы можно отнести сложность сборки, подключения и настройки, большое занимаемое пространство, необходимость в дооснащении автомобиля подиумами, шумоизоляцией, а возможно и новым аккумулятором или даже генератором.

В итоге мы получаем три ценовых ниши по различному типу акустики в каждой. Первая — широкополосная акустика, самая недорогая и нетребовательная, подойдет такому же нетребовательному слушателю, который будет с её помощью слушать радио, или музыку на невысокой громкости. Штатная, широкополосная акустика в недорогих авто вполне справится с такими задачами.
Коаксиальная акустика подойдет любителям достатчно качественной музыки, но ограниченным в бюджете. Она подарит своему пользователю и бас и высокие частоты и кое-какие громкость и качество звучания. Так же она применяется в достаточно дорогих аудиоситемах в качестве тыльных динамиков, экономя место и обеспечивая достаточно качественной звуковой поддержкой пассажиров задних сидений авто.
Компонентная акустика подойдет любителям автозвука, у которых есть желание и умение собрать и подключить такую систему, а так же средства на её приобретение, а возможно и дооснащение автомобиля. Она подарит им высокое качество звучания, громкий звук, глубокий и мощный бас, прекрасный женский вокал на высоких частотах. В машине с такой аудиосистемой будет приятно путешествовать, так как эффект сцены будет доносить музыку спереди, а не играть в одно ухо. От такой музыки не устанешь — она подарит подленное наслаждение ценителям качественной музыки, порадует как владельца, так и его пассажиров.

СЧ (среднечастотник) куда можно ставить и нельзя в SQ
Теперь поговорим о системах SQ (Sound quality или качество звука) и динамике СЧ, именно СЧ, а не Мид-басс. Задача такова, нам нужно расположить динамик, таким образом, чтоб расстояния до слушателя (водителя) было примерно одинаковым. Если динамик будет стоять в двери возле уха, то вытянуть задержки процессором будет крайне тяжело или невозможно. Идеальным считается, когда сцена на уровне глаз или чуть ниже. Если поставить СЧ в дверях, это будет не самым удачным решением. Привязка сцены идёт именно по среднечастотному звену, и слышим бы ёё лучше всего. И если мы расположим сч звено внизу, то и сцена уйдёт вся вниз.
Первое, это уголок зеркала.

Самое достаточно просто решение, делается подиум и монтируется. Направляется такой динамик в лицо. Динамик далеко расположен от слушателя и расстояние от левого и правого динамик до слушателя, почти одинаковое. Вывести звук в середину достаточно легко. Второй плюс это широкая сцена и прямой звук. В общем, популярная схема и очень хорошая. Таким же аналогичным местом будет передняя стойка.
Вторым местом, будет торпедо.

Получается очень глубокая сцена, но узкая. Расположение очень сложное. Будет очень сложно настроить отражающий звук и если не правильно настроить качество звука Вас разочарует. Очень трудоёмкая работа и не каждый СЧ динамик подходит для такого оформления.
В итоге:
Среднечастотник в SQ системе не стоит ставить в дверь или в штатные места в районе ног водителя и пассажира. Задние двери, заднюю полку категорически нельзя ставить. Рекомендовано ставить в уголок зеркала, переднюю стойку и торпедо.
Если конечно вы собираете громкую систему, то в этом случае будет всё наоборот.

Куда твиторы можно ставить и нельзя.

Для громких систем, систем SPL расположение динамиков ВЧ, а точнее рупорных твитеров будет дверь. Такие системы не требуют сцены звучания, и количество твитеров достигает трёх, четырёх и даже пяти пар. Единственное место, где они могут быть расположены это дверь.

Для сиcтем SQ (Sound quality или качество звука) немножко другая история. В первую очередь, в таких системах не желательно использовать рупорные твитеры, а использовать шелковые. Рупорные твитеры работают немного в другом диапазоне частот. И добиться таких результатов как от шелка, будет очень тяжело или вовсе невозможно. И так, правильным местом будет уголок зеркала

Желательно направленно на Вас. Как слева, так и справа. Не думайте о пассажире, в первую очередь вы строите систему для себя. Да и при качественной настройке, пассажир не раскроет потенциал звучания и сцены.

Вторым местом будет передняя стойка и желательно в связке с СЧ. На не большой высоте. Если же будет связка, не разрывайте далеко друг от друга ВЧ и СЧ динамик. Соответственно в направлении на слушателя, то есть водителя

И третьим местом, будет торпедо. Есть два варианта, направлены на вас или на отражение. На отражение будет не совсем правильно, т.к. четкого направление можно и не поймать.

Для SQ систем никогда не ставьте твитера в дверях, средних стойках, под торпедо, в задних полках, высоко на стойке передней, потолке.

P.S. Надеюсь, что это кому то поможет и пригодится в строительстве автозвука в автомобиле.

Автомобильная акустика

Как выбрать автомобильную акустику и на что обратить внимание?
( Выбор динамиков — Часть 1)

О ценах:
Для понимания можно разбить всю акустическую подготовку автомобиля на три уровня.

1. Установка динамиков начального уровня

В эту группу попадает и замена штатной акустики на динамики с более приятным звучанием. В данном варианте не требуется установка усилителей и проклейка дверей. Обычно бюджет этой автомобильной акустики не превышает десяти тысяч рублей, за передние и задние колонки.

Подбор автомобильной акустики идет с минимальным значением RMS (номинальная мощность), так как встроенный усилитель выдает не более 21 Вт на канал. На рынке довольно много моделей с заявленной номинальной мощностью от 30 до 50 Вт. Выбор лучше сделать именно на слух. В многих установочных центрах и магазинах присутствуют стенды для демонстрации, где автомобильная акустика может себя продемонстрировать в полном объеме. В нашем установочном центре имеется, стенд на 16 динамиков. Этого вполне достаточно, чтобы сравнить все подходящие динамики, переключая трек на нужны динамик.
RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — Максимальная (предельная) синусоидальная мощность — мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *