Как проверить датчик распредвала на акценте
Перейти к содержимому

Как проверить датчик распредвала на акценте

  • автор:

8.8 Проверка исправности и замена датчика положения распределительного вала

Извлечение датчика положения распределительного вала независимого типа из распределителя.

  1. Установку производите в обратном порядке.

Датчик зависимого типа (6-цилиндровые двигатели)

  1. Снимите распределитель (Раздел Снятие и установка распределителя).
  2. Пометьте положение шестерни и вала по отношению к цилиндрическому штифту — это пригодится.
  3. При помощи маленькой выколотки извлеките цилиндрический штифт (палец) из вала распределителя.

Компоненты распределителя зависимого типа.

  1. Снимите с распределителя шестерню и упорную шайбу.
  2. Извлеките вал распределителя из корпуса.
  3. Отдайте винт крепления датчика положения распределительного вала и снимите рычаг.
  4. Извлеките проходную втулку жгута проводов из прорези в корпусе распределителя и извлеките датчик.
  5. Установку производите в обратном порядке.

Дизайн и разработка сайта

Webmixer

По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.

© Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.

Лучше с ним, чем без него: зачем нужен и как проверить датчик положения распредвала

Иногда современные машины упрекают в избыточной сложности. Мол, можно было бы сделать и попроще. Вот, например, этот датчик. Можно же без него обойтись? Хватает же для нормальной работы двигателя датчика положения коленвала? Теоретически – да. Но, как говорил Маяковский, «Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?». Нужно. И датчик положения распредвала тоже нужен.

ДПКВ и ДПРВ: что к чему?​

Я не зря вспомнил про датчик положения коленвала: его задача очень близка к той, которую решает датчик положения распредвала. Да и устроены они практически одинаково. Так зачем тогда нужен второй датчик, который наблюдает за тем, как крутится распредвал?

Было дело, когда моторы обходились и без него, полагаясь исключительно на данные датчика положения коленвала (ДПКВ). Всё было хорошо, но расход бензина в этом случае был заметно выше из-за попарно-параллельного режима впрыска топлива. То есть впрыск топлива проходил через две одновременно открытые форсунки. В одном цилиндре при этом топливо начинало работать (сгорать), а в другом расходовалось впустую. В век тотального озеленения моторов и буйства экологов такую растрату бензина терпеть было нельзя, и тогда в дополнение к ДПКВ появился датчик положения распредвала (ДПРВ). Алгоритм впрыска топлива изменился.

Теперь стала открываться только одна нужная форсунка – началась эпоха фазированного впрыска. Задача ДПРВ – дать понять блоку управления, что поршень в конкретном цилиндре подходит к верхней мёртвой точке, и сейчас туда надо брызнуть топливо через открытую форсунку. Остальные форсунки при этом открывать не надо.

Теоретически этот датчик не так важен, как ДПКВ. Основные функции выполняет как раз датчик положения коленвала. Он сам способен определить скорость вращения коленвала и его положение в момент времени – то есть определить фазы. И внезапный выход из строя датчика положения распредвала не так страшен, как отказ ДПКВ. Чаще всего мотор лишь перейдёт в попарно-параллельный режим впрыска топлива, но колом не встанет (о симптомах отказа ДПРВ скажу чуть ниже подробнее). Но точная синхронизация с неработающим датчиком распредвала будет уже невозможной, и его придётся менять. Не зря же ДПРВ часто называют датчиком фаз, хотя это не совсем точно.

Так что он собой представляет и как его проверить?

Брат-близнец

Тут опять нельзя не вспомнить про датчик коленвала: датчики распредвала конструктивно точно такие же. И они тоже могут быть оптическими, магнитными (индуктивными) и датчиками Холла. Последние – наиболее распространённые, о них и пойдёт речь ниже. Вкратце напомню, что такое эффект Холла.

Был такой учёный американский дядя, которого звали Эдвин Холл. Он работал в Гарварде и как-то задался вопросом: а можно ли как-то изменить сопротивление проводника в магнитном поле? После ряда экспериментов он выяснил, что при помещении проводников с постоянным током в магнитные поля появляются разности потенциалов. Это явление назвали эффектом Холла, а возникающую разность потенциалов – холловским напряжением. Эффект Холла применяется очень широко. Например, в электронных компасах смартфонов. Но нас интересуют датчики Холла, которые используют этот эффект. Эти датчики реагируют на приближение металла, изменяя напряжение на сигнальном проводе. В качестве металла, который нужно приблизить к датчику, используется всё тот же задающий диск или отдельный репер на распредвале. В общем, система почти та же, что и у ДПКВ того же типа.

Конструктивно датчик положения распредвала тоже не сильно отличается от датчика коленвала. Основная его деталь – это катушка, на которую после включения зажигания приходит постоянное напряжение от бортовой сети – 12 вольт (на самом деле чуть больше, но для простоты – 12). Третий провод датчика – сигнальный. По нему в ЭБУ возвращается в среднем 90-95% напряжения. В момент прохождения репера около датчика напряжение на сигнальном проводе падает до значения ниже, чем в половину вольта (на разных машинах по-разному, но в среднем – 0,2-0,5 В). Это и есть сигнал на ЭБУ. И он заметно точнее, чем сигнал от датчика положения коленвала, а в моторах с фазовращателями он вообще единственный, который может точно указать фазы. Что будет, если сигнал пропадёт?

Может, он, может, и нет

А будет всё просто: ЭБУ, пользуясь данными датчика положения коленвала, будет знать, когда поршни проходят верхнюю мёртвую точку. Но не будет знать, какой именно поршень к этой точке приближается. Чтобы мотор не заглох, ЭБУ отдаст форсункам команду переключиться с фазированного впрыска на попарно-параллельный. Работать мотор будет, но не в штатном режиме. Интересно, что неопытный водитель даже не всегда поймёт, что с ДПРВ случилась какая-то беда: Check Engine загорается не всегда, а потерю тяги новичок (в данном случае – не средство против шпионов и прочих либералов, а неопытный водитель) частенько просто не замечает. Он может и не заметить повышенный расход бензина.

В более тяжёлых ситуациях Check Engine, конечно, загорится. Тут всё понятно – диагностика всё покажет. Кроме того, могут появиться и совсем неприятные симптомы: неровная работа на холостых оборотах, рывки при наборе скорости, «троение», а иногда мотор может и заглохнуть. Пуск тоже может быть затруднён.

Периодически симптомы умершего ДПРВ проявляются только на повышенных оборотах, но это случается довольно редко.

К сожалению, весь этот набор неприятностей не может однозначно говорить об отказе датчика распредвала. С этими же симптомами может умереть, например, катушка зажигания или бензонасос. Или что-то ещё – уж очень эти симптомы размыты. Но ведь как-то найти неисправность датчика надо… Тогда ищем!

«. смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать»

Честно говоря, диагностика этого датчика – штука не очень простая. Но попробуем что-нибудь сделать.

Начнём с самого простого и очевидного приёма – подключения сканера. Для этого подойдёт даже недорогой сканер типа Rokodil ScanX, который несмотря на невысокую цену покажет все основные ошибки любого автомобиля.

А ошибки могут быть разными: P0340 (нет сигнала определителя положения распредвала), P0341 (фазы газораспределения не совпадают с тактами ЦПГ)”, P0342 (низкий уровень сигнала в цепи ДПРВ), P0343 (высокий уровень сигнала от ДПРВ), P0339 (неверный сигнал от ДПРВ). Наиболее частая ошибка – просто отсутствие сигнала, P0340. Но эта рубрика не для тех, кто умеет пользоваться сканером – они и так всё знают. Поэтому мы пойдём своим путём – путём молотка, анализа и дешёвого мультиметра. Всё, как мы любим.

Итак, если нет сканера, самый простой способ проверки ДПРВ – это установка заведомо исправного датчика. Найти его на моторе обычно несложно (он стоит где-то с краю рядом с концом распредвала), снять – тоже. Но вот беда: мало у кого дома в кладовке лежит запасной ДПРВ. Поэтому думаем дальше.

Другой способ чуть сложнее, но тоже вполне рабочий – с замером напряжения на сигнальном проводе. Для этого лучше будет заточить щупы мультиметра до состояния игл, чтобы проткнуть ими изоляцию проводов. Сначала находим постоянные 12 вольт, которые идут после включения зажигания, потом ищем сигнальный провод. Для этого смотрим, где напряжение ниже. Если, например, на датчик идут два провода с напряжением 13,4 В, то на сигнальном будет приблизительно 12 (13,4х0,9). Если этого напряжения нет, можно поздравить себя с победой – датчик не работает, дело сделано. Если напряжение есть, ищем дальше.

Теперь надо проверить, реагирует ли датчик на репер (то есть на кусок железа). Снимаем датчик, но разъём не отключаем, потому что без постоянного питания он работать не будет. Теперь при включенном зажигании пытаемся возбудить этот датчик любым куском железа (гаечным ключом, молотком – любым железным предметом). Если во время того, как вы подносите железку к торцу датчика, напряжение на сигнальном проводе проседает до 0,5 В и меньше, датчик точно рабочий. Если нет, то он не работает. Скорее всего не работает, потому что точнее его нужно проверять осциллографом, которого, конечно же, под рукой нет. Впрочем, отсутствие падения напряжения при приближении железа говорит о неисправности ДПРВ достаточно точно, а кроме того, есть и другие способы проверки датчика с помощью мультиметра. Тут описан самый элементарный.

Что делать и кто виноват?

Способов существенно продлить жизнь датчику распредвала не существует. Он, как любая деталь из железа и пластика, имеет право на естественную смерть. Так что остаются только несущественные способы: стараться содержать моторный отсек в чистоте (грязь не жалеет проводку и разъёмы), а всё, что есть под капотом кроме датчика, – в порядке. Лишние вибрации, перегревы – всё это вредит любому датчику. Кстати, именно поэтому проверку ДПРВ лучше начинать с внешнего осмотра. Если у него лопнул пластиковый корпус или проводка к нему позеленела и рассыпается в руках, есть повод переживать.

Ремонтировать датчик бесполезно, его придётся только менять. И не надо себя успокаивать тем, что мотор как-то работает и без него: мотор в этом случае работает в нештатном режиме, а это не приносит ему пользы.

Напоследок – пара потенциальных причин, по которым даже исправный датчик работать не будет. Первая – это если на его торце на многолетние потёки масла попала какая-нибудь металлическая пыль или стружка. В этом случае сигнал от репера на распредвале будет искажаться или его не будет совсем. Вторая причина – это сам реперный (или задающий) диск. Если он каким-то образом люфтит на распредвале, зазор между ним и датчиком будет гулять. Сигнал в этом случае тоже будет пропадать.

Симптомы неисправности датчика распредвала

Правильная работа датчика распределительного вала влияет на расход топлива, эффективность двигателя и выхлопные выбросы.
Функция распределительного вала заключается в контроле подачи бензина и выбросов паров из выхлопной системы.

К распределительному валу прикреплены смещенные лопасти, которые приводят в действие выпускной и впускной клапаны. Ремень ГРМ или цепь соединяет распределительный вал с коленчатым валом, и именно так распределительный вал получает свой привод.

Блок управления двигателем автомобиля контролирует положение вращения распределительного вала с помощью датчика положения распределительного вала. Основываясь на информации датчика, ЭБУ определит, сколько топлива должно быть впрыснуто в камеру сгорания и время появления искры.

Блок управления двигателем анализирует положение вращения распределительного вала по отношению к текущему положению коленчатого вала, чтобы определить рабочий цилиндр. Об этом сообщает ДПРВ (Датчик положения распределительного вала). Блок управления использует полученные данные для корректировок работы топливных форсунок и появления искры.

Симптомы неисправности ДПРВ

Check Engine

Причина неисправности возникает в результате износа внутренней части датчика или проводов. Проблемы с двигателем также различаются в зависимости от типа используемого датчика. Как только компьютер автомобиля обнаружит неисправность в ДПРВ, то на приборной панели загорится Check Engine, а в памяти блока управления будет сохранен диагностический код неисправности. Это облегчит поиск проблемы.

Проблемы с зажиганием

Для воспламенения воздушно-топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания требуется искра. Иногда неисправный датчик положения распределительного вала просто блокирует образование искры, поэтому автомобиль вообще может не запуститься.

Если не создастся искра, то вы не сможете запустить свой двигатель.

Снижение производительности двигателя

Неисправный датчик положения распределительного вала приведет к неправильному впрыску топлива в камеру цилиндра. Появится заметное ухудшение производительности двигателя, поскольку оно зависит от правильной смеси воздуха и топлива для адекватной работы.
Если вы нажмете на педаль газа для ускорения, вы заметите более низкую производительность. Например, часто бывает невозможно разогнать автомобиль выше 60 км / ч. Кроме того, двигатель может внезапно заглохнуть. Если неисправности ДПРВ начинаются на ходу, автомобиль может начать дергать, в то время как мощность двигателя заметно упадет. Пропуски зажигания, затрудненный запуск, захлебывание двигателя и плохая динамика — все это схоже с другими датчиками, но стоит взять во внимание данные симптомы неисправности ДПРВ.

Резкое увеличение расхода топлива

Иногда топливные форсунки подают слишком много топлива в камеру вашего цилиндра, если у вас неисправный датчик положения распределительного вала. По мере того, как расходуется все больше топлива, то это создает проблему для топливной экономичности, перегрева ДВС, экологичности вашего автомобиля. Повышенный нагрев мотора и в следствии повышение температуры ОЖ.

Сложность переключения

На некоторых моделей автомобилей может произойти блокировка трансмиссии на одной скорости. Для снятия блокировки приходится глушить и снова запускать двигатель. Явление может проявляться через определенные промежутки времени.

Причины неисправности датчика распредвала

Причин неисправности ДПРВ может быть очень много. Зачастую проблемы возникают с проводкой и другими элементами схемы. Причинами выхода датчика из строя или проблем в его работе могут быть следующие факторы:
• стружка на корпусе датчика;
• отсутствие подключения датчика к сигнальным проводам;
• содержание влаги в соединителе датчика;
• замыкание на “массу” сигнального провода;
• механическое повреждение или обрыв сигнального провода;

• замыкание на бортовую сеть сигнального провода;
• обрыв экранирующей оболочки проводов или жгута;
• обрыв или повреждение провода питания датчика;
• неверное подключение проводов электропитания;
• неисправность высоковольтных цепей зажигания;
• неисправность блока управления двигателем;
• большой или малый зазор между датчиком и отметчиком;
• повышенное торцевое биение шестерни распредвала.

Вам возможно будет интересно!

Предлагаем вашему вниманию высококачественные моторные масла для автомобилей.

Проверка и замена датчика положения распределительного вала (датчика фаз)

Подсоединяем «плюсовой» щуп тестера к выводу «1» колодки жгута проводов, а «минусовой» к «массе» двигателя.

Подсоединяем «плюсовой» щуп тестера к выводу «1» колодки жгута проводов, а «минусовой» к «массе» двигателя. Напряжение должно быть равно напряжению на выводах аккумуляторной батареи.

Маркировка выводов датчика: 1 — питание (+12 В); 2 — выходной сигнал к ЭБУ; 3 — «масса»
Для замены датчика

головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем болт его крепления

головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем болт его крепления

и извлекаем датчик из отверстия в приливе головки блока цилиндров.

и извлекаем датчик из отверстия в приливе головки блока цилиндров.

Соединение датчика и головки блока цилиндров уплотнено резиновым кольцом.

Соединение датчика и головки блока цилиндров уплотнено резиновым кольцом. Устанавливаем датчик фаз в обратной последовательности.

Комментарии

+5 #1 Николай 19.05.2013 10:05
Не понял, а как проверить датчик то заголовок проверить датчик а проверяем напряжение в колодке
+1 #2 Сергей 11.08.2014 13:30
А какой размах должен быть на сигнальном выходе к ЭБУ?
Добавить комментарий

Партнеры

Разное

Ремонт авто

  • Audi
    • 100 (1982-1990)
    • 80 (1986-1991)
    • 80 (1991-1995)
    • A3 (1997-2003)
    • A4 B5 (1994-2001)
    • A4 B6 (2000-2004)
    • A6 (1990-1997)
    • A6 (1997-2004)
    • A8 (1994-2003)
    • 3 (E30) (1983-1994)
    • 3 (E 46) (1998-2006)
    • 5 серия (1981-1993)
    • 5 (E 39) (1996-2001)
    • 7 (E 38) (1994-2002)
    • Lanos (с 1997 г.в.)
    • Niva (c 2002 г.в.)
    • Xantia (1993-1998)
    • Espero (1991-2000)
    • Lanos (с 1997 г.в.)
    • Matiz (1998-2005)
    • Nexia (1994-2008)
    • Escort (1980-1990)
    • Fiesta (1996-2002)
    • Focus (1998-2004)
    • Focus (2004-2011)
    • Fusion (с 2002 г.)
    • Galaxy (1995-2000)
    • Mondeo (1992-1997)
    • Mondeo (1997-2000)
    • Mondeo (2000-2007)
    • Sierra (1982-1993)
    • Scorpio (1985-1994)
    • Accord (1989-1993)
    • Accord (1998 — 2002)
    • Civic (1994-2000)
    • Accent (с 1999 г.в.)
    • Elantra (2000-2006)
    • Getz (с 2002 г.в.)
    • Matrix (с 2001 г.в.)
    • Santa Fe (2006-2009)
    • Sonata (с 2001 г.в.)
    • QX4 (1997-2003)
    • Trooper (1984-1991)
    • Grand Cherokee (1993-1998)
    • Clarus (1996-2001)
    • Magentis (2001-2005)
    • Rio (2000-2005)
    • Shuma (1997-2004)
    • Spectra (2004-2009)
    • Sportage (1999-2003)
    • RX 300 (1997-2003)
    • 323 (1985-1994)
    • 626 (1982-1991)
    • 626 (1991-1998)
    • Mazda3 (2003-2009)
    • Mazda6 (2002-2007)
    • Sprinter (с 1995 г.в.)
    • W123 (1976-1985)
    • W124 (1985-1995)
    • W140 (1991-1999)
    • W163 (1997-2005)
    • W201 (1987-1993)
    • W203 (2000-2007)
    • W220 (1998-2005)
    • W463 (1999-2006)
    • Carisma (1995-2004)
    • Colt (1983-1995)
    • Galant (1991-2003)
    • Outlander (c 2003 г.в.)
    • Pajero (1982-1999)
    • Space Wagon (1984-2002)
    • Almera (1995-2000)
    • Maxima (1993-2003)
    • Micra (2003-2007)
    • Patrol (1988-1997)
    • Primera (1990-1996)
    • Sunny (1991-1997)
    • Terrano (1985-1999)
    • Pathfinder (1985-1999)
    • Astra (1991-1998)
    • Astra (1998-2003)
    • Astra (2003-2009)
    • Corsa (1993-2000)
    • Corsa (2000-2006)
    • Frontera (1992-1998)
    • Kadett (1984-1991)
    • Omega (1993-1999)
    • Tigra (1993-2000)
    • Vectra (1988-1995)
    • Vectra (1995-2001)
    • Zafira (1998-2003)
    • 206 (с 1998 г.в.)
    • 307 (2000-2008)
    • 405 (1988-1996)
    • 406 (1996-2004)
    • 19 (1989-1993)
    • Logan (с 2004 г.в.)
    • Megane (1996-2003)
    • Megane 2 (2002-2008)
    • Symbol (с 2001 г.в.)
    • 9000 (1985-1998)
    • 9-5 (1997-2004)
    • Fabia (1999-2007)
    • Felicia (1994-2001)
    • Octavia (1996-2004)
    • Forester (1997-2005)
    • Legacy (1990-1999)
    • Legacy (1999-2004)
    • Grand Vitara (1997-2005)
    • Liana (2001-2007)
    • 4Runner (1987-1999)
    • Camry (1992-1997)
    • Camry (1997-2001)
    • Camry (2001-2006)
    • Carina E (1992-1998)
    • Corolla (1992-1998)
    • Corolla Verso (с 2004 г.в.)
    • Land Cruiser (1980-1997)
    • RAV4 (1994-2001)
    • Golf 2 (1983-1992)
    • Golf 3 (1991-1997)
    • Golf 4 (1997-2004)
    • Passat B3, B4 (1988-1996)
    • Passat B5 (1996-2000)
    • Passat B6 (2004-2010)
    • Polo (1994-2001)
    • Polo (2001-2009)
    • Sharan (1995-2000)
    • Touareg (2003-2006)
    • Transporter (1990-2003)
    • Vento (1991-1997)
    • S40 (1995-2001)
    • 2101 (1970-1988)
    • 2103 (1972-1984)
    • 2104 (1984-2012)
    • 2105 (1979-2010)
    • 2106 (1976-2006)
    • 2107 (1982-2012)
    • 2108 (1984-2003)
    • 2109 (1987-2011)
    • 21099 (1991-2011)
    • 2110 (1995-2007)
    • 2112 (с 1999 г.в.)
    • 2114 (с 2001 г.в.)
    • 2115 (с 1997 г.в.)
    • 21213 (1994-2007)
    • 2123 (c 1998 г.в.)
    • 2170 (c 2007 г.в.)
    • ОКА 1111 (1988-2008)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *