Как устроена приборная панель автомобиля
Перейти к содержимому

Как устроена приборная панель автомобиля

  • автор:

Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение

Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.

Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.

Устройство приборной панели

Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:

  • контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
  • контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.

Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:

  • спидометр (указатель скорости машины);
  • индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
  • тахометр (измеритель оборотов двигателя);
  • одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
  • индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).

Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.

Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.

Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки

Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:

  • Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
  • Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
  • Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.

Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.

Виды приборных панелей

Выделяют две разновидности торпедо:

  • Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
  • Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.

Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.

Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.

Панель приборов в автомобиле — для чего необходима, как устроена

4164c2a6f9a88dcd92c5f29771f36d3e_w650.jpg

Комментарии: 0 07.07.2021 Приборная панель в транспортном средстве необходима для того, чтобы автомобилист мог вовремя получать наиболее важную информацию. Различные приборы и датчики посылают сигналы именно на экран приборной панели. В сокращенном варианте данный элемент автомобиля называется приборкой. Это обобщённое название зоны, в которой расположены все основные контрольно-измерительные приборы транспортного средства. Они необходимы для того, чтобы оперативно оповещать автомобилиста о текущем состоянии всех значимых систем и агрегатов. Кроме того, на приборную панель выводится информация об актуальной скорости передвижения и доступном количестве топлива. Многие автомобилисты при помощи приборки отслеживают пройдённый путь. Как правило, все приборные панели располагаются с левой стороны прямо перед автомобилистом. В некоторых серийных автомобилях панель приборов может размещаться по центру передней консоли, но при этом она поворачивается в сторону водителя для более удобного считывания информации. В стандартной панели приборов присутствует определённый набор индикаторов – спидометр, контрольные лампы работоспособности агрегатов, счётчик пробега, индикатор температуры охлаждающей жидкости, индикатор уровня горючего и тахометр. Напомним, что спидометр показывает актуальную скорость, а тахометр – обороты двигателя. Это классический набор показателей приборной панели, который может меняться в зависимости от модели автомобиля. К примеру, на некоторых современных транспортных средствах присутствует контроллер износа тормозных дисков. От этих элементов выводится информация на приборную панель в виде сигнальных ламп.

Контрольно-измерительные приборы в большинстве автомобилей работают по стандартному принципу – красный свет всегда обозначает проблему. Если на экране горит любая красная лампочка или стрелка прибора находится в красной зоне, это указывает на проблемы с транспортным средством. В таких случаях лучше произвести остановку и изучить неисправность.

bff4071e89f7166ebbc8468465597fa6_w650.jpgНе все знают, что ещё до начала движения автомобиля приборная панель может указать на наличие проблем с транспортом. Заметить их очень просто. Для этого нужно провести краткое тестирование систем в начале эксплуатации транспорта. Первым делом следует включить зажигание, но не запускать двигатель. На панели загорится большое количество разноцветных лампочек. Среди них должна быть лампа давления в смазочной системе, лампа исправности аккумуляторной батареи и лампа включения ручного тормоза. После этого нужно запустить мотор. Все тревожные индикаторы красного цвета должны исчезнуть. На приборной панели останется только датчик ручного тормоза. Чтобы проверить исправность ручника и его контроллера, следует затянуть его и отпустить обратно. При этом нужно проверять реакцию соответствующего индикатора на приборной панели. 607b3d4932921e75d6e70d83fc5ea129_w650.jpgЧерез 20 секунд можно выключить двигатель и снова включить зажигание. Если силовой агрегат находится в исправном состоянии, датчик масляного давления не должен загораться, так как параметр уже повысился до нормы. Панель приборов содержит электронные, световые и механические элементы. Доля последних в современных автомобилях уменьшается. В основном поломки связаны с выходом из строя механических деталей или сбоями бортового компьютера. Итог. Приборная панель необходима в транспортном средстве для того, чтобы автомобилист вовремя получал актуальную информацию о состоянии транспорта. Многие индикаторы на панели могут указывать на наличие неисправности.

Приборная панель автомобиля – самые важные значки и другая полезная информация

Управление автомобилем требует от водителя постоянного доступа к определенной ключевой информации – вы найдете ее прямо на приборной панели. Это своего рода командный центр автомобиля, который включает в себя часы, датчики, переключатели и многие другие важные элементы.

Приборная панель – ключевой элемент оснащения автомобиля

Без приборной панели управлять автомобилем было бы не только сложно, но и опасно. Приборная панель автомобиля выполняет множество важных функций, которые зачастую оказывают водителям неоценимую помощь. Именно здесь можно регулировать кондиционер или отопление, управлять отдельными световыми приборами или следить за работой автомобиля; здесь же расположены подушки безопасности для водителя и пассажира. Более того, индикаторы на приборной панели позволяют быстро определить проблемы с различными компонентами автомобиля.

Интерьер автомобиля не ограничивается кнопками и переключателями. Существует также множество функциональных элементов, которые, хотя и не являются основными, значительно повышают комфорт вождения. К таким элементам относятся радио, навигация или гнездо прикуривателя, к которому можно подключить множество различных устройств. Кроме того, имеются отсеки для хранения, полки и вентиляционные отверстия.

Из каких элементов состоит кабина машины?

Приборная панель располагается под лобовым стеклом автомобиля. Благодаря этому водитель имеет легкий доступ к ней, и ему не нужно отвлекаться от управления автомобилем, чтобы включить фары или отрегулировать кондиционер. Кроме того, отдельные элементы кабины расположены одинаково независимо от модели автомобиля. Таким образом, смена автомобиля не обязательно означает отказ от привычек.

Кабину автомобиля можно разделить на две основные части. Первая расположена сразу за рулевым колесом, а вторая – справа от него, в зоне между водительским и пассажирским сиденьем. Точный перечень элементов, находящихся в каждой из этих секций, зависит в основном от модели автомобиля и версии его оснащения. Однако можно выделить несколько частей, которые можно найти практически в каждом автомобиле. За рулевым колесом находится приборная панель, которая может включать в себя:

  • спидометр и тахометр,
  • одометр (общего или текущего расстояния),
  • указатель температуры охлаждающей жидкости и моторного масла,
  • указатель уровня топлива,
  • световые индикаторы приборной панели – они могут указывать на включение света, предупреждать о неисправности компонентов или указывать на проблемы, препятствующие дальнейшему движению.

В этой части кабины автомобиля также находятся различные органы управления и переключатели. Другие компоненты, расположенные ближе к пассажиру, обычно включают:

  • радиоприемник,
  • гнездо прикуривателя (12 вольт),
  • регулятор температуры в салоне,
  • система кондиционирования воздуха,
  • навигационная система,
  • отсеки и полки для хранения.

Что означают символы приборной панели?

Каждый водитель должен знать, что означают различные знаки на приборной панели. Почему так важно их знать? Огни приборной панели являются чрезвычайно полезным источником информации о том, что в данный момент происходит в автомобиле. В случае возможных неисправностей они позволяют немедленно отреагировать, а также указывают на низкий уровень различных эксплуатационных жидкостей.

Символы приборной панели можно разделить на три основные группы:

● информационные лампы (зеленые, синие или белые) – указывают на доступные или активированные в данный момент функции автомобиля (например, ближний и дальний свет, круиз-контроль, указатели поворота),

● предупреждающие огни (оранжевые или желтые) – указывают на проблемы, которые позволяют продолжать движение, но требуют скорейшего посещения заправочной станции или станции технического обслуживания (например, недостаточное давление в шинах, повреждение свечей накаливания, низкий уровень топлива)

● Аварийные огни (красные) – загораются при возникновении проблем, которые могут стать препятствием для дальнейшего движения (например, слабый аккумулятор, отсутствие тормозной жидкости или низкий уровень моторного масла).

Очистка приборной панели

Приборная панель выполняет в автомобиле множество функций – она является не только элементом, влияющим на комфорт вождения, но и обеспечивает безопасность водителя и пассажиров. Поэтому стоит поддерживать приборную панель в чистоте, чтобы вся отображаемая информация была разборчивой, а системы автомобиля могли работать без проблем. Среди препаратов, представленных на рынке, есть аэрозоли под давлением или средства, вводимые в виде распылителя. Некоторые из них готовятся на основе ингредиентов, нерастворимых в воде, а некоторые – на основе силиконовой эмульсии. Продукты этого типа также можно разделить по их свойствам: глянцевые, сатиновые или матовые. Профессиональная реставрация приборной панели также может быть полезна.

Высококачественные элементы интерьера автомобиля из пенополипропилена EPP

Кокпит содержит довольно много важных и, прежде всего, хрупких элементов. По этой причине его конструкция должна состоять из материалов высочайшего качества, сводящих к минимуму риск механических повреждений из-за ударов, которые являются неотъемлемой частью вождения автомобиля. Одним из таких материалов является амортизирующий EPP (вспененный полипропилен), который широко используется в этой области. Более того, вспененный полипропилен – это еще и гарантия безопасности водителя в случае аварии. Этот материал защищает от травм, поэтому он все чаще используется в современных автомобилях. Компания Knauf Automotive является одной из компаний, поставляющих компоненты из этого уникального материала. В течение последних 20 лет мы разрабатывали эту технологию, и уже много лет сотрудничаем с крупнейшими производителями на автомобильном рынке.

Хотите получить более специализированные знания?

    No related articles

Анатомия цифровой приборной панели JLR

В данной заметке приведена информация о аппаратной и программной начинке ЖК приборных панелей компании JLR. Эта информация может быть интересна как владельцем автомобилей JLR с цифровыми приборными панелями, так и владельцам желающим обновить приборную панель в своем автомобиле.

В 2009 году для нового Range Rover 2010 модельного года(L322) была создана цифровая приборная панель, в которой вместо механических стрелок и лампочек применили 12 дюймовый ЖК дисплей, на котором полностью отрисовывается привычный для водителей интерфейс с двумя шкалами приборов. Для 2009 года это было передовое техническое решение, которое в дальнейшем практически без модификаций применялось целых 7 лет, как в Range Rover так и в других моделях JLR. В 2017 году произошла смена поколений цифровой приборной панели — цифровая приборка была обновлена более современными электронными комплектующими.

За счет того, что существуют решения по установке приборных панелей от Range Rover(L322) в автомобили, для которых они изначально не предназначались, такие как Land Rover Discovery3(L319) и Range Rover Sport(L320) на бу приборки от L322 есть спрос и цена на них начинается от 20т.р. на авито.

Перед покупкой приборки, я сделал предварительный поиск информации по приборке L322 в гугле, пресс-релиз 2009 года обещал наличие внутри приборки операционной системы(ОС) QNX, а это значит, что есть потенциальная возможность запуска своих приложений на приборке. Просмотр vbf файлов прошивок, относящихся к этой приборке подсказал, что QNX должен работать на процессоре JADE(Fujitsu MB86R01). Дополнительный поиск по VBF файлам показал, что процессор JADE использовался не только в приборке для L322, но и в Jaguar XJ(X351).
До недавних событий приборки от X351 можно было приобрести на allegro.pl от 2 т.р + доставка, в РФ стоимость приборок от Jaguar сейчас начинается от 7т.р, поэтому я для экспериментов приобрел приборку от X351.
Впоследствии оказалость, что внутренности приборок L322 и X351 одинаковые, различаются приборки только прошивками и корпусом — стекло у XJ351 меньшего размера. Найти такие приборные панели на авито можно по словам «10849 jaguar», «10849 rover» или BW93-10849 и CPLA-10849.

Заглянем, что расположено внутри приборных панелей JLR.

Внутри приборки расположена плата с очень большим количеством и плотным расположением элементов. Печатные платы одинаковые для приборок следующих моделей JLR до 2017 года: L322, XJ351, L405, L494.

Основные элементы на плате, по которым становятся понятными характеристики приборной панели:
Графический процессор Fujitsu MB86R01(JADE), ARM926EJ-S 333MHz
Память ОЗУ IS46DR16160A, DDR2, 2x32MB
Память FLASH S29GL512N, 64MB
Интерфейсный процессор TMS470PLFA21, ARM7TDMI, 1MB FLASH
Дисплей TJ123NP01CA разрешением 1280×480
MOST25 трансивер, OS81050
FPD-Link LVDS преобразователь в RGB, DS90UR124
FPGA/CPLD микросхема LATTICE P750060CFPC002
2 x CAN трансивера TJA1042
LIN трансивер TJA1020
I2C EEPROM 24C16

На плате два процессора TMS470 — интерфейсный процессор и MB86R01 — графический процессор, к первому подключены внешние шины, а ко второму подключен дисплей приборки.
CAN и LIN трансиверы приборной панели, подключены к процессору TMS470, данный процессор непосредственно подключен в перечисленные шины автомобиля и организует взаимодействие с другими блоками автомобиля. Также процессор TMS470 управляет питанием графического процессора MB86R01. При появлении активности в шине CAN, TMS470 включает питание для MB86R01, а при засыпании автомобиля, TMS470 отключает питание для MB86R01. Взаимодействие между TMS470 и MB86R01 осуществляется через шину SPI, по которой TMS470 передает всю необходимую информацию для отрисовки графического интерфейса.
Через LVDS на приборную панель передается изображение миникарты от навигационной системы, с помощью DS90UR124 LVDS сигнал преобразуется в параллельный RGB сигнал, а далее с помощью неизвестной FPGA/CPLD изображение вводится в MB86R01.
Шина MOST подключена к процессору MB86R01, по ней передается информация от развлекательной и навигационной систем, которая в последствии отображается на приборной панели в виде подсказок навигации и/или текущей FM станции или треке.
На отдельные площадки выведены jtag разъемы, с помощью которых в случае необходимости перепрошить память процессоров.

На всех L322 приборках, а я видел их только на фото, не было MOST и LVDS разъемов. На следующей фотографии плата из приборной панели L322, фото взято из заметки у isheez , на плате не распаяны элементы относящиеся к MOST и LVDS. Поэтому можно сделать вывод, что у части L322 приборок отсутствовал функционал LVDS и MOST. На приборках от X351 MOST и LVDS разъемы всегда присутствуют. Может были и полнофункциональные L322 приборки, нужна обратная связь от владельцев L322 с штатной навигацией, есть ли у вас информация от навигации на приборке?

При разборе приборной панели я преследовал цель найти точки подключения к последовательному порту процессора MB86R01, т.к. предварительное изучение vbf файлов прошивок показало, что на последовательном порту MB86R01 запущена системная консоль QNX.
Поиск выводов последовательного порта от MB86R01 затруднен, тем что тип корпуса у MB86R01 BGA и «прозвонить» его выводы непросто, но мне по знакомству сделали несколько фотографий платы на рентгене, что впоследствии облегчило поиск нужных контактов на плате.

После подключения последовательного порта на скорости 115,2кбс к указанным точкам, подойдет любой usb2com с 3В уровнями напряжения, появляется доступ к системной консоли QNX.

При включении приборной панели, через этот последовательный порт передается отладочная информация во время загрузки QNX, а после загрузки QNX, которая занимает пару секунд, появляется возможность самому запускать программы на процессоре MB86R01 отдавая соответствующие команды. На следующем скриншоте приведен загрузочный вывод на последовательном порту MB86R01 и вывод от нескольких программ, которые я запускал.
QNX это UNIX подобная ОС, так что те кто знаком с linux/bsd/macos не будут испытывать особых проблем с qnx.

pidin arg — отображает список работающих программ, аналог команды ps в linux
pidin info — отображает информацию о системе, аналог команды uname+free+uptime в linux

В списке программ есть как системные программы QNX:
procnto ядро ОС QNX
devf-einstein драйвер flash накопителя
devf-ser8250 драйвер последовательного порта

так и программы от JLR:
tpo_power инициализация и управление дисплеем
hmi обеспечивает графический интерфейс приборной панели.

Как видно из вывода команды pidin info, в приборке используется ядро QNX версии 6.3.2, но как я выяснил позднее, основная часть системных файлов взята из дистрибутива QNX 6.3.0SP3. Дистрибутивы QNX версий 6.3.0SP3 и 6.3.2, при желании можно найти в сети и установить например в VirtualBox, после установки в виртуальной машине с QNX будет весь необходимый инструментарий для разработки своих приложений под приборную панель.
Для возможности загрузки-выгрузки файлов на приборную панель можно использовать все тот же последовательный порт, для этого достаточно прошить в приборную панель файл utils.vbf. В процессе прошивки файла utils.vbf в каталог /fs0p3 приборной панели будут установлены программы lrz/srz, которые обеспечивают функционал приема/передачи файлов через последовательный порт по протоколу Z-modem. А если еще дополнительно с помощью команды stty увеличить скорость на последовательном порту, например так /fs0p3/stty 230400, то перепрошивка приборной панели через последовательный порт будет занимать время не большее чем через шину CAN.

Тем кто не имеет в доступности подобной приборной панели для опытов или не хочет ее разбирать, но хочет ознакомиться с QNX в приборной панели, могу порекомендовать программу qemu. QEMU это программа, которая позволяет запускать на intel/amd процессорах приложения предназначенные для других процессоров, в том числе и ARM.
Но в официальной версии qemu нет плат с процессорами ARM926EJ-S и с поддержкой QNX 630SP3, поэтому я нашел на гитхабе стороннюю ветку qemu(ветка at91sam_support_for_merge) с реализацией процессорной платы AT91SAM9263-EK, для которой есть поддержка в QNX 630SP3 и немного ее доработал, чтобы qemu можно было собрать под windows. Затем на основе прошивки приборной панели сформировал образ накопителя для qemu с учетом отличий процессоров в qemu и приборной панели.

При запуске QNX в qemu, приложения разработанные для приборной панели не подозревают, что работают в эмуляторе, т.к. они выполняются в такой же ОС QNX и на таком же типе процессора ARM926EJ-S как и в приборной панели. На скриншоте ниже показан запуск приложения hmi в qemu под linux и вывод содержимого файла /dev/shmem/debug.log, который создается при запуске hmi.

Версию qemu под windows можно скачать по следующей ссылке: qemu-at91sam9263ek.zip, после распаковки архива и запуска qemu.bat запустится QNX в эмуляторе, в котором часть программ взяты из прошивки приборной панели L322 и они корректно запускаются и работают в qemu.
На скриншоте ниже показана информация QNX в эмулируемой системе, в основном она схожа с информацией от реальной приборной панели на скриншоте с системной консолью QNX на последовательном порту.

В целом с помощью qemu можно разрабатывать и отлаживать приложения для приборной панели, даже без физического доступа к приборной панели, а только имея файлы прошивок от приборной панели.

Файлы прошивок для приборных панелей JLR можно найти в составе программы JLR SDD, прошивки в SDD хранятся внутри vbf файлов, для манипуляций с vbf файлами я использую редактор qvbf, который можно скачать по ссылке из заметки о редакторе qvbf
В составе SDD под рассматриваемое поколение приборных панелей есть более десятка прошивок — на разные модели автомобилей и разные года выпуска модели автомобиля, но все прошивки объединяет общая структура из 5 файлов.
Так для полной перепрошивки какой-либо приборной панели в приборку для L322 нужны 5 следующих файлов:

AH42-14C026-AN.vbf — прошивка для TMS470
AH42-14C088-AN.vbf — калибровки для TMS470

AH42-14C026-CB.vbf — раздел с ядром ОС QNX
AH42-14C026-BJ.vbf — два раздела с программами FS0P1 IFS2 b и раздел для логов FS0P3
AH42-14C088-BJ.vbf — раздел с изображениями

В процессе прошивки файлов процессора TMS470 нет ничего необычного — используются связка из PBL/SBL загрузчиков для обновления flash-памяти в TMS470, кому интересно, подробнее об этом процессе в заметке о перепрошивке ЭБУ автомобиля.
А вот обновление прошивки в MB86R01 уже не такой простой процесс, т.к. MB86R01 не подключен к шине CAN, а взаимодействует с внешним миром через процессор TMS470, да и MB86R01 уже не микроконтроллер, а процессор с ОС в которой есть файловая система.
Подсказки о том как происходит обновление ПО в MB86R01 можно получить из vbf файлов прошивок, в заголовке vbf файлов дана информация о кодировании файлов в виртуальные адреса прошиваемых блоков.

Разработчики приборной панели реализовали свой протокол поверх протокола UDS, используемого для прошивки TMS470:
— для прошивки MB86R01 используются адреса блоков выше максимально возможного адреса для TMS470 в 1MB, тем самым такие такие блоки транслируются в MB86R01
— перед передачей блока с данными, передается блок с виртуальным адресом, в котором закодировано название файла, с которым нужно сохранить последующий блок данных
— полученный блок с данными в MB86R01, сохраняется на файловой системе в файл с названием раскодированным из данным предыдущего блока
— сохраненный файл может быть архивом, и тогда он будет распакован перед сохранением, может быть обычным файлом или программой, которая будет выполнена после сохранения на файловой системе MB86R01

Из самих блоков, в которых находятся файлы для прошивок можно также получить дополнительную информацию о разметке flash накопителя MB86R01.

По информации из vbf файлов становится ясной разбивка flash памяти MB86R01, полный объем flash памяти 64MB разделен на несколько разделов. Для обновления содержимого отдельных разделов применяется свой vbf файл.

Разделение накопителя по разделам — это правильное решение, т.к. когда изображения хранятся в отдельном разделе, то обновление изображений в приборке, затрагивает перепрошивку только одного раздела с изображениями, а другие разделы остаются не модифицированными, поэтому риск вывести из строя приборную панель минимален.

Пояснения по распределению памяти:
IPL(initial program loader) — начальный загрузчик
IFS(image file system) — образ c ФС только для чтения
EFS(embedded file system, FFS3 — Flash File System v3) — образ с ФС для чтения/записи

EFS и IFS это стандартные для QNX файловые системы, в дистрибутиве QNX есть инструменты для распаковки содержимого этих файловых систем, это программы dumpifs и dumpefs.
Команды для распаковки ifs/efs файлов:

dumpifs -x -b file.ifs
dumpefs -t file.efs | python efsasm.py

В разделе images хранятся все изображения из графики приборки: стрелки, шкалы, цифры и т.д. и т.п. Изображения хранятся без файловой системы и не как файлы, а в закрытом формате, в следующей заметке я подробно расскажу о формате хранения изображений и о возможностях по модификации графики в приборке.

Для модификации изображений в JLR приборках я написал две программы — редактор изображений и прошивальщик изображений, с помощью которых любой автовладелец сможет самостоятельно модифицировать графику в приборках, без привлечения сторонних «специалистов», нужен только j2534-адаптер(JLR mongoose) и желание.
Т.к. времени на эти программы было потрачено не мало, поэтому пока распространение этих программ на коммерческой основе.
С руководством по этим программам можно ознакомится по ссылке: руководство по модификации изображений в JLR приборках

Ранее я уже немного затрагивал тему о модификации изображений в заметке о проверке TFT приборки в своем FL2 и Sergey-3d поделился своими наработками — это пример, того, что с помощью пары программ можно поменять начальные заставки, пиктограммы, лого автомобиля и преобразить интерьер автомобиля.

Для понимания, что можно можно изменить в приборной панели, по ссылке можно скачать архив со всеми изображениями из L322(AH42-14C088-BJ)

В следующем поколении приборных панелей JLR, уже не стали мудрить с форматом хранения изображений, и все изображения хранятся как файлы в файловой системе IFS, и все файлы можно извлечь стандартными инструментами, а для ознакомления, по ссылке можно скачать архив со всеми изображениями из приборки KPLA-14C026-KC

Вывод:
В заметке приведен краткий обзор аппаратной и программной начинок приборной панели JLR. Со времени своего создания в 2009 году и по текущее время цифровая приборная панель JLR была отличным законченным решением. Но сейчас есть возможности по модификации и расширению ее функций, список отсортирован по трудности реализации и надеюсь будет дополняться:
— модификация изображений в приборках эксплуатируемых автомобилях
— использование JLR приборки в сторонних автомобилях с помощью дополнительный адаптера
— модификация приложений в ОС QNX, например для отображения дополнительной информации или для отключения зависимости от шины MOST при показе навигации
— модификация прошивки в TMS470 для возможности использования JLR приборки в сторонних автомобилях без дополнительного адаптера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *