Как разобрать рулевую рейку ваз
Перейти к содержимому

Как разобрать рулевую рейку ваз

  • автор:

Ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2110, 2111, 2112

Разобранная рулевая рейка

Рулевая рейка предназначена для передачи усилия от руля на управляемые передние колеса автомобиля.

Ее конструкция состоит из самой рейки, представляющей собой стальную планку с насеченными зубьями, металлического корпуса, а также дополнительных элементов в виде подшипников, втулок, уплотнителей, пыльников и др.

Рейка приводится в движение зубьями приводной шестерни рулевого вала, которая проворачиваясь, перемещает рейку влево или вправо.

К рейке крепятся рулевые тяги, которые, собственно, и заставляют колеса поворачивать в ту или иную сторону.

Рулевая рейка расположена в подкапотном пространстве с тыльной стороны двигателя, и крепится к нижней части перегородки моторного отсека и салона.

За исключением последних версий, оснащенных электроусилителем, «десятки» устройствами усилителя руля не комплектовались.

Основные неисправности

Как и любая другая механическая конструкция, рулевая рейка в силу тех или иных обстоятельств может подавать признаки неисправности. К ним относятся:

  • хруст (стук) при выворачивании рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • увеличенный люфт рулевого колеса или приводной шестерни рулевого вала;
  • вибрация рулевого вала при движении;
  • неравномерный износ шин, вызванный нарушением угла установки передних колес.

Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что пришло время ремонта или замены рулевой рейки. Однако не стоит спешить с заменой. Сама рейка выполнена из прочной стали, и вывести ее из строя не так и просто. Чаще всего в негодность приходят вспомогательные элементы конструкции:

  • опорная втулка;
  • подшипники приводной шестерни (шариковый и игольчатый);
  • уплотнители;
  • пыльники и др.

Причин выхода из строя этих деталей может быть сколько угодно, от израсходованного ресурса, до механических повреждений вследствие езды по бездорожью. Если вы уверенны в том, что саму рейку менять не придется, можно обойтись мелким ремонтом рулевой конструкции, заключающемся в замене перечисленных «расходников».

Ремонт

Решив отремонтировать рулевую рейку на станции техобслуживания, рассчитывайте на то, что за самый простой ремкомплект вам придется заплатить около 300 рублей. Полный комплект, включающий подшипники, будет стоить порядка 500-700 рублей. Вся начинка, вместе с рейкой обойдется в 1500 рублей.

Желательно перед покупкой ремкомплекта знать маркировку рейки, так как они могут отличаться в зависимости от комплектации и года выпуска «десятки».

Стоимость ремонтных работ, в зависимости от СТО, составит 1000-1500 рублей. Если же вы не желаете переплачивать за работу, отремонтировать рейку можно и собственными силами.

Порядок работ

  1. Демонтируйте рулевую рейку в сборе.
  2. Разрежьте хомуты крепления пыльника (чехла) рулевого механизма.
    Снять резиновую заглушку
  3. Отверните упорную гайку рейки (восьмигранный спецключ на 17), извлеките ее из корпуса.
    Открутить упорную гайку
  4. Извлеките из нее резиновую заглушку. Отверткой достаньте стопорное кольцо и пружину.
  5. Легкими ударами корпуса рулевого управления о деревянный брусок выбейте упор рейки (поршень) и извлеките его вместе с уплотнителем.
    Упор поршня рулевой рейки
  6. Снимите пыльник и уплотнитель приводной шестерни (шлицевая отвертка).
  7. Извлеките стопорную шайбу (шлицевая отвертка).
    Стопорная шайба
  8. Отверните гайку, фиксирующую подшипник шестерни привода (восьмигранный спецключ на 24 с центральным отверстием диаметром не менее 18,5 мм).
  9. Извлеките из корпуса шестерню привода рейки с подшипником.
    Шестерня привода рулевой рейки
  10. Извлеките рейку из корпуса.
  11. Вытащите из корпуса опорную втулку, поддев ее шлицевой отверткой.
  12. Снимите стопорное кольцо с вала приводной шестерни. Проверьте подшипник на наличие люфта. Если он есть, съемником для подшипников снимите шариковый подшипник с вала. На его место тем же образом установите новый.
  13. Извлеките из корпуса игольчатый подшипник, просверлив два отверстия тонким сверлом (2 мм) с тыльной стороны корпуса, и выбив его при помощи тонкого стержня. Заделайте образовавшиеся отверстия «холодной сваркой» или «быстрой сталью». В крайнем случае, подшипник можно разбить при помощи узкого зубила (не рекомендуется!).
    Сверлим рулевую рейку
  14. Обильно смажьте посадочное место, установите в него новый игольчатый подшипник, и легким постукиванием по его корпусу запрессуйте его.
  15. Установите новую опорную втулку из ремкомплекта, разрежьте ее резиновые уплотнительные кольца, удалите ненужные фрагменты.
  16. Заполните внутреннюю поверхность корпуса рейки специальной смазкой (Фиол-1 или аналог).
  17. Вставьте рейку в корпус.
  18. Установите на место приводную шестерню с подшипником. Зафиксируйте ее гайкой, поставьте стопорное кольцо. Оденьте новый пыльник на вал шестерни.
  19. Поставьте на место новый упор с новым уплотнителем. Зафиксируйте его стопорным кольцом. Поместите в его отверстие пружину. Заверните упорную гайку.
  20. Отрегулируйте рейку, сначала затянув упорную гайку до конца, а потом отпустив ее на 30 градусов. Отверстие гайки заткните резиновой заглушкой.
  21. Наденьте на корпус рейки пыльник и зафиксируйте его хомутами.
  22. Установите перебранную конструкцию на автомобиль.

Заключение

По окончании сборки проверьте, нет ли вертикального люфта рулевого вала. Осторожно проедьтесь, оценивая эффективность рулевого управления. Обратите внимание на посторонние шумы в районе рейки. Если все нормально, отправляйтесь на СТО для регулирования «развала-схождения».

Разборка рулевой рейки

Разберем снятую рулевую рейку переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Разборку рулевой рейки придется проводить при принятии решения отремонтировать ее (это один из этапов ремонта), а не заменить новой в случае возникновения неисправностей. А именно, появлении в ней стуков (рейка стучит), вибрации и ударов на руле, увеличении люфта рулевого колеса – проблем очень часто встречающихся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Перед проведением работ следует запастись некоторым специнструментом: специальный ключ для отворачивания пробки упора, специальный ключ для отворачивания гайки подшипника без которых разобрать рулевую рейку проблематично.

ключи для рейки 2108

Особенности разборки рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Рассматривать снятие рулевых тяг, защитного чехла и колпачка не будем, ибо там все просто, а вот дальше сложнее. Для удобства проведения работ корпус рейки можно зажать в тиски, но можно все сделать и на коленке.

1. Извлекаем упор рулевой рейки.

Для этого специальным ключом отворачиваем пробку (гайку) упора и снимаем ее.

отворачиваем пробку

Вынимаем находящуюся под пробкой пружину.

Поддеваем шлицевой отверткой и извлекаем стопорное кольцо упора.

Поворачиваем вал рейки (рожковым ключом на 14) по часовой стрелке до конца хода и нажимая на выступающую часть рейки сдвигаем с места упор.

Извлекаем сам упор рейки из ее корпуса (можно специальными тонкими плоскогубцами, вставив их в отверстие под пружину в упоре и вытянув его или попросту резким ударом корпуса рейки о деревянный брусок выбить его за счет инерции).

упор рейки

2. Извлекаем вал рулевой рейки с подшипником.

Снимаем пыльник вала.

Снимаем стопорную шайбу вала.

Отворачиваем гайку подшипника специальным ключом и снимаем ее.

гайка вала

Извлекаем вал рейки с подшипником. Применяем рычаг: зацепляем за лыску на валу длинным рожковым ключом на 14 и, опираясь им на монтажку (или широкий ключ), вытягиваем вал.

извлекаем вал

3. Вытягиваем саму рейку в сторону короткой части корпуса.
4. Извлекаем при помощи отвертки опорную втулку рейки.

— Извлекаем игольчатый подшипник вала из корпуса рулевой рейки (можно использовать специальный съемник или просверлить сверлом 2 мм два отверстия в торце картера рейки и через них выбить подшипник). Извлекать для замены игольчатый подшипник следует только при явном его износе, так как выходит из строя он редко.

извлечение рейки

Рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью разобрана.

извлекаем вал

При необходимости спрессовываем съемником или сбиваем трубой шариковый подшипник с вала рейки. Предварительно снимаем с вала стопорное кольцо.

снятие подшипника вала

Примечания и дополнения

После разборки полностью промываем корпус рейки и все снятые элементы. Далее проводим выбраковку неисправных деталей их замену и сборку.

Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

Принцип действия и устройство рулевой рейки

Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

  • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
  • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
  • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
  • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
  • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
  • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

Признаки неисправности

Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

  • стук во время совершения поворотов,
  • увеличение люфта,
  • тугое вращение руля,
  • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

  • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
  • восьмигранник 17 мм;
  • выжимной съёмник шаровой опоры;
  • съёмник для шарикового подшипника;
  • ключ для снятия игольчатого подшипника;
  • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
  • слесарные тиски;
  • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

Этапы демонтажа рулевой стойки:

  1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
  2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
  3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
  4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
  5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
  6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
  7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
  8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

  1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
  2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

  1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
  2. Снять защиту картера;
  3. Очистите рейку от грязи;
  4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
  5. Подтянуть гайку;
  6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
  7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

  • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
  • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
  • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
  • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

Как перебрать рулевую рейку ВАЗ самостоятельно

При вождении автомобиля одну из важных ролей играет рулевое управление. Механизм обеспечивает точность движения, поломка может обернуться серьезными неприятностями. В устройстве основную роль играет рулевая рейка, у которой есть определенный ресурс. В статье будет рассмотрено, как проводится ремонт рулевой рейки ВАЗ своими руками. В автосервисах за подобную работу берут большие деньги.

Рейка — это своеобразный стержень с насадками и 2 отходящими деталями. Можно понять, что она сломалась, когда на повернутом руле слышны стуки с передней части авто. Если характерный звук слышен и когда машина стоит, механизм требует срочной замены, ездить дальше опасно.

Схема рулевой рейки

Схема рулевой рейки

Диагностика рулевой рейки

Сигнализировать о поломке детали будут такие факторы:

  1. Руль приходится вращать с большим усилием, чем раньше.
  2. Когда колеса направлены прямо, при повороте руля есть люфт (свободный ход).
  3. Как указывалось выше, на поворотах спереди слышны стуки.

Подобные проблемы не всегда связаны с поломкой рейки. Для полной диагностики деталь нужно снять (подробнее процесс будет описан ниже).

После снятия механизм должен быть установлен в среднее положение (от оси шестерни до торца 87 мм). После нужно дать нагрузку 500 Н. Тогда оптимальное расстояние — 84 мм.

Перемещение механизма, замеренное через относительное перемещение нажимного пуансона, допускается не более 0,12 мм.

Как разобрать и снять

Чтобы произвести ремонт, нужно демонтировать деталь из автомобиля. Процесс снятия следующий:

  • Поставить машину на ровную поверхность, зафиксировать ручником.
  • Поднять оба передних колеса при помощи домкрата и снять их.
  • Отсоединить клемму АКБ (-).

Снятие клеммы аккумулятора

Снятие клеммы аккумулятора

  • С водительской стороны в салоне, где педали, имеется стопорный болт, который нужно открутить.

Внимание! Если ВАЗ-2114 или 2115 оснащен адсорбером, нужно демонтировать, так как элемент мешает в процессе.

Демонтируем абсорбер и убираем его в сторону

Демонтируем абсорбер и убираем его в сторону

  • Открутить гайки рулевых наконечников.
  • Демонтировать наконечники. Рекомендуется использовать съемник, чтобы не повредить резьбу.

Демонтаж рулевых наконечников

Демонтаж рулевых наконечников

  • При помощи специального средства очистить хомуты рейки от грязи и ржавчины, подождать.
  • Открутить гайки хомутов.

Откручиваем гайки крепления хомутов

Откручиваем гайки крепления хомутов

  • Направив механизм вправо, демонтировать его.
  • При снятии наконечников нужно обратить внимание, на сколько витков завернуты гайки, чтобы при установке не было проблем.

Чтобы разобрать механизм, нужно:

  1. Демонтировать пыльник справа, а также стопорное кольцо.
  2. Аккуратно обрезать хомуты, которые крепят чехол (при сборке будут нужны новые).
  3. Снять чехол.
  4. С другого конца рейки демонтировать опору из металла и пыльник.
  5. При помощи ключа с 8 гранями выкрутить гайку упора, снять пружинку, стопорное кольцо (удобно использовать отвертку).
  6. Выпрессовать упор, демонтировать уплотнитель щитка, достать пыльник шестерни и шайбу.
  7. Из картера убрать шестерню с подшипниками, снять деталь с вала.
  8. Ключом с индексом «14» и рычагом к нему достать шестерню, ухватившись за лыску.
  9. Демонтировать рейку из картера, лишь наклонив последний элемент.
  10. Поменять старую втулку на новую, установить демпфирующие кольца (их остатки убрать).
  11. Демонтировать стопорное кольцо с червяка (удобно использовать плоскогубцы), выпрессовать подшипник.
  12. Снять игольчатый подшипник (нужен съемник).

Детали рулевого механизма

Детали рулевого механизма

Внимание! Некоторые подшипники вытаскиваются с трудом. Проще всего извлечь при помощи щипцов, предварительно разрубив, затем заменив новыми.

Переборка рулевой рейки

Для переборки рулевой рейки моделей ВАЗ необходимо обзавестись следующими деталями:

Ремкомплект для рулевой рейки

Ремкомплект для рулевой рейки

Эти элементы можно купить набором, выйдет дешевле. Если требуется замена вала, стоимость будет выше. Чтобы качественно перебрать рассматриваемый механизм, дополнительно нужно подготовить смазочные материалы ФИОЛ-1 и УНИОЛ-1.

  1. Промыть картер изнутри.
  2. Смазать опорную втулку и установить.
  3. Поменять подшипники (предварительно смазать) на новые.
  4. Смазать зубья рейки и червяка ФИОЛ-1.
  5. Затем обработать полость над гайкой подшипника приводной шестерни другой смазкой.

Обработка деталей рейки смазкой

Обработка деталей рейки смазкой

После проведения этих действий нужно собрать механизм.

Обратная сборка

Чтобы совершить сборку своими руками, следует придерживаться обратной последовательности. Для установки потребуется помощь второго человека. Необходимо:

  1. Установить деталь, наживить все крепления.
  2. Завести рейку в шпицы.
  3. Разжать хомуты.
  4. Закрутить болты.

Если рейка работает исправно, рулевое управление в норме, то все было проделано правильно.

Заключение

Ремонт рулевой рейки ВАЗ можно произвести самостоятельно. Даже если нет специального инструмента, помогут подручные материалы. Но при недостатке опыта в подобных работах лучше доверить переборку профессионалам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *