Как выключить скорость без сцепления
Перейти к содержимому

Как выключить скорость без сцепления

  • автор:

Как сберечь механику, чтобы ещё и внуки покатались

1902-articles-650

Механическими коробками передач оснащают автомобили уже больше сотни лет, и на фоне сложных автоматов они кажутся простыми, как три копейки. Но, как у любого механизма, у него есть свои тонкости, о которых водители и не догадываются.

31 марта 2017 16 июня 2023 | | 25.1K 0
Автор: Виктор Сухоруков Фото: www.imdb.com, BBC и www.nydailynews.com

Механическими коробками передач оснащают автомобили уже больше сотни лет, и на фоне сложных автоматов они кажутся простыми, как три копейки. Но, как у любого механизма, у него есть свои тонкости, о которых водители и не догадываются.

Последние 20 лет место автомобилей с классической механикой постепенно занимают машины с автоматами, роботами и вариаторами. Тем не менее на дорогах первых пока значительно больше, да и совсем на пенсию МКПП уходить ещё не собирается, а это значит, что ею нужно уметь пользоваться. Для большинства автолюбителей навык работы с «мешалкой» сводится к умению вовремя отпускать сцепление и переключать рычаг. Но даже опытные водители порой допускают ошибки, сокращающие жизнь компонентов МКПП.

Вредные привычки при пользовании механикой

Большая часть безобидных, казалось бы, ошибок и оплошностей при езде на механике связана с работой левой педалью и, соответственно, чаще приводит к износу дисков и других компонентов сцепления, но и внутренностям самой коробки порой бывает от этого несладко. Итак, чего делать не следует.

Держать руку на ручке рычага КПП. Эта вредная привычка знакома всем без исключения автомобилистам, а также тем, кто старается подражать Доминику Торрето из «Форсажа». При этом неважно, ездите вы на механике или автомате. Всегда можно поймать себя на желании убрать одну из рук с руля и опустить её на рычаг КПП. И если в случае с автоматом водитель рискует лишь случайно включить нейтраль, то на механике продолжительное давление на рычаг вредит компонентам коробки, в частности речь идёт о вилках и муфтах переключения передач. Да, износ ускорится нерадикально, но визит в сервис станет чуток ближе.

Недовыжимать сцепление. Нередки случаи, когда при переключении передач слышен неприятный металлический хруст. Если с технической стороны автомобиль полностью исправен, то причина звука одна — не до конца нажатая педаль сцепления. В такой ситуации шестерёнки в КПП продолжают вращаться и включение новой передачи проходит болезненно. Помимо раздражающего звука частое повторение этой ошибки может привести к убийству зубьев синхронизаторов. Работать коробка будет, но переключения станут нечёткими, а неприятный звук не пропадёт даже при полностью выжатой педали сцеления.

Оставлять ногу на педали сцепления. Эта привычка встречается как у новичков, так и бывалых. Признаёмся, её не всегда удаётся победить, ведь не во всех машинах есть площадка для левой ноги. Тем не менее после включения сцепления нужно стараться не оставлять ногу на педали. Даже если немного её выжать, диск уже неплотно прилегает к маховику и проскальзывает, что приводит к преждевременному износу как самого диска, так и выжимного подшипника, на который приходится дополнительная нагрузка

Хоть большинство современных автомобилей с МКПП и оборудованы специальной площадкой левее педали сцепления, далеко не все водители используют её по назначению

Удерживать машину на склоне сцеплением. Часто на светофоре можно встретить водителя, который на уклоне начинает елозить взад-вперёд в пределах 10 см в ожидании зелёного. Вроде как и машину удерживает без тормоза и к старту готов с ходу. В долгосрочной перспективе это тоже грозит кончиной диска и выжимного.

Останавливаться на передаче. Некоторые автомобилисты, останавливаясь перед светофором или в пробке, предпочитают оставлять машину на первой передаче и держать нажатой педаль сцепления. Такой подход нежелателен, ведь всё это время выжимной подшипник и диафрагменная пружина находятся под напряжением и, соответственно, изнашиваются гораздо быстрее.

Что делать, если сцепление умерло в дороге?

Неполадки со сцеплением — это серьёзная проблема. Наиболее простым способом выйти из такой ситуации будет вызов эвакуатора, но если возможности нет, то можно доехать и своим ходом. Нужно лишь уметь трогаться и переключаться без сцепления.

Начало движения без сцепления. При заглушённом двигателе необходимо включить первую передачу, а запуская мотор, сразу открыть дроссель. Машина будет дёргаться, но вы тронетесь. Да, на светофорах глушить машину придётся всегда.

Переключение без сцепления. Техника эта вполне безобидна для трансмиссии, правда, просто выдернуть передачу и воткнуть следующую не получится — необходимо правильно подобрать момент. При переключении вверх следует убрать ногу с педали газа, перевести рычаг в нейтраль и плавно направить его в сторону нужной передачи. За эти несколько мгновений скорость вращения коленвала двигателя сравняется с КПП и включение передачи произойдёт плавно и безобидно.

При переключении вниз, в момент, когда автомобиль находится на нейтрали, необходимо выполнить перегазовку (слегка нажать на педаль), чтобы немного поднять обороты двигателя, и в этот момент переключить рычаг. Передача также плавно встанет на место.

Да, метод требует сноровки. Он безвреден для коробки передач, но только если каждое переключение выполняется более-менее удачно. Даже у профессионалов это получается далеко не всегда. В противном случае убиваются как синхронизаторы, так и шестерни передач. Если вы собираетесь в дальнюю поездку, то рекомендуется научиться орудовать рычагом без сцепления. Потренироваться можно и на исправной машине, просто не выжимайте педаль сцепления.

Чего ещё не стоит делать на машине с механикой

Сцепление не единственная деталь в трансмиссии, которая подвергается лишним нагрузкам со стороны автомобилистов. Если вычесть из причин смерти механики совсем уж откровенные извращения вроде включения первой передачи вместо третьей, ударных переключений или резких ускорений взвон с места, то навредить, пусть и немного, внутренностям коробки всё равно можно, к примеру:

— пытаясь разогнаться на слишком высокой передаче. В случае с автоматом электроника понимает, что двигатель слишком уж сильно напрягается при ускорении, подаёт сигнал АКПП сбросить одну или несколько передач вниз. На механике это решает водитель, а он, как известно, иногда бывает ленив и пытается разогнать машину с 30–40 км/ч на пятой передаче.

Такая нагрузка больше влияет на двигатель, нежели на коробку. Представьте себя на велосипеде с высочайшей включённой передачей. Ваши ощущения в данном случае — зеркальное отражение того, как чувствует себя мотор. Тем не менее и механике достаётся. Значительно быстрее изнашиваются шестерни.

— включая заднюю передачу на ходу. Если это вышло случайно, то ничего страшного, кроме неожиданного металлического скрежета/звона/треска, не произойдёт. Включить заднюю передачу на ходу, даже на небольшой скорости, просто-напросто невозможно. Но если промахиваться часто, то зубья всё же износятся.

Хоть механическая коробка передач и считается более надёжной, нежели её автоматические собратья, это вовсе не значит, что ей нельзя случайно навредить. Теперь вы знаете, как избежать некоторых ошибок, которые могут сократить срок службы трансмиссии.

Як, не вичавлюючи зчеплення, перемикати передачі на механічній коробці і чому це важливо вміти?

Як, не вичавлюючи зчеплення, перемикати передачі на механічній коробці і чому це важливо вміти?

28.08.20

Як, не вичавлюючи зчеплення, перемикати передачі на механічній коробці і чому це важливо вміти?

Як, не вичавлюючи зчеплення, перемикати передачі на механічній коробці і чому це важливо вміти?

Механічні коробки передач мають на увазі наявність на автомобілі зчеплення, що водії вичавлюють при перемиканні ступенів. При цьому можливо переключення передач без витискання зчеплення, з такою необхідністю водій може зіткнутися в тому випадку, якщо відмовили які-небудь вузли або потрібно швидко перемкнути швидкість, не вичавлюючи при цьому відповідну педаль. Поговоримо детальніше про те, як перемикати без зчеплення передачі на механічній коробці швидкостей.

Як, не вичавлюючи зчеплення, перемикати передачі на механічній коробці і чому це важливо вміти?

Проблеми зі зчепленням

При експлуатації автомобіля на зчеплення припадає істотна навантаження, тому не рідкість вихід з ладу такого вузла, причому найчастіше подібне відбувається в дорозі, після чого потрібно або якось дістатися сервіс, або викликати евакуатор і платити гроші за подібні послуги. Найчастіше на автомобілях зі зчепленням обривається трос, який йде до вилки безпосередньо від педалі. Також може відзначатися знос і вихід з ладу вижимного підшипника, що забезпечує розведення дисків в зчепленні.

При наявності таких несправностей правильно вичавлювати зчеплення і перемикати передачу буде неможливо. Більшість автовласників, опинившись в такій неприємній ситуації, викликають евакуатор, а це сьогодні кілька тисяч зайвих рублів, які можна було б зберегти, навчившись перемикати швидкості без зчеплення. В даному випадку потрібно відповідний правильний алгоритм дій, який виключає підвищене навантаження на коробку, а автовласник зможе дістатися в сервіс або заїхати в гараж, де в подальшому і буде виконуватися ремонт автомобіля.

Можна без зчеплення перемикати швидкості на МКПП?

Як рушати і їхати на МКПП без зчеплення

Рушити на механічній коробці передач навіть у тому випадку, якщо відмовило зчеплення, не складе особливої праці. Необхідно заглушити двигун, включити першу передачу і після цього крутити стартер, злегка натискаючи педаль газу. У звичайній ситуації автомобіль просто сіпався вперед і тут же глохнул, але якщо водій буде піддавати газ, то двигун продовжить роботу, а машина почне рух. В подальшому на першій швидкості, включивши аварійку, можна дістатися сервіс, розташований неподалік.

Якщо ж гараж або майстерня знаходиться на іншій стороні міста, що доїхати на одній лише першій передачі буде неможливо. Розповімо детальніше, як перемикати швидкості на МКПП, коли з якихось причин вийшло з ладу зчеплення. Шестерні коробки передач з’єднуються один з одним по одній стороні. В той момент, коли водій відпускає акселератор буквально на кілька секунд, шестерні змінюють своє положення, і в цей момент можна включити нейтральну передачу. Тобто, водієві потрібно буде різко на швидкості відпустити газ і тут же включити нейтралку.

На рухомому автомобілі включити підвищену передачу з нейтралки не важко, потрібно лише правильно визначити оптимальні для цього обертів. Зазвичай близько 2.000 оборотів коленвала швидкість валів в МКПП і двигуні порівнюється, що дозволяє без вичавлювання педалі зчеплення включити потрібну передачу. При цьому потрібно дещо більше зусилля на важіль коробки передач, порівняно з тим, як якщо б було витиснуте зчеплення.

Щоб включити з нейтралки знижену передачу необхідно короткочасно натиснути на газ, після чого відпустити педаль, і на самому початку падіння оборотів включити знижену передачу. Слід сказати, що рух на третій або четвертій передачі буде відносно безпроблемним без зчеплення, а ось, щоб перейти на другу або першу, будуть потрібні значні зусилля. Тому слід вибирати швидкість і дорогу таким чином, щоб можна було тримати високі передачі.

Підіб’ємо підсумки

Якщо на автомобілі з механічною коробкою передач вийшло з ладу зчеплення, це не привід одразу ж викликати евакуатор і таким чином доставляти авто сервіс. Цілком можливо перемикати швидкості навіть без зчеплення, потрібно лише правильно діяти, грамотно вичавлювати педаль газу чи вірно визначати показник обертів двигуна, коли можна активувати вищий щабель, не побоюючись при цьому вивести з ладу МКПП або сам двигун.

Інші статті

Як визначити виробника фільтра?

23.02.2022 Як визначити виробника фільтра? Повна версія статті

ТОП виробників деталей гальмівної системи

16.02.2022 ТОП виробників деталей гальмівної системи

Одной из важнейших деталей дисковой системы торможения является сам диск. Это устройство, которое испытывает постоянное трение, но при этом должно сохранять свою форму. Изготавливаются диски из прочного и надежного металла, чтобы колодки не стирали рабочую поверхность (или делали это минимально). Важно убедиться в том, что вы покупаете качественный диск, иначе уже через полгода эксплуатации автомобиль начнет демонстрировать неприятности в эксплуатации.

Как выключить скорость без сцепления

Сообщений: 126
Регистрация: 23.9.2008

Мой город: Соловьиный край

Включать без выжима сцепления однозначно вредно, т.к. при разомкнутом сцеплении вращающийся моментом от колес вторичный вал с помощью синхронизаторов разгоняет (при переключении вниз) или останавливает (при переключении вверх) первичный вал КПП с имеющимся на нем ведомым диском сцепления.
Перелючая без выжима сцепления добиться точного совпадения частот вращения первичного и вторичного валов КПП любой, даже тренированный человек не сможет, а из этого следует, что синхронизатор будет вынужден разгонять или останавливать первичный вал, но уже не только с диском, но и корзиной сцепления, маховиком, коленвалом да ещё быль может и в этот момент проворачиваемым вспышкой горючей смеси в цилиндре. Я думаю, что такой момент синхронизатор выдержит недолго и про беззвучное включение можно будет забыть. Все передачи (особенно низшие) скоро станут «задними».
Даже рассмотрев идеальный случай совпадения частот вращения валов велика вероятность, что зубья шестерен расположатся «зуб на зуб» или наоборот. Тогда синхронизатор при малейшем изменении частоты вращения валов будет тянуть первичный вал в свою сторону (легче если тормозить сжимая демпфирующие пружины ведомого диска), что здоровья ему тоже не прибавит.

По вопросу выключения без сцепления скажу, что пользы в этом способе значительно меньше чем вреда. При выходе из зацепления шестерни будут перекрыты не всей поверхностью, что при наличии не прерванного потока мощности от колес (торможение двигателем) или от ДВС (разгон) вызовет повышенные нагрузки на края зубьев, что приведет к их быстрому износу или что ещё хуже к выкрашиванию края или потере отдельных зубьев, которые попав в масло могут наделать бед. А затем начнут самопризвольно выключаться передачи, что повлечет дополнительную нагрузку на вилки включения, что в конечном счете скажется и на них.

Ого 😯 Что-то я увлекся. Не сочтите за мораль. Просто мысли в слух 🙂

casha12345

Можно ли выключать передачу без нажатия на педаль сцепления? Или это чем-то вредит машине?

можно, но потом просто поменяешь коробку передач. Шестеренки которые находятся внутри, будут растачиваться и в итоге, чтобы включить скорость тебе нужно будет ее всегда придерживать рукой, чтобы она из паза скорости не выскочила) Либо просто тупо не будт они включаться и всё

*Михаил*Профи (944) 2 года назад
Я всегда так делаю. За рулём работаю с 26 лет. Ни одна коробка не полетела.

Евгений Кривов Ученик (178) *Михаил*, кто не понимает механику зацепления шестерен и моменты вращения коробки, тот конечно же ее угробит и правильно вы сказали — ничего то с ней не будет, она выходит при нужном моменте без проблем. тем более что сцепление это просто муфта, а если угловая скорость валов равна и не нагружена, то чему там ломаться? другой вопрос у меня в иномарке. там без выжимания сцепления кулиса туже двигается, как бы фиксация есть. вот задавался вопросом именно по кулисе, ведь лишний выжим педали = лишний износ выжимного подшипника и Т.Д.

Остальные ответы
Нельзя
Что то там точно перетрется, сломается, коробка передач, например
Можно. Но не нужно. Вредит коробке передач. Она резко изнашивается.

конечно можно если трансмиссия ненагружена. все так всегда делают.
около миллиона километров за рулём, кстати твой тёзка по имени и фамилии))))))))

Евгений КривовУченик (178) 1 год назад

вопрос в кулисе на иномарках, на них она блокируется и рычаг фиксируется. вытащить можно, но на сколько это вредно? а вообще, нейтраль без выжима это сплошные плюсы для коробки и сцепления, начиная от привода, заканчивая выжимным подшипником.

если бы было можно, не делали бы педаль сцепления.
Alexander KorolevГуру (2541) 10 лет назад
Включать передачу и выключать это две большие разницы.
Евгений Кривов Ученик (178) Alexander Korolev, не всем это понять
Можно, но лучше не насилуй коробку.

Можно и выключать и включать, единственно нужно очень хорошо чувствовать двигатель и скорость вашего авто, это даётся с опытом. А нагло вырывать передачи при нагрузки это не совсем хорошо НАблюдая за професионалами за рулём, это у них большенства так и наблюдаются такие выключения и даже включения.

Можно, но крайне нежелательно. Только для экстренного случая подойдет (хз какого) .
А вообще ЗАЧЕМ .
Alexander KorolevГуру (2541) 10 лет назад
Евгений КривовУченик (178) 1 год назад

зачем? для того, чтобы накатом доехать до светофора или другого места остановки не давая износа выжимному подшипнику и приводу сцепления.

всю жизнь так делаю, ни одна коробка не накрылась.
этим не навредишь, вот когда включать без сцепления.

можно, если хорошо чуствуешь машину, при переключении синхронизируй обороты двигателя и скорости движения (легко без шума переключаеться)

на заведеной нет .. прощай коробка .. если машина не заведина хоть судками без сцепления ее дрочи не чего не будит

можно и ничего не будет включать нельзя а выключать передачу можно но не рекомендуется . лучше не привыкать к такой езде и всегда выжимать сцепление .

Можно включить 1 передачу и завестись на ней тогда поедет и без сцепелния, потом при очень прокаченном скиле вождения в нужное количество оборотов можно переключится на другую передачу и продолжать движение. Но только это мало у кого получается, но когда сцеплению крындец а до гаража доехать надо, то отлично можно ездить.

А на заведенной стоячей машине передачи втыкать нельзя, если же она воткнется то заглохнет скорее всего и это в дальнейшем можно попрощаться с коробкой передач.

Alexander KorolevГуру (2541) 10 лет назад
Да не надо мне их включать без сцепления, я спрашивал про выключение.
Автомагазин Авто70 Профи (570) Сорри, не внимательно вопрос был прочитан.

Можно, но не нужно. Напрашивается вопрос, а зачем, если сцепление в рабочем состоянии? Частое выключение передачи под нагрузкой (без выключения сцепления) приводит к износу рабочих поверхностей шестерен КПП, неполному включению передачи, вылету передачи в нейтраль. Поэтому не советовал бы. Хотя, когда сломал одну ногу, пришлось недели три ездить без выжима сцепления вообще. Только при старте. Газ при трогании давил палкой 🙂 А дальше подбирал обороты и скорость для дальнейших переключений. И это по городу 🙂

Alexander KorolevГуру (2541) 10 лет назад

Ну надо мне остановиться перед светофором, нужна нейтралка, почему бы просто не выключить передачу и все? Вроде бы мягко так выключается, без шумов каких-либо.

Рррр Пппп Ученик (92) Alexander Korolev, преведущий водитель моего ГАЗона так же говорил. Теперь у меня вылетает задняя и вторая. Спасибо blять

Можно, газ сбросил, чуть катнулась и выдергивай двумя пальцами.

Бывали случаи когда у меня накрывалось сцепление и я по 500-700 км проезжал без сцепления. Как-то раз и вовсе педаль отломилась .А всё почему? Тренировался! Чувствуешь машину, и включай и выключай скорости. Развивай способности, чтоб потом в безобидной ситуации не стоять и сопли на кулак не наматывать.

На американских грузовиках сцеплением можно пользоваться только при трогании с места, далее все передачи включаются без выжима сцепления. Не слушай никого, кто говорит, что этого делать нельзя. Если ты научился четко ловить момент переключения, коробке абсолютно все равно, выжимаешь ты сцепление, или нет.

Рррр ПпппУченик (92) 1 год назад

ну давай, расскажи что там за система такая которая позволяет включать передачи без сцепления без сильного урона коробке

Рррр Пппп, на американцах зубья в коробке передач сделаны под углом, вроде что-то такое мне рассказывали, когда я спросил почему на них сцепление выжимают только для того,чтобы тронуться.Ну и там нет синхронизаторов.

Евгений КривовУченик (178) 1 год назад
про пендосов не скажу, но в остальном полностью поддерживаю

можно. можно все передачи включать без сцепы кроме трогания с места.. но эт не для ботаников.. на низшую с перегазовкой.. на высшую с паузой.

Можно выключать без сцепления. С 96 работаю, все категории. Ни одна коробка не полетела. Зубцы просто выходят из зацепа. Вот и всё. Главное не в набор скорости это делать и не тогда когда давно пора переключаться с 3 на пример на 4. Обороты большие и тут бац и нейтралка. Будет бах в коробке из-за нагрузки. И не делать это когда едешь на четвертой а скорость уже 20. Обороты упали, двигатель чуть ли не глохнет, коробка нагружена и тут бах нейтралка. Едешь на 4, видишь 4 красный, снял с передачи и всё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *