Как понять что трамблер неисправен
Перейти к содержимому

Как понять что трамблер неисправен

  • автор:

Признаки и причины неисправности крышки трамблера

Признаки и причины неисправности крышки трамблера

На примере крышки распределителя зажигания (трамблера) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 разберемся по каким признакам можно определить ее неисправность и в чем их причина.

Признаки и причины неисправности крышки трамблера

Признаки неисправности крышки трамблера

— Двигатель автомобиля не запускается. Особенно в сырую погоду.

— Двигатель автомобиля запускается и глохнет.

— Двигатель «троит» на холостых (не работает либо один цилиндр, либо они отключаются по очереди).

— Непрогретый двигатель «троит» на холостых, но по мере прогрева обороты стабилизируются.

— В выхлопной трубе глушителя слышны хлопки.

Провал при нажатии на педаль газа при трогании с места или попытке ускорится в движении.

— Двигатель дергается во время движения.

Причины неисправности крышки трамблера

1. Крышка трамблера «пробита».

«Пробита» — прогорела крышка трамблера от постоянной утечки тока на «массу» по ее поверхности. Через трещину ток высокого напряжения целиком или частично уходит на «массу», а не на свечу. В результате искра между электродами свечей слабеет или пропадает вовсе. А это перебои в работе двигателя на всех режимах работы, нарушение горения топливной смеси и пр. Место «пробоя» иногда можно увидеть визуально, иногда трещину приходится искать путем тщательного осмотра.

Аналогичная ситуация может возникнуть если крышка сырая или грязная, так как сырость и грязь хорошо проводят ток. В таком случае бывает достаточно протереть ее сухой тряпкой чтобы устранить проблему.

2. Неисправен контактный подпружиненный уголек.

Он является частью центрального контакта крышки на который присоединяется бронепровод с катушки зажигания и через него ток высокого напряжения поступает на бегунок распределителя.

Уголек в крышке трамблера может разрушится, зависнуть или стереться от длительного использования. При этом нарушается подача тока высокого напряжения от катушки на распределитель зажигания. Снижается мощность искры на электродах свечей зажигания или она пропадает вовсе.

Уголек в крышке трамблера ВАЗ 2108, 2109

3. Износ или окисление контактов.

В процессе эксплуатации как внешние так и внутренние контакты крышки трамблера разрушаются от постоянного воздействия тока высокого напряжения. Помимо этого возможно их сильное окисление. В результате нарушается подача тока , либо возрастает сопротивление в электрической цепи. Искра на свечах то пропадает, то появляется или слишком слабая. Топливная смесь сгорает неэффективно, либо вообще не сгорает.

Как следствие появляются признаки перечисленные в начале статьи.

элементы крышки трамблера

Для устранения всех перечисленных неисправностей самое оптимальное купить и установить новую крышку. В качестве временной меры может помочь зачистка контактов и замена уголька. В случае «пробоя» крышку придется менять однозначно.

Так же следует учитывать, что аналогичные признаки неисправности могут иметь место при выходе из строя высоковольтных проводов, катушки и свечей зажигания.

Примечания и дополнения

— Как работает крышка трамблера? Электрический ток высокого напряжения с центрального вывода катушки зажигания по бронепроводу подается на центральный вывод крышки трамблера, далее через подпружиненный контакт (уголек) на распределитель (бегунок). Вращаясь, бегунок передает его на один из боковых контактов в зависимости от порядка работы двигателя. С бокового контакта через высоковольтный провод ток поступает на свечу зажигания.

— Косвенно к неисправностям крышки трамблера можно отнести неправильно присоединенные к ней провода.

Трамблер: устройство, неисправности, проверка

Одна из важнейших частей бензинового двигателя – это трамблер, официальное название прерыватель-распределитель зажигания.

Благодаря трамблеру электрические импульсы подаются на каждую свечу отдельно. Вследствие чего, производится разряд и соответствующие воспламенение топливной смеси, в каждой камере поршня. Характер работы до нынешних времен мало чем отличается от первых прототипов.

Трамблер автомобиля ГАЗ 21

Может меняться тип устройства, его размеры, габариты, «посадка» в моторном отсеке, но не изменится задача, распределять разряды по цилиндрам. Учитывайте, что в авто гораздо больше одного цилиндра, почему и требуется распределительный механизм, равномерно разделяющий заряд по «отсекам».

Запомните главное, функционирование некоторых ДВС бензинового или газового цикла, невозможно без трамблера. В современных машинах стараются избавляться от них, виду не надежности. Меняют на индивидуальные катушки (модули зажигания), прикрепляющиеся к свечке отдельно или попарно. Как уже поняли, оформлены они в модули, где находится от двух до четырех катушек. Избавившись от распределителя, ток стали подавать напрямую с ЭБУ через транзисторные ключи, которые поочередно передавали 12 В на катушки. С последних импульсы «уходили» на свечу. Управляют катушками в таком случае контролеры. ЭБУ благодаря различным датчикам получает и анализирует сведения по двигателю, и уже на основании этого подает нужный сигнал к модулю. Оснащаются такими модулями зажигания, современные модели от производителей Мерседес, БМВ, Шкода, Ситроен, Пежо, Хонда, Субару и других.

Система зажигания

Исключение составляют дизельные агрегаты, как известно, для воспламенения искра не требуется. Поджег, происходит благодаря сжатию воздуха и дизеля. Такой принцип работы для «бензина» не уместен, потому что в случае сжатия последнего, произойдет банальный взрыв.

Устройство

Существует два варианта распределителя, контактный и бесконтактный. Устройство обоих в принципе идентично, за исключением пары нюансов. Первоначально разберем контактную систему. Важно понимать конфигурацию только основных составляющих:

1. Корпус, куда вставляется вал, он же привод устройства.

2. Привод, часто называют ротором, за счет имеющейся шестерни, которая находится в сцеплении с промвалом (он же промежуточный вал, корректирующий обороты) или непосредственно распредвалом. Зависит все от конструкции и модификации мотора.

3. Катушка с обмоткой.

Устройство трамблера

4. Прерыватель, с группой клемм и парой муфт или датчик Холла, в зависимости от спецификации.

5. Бегунок – это диэлектрик, который крепится к валу и вращается вместе с ним. На него передается разряд, который через контакт (зайчик) на крышке, «уходит» на высоковольтные провода.

6. В старых авто (ВАЗ, Москвич, Волга, некоторые иномарки), есть октан-коректор, позволяющий регулировать скорость оборотов вала, в зависимости от того, какое октановое число бензина используется.

Кроме того, помимо перечисленных элементов, есть еще регулятор напряжения. Он обеспечивает защиту контактов от избыточного тока, виду того, что часть этого заряда забирает конденсатор на себя.

Как работает эта система, наверное, многие захотят узнать. Так вот, в тот момент, когда водитель поворачивает ключ, цепь замыкается и напряжение направляется на стартер. Тот в свою очередь благодаря бендиксу (своеобразная шестеренка) зацепляется с венцом маховика, отчего вращения коленвала передаются на трамблер. Далее в обмотки происходит замыкание и образовывается низковольтный ток, после чего клеммы размыкаются, и на вторичной цепи возникает высоковольтный ток, поступающий на крышку, через контакт и дальше соответственно напряжение передается на «броню». Такая работа и тип устройства присущи моделям от ВАЗ, Москвич, некоторым старым иномаркам БМВ, Фиат.

Но, не стоит забывать и о более современных версиях трамблера, с бесконтактной системой зажигания, в паре с которым идет регулятор импульсов, вместо прерывателя. Не редко, владельцы отечественных автомобилей ВАЗ 2110, 2107, Газелей устанавливали бесконтактные распределители. Всего существует три типа, но большое распространение в автомобильной промышленности получил, только датчик Холла.

Датчик холла на трамблере

В него входит магнит, полупроводниковые пластины с чипами, а также специальные затворные системы, которые и пропускают магнитное поле.

Датчик Холла, полностью заменяет собой прерыватель, который использовали в первых версиях узла. В паре к регулятору обязательно идет такое устройство, как коммутатор, то есть он выполняет задачи по разрыву цепей в катушке.

В целом же, принцип работы полностью аналогичен. Вращающийся коленвал воздействует на трамблер с регулятором, последний формирует импульсы и передает их на коммутатор. А коммутатор уже создает напряжение в самой катушке. Далее напряжение получает распределитель, направляющий его по броне проводам. Такие устройства характерны моделям от Шкода, БМВ (прежних годов), Тойотам и другим, да и современные модели от ВАЗ, также оснащаются таким типом зажигания.

Бесконтактный датчик распределитель

Неисправности трамблера

Проблемных мест для такой детали, более чем достаточно, учитывая её сложную работу в системе автомобиля. Выйти из строя, может любая деталь. Итак:

• Проблемы с крышкой. Неисправности могут быть связаны с повреждением крышки, как механическими, к примеру, трещина или же образование окиси на контактах.

Крышка трамблера

Не редко встречается, что ломается «зайчик», решение для этого только покупка новой крышки.

Окислившиеся детали придется очистить раствором со спиртом, высушить. Часто, что проблема связана с избыточной влажностью в том месте, поэтому удостоверьтесь, что там нет влаги.

• Наиболее частой проблемой распределителей, считается бегунок. Может перегореть предохранитель-резистор.

Бегунок трамблера

• Конденсатор. Если он неисправен, на свечи подается повышенный ток.

Конденсатор

• Еще одна неисправность, которая возникает редко, чаще после серьезных механических повреждений. Заключается она в изменение плоскости вращения вала, его прогибе или заклинивании. Решение только замена детали целиком.

Вал трамблера

• Износ самого корпуса, неисправность, как таковая редкая, потому что, как и в предыдущем случае, причиной служит механическое повреждение узла. Решение полная замена.

Как проверить исправность?

Проверять работоспособность узла нужно несколькими способами, некоторые из них, прямо указывают на проблемы с той или иной частью. К примеру, если у вас возникли сомнения в правильности работы конденсатора, проверить его достаточно просто.

Отсоединяем его и касаемся массы, в случае, если слышится треск, то деталь исправна. Если треска или других шумов не наблюдается, нужна замена.

Проверить состояние внутренних частей сложней, особенно старой модификации. Некоторые признаки могут свидетельствовать о нарушениях в работе или полном износе некоторых частей. К примеру, потеря мощности, пропажа ХХ (холостой ход), появление рывков, могут свидетельствовать о проблемах с муфтами, втулками, контактами на прерывателе.

Проверяйте контактную группу, зазоры между ними, состояние изоляции проводов, состояние клемм. Не забывайте и о проверке бегунка, ведь по сути, именно он передает ток к проводам. Проверка довольно сложная. Вам необходимо:

• Снять бегунок, небольшой провод и зачистить его с двух сторон.

• Одним из концов обмотать пластину бегунка, второй закрепить к массе.

• Далее поднести к пластине наконечник бронепровода.

Если появится искра, то узел исправен, если нет, потребуется замена, потому что вышел из строя резистор, который служит, для соединения двух пластин бегунка.

В остальных случаях, проверка может заключаться в визуальном осмотре, например, прогар крышки, повреждения корпуса и тому подобное, отлично диагностируются внешне, без необходимости детального разбора узла.

Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

Распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания карбюраторного двигателя периодически выходит из строя.

А так как он состоит из нескольких устройств и механизмов, то список его неисправностей и признаков их проявления достаточно обширен.

На примере трамблера 40.3706 бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся по каким признакам (симптомам) в работе двигателя автомобиля можно самостоятельно понять, что трамблер начал сбоить и какие неисправности могут привести к возникновению этих проблем. Что бы в случае проведения диагностики той или иной неисправности в работе двигателя можно было бы определить есть в ней «вина» трамблера или нет.

Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

1. Двигатель автомобиля перестал запускаться.

Либо он сначала «схватывает», а потом глохнет.

Такое возможно если имеется сильная утечка тока высокого напряжения на «массу» из-за чего искра на свечах слабая или вовсе отсутствует. Например, когда прогорел бегунок распределителя зажигания, либо сгорел его помехоподавительный резистор или «пробита» крышка трамблера.

бегунок

Так же двигатель не будет запускаться если вышел из строя датчик Холла или есть «обрыв» в его проводке.

Проверяем исправность датчика Холла на искру

Помимо этого при неправильной установке трамблера и смещении его установочных меток сбивается угол опережения зажигания (становится или слишком ранним, или слишком поздним), что не дает совпасть концу такта сжатия и моменту проскакивания искры на свече.

К самым простым причинам этого признака можно отнести выскакивания наконечника центрального высоковольтного провода или его повреждение. После чего трамблер попросту обесточивается.

А так же присоединение в неправильном порядке высоковольтных проводов к крышке трамблера.

Порядок нумерации цилиндров двигателя 21083 (21081, 2108)

2. Двигатель троит на холостом ходу.

В ряде случаев, когда неисправности трамблера не столь критичны, двигатель автомобиля может запуститься (возможно с нескольких попыток) и даже некоторое время поработает на холостых. Хотя и будет безбожно троить, и пытаться заглохнуть. Особенно актуальна такая проблема в сырую погоду, когда есть хорошие условия для утечки тока. Показатель такой «сырой» утечки — холостой ход стабилизируется по мере прогрева двигателя.

Причинами троения могут быть окисленные или даже разрушенные контакты крышки трамблера (как внутри, так и снаружи нее), разрушенный или подвисший контактный уголек ее центрального электрода.

Так же следует отметить, что на стабильность холостого хода напрямую влияет правильность установки угла опережения зажигания при его регулировке вращением трамблера.

регулировка зажигания трамблером

Помимо этого напрямую на стабильность работы двигателя на холостом ходу влияет изношенность верхнего подшипника вала трамблера. В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет. Холостой ход не стабилен и не поддается регулировке.

Верхний подшипник трамблера

3. Появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа.

Так как в случае неисправности трамблера нарушается своевременность и сила искрообразования на электродах свечей зажигания, снижается отдача от сгорания топливной смеси, возникают провалы и рывки при нажатии на педаль газа. На самом деле каждое такое нажатие должно приводить к повышению оборотов коленчатого вала и ускорению автомобиля, а в результате двигатель пытается заглохнуть из-за недостатка мощности.

4. Появились выстрелы в глушитель или в карбюратор.

Если провода присоединены к трамблеру не в том порядке, двигатель или вовсе не запускается, или заводится, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор или (и) глушитель. Так как воспламенение топливной смеси происходит не вовремя.

Помимо этого при позднем зажигании горение рабочей смеси происходит на всем протяжении рабочего хода, а не только во время сжатия. В момент, когда начинают открываться впускные клапана, старая топливная смесь еще догорает и воспламеняет новую порцию топливной смеси, поступающую из впускного коллектора и карбюратора на такте впуска. Происходит хлопок в карбюратор.

Аналогичная ситуация возникает при раннем зажигании. Но тут уже идет хлопок в глушитель.

5. Ухудшился разгон и динамика автомобиля.

На работу двигателя при разгоне и динамику при движении автомобиля влияют, установленные в трамблере, вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Они позволяют автоматически корректировать угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель и оборотов его коленчатого вала. В случае их неисправности такой корректировки происходить не будет и двигатель перестанет тянуть.

тяга и опорная пластина

6. Ощутимо повысился расход топлива.

Смещение угла опережения зажигания, отсутствие его изменения в нужную сторону, утечка тока на «массу» и как следствие ослабление и исчезновение искры на свечах негативно влияют на эффективность сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя. Отдача от такого горения низкая. На выполнение своей работы двигателю, в таких условиях, требуется намного больше энергии и соответственно топлива. Плюс ко всему, водитель, пытаясь компенсировать снижение мощности двигателя и его нестабильную работу, постоянно вытягивает рукоятку «подсоса» на себя и активно работает педалью газа. Все это сразу же влияет на рост топливного аппетита в большую сторону.

Примечания и дополнения

— Признаки (симптомы) неисправности трамблера системы зажигания могут появиться внезапно (например, когда прогорел бегунок), а могут быть практически не заметны. Или водитель попросту привыкает к ним и ездит так годами. Например, в случае, когда двигатель автомобиля постоянно подтраивает на холостом ходу, а при движении вроде бы все более-менее в порядке.

— Аналогичные признаки в работе двигателя могут иметь место из-за неисправности других его систем и механизмов. Например, при смещении фаз газораспределения, приготовлении карбюратором слишком бедной или слишком богатой топливной смеси, подсоса постороннего воздуха, неисправности коммутатора и т.д.

Какие признаки неисправности трамблера УАЗ

Какие признаки неисправности трамблера УАЗ

Это устройство имеет большое значение для корректной работы системы зажигания. Более правильное его название – распределитель.

Поскольку он необходим не только для искрообразования, но и для оптимального распределения его по всей системе. По своим конструктивным особенностям трамблер отличается от других узлов автомобиля тем, что его детали изнашиваются достаточно быстро.

За техническим состоянием распределителя нужно внимательно следить, так как его неисправность негативным образом отражается на работе двигателя внутреннего сгорания, расходе топлива и многом другом. Давайте разберемся с этим подробнее.

Особенности работы трамблера

распределитель зажигания (трамблер) бесконтактный уаз 452, 469, 3303

Строго говоря, у распределителя есть две главных функции – прерывание первичной цепи и искрораспределение по системе зажигания. Прерывание заключается в обеспечении колебаний силы тока в главной обмотке катушки, а искрораспределение – в обеспечении энергией в необходимых объемах и правильной последовательности.

Если возникла поломка и есть подозрение, что это дефект трамблера, то не стоит спешить с демонтажом и настройкой. Для начала нужно убедиться, что изъян не связан с каким-либо другим узлом авто. Ну а если уж распределитель совсем не работает, то лучше приобрести новый. Сделать это можно на сайте специализированной компании.

Основным признаком поломки трамблера является дерганье машины во время движения. Обычно это происходит внезапно, то есть не из-за неправильного переключения скорости. Также выход из строя этой детали может сопровождаться следующими явлениями:

  • не запускается двигатель;
  • стучат пальцы поршней при наборе скорости;
  • увеличивается расход топлива.

Иногда причина этих «симптомов» кроется в других узлах, но если они появляются одновременно, то это все же сбой в работе трамблера.

Визуальный осмотр

В процессе демонтажа и разборки распределителя очень часто удается обнаружить неисправность. Последовательность действий в данном случае следующая.

  1. Определиться с тем, есть ли искрообразование. Лучше всего это сделать в темноте – так быстрее получится увидеть утечку тока. Осмотреть крышку, она должна быть идеально чистая, без подтеков масла и т.п.
  2. Убедиться в целостности контактов. Крышка оснащена клеммами, которые не должны болтаться и выниматься без труда
  3. Отключить подачу тока на аккумуляторную батарею сняв «минусовой» кабель.
  4. Отсоединить от трамблера вакуум и бронепровода.
  5. Отсоединить трос от заслонок, снять фиксирующий кронштейн открутив гайку.
  6. Нанести на корпус, крышку и приводы метки. Чтобы сохранить при обратной сборке начальный момент зажигания.
  7. Снять крепеж разъема, который фиксирует все провода.
  8. Вынуть заглушку картера, провернуть коленчатый вал и выставить верхнюю мертвую точку.

Крышка

Данный элемент – первое, на что нужно обращать внимание. На крышку приходятся значительные нагрузки, в связи с чем она и ее детали выходят из строя быстрее других. Признаками того, что неисправность кроется в крышке является дерганье машины во время движения и плохой набор оборотов.О проблемах с крышкой говорят такие признаки:

  • плохое состояние эбонита;
  • потертые контакты;
  • следы конденсата или влаги.

Самое плохое, что может быть – трещины. Даже через микроскопические трещины будут происходить утечки тока.

Устранить проблемы можно с помощью очистки контактов от нагара и обработки крышки силиконом. Отдельное внимание уделяется целостности графитового стержня и его работоспособности, а также следам графитовой пыли на контактах.

Регулятор зажигания (вакуум)

Данная деталь необходима для выбора оптимального момента образования искры. Поскольку скорость горения горючего – величина непостоянная и зависит от многих факторов (температура, давление). Именно вакуум выравнивает все эти параметры.Конструктивно состоит из диафрагмы со штоком и пружиной. Шток соединяется с вращающейся контактной площадкой. Определить неисправность регулятора зажигания можно именно по порванной или набитой грязью диафрагме. Устранить поломку можно очисткой или заменой диафрагмы.

Конденсатор

Существует один основной метод обнаружения дефектов. Согласно ему, необходимо измерить емкость конденсатора, так как если она падает, то зажигание начинает сбоить. Сделать это можно при помощи мультиметра.

Ротор

Признаки наличия дефекта: плохая работа двигателя или невозможность его запуска, отсутствие искры на всех свечах. Провести проверку довольно просто. Нужно демонтировать крышку, поднести к срединной пластине бронепровод. Если появляется искра, то ротор пробит и подлежит замене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *