Как запускают турбореактивный двигатель на ракете калибр
Перейти к содержимому

Как запускают турбореактивный двигатель на ракете калибр

  • автор:

Противокорабельная ракета 3М-54Э / 3М-54Э1

Противокорабельная ракета 3М-54Э / 3М-54Э1

Противокорабельные ракеты 3М-54Э/3М-54Э1 предназначены для поражения надводных кораблей всех классов и типов как одиночных, так и в составе группы, в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. Боевое использование ракеты обеспечивается в любом районе Мирового океана в любое время суток и года, практически в любых метеоусловиях.

Разработчик — МКБ «Новатор» г.Екатеринбург.

Ракеты 3М-54Э/3М-54Э1 в различной конфигурации входят в состав:

  • ракетного комплекса «Калибр-ПЛЭ» для вооружения подводных лодок (экспортное обозначение «Club-S»),
  • ракетного комплекса «Калибр-НКЭ» для вооружения надводных кораблей (экспортное обозначение «Club-N»).
  • мобильного ракетного комплекса «Калибр-М» (экспортное обозначение «Club-M»);
  • комплекса ракетного оружия авиационного базирования «Калибр-А» («Club-A»).

Интегрированные ракетные комплексы «Калибр» предназначены для поражения широкой номенклатуры наземных, морских надводных и подводных целей.

В состав ракетных комплексов «Калибр-НКЭ» и «Калибр-ПЛЭ» входят:

  • боевые средства:
    • противокорабельные ракеты ракеты 3М-54Э, 3М-54Э1,
    • высокоточные крылатые ракеты для поражения наземных целей 3М-14Э,
    • противолодочные ракеты 91РЭТ2 («Калибр-НКЭ») и 91РЭ1 («Калибр-ПЛЭ»)

    Наличие в составе систем «Калибр» ракет различного назначения, а также единая универсальная система управления (СУ) ракетным комплексом позволяет варьировать боекомплектом ракет на носителях в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки.

    Ракеты комплекса «Калибр-ПЛЭ» стартуют из штатных торпедных аппаратов подводной лодки калибра 533 мм с глубины 30-40м, а комплекса «Калибр-НКЭ» — из подпалубных унифицированных вертикальных ПУ 3C-14Э или палубных наклонных ЗС-14ПЭ. Ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1 комплекса «Калибр-НКЭ» отличается наличием специального транспортно-пускового стакана (ТПС) и имеют обозначение 3М-54ТЭ и 3М-54ТЭ1, соответственно.

    Комплекс ракетного оружия «Калибр-А» был впервые представлен на выставке IDEX-2007 (Абу-Даби, ОАЭ). Ракеты 3М-54АЭ и 3М-54АЭ1 авиационного базирования не имеют стартового двигателя и размещаются в транспортно-пусковом контейнере (см. фото ), из которого и осуществляется старт после сброса с самолета-носителя (см. схему ).

    Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Комплексом Club-K могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Технические средства комплекса размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.

    Функционально комплекс Club-K состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).Универсальный стартовый модуль (см. фото 1, фото 2, фото 3) предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров, в нем размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты.

    Первым иностранным заказчиком ракетного комплекса «Калибр-НКЭ» стала Индия. Комплекс установлен на построенных по заказу индийских ВМС на Балтийском заводе (г. Санкт-Петербург) фрегатах проекта 11356 (типа «Talwar» — см. фото ). 19 июля 2000 г. на заводе «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург) была спущена на воду построенная для ВМС Индии ДПЛ проекта 877ЭКМ, на которой установлен комплекс оружия «Калибр-ПЛЭ». На остальных лодках, закупленных Индией ранее, «Калибр-ПЛЭ» устанавливается в рамках выполняемых на заводах «Звездочка» (г. Северодвинск) и «Адмиралтейские верфи» работ по их ремонту и модернизации. Комплекс «Калибр-ПЛЭ» входит в состав вооружения ДПЛ проекта 636, которые строятся для ВМС Китая. Комплексом «Калибр-НКЭ» вооружаются эскадренные миноносцы проекта 21956, разрабатываемые Северным проектно-конструкторским бюро (г.Санкт-Петербург).

    По классификации США/НАТО ракета 3М-54Э/3М-54Э1 получила обозначение — SS-N-27.

    Противокорабельная ракета 3М-54Э / 3М-54Э1

    Противокорабельные ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1 имеют практически идентичную базовую конфигурацию и максимально унифицированы. Ракеты выполнены по нормальной аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом, размахом 3.1м. Ракета 3М-54Э (см.схему) состоит из стартовой ступени, дозвуковой маршевой ступени и сверхзвуковой твердотопливной боевой ступени. Боевая часть — проникающего типа с подрывом на оптимальной глубине. Ракета 3М54Э1 имеет две ступени. Отказ от использования третьей сверхзвуковой ступени позволил оснастить ракету 3М54Э1 более мощной боевой частью и увеличить дальность полета ракеты. За счет меньшей длины 3М54Э1 может размещаться в укороченных торпедных аппаратах.

    Стартовая ступень обеспечивает старт и разгон ракеты, снабжена твердотопливным однокамерным ракетным двигателем, аналогичным двигателю крылатой ракеты 3М-10 «Гранат». В хвостовой части стартовой ступени размещены решетчатые стабилизаторы (см.фото). Старт обеспечивается: от 0° до 85° северной широты и от 0° до 75° южной широты, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, волнение моря в районе старта до 5 баллов, в районе цели до 7 баллов, температура воздуха от -40°С до +50°С, относительная влажность воздуха до 98% при температуре +35°С, при маневрировании корабля по курсу и скорости и склонении ракеты в любом направлении, скорость хода корабля до максимальной, скорость ветра любого направления в районе старта, по трассе полета и у цели до 20м/с, скорость цели в составе соединения до 30 узлов, одиночных кораблей — до 40 узлов.

    Маршевая ступень — обеспечивает полет на основном участке траектории с околозвуковой скоростью, снабжена малогабаритным турбореактивным двигателем ТРДД-50Б («изделие 37-01Э»). ТРДД-50Б разработан Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро (ОАО «ОМКБ») и унифицирован для всех ракет комплексов «Калибр». ТРДД-50Б — двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с соосными валами контуров низкого и высокого давления, оснащен кольцевой полупетлевой камерой сгорания. Контур высокого давления — оседиагональный компрессор (одна осевая ступень и одна диагональная) и одноступенчатая осевая турбина. Контур низкого давления — одноступенчатый вентилятор с широкохордными лопатками и одноступенчатая осевая турбина. Надежный запуск двигателя обеспечивается во всем диапазоне внешних условий эксплуатации от -50°С до +60°С. Длина ТРДД-50Б — 800мм, диаметр — 300мм, тяга — 270кгс.

    Бортовая система управления ракет 3М-54Э / 3М-54Э1 построена на базе автономной инерциальной навигационной системы АБ-40Э (разработчик — Государственный НИИ Приборостроения). Наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи помехозащищенной активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54. АРГС-54 разработана фирмой «Радар-ММС» (г.Санкт-Петербург) и имеет максимальную дальность действия до 65км. Длина головки — 70см, диаметр — 42см и вес — 40кг. АРГС-54 может функционировать при волнении моря до 6 баллов.

    3М-54Э1

    После запуска ракеты 3М-54Э / 3М-54Э1 и набора высоты порядка 150 метров происходит отделение стартового ускорителя, открытие воздухозаборника, запуск маршевого турбореактивного двигателя второй ступени и раскрытие крыльев, затем ракета снижается до высоты 15-20м метров над поверхностью моря. На маршевом участке траектории ракета движется с околозвуковой скоростью под управлением инерциальной системы по данным целеуказания, введенным в ее память до пуска. Для снижения вероятности перехвата ракет 3М-54Э / 3М-54Э1 бортовая система управления может выводить ракету на цель с заданного направления по оптимальной траектории в обход островов и средств ПВО противника (см.схему). Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

    На дистанции около 30-40 км от цели ракета делает «горку» и происходит включение АРГС -54 (см.схему). После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты 3М-54Э происходит отделение второй ступени и начинает работать третья боевая твердотопливная ступень, развивающая скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью около 20км боевая ступень ракеты 3М-54Э снижается на высоту до 10м. У двухступенчатой ПКР 3М-54Э1 полет на всей траектории происходит на дозвуковой скорости, а непосредственно перед целью выполняется специальный зигзагообразный противоракетный маневр. Количество одновременно обстреливаемых целей -2, количество ракет в залпе — 8, интервал между пусками — 5-10с.

    Предстартовая подготовка ракет 3М-54Э / 3М-54Э1, формирование и ввод полетного задания осуществляется универсальной системой управления (СУ) ракетным комплексом 3Р-14Н. Она представляет собой автоматизированную систему, работающую в реальном масштабе времени в составе боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля-носителя. На кораблях проекта 11356 установлена БИУС «Требование-М», разработанная ОАО НПФ «Меридиан». БИУС «Требование-М» представляет собой открытую распределенную адаптивную вычислительную систему. Сопряжение СУ ракетного комплекса 3Р-14Н с БИУС осуществляется по цифровому каналу локальной сети с помощью специальных приборов сопряжения. По данным целеуказания и командам от БИУС «Требование-М» и навигационного комплекса корабля-носителя СУ ракетного комплекса вырабатывает данные для стрельбы, управляет предстартовой подготовкой и пуском ракет различного назначения из состава комплекса, а также регламентной проверкой систем комплекса и ракет. Информация о состоянии ракетного комплекса, наличии боезапаса, планах его использования, командах управления передается в графическом и табличном виде на автоматизированные рабочие места (АРМ) БИУС «Требование-М». Это обеспечивает централизованное управление всеми системами вооружения корабля с целью их оптимального использования при решении различных боевых задач, в т.ч. управление боевыми действиями против надводных кораблей противника. Все приборы в составе СУ ракетного комплекса (кроме пульта управления ракетным оружием) — беспультовые, необслуживаемые, в брызго- и водозащитном исполнении. Аппаратура пожаро- и взрывобезопасна, не требует охлаждения в процессе работы.

    Регламентное обслуживание ракет в процессе хранения на базе и их подготовку к погрузке на носители обеспечивает универсальный комплекс наземного оборудования из состава комплекса.

    ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ И ПОЛИТИКА

    Я написал чудесную статью про КРЫЛАТУЮ РАКЕТУ КАЛИБР, но тупой поисковый робот яндекса сначала поместил её на втором месте в выдаче а через два дня вообще выкинул из поиска. Придётся писать новую статью.

    История создания крылатой ракеты КАЛИБР

    Всё начиналось в голодные девяностые годы конца прошлого века. Для продажи за границу создали несколько достаточно разных ракет под общим названием КЛУБ.

    Некоторые из этих ракет поступили на вооружение Индии и Вьетнама.
    И вот относительно недавно все эти ракеты появились на вооружении России под общим названием КАЛИБР. Объединяет эти ракеты действительно калибр — в самом толстом месте диаметр их корпуса составляет 533 миллиметра. Это размер торпедного аппарата, причём как у нас так и в странах НАТО.
    Базироваться крылатые и не крылатые ракеты КАЛИБР могут везде — на кораблях, подводных лодках, берегу и самолётах.


    На нижней фотографии видно какие ракеты КАЛИБР разные и не похожие друг на друга. По фотографиям можно кликать, при этом некоторые увеличиваются до небывалых размеров.
    И так, давайте по порядку рассмотрим все варианты ракет КАЛИБР.

    На фотографии выставочный стенд на котором представлены все варианты ракеты КАЛИБР.

    Крылатая ракета КАЛИБР 3М-14Э






    Именно ей и стреляли из акватории Каспийского моря по Сирии.
    Крылатая ракета КАЛИБР 3М-14Э имеет четыре основные части — стартовый ускоритель, маршевый двигатель, боевую часть и систему наведения. Предназначена она для уничтожения стационарных объектов. Поэтому ракете просто задаются координаты цели и маршрут полёта.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ДЛИНА — 6.2 метра
    ВЕС- 1770 килограмм
    ВЕС БОЕВОЙ ФУГАСНОЙ ЧАСТИ — 450 килограмм
    ВЕС ЯДЕРНОЙ БОЕВОЙ ЧАСТИ — не знаю но на много меньше фугасной
    ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА
    Вот дальность полёта это отдельная тема. Дело в том что за границу нельзя продавать ракеты с дальностью более трёхсот километров. Поэтому ракеты КАЛИБР 3М-14Э для продажи за границу делали с уменьшенной дальностью полёта. По телевизору озвучивали всякие невероятные данные. Один раз заявили что крылатая ракета КАЛИБР 3М-14Э может пролететь четыре тысячи километров со скоростью в три три тысячи километров в час.
    На самом деле все гораздо скромнее. С фугасной боевой частью крылатая ракета КАЛИБР 3М-14Э может пролететь две, две с половиной тысячи километров, а с более лёгкой ядерной боевой частью — две с половиной, три.
    Как я это определил? Крылатая ракета КАЛИБР 3М-14Э имеет очень маленький и очень слабенький реактивный двигатель с тягой около восьмидесяти килограмм. Почему так мало? Потому что ракета имеет минимальное лобовое сопротивление и для достижения маршевой скорости восемьсот километров в час больше и не надо. Расход топлива не превышает сорока килограммов в час. Вот и посчитайте сколько топлива может взять ракета весом в полторы тонны, минус боевая часть, минус стартовый ускоритель, минус вес корпуса и система самонаведения.
    К стати двигатель для 3М-14Э до последнего времени нам делали наши украинские друзья, которые в один момент стали злостными бандеровцами. Так что где сейчас делают маршевый двигатель для крылатой ракеты КАЛИБР 3М-14Э и делают ли вообще я не знаю.




    На фотографиях вид сзади крылатой ракеты КАЛИБР 3М-14Э



    На фотографиях крыло крылатой ракеты КАЛИБР 3М-14Э.
    В авиационном варианте всё то же самое, только отсутствует стартовый ускоритель.

    КАЛИБР 3М-14Э самый распространённый по носителям вариант ракеты. Его можно запускать с кораблей, самолётов, с берегового и контейнерного комплекса. Из торпедного аппарата подводной лодки его можно запускать до глубины тридцать пять метров.

    Крылатая противокорабельная ракета КАЛИБР 3М-54Э1

    КАЛИБР 3М-54Э1 очень похож на КАЛИБР 3М-14Э, просто добавлена головка самонаведения.


    После пуска ракета летит по маршруту в сторону цели, а за двадцать километров включается радиолокационная головка самонаведения и начинает поиск цели.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ДЛИНА — 6.2 метра
    ВЕС- 1800 килограмм
    ВЕС БОЕВОЙ ФУГАСНОЙ ЧАСТИ — 400 килограмм
    ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА — 300 километров

    В авиационном варианте всё то же самое, только отсутствует стартовый ускоритель.

    Крылатая противокорабельная ракета КАЛИБР 3М-54Э







    КАЛИБР 3М-54Э кардинально отличается от предыдущих образцов. Боевая часть ракеты имеет меньший диаметр и оснащена ракетным ускорителем. То есть после пуска КАЛИБР 3М-54Э сначала летит по маршруту в сторону цели со скоростью восемьсот километров в час, а после захвата цели головкой самонаведения боевая часть вылетает из корпуса и разгоняется до трёх тысяч километров в час. Правда за всё надо платить — ракета КАЛИБР 3М-54Э более длинная и более тяжелая, а вот боевая часть более лёгкая.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ДЛИНА — 8.2 метра
    ВЕС- 2300 килограмм
    ВЕС БОЕВОЙ ФУГАСНОЙ ЧАСТИ — 200 килограмм
    ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА — 220 километров

    Радиолокационная головка самонаведения тоже другая.

    У неё дальность захвата цели увеличена до шестидесяти пяти километров. Обтекатель диаметром четыреста пятьдесят миллиметров более острый, рассчитанный большую скорость полёта.

    Противолодочная ракета КАЛИБР 91РЭ1





    Это вообще ракета совсем другой конструкции и ни разу не крылатая. Это, грубо говоря, большой пороховой ускоритель на конце которого находится противолодочная торпеда диаметром четыреста пятьдесят миллиметров. Вот всё что серого цвета на фотографиях это пороховая ракета, а под белым обтекателем находится небольшая торпеда. Ракета доставляет торпеду в место вероятного нахождения подводной лодки, торпеда отделяется от корпуса ракеты и производит поиск и уничтожение подводной лодки.
    Максимальная глубина с которой допускается стрельба ракетой КАЛИБР 91РЭ1 достигает ста пятидесяти метров, поэтому и ускоритель такой большой что бы выбраться с этой глубины. При меньшей глубине пуска максимальная дистанция стрельбы увеличивается.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ДЛИНА — 7.68 метра
    ВЕС- 2100 килограмм
    боевая часть — противолодочная торпеда
    ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА — 35 километров при старте с глубины сто пятьдесят метров и 50 километров при старте с глубины пятьдесят метров.

    Противолодочная ракета КАЛИБР 91РТЭ2

    От предыдущего образца отличается тем, что запускается из торпедного аппарата надводного корабля и поэтому имеет более короткий пороховой ускоритель.



    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ДЛИНА — 6.20 метра
    ВЕС- 1200 килограмм
    боевая часть — противолодочная торпеда
    ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА — 40 километров

    Береговой комплекс ракеты КАЛИБР

    Состоит из машины управления, которая обнаруживает цели и пусковых подвижных установок. Пусковая установка представляет из себя машину высокой проходимости на которой установлено шесть пусковых труб.


    Вот написал шесть (как в рекламном буклете написано было) пусковых труб, а на фото их только четыре. Может есть два варианта а может посчитали что шесть слишком дорогой груз для одной машины.
    Стреляет всеми вариантами ракеты Калибр, кроме противолодочных.

    Контейнерный комплекс ракеты КАЛИБР




    Пусковую установку из четырёх ракет КАЛИБР разместили в типовом контейнере. Это на много упрощает их контрабанду. На нижней фотографии (в центре) затесалась ракета Х-35 которая к КАЛИБРУ отношения не имеет но тоже может запускаться из контейнера.


    К сожалению, одним пусковым контейнером не обойдёшься — нужен и контейнер управления.
    Из контейнера так же можно запускать все варианты крылатых ракет КАЛИБР кроме противолодочных.

    Вернуться Комментариев: 1

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    ЗРК «Стрела-10»

    Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М37 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.

    Поражение целей обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью – только на догонных курсах.

    Ракета представляет собой беспилотный летательный аппарат, на борту которого установлены аппаратура управления, реактивный двигатель и боевая часть.

    Тактико-технические характеристики ЗУР 9М37:

    — длина ракеты — 2190 мм;

    — размах крыльев — 360 мм;

    — масса ракеты — 39,2 кг;

    — масса ракеты с контейнером -70 кг;

    — масса ракеты с контейнером в укупорке — 110 кг;

    — масса боевой части — 3 кг;

    — масса взрывчатого вещества — 1,1 кг;

    — максимальная скорость полета ракеты — 700 м/с;

    — средняя скорость полета ракеты — 550 м/с;

    — время подготовки ракеты к пуску — 5 с;

    — зона ограничения стрельбы в направлении Солнца — 20°;

    — условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от -50°С до +50˚;

    — вероятность поражения цели — 0,5 – 0,6.

    2. Общее устройство ракеты

    Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка», которая наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.

    Состав ЗУР 9М37:

    — бортовой источник питания.

    Планер является несущей конструкцией ракеты и состоит из корпуса и аэродинамических поверхностей (рулей и крыльев). Корпус имеет цилиндрическую форму с конической головной частью и разделен на отсеки, в которых размещается аппаратура ракеты. Рули ракеты расположены в передней части, а крылья — в хвостовой части (схема «утка»).

    Реактивный двигатель обеспечивает полет ракеты.

    Головка самонаведения служит для автоматического сопровождения цели и выработки команд наведения ракеты на цель.

    Автопилот управляет рулями ракеты в соответствии с командами наведения.

    Боевая часть и взрывательное устройство осуществляют непосредственное поражение воздушной цели.

    Блок крена предназначен для ограничения угловой скорости вращения ракеты вокруг продольной оси.

    Бортовой источник питания обеспечивает электрической энергией работу аппаратуры ракеты в полете.

    Все вышеперечисленные элементы ракеты размещены в 5 отсеках :

    — отсек 1 – головка самонаведения;

    — отсек 2 – автопилот и контактный датчик цели взрывательного устройства;

    — отсек 3 – боевая часть, предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства и бортовой источник питания;

    — отсек 4 – неконтактный датчик цели взрывательного устройства;

    — отсек 5 – двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

    Собранная ракета помещается в металлический контейнер (рис. 1).

    Рис. 1. Компоновка ЗУР 9М37.

    3. Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью

    При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.

    После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.

    Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней. Аппаратура запуска вырабатывает и выдает в автопилот ракеты сигналы, обеспечивающие при необходимости стрельбу на встречном или догонном курсе, по малоскоростной и низколетящей цели.

    Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.

    По этой коман­де начинает работу блок питания ракеты и газогенератор канала крена. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 с, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается ме­ханизм стопорения ракеты в контейнере.

    Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезными устройствами перерезаются переходной трубопро­вод, подводящий азот к ГСН для охлаждения, и жгут электрических проводов, соединяющий ра­кету с контейнером.

    Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.

    В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигна­лам ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.

    В полете последовательно снимаются три ступени предохра­нения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно перево­дится в боевое положение.

    Вращение ракеты относительно продольной оси ограничивается блоком крена.

    При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 м — по сигналу неконтактного датчика цели, срабатыва­ет боевая часть и осуществляется поражение цели.

    В случае промаха более 4 м по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.

    В полете ракета наводится на цель по методу пропорционального сближения (рис. 2.2). Рассмотрим его более подробно.

    Рис. 2.2. Метод пропорционального сближения

    При этом методе во все время наведения ракеты на цель угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ. Проще говоря, угол поворота ракеты пропорционален углу поворота направления на цель — отсюда и название метода.

    На рис. 2.3 показано понятие угловой скорости вращения линии ракета-цель. Эта линия соединяет две точки – ракету и цель и в момент времени t1 имеет определенное направление. Через 5 секунд цель перемещается в другую точку t2, и соответственно вращается линия РАКЕТА-ЦЕЛЬ. В нашем примере она переместилась на угол 40°. Таким образом, угловая скорость вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ Vуц будет равна 8°/с.

    Рис. 2.3. Понятие угловой скорости линии ракета-цель

    Рис. 2.4. Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты

    Понятие угловой скорости поворота вектора скорости ракеты изображено на рис. 2.4. В момент времени t1 вектор скорости ракеты имеет угол поворота относительно горизонта 60°. Через 5 секунд полета в момент t2 за счет действия рулей вектор скорости ракеты развернулся уже на угол 40°. Таким образом, угловая скорость поворота вектора скорости ракеты Vур составила 4°/с.

    В приведенном примере соотношение угловых скоростей составило 0,5 (4°/сек / 8°/сек = 0,5). Этот коэффициент К постоянен во время всего наведения ракеты на цель, т.е. угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии РАКЕТА-ЦЕЛЬ:

    Таким образом, на какую угловую величину переместится цель в пространстве, на аналогичную величину развернется ракета в направлении цели.

    Если в момент пуска правильно введено угловое упреждение и ракета будет направлена не в цель, а в точку встречи, то траектория полета будет практически прямолинейная, что увеличивает вероятность поражения цели. В этих условиях большую роль играет умение операторов комплекса вводить рекомендованные углы упреждения при пуске ракет.

    4. Назначение, состав, основные характеристики и принцип действия ЗУР 9М31

    Зенитная управляемая ракета 9М31 предназначена для непосредственного уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей.

    Как и ЗУР 9М37, ракета 9М31 — одноступенчатая, малогабаритная, твердотопливная, выполнена по аэродинамической схеме «утка», наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорционального сближения.

    В состав ракеты 9М31 входят те же элементы, что и в ракете 9М37, однако отсутствует блок крена.

    Сравнительные характеристики ЗУР 9М37 и 9М31

    Вес ракеты в контейнере

    Вес ракеты в контейнере в укупорке

    Макс. скорость полета ракеты

    Скорость полета ракеты

    Масса боевой части ракеты

    Масса взрывчатого вещества

    Зона ограничения стрельбы в направлении Солнца

    По общему устройству, компоновке и принципу действия ракета 9М31 аналогична ракете 9М37, но имеется ряд существенных отличий:

    — ГСН имеет только один канал наведения – фотоконтрастный, поэтому в ракете отсутствуют устройства и элементы, обеспечивающие работу ИК-канала (фотоприемник ИК-канала, система азотного охлаждения ИК-канала ГСН, на контейнере отсутствует металлический нож для среза трубопровода подвода азота при старте ракеты);

    — отсутствует канал крена; вращение ЗУР по крену ограничивается роллеронами — небольшими рулями на крыльях, внутри которых вмонтированы диски; на диск намотан тросик, закрепленный на контейнере; при старте роллероны раскручиваются тросиком аналогично пуску лодочных моторов; в полете быстровращающиеся диски разворачивают роллероны таким образом, что возникающая аэродинамическая сила затормаживает креновое вращение ракеты;

    — в автопилоте отсутствует блок астатизма и селекции помех (обеспечение сопровождения ГСН цели при кратковременном ее пропадании и автоматической отстройки ГСН от тепловых помех);

    — боевая часть осколочного типа, вес осколков – 2,6 г (в ЗУР 9М37 – стержневого типа с весом стержней 9 г ).

    Принцип действия ракеты при подготовке к пуску, пуске, в полете и при встрече с целью.

    Принцип действия ракет 9М31 и 9М37 аналогичен.

    При подготовке к пуску с аппаратуры запуска БМ на ракету последовательно выдаются питающие напряжения и сигналы для запуска и работы необходимых систем и узлов.

    После наведения оператором пусковой установки с ракетами на цель, выдается команда на открывание передней крышки контейнера первой ракеты.

    Головка самонаведения захватывает цель и осуществляет слежение за ней.

    Для пуска ракеты при устойчивом слежении ГСН за целью оператором с аппаратуры запуска выдается команда ПУСК.

    По этой коман­де начинает работу блок питания ракеты. После выхода блока питания на рабочий режим через 1,1 секунды, подается сигнал на запуск двигательной установки ракеты. За счет давления газов, образующихся при ее работе и истекающих через сопло, выключается ме­ханизм стопорения ракеты в контейнере.

    Под действием тяги двигателя ракета движется по контейнеру, при этом отрезным устройством перерезается жгут электрических проводов, соединяющий ра­кету с контейнером.

    Ракета теряет связь с контейнером, переходит на бортовое электропитание от блока питания и начинает самостоятельный полет.

    В полете происходит автоматическое наведение ракеты на цель по сигна­лам с ГСН, по которым автопилот вырабатывает команды управления рулями.

    В полете последовательно снимаются три ступени предохра­нения взрывательного устройства, и на удалении 250 м от БМ оно перево­дится в боевое положение.

    При встрече ракеты с целью по сигналу, выдаваемому контактным датчиком цели, а при промахе до 4 метров — по сигналу с неконтактного датчика цели, срабатыва­ет боевая часть и осуществляется поражение цели.

    В случае промаха более 4 метров по истечении 16 секунд полета взрывательное устройство переводится в безопасное положение, и ракета падает на землю, не взрываясь.

    Для российских военных разработают небольшую гиперзвуковую ракету

    Предприятия российского оборонно-промышленного комплекса приступили к разработке небольшой гиперзвуковой ракеты «Клевок-Д2». Как пишет газета «Известия», в новом боеприпасе планируется использовать прямоточный гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель. В основу перспективной разработки планируется положить наработки по тактическому ракетному комплексу «Гермес».

    Исследование: опенсорс в России.

    Сегодня сразу несколько стран мира занимаются разработкой тактического и стратегического гиперзвукового ракетного вооружения. Такие боеприпасы способны выполнять полеты на скорости, превышающей скорость звука более чем в пять раз. Предполагается, что гиперзвуковые ракеты позволят уменьшить время, необходимое на поражение целей, и смогут эффективно преодолевать противовоздушную и противоракетную оборону противника.

    Согласно техническому заданию российских военных, стартовая масса новой гиперзвуковой ракеты «Клевок-Д2» в транспортно-пусковом контейнере составит около 150 килограммов. Калибр боеприпаса составит 207 миллиметров. Ракета будет оснащена боевой частью массой 57 килограммов. «Клевок-Д2» будет оснащен складными крыльями.

    Боеприпас планируется выполнить двухступенчатым. Разгонная ступень будет выводить ракету на скорость полета, достаточную для запуска и надежной работы гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Новую ракету планируется сделать универсальной, чтобы ее можно было запускать с различных ракетных комплексов.

    Ранее российские военные испытали перспективную гиперзвуковую крылатую ракету «Циркон» запуском с корабля. Ракету впервые запустили с борта фрегата — «Адмирала флота Советского Союза Горшкова» проекта 22350 — по морской цели. Состоявшиеся испытания признаны успешными. Цель находилась на удалении 450 километров. На преодоление этого расстояния у боеприпаса ушло около 4,5 минуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *