Как снять катализатор с машины без ямы
Перейти к содержимому

Как снять катализатор с машины без ямы

  • автор:

Как проверить наличие катализатора

Автомобильный катализатор является ключевой составной частью системы выхлопа, выполняющей двойную функцию: очищение отработанных газов перед их выбросом в окружающую среду и снижение дополнительного сопротивления для выхлопных газов. Расположенный на дне автомобиля между глушителем и выпускным коллектором, катализатор устанавливается как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, что делает его обязательным компонентом для всех автомобилей с внутренним сгоранием. Водители обязаны следить за состоянием катализатора, так как его работа существенно влияет на мощность двигателя. Загрязненный или поврежденный катализатор может привести к увеличенному расходу топлива и потере динамичности автомобиля. При появлении первых признаков неисправности, рекомендуется провести проверку катализатора, которую можно выполнить самостоятельно или доверить профессионалам в автосервисе.

Признаки неисправности катализатора

Определить наличие неисправности в системе выпуска, связанной с катализатором, даже у водителя с небольшим опытом, не составит труда. Признаки проблем с катализатором обычно проявляются в манере «поведения» машины и ее мотора:

  • Затрудненный разгон: Машина может медленно набирать скорость, особенно на низких передачах. Эта проблема ощущается в начале разгона и может быть менее заметной на более высоких передачах. На трассе это проявляется, например, в том, что автомобиль медленно разгоняется при переключении на высокие скорости.
  • Лампочка Check Engine: В случае серьезной неисправности или сильного загрязнения катализатора, электронные блоки управления двигателем могут включить лампочку Check Engine. Это сигнал о необходимости проверки двигателя и указывает на наличие проблемы. В бортовом компьютере может появиться код ошибки P0420, свидетельствующий о проблеме с эффективностью мотора.
  • Повышенный расход топлива: Загрязненный катализатор может привести к увеличению расхода топлива. Это особенно заметно, если параллельно есть проблемы с медленным набором скорости.
  • Проблемы с запуском мотора: Если катализатор сильно поврежден или забит, двигатель может не заводиться вовсе, или же он может запускаться, но через несколько секунд работы останавливаться.

Причины выхода из строя катализатора

Как было упомянуто выше, проблемы с катализатором обычно связаны с его забитостью грязью или деформацией. Существует несколько распространенных причин, которые чаще всего приводят к выходу из строя катализатора:

  • Использование низкокачественного топлива: Если топливо низкого качества не полностью сгорает в двигателе, остатки топливо-воздушной смеси могут догорать в коллекторе или катализаторе. Это может привести к оплавлению элементов выхлопной системы, что, в свою очередь, может вызвать засорение катализатора, препятствуя нормальному протеканию воздуха.
  • Плохой катализатор: Использование неоригинального катализатора с маленькими диаметрами ячеек (или «сот») может ускорить засорение продуктами сгорания. Это особенно вероятно, когда катализатор предназначен для автомобилей, работающих на американском рынке, где качество топлива обычно выше и количество остаточных продуктов сгорания меньше.
  • Проблемы с работой двигателя: Проблемы с двигателем могут привести к увеличению количества продуктов сгорания, выбрасываемых в выхлопную систему. Забитый катализатор часто служит индикатором наличия неисправностей в моторе.
  • Езда по плохим дорогам: Регулярная неосторожная езда по плохим дорогам может привести к механическим повреждениям катализатора. Удар по катализатору, возникший после попадания на бордюр или «лежачего полицейского», может вызвать разрушение ячеек катализатора или их деформацию. Эти проблемы могут стать причиной дорогостоящих ремонтов и рекомендуется как можно быстрее пройти диагностику и устранить проблему.

Способы проверки катализатора

Самостоятельная диагностика неисправности катализатора требует знаний и определенного оборудования. В большинстве случаев, можно воспользоваться услугами автомастерских, которые проводят платную проверку катализатора. Существует несколько методов, которые позволяют проверить состояние катализатора:

Метод 1: Визуальный осмотр Визуальный осмотр может помочь выявить явные проблемы с катализатором. Если корпус катализатора деформирован, это может указывать на повреждение внутренних ячеек. Однако для более детальной проверки внутренних засоров и загрязнения катализатора, его нужно снять с автомобиля. Это может потребовать доступа к нижней части автомобиля, какой обычно предоставляют ямы или подъемники. Процедура снятия катализатора различается в зависимости от модели автомобиля, и инструкции по снятию можно найти в технической документации конкретного автомобиля. Определенные катализаторы могут быть жестко закреплены, и для их снятия может понадобиться инструмент, такой как «болгарка». После снятия катализатора, его можно осмотреть на предмет наличия засоров. Забитый катализатор можно попытаться прочистить или заменить новым. Следует помнить, что на некоторых автомобилях невозможно осмотреть внутренние части катализатора из-за его конструкции.»

( Примечание: Пожалуйста, обратите внимание, что снятие и замена катализатора — сложные процедуры, и для них рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы избежать дополнительных повреждений и обеспечить правильную работу выхлопной системы.)

Метод 2: Проверка на противодавление Один из наиболее распространенных методов проверки катализатора, который не требует его снятия. Этот метод основан на измерении давления в системе выпуска, которое затем сравнивается с определенными стандартами. Чтобы выполнить диагностику автомобиля этим способом, вам потребуется манометр и импровизированный адаптер для подключения манометра. Лучше поднять автомобиль с использованием подъемника или разместить его на яме. Далее выполните следующие шаги:

  • Снимите первый лямбда-зонд (датчик кислорода) и на его место установите манометр. Для этого вам потребуется резиновый шланг в качестве адаптера. Обеспечьте герметичное соединение манометра.
  • Заведите двигатель и поднимите обороты до 2500-3000 оборотов в минуту, поддерживая их на протяжении 10-15 секунд.
  • Зафиксируйте показания манометра в течение этого времени.
  • После завершения теста сравните полученные значения с эталонными данными:
    • 0,3 кгс/см2 – нормальное состояние катализатора.
    • 0,35 кгс/см2 – для недоработанных двигателей значение может быть немного повышенным, но для доработанных моторов это нормальное значение.
    • 0,5 кгс/см2 и выше – явные признаки проблем с катализатором.

    Вышеприведенные значения являются средними и могут служить ориентиром. Для более точной диагностики лучше узнать спецификации для конкретной модели автомобиля.

    Метод 3: Диагностика с использованием мотор-тестера Метод, который включает в себя специальное оборудование, называемое мотор-тестером. Этот комплект инструментов предоставляет возможность определить состояние различных параметров автомобиля, основываясь на осциллограммах. При использовании этого метода диагностическое устройство устанавливается вместо свечи зажигания, после чего двигатель запускается, и производится запись осциллограмм. Специалисты могут анализировать эти осциллограммы и сделать выводы о состоянии катализатора автомобиля.

    Своевременное обнаружение и решение проблем с катализатором помогает избежать дорогостоящего ремонта двигателя и снижает расход топлива.

    Как заменить катализатор

    Что необходимо для замены катализатора и что это такое?

    Каталитический нейтрализатор, отвечающий за очистку выхлопных газов автомобиля, является ключевым компонентом системы снижения токсичности выхлопных газов автомобиля. Когда эта деталь выходит из строя, автомобиль будет производить дополнительные выбросы, работать более грубо и увеличится расход топлива. Хотя стоимость замены катализатора может быть высокой, вы можете сэкономить деньги, сделав это самостоятельно, используя всего несколько ручных инструментов и домкратов.

    Удаление катализатора

    Как правильно зафиксировать автомобиль

    Припаркуйтесь на ровном месте и приподнимите автомобиль домкратом за все четыре колеса и зафиксируйте автомобиль на опорах, как это показано на рисунке.

    Замена катализатора в вашем автомобиле – это не совсем то же самое, что замена шины – вам нужно оторвать от земли весь автомобиль, а не только один угол. Это очень важно, чтобы найти ровное место и надёжно зафиксировать авто. Если ваш автомобиль неустойчив, вы рискуете получить серьезную травму или …, если ваши опоры не выдержат нагрузки. Если у вас есть доступ к гидравлическому подъемнику профессионального уровня и вы знаете, как его безопасно использовать, это также приемлемый способ поднять автомобиль при замене катализатора.

    Дайте выхлопу автомобиля остыть

    Если у вашего автомобиля не было возможности остыть после работы, его выхлопная система все еще может быть довольно горячей. Чтобы снизить риск получения болезненных ожогов, дайте автомобилю остыть, прежде чем приступать к работе. В зависимости от выхлопной системы вашего автомобиля это обычно занимает всего несколько минут. Чтобы проверить тепло выхлопной системы, наденьте пару х/б перчаток и осторожно потрогайте выхлопную трубу тыльной стороной руки. Если вы не чувствуете тепла, осторожно повторите этот тест без перчатки.

    Осмотр катализатора

    Под автомобилем найдите трубы выхлопной системы, которые должны доходить до заднего выхлопа вашего автомобиля. Преобразователь не должно быть очень сложно найти – он обычно принимает форму прямоугольной или закругленной «коробки» в середине вашей выхлопной системы. Некоторые модели могут иметь примерно цилиндрическую форму. Убедитесь, что преобразователь закреплен болтами или приварен к остальной части выхлопной системы в точках его соединения. Возможно, вам всё же придется посетить автомастерскую для ремонта, если он уже был заменен и приварен на место, а не прикручен болтами. Вы все еще можете заменить сварной преобразователь, если у вас есть доступ к необходимому инструменту и сварочному аппарату и вы знаете, как безопасно использовать и то, и другое, но эти инструменты обычно недоступны для большинства механиков-любителей.

    Снимите датчик кислорода с катализатора

    Большинство современных каталитических нейтрализаторов одним или несколькими датчиками кислорода, которые непрерывно контролируют эффективность выхлопной системы автомобиля. Если к каталитическому нейтрализатору прикреплен датчик кислорода, используйте гнездо датчика кислорода и гаечный ключ с храповым механизмом, чтобы отключить его, прежде чем продолжить удаление. Когда вы закончите, аккуратно уберите датчик, чтобы он не мешал остальному процессу.

    Как ослабить закисшие болты

    Если они закреплены болтами, нанесите на них проникающее масло. Каталитические нейтрализаторы, которые прикручены болтами, могут иногда иметь ржавые, частично корродированные или «застрявшие» в гайках болты. Эти болты очень сложно удалить, поэтому ослабьте их, нанеся проникающее масло (доступно в большинстве автомагазинов). Дайте маслу просочиться в болты и подождите нескольких минут, прежде чем пытаться их удалить.

    Снятие болтов

    Выкрутите болты сначала на заднем конце, а затем на переднем. Используйте гаечный ключ подходящего размера, чтобы ослабить все болты, прежде чем начинать их извлекать. После того, как все болты будут ослаблены (но все еще прикреплены), снимите «задние» болты (те, которые находятся ближе всего к открытому концу выхлопной системы автомобиля), прежде чем снимать «передние» (те, которые находятся дальше). Когда закончите, снимите конвертер. Возможно, вам придется поддерживать выхлоп после снятия преобразователя.

    Алтернатива

    В качестве альтернативы для вварных преобразователей можно вырезать преобразователь. Если ваш преобразователь приварен к остальной части выхлопной системы, а не прикручен болтами, единственный способ удалить его – это физически вырезать его из труб, к которым он подключен. Большинство механиков используют для этой цели шлифовальную машину для резки или аналогичный инструмент. Отрежьте вдоль (или около) существующих линий сварного шва, затем снимите преобразователь после того, как он будет вырезан. Если вы закончите, а преобразователь не сдвинется с места, вы можете использовать молоток, чтобы сбить его с места, при условии, что вы позаботитесь о том, чтобы не повредить любые другие части выхлопной системы (это может привести к утечки выхлопных газов в будущем).

    О том, как установить катализатор после его удаления, мы расскажем в следующей статье, следите за обновлениями.

    Запишись на БЕСПЛАТНОЕ удаление катализатора прямо сейчас

    Март 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31

    ☝️�� Удаление катализатора — один плюс и сплошные минусы

    Каталитический нейтрализатор (в народе просто катализатор) — это элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для снижения токсичности продуктов горения топливовоздушной смеси. Частично глушит звук выхлопа за счёт отбора тепла. Контролируется одним или двумя кислородными датчиками (лямбда-зондами), на основании сигналов с которых ЭБУ (электронный блок управления) корректирует пропорции топливовоздушной смеси. В целом, ни на что, кроме попытки сохранения экологии на планете Земля, не влияет.

    Удаление катализатора — это противозаконное вмешательство в конструкцию выхлопной системы автомобиля, которое заключается в вырезании элемента полностью, или в выбивании его начинки. Делается это из нескольких соображений, но итог всегда получается один и тот же — машина выбрасывает в атмосферу выхлопные газы без какого-либо снижения токсичности. Считается также, что удаление катализатора позволяет снизить расход топлива и моторного масла, а ещё повысить мощность двигателя…

    Статья получилась в таком ключе, что автор по многим пунктам почти прямым текстом отговаривает удалять катализатор без установки нового. На самом деле цель материала не в том, чтобы кого-то переубеждать в чём-то. Задача статьи — собрать в одном месте как можно больше непредвзятой и понятной информации, на основании которой читатель смог бы сделать максимально объективные выводы и расширить кругозор.

    Зачем удаляют каталитический нейтрализатор

    Для удаления каталитического нейтрализатора есть несколько причин, и основная среди них — высокая стоимость замены

    Очень редко при удалении катализатора задаются целью повысить мощность двигателя или снизить расход топлива. Об этом элементе выхлопной системы автомобиля вообще никто не вспоминает до тех пор, пока он исправно работает. Однако, как и любая другая деталь машины, каталитический конвертер далеко не вечный.

    Он работает в крайне жёстких условиях. Буквально, на передовой. Принимает на себя отработавшие газы непосредственно из выпускного коллектора. А здесь они горячие, плотные и быстро двигаются. Соответственно, со временем катализатор выходит из строя — забивается, оплавляется или вообще осыпается. В результате пропускная способность выхлопной системы уменьшается и мотор, как принято говорить, сам себя душит.

    Это и является самой распространённой причиной удаления каталитического нейтрализатора. Примерно 25% отечественных автолюбителей покупают и устанавливают новый. Остальные — вырезают износившийся, и различными народными методами пытаются обойти с новыми возникшими проблемами. Но о них поговорим позже.

    Почему же нельзя просто так взять, и заменить отказавший катализатор? Всё просто. Деталь эта не из дешёвых. Если покупать новый нейтрализатор в оригинальном исполнении, то даже на самую простую машину он может обойтись в 10 — 30 тысяч рублей. Прибегать в данном случае к поиску бывшего в употреблении катализатора — нецелесообразно. Равно, как и покупать дешёвую подделку под оригинал.

    Понятно, что такие расходы для многих отечественных автомобилистов — немалые, если не неподъёмные вообще. Особенно, если учесть, что замена забитого катализатора лично автовладельцу никакой ощутимой выгоды не принесёт. На скорость, как говорится, эта деталь не влияет. Только на экологию…

    Справедливости ради следует отметить, что это не единственная цель удаления катализатора. Бывают случаи, когда на этом настаивают мастера с СТО (понятно, не с дилерских), обещая значительное повышение мощности, приёмистости и, конечно же, снижение расхода топлива чуть ли не в полтора-два раза. Есть и такие, которые после прочтения пары статеек в Интернете пришли к поспешному выводу, что удаление катализатора — отличный и дешёвый вид тюнинга.

    Как бы там ни было, чаще всего катализатор удаляют без замены по одной и той же причине — старый забился (осыпался, оплавился), а новый оригинальный стоит минимум, как два-три полных бака бензина. Вот и получается, что 75% машин с пробегом более сотни тысяч километров на отечественных дорогах ездят без катализаторов.

    Срок службы катализатора

    От такого катализатора толку никакого нет — под замену или удаление

    Срок службы катализатора — варьируется от пары сотен до 150 тысяч километров. Зависит этот пробег от многих факторов:

    • оригинальная запчасть или подделка;
    • качество топлива;
    • октановое число бензина;
    • своевременность замены воздушного фильтра;
    • манера вождения;
    • техническое состояние двигателя;
    • запылённость окружающей среды;
    • средняя температура в регионе;
    • состояние дорог (глубокие ямы, посыпка реагентами и прочее).

    В идеальных условиях каталитический нейтрализатор полноценно способен отработать 100 — 150 тысяч километров. После этого начнутся проблемы. В том числе, будет уменьшаться мощность и приёмистость двигателя, постепенно увеличится расход топлива, могут плавать обороты холостого хода и так далее. Когда катализатору придёт полный песец, машина будет с трудом заводиться, может глохнуть на ходу, либо её эксплуатация вовсе станет невозможной.

    Кстати, хоть это и мало кого интересует, но снижение токсичности выхлопных газов со временем тоже ухудшается. Активная поверхность начинки катализатора уменьшается, и в атмосферу «просачивается» всё больше и больше пагубно на неё влияющих соединений. Полностью забитый катализатор не помогает в борьбе за пресловутую экологию вообще никак.

    Признаки убитого катализатора

    Работоспособный катализатор должен просвечиваться полностью

    Существует несколько косвенных признаков, указывающих на частичный или полный износ каталитического нейтрализатора:

    • повысился уровень оксида углерода в выхлопных газах (но это надо замерять);
    • снизилась мощность двигателя (тоже на глаз не очень-то определишь);
    • повысился расход топлива;
    • начали «плавать» обороты холостого хода;
    • у выхлопных газов появился более резкий и ощутимый запах;
    • повысился уровень шума выхлопной системы;
    • стал появляться видимый дымок;
    • на приборной панели горит индикатор Check Engine;
    • катализатор «отходил» более 100 тысяч километров.

    Стоит отметить, что отдельно практически ни один из этих признаков не позволяет точно установить факт серьёзного износа катализатора. Наиболее явный и гарантированный способ убедиться в этом — варварская разборка при помощи болгарки. Также в некоторых запущенных случаях можно увидеть износ, если просто снять катализатор. Он либо не просвечивается (забился наглухо или оплавился), либо его начинка высыпается наружу (осыпание).

    Удаление катализатора и экономия на покупке нового

    Катализатор находится в этом месте

    Если говорить честно о плюсах и минусах удаления катализатора, то этот пункт является единственным адекватным преимуществом (и одновременно — оправданием). Как уже было сказано выше, деталь в оригинальном исполнении стоит сравнительно немалых денег. А с учётом бесполезности катализатора в плане динамических характеристик автомобиля, его замена закономерно у многих вызывает сомнения.

    Конечно, просто так взять, и удалить катализатор без других действий (и расходов) — не получится. Придётся, как минимум, вставить на его место пламегаситель. А ещё надо будет как-то «обмануть» ЭБУ, чтобы он «не заметил» пропажу. Да и сама процедура, если вы не решились проделать её самостоятельно, стоит денег. В общем, расходов не избежать. Хотя сократить их, конечно же, можно.

    Удаление катализатора и расход топлива

    После удаления катализатора расход может уменьшиться, увеличиться, а также остаться на прежнем уровне

    По этому пункту кто чего говорит. Одни утверждают, что расход после удаления катализатора никак не меняется. Другие с печалью отмечают, что топлива машина стала брать даже больше прежнего. Естественно, есть и такие, которые говорят об уменьшении расхода, называя разные показатели. У кого-то это 3%, а у тех, кто более заинтересован убедить вас удалять катализатор, обещают до 30% экономии на топливе.

    На самом же деле ситуация с расходом топлива после удаления каталитического нейтрализатора далеко не всегда однозначная. Если сократить все похожие факторы, то можно оставить всего лишь три возможных исхода:

    1. Расход топлива повысится. Это происходит в тех случаях, когда катализатор удаляют без каких-либо манипуляций с кислородными датчиками или прошивкой ЭБУ. Последний «обнаруживает» пропажу, и начинает жёстко корректировать состав топливовоздушной смеси. В результате машина перестаёт нормально ехать, а расход повышается.
    2. Расход топлива не изменится. Такой «успех» ожидает тех, кто после удаления катализатора установил новую запчасть, либо удачно «обманул» ЭБУ, подсунув ему адаптированную прошивку или муляжные кислородные датчики (так называемые обманки).
    3. Расход топлива уменьшится. Чтобы это произошло, нужно много условий. Во-первых, удаляемый катализатор должен быть убитым наглухо. Во-вторых, вырезка проделана грамотно, с учётом «потребностей» ЭБУ. В-третьих, расход если и уменьшится, то ненамного.

    В любом случае, расход после удаления катализатора никак не уменьшится больше, чем до номинального. Да и то, вряд ли. Как показывает практика, если в реальности и получается добиться какого-то уменьшения расхода, то разве что на жалких пару-тройку процентов. Гораздо больше можно сэкономить, если почитать, как переключать передачи на механике, как ездить на автомате, или про причины повышенного расхода топлива.

    Ну и в завершение по расходу топлива после удаления катализатора хочется сказать пару слов на счёт мнения коллеги. Да, если убрать с пути отработавших газов забитый катализатор, сопротивление теоретически уменьшится. А значит, расход топлива просто-таки обязан сократиться. Однако. Практически никто не оставляет место удалённого катализатора пустым. Как минимум, в эту часть выхлопной системы устанавливается пламегаситель, который опять-таки, создаёт сопротивление выхлопным газам. Зачем он устанавливается — сказано ниже.

    Удаление катализатора и мощность двигателя

    Прирост мощности после удаления катализатора — это не факт, но возможно (процентов на 5, не более)

    Здесь всё то же самое, что и с расходом топлива. Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что после рассматриваемой процедуры мощность двигателя непременно увеличится. Поэтому причислять этот пункт к плюсам удаления катализатора тоже нельзя. Чтобы мощность действительно увеличилась, нужно ещё постараться. Если же «обмануть» ЭБУ в полной мере не получится, ни о каком приросте лошадей нечего и мечтать. Всё будет, скорее, наоборот.

    Удаление катализатора и жор моторного масла

    В некоторых заинтересованных источниках к плюсам удаления каталитического нейтрализатора без замены на новый приписывается уменьшение жора моторного масла. Не будьте наивными пользователями Интернета. Если двигатель вашего автомобиля жрёт масло вёдрами, то удаление катализатора вам не поможет от слова совсем. Да, пропускная способность выхлопной системы косвенно влияет на расход моторного масла. Но настолько ничтожно, что надеяться на заметные улучшения только лишь после вырезки конвертера — глупо.

    Удаление катализатора и шумность выхлопной системы

    Если катализатор просто удалить, шум выхлопа будет громче

    Плавно переходим к 100-процентным минусам удаления каталитического нейтрализатора. Первым здесь, пожалуй, стоит рассмотреть повышение шумности выхлопной системы. Самый плохой в этом плане исход получается тогда, когда «банка» катализатора разрезается болгаркой, содержимое удаляется, после чего внешняя оболочка просто сваривается.

    Допустим, что ремонтом занимался сварщик от бога, и получилось даже герметично. Тем не менее, после такого «тюнинга» у выхлопной системы значительно повысится шумность. Более того, появится громкий и отчётливо слышимый звенящий звук. Это горячие и быстродвижущиеся отработавшие газы резонируют в опустевшей «банке» катализатора. Если машина со слабенькой шумоизоляцией, то этот звон будет донимать вас и в салоне во время езды.

    Немного лучшим будет результат, если вместо варварски изъятой начинки катализатора в опустевшую «банку» вставить так называемый пламегаситель. Аналогичного «успеха» можно добиться, если отрезать деталь по трубам полностью, а на её место вварить полноценный пламегаситель. Помогает это решение благодаря тому, что выхлопные газы здесь частично охлаждаются, замедляются и рассеиваются. Бонусом идёт небольшое увеличение ресурса резонатора, в частности, и всей выхлопной системы, в общем.

    Добиться такой же громкости и тональности звучания выхлопной системы, как положено, можно только путём установки нового катализатора. Никакие пламегасители или любой другой колхоз здесь не поможет. Более того, можно до ремонтироваться до того, что машина заметно потеряет в мощности и приёмистости, а также увеличится расход топлива. Вот так-то. Бывает и такое.

    Удаление катализатора и неприятный запах

    Благодаря своим свойствам начинка катализатора нейтрализует резкий запах выхлопа

    После удаления каталитического нейтрализатора отработавшие газы выходят из выхлопной системы «так, как есть». Во-первых, высокая концентрация оксида углерода. Во-вторых, более высокая температура, чем положено. В-третьих, прочие вонючие примеси, которые догорают и разлагаются в рабочем катализаторе. Это ещё не будем трогать качество нашего отечественного топлива…

    По совокупности всех этих факторов из выхлопной трубы начинает доноситься настолько резкий и неприятный запах, что многие этот минус отмечают на форумах, как самый главный. У некоторых вонь проникает в салон, причём, не только во время прогрева двигателя, но и при движении. Избавиться от этого резкого запаха никак невозможно. Перебить его тоже ничем нельзя. Кстати, едущим позади вас в плотном потоке и с включённой печкой — вообще не позавидуешь.

    Удаление катализатора и экология

    Экология мало кого интересует, но катализатор был придуман именно для её сохранения

    Самый большой минус удаления катализатора по факту — это многократное увеличение токсичности выхлопа. А значит — загрязнение атмосферы и ухудшение экологии. Конечно, для многих этот недостаток не является весомым. Да что уж там. Большинству вообще наплевать. Особенно на фоне высоких цен на новые катализаторы. Потеря нескольких тысяч денег всяко заметнее и реальнее, чем ухудшение экологии, о котором все говорят, но мало кто видит.

    Ещё сюда стоит добавить мнение, что небольшой автомобильчик без катализатора, в общем-то, влияет на экологию не так уж и сильно. Особенно часто этот мизерный вред сравнивают с коптящими небо заводами, реактивными самолётами, многотонными кораблями и так далее. Мол, что моя малолитражка по сравнению со всем этим? Эта позиция кажется справедливой. Но только лишь кажется.

    Удаление катализатора и закон

    Нет обязательного технического осмотра — нет проблем

    В нашей стране законом запрещено изменять заводскую конструкцию выхлопной системы автомобиля. Предусмотрена и статья, и наказание. Но на момент написания этого материала всё это работает крайне неэффективно. Наличие и работоспособность катализаторов на дорогах никто не контролирует. Техосмотр не является обязательным. Соответственно, большинство даже не знают, что такой закон вообще существует. В западной части Европы к этому вопросу относятся более серьёзно. За токсичный выхлоп наказывают суммой, которая заметно превышает стоимость нового оригинального катализатора. Но это у них. А у нас…

    Уже несколько лет к ряду всё поговаривают о том, что вот-вот вернут обязательные техосмотры транспортных средств. Если это, всё-таки, случится, то автовладельцам с удалёнными катализаторами, обманками и адаптированными прошивками придётся несладко. Но это будущее. А оно весьма туманно.

    Плюсы и минусы удаления катализатора — итоговая таблица

    Чтобы как можно нагляднее собрать в одну кучу все плюсы и минусы удаления катализатора, лучшего способа, чем таблица, не придумано. Вот она.

    Что даёт удаление катализатора

    Удаление катализатора — нужно ли

    Экономия средств — новая оригинальная запчасть сравнительно дорого стоит, а очевидных выгод автовладельцу не приносит.

    Прямое нарушение действующего законодательства, хотя на данный момент это почти не контролируется сколь-либо серьёзно.

    Расход топлива — при определённых условиях может уменьшится на пару смешных процентов, но тем не менее.

    Нанесение вреда экологии, что с учётом нынешнего количества ездящих без катализаторов автомобилей выглядит не так уж и безобидно.

    Мощность двигателя — есть вероятность, что повысится, равно, как и приёмистость, но опять же, далеко не факт.

    Повышение шумности выхлопной системы, звенящие резонирующие звуки.

    Расход моторного масла — с катализатором связан очень отдалённо, и рассчитывать на сколь-либо заметный результат после его удаления, всё же, не стоит.

    Едкий, резкий и малоприятный запах из выхлопной трубы, который попадает в салон, и не только к вам.

    По итогу — один уверенный плюс, а остальные сомнительные.

    Горит чек после удаления катализатора, что, в общем-то, легко устраняется.

    После вырезки начинки катализатора требуется доработка системы выхлопа с целью «обмана» ЭБУ.

    При неудачном удалении, кроме всего вышеперечисленного:

    2. Ухудшается приёмистость.

    3. Уменьшается мощность.

    4. Страдает резонатор.

    Также стоит отметить, что обманки, которые призваны заменить полноценный катализатор, довольно быстро забиваются, выходят из строя, и часто требуют замены. С перепрошивкой ЭБУ тоже не всё так просто, как об этом говорят в рекламных объявлениях. В общем и целом — получается только один плюс, а в подарок, как говорится, вагон и маленькая тележка минусов.

    Примерно так выглядит типовый каталитический нейтрализатор автомобиля

    Понятное дело, что удаление катализатора для большинства отечественных автолюбителей является вынужденной процедурой. Всё-таки, уровень жизни в стране, зарплаты и цены на запчасти — мягко говоря, не сбалансированы. Вот и получается, что ради одного плюса приходится мириться с десятком минусов. Причём, касается это не только удаления катализатора.

    Как правильно прочистить катализатор автомобиля

    Чтобы обезвреживать токсичные газы, которые выходят из двигателя внутреннего сгорания во время его работы, в автомобиле имеется блок нейтрализатора, размещенный на выходе з выпускного коллектора. При том, что компонент имеет ограниченный срок службы, примерно 150-200 тыс. км пробега, его замена является достаточно накладной, так как запчасть довольно дорогостоящая. Возникает вполне закономерный вопрос: можно ли прочистить катализатор, чтобы таким способом как-то продлить его ресурс? Ответ: прочистка допустима, но нет гарантии того, что результат окажется положительным.

    Оглавление

    Когда пора чистить катализатор?

    Компонент, который сильно похож на бачок резонатора, представляет собой емкость, к которой присоединяется пара патрубков. Внутри имеются мелкие керамические соты, покрытые слоем каталитического вещества на базе благородных металлов, поэтому запчасть так дорого стоит. Отработанные дымовые газы засоряют ячейки нагаром и сажей, поэтому постепенно нейтрализатор становится непроходимым.

    pic 2.2

    Промывка или чистка катализатора дает положительный результат, а также позволяет продлить ресурс компонента в нескольких случаях:

    • При выполнении процедуры в качестве профилактики, задолго до того, как возникнет проблема;
    • Когда у сот нет повреждений, а они просто забиты сажей;
    • Если керамическая структура не оказалась оплавленной в результате того, что в бак заливался этилированный бензин.

    Во всех других случаях автомобильный нейтрализатор потребуется менять на новый или устанавливать какой-то более дешевый элемент, например, пламегаситель, совмещенный с эмулятором корректной работы лямбда-зонда.

    Симптомы загрязнения катализатора

    Если владелец заботится о своем автомобиле, то он не станет ждать, пока катализатор окончательно засорится, переставая выполнять функции, возложенные на него полноценно. Хозяин отслеживает состояние всех элементов, чтобы ситуация не стала критической. Возникает вопрос, как проверить катализатор? Для этого требуется постоянно отслеживать то, как работает автомобиль. Есть симптомы, которые позволяют определить состояние блока. В качестве типичного признака неисправности катализатора можно назвать следующие:

    • Неожиданное снижение мощности автомобиля при езде;
    • Плохой набор скорости без каких-то видимых причин;
    • Иногда возникают сложности с запуском мотора, которые не получается как-то объяснить;
    • Мотор капризничает при работе в холостом режиме;
    • Иногда двигатель отключается самопроизвольно, глохнет;
    • Отмечается повышенный расход топлива, который отличается от естественного;
    • Загорается индикатор Check Engine.

    Если хоть один из названных характерных признаков уже есть, или целый комплекс, то автомобилист должен особенно внимательно рассмотреть катализатор. Есть основания полагать, что он забит.

    В автомобиле, который оборудован парой лямбда-зондов, о наличии какой-то проблемы сигнализирует индикатор Check Engine, размещенный на приборной панели автомобиля. Электроника отслеживает падение производительности нейтрализатора, поэтому выдает соответствующую ошибку.

    Чтобы получить более достоверные сведения, можно воспользоваться приспособлением ODB-2 – это специализированный автосканер. С ним в режиме реального времени можно отслеживать показания с лямбда-зондов и иных датчиков. В руках человека с определенными знаниями и навыками такой прибор способен заменить полноценную диагностику на СТО, сэкономив денежные средства, необходимые обычно для посещения мастерской.

    Чтобы очистка катализатора оказалась успешной, важно поймать момент, когда керамическая начинка еще не пришла в негодность. Поэтому и рекомендуется промывать элемент заранее, не дожидаясь, пока станут поступать тревожные сигналы. Для процедуры требуется минимум финансовых затрат и усилий.

    Методы очистки и актуальные средства

    Катализатор очищается тремя различными способами от сажи и масляного нагара, что активно практикуется на СТО и в частных гаражах:

    • Профилактическая чистка с применением моющих средств, которая выполняется при пробеге в пределах 70-100 тыс. км без снятия с транспортного средства;
    • Механическая чистка;
    • Многократная промывка.

    Для последних двух вариантов требуется демонтировать нейтрализатор и частично его разбирать.

    Чтобы провести профилактическое обслуживание катализатора, в продаже можно встретить специальные жидкости, например, Hi-Gear HG3270. Это средство просто нужно вылить из флакона в топливный бак, а после этого просто эксплуатировать автомобиль в привычном режиме. Устраненная сажа из агрегата будет вылетать наружу одновременно с выхлопными газами.

    Механическая чистка предполагает наличие компрессора и подготовку мелкой наждачной бумаги. Это не самый удачный метод, так как удалить удается только наружные загрязнения, а в глубине керамических сот все равно будет сохраняться часть нагара.

    Для чистки катализатор в снятом виде часто используется аэрозольная жидкость типа ABRO, которой промывают карбюраторы. На практике было доказано, что она не наносит никакого вреда дорогому каталитическому покрытию. В некоторых случаях автолюбители используют этанол, керосин и иную химию на свой страх и риск, но такие средства применять не рекомендовано. Нет точного понимания того, как они воздействуют на дорогостоящие компоненты конкретного транспортного средства.

    Обслуживание: рекомендации

    Если для промывки используется средство Hi-Gear или его аналоги, то требуется просто влить флакон в бензобак перед заправкой автомобиля. При езде керамические соты нейтрализатора будут самостоятельно очищаться, а грязь устраняется через выхлопную систему.

    Чтобы промыть или очистить очень забитый катализатор своими руками, потребуется его демонтировать. Автомобиль нужно загнать на смотровую яму, отсоединить лямбда-зонды и открутить хомуты, которые удерживают компонент на выпускном коллекторе или выхлопной трубе. Далее алгоритм действий должен быть таким:

    • С помощью компрессора тщательно продуть блок с двух сторон;
    • Заполнить соты пеной ABRO для промывки карбюраторов, заливая средство через оба патрубка;
    • Завернуть нейтрализатор ветошью, а потом 20 минут подождать;
    • Полноценно промыть внутреннюю сетку элемента под напором горячей воды, а потом продуть компрессором;
    • Еще раз повторить операцию, а потом просушить катализатор, убедиться, что керамические соты можно насквозь просмотреть.
    • Компонент монтируется обратно на машину.

    В некоторых моделях авто лямбда-зонд установлен непосредственно в корпус нейтрализатора, поэтому его нужно выкрутить перед промывкой, а потом очистить от сажи.

    Если не получилось прочистить блок описанным способом, то можно заполнить компонент керосином или соляркой, а потом оставить на 12-24 часа. Можно разбавить это все ацетоном или растворителем. Спустя сутки проводится процедура чистка с помощью аэрозоля, как это было описано ранее.

    Для механической чистки используется мелкая наждачка и периодическая продувка компрессором. Наружные сеточки нужно аккуратно очищать, оказывая небольшое давление, чтобы хрупкая керамика не пострадала. Этим способом не получится убрать нагар с полостей внутри.

    Иногда автомобилисты не промывают блок, а пробивают насквозь загрязнившиеся соты с помощью металлического предмета. Такой способ освобождения прохода для газов не является нормальным, а уместен он только в случае, если все остальные не дали эффекта. Езда с пробитым катализатором сильно вредит окружающей среде и самому автомобилю.

    ТОП статей

    • Чем отличаются катализаторы?
    • Что ценного в катализаторе?
    • Принцип работы катализатора
    • Зачем нужно удалять катализатор?
    • Можно ли удалять катализатор?
    • Признаки забитого катализатора
    • Что делают с удаленными катализаторами?
    • Состав катализатора
    • Удаление катализатора
    • Установка обманки катализатора
    • Установка пламегасителя
    • Нужно ли вырезать катализатор?
    • Как проверить забит ли катализатор?
    • Как проверить работоспособность катализатора?
    • Температура катализатора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *