Как ремонтируют турбины автомобилей
Перейти к содержимому

Как ремонтируют турбины автомобилей

  • автор:

Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя

Еще не так давно турбина считалась чем-то диковинным. Сегодня же ее можно установить практически на любой автомобиль. А некоторые производители оснащают серийные машины даже семейного класса турбированными моторами. Такую популярность агрегата легко объяснить: турбина позволяет повысить мощность авто, при этом практически не увеличивая его массу. Конечно, как и любой механизм, турбокомпрессор может выйти из строя. И как только агрегат начинает «барахлить», приходит время задуматься о его ремонте. Многие умельцы в целях экономии берутся за починку сами. В статье расскажем, как отремонтировать турбину своими руками и с какими сложностями может столкнуться автолюбитель.

Краткий обзор системы турбонаддува

Вроде бы все понятно: благодаря турбине авто становится резвее и «оборотистее». Но как именно работает механизм? Следует сразу отметить: лошадиных сил в двигателе больше не становится. Мощность мотора напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл [1] . Без кислорода этот процесс невозможен, и автомобильные конструкторы придумали бесперебойную систему подачи воздуха к двигателю — турбокомпрессор. Такое усовершенствование двигателя позволяет решить сразу несколько проблем. Турбина, как мы уже отметили, повышает мощность авто, а вот рабочий объем цилиндра остается прежним, как и расход топлива. Еще один немаловажный момент: колесо компрессора, которое и нагнетает воздух в двигатель, приводится в движение с помощью отработавших газов. Таким образом, для работы самой турбины требуется минимум энергии. А поскольку топливо в таком моторе расходуется эффективнее, выхлоп становится чище, и в воздух попадает меньше токсичных веществ.

Турбокомпрессоры все время подвергаются существенной модернизации. Раньше при резком нажатии на педаль в автомобиле с турбодвигателем водитель неизбежно сталкивался с таким явлением, как «турбояма». Это означает, что рост мощности мотора задерживался, поскольку турбине нужно было время, чтобы раскрутиться, а компрессору — чтобы подать в цилиндры порцию сжатого воздуха достаточного объема. А после того как «турбояма» оказывалась позади, происходил «турбоподхват»: давление резко возрастало и двигатель, наоборот, набирал максимальную мощность. Само собой, это негативным образом сказывалось на качестве вождения.

Инженеры нашли способ повысить крутящий момент при низких оборотах и снизить инертность турбонаддува — причем не один: сегодня существует четыре вида турбокомпрессоров, в которых эффекты «турбоямы» и «турбоподхвата» сглажены. Обусловлено такое разнообразие особенностями двигателей, на которых устанавливаются механизмы. В зависимости от этого можно выделить:

  1. Турбины с изменяемой геометрией впускного канала . В них изменяется площадь входного канала для выхлопных газов мотора, что позволяет оптимизировать их поток. Благодаря этому обеспечивается равномерная тяга. Чаще всего турбонаддув такого плана используется для дизельных силовых агрегатов, например для двигателей TDI от Volkswagen.
  2. Турбины с комбинированным — механическим и турбинным — наддувом . На низких оборотах мотора работает механический наддув, а на высоких — турбина. Такой турбокомпрессор ставится на бензиновые двигатели TSI (так называемые моторы двойного наддува с послойным впрыском) от Volkswagen.
  3. Twin-turbo . Это, по сути, два последовательно расположенных компрессора с различной производительностью, то есть для разных оборотов двигателя. Сразу после нажатия педали газа в действие вступает малая турбина, скорость и обороты растут, и к ней «подключается» вторая. Дальше они работают вместе. Схема twin-turbo считается особенно эффективной, но используется нечасто.
  4. Biturbo — тоже два компрессора, но располагаются они параллельно. Применяется данный механизм, как правило, в мощных силовых агрегатах: так, турбиной оснащается каждый ряд цилиндров V-образного двигателя. Важно отметить, что две небольшие турбины менее инертны, чем одна крупная, поэтому «турбояму» и «турбоподхват» система biturbo также выравнивает.

И все же сама турбина независимо от вида механизма имеет стандартную конструкцию. Перечислим узлы и элементы системы турбонаддува в порядке движения воздушного потока:

  1. выпускной коллектор двигателя;
  2. собственно турбина (турбинная улитка);
  3. картридж;
  4. система подачи воздуха;
  5. компрессор (центробежный нагнетатель, или компрессорная улитка);
  6. интеркулер (промежуточный охладитель наддувного воздуха);
  7. прочие детали и расходные материалы.

Турбокомпрессор — это нагружаемый механизм, работающий в условиях резкого изменения температур. Турбина находится в тесной взаимосвязи с основными узлами мотора, такими как системы впуска и выпуска отработавших газов. Преждевременная выработка ресурсов турбокомпрессора часто связана с неисправностью смежных систем. Даже незначительное отклонение в работе любого узла приводит к снижению работоспособности турбонаддува.

Конечно, не всегда виноваты другие системы — сломаться может и какая-либо деталь самого наддувного механизма. И, несмотря на то что все турбины устроены по общей схеме, различия между ними могут быть. Эти особенности часто заложены даже в электронном блоке управления двигателем. Поэтому определить их на глаз не получится.

Сами системы турбонаддува усложняются из года в год, а для изготовления деталей механизма используются новые материалы. Но до сих пор в представлении многих автолюбителей ремонт турбины — это простая замена картриджей. На деле же приходится учитывать огромное количество важных моментов: вид компрессора, состояние смежных с ним систем, связь механизма с электронным блоком управления двигателем, особенности данной турбины и так далее. Ремонт турбины дизельного или бензинового двигателя своими руками может оказаться гораздо более сложным, чем представлялось изначально.

Процесс ремонта турбины двигателя своими руками

В идеале все должно начинаться с безошибочного установления причин поломки или неправильной работы турбокомпрессора. Хотя у автовладельца, затеявшего ремонт турбины своими руками, трудности могут возникнуть уже на данном этапе, ведь без профессионального оборудования для диагностики ошибиться крайне легко. Но вернемся к возможным причинам неисправностей — их много, но самыми распространенными являются следующие:

  • попадание в турбину посторонних предметов;
  • недостаточное количество смазки (так называемое «масляное голодание»);
  • загрязнение масла;
  • превышение допустимой частоты вращения крыльчатки.

Впрочем, независимо от того, что послужило причиной неполадок турбины, процесс ремонта должен происходить поэтапно:

  1. Компьютерная диагностика . Без нее демонтировать турбокомпрессор нельзя. От диагностики зависит результат ремонта. Так почему не получится обойтись без спецоборудования? Бывает, что турбина, которую автовладелец собирается ремонтировать, на самом деле исправна, а неполадки нужно искать в двигателе или блоке управления. Еще чаще турбокомпрессор ломается из-за других, куда более серьезных проблем в моторе. Компьютерная диагностика все это покажет, а простой осмотр — нет.
  2. Демонтаж турбокомпрессора . Демонтаж турбонаддува для последующего ремонта провести самостоятельно вполне реально, если соблюдать правильную последовательность. К тому же снимать турбину с двигателя нужно крайне осторожно, чтобы не задеть и не повредить смежные механизмы и саму систему наддува. Перед проведением работ следует отключить всю электронику автомобиля и открыть доступ к турбокомпрессору. Сначала отсоединяются все трубки, затем — турбинная и компрессорная улитки. Когда эти части демонтированы, можно снимать колеса компрессора. В последнюю очередь извлекаются уплотнительные вкладыши.
  3. Разборка и осмотр агрегата. Разбирать турбокомпрессор в гараже небезопасно — в механизм могут попасть пыль, грязь и иные посторонние предметы. Поэтому процедура должна проходить в оборудованной и подготовленной чистой мастерской. Тем более что сразу после первой дефектовки деталей турбины (оценки элементов компрессора на предмет дефектов) их следует очистить. А справиться с этим этапом без специальных аппаратов точно не получится.
  4. Очистка . Все элементы необходимо изнутри и снаружи очистить от нагара, а также остатков масла, пятен ржавчины, пыли и грязи. Трубки маслоподачи и слива помещают в ультразвуковую ванну, а корпус очищают с помощью промышленного пескоструйного аппарата. Можно предположить, что такое оборудование есть, мягко говоря, не у каждого автовладельца. А непрофессиональная очистка способна привести к новым поломкам агрегата после его установки.
  5. Повторный осмотр. Как правило, после очистки можно увидеть больше дефектов, поэтому детали еще раз осматривают. Изношенные и деформированные комплектующие меняют на новые. Обычно это подшипники и уплотнители — резинки, прокладки. Их берут из заранее подготовленного ремкомплекта. Лучше приобретать оригинальные комплектующие для каждой марки авто.
  6. Балансировка роторной части . Это обязательный этап перед сборкой турбины. Чтобы сбалансировать ротор, нужен балансировочный станок и комплект балансировочных клапанов. Если пропустить данную процедуру, в дальнейшем это приведет к дисбалансу ротора, увеличению уровня вибрации, а затем и к повреждению механизмов.
  7. Сборка агрегата . Собирать турбокомпрессор можно, только если ротор правильно сбалансирован. Детали нужно аккуратно вернуть на прежние места.
  8. Испытания турбины . Собранный турбокомпрессор тестируется на специальном стенде. Во время испытаний механизма проверяют:
    • работу датчика давления воздуха;
    • давление на выходе из турбины;
    • осевой люфт;
    • наличие утечки масла;
    • показатели наддува;
    • наличие дисбаланса.

    К слову, если технологический дисбаланс все-таки выявили после сборки, его реально устранить. Правда, сделать это можно с помощью добалансировочного стенда, который, как и любое другое профессиональное оборудование, есть только в сервисном центре.

  9. Анализ состояния актуаторов — электронных или механических регулировочных клапанов — и их калибровка . Отдельно проверяется исправность клапанов сброса выхлопных газов. Если они не будут выполнять свои функции в полном объеме, двигатель и турбина станут регулярно подвергаться перегрузкам. На этом этапе также настраивают и устанавливают клапан регулировки давления.
  10. Монтаж турбокомпрессора . При установке агрегата выполняются те же действия, что и при демонтаже, но в обратной последовательности. На этом этапе, как и во время сборки турбины, особенно важно соблюдать чистоту. Ведь даже мельчайшие частицы грязи могут привести к износу элементов — и турбокомпрессор снова сломается.

Теоретически некоторые из описанных операций с турбиной можно провести самостоятельно — например, демонтаж и разборку агрегата, а также сборку и установку компрессора обратно. Между тем такие важные процедуры, как компьютерная диагностика, балансировка, очистка и испытание турбины, выполняются лишь в специализированных центрах. Дорогостоящее оборудование могут позволить себе далеко не все гаражные автомастерские, не говоря уже о самих владельцах машин. Поэтому водителю, который задумался о том, стоит ли самому начинать ремонт турбины, но еще окончательно не решился, с активными действиями спешить не нужно. Риск нанести двигателю еще больший вред и отсутствие гарантий — серьезные аргументы явно не в пользу непрофессионального вмешательства.

Ремонт турбин для «дизеля» и не только

Для дизельных двигателей установка турбины фактически является единственным способом увеличить мощность. Поэтому турбодизельные моторы встречаются чаще, чем бензиновые. Чтобы автовладельцу было проще окончательно разобраться, возможен ли ремонт дизельных и бензиновых турбин своими руками, рассмотрим несколько примеров.

  1. Volkswagen Passat Это одна из самых популярных моделей среднеразмерных автомобилей в мире. И с необходимостью ремонта турбины «Фольксвагена» — своими руками или нет — сталкиваются многие водители. Как владельцы этой модели распознают поломку турбокомпрессора? Во-первых, увеличивается расход масла, а дым из выхлопной трубы становится сизым либо черным. Во-вторых, о неполадках могут сказать шум во время работы двигателя и потеря его мощности. Все эти «симптомы» возникают по разным причинам, но, если владелец решил своими руками отремонтировать турбину «дизеля» или бензинового двигателя «Пассата», найти точную ему будет непросто. Предположим, хозяин авто уверен, что проблема заключается, например, в низком давлении масла (хотя, напомним, без компьютерной диагностики определить это практически невозможно). Тогда ему нужно поднять машину и слить масло, после чего рекомендуется заменить масляный фильтр и регулятор давления топлива. Далее снимаются патрубки воздушного фильтра, откручиваются болты, с помощью которых держатся трубки для возврата масла из турбины. Затем открепляются патрубки интеркулера и перепускной клапан, после — кожух воздушного фильтра и защитный лист, находящийся на его коробе. Только после этого можно отсоединить от турбокомпрессора патрубки, а от цилиндров двигателя — трубку для подвода масла и трубку охлаждения. Следующий этап — снятие катализатора: откручивается шесть болтов, на трех из них турбина крепится к выпускному коллектору. После остается только трубка возврата масла — это единственное, на чем теперь держится турбина. Чтобы отсоединить ее и таким образом полностью демонтировать турбокомпрессор, понадобятся два человека: одному придется держать агрегат сверху, а второму — откручивать трубку снизу. Очевидно, что даже снять турбину с двигателя Volkswagen Passat под силу не каждому. Это сложный и многоэтапный процесс, во время которого автовладелец рискует ошибиться и сломать что-нибудь еще. А ведь впереди еще много работы: нужно осмотреть и разобрать, турбину, провести очистку и дефектовку деталей, заменить износившиеся элементы и только потом отремонтировать сломанные. При этом ремонт турбины «Пассата» своими руками, как мы уже выяснили, будет сильно отличаться от профессионального.
  2. КамАЗ 44108-10 Седельный тягач этой модели оснащен турбодизельным двигателем «КамАЗ 740.30-260». По конструкции турбины на этом грузовике мало чем отличаются от турбокомпрессоров легковых авто. Распознать поломку агрегата в КамАЗ 44108-10 можно практически по таким же «симптомам», как и у «Пассата»: по выхлопу синего, черного или белого цвета, свисту либо скрежету при работе мотора, низкой динамике разгона, увеличившимся «аппетитам» тягача и так далее. Начнем с того, что снять турбину с двигателя грузовика гораздо сложнее, чем с «легковушки». Как бы то ни было, начинать ремонт турбины КамАЗа своими руками следует опять-таки с визуального осмотра. Ведь, не выявив суть проблемы, к активным действиям приступать не стоит. Перед разборкой турбины лучше поставить метки на корпусе, чтобы после ремонта было проще вернуть детали в прежнее положение. Демонтаж агрегата начинается с креплений. Затем отсоединяются холодная улитка и ротор турбины, а после — корпус. Потом изымаются стопорные кольца, подшипник и другие детали. Конечно, это весьма условное описание всего процесса. На самом же деле здесь много нюансов:
    • турбинная улитка нередко прикреплена слишком плотно, и с ее демонтажем могут быть проблемы;
    • при проверке люфта вала необходимо учитывать, что небольшой поперечный люфт, не более 1 мм, допустим;
    • для снятия колес компрессора понадобится специальный съемник и так далее.

В принципе, следующие этапы ремонта турбины на КамАЗе 44108-10 все те же: ее разборка, осмотр элементов, их очистка, дефектовка, замена деталей и ремонт, повторный осмотр, балансировка роторов, сборка и добалансировка, тестирование, анализ и калибровка актуаторов, монтаж.

Как мы помним, это оптимальная схема всего процесса. А на вопрос о том, возможно ли следовать ей, выполняя ремонт турбины в гаражной мастерской или собственном гараже, попробуем ответить ниже.

Можно ли самому отремонтировать турбину: подводим итоги

Исходя из всего вышеописанного, можно с уверенностью говорить о том, что самостоятельный ремонт сопряжен с огромными рисками. Без знаний всех правил, без навыков и опыта, спецоборудования, фирменных комплектующих и расходных материалов шансы на то, что ремонт принесет желаемый результат, ничтожно малы.

В лучшем случае произойдет следующее: автовладелец сделает все, что возможно выполнить в «гаражных» условиях, — и спустя время поломка напомнит о себе. Еще один распространенный сценарий: водитель снимет и разберет турбину, но в процессе не учтет каких-либо нюансов или повредит узлы и детали самого двигателя. После проведения всех простейших необходимых мероприятий автовладелец установит агрегат обратно и заведет поврежденный мотор. В результате хозяин машины не только не исправит проблему, но и останется без рабочего автомобиля. Именно поэтому такое неквалифицированное вмешательство может обойтись дороже, чем услуги мастеров из специализированных сервисных центров.

Ресурс турбины ограничен, и со временем агрегат ломается. Чаще всего автовладельцы берутся за самостоятельный ремонт турбины. Их мотив довольно прост — экономия. Но непрофессиональное вмешательство может привести к окончательной порче механизма. Поэтому большинство «умельцев» неизбежно сталкиваются с дополнительными расходами, ведь нужно устранить ошибки и все-таки починить турбину . Лучше не полагаться на удачу, а сразу обратиться в специализированную компанию: опытные мастера знакомы со всеми правилами, используют необходимое оборудование и оригинальные расходники.

  • 1 https://clck.ru/MkgCt

Как проходит ремонт турбин двигателя: простыми словами о сложном процессе

Мотор с турбонаддувом, некогда считавшийся атрибутом исключительно дорогих машин , сегодня уже никого не удивляет. Турбокомпрессоры все чаще устанавливают не только на дизельные, но и на бензиновые двигатели. Это и понятно: турбированный мотор мощнее и эффективнее обычного атмосферного. Однако ничего вечного нет, и в один не слишком прекрасный день турбокомпрессор может сломаться. По каким признакам понять, что это произошло, где отремонтировать турбину и как убедиться в том, что работу выполнили качественно, читайте в нашей статье.

Когда требуется ремонт?

На первый взгляд турбина может показаться простым устройством. Поток отработанных газов вращает крыльчатку, которая, в свою очередь, приводит в движение колесо компрессора, закрепленное на том же валу. Компрессор подает воздух под давлением в цилиндры двигателя. Увеличивается содержание кислорода в топливовоздушной смеси, соответственно сжигается больше горючего. При прежнем объеме камеры сгорания и том же количестве цилиндров мотор работает эффективнее. Его мощность возрастает на 20–30% по сравнению с атмосферным двигателем. Преимущество очевидно, и принцип работы понятен любому.

Но при этой кажущейся простоте двигатель с турбонаддувом устроен сложнее атмосферного, а значит, вероятность его поломки выше. И деталь, которая раньше всего выходит из строя, — это сама турбина. Хотя номинально ее ресурс соответствует сроку службы мотора, на практике это далеко не всегда так. Причем в бензиновых двигателях турбокомпрессор больше подвержен износу. Это связано с более высокой температурой отработанных газов.

На заметку
Кроме повышенной мощности, у турбированных двигателей есть еще одно немаловажное преимущество — экологичность. За счет принудительной подачи воздуха топливо в них сжигается эффективнее, образуется меньше вредных продуктов сгорания. В то же время есть и минусы: мотор с турбонаддувом более требователен к качеству масла и топлива, а также требует частой замены воздушного фильтра.

На продолжительность жизни турбины влияют уход за автомобилем и манера вождения. При преимущественно спокойной езде, использовании качественного масла определенных марок и хорошего топлива, регулярной замене воздушного фильтра средний ресурс турбокомпрессора в бензиновом моторе составит 150 000 км, в дизельном — в два раза больше [1] .

Но, как бы бережно вы ни обращались с автомобилем, рано или поздно придется отремонтировать турбину двигателя. Не всегда удается сразу понять, что этот момент наступил. Турбокомпрессор выходит из строя постепенно, и нужно внимательно следить за работой машины, чтобы заметить признаки неисправности.

Снижение мощности двигателя чаще всего указывает на то, что в камеру сгорания стало поступать меньше воздуха. Причины этой проблемы разнообразны: от засорения воздушного фильтра или канала подачи воздуха до утечки во впускной или выпускной системе. Утечка может возникнуть из-за трещин и других механических повреждений, из-за отсутствия герметичности соединений.

Синий дым при разгоне появляется вследствие того, что в цилиндры попадает масло. Значит, где-то происходит его утечка. Внимательный автовладелец при этом заметит, что расход масла увеличился. Причиной утечки может стать неисправность турбины.

Шум при работе турбокомпрессора свидетельствует о нарушении герметичности. Необходимо проверить целостность всех трубопроводов, прочность креплений, качество уплотнителей.

Один и тот же признак может быть проявлением различных неисправностей. Самая частая поломка — повреждение подшипников ротора из-за износа или, что более вероятно, из-за неправильной эксплуатации. Другие распространенные проблемы — коксование вала (ведет к перегреву и быстрому выходу из строя), разрушение лопастей турбины, механические дефекты, вызванные попаданием песка и других загрязнений, неисправность актуатора (вакуумного регулятора).

Нередко все эти причины оказываются не самостоятельными, а лишь сопутствующими. Чтобы найти настоящий источник поломки, необходимо провести тщательную диагностику.

Как проходит процесс

Ремонт турбин двигателей — задача не из простых. В большинстве обычных мастерских за эту работу просто не возьмутся, а в качестве решения проблемы посоветуют заменить турбокомпрессор. Причина — в отсутствии специализированного оборудования, которое необходимо для осуществления тонкой настройки турбины. Квалификация мастеров тоже зачастую оставляет желать лучшего.

Впрочем, еще хуже, если вам пообещают восстановить турбину в автосервисе, где нет ни современного оборудования для балансировки, ни оригинальных комплектующих. В этом случае желание сэкономить наверняка обернется еще бóльшими расходами. Весь ремонт, скорее всего, будет заключаться в замене картриджа — центральной части турбины. Обычно в «гаражных» мастерских применяют изделия китайского производства, которые выпускаются с многочисленными дефектами. Не говоря уже о том, что установка нового картриджа — даже идеально отбалансированного — отнюдь не гарантирует устранения проблемы, ведь причина неисправности, как мы выяснили, может скрываться в других частях турбины или даже находиться за пределами турбокомпрессора.

Некачественно отремонтированная турбина прослужит недолго и вскоре потребует замены. Но главная опасность в том, что эксплуатация неисправного турбокомпрессора может привести к поломке самого двигателя.

Так что выход один: искать должным образом оснащенный технический центр, где можно отремонтировать турбину, включая проведение комплексной диагностики, в соответствии со всеми правилами. К слову, такие сервисы есть пока только в столице и некоторых крупных городах. Иногда они оказывают услуги и для жителей регионов, организуя доставку транспортными компаниями.

Ремонт турбины дизельного двигателя в профессиональном техцентре проводят в несколько этапов.

  • Турбокомпрессор демонтируют с автомобиля.
  • Снимают «улитки» турбины и компрессора, разбирают картридж на составные элементы.
  • Производят глубокую трехступенчатую очистку всех деталей турбокомпрессора. Сначала их помещают в моечную машину и промывают активным раствором. На этой стадии удаляются основные загрязнения. Затем проводят пескоструйную обработку крыльчатки турбины, компрессорного колеса, «холодной» и «горячей» «улиток» — при условии, что первичный осмотр этих деталей не выявил механических повреждений (в противном случае они подлежат замене). Наконец, в ультразвуковой ванне промывают патрубки, чтобы окончательно удалить остатки масла.
  • Выполняют диагностику. Это самый сложный и ответственный этап ремонта. Специалист производит визуальный осмотр деталей: некоторые повреждения можно увидеть невооруженным глазом. Проверяют целостность вала, подшипников, оценивают степень их износа. С помощью специального оборудования определяют герметичность впускной и выпускной систем, интеркулера (охладителя воздуха), состояние электромагнитных клапанов.
  • По результатам диагностики проводят дефектовку: составляют перечень деталей, которые подлежат замене. Заказывают необходимые комплектующие — подшипники, втулки, уплотнительные кольца и так далее.
  • После замены деталей производят балансировку. Это многоступенчатый процесс. Сначала балансируют вал. Затем на него устанавливают колесо компрессора и снова выполняют балансировку. После этого на отдельном стенде балансируют картридж — центральную часть турбины.
  • Собирают воедино все узлы турбокомпрессора.
  • С помощью программатора настраивают актуатор, регулируют геометрию турбины.
  • Устанавливают отремонтированный турбокомпрессор на автомобиль.

Ремонт бензиновых турбин проводится по той же технологии.

Если все перечисленные мероприятия были выполнены, можно уже почти не сомневаться, что ремонт сделали качественно. Для сравнения: в «гаражной» мастерской список этапов будет намного короче, ведь весь процесс ограничится разборкой, заменой картриджа и сборкой турбины. Так что перед ремонтом имеет смысл заранее поинтересоваться у мастеров, какие работы они планируют провести.

Помимо этого, серьезные технические центры обязательно предоставляют гарантию на свои услуги. Ее срок зависит от особенностей ремонта и составляет в среднем 6–12 месяцев.

Что учесть при ремонте турбины дизельного и бензинового двигателя

Поломки турбины не всегда возникают изолированно: им порой сопутствуют и другие неисправности. Это значит, что одного лишь ремонта турбокомпрессора может оказаться недостаточно. Чтобы гарантированно выявить и устранить все имеющиеся проблемы, требуется комплексная диагностика автомобиля и, возможно, смежные услуги. В связи с этим специалисты рекомендуют обращаться в техцентры, где проводятся все виды работ.

Смежные услуги при восстановлении турбин могут включать:

Удаление сажевого фильтра в дизельных двигателях. Эта деталь, как следует из названия, предназначена для того, чтобы уменьшить выбросы сажи, которая образуется из-за неполного сгорания топлива. Когда фильтр чист, проблем нет. Но по мере эксплуатации автомобиля он засоряется, и тогда возникают неприятности: увеличивается расход топлива, повышается температура, вследствие чего турбина перегревается и может выйти из строя. Прочистка и замена сажевого фильтра не помогают: результата хватает ненадолго. Единственно разумным решением остается удаление. Но просто вырезать «сажевик» — это не выход: необходимо именно программное отключение.

Удаление катализатора . Эта операция часто сопутствует ремонту турбины бензинового двигателя. У катализатора та же функция, что и у сажевого фильтра, — уменьшать вредные выбросы в атмосферу. Он тоже имеет ограниченный ресурс работы, со временем засоряется и становится источником проблем, в том числе с турбиной. Поэтому многие автовладельцы принимают решение удалить эту деталь. Одновременно требуется перепрограммирование датчиков кислорода (иначе они будут реагировать на отсутствие катализатора и выдавать ошибки). Такие манипуляции производятся в специализированной мастерской.

Глушение клапана ЕГР . Система рециркуляции выхлопных газов (EGR) тоже решает экологическую задачу — снижает выбросы оксидов азота. Но по мере исчерпания ресурса она начинает отрицательно влиять на работу двигателя. Менять ЕГР сложно и дорого, и иногда самым разумным решением становится отключение системы, точнее, главной ее детали — клапана. А поскольку в современных автомобилях они имеют электронное управление, механического изъятия недостаточно — нужно перепрограммирование контроллера. Своими руками такую операцию не выполнить.

Отремонтировать турбину намного дешевле, чем установить новую. Но это сложная работа, и на обычных СТО ее не выполняют. Замена картриджа чаще всего не решает проблемы: необходим капитальный ремонт с диагностикой, который проводится только в специально оснащенных техцентрах.

  • 1 https://www.drive2.ru/b/519450250843259176/

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

За последние полтора-­два десятилетия автомобили с бензиновыми турбированными двигателями перешли на авторынке из разряда чего-­то экзотического и малопонятного обывателю едва ли не в категорию мейнстрима. Сегодня редкий автопроизводитель, работающий в России, имеет в своей линейке модели, вообще не оснащаемые турбомоторами. Однако турбонаддув — система сложная, а там, где сложность конструкции, — там и большая вероятность поломок. Обозреватель «Движка» своими глазами увидел, как работает современная мастерская по ремонту автомобильных турбин, и выяснил, почему такой ремонт лучше доверять только профессионалам.

Процесс демонтажа и ремонта турбины нам продемонстрировали специалисты сервисного центра CAReta и компании «БР Турбо», специализирующейся на продаже и ремонте турбокомпрессоров. «Подопытным» автомобилем стал хэтчбек BMW 116i с турбокомпрессором Garrett. Владелец машины обратился на сервис с жалобами на потерю мощности двигателя и посторонние звуки в процессе его работы.

Механики СТО быстро определили одну из причин поломки: масляное голодание. От недостатка смазки турбина как высокооборотистый узел страдает, как правило, в первую очередь, поэтому турбокомпрессор автомобиля также был проверен. Выяснилось, что масляное голодание пагубно повлияло и на него.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Демонтаж турбины — процесс, в целом стандартный для большинства автомобилей, отличия же проявляются в том, снимается ли турбина вместе с выпускным коллектором и охлаждается ли она антифризом. Механики отсоединяют выхлоп (все, что касается горячей части), систему подачи антифриза (если она есть), систему подачи масла, а также патрубки системы наддува. Все просто, однако только на словах. На деле же процесс снятия турбины со «116­го» BMW занял более трех часов.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Снятая с машины турбина уже в мастерской «БР Турбо» поступает прежде всего на диагностику, в рамках которой выясняется причина выхода узла из строя. Сотрудникам СТО ее называют, в частности, для того, чтобы они проверили также работоспособность двигателя.

Первый этап диагностики — проверка актуатора при помощи специального пневматического инструмента, который может создавать как давление, так и разрежение. В данном случае мы имеем обычную турбину с заслонкой вестгейта. Этот элемент часто выходит из строя в процессе эксплуатации и разбивает внутреннюю часть самой заслонки. В нашем случае мембрана оказалась целой, но калитка вестсгейта имела люфт.

Далее производится визуальный осмотр крыльчаток с турбинной и компрессорной стороны, маслоподающих каналов на корпусе подшипников. Проверяется, не задевает ли ротор при вращении непосредственно корпус. Уже на этом этапе иногда понятно, в каком состоянии турбина.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Второй этап — разборка и дефектовка. Снимается горячая часть (она же «коллектор турбины», или «корпус турбины»). Механик при помощи пескоструйного аппарата очищает корпус узла от нагара и других загрязнений, проверяет его на предмет дефектов, главным образом — сквозных трещин. Если трещин нет — специалисты извлекают калитку вестгейта, вынимают шток, ремонтируют узел путем замены направляющей и убирают износ на самой лапке этого элемента. В дальнейшем актуатор в сборе устанавливается и настраивается при сборке готовой (отремонтированной) турбины.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Далее до конца извлекается и дефектуется картридж турбокомпрессора из так называемой холодной «улитки» (она же «корпус компрессора», не путать с «корпусом турбины»). В нашем случае видимых повреждений колеса турбины не было; был небольшой нагар, но сажа — сухая (то есть турбина масло не гнала). Далее до конца извлекается картридж из так называемой холодной «улитки». В нашем случае видна черная крыльчатка — вся в нагаре от масла. По словам специалистов «БР Турбо», это свидетельствует о том, что мотор «сапунил», то есть вентиляция картерных газов, скорее всего, была нарушена и из шланга вентиляции картера во впускной коллектор шли газы с парами масла. Так что при установке отремонтированной турбины на это надо будет обратить особое внимание.

Далее разбирается сам картридж — рабочий элемент турбины. В системе крепления крыльчатки турбокомпрессора применяется обратная резьба — по ходу ее движения. То есть во время вращения колеса компрессора гайка крепления самозатягивается. Откручивается же она лишь в том случае, когда происходит резкая остановка ротора — чаще всего из-­за масляного голодания или попадания в систему какого-­либо твердого предмета. Конкретную причину необходимо выявить и устранить, иначе менять турбокомпрессор можно будет бесконечно — он все равно будет выходить из строя. В нашем случае крыльчатка турбокомпрессора внешних дефектов не имеет — этот элемент можно будет установить повторно.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Следующим этапом извлекается ротор турбины из корпуса подшипников. Далее корпус подшипников разбирается полностью, из него вынимаются все уплотнительные элементы, все подшипники скольжения. После этого корпуса чистят и дефектуют на предмет трещин; проверяют места в корпусе подшипников под газомасляные уплотнители, которые находятся на роторе турбины, а также сам корпус на предмет сколов по посадочным местам и промеряют все зазоры в корпусе, которые должны соответствовать номинальным значениям. Если все элементы не изношены — корпус подшипников можно оставить.

Ротор турбины отмывается, проверяется на биение и дефекты по рабочим поверхностям. Если он не бьет и износа рабочих поверхностей нет (это измеряется специальным инструментом) — ротор также можно оставить. Применяется специальный ремонтный набор: новые втулки (они же — подшипники скольжения), газомасляные уплотнители, межбалансиры, дистанционные шайбы заменяются по умолчанию.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

В нашем случае диагноз, поставленный специалистом «БР Турбо» продиагностированной турбине, гласил, что ротор все­таки подлежит замене (в местах установки подшипников скольжения были обнаружены следы абразива и перегрева — это следствие нечастой замены масла и, соответственно, масляного голодания).

В процессе финальной сборки компрессор балансируется в два этапа. Стенд начальной балансировки позволяет проверить состояние нового ротора или старой детали, прошедшей все проверки, и отбалансировать его перед сборкой в статическом и динамическом режимах.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

На втором этапе картридж собирается и устанавливается на стенд CIMAT Big­Twin, на котором происходит проверка правильности сборки картриджа, проверка его на утечку и выявление остаточного дисбаланса сначала на малых оборотах балансировки — до 11 тыс. об/мин. Далее, после проверки и балансировки картриджа на малооборотистом стенде, картридж устанавливается для балансировки на высокоскоростной. Картридж ремонтируемой турбины раскручивается при этом до 140 тыс. об/мин. Остаточный дисбаланс, заданный заводом­изготовителем, на таких оборотах не должен превышать допустимого значения. После всех этапов балансировки производится сборка агрегата.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Турбокомпрессор в сборе устанавливается на станок CIMAT TurboTest для финишной настройки турбокомпрессора. На данном стенде производится настройка актуатора турбокомпрессора и калитки вестгейта в динамическом режиме, которая возможна только при наличии подачи масла и запуска турбокомпрессора на оборотах, приближенных к рабочим, на всех этапах его работы. Этот высокотехнологичный стенд позволяет учитывать все погрешности и полностью имитирует работу турбины, когда она установлена на автомобиле. На стенде также проверяется коэффициент давления наддува в сравнении с оригинальными показаниями, которые размещены в базе данных станка. За счет этого можно откорректировать давление наддува.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

Результаты проверок распечатываются и выдаются клиенту, кроме того, он получает старые запчасти и (в обязательном порядке) техническую карту по установке турбины. Большинство автосервисов, по словам специалистов «БР Турбо», пренебрегает требованиями к надлежащей установке турбокомпрессора. В частности, механики сплошь и рядом устанавливают турбины на прокладки, обмазанные герметиком (а иногда и вовсе без прокладок — только на герметик), хотя абсолютно все производители турбокомпрессоров запрещают ставить их на нештатные уплотнители. В целом же, как отмечают представители компании, некачественная установка — одна из основных причин поломки турбин.

Как ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиляКак ремонтируют турбины: выясняем на примере реального автомобиля

До ремонта (слева) и после ремонта.

Каков итог?

По словам специалистов компании «БР Турбо», современный турбокомпрессор — узел весьма и весьма надежный. Бояться турбомоторов как таковых автомобилистам не стоит: турбина на нынешних машинах без проблем отходит положенный ей срок. Как продлить жизнь турбокомпрессору? Вовремя менять масло, масляный и воздушный фильтры, не насиловать машину частой ездой в псевдогоночном стиле и правильно эксплуатировать мотор. «Правильно эксплуатировать» — значит, не пренебрегать советами, которые когда­то давали автовладельцам едва ли не все продавцы турбированных автомобилей.

Например, в конце поездки лучше сразу не глушить мотор, а дать ему какое-­то время (при штатных режимах движения достаточно 10–15 секунд) поработать на холостых оборотах, чтобы успел остыть ротор турбокомпрессора. При внимательном отношении к автомобилю турбина, как отмечают специалисты, вполне в состоянии прослужить на протяжении 200–250 тыс. км пробега.

Менять масло в турбомоторах нужно чаще, чем в случае с атмосферными двигателями, поскольку турбокомпрессор очень сильно нагревает масло и оно теряет свои свойства быстрее, чем при работе в «атмосфернике». Если же заменой масла пренебрегать, это приводит к карбонизации, образованию отложений на рабочих поверхностях — и турбокомпрессор преждевременно выходит из строя.

В заключение — о главном: цене вопроса. Новая турбина Garrett для BMW 116i стоила на момент подготовки этого материала 74 500 рублей. За ремонт турбокомпрессора владелец машины, о которой шла речь, заплатил 27 000 рублей и еще около 20 тысяч — за монтаж/демонтаж турбины. Так что ответ на вопрос, что выгоднее — правильно эксплуатировать турбомотор или менять в случае чего турбокомпрессор, — думается, очевиден…

Благодарим компанию «БР Турбо» и сервисный центр CAReta за помощь в подготовке материала.

Как ремонтируют турбины? Почему ломаются?

Выработка срока службы – одна из первопричин выхода со строя автотурбины, но не самая главная. Автовладельцам полезно знать, почему ломаются турбины, и как продлить пробег авто без ремонта.

Проблемы турбины

Неполадки в механизме турбины вызывают:

  1. Неподходящая смазка. Водители зачастую пренебрегают инструкцией и пользуются полусинтетикой вместо синтетики, смешивают различные масла. Ухудшение качества масла приводит к неисправностям турбины.
  2. Несвоевременность техобслуживания. Чужеродные включения в масле проникают по системе смазки на турбинные детали и обуславливают изнашивание турбокомпрессора. При засорении фильтра перепускной клапан отправляет грязь в турбину. Он отвечает за попадание масла к подшипникам, пока прогревается автомобиль. Недостаток масла из-за протекания, сокращения размеров сечения в трубке подачи масла. Чтобы не сломался турбокомпрессор, его необходимо разбирать и очищать каналы через 200000 км пробега.
  3. Масляный насос. Выходят со строя чаще турбодизель 1.9 на Пежо, Мерседес Спринтер 2.2.CDI, Фольксваген 1.8T. Недостаток масла для охлаждения и смазки порождает перегрев турбины и поломку.
  4. Попадание инородных предметов. Расслоение некачественных фильтров – прореха для посторонних частиц, что повреждают автотурбину. Характерная черта мотора – закоксовывание при большом пробеге. Откладывание кокса на выпускном коллекторе, а в дальнейшем его отваливание отражается неблагоприятно на подвижности лопатки. У сажевого фильтра и катализатора ограниченный период эксплуатации. В узел могут залететь куски поршней и клапанных седел. Требуется разборка мотора.
  5. Чип-тюнинг. Когда изменяются настройки, чтобы получить дополнительно мощность, часто это приводит к увеличению скорости вращения турбинного ротора и необходимости повышать. Однако будет чувствоваться масляной голод: параметры насоса не сменились.
  6. Износ. Приводит к заклиниванию системы изменения геометрии автотурбины. Могут заклиниваться актуаторы привода байпасного и перепускного клапанов, управляемые ЭБУ двигателя.
  7. ДТП. После автоаварий зачастую требуется восстановление турбин.

Качественно и оперативно отремонтировать турбины в Минске можно в нашем сервисном центре.2Выявленные дефекты в ходе починки способны неприятно удивить: причин поломок – множество.

Что говорит о неполадках турбокомпрессора

К основным признакам неисправности турбины причисляют утрату тяги либо присутствие нехарактерной тяги. Наличие шума высокой частоты, который напоминает писк, сигнализирует о люфте вала автотурбины – радиальном или осевом. Автодвигатель может работать, но производительность турбокомпрессора резко снижается.

После диагностики

Если в ходе диагностического исследования подтвердился неутешительный результат: турбина вышла из строя, мастер снимает агрегат, чтобы устранить дефекты и отремонтировать. При осмотре детали сажа и нагар на впуске турбинного корпуса сигнализирует об износе поршневых колец или заливе форсункой: масло гонит в наддув из картера мотора.

Механиком проводится проверка на ощупь люфта турбинного вала. Затем идет разборка. Компоненты корпуса турбокомпрессора подлежат пескоструйной обработке. Делают обмер рабочих элементов. Если необходимо, меняют колесо турбины или вал. Тестируют актуатор.

Ремонт автотурбины

Проводят шлифовку или замену вала в зависимости от износа. Далее проверяют биение вала: на спецстенде с индикатором устанавливают точки деформации. Используя молоток и другие инструменты, мастер старается достичь оптимального эффекта. Правка сопровождается балансировкой на стенде, где показываются результаты дисбаланса. Процедура помогает достичь необходимых параметров.

В память стенда внесена база данных по турбокомпрессорам – по номеру проводится запуск диагностики.

До монтажа турбокомпрессора на ДВС желательно провести 4-кратный промыв систему смазки маслом. Если игнорировать процедуру, ремонтировать турбину придется намного раньше

За восстановление турбины придется заплатить в 2-4 раза меньше, чем за покупку дешевого нового механизма. Чтобы не обращаться в СЦ Минска за дорогим ремонтом, полезно следить за авто и качеством моторного масла, правильно эксплуатировать технику в зимнее время.

Бесплатные технические консультации по эксплуатации турбины автомобиля в Минске по телефону +375 (29) 323-03-05

ПОДБОР ТУРБИНЫ

Вы обязательно найдёте нужную турбину!

* год указывается примерный, чтобы не дублировать одинаковые турбины для разных годов выпуска авто.

Истории клиентов

Ремонт турбины BMW 530 d Е60/Е61 3.0 2003

Зимой 2021 года мы делали ремонт турбины BMW 530 d Е60/Е61 3.0 2003. Частой причиной выхода из строя агрегата является п.

Ремонт турбины Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi

Весной 2020 года мы делали ремонт турбины Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi. Причины поломки установили только после полной диаг.

Ремонт турбины Volkswagen Sharan I 1.9 TDI

В январе 2020 мы делали ремонт турбины Volkswagen Sharan I 1.9 TDI. Причину обнаружили только после полной диагностики, .

© ООО «ТУРБОХЭЛП» 2010 — 2024 | Продажа турбин, ремонт турбин в Беларуси | ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР для ФИЗ.ЛИЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *