Как проверить идут ли газы в систему охлаждения
Перейти к содержимому

Как проверить идут ли газы в систему охлаждения

  • автор:

Простой способ проверки системы охлаждения двигателя на герметичность.

Для того, чтобы определить наличие выхлопных газов в антифоризе, используем тестер CT-1175 (или его модификации CT-1175U, CT-1175A) и специальную жидкость — индикатор.

Проверка проводится во время работы двигателя на холостом ходу. Тестер устанавливается в заливную горловину бачка охлаждающей жидкости. Отработавшие газы, попадая в систему охлаждения двигателя, накапливаются в «воздушной подушке» радиатора или расширительного бачка. Тестер анализирует состав смеси, тестовая жидкость меняет цвет с голубого на желтый, при наличии выхлопных газов в системе для бензиновых двигателей, и на зеленый, при наличии выхлопных газов в системе для дизельных двигателей.

Обычный метод часто дает неправильный результат, так как присутствующие в воздухе частицы щелочи могут нейтрализовать эффект присутствия CO2, показывая что утечки нет, когда она присутствует. Эти частицы абсорбируются первой камерой тестера, которая действует как фильтр, позволяя только воздуху и CO2 достигать второй — верхней камеры. Если жидкость в верхней камере меняет цвет на желтый или зеленый, это факт свидетельствующий о наличии CO2 в антифризе и соответственно о прорыве выхлопных газов в систему охлаждения.

Как проверить наличие выхлопных газов в системе охлаждения

Для того, чтобы современный силовой агрегат работал корректно, ему требуется качественное охлаждение. При этом пользуются воздушной и жидкостной системами. В последней используется антифриз, который циркулирует по ней.

Благодаря этому ДВС не греется выше 90 градусов. Иногда начинается кипение охладительной жидкости, возникают протечки. Чтобы избежать этого, нужно знать, как газовые потоки поступают в охладительный контур. Это требуется для своевременного исправления ситуации.

Причина попадания выхлопа в систему охлаждения

Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых в расширительном бачке начинается кипение. Они представлены:

  • Недостаточным количеством антифриза. Если ОЖ – недостаточно, она сильно перегревается. В результате начинается кипение и образуются воздушные пузырьки. Причиной недостаточности уровня является продолжительность использования, когда своевременная замена не производится. Некоторые автовладельцы изначально наливают тосол в недостаточном количестве.
  • Неисправностью термостата. Именно благодаря ему регулируются температурные показатели тосола. При сильном нагревании ОЖ происходит открытие клапана, через который она из малого круга контура охлаждения попадает в большой. После прохождения через радиатор происходит значительное снижение температуры. При заклинивании термостата ОЖ остается в малом круге, из-за чего и нагревается.
  • Некачественным антифризом. Обычно не качественная жидкость стоит недорого. В составе есть вещества, из-за которых начинается загрязнение трубок и водяной помпы. Отмечается потеря производительности у насоса. Также на поверхностях образуется ржавчина.
  • Поломкой вентилятора. Его включение происходит после превышения порога температуры в 90 градусов. Если он будет в нерабочем состоянии – ОЖ начнет бурлить.

Во время замены антифриза могут образовываться воздушные пробки. Потоки газа идут в систему охлаждения, если прогорает прокладка ГБЦ или в головке возникает трещина. Поломки случаются из-за механического, химического или термического воздействия.

Как произвести диагностику?

Если в расширительном бачке закипает тосол, потребуется проверка выхлопных газов в системе охлаждения. Для этого стоит выполнить следующие действия:

  • проверяем уровень тосола;
  • замеряем температуру патрубков для проверки работы термостата;
  • осматриваем прокладку и ГБЦ;
  • проверяем водяную помпу и вентилятор;
  • диагностируем все элементы на герметичность.

Также можно использовать анализатор выхлопных газов в системе охлаждения. Специалисты обычно быстро обнаруживают проблемы и сразу занимаются ее решением. Когда же причина не была обнаружена в процессе самостоятельной диагностики, нужно слить жидкость, выполнить очистку контура и залить новую. Все работы выполняются аккуратно, чтобы не образовались пробки из воздуха. В процессе ремонта все поврежденные компоненты заменяются новыми. При наличии пробок из воздуха нужно заехать на возвышенность, при этом важно стать так, чтобы перед авто был выше, чем задняя часть. Необходимо открыть радиатор и расширительный бачок, запустить двигатель и подождать в течение четверти часа. В это время нужно выполнять прогазовку и доливать жидкость.

Проверку выполняют, если в расширительном бачке появляется булькающий звук, радиатор неравномерно прогревается, не происходит срабатывания обогрева или кондиционирования. При выявлении вредных соединений необходимо незамедлительно выполнить диагностику и ремонтные работы, так как последствия – очень неблагоприятные. Если нет уверенности в том, что удастся справиться своими силами – стоит обратиться к специалистам в автомастерскую.

Идут ли газы в систему охлаждения: как проверить герметичность

Когда в расширительном бачке автомобиля происходят колебания уровня антифриза, это говорит о попадании воздуха в закрытый контур системы жидкостного охлаждения. Проникновение кислорода опасно, но не критично — оно происходит из-за негерметичности соединений патрубков или износа деталей водяного насоса.

Куда более серьезная проблема — попадание в радиатор отработавших газов из выхлопной системы. Это происходит при прогаре прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) или появлении трещин в самом блоке. Неисправность ведет к перегреву и поломке движка. Чтобы вовремя предотвратить поломку, нужно понять, что именно попадает в закрытую магистраль — воздух или углекислый газ.

Как проверить завоздушенность системы

Первым делом нужно выявить, есть ли вообще проникновение газообразной среды в систему охлаждения. Только после подтверждения этого факта можно приступать к анализу состава проникающего газа. Для обнаружения завоздушивания можно воспользоваться тремя способами. Сначала стоит визуально оценить уровень жидкости в расширительном бачке при неработающем и прогретом двигателе. Если он меняется — это указывает на появление газовых пузырьков или утечку.

Если стенки расширительного бачка непрозрачные, надо открыть крышку на остывшем моторе, проследить за поведением антифриза. При завоздушивании будет видно, как жидкость вспенивается и бурлит. Можно применить фабричный или самодельный тестер. Датчик устанавливают вместо крышки расширительного бачка. Резкое расширение объема или окрашивание индикаторной жидкости говорит о поступлении газа в антифриз при работе мотора.

Осмотр

Для визуальной оценки нагнетания воздуха в систему охлаждения не всегда нужны приборы. Достаточно разогреть двигатель автомобиля до температуры 70-80 градусов Цельсия, чтобы антифриз начал циркулировать по большому и малому кругу. Для этого стоит проехать по городу или шоссе в течение 15-20 минут либо дать поработать двигателю на холостых оборотах около 10 минут с включенным отопителем салона. Когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости начнет отклоняться в сторону рабочего диапазона, можно приступать к осмотру.

Газы в системе охлаждения

Газы в системе охлаждения

Пузырьки газов в расширительном бачке

После прогрева силового агрегата до нужной температуры можно осмотреть содержимое расширительного бачка сквозь его полупрозрачные пластиковые стенки. Пузырьки воздуха в охлаждающей жидкости должны быть хорошо заметны невооруженным глазом. При всех манипуляциях с системой охлаждения нужно соблюдать меры предосторожности.

Давление в системе высокое. Резкое открытие пробки бачка или радиатора на горячем двигателе может привести к выбросу кипятка и ожогам водителя. Поэтому лучше проводить диагностику только после остывания мотора до 30 градусов Цельсия или ниже. Если нет времени ждать, перед откручиванием крышки любой емкости системы охлаждения надо аккуратно накрыть ее толстой тряпкой, чтобы избежать попадания горячей жидкости на открытые участки тела.

При плавном открывании крышки в нормальном рабочем состоянии системы антифриз должен оставаться спокойным, без видимых пузырьков. Их появление или вспенивание жидкости однозначно указывает на завоздушивание контура. Тщательный осмотр позволяет оперативно и без дополнительных приборов определить нарушение герметичности системы охлаждения по признаку появления пузырьков воздуха в антифризе.

Применение воздушного шарика

Еще один простой способ обнаружения воздуха в контуре охлаждения — использование обычного резинового воздушного шарика или латексной медицинской перчатки. В нормальном рабочем состоянии герметичной системы внутри антифриза практически нет паров, особенно на полностью остывшем двигателе.

При нарушении герметичности, попадании воздуха в контур происходит постепенное накопление газа, увеличивающего объем циркулирующей охлаждающей жидкости. Чтобы это продиагностировать, нужно взять резиновый шарик из магазина или тонкую латексную медицинскую перчатку.

Как можно проверить идут ли газы в систему охлаждения

Как можно проверить идут ли газы в систему охлаждения

Перчатка как тестер

Выбранный «тестер» плотно натягивают на горловину расширительного бачка так, чтобы обеспечить герметичность. Лучше использовать только новый шарик или перчатку без дефектов, чтобы результат теста был достоверным. Перед проведением испытания стоит очистить поверхность горловины от загрязнений.

После запуска двигателя и его прогрева до рабочих температур нужно внимательно наблюдать за поведением импровизированного индикатора из шарика или перчатки. При появлении даже небольшого количества воздуха в системе индикатор начнет слегка раздуваться. А в моменты резкого нажатия на педаль акселератора он может значительно увеличиться в объеме.

Резкое вздутие резинового или латексного индикатора однозначно говорит о накоплении избыточного давления газа в охлаждающей жидкости. А это верный признак завоздушивания контура, нарушения его герметичности. Такой способ позволяет водителю самостоятельно диагностировать техническое состояние системы охлаждения двигателя автомобиля.

Идут ли газы в систему охлаждения

После подтверждения факта завоздушивания системы охлаждения надо выяснить, что это за газ — воздух или выхлопные газы, содержащие CO2. Проникновение в контур только воздуха не опасно для двигателя. Это происходит через зазоры соединений шлангов, которые легко убрать при техобслуживании.

Попадание в антифриз углекислоты указывает на внутреннюю утечку выхлопных газов в систему охлаждения, что грозит перегревом, выходом двигателя из строя. В таком случае нужна диагностика для обнаружения, устранения места разгерметизации — прогара прокладки головки блока цилиндров или трещины в самом блоке. Иначе автомобильный мотор придется «капиталить», а то и вовсе менять на контрактный.

Применение индикаторной жидкости

Чтобы определить, что именно попадает в систему охлаждения — обычный воздух или выхлоп с углекислым газом, можно использовать химический индикатор. Для этого надо заранее приобрести в магазине для аквариумистики жидкость-дропчекер, меняющую цвет при контакте с углекислым газом. Такую жидкость продают в небольших пластиковых пузырьках в комплекте с тестерами для аквариумной воды.

Понадобится импровизированная герметичная самоделка — пластиковый гидрозатвор для брожения или пластиковая капельница с колбой на выходе. Принципиально использовать емкость, где газы смогут проходить только через слой индикаторной жидкости.

Гидрозатвор с жидкостью помогает определить газы в автомобильном радиаторе

Гидрозатвор с жидкостью помогает определить газы в автомобильном радиаторе

Гидрозатвор для выявления CO2

Гидрозатвор или другой подходящий контейнер надо надежно закрепить внутри отверстия в крышке расширительного бачка или радиатора, предварительно убедившись в герметичности соединения. Для надежности можно использовать резиновые уплотнители или сантехнический скотч. В приготовленный тестер заливают индикаторный раствор из набора для аквариума. Объем жидкости должен полностью перекрывать внутреннее сечение импровизированного газохода.

После запуска двигателя отработавшие газы или воздух будут поступать в систему охлаждения, соприкасаться с химическим индикатором. При контакте с углекислым газом цвет жидкости изменится. Это будет верным признаком содержания отработавших газов, попадающих внутрь через скрытую утечку. Такой метод позволяет быстро, точно определить состав газа в контуре.

Диагностика с помощью тестера

Для точного, безошибочного выявления попадания отработавших газов в систему охлаждения хорошим решением станет приобретение готового тестер-набора для обнаружения углекислоты. Диагностический комплект можно найти в интернет-магазинах автозапчастей или на тематических форумах у опытных водителей. Это пробка с колбой, которую устанавливают вместо штатной на горловину радиатора или расширительного бачка.

В конструкцию диагностической пробки интегрирован штуцер с запорным вентилем для усиления или ослабления потока газов. В стандартный комплект входит пластиковая мерная колба-реактор, бутылка с индикаторной жидкостью, резиновая груша для нагнетания воздуха и ускорения реакции.

Набор для выявления газов в автомобильном антифризе

Набор для выявления газов в автомобильном антифризе

Набор для тестирования на CO2

Перед началом диагностики колбу заполняют жидкостью из комплекта. Затем ее герметично устанавливают на штуцер диагностической пробки. После запуска двигателя благодаря открытому вентилю по мере поступления газов внутрь они проходят через слой индикаторной жидкости.

Если в газообразной среде есть углекислота, цвет жидкого химического индикатора быстро меняется в соответствии с инструкцией к тестеру. Это однозначный признак внутренней разгерметизации системы охлаждения. Химический раствор можно применять многократно. Через сутки после контакта с углекислым газом индикатор восстанавливает свой первоначальный цвет, готов к новому тестированию.

Устранение подсоса воздуха

Если диагностика с использованием индикаторных растворов или тестеров подтвердила, что в контур охлаждения проникает именно воздух, а не токсичные отработавшие газы с высоким содержанием углекислоты, значит нарушена внешняя герметичность системы. В этом случае первым делом надо проверить все резиновые шланги, места соединений металлических патрубков на признаки утечек охлаждающей жидкости. Частые локации — области вокруг штатных хомутов и стяжек.

Зажим хомутов если газит двигатель

Зажим хомутов если газит двигатель

Зажимание хомутов системы охлаждения

Нужно детально осмотреть сальники водяного насоса в зоне прилегания к корпусу движка. Появление следов подтеков ржаво-коричневой жидкости укажет на проблемный участок. Даже самые незначительные течи антифриза через неплотности соединений или изношенные сальники приводят к постепенной потере герметичности, завоздушиванию.

Обнаруженные при осмотре места нарушения герметичности в системе охлаждения двигателя надо устранить. Для этого может потребоваться подтяжка ослабевших хомутов, замена изношенных прокладок или полноценный ремонт водяного насоса с заменой сальников. После устранения всех внешних причин возможных течей стоит повторно диагностировать герметичность системы, чтобы убедиться в том, что газы больше не идут.

Предотвращение прорыва углекислого газа

Если при диагностике с использованием химических индикаторов или готового тестер-набора достоверно выявлено попадание в контур охлаждения токсичной углекислоты, это указывает на опасный внутренний прорыв выхлопных газов, требующий немедленного устранения.

Заметный косвенный признак начинающейся разгерметизации — появление характерного белого выхлопа, перегрев двигателя и падение давления масла при оборотах выше обычных. В большинстве подобных случаев прямой причиной становится термомеханический износ, последующий прогар прокладки головки блока цилиндров.

Идут газы в антифриз из-за прогара прокладки ГБЦ

Идут газы в антифриз из-за прогара прокладки ГБЦ

Прогоревшая прокладка ГБЦ

Для решения проблемы нужна полная разборка узла головки с ее откручиванием от блока и обязательная замена старой прокладки на новую, строго соответствующую всем техническим параметрам модели двигателя. Прокладку нужно менять при каждом откручивании головки.

Гораздо реже возможна аварийная ситуация с возникновением сквозной трещины в самом блоке цилиндров, но иногда ее получается устранить при помощи аргонодуговой сварки. Швы довольно надежны, если работы проводит опытный сварщик. Главное, чтобы швы не нарушали ровную контактную площадку между головкой и блоком.

Еще одна распространенная причина разгерметизации — ошибка водителя при монтаже ГБЦ. Это нарушение моментов затяжки крепежных болтов головки блока цилиндров и порядка их закручивания. Надо строго соблюдать заданную инструкцией последовательность и величины затяжки для обеспечения равномерного прилегания плоскостей блока, головки.

Ликвидация воздушной пробки

После устранения утечек и восстановления герметичности контура охлаждения нужна полная замена охлаждающей жидкости. Для этого водитель сливает старый антифриз, тщательно промывает внутренние полости системы дистиллированной водой с добавлением 10 % раствора лимонной кислоты для удаления накипи, остатков высохшего антифриза.

После залива свежего охлаждающего раствора из-за особенностей конструкции системы охлаждения в ее верхних точках часто остается воздушная пробка, мешающая полноценной циркуляции жидкости. Для ликвидации «затора» применяют два основных метода.

Простой способ

Практичный и действенный способ окончательного избавления от воздушных пробок в контуре охлаждения — использование уклона местности или заезд на эстакаду для придания автомобилю наклонного положения.

Для выполнения операции надо установить автомобиль на ручник с заблокированными колесами. Лучше подложить спереди и сзади надежные противооткатные упоры. Машину ставят так, чтобы по направлению движения жидкости радиатор оказался в самой высокой точке всей системы охлаждения. Моторный отсек должен располагаться чуть ниже горизонтальной линии. Такое расположение позволит воздушным пузырькам легко выйти наружу через открытую крышку расширительного бачка.

Машина на эстакаде для удаления воздушной пробки

Машина на эстакаде для удаления воздушной пробки

Под уклоном проще удалять воздушную пробку

При открытой крышке бачка силовой агрегат запускают примерно на 5-8 минут и оставляют поработать на умеренно повышенных оборотах порядка 2500-3000 для ускорения циркуляции жидкости. Этого времени достаточно, чтобы выйти на стабильный температурный режим, открыть термостат и выдавить в атмосферу весь газ из антифриза.

После завершения процедуры прокачки в бачок по меркам доливают строго рассчитанный объем недостающего до нормы количества антифриза согласно указаниям инструкции по эксплуатации автомобиля.

Сложный метод

Не всегда помогает стандартная процедура развоздушивания охлаждающего контура машины под уклоном. Порой после такой операции газовые пузырьки по-прежнему находятся в замкнутой магистрали. Когда крышки расширительного бачка и радиатора закрыты, нужно прогреть двигатель до температуры 30 градусов Цельсия.

После прогрева мотора до указанной отметки водитель снимает крышку с горловины расширителя, ритмично сжимает руками все шланги, которые использует система охлаждения. Такая прокачка позволяет вывести скопившиеся газовые пузырьки наружу через отверстие крышки расширителя. Если зафиксирована утечка антифриза, его уровень в расширительном бачке нужно восстановить — долить до нормы.

Прокачка патрубков контура охлаждения

Прокачка патрубков контура охлаждения

Прокачка системы охлаждения

На втором этапе проверки герметичности контура охлаждения надо плотно закрутить крышку расширителя, запустить двигатель автомобиля и дать ему поработать в течение 3 минут при крутящем моменте 3500 об/мин. За указанный промежуток времени при высокой частоте вращения коленчатого вала все оставшиеся в системе газовые включения уйдут через перепускной клапан на крышке расширительного бачка.

Периодичность проверки уровня охлаждающей жидкости

Водителю нужно на регулярной основе контролировать уровень антифриза в расширительном бачке системы охлаждения. Этот показатель служит индикатором исправности всего контура жидкостного охлаждения двигателя автомобиля. При значительном недостатке тосола в замкнутом контуре возможен риск закипания или перегрева силового агрегата. Нештатные ситуации чреваты поломками для мотора:

  • прогаром прокладки головки блока цилиндров;
  • появлением задиров на рабочей поверхности цилиндров;
  • выходом из строя датчиков системы охлаждения и другими проблемами.

Для предотвращения проблем водителю нужно проверять уровень антифриза в расширительном бачке не реже одного раза в месяц, особенно в жаркий период года при интенсивной эксплуатации автомобиля.

Если при контроле показателей выявлен недостаток жидкости или другие отклонения, устранить их самостоятельно можно, но нужны опыт, знания, инструменты. Проще приехать в автосервис. Механики оперативно проведут диагностику, выявят неисправность и устранят ее, восстановят работоспособность системы охлаждения. Регулярный контроль показателей позволяет своевременно обнаружить, решить возможные проблемы, не допуская серьезных поломок автомобиля.

Как выхлопные газы попадают в систему охлаждения?

Для сохранения в исправности деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и поддержания его экономичной работы необходимо отводить тепло, в том числе через охлаждающую жидкость. При нарушении циркуляции потока, плотности среды возникает местный или общий перегрев. Охлаждающая жидкость циркулирует в зарубашечном пространстве, омывая наружные стенки цилиндров и камер сгорания. Таким образом она протекает через полости блока и головки блока цилиндров (ГБЦ). Их негерметичность вызывает в частности прорыв газов в контур охлаждения и наиболее часто это происходит в плоскости их соединения.

попал воздух в систему охлаждения

Как это устроено и что происходит

Общая головка устанавливается на полный и неполный ряд цилиндров. На более крупных ДВС каждый цилиндр имеет свою головку.

Рядные моторы легковых автомобилей чаще всего оборудуются общей ГБЦ. Ее прокладка тоже общая. Это высокотехнологичная деталь и ответственное соединение собирается по жестким технологическим нормам.

Общая прокладка имеет отверстия под поршни. Их края ограничены металлическими обечайками. При установке последние зажимаются между торцом гильзы и плоскостью головки. Металл противостоит воздействию температур. Прокладка имеет многочисленные вырезы для полостей системы охлаждения. В уплотнении обустроены отверстия для масла — большие сливные и маленькое подводящее. Его тоже окаймляет металл, т.к. горячая смазка подается под давлением в несколько атмосфер.

В процессе эксплуатации происходят изменения. Болты ГБЦ несколько растягиваются, головка постепенно выгибается вверх посередине, а прокладка уплотняется. Если машина перегревалась, то головка получает большие, сложные деформации. Обечайки цилиндров подгорают и это грозит выбросом газов в систему охлаждения.

Чем опасны продукты горения в системе охлаждения

Выхлопные газы, попавшие в систему охлаждения, ухудшают отвод тепла от ГБЦ и цилиндропоршневой группы.

  • нагревают охлаждающую жидкость (ОЖ);
  • создают пробки. Способствуют застою ОЖ;
  • препятствуют отводу тепла, т.к. теплоемкость газа в разы меньше теплоемкости жидкости.

Местное кипение

Пузырьки могут создавать локальный перегрев одного из цилиндров. При этом показания температуры на стрелке прибора будут в норме. Но вот верхнее компрессионное кольцо не будет охлаждаться должным образом. В результате постоянного воздействия предельных температур упругое, жесткое кольцо становится мягким, как говорят, ватным. Оно не может удерживать компрессию и требует замены, что означает ремонт ЦПГ.

Последствия проникновения выхлопа в ОЖ

выдавило антифриз из расширительного бачка

Наполнение системы выхлопными газами может только увеличиваться. Со временем пробок будет становиться все больше, а циркуляция охлаждающей жидкости все хуже. Наконец антифриз закипает, и пар выдавливает его через расширительный бачок наружу. Происходит перегрев.

Даже если мотор не вышел из строя, он уже точно требует диагностики.

До такого момента желательно не доводить и вовремя приостановить эксплуатацию.

Симптомы неисправности

Многие признаки неисправности охлаждения наводят на подозрение, что рабочие газы прорываются в рубашку блока.

  1. Падение температуры в салоне.
  2. Повышение рабочей температуры двигателя.
  3. Появление пара на выхлопе.
  4. Бурление в расширительном бачке.
  5. Бурление при снятой крышке радиатора.
  6. Попадание антифриза в масло увеличивает вероятность газовой утечки.

Все это симптомы разных неисправностей. Но подтверждением прорыва газов в систему охлаждения являются пузыри и характерный запах выхлопа. Чтобы обнаружить прорыв газов и проверить состав газов в системе охлаждения, применяют прибор, в котором летучие вещества пропускают через жидкость-индикатор. Изменение ее цвета говорит о присутствии продуктов горения. Применение его в автомастерской оправдано, т.к. быстро подтверждает или опровергает опасения. Заводить его в гараже ради собственного автомобиля вряд ли имеет смысл. Он стоит около 10 000 рублей, а применяют его крайне редко. Тем более негерметичный контур охлаждения наверняка выдаст и другие признаки неисправности. В любом случае нужно провести диагностику системы.

Как проверить систему охлаждения на наличие газов

Многие неисправности контура охлаждения можно выявить, не имея специальных средств диагностики.

  1. Для начала проверяют уровень ОЖ, доливают, если надо, устраняют пробки. Проверяют уровень масла. Он может быть повышенным при попадании антифриза.
  2. Заводят двигатель и наблюдают за режимом прогрева, протечками, пузырьками газов в расширительном бачке. Должен полноценно заработать салонный отопитель. При достижении определенной температуры открывается термостат. При этом патрубки радиатора активно нагреваются — это ОЖ идет на большой круг. Температура на приборе при этом может незначительно упасть, но вскоре пойти на подъем. Это тоже симптом срабатывания термостата.
  3. Следующая ступень прогрева — это включение электрического вентилятора или срабатывание вискомуфты вентилятора. Механический вентилятор находится в постоянном зацеплении. Неисправности системы бывают причинами местного кипения и бурления в расширительном бачке. Но это лишь пар. Причиной кипения бывает неисправная крышка радиатора. Если ее клапан поддерживает давление ниже регламентированного, антифриз закипает при меньшей температуре и газовые пузырьки выходят наружу. Кипеть может некачественный антифриз — подделка. Его необходимо заменить.
  4. Если все же подозрение на прорыв газов остается, следует опрессовать систему и выявить неплотность. Специальным насосом для диагностики создают давление в системе в соответствии с рабочей документацией прибора и автомобиля. При падении давления остается найти место утечки. Его можно определить визуально и на слух. ОЖ может пойти наружу, в надпоршневое пространство, в масло. Признаком попадания антифриза в камеру сгорания является залитая свеча и отмытые внутренние поверхности головки.

Заглянуть внутрь мотора поможет эндоскоп либо простой фонарик. Течь желательно найти безошибочно, а не бросаться сразу менять прокладку ГБЦ.

И еще один способ проверки герметичности. В свечные отверстия нужно подавать сжатый воздух и наблюдать за уровнем антифриза в расширительном бачке или радиаторе.

Причины образования неплотности

Пути газовой утечки в систему охлаждения три:

  1. Через головку блока.
  2. Через прокладку.
  3. Через блок цилиндров.

Неисправности ГБЦ

головка блока цилиндров с потеками масла

  • трещина в теле ГБЦ. Они зарождаются от перегрева, нарушения правил установки. Применение в качестве ОЖ воды, ее замерзание, расширение при превращении в лед — причина трещины;
  • вода также вызывает коррозию, медленно разрушающую поверхность прилегания;
  • еще более агрессивной может оказаться некачественная ОЖ. Особо настораживает жидкость с запахом аммиака. Подделка быстро выгрызает глубокие каверны в металле;
  • кривизна посадочной поверхности ГБЦ сокращает срок службы соединения.

Неисправности блока

  • Поверхность блока имеет каверны. Природа их образований та же, что и на плоскости ГБЦ.
  • Трещины в гильзах.

Во время длительной стоянки на поршне может скопиться вода. При замерзании в гильзе образуется трещина.

Гидроудар происходит, когда вода под действием поршня упирается в ГБЦ. Из-за несжимаемости жидкости случается трещина в цилиндровой втулке, а также изгиб шатуна. Эта жидкость может оказаться и антифризом, который просочился через неплотную прокладку блока.

Выступание гильзы над блоком меньше или больше предусмотренного. При установке гильз существуют допуски по высоте. Если одна из втулок будет находиться ниже других, общая прокладка по ее окружности не будет прижата достаточно плотно.

  • Если одна гильза будет выступать, на нее будет приходиться сила всех крепежных болтов. Поверхность ГБЦ будет подвергаться излишним напряжениям изгиба, а гильза напряжению сжатия. Остальные гильзы будут прижаты недостаточно. Надежность такого соединения под угрозой.
Видео: Газы в Системе охлаждения. Признаки и лучший способ проверки. Обзор инструмента.

Течь через прокладку

Через прокладку ГБЦ газы прорываются чаще всего, но реже из-за самой прокладки. Обычно это результат нарушений технологии сборки и условий эксплуатации. Пренебрежение исправлением криволинейности поверхности далеко не редкость. Применение старого крепежа также приводит к плачевным последствиям.

Для того чтобы ответственное соединение служило долго, необходимо:

  1. Применять при ремонте и обслуживании только качественные детали и расходные материалы.
  2. Неукоснительно соблюдать инструкции по дефектации, ремонту, сборке.
  3. Грамотно эксплуатировать транспортное средство. Не допускать перегрева, выброса жидкости через заливную горловину. Следить за состоянием охлаждающей жидкости.
  4. Ни в коем случае не доливать холодную жидкость в перегретый мотор.

А вот знание технической документации, особенностей поведения конкретного двигателя очень даже полезно — позволяет меньше ремонтировать, а больше кататься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *