Как катализатор попадает в цилиндры
Перейти к содержимому

Как катализатор попадает в цилиндры

  • автор:

Как понять что катализатор вышел из строя

Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

  • Главная
  • Справка
  • Как понять что катализатор вышел из строя

Ситуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но предотвратить такие ситуации, отличить проблему с катализатором от множества других неспециалисту нелегко. В основном это связано с тем, что немногие владельцы машин ознакомлены с принципом работы каталитического нейтрализатора. Хотя этот конструкционный элемент является неотъемлемой частью выпускной системы любого авто: он обеспечивает соответствие характеристик автомобиля нормативам токсичности выхлопов, установленным на глобальном или федеральном уровне.

Располагают автокат обычно между двигателем и выхлопной трубой. Его основа — мелкие «соты» из керамики, на которые нанесен тонкий слой ценных металлов. Отработавшие газы, проходящие через соты, взаимодействуют с металлами, и входящие в их состав токсичные вещества (монооксид углерода, окись азота) частично преобразуются в нетоксичные — азот, воду, кислород и т. д.

Автокаты редко выходят из строя «без предупреждения». Известны способы, позволяющие своевременно узнать, что устройство нужно прочищать или заменять.

Признаки неполадок с катализатором

На автомобилях с современными диагностическими системами определить, что катализатор забит, легко по сигналам индикаторов CheckEngine, расположенных на приборной панели. Но датчики не срабатывают, если засорение идет постепенно и заметных отклонений от нормативных показателей концентрации кислорода в системе нет. А иногда индикатор загорается при обрыве проводов датчиков, хотя автокатализатор функционирует исправно.

Надежнее следить за состоянием автоката, ориентируясь на следующие настораживающие признаки:

  1. Хуже работает стартер. Двигатель плохо заводится, часто глохнет.
  2. Уменьшается максимальная (реально достижимая) скорость ТС.
  3. Заметно падает мощность двигателя.
  4. Расход бензина, а также масла, возрастает.
  5. Сложнее нажимать на педаль газа.
  6. Слабеет разгон при старте на светофорах или во время обгона.

Более четкие признаки, актуальные для авто с бензиновыми и дизельными двигателями:

  1. Выхлопные газы сизого цвета, пахнут сероводородом («тухлым яйцом»).
  2. Обороты самопроизвольно нарастают или падают.
  3. При старте и «на горячую», и «на холодную» мотор издает звуки скрежета гвоздем по железу. При этом стрелка тахометра «залегает» или держится на уровне 2…4 000 об/мин.
  4. При серьезном засоре силовой агрегат иногда выходит из строя.

Чем сильнее засорен катализатор, тем сложнее поршневой группе проталкивать отработанные газы, оседающие в цилиндрах. Выхлопы не позволяют топливно-воздушной смеси полноценно наполнять камеру сгорания. Этим объясняется возрастание потребления топлива при снижении мощности мотора и ухудшении динамики авто.

Более того, под давлением частицы разрушающихся ячеек автоката могут засасываться в двигатель, где сгорает только часть из них. Остальные попадают на цилиндры, образуя задиры. Запах сероводорода — побочный эффект данного явления.

Дребезжащие звуки при езде также могут сигнализировать о серьезном механическом повреждении нейтрализатора (например, при ударе об ухаб или бордюр, столкновении с отлетевшим камнем).

Причины поломок катализатора

Распространенными причинами преждевременного выхода автоката из строя являются:

  • Применение низкокачественного топлива, увеличивающего нагрузку на нейтрализатор и часто прогорающего до конца только в выпускном коллекторе. В итоге в автокате образуется нагар, он перегревается, оплавляется (разрушение одной соты приводит к быстрому ухудшению эксплуатационных свойств прочих ячеек).
  • Дефекты мотора, выпускной системы, системы питания.
  • Быстрый износ таких деталей, как маслосъемные кольца, колпачки клапанов.
  • Неаккуратная езда, особенно по неровному дорожному покрытию, а также частое простаивание в пробках.
  • Особенности устройства нейтрализатора — чересчур мелкие, быстро закупоривающиеся ячейки.

Выявить и устранить конкретные причины, предотвратив тем самым серьезные проблемы с нейтрализатором, проще всего благодаря регулярной диагностике автомобиля.

Методы проверки катализатора

Распространенные способы, позволяющие определить, забитый на автомобиле катализатор или нет:

  1. Демонтировать рабочий узел, осмотреть на предмет признаков засорения. Если соты «чистые», сквозь них легко пройдет направленный луч от фонарика. Метод действенен, если конструкция выхлопной системы автомобиля достаточно проста и «прикипевшее» крепление можно демонтировать при помощи болгарки.
  2. Проверить выхлопную трубу на холостых оборотах при помощи перчатки. Если отверстие закрыть, при нормальной работе узла будут ощущаться сильные толчки.
  3. Измерить давление в выпускном коллекторе: установить вместо одного кислородного датчика манометр и снять показания, меняя режимы работы двигателя. Нормой считается показатель не выше 0,3 кгс/см² при 2,5 000 об/мин. Опять-таки, метод осуществим, если датчик можно снять с выпуска вручную.
  4. Измерить противодавление, установив вместо свечи в цилиндре двигателя мотор-тестер (датчик давления) с выводами на осциллограф. Изучить осциллограмму при увеличенных оборотах. Давление в выхлопной системе не должно превышать 200 кПа или 2 кгс/см².
  5. Использовать пирометр — ИК-термометр — для определения температуры на входе (подающей трубе) и выходе (задней стенке) автоката. Перед этим следует 20-30 минут поездить на автомобиле, прогревая нейтрализатор. Нормой считается превышение показателя на выходе на 30-50 оС по сравнению со входом. Отсутствие разницы между показателями или ситуация, когда значение на входе превышает значение на выходе, говорит о неполадках (зачастую связанных с некорректным составом топливной смеси). Однако перегрев может возникнуть из-за пропусков зажигания в цилиндрах, нагара на свечах зажигания, неисправностей выпускных клапанов и пр.

Ремонтировать или менять катализатор однозначно пора, если из снятого рабочего узла высыпается порошок — это значит, автокат разрушен окончательно.

Возможные проблемы

В число последствий езды с забитым нейтрализатором входят:

  • Снижение управляемости автомобиля.
  • Ухудшение общей комфортабельности поездок.
  • Заметное превышение концентрации вредных веществ в составе выхлопных газов.
  • Рост затрат на бензин или дизельное топливо, а также прочих эксплуатационных расходов — в связи с износом элементов систем трансмиссии, питания и пр.
  • Увеличение риска расходов на замену катализатора, а то и двигателя.

Кроме того, при разрушении автоката его частицы легко забивают пространство между цилиндром и поршнем, что чревато проведением капитального ремонта. Он включает абразивную обработку (хонингование) и шлифовку поверхности цилиндров.

Масштабы потерь, вызванных неважным состоянием автоката, могут быть крайне велики, несмотря на «малозначительность» этого конструкционного элемента. Поэтому специалисты рекомендуют автолюбителям внимательно следить за состоянием нейтрализатора и вовремя принимать меры по устранению выявленных проблем.

Разрушители мифов. Катализатор: стадный инстинкт или самовнушение?

1. Были ситуации у автовладельцев (не буду утверждать что из за катализатора), что автомобиль начал терять тягу, загорался Check-Engine и автомобиль попросту отказывался ехать дальше. Факт есть!

2. По мнению автовладельца, при разборе узлов и агрегатов, было установлено разрушение каталитической основы в выпускном коллекторе. Есть факт!

3.Были обнаружены задиры в цилиндрах, но реальные фотографии с видимыми задирами я не увидел, тем не менее, даже при наличии фотографий это не значит что задиры образовались в результате разрушения катализатора. Факт не доказан!

4. Теперь ВНИМАНИЕ! Почитав статью владельца Ceedа www.drive2.ru/l/7218547/, и изучив конструкции ДВС, прихожу к выводу, что не разрушившийся катализатор привел к задирам в цилиндрах, а задиры в цилиндрах привели к разрушению катализатора. Про то что бывает с автомобилем при задирах в цилиндрах писать не буду, сами поищите, извините.

5. Понятен факт, что ОД отправляя двигатель на гарантийный ремонт не напишет, что поломка двигателя произошло в следствии разрушения каталитической системы. Ведь как вы все пишете гарантия на катализатор 1000 км (была или осталось, не известно пока), и в случае если ОД отметит это, то двигатель гарантии не подлежит. Но в то же время, нет не единого подтверждающего документа с подписью и печатью ОД или КМР с отметкой того факта, что (короток) поломка ДВС из за ката. Факт не доказан!

6. Автовладельцы пишут, что частицы катализатора попали в двигатель (только пострадавшая сторона так отмечает, никто иной). Как они попали туда конкретно нет ответов. Есть лишь гипотезы и предположения. Изучая конструкции ДВС, прихожу к выводу, что частицы никак не могли попасть в цилиндры, потому что:
а) выпуск отработанных газов с цилиндра осуществляется через клапана.
б) клапана работают только на выпуск.
в) рабочее давление создаваемое в цилиндре в разы больше чем атмосферное давление в коллекторе.
г) обратная тяга исключена (или как некоторые любят писать избыточное давление, засасывающая частицы катализатора в цилиндры), т. к компрессия в исправном двигателе (т.е. давление повторюсь) намного выше.

Из вышеизложенного могу по пункту 6 могу сделать несколько выводов:
— Попадание частиц катализатора при исправном двигателе не возможна.
— Попадание частиц катализатора при потери компрессии в цилиндрах вполне возможна, но с учетом того что компрессия должна быть почти на уровне 50%. Работа клапанов при этом нарушается и вполне возможна попадание частиц при обратном ходе поршня.

7. Еще одна, (фантастическая, имеющая на жизнь версия). Как мы знаем, в ДВС Ceeda отсутствуют гидрокомпенсаторы. С увеличением срока эксплуатации автомобиля, нужна будет такая процедура как регулировка клапанов. При воздержания от этой процедуры, нарушается ход работы клапанов, что приводит к… смотрим пункт 6.

Подводя итоги: катализатор по моему мнению, не является основной причиной выхода из строя ДВС. Есть причины ему предшевствующии. Приведенные исследования автолюбителями на драйве показывает, что (не буду врать) процент таких поломок на число владельцев Ceedов очень мал. Основная масса людей, следующие поговорке: лучше перебдеть, начинают массово удалять катализатор. Есть лица, проехавшие за 100 тыс. не имевшие проблем с катализатором за весь период эксплуатации, а их будет побольше. Все эти телодвижения на руку сервисам по ремонту выхлопных систем, диагностам, прошивальщикам, и прочим фирмам выпускающими пламягасители и металлические катализаторы.

Все вышеизложенное лишь ход моих мыслей в данном вопросе, утверждать что то или отрицать я не имею права…

Всем удачи на дорогах, полных баков!

Как «запороть» мотор, выбив катализатор у автомобиля

Операция удаления катализатора из выхлопной системы автомобиля — операция распространенная и привычная для многих автовладельцев. Однако часть из них после ее проведения сталкиваются с непредвиденными проблемами для двигателя машины. С подробностями — портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Как «запороть» мотор, выбив катализатор у автомобиля

Некоторых автовладельцев не устраивает, что катализатор, выступая в роли «лишней» помехи выхлопным газам, «крадет» мощность у мотора, не давая развернуться исконной тяге водителя к быстрой езде. Но большинство удаляют «каталик» по более прагматичной причине. Со временем или из-за сбоев в работе мотора, он засоряется продуктами неправильного процесса сгорания топлива и становится самой настоящей пробкой в выхлопной трубе.

Двигатель при этом не в состоянии развить полную мощность. Как правило, о замене старого катализатора на новый речь не идет, поскольку стоят такие детали десятки тысяч рублей. Очень часто движок автомобиля после удаления катализатора начинает «жрать масло». Причем стандартная диагностика, включая компьютерную, никакого криминала не обнаруживает.

Оказывается, некоторые силовые агрегаты, в частности японских и американских марок, рассчитаны на оптимальную работу исключительно в условиях сопротивления катализатора свободному истечению выхлопных газов из камер сгорания. Когда это сопротивление исчезает вместе с сотами «каталика», мотор начинает гнать масло в выхлопную трубу в ускоренном темпе.

Поэтому продвинутые специалисты по выбиванию катализаторов не только перепрошивают электронику машины и ставят «обманку» вместо лямбда-датчика на выхлопной тракт.

Стремительный диван: тест-драйв самой быстрой Toyota Camry

Вдумчиво подходим к мощному японскому снаряду

фото АвтоВзгляд

Читайте также

Помимо этого, они устанавливают в нем искусственные преграды для истекающих из двигателя газов — создают некую имитацию катализатора. Однако и при ее наличии «масложор» порой проявляется во всей красе после демонтажа катализатора. Дело тут в следующем.

На многих моторах, в частности, азиатских марок, блок каталитического нейтрализатора расположен почти вплотную к выпускному коллектору мотора. Старый катализатор имеет свойство разрушаться и частицы пыли от него, из-за такой конструкции двигателя, затягиваются в цилиндры, вызывая там задиры на стенках и кольцах поршней. Пока движок «задушен» забитым катализатором, он с состоянии крутиться лишь до небольших оборотов. Износ от абразива в цилиндрах при этом относительно не велик, а потери масла, вызванные им, тоже не особо заметны.

Как только «каталик» исчезает, агрегат получает возможность как следует «дышать», раскручиваясь хоть до красной зоны на тахометре. Абразивный износ цилиндро-поршневой группы мгновенно ускоряется, а масло начинает лететь в трубу с устрашающей владельца машины интенсивностью.

Чтобы хоть как-то предотвратить этот сценарий, вызванный разрушением катализатора, следует сразу после его ликвидации, не прыгать за руль машины, а разобрать головку блока цилиндров, чтобы удалить «песок» из камер сгорания и выпускного тракта. А заодно заменить моторное масло, куда пыль наверняка попала тоже.

Вкус к жизни: едем в Ростов Великий на Nissan Murano

Оцениваем недооцененные русские места с помощью японского кроссовера

Фото avtovzglyad.ru

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

  • #двигатель
  • #технология
  • #ремонт
  • #техническое обслуживание
  • #мототехника
  • #моторное масло

Как крошки катализатора попадают в цилиндры СТАТЬИ

Факт проблемы
Условия возникновения
Почему умирает катализатор
Как избежать проблем
Итоги На самом деле, проблема с задирами цилиндров преследует многие бренды. «Корейцы» далеко не первооткрыватели во всей этой истории и отнюдь не одиноки, просто в один определённый момент на них свалилась вся слава особенностей современного моторостроения, сделавшего рывок в экологичности автомобилей с ДВС. Природа появлений задиров тоже бывает разной. У кого конструкция поршня предполагает (часть агрегатов Ford, VAG), у кого покрытия цилиндров хрупкие (некоторые BMW, Mercedes, Porsche), у кого перегревы (серия моторов Global Engine), но сегодня остановимся на конкретной проблематике разрушения каталитического нейтрализатора (далее по тексту «катализатор») и попадания его крошек туда, где им не рады – в ЦПГ.

Это Факт

Для начала, давайте разберёмся, возможно ли вообще попадание части катализатора в цилиндры, как факт? Как написал один из читателей: «Каталитический нейтрализатор расположен после выпускного тракта двигателя внутреннего сгорания. Поэтому попадание чего-либо в камеру сгорания вверх по тракту от каталитического нейтрализатора в выпускной тракт не представляется возможным, если только выхлопную трубу не воткнуть напрямую во впуск, минуя фильтр» Достаточно прямолинейно. Только вот инженерия и логика работы современного двигателя не так проста, как может показаться. Посмотрите на пятиступенчатую систему очистки газов третьего Туарега и скажите, что выхлоп, это просто магистраль, по которой ламинарно в одну сторону движется СО:

touareg egr

задиры от разрушенного катализатора

Дефектовка «задранных» двигателей, склонных к этой проблеме, часто показывает, что это конкретно крошки катализатора и конкретно в цилиндрах. К этому выводу приходят не только гаражные сервисмены, но и официальные дилеры и эти дефекты вполне официально подтверждают сами производители. Это ни для кого не секрет, поэтому – это факт. Другой вопрос, почему у кого-то крошки попадают в цилиндры, а кто-то ездит с разрушенным катализатором и с абсолютно целой поршневой? Вряд ли производители умышленно смоделировали эту проблему и запустили в серию, просто заточка моторов под экологические рамки в один момент создали все условия для попадания крошек в цилиндры.

Условия возникновения проблемы

Проводя аналогии между рядом двигателей, которые «задирает» после разрушения керамики катализатора, то с удивлением можно прийти к некоторым интересным выводам. Для попадания крошек в цилиндры должно совпасть несколько условий: — близкое расположение катализатора к камере сгорание (катколлекторы). — слабая «керамика» катализатора. Конструкция и стабильность качества изготовления. — рециркуляция выхлопных газов, реализованная через смещение фазы выпуска в сторону запоздалого закрытия выпускных клапанов (без клапана EGR). Как правило, у автомобилей с фазовращателем на выпуске. Это позволяет держать выпускной клапан открытым на часть первого такта (впуск). Таким образом производители исключают из системы отдельный клапан EGR. Фазорегуляторы впуск выпускЗдесь ещё стоит отметить, что сам по себе катализатор — препятствие. Когда выхлопные газы бьют по его поверхности коротким импульсом. Часть газов проходят через катализатор моментально, а часть создаёт дополнительную обратную тягу. Если перечислять агрегаты, склонные к проблеме, то увидим, что все они подходят под эти условия: Бензиновые SkyActiv, ниссановнские агрегаты серии VQ (VQ35, VQ37) и конечно, целый ряд корейских бензиновых двигателей (G4FC, G4FG, G4KD, G4NA и т.д.). Конечно, под некоторые условия попадает и множество других моторов, например, тойотовские 1ZR-FE, где также рециркуляция обеспечена смещением фаз, но суть в том, что катализатор в разы прочнее и расположен чуть дальше, при обратной тяге крошки просто не успевают добраться до камеры сгорания. Проблема тут просто отсутствует. Global EngineНаличие клапана EGR таким образом вообще исключает попадание крошек в цилиндры. Когда, к примеру, на старых моторах F16D3 от Chevrolet (Cruze, Lacetti) разваливается катализатор, крошки просто летят дальше по выхлопной системе, так как выпускные клапаны на такте впуска 100% закрыты всегда, а магистраль ERG настолько длинная, что крошки до впуска просто не долетят. То есть уберите одно условие и никаких задиров не будет. Но нет, производителям нужно и затраты на изготовление снижать и выхлоп в узде держать.

Почему умирает катализатор

Давайте посмотрим на несколько факторов, которые могут повлиять на разрушение катализатора: — изначально слабая «керамика». Уже говорили. — ошибки при обслуживании (плохие свечи или катушки). Всё, что может привести к пропускам воспламенения. Несгоревшее топливо горит на катализаторе, повышая его температуру вплоть до оплавления. — топливо. Некачественный бензин также зачастую догорает уже на катализаторе. — программные ошибки. Бывает, что производители допускают ошибки в программировании блоков управления двигателем в том числе в функции «прогрева катализатора» холодного мотора. К примеру, «корейцы» (Kia/Hyundai) корректировали процент брака перепрошивкой, но не исключили проблему полностью.

Как избежать проблем

катализатор разрушен

Если вы вдруг выяснили, что ваш двигатель склонен к появлению крошек в цилиндрах, то давайте посмотрим, как вы можете повлиять на ситуацию. На самом деле, меры бывают кардинальные и временные. Кардинальных мер только две: — удаление катализатора. Раз и навсегда. Не забудьте установить нормальный пламегаситель и «залить» программу управления с отключением функции «прогрева катализатора»; — установка металлического катализатора. Металлический не столь эффективен, как керамический, так что второй лямбда зонд может всё равно выдать ошибку по эффективности работы. Да и, такие нейтрализаторы также могут оплавляться. Временных мер больше, но все они не исключают появления проблем на 100%: — нормальная эксплуатация и обслуживание (бензин, расходники, манера езды). Как вы понимаете, это не гарантирует целостность нейтрализатора, но значительно снизит вероятность разрушения. — периодическая замена катализатора. Очень дорого и также ничего не гарантирует. — периодический контроль катализатора эндоскопом с удалением при появлении первых признаков. В последнем пункте всё хорошо, но не всегда соты плавно и постепенно стачиваются с передней поверхности, иногда катализатор ломается на куски без каких-либо предпосылок к этому. Наиболее оптимальный способ решения проблемы имеется в арсенале версий с двумя катализаторами. Можно удалить первый (в коллекторе), а второй (нижний) оставить. Как показывает практика, такой подход позволяет и навсегда решить проблему с попаданием крошек в цилиндры и спокойно проходить тест на газоанализаторе на техосмотре, плюс машина не смердит ядовитыми отходами возле дома.

Подводим итоги

В общем, итог такой. За что мы с вами платим? С одной стороны, мы платим за экологическую обстановку. На самом деле, это то, за что как раз-таки стоит платить, я не считаю катализатор изобретением врагов человечества. Как раз наоборот. Я не стал бы сейчас покупать автомобиль, не будь у него катализатора вообще. С другой стороны, зачастую катализатор иногда приводит к проблемам. И виноваты во всей этой истории только производители дефектных автомобилей и их катализаторов. Их непродуманные конструкции ставят автомобилистов перед непростым выбором: экология или деньги. Таким образом ответственность за будущее планеты перекладывается на частных владельцев с массой разных способов решения потенциальных проблем. А мы решаем, как можем. Подпишись на мой телеграм-канал и узнавай больше об автомобилях: Денис Путков Автоподбор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *