Как зарядить два аккумулятора
Перейти к содержимому

Как зарядить два аккумулятора

  • автор:

Как зарядить сразу (одновременно) два аккумулятора от одного выхода зарядного устройства?

Заряжать сразу два аккумулятора от одного зарядника можно двумя способами — подключая аккумуляторы параллельно (2х3S) или последовательно (6S).
Для параллельного подключения потребуется два “Y” кабеля — для балансировочной цепи и для силовой цепи.
Мне “повезло” — при закупке 7 аков оказалось, что половина из них с другим типом балансировочного разъема.Почесав репу, пришлось докупить плату балансировочных разъемов типа TP610C (U1.3) на которой установлены два типа разъемов. Далее осталось изготовить силовой разветвитель, подключить один ак к одному комплекту из балансировочного и силового разъема, другой — к другому (внимание/ахтунг! ❗ — если Вы используете одиночные штырьковые разъемы, при подключении второго ака будьте особо внимательны — случайная перепутанность полюсов приведет к короткому замыканию! �� ), выставить ДВОЙНОЙ ток заряда, и отдыхать… ��

Для зарядки 2х аков, последовательно включенных (6S), балансировочный разъем ПЕРВОГО ака включаем стандартно в разъем 3S на плате, ВТОРОЙ в разъем 6S.

первое замечание — срежьте ПРАВЫЙ ключ балансировочного разъема ВТОРОГО ака (иначе не вставите)
второе замечание — Второй разъем включается в ЛЕВУЮ часть разъема 6S на плате (ключ от себя)
третье замечание — пометьте ПЕРВЫЙ ак одной точкой, ВТОРОЙ — двумя, разъемы на плате так-же (3S — одна точка, 6S — две)
четвертое замечание — ПЕРВЫЙ ак будет подключаться МИНУСОМ к МИНУСУ зарядника, ВТОРОЙ, ПЛЮСОМ — к ПЛЮСУ. Оставшиеся силовые контакты аков соедините перемычкой. Используете сдвоенные силовые разъемы

Комментарии

Как мне думается, способ параллельной зарядки весьма стрёмен. Ведь балансировка в таком случае будет принципиально некорректной.

всё будет корректно. Мы из двух 3-х баночных батарей (в которых банки соединены ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО) собираем якобы одну, соединяя их тоже ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, соответственно и все банки обоих батарей будут соединены ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, а это ни что иное, как 6s1p батарея. И балансировочные разъёмы также отлично будут работать и балансировка корректно отработает.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО — это понятно, это корректно, я и сам так заряжал, вопросов нет.

Я же про ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СПОСОБ, читайте внимательнее.
То бишь про 2х3S. Его я и считаю некорректным и рекомендую им не пользоваться.

Параллельный способ дает достаточно корректную балансировку, хотя я поначалу тоже сомневался. И даже хотел перейти на последовательный. Что остановило — при параллельном способе разница остаточного напряжения на разных аках нивелируется, при последовательном — нет. Т.е. допустим один ак разряжен до 3.6, другой до 4.0 — при параллельном будет нечто среднее, при последовательном зарядник покажет три банки по 3.6 и три банки по 4.0 на аке 6S

RDL_Rider;bt76000

всё будет корректно. Мы из двух 3-х баночных батарей (в которых банки соединены ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО) собираем якобы одну, соединяя их тоже ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, соответственно и все банки обоих батарей будут соединены ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, а это ни что иное, как 6s1p батарея. И балансировочные разъёмы также отлично будут работать и балансировка корректно отработает.

Конечно, сборка — если она используется как сборка, а не два ака — всегда будет корректно работать…

English Русский
Этот сайт не будет работать без javascript!
Этот сайт не будет работать при отключенных cookie.
Сайт в оффлайне
<"assets_hash":"a8b26fa7f6e768b07a72c8c9aadb9422","page_data":,"48f853be3df9550077776781":,"4cc71da73df955007775ab86":>,»settings»:,»entry»:Заряжать сразу два аккумулятора от одного зарядника можно двумя способами — подключая аккумуляторы параллельно (2х3S) или последовательно (6S).
\nДля параллельного подключения потребуется два “Y” кабеля — для балансировочной цепи и для силовой цепи.
\nМне “повезло” — при закупке 7 аков оказалось, что половина из них с другим типом балансировочного разъема.Почесав репу, пришлось докупить плату балансировочных разъемов типа TP610C (U1.3) на которой установлены два типа разъемов. Далее осталось изготовить силовой разветвитель, подключить один ак к одному комплекту из балансировочного и силового разъема, другой — к другому (внимание/ахтунг!— если Вы используете одиночные штырьковые разъемы, при подключении второго ака будьте особо внимательны — случайная перепутанность полюсов приведет к короткому замыканию!��), выставить ДВОЙНОЙ ток заряда, и отдыхать…��
\n—>\n

\n

Для зарядки 2х аков, последовательно включенных (6S), балансировочный разъем ПЕРВОГО ака включаем стандартно в разъем 3S на плате, ВТОРОЙ в разъем 6S.
\n
\nпервое замечание — срежьте ПРАВЫЙ ключ балансировочного разъема ВТОРОГО ака (иначе не вставите)
\nвторое замечание — Второй разъем включается в ЛЕВУЮ часть разъема 6S на плате (ключ от себя)
\nтретье замечание — пометьте ПЕРВЫЙ ак одной точкой, ВТОРОЙ — двумя, разъемы на плате так-же (3S — одна точка, 6S — две)
\nчетвертое замечание — ПЕРВЫЙ ак будет подключаться МИНУСОМ к МИНУСУ зарядника, ВТОРОЙ, ПЛЮСОМ — к ПЛЮСУ. Оставшиеся силовые контакты аков соедините перемычкой. Используете сдвоенные силовые разъемы

\n»,»user»:»48f853be3df9550077776781″,»ts»:»2012-05-16T06:51:06.000Z»,»st»:1,»cache»:,»views»:9809,»bookmarks»:0,»votes»:0>,»subscription»:null>,»locale»:»ru-RU»,»user_id»:»000000000000000000000000″,»user_hid»:0,»user_name»:»»,»user_nick»:»»,»user_avatar»:null,»is_member»:false,»settings»:,»unread_dialogs»:false,»footer»:,»contacts»:>,»navbar»:,»forum»:,»blogs»:,»clubs»:,»market»:>,»recaptcha»:,»layout»:»common.layout»>Форум — НПП «ОРИОН»

Прошу вас помочь, мне с выбором зарядного устройства для аккумуляторов 180 а/ч 12 вольт. У меня грузовой автомобиль и там два аккумулятора, могу ли я каким либо из ваших зарядных, заряжать оба аккумулятора одновременно(подключённых последовательно как 24 вольта или параллельно), или их нужно заряжать по отдельности? Какое зарядное порекомендуете и почему?

Заголовок сообщения: Re: Как зарядить два аккумулятора одновременно?
Сообщение Добавлено: Пн янв 27, 2014 23:29

Я думаю, вы поняли, что автомобиль 24В.
Смотрел Вымпел-30, полностью устраивает.
Но как реализована функция (24В) заряда в Вымпел-40, смогу ли я зарядить два 12В аккумулятора одновременно?
Подскажите если что не так?

Заголовок сообщения: Re: Как зарядить два аккумулятора одновременно?
Сообщение Добавлено: Вт янв 28, 2014 01:37

Bars писал(а):

Я думаю, вы поняли, что автомобиль 24В.
Смотрел Вымпел-30, полностью устраивает.
Но как реализована функция (24В) заряда в Вымпел-40, смогу ли я зарядить два 12В аккумулятора одновременно?
Подскажите если что не так?

Приветствую.
Вымпел-40 стр. 7 инструкции http://orionspb.ru/instruction/vm_40.pdf зарядка 24 В
АКБ подключены последовательно, как на машине. Плюс первого — перемычка между двумя АКБ — минус второго.
Процесс может слегка затянуться из-за неидентичности АКБ т.к. добавляем ещё 6 неидеальных банок.
макс. ток при зарядке АКБ 24 В, судя по инструкции 15 А.
Параллельная зарядка двух АКБ, тут сложнее. В принципе народ заряжает, но допускает ли Вымпел-3 такое издевательство, подождём ответ разработчиков.

_________________
Вымпел — 55, версия: 1.07
Заголовок сообщения: Re: Как зарядить два аккумулятора одновременно?
Сообщение Добавлено: Ср янв 29, 2014 23:20

Вот я и хочу уточнить допускает ли Вымпел-40 зарядку 12 вольтовых аккумуляторов соеденённых последовательно т.е 24В. То что он заряжает 24В аккумуляторы это понятно, но вот именно 2 по 12В одновременно это вопрос. Если нет, то нет смысла мне его покупать, проще купить Вымпел-30.

Заголовок сообщения: Re: Как зарядить два аккумулятора одновременно?
Сообщение Добавлено: Чт янв 30, 2014 11:52

Bars писал(а):

Вот я и хочу уточнить допускает ли Вымпел-40 зарядку 12 вольтовых аккумуляторов соеденённых последовательно т.е 24В. То что он заряжает 24В аккумуляторы это понятно, но вот именно 2 по 12В одновременно это вопрос. Если нет, то нет смысла мне его покупать, проще купить Вымпел-30.

Включив последовательно два АКБ по 12 В мы ничего не нарушаем (для диапазона 30 В) — это понятно.
Непонятки дальше. Основной вопрос для меня — какое время будет затрачено на зарядку, а заряжать можно любым из рассматриваемых ЗУ.
Пробую разобраться читая инструкцию. То же возникают вопросы к разработчику.
В инструкции, в ТХ, не указана мощность устройства Вымпел-40, да и других ЗУ Вымпел, можно только догадываться. Так же догадываюсь, что указание этого параметра не требуется правилами, потому и не указано. Да, указаны диапазоны регулировок напряжения и тока, но одно дело «возможность регулировки» и совсем другое, что я получу на выходе. При установке диапазона 30 В можно установить не более 15 А (при определённых условиях). Так же есть параметр «ток короткого замыкания — не более 8 А» — получается, что зарядный ток больше 8 А устройство будет «понимать» как К.З. т.е. Понимаю так, что заряд возможен при токе до 8 А, по крайней мере для 30 В диапазона. В общем — не мало, но при хорошо разряженном АКБ 24 В или пары по 12 В включенных последовательно ёмкостью свыше сотни АЧ (грубо) заряд затянется. При этом в инструкции указан только автоматический режим для диапазона 30В — это не плохо, но как будто намекает, что выставить ток, какой я хочу (обычно 0,1 от ёмкости АКБ) ЗУ не позволит. т.е. Заряжать будет, но меньшим током.

В инструкции на Вымпел -30 есть примечание ** что максимальный ток 18 А гарантируется при 16 В . стр. 9 — но как долго устройство может держать такой ток не задействовав защиту?
Так или иначе, для себя понимаю, что используя Вымпел-30 я всё же могу выставить при зарядке одного АКБ больший ток (хотя бы теоретически) и даже с учётом того, что надо заряжать 2 шт. АКБ 12 В по очереди, получится зарядить их быстрее, чем сразу заряжать оба Вымпел’ом — 40. Но остаётся вопрос, какой максимальный ток возможен при зарядке одного АКБ 12 В от Вымпел — 40? Пока из инструкции понятно, что это не более 8 А. стр.7.
Надеюсь, что мои вопросы к разработчику заданы понятно, по крайней мере изложено на основании чего они у меня возникли.

_________________
Вымпел — 55, версия: 1.07
Заголовок сообщения: Re: Как зарядить два аккумулятора одновременно?
Сообщение Добавлено: Ср фев 05, 2014 14:28

Bars писал(а):

Прошу вас помочь, мне с выбором зарядного устройства для аккумуляторов 180 а/ч 12 вольт. У меня грузовой автомобиль и там два аккумулятора, могу ли я каким либо из ваших зарядных, заряжать оба аккумулятора одновременно(подключённых последовательно как 24 вольта или параллельно), или их нужно заряжать по отдельности? Какое зарядное порекомендуете и почему?

24В батарея, по своей сути, и есть две 12В батареи включенных последовательно.
Соответственно для заряда необходимо использовать ЗУ: Вымпел40, Орион PW415, Орион PW410, предназначенные для заряда 24В батарей.

Начать новую тему Ответить на тему Страница 1 из 1 [ 6 сообщений ]

Часовой пояс: UTC+03:00

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Как зарядить два аккумулятора одновременно

Приходится ли вам использовать энергию стартового аккумулятора иначе чем для запуска двигателя? Если да, то вы подвергаете себя опасности. Пропустите момент, когда напряжение аккумулятора опустится ниже критического уровня и окажетесь обездвиженным посреди водоема. Останется звонить с просьбой о помощи на берег или уповать на проходящее мимо судно.

Гораздо разумнее установить дополнительный аккумулятор, подключить к нему бортовое оборудование и без опасений пользоваться отопителем, холодильником, эхолотом или музыкальным центром как на ходу, так и на стоянках. Но прежде чем это делать необходимо решить, как заряжать обе аккумуляторные батареи

Последовательно соединенные аккумуляторы

У последовательно соединенных аккумуляторов напряжение увеличивается, а емкость остается прежней.

Зарядка двух последовательных АКБ

При последовательном соединенные аккумуляторы должны быть одного типа и возраста. Емкость и производитель так же должны быть одинаковыми. Если один из аккумуляторов до этого использовался, то скорее всего его емкость уже меньше номинальной и во время зарядки он зарядится первым. Но зарядное устройство может не «заметить» этого и попытается полностью зарядить оставшиеся. Температура и давление в корпусе старого аккумулятора возрастут. Начнет выделяться газ, а активный материал пластин станет разрушаться.

Под нагрузкой износ старого аккумулятора усилится. После того как слабые ячейки израсходуют заряд, хорошие еще продолжать давать ток. Напряжение на разряженных ячейках упадет до нуля, а затем их полярность поменяется на противоположную (чаще всего это происходит в больших батареях). Последует неконтролируемы рост давления и температуры и наступит катастрофа.

Заменять батарею последовательно соединенных аккумуляторов рекомендуется целиком. Если меняете только один, состояние заряда всех аккумуляторов должно остаться одинаковым. Небольшую разницу устранит зарядное устройство на этапе абсорбции. При больших отличиях сильнее заряженный аккумулятор будет перезаряжаться, а в не дозаряженном начнется сульфатация.

Два последовательно соединенных 12-вольтовых аккумулятора заряжают 24-вольтовым зарядным устройством. Три – 36-вольтовым.

Параллельно соединенные аккумуляторы

Зарядка параллельно соединенных аккумуляторов

При параллельном соединении аккумуляторов увеличивается емкость, а напряжение не меняется. Аккумуляторы в батарее должны быть одного типа и возраста, а соединяющие их кабели, короткими и толстыми, чтобы уменьшить падение напряжения.

Несколько параллельно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов заряжают 12-вольтовым зарядным устройством. Время зарядки батареи при этом будет больше, чем отдельно взятого аккумулятора

Устройства зарядки нескольких аккумуляторов

Для одновременной зарядки нескольких групп аккумуляторов используют следующие устройства

Переключатели аккумуляторов

Переключатель для одновременной зарядки двух аккумуляторов

Проще всего два разных по назначению аккумулятора подключить к устройству зарядки с помощью ручного переключателя. Как правило используют рассчитанные на высокий ток четырехпозиционные модели. В положении 1 + 2 переключатель соединяет аккумуляторы параллельно, в остальных разъединяет их. Четырехпозиционный переключатель устанавливают на катерах и яхтах с двумя аккумуляторами, попеременно используемыми и для запуска двигателя, и для питания бортовой нагрузки

К переключателю не рекомендуется подсоединять дополнительную нагрузку со стороны аккумуляторов, чтобы не нарушать его изолирующие функции. Однако на практике для устройств 24-часой готовности (помпа, зарядное устройство и т.д.) делают исключение.

Генератор двигателя соединяют с переключателем или со стороны нагрузки, или со стороны сервисной батареи. В первом случае аккумуляторы можно заряжать вместе или по отдельности, но генератору нужна защита. Перевод ручки переключателя во время работы двигателя в положении OFF приведет к скачку напряжения, который может вывести диоды выпрямителя из строя. При втором способе опасности для генератора нет, но аккумуляторы будут заряжаться только одновременно.

Характеристики переключателей АКБ:

Переключатель аккумуляторов Blue Sea 6006

Blue Sea 6006
1 аккумулятор
2 положения
Не объединяет аккумуляторы
900 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
300 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Длительный непрерывный ток в одной цепи
48 Вольт &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Максимальное напряжение в цепи

Переключатель аккумуляторов Blue Sea 6007

Blue Sea 6007
2 аккумулятора
4 положения
Объединяет аккумуляторы
900 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
300 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Длительный непрерывный ток в одной цепи
Максимальное напряжение в цепи

Переключатель аккумуляторов Blue Sea 6011

Blue Sea 6011
2 аккумулятора
3 положения
Объединяет аккумуляторы
675 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
300 Ампер &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Длительный непрерывный ток в одной цепи
32 Вольта &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
Максимальное напряжение в цепи

Система с ручным переключателем не застрахована от человеческих ошибок. Если во время работы генератора аккумуляторы разъединены, один из них не зарядится. Если соединены при заглушенном двигателе, оба разрядятся и в следующий раз двигатель не запустится.

Четырехпозиционный переключатель, попеременно подключающий стартовый и сервисный аккумуляторы встречается на катерах очень часто. Однако, если аккумуляторы разного типа, например, гелевый и с жидким электролитом, то один из них будет постоянно перезаряжен, а другой недозаряжен и оба раньше времени выйдут из строя.

Диодные изоляторы

Схема подключения разделителя аккумуляторов

Изоляторы аккумуляторов используют свойство диодов пропускать ток только в одном направлении. Ток идет от источника зарядки к обоим аккумуляторам, а изолятор не дает ему проходить между аккумуляторами и предохраняет батареи от разряда.

Самый большой недостаток изоляторов на диодах – падение напряжения. Разница между полностью заряженным и разряженным 12-вольтовым аккумулятором — 0,8-1 вольт, поэтому потеря 0,6-1 вольт на диодах означает, что напряжение на сервисных аккумуляторах всегда будет меньше, чем необходимого для нормальной зарядки

Стандартный регулятор получает данные о напряжении в электрической системе с выхода генератора, а не с клемм аккумулятора. Если в цепи есть диоды, то регулятор «не знает», что на аккумуляторах 13,6-13,8 вольт, а не 14,2 как на генераторе. Если потери напряжения не компенсировать, генератор прекратить зарядку задолго до того, как аккумуляторы зарядятся до 100%. В результате — хроническая недозарядка, сульфатация и уменьшение емкости.

Развязывающее реле

Схема установки реле для заряда двух аккумуляторов

В отличии от диодного изолятора реле развязки не делит ток между аккумуляторами, а соединяет их параллельно. Реле срабатывает, и подключает второй аккумулятор, когда напряжение на первом превышает установленный порог. После того как напряжение снижается, реле размыкается и изолирует батареи. Развязывающее реле лишено недостатков диодного изолятора — падение напряжения на нем не превышает сотых долей вольта

Моделей реле развязки множество. Самое простое активируется контрольным напряжением, например, от замка зажигания. Аналоговые реле соединяют и разъединяют аккумуляторы автоматически, но имеют фиксированное напряжение срабатывания. Цифровые модели позволяют регулировать напряжение срабатывания с шагом 0,1-0,2 вольта. Такие устройства отслеживают тренд напряжения и «принимают решение» о переключении только когда он длится определенное время. Благодаря этому удается избежать «дребезга» реле при кратковременных колебания напряжения.

Отдельная группа — бистабильные развязывающие реле. Они не потребляют ток в замкнутом состоянии и их удобно использовать для одновременной зарядки нескольких аккумуляторов от маломощных источников электрической энергии – солнечных панелей или ветрогенераторов.

Контроллеры аккумуляторов

К этой группе относят управляемые микроконтроллером устройства на MOSFET транзисторах, падение напряжения на которых даже при максимальном токе не превышает 0,03-0,01 вольт.

В отличии от батарейных изоляторов и реле, пытающихся одновременно зарядить два разных аккумулятора микропроцессорный разделитель изолирует аккумуляторы. Источник зарядки получает реальное представление о состоянии заряжаемой батареи и скорость зарядки возрастает. После того как первый аккумулятор заряжен, подключается второй, и зарядка продолжается. Подробнее о современных зарядных изоляторах аккумуляторов.

Сравнительные характеристики переключателя, реле и делителя аккумуляторов:

как зарядить два аккумулятора 12в последовательно

Введение: Когда дело доходит до эффективной зарядки двух последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 12 В, необходимы соответствующие знания и меры предосторожности. В этой статье представлено подробное руководство о том, как эффективно выполнить эту задачу. Выполнение этих шагов обеспечит оптимальную производительность и долговечность аккумуляторов.

1. Понимание основ. Прежде чем погрузиться в процесс зарядки, важно понять основы. Когда две батареи 12 В соединены последовательно, общее напряжение становится 24 В. Такое расположение обычно встречается в различных приложениях, таких как системы возобновляемых источников энергии, электромобили и резервные источники питания.

2. Выбор подходящего зарядного устройства. Чтобы правильно заряжать аккумуляторы, очень важно выбрать подходящее зарядное устройство. Ищите зарядное устройство, специально предназначенное для аккумуляторных систем на 24 В. Зарядное устройство на 24 В будет иметь необходимое выходное напряжение и соответствующий алгоритм зарядки для поддержания работоспособности аккумуляторов. Ознакомьтесь со спецификациями производителя батареи или обратитесь за профессиональной консультацией, чтобы обеспечить совместимость.

3. Меры предосторожности: Никогда не следует пренебрегать безопасностью при зарядке аккумуляторов. Ниже приведены некоторые важные меры предосторожности: – Работайте в хорошо проветриваемом помещении, так как при зарядке аккумуляторов может выделяться газообразный водород. – Надевайте защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить случайный контакт с кислотой. – Прежде чем подключать или отключать аккумуляторы, убедитесь, что зарядное устройство отключено от источника питания.

4. Подключение батарей: Чтобы зарядить две батареи напряжением 12 В последовательно, выполните следующие действия: – Определите положительную (+) и отрицательную (-) клеммы на обеих батареях. – Подсоедините положительную клемму первой батареи к отрицательной клемме второй батареи. Это создает последовательное соединение, складывая напряжение. – Оставшаяся положительная клемма второй батареи и отрицательная клемма первой батареи будут внешними клеммами для зарядки.

5. Начало процесса зарядки. Как только батареи будут правильно подключены, можно начинать процесс зарядки: – Подсоедините положительный (+) провод зарядного устройства к положительной клемме аккумулятора. – Подсоедините отрицательный (-) провод зарядного устройства к отрицательной клемме аккумулятора. – Подключите зарядное устройство к стабильному источнику питания и включите его. – Следуйте инструкциям производителя зарядного устройства и установите соответствующий режим зарядки и ограничение тока. – Контролируйте процесс зарядки, чтобы обеспечить оптимальное состояние аккумулятора и предотвратить перегрев.

Вывод: Успешная зарядка двух последовательно соединенных аккумуляторов 12 В требует тщательного подхода к выбору зарядного устройства, мерам безопасности и правильным методам подключения. Следуя шагам, описанным выше, вы можете обеспечить оптимальный заряд аккумуляторов, что приведет к повышению производительности, увеличению срока службы и надежной выходной мощности для желаемых приложений. Всегда уделяйте приоритетное внимание безопасности и следуйте рекомендациям производителя для достижения наилучших результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *