Как правильно глушить машину с турбиной
Перейти к содержимому

Как правильно глушить машину с турбиной

  • автор:

Как правильно глушить двигатель автомобиля: разбираемся в нюансах

О чем речь? Вопрос, как правильно глушить двигатель автомобиля, может показаться довольно наивным, ведь сделать это может любой человек, даже тот, кто никогда не учился водить. Однако на практике есть важные особенности, игнорирование которых может привести к проблемам. На что обратить внимание? Если у вас современный атмосферный двигатель, то в штатных условиях можно не задумываться. Однако если вы обладаете турбированным или дизельным агрегатом, то необходимо глушить их по определенным правилам.

  1. Основной алгоритм выключения двигателя
  2. Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля
  3. Как глушить дизельный двигатель
  4. 3 ошибки при остановке мотора
  5. Что автолюбители говорят о том, как правильно глушить двигатель

Основной алгоритм выключения двигателя

Выключить двигатель автомобиля правильно… Что может быть проще? Однако хорошо бы, чтобы при глушении силового агрегата ни он сам, ни трансмиссия не напрягались настолько, чтобы получить какие-либо повреждения. Для этого всего лишь нужно соблюдать логичный и очевидный алгоритм:

  1. Для начала следует найти место, парковка на котором не повлечет наложения штрафных санкций. Выравниваем машину и останавливаемся.
  2. Обратите внимание на положение рукоятки коробки переключения передач. Она должна находиться на «нейтралке». В случае автоматической КПП рукоятку нужно установить в положение N (или «паркинг» – P).
  3. Ставим автомобиль на ручник (поднимаем ручку стояночного тормоза до упора вверх).
  4. Не забываем выключить фары (габариты и ближний свет), а также все прочие электроприборы.
  5. Двигатель пока еще работает. Выдерживаем минутную паузу.
  6. Проверив выключение электроприборов и положение трансмиссии, переводим ключ зажигания из положения 2 в положение 1 и вытаскиваем его из замка. В случае если запуск двигателя автомобиля осуществляется кнопкой, то жмем кнопку.
  7. Поверните руль до тех пор, пока не сработает электрозащелка замка рулевого колеса.
  8. И не забудьте активировать охранную сигнализацию.

Основной алгоритм выключения двигателя

Особое внимание нужно уделить полному выключению всех электропотребителей автомобиля. Речь идет о таком оборудовании:

  • вентиляторе печки;
  • кондиционере;
  • обогревателях зеркал, стекол и сидений;
  • аудио- и видеосистемах;
  • фарах и освещении в салоне.

Особенно важно уделить этому внимание зимой, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость (в связи с минусовыми температурами). Но минут за 5 перед глушением двигателя стоит включить обдув ветрового стекла холодным воздухом. Это позволит избежать образования на стекле наледи и инея во время остывания мотора и салона на стоянке.

Внимательное отношение к процедуре выключения силового агрегата способно существенно продлить срок службы различных узлов вашего автомобиля.

На современных машинах все вопросы глушения мотора отражены в программных алгоритмах электронного блока. Там предусмотрены все возможные как форсмажорные ситуации, влекущие нештатное отключение силового агрегата, так и ошибочные действия водителя.

Данные алгоритмы также направлены на максимальное увеличение срока службы узлов и элементов автотранспортного средства. Например:

  • Корректно отрегулированная программа управления системой охлаждения предотвратит перегрев мотора даже в том случает, если система энергоснабжения будет обесточена.
  • В современных моделях искра подается двойным разрядом, чтобы гарантировать воспламенение топливно-воздушной смеси (это особенно важно при запуске холодного мотора, когда сопротивление трения особенно сильное). Двойная подача зажигания также позволяет не оставаться несгоревшему топливу в камере сгорания при глушении мотора.

Основной алгоритм выключения двигателя

Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля

С обычным двигателем внутреннего сгорания все более или менее понятно. Но дело существенно усложняется, если речь заходит о моторах, оснащенных системами турбонаддува. Осуществлять глушение такого двигателя когда вздумается противопоказано. И не важно, дизель ли в машине или бензиновый агрегат – это одинаково пагубно в обоих случаях.

Если не принимать в расчет данное ограничение, то существенно усилятся локальные перегревы ДВС, а кроме того, в зоне риска окажется турбокомпрессор, который при каждой заводке/глушении теряет существенную часть своего технического ресурса. Все дело в механике работы турбины – она вращается под воздействием сильно расширяющихся хоть и отработанных, но все еще горячих газов, вырывающихся из камер сгорания на четвертом такте.

Разумеется, турбина от контакта с газами сильно разогревается. А кроме того, турбокомпрессор очень быстро вращается, что требует наличия системы принудительного смазывания подшипников. В случае остановки работы мотора подача масла резко прекращается, но при этом вал турбины сохраняет инерционное вращение. Давление масла падает быстро и практически до нуля, так что можно сказать, что вал вращается «на сухую».

Малое количество остаточного масла, поступающее в подшипники турбины, принимает на себя всю остаточную тепловую энергию вала и коксуется, теряя все свои смазывающие характеристики. В итоге все трущиеся детали турбонагнетателя, лишенные смазки должного качества, сильно изнашиваются.

Правильное глушение турбированного двигателя автомобиля должно происходить следующим образом: сначала нужно дать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты. За это время температура узлов и элементов турбокомпрессора снижается, потому что на турбину поступает меньше раскаленных газов из камер сгорания ДВС. После этого можно выключать зажигание.

А вообще, силовой агрегат любого автомобиля (нетурбированного) лучше глушить не ранее 10 секунд после остановки авто.

На профильных ресурсах в Интернете (форумах) многие автовладельцы интересуются, почему при глушении современных моторов продолжает работать вентилятор. Многие не могут заглушить мотор, оснащенный турбокомпрессором, с помощью ключа. Все это эффекты одного порядка – с двигателя нужно снять остаточную тепловую нагрузку. Если вместе с мотором резко выключить все обеспечивающие системы (например, систему охлаждения), то тогда:

  • сильно возрастет риск локального перегрева ЦПГ и других узлов мотора;
  • если забортная температура ниже нуля, то тогда на разогретый мотор станет влиять резкий перепад температур.

Вообще, все резкое и быстрое, особенно если речь идет о температурных перепадах, для двигателя крайне вредно. Охлаждение никогда не происходит равномерно, и разноплановое температурное расширение/сокращение различных деталей силового агрегата (поршней, колец, распределительного вала) будет приводить к ускоренной выработке ими технического ресурса и столь же ускоренному выходу из строя.

Для того чтобы обеспечить равномерное остывание, вентилятор системы охлаждения после глушения двигателя может еще некоторое время работать, черпая энергию из АКБ. Это существенно уменьшает вред узлам и элементам силового агрегата, локализуя последствия термической микродеформации.

На большинстве современных моторов, оснащенных турбокомпрессорами, предусмотрен турботаймер. Это устройство, позволяющее глушить турбированный мотор через определенный промежуток времени после остановки самого транспортного средства.

Турботаймер позволяет водителю покинуть автомобиль сразу же после остановки, не дожидаясь, пока двигатель охладится на холостых оборотах. Выключение зажигания в данном случае произойдет автоматически – важно не забыть поставить машину в режим охраны (чтобы не «уехала»).

Минусом такой схемы глушения мотора является строгая необходимость ставить машину на стояночный тормоз (мало ли что), и в зимнее время задние колодки из-за этого могут примерзнуть к барабану или диску.

Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля

Как глушить дизельный двигатель

Моторы с бензиновыми двигателями в данном случае более неприхотливы: да, желательно, чтобы остывание мотора происходило плавно, но, как правило, достаточно просто повернуть ключ зажигания, и мотор заглушен. С дизелями все по-другому. Электрическое зажигание здесь отсутствует как таковое, а потому мотор глушится по иному принципу.

Перекрывается подача топлива. На легковых авто это делается путем поворота ключа в нужное положение. Происходит срабатывание перекрывающего клапана, и солярка перестает поступать во входной (раздаточный) коллектор. У некоторых моделей глушение осуществляется за счет регулировки, а точнее, блокирования форсунок.

На дизелях большой мощности, устанавливаемых на тракторах, самосвалах, автобусах и т. д., для остановки нужно нажать на специальную кнопку, которая обычно располагается на полу, у ног водителя (ну или на приборной панели). Нажатие перекрывает подачу топлива, но пока не выработается запас в коллекторе и топливопроводе, дизель будет продолжать работать. Так что нужно нажать и держать.

Если при движении тяжелого транспортного средства двигатель нужно заглушить, чтобы остановиться, то следует тормозить и замедляться, не нажимая на педаль сцепления. Удивительно, но именно при таком глушении дизель испытает минимальные избыточные нагрузки.

Минусом этого метода является то, что использовать его можно лишь на тех транспортных средствах, в которых присутствует механический привод (как правило, это грузовые машины и автобусы старых моделей). В противном случае, скорей всего, выйдет из строя система питания.

Если сломается электрический клапан, который должен по команде перекрывать путь топлива, то нужно отпустить сцепление и полностью выжать педаль тормоза. Наибольшая эффективность достигается, если при этом на трансмиссии будет выставлена высшая передача.

Крайне важным фактором в холодное время года для дизельных моторов является вязкость масла. Для упрощения запуска рекомендуется добавить в масляный картер 150-200 мл бензина. Это позволит сохранить масляную пленку на деталях и узлах, но при этом сделает масло более жидким и уменьшит сопротивление при запуске дизеля на морозе. После того как силовой агрегат будет прогрет, бензин испарится, и никакого вреда системе (в данном количестве) он не нанесет.

После длительной поездки любому мотору имеет смысл дать 2-3 минуты поработать на холостых оборотах. В ходе такой паузы снизится температура силового агрегата, а значит, если так делать всегда, то срок полезной эксплуатации двигателя будет существенно дольше. (Для турбированных и дизельных моторов такая пауза просто обязательна).

Как глушить дизельный двигатель

3 ошибки при остановке мотора

Главное резко не глушить мотор прямо во время движения. Такая остановка может привести к локальному перегреву силового агрегата, например, в наиболее уязвимом месте – в блоке цилиндров. К тому же нужно помнить, что при глушении двигателя отключается и система гидроусилителя, а также некоторые функции тормозов. Если за рулем находится неопытный водитель, то это может привести к ДТП.

Другая ошибка – глушение перегретого двигателя сразу после остановки движения. Мотор при этом может заклинить, что потребует серьезного ремонта.

В случае если датчик температуры охлаждающей жидкости подает сигнал о ее запредельном увеличении, нужно перевести рычаг коробки переключения скоростей в нейтраль, далее при езде фактически накатом нужно подыскать подходящее место для стоянки, но после остановки мотор не нужно глушить в течение как минимум полуминуты. Это даст возможность исключить перегрев деталей поршневой группы.

Читайте также!

И наконец, ставшее уже притчей во языцех, торможение двигателем. Эта техника сбрасывания скорости подразумевает выставление пониженной передачи с последующим плавным отпуском сцепления. На акселератор при этом давить не нужно.

В итоге вращательный момент от колес передается непосредственно на коленчатый вал, который начинает вращаться с намного большей угловой скоростью (благодаря пониженной передаче). Мотор в данном случае испытывает колоссальную нагрузку на все узлы, что может привести к их буквальному разрушению.

Конечно же, тормозить двигателем не нужно никогда. Запомните анекдот: «При торможении двигателем сначала происходит торможение решеткой радиатора, затем самим радиатором и уже только после этого – непосредственно двигателем…». То воздействие, которое оказывает на мотор такая «технология» торможения, по своей деструктивности находится очень близко от ситуации, изложенной в этой шутке.

А чтобы не допускать чрезмерного, неоправданного расхода технического ресурса узлов и элементов двигателя, следует глушить двигатель не ранее чем через 10 секунд после полной остановки транспортного средства. Это позволит сохранить его эксплуатационный ресурс и вашу уверенность в надежности всех его узлов и агрегатов.

Что автолюбители говорят о том, как правильно глушить двигатель

  1. Почему стоит подождать?

«При заглушенном моторе перестает работать и помпа. Как следствие, отсутствует и циркуляция охлаждающей жидкости по контуру. Вентилятор при этом может вращаться от АКБ, но охлаждает он только радиатор, а вот в водяной рубашке тосол реально может легко закипеть. Однако не это является главной проблемой – антифриз может остыть обратно, но вот если при перегреве произойдет термическое искривление головки блока, то может заклинить распределительный вал.

Так что не спешите выключать мотор, особенно после длительной поездки – досчитайте до 10. А если у вас двигатель, оснащенный турбокомпрессором, то там вообще мотор должен минут 5 поработать в режиме малого газа. (Хотя сейчас на турбированные движки массово ставят турботаймеры)».

«Немецкие производители предусмотрительны и аккуратны. Если бы нельзя было чего-то делать, то горела бы соответствующая красная лампочка. Так что глушу двигатель, не дожидаясь остановки работы вентилятора».

«В стандартных условиях глушить мотор при условии работающего вентилятора можно без каких-либо ограничений. Но если загорелся датчик превышения температуры охлаждающей жидкости, то останавливать мотор сразу же крайне не рекомендуется.

Постарайтесь, двигаясь накатом, припарковаться, открыть капот и дать двигателю поработать на холостых оборотах до прекращения действия аварийной сигнализации (если конечно, причиной взлета температуры не стала разгерметизация охлаждающего контура)».

«Отличный вариант, как сбить температуру мотора, если вдруг она выросла запредельно. Включите печку на полную (ну и окна откройте, конечно)!»

«Когда сработала сигнализация о запредельной температуре охлаждающей жидкости, то останавливаемся и на холостых оборотах ждем, пока температура упадет. Если вентилятор функционирует и при этом никакая сигнализация больше не беспокоит, то можно спокойно глушить мотор».

Кто-то может посчитать, что правильное глушение двигателя автомобиля никак не влияет на его сохранность. Возможно даже, что на коротком временном отрезке никаких негативных изменений с мотором не случится. Но в длительной перспективе это может привести к печальным последствиям.

Наверняка никто из автовладельцев не желает раньше времени узнать, сколько стоит капитальный ремонт мотора. А раз так, то следует соблюдать вышеизложенные простые правила старта/глушения силового агрегата.

как глушить турбодизель

У меня турбодизель первый раз, сейчас глушу его после 2-5минут работы на ХХ, вчера заглох случаяно на нем вот думаю не страшно ли это для турбы? И нужно ли каждый раз тарохтеть на хх перед тем как глушить?

Без машины

таймер тебе нужен, так каждый раз замучаешся ждать когда турбина остынет.

Если под хвост не даёшь и ездиш спокойно, то глушить мотор можно сразу после остановки, т.к. турбина работала на минимальных оборотах . Если движёк, при езде работал на повышенных оборотах ( 2-4 тыс. ) : например трасса, то двигатель
должен поработать на холостых 2-4 минуты, что-бы турбина
сбросила обороты и не работала без смазки .

30 секунд. Более ждать смысла нет.

А есле ему под хвост даеш сильно?

На сколько сильно можно распустить 2.0 ТД спроектированный 20 лет назад? Мотор хороший но не для гонок. А вообще пару минут выждать не вредно. Но даже если сразу заглушить, прям чего-то страшного не произойдет.

Спасибо за развернутый ответ, согласен тачка совсем не гонка, просто я думал для турбы и 3000об много

Несуществующий пользователь
Без машины

Обязательно ждать, у меня 1 минута. На счет необходимости, то на практике встречал, что на Infiniti FX30d с мотором V9X на охлаждение турбокомпрессора есть еще дополнительный водяной контур с электрической помпой. Так вот после того как машину глушишь, эта помпа еще какое то время работает!

Без машины

Давать поработать 60-90 сек если идете по трассе, обороты были выше 2000 продолжительное время, и вы остановились на обочине, то лучше сразу не глушить. А вот если в городе, то пока паркуетесь то примерно 2 мин у вас машина и так на низах работает, турбина остывает по любому.

Поставь сигнализацию с турботаймером.

Читал много литературы и сайтов. Вышел на официалов и на тех кто турбинами занимается. Вообщем суть:
— после долгого простоя (на холодную) надо дать турбине поработать на холостых около 1 минуты, а в минус минут 5, чтоб турбина была смазана и прогрелась.
— после езды по городу (до 3000об) дать остыть 1 минуту. Если по трассе (выше 3000об) дать остыть в течении 5 минут.
Это относительно FF и турбины Garrett. Наверно и другим так надо. Турботаймер это хорошо, но если его нет…
Если заглох, то турбина горячая и перестала вращаться. Заведи ДВС и снова турбина охлаждается. Что ж поделаешь если заглох. Глушение на горячую сокращает ресурс. Слава богу ресурс не 30 тыщ и поэтому прям сильно переживать не стоит. Моя уже 140 тыщ работает, а были случаи что глох и глушил не остудив.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Почему турбированный мотор можно глушить сразу после остановки

Главная «страшилка» владельцев машин с наддувным мотором — выход из строя турбины — перестала, на самом деле, быть актуальной. Однако до сих пор встречаются знатоки, советующие после парковки какое-то время дать турбодвигателю какое-то время поработать на холостых оборотах для охлаждения системы наддува.

Поделиться

Изображение Почему турбированный мотор можно глушить сразу после остановки

Одно время считалось чем-то вроде аксиомы: купил машину с турбированным мотором — обязательно оборудуй ее турботаймером, если не хочешь быстро «запороть» наддув. Это объяснялось просто. Турбинное колесо во время работы чаще всего вращается в масляной пленке, хотя иногда для этой цели используют подшипники. При полной нагрузке оно разогревается порой до 800º−900º С. Нагрев происходит как из-зи выхлопных газов, проходящих через приводящую крыльчатку, так и за счет трения колеса в опорах. Для сравнения, на холостом ходу мотора температура турбины падает до 100º.

Охлаждение турбоагрегата осуществляется преимущественно маслом, нагнетаемым из системы смазки мотора. Гораздо реже для снижения его температуры подводят антифриз от системы охлаждения двигателя. Как бы то ни было, но при выключении мотора останавливается прокачка масла и, соответственно, его поступление к требующим охлаждения частям турбокомпрессора. Когда они перегреты, контактирующая с ними в этот момент смазка «перегорает» и закоксовывается в виде твердого налета. При последующем пуск мотора эти частички перемалываются и превращаются в абразив, который разрушает высокопрецезионные поверхности трения турбокомпрессора.

Тест-драйв BMW 218i Active Tourer: инородное тело

Знакомимся с единственным в мире серийным микровэном, который умеет ездить

Тест-драйв BMW 218i Active Tourer: инородное тело

Читайте также

Для предупреждения этого коксования масла и придумали такую штуку как турботаймер. После выключения водителем зажигания он заставляет двигатель работать еще несколько минут в режиме холостого хода. За это время прокачиваемое им масло охлаждает турбину до приемлемой температуры и кода мотор в конце концов глохнет, оставшееся в ней масло остается маслом. Мало того, что далеко не все водители в свое время обращали внимание на подобные технические тонкости и глушили свои турбодвигатели сразу после остановки. А вскоре приходили к дилеру марки с претензиями и гарантийным случаем — поломкой турбины.

Автопроизводителям это совершенно не нравилось. С другой стороны, наличие в машине системы турботаймера сильно облегчало задачу для автоугонщика. Разработчики систем турбонаддува разных автобрендов подумали-подумали, и нашли простейшее решение: в большинстве современных торбонагнетателей система подачи масла получила увеличенную мощность, прокачивая большие объемы смазки. Благодаря этому охлаждение узла стало намного эффективнее, чем у турбомоторов предыдущих поколений. А если в нем и появляются абразивные продукты коксования масла из-за местного перегрева, то увеличенный ток масла их мгновенно смывает и они ничего не успевают испортить. Таким образом, смысл не сразу глушить современный турбированный мотор отсутствует в принципе.

Тест-драйв Skoda Octavia RS: «чех» в овечьей шкурке

Наслаждаемся «пушечной» динамикой чешского семейного лифтбека

Фото: АвтоВзгляд и компании-производителя

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

  • #двигатель
  • #мототехника
  • #моторное масло

Глушить двигатель с турбиной сразу после поездки или нет? Современные реалии

По словам автопроизводителей, нынешние двигатели с турбонаддувом лишены многих недостатков своих старых предшественников. Это касается и самих турбин, которые получили надежную защиту от перегрева. Раньше говорили, что после остановки нужно дать агрегату поработать какое-то время, чтобы циркулирующее масло снизило температуру турбины. Но сегодня эксперты утверждают, что делать этого не требуется. Или все-таки лучше перестраховаться? Как глушить двигатель с турбиной правильно?

В принципе, дать мотору поработать можно, но существуют некие исключения. На холостом ходу масло продолжает циркулировать, охлаждая сильно разогретую турбину. Ей на роду написано быть горячей в работе. Если вы заглушите двигатель, масляный насос остановится и перестанет гонять смазку. Турбина может перегреться, в результате чего наступят следующие последствия:

  1. Оставшееся масло закоксуется на поверхностях, пышущих чудовищным жаром.
  2. На самой турбине от перегрева могут возникнуть задиры, так что срок службы этого дорогостоящего элемента обязательно снизится.

Однако, современные моторные масла для двигателей с турбонаддувом, технологии производства и материалы турбин якобы позволяют глушить мотор тут же после завершения рейса. Настораживает одно: конструкция турбины принципиально не поменялась. Так что на вопрос, можно ли глушить турбированный двигатель сразу после поездки, лучше ответить отрицательно.

Турбина

Идем дальше. Современная турбина может отработать весь срок службы силового агрегата. Производители говорят о применении новых сплавов, да и купить моторное масло для двигателя с турбонаддувом вы можете современное. В нем будут реализованы все передовые разработки определенных сфер науки. Звучит многообещающе, да только нынешние двигатели в большинстве своем перестали быть миллионниками.

Итак, среднестатистический двигатель автомобиля бюджетного класса работает около 300 000 км, хотя в былые времена моторы ходили полмиллиона без капремонта. Турбина сейчас имеет все шансы проработать 300 000 км, но никак не 500 000 км. Турбина отработает столько же, сколько ДВС, а что там будет дальше, будет вашей проблемой. Так что не спешите глушить турбомотор после окончания поездки – так будет лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *