Cf 4 дизельное масло что обозначает
Перейти к содержимому

Cf 4 дизельное масло что обозначает

  • автор:

Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей

Какое масло заливать в двигатель? Самое правильное – использовать масло, которое рекомендует завод-изготовитель. Если же отсутствует руководство по эксплуатации автомобиля, то следует пользоваться классификацией масел по API.
Система классификации моторных масел была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это автомасло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества безнадежно устарел.
Буквенно-цифровой код – это обозначение класса масла. При этом, первая буква кодировки означает вид масла:

  • «S» — автомасло для бензиновых двигателей;
  • «C» — масло для дизельных двигателей.

Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой – например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.
Класс API CI-4 (CI-4 PLUS) — новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.
Класс API CI-4 — класс введен в 2002 году. Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува. Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.
Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям выпускаемым с 1 октября 2002 г.
Класс API CH-4 — класс был введен 1 декабря 1998 года. Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году. Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки. Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.
Класс API CG-4 — класс представлен в 1995 году. Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%). Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей). Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.
Класс API CF-2 (CF-II) — автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. Класс введен в 1994 году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки).
Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел при условии наличия рекомендации производителя.
Класс API CF-4 — моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска. Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя).
Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.
Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.
Класс API CF (CF-2, CF-4) — моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.
Класс CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).
Моторные масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора. Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется класс качества CD.
Класс API СЕ — моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс). Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала. Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.
Моторные масла классов API CD, CB, CA – для двигателей более, чем тридцатилетней давности выпуска.

  • О компании
  • Оборудование для АЗС
  • Оборудование для нефтебаз
  • Бензовозы, топливо- заправщики и запчасти к ним
  • Метрология
  • Оборудование прочее
  • Масла и смазки
  • Услуги
  • Прайс лист
  • Контакты

Расшифровка стандарта API CF-4

API — это Американский институт нефти. В 1970 году вместе с SAE и ASTM (Американское общество по испытаниям и материалам) они создали систему классификации услуг API для определения уровня производительности данного масла, не связанного в основном, с вязкостью масла. Требования API «S» для искрового зажигания (бензин) и «C» для сжатия зажигания (дизельное топливо) можно кратко описать следующим образом. Последние классификации API «S» и «C» обратно совместимы и подходят для использования вместо ранних классификаций.

Оглавление

  1. Стандарт масел CF-4
  2. Примеры масел CF-4
  3. Другие стандарты
  4. Комментарий

Для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей. Сервис, характерный для дизельных двигателей с турбонаддувом или наддувом с повышенной нагрузкой, изготовленных с 1990 года. Особенно подходит для использования на тяжелых автомобилях, тяжеловесных грузовиках. Масла API CF-4 превышают требования к маслам категории CE и предназначены для замены масла категории СЕ. Он также может использоваться вместо более ранних категорий CD или CC. API CF-4 предназначен для улучшения контроля расхода масла и поршневых отложений.

Категория API для дизельного транспорта, энергосберегающие масла

Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Данные категории обозначаются буквой С (commercial). Старые категории API CA и CB не обсуждаются.

категория API CC (устаревшая):

  • Категория введена в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и для бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат антикоррозийные присадки и присадки предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.

категория API CD (устаревшая):

  • Категория введена в 1955 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии.
  • Соответствует требованиям MIL-L-2104C/D.

категория API CD + (устаревшая):

  • Категория создана для удовлетворения требованиям японских автопроизводителей. Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.

категория API CD-II (устаревшая):

  • Категория введена в 1987 году. Масла данной категории предназначены для двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование шлама.
  • Соответствует всем требованиям категории API CD.

категория API CE (устаревшая):

  • Категория введена в 1987 году. Масла предназначены для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и больших нагрузках.
  • Заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.

категория API CF (действующая):

  • Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
  • Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.

категория API CF-2 (действующая):

  • Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец.
  • Заменяет масла категории API CD-II в более старых моделях.

категория API CF-4 (действующая):

  • Категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов.
  • Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.

категория API CG-4 (действующая):

  • Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразоване, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года).
  • Заменяет масла категорий API CD, API CE и API CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

категория API CH-4 (действующая):

  • Проектное название API PC-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.
  • Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.

категория API PC-7.5 (проект)

  • В январе 1999 года требования по токсичности отработанных газов были существенно ужесточены. Для удовлетворения этим требованиям североамериканские автопроизводители внесли ряд конструктивных изменений в свои двигатели, что привело к увеличению уровня образования сажи в моторных маслах в три-пять раз. Для предотвращения вредных последствий наличия сажи в моторном масле (увеличение степени износа деталей двигателя и загущение масла), необходимо было ввести ряд дополнительных требований и испытаний. С этой целью предполагалось создать новую категорию с проектным названием API PC-7.5. Однако Mack Truck и Cummins создали новые методы испытаний Mack T-8E, Mack T-9, Cummins M-11 и выпустили собственные спецификации — Mack EO-M Plus и Cummins CES 20076. Требования данных спецификаций были признаны достаточными для удовлетворения требований к новым маслам со стороны других автопроизводителей и были включены, как дополнительные, в категорию API CH-4. Потребность в новой категории API PC-7.5 отпала.

категория API PC-8 (проект)

  • Проект создавался для удовлетворения потребностей японских автомобилестроителей. Был рекомендован для двигателей с пониженной эмиссией выхлопных газов. Не получил большой известности в связи с созданием нового японского стандарта JASO DX-1.

категория API PС-9 (проект)

  • Эта категория проектируется в связи с новыми экологическими требованиями, которые сформулированы Американским агентством по охране окружающей среды (EPA). Основным способом удовлетворения этих требований является система рециркуляции отработанных газов (AGR — exhaust gas recirculation). Для этого требуются изменение конструкции двигателей и придание новых эксплуатационных свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется повышение удельных мощностей двигателей. Основные отличия работы моторного масла в условиях рециркуляции выхлопных газов и повышенной удельной мощности:
    — тенденция к образованию сильных кислот;
    — повышенное образование сажи и, в связи с этим, загущение масла и повышенный износ деталей двигателя;
    — более высокотемпературный режим работы двигателя и масла.
  • Для оценки повышенных эксплуатационных свойств, вводятся новые моторные испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией выхлопных газов:
    — Cat 1Q,
    — Mack T-10,
    — Cummins M-11.
  • Категорию API PC-9 предполагается ввести в действие в 2002 году.

Таблица 4. Сравнение требований к новейшим американским категориям моторных масел для дизельных двигателей.

Испытание API
CD
API
CD-II
API
CE
API
CF
API
CF-2
API
CF-4
API
CG-4
APICH-4
(PC-7)
CRC-l 38. Коррозия подшипников, чистота поршня + + + ++ ++ + +++ +++
Последовательность IIIE. Высокотемпературное окисление, износ и загущение масла ++ +++
CAT 1G2. Отложения на поршне + + +
CAT 1 M-PC. Отложения на поршне и расход масла + ++
CAT 1K. Отложения на поршне и расход масла ++
CAT 1N. Отложения на поршне и расход масла +++ +++
Detroit Diesel 6V-92TA. Износ кольца и втулки в двухтактных двигателях + ++
Mack T7. Прирост вязкости масла + +
Mack T8. Прирост вязкости масла от сажи ++ ++
Mack T6. Износ колец и втулок, расход масла + +
Cummins NTC-400. расход масла, износ, отложения + ++
GM 6,2 L, RFWT. Износ ролика-толкателя + +
Стендовое испытание коррозии + + +
Пенообразование + +
HEU 1, Аэрация + +
Caterpillar TO-4 +
Allison C-4 +

Таблица 5. Примерный состав присадок в американских моторных маслах для дизельных двигателей, в процентах (от массы)

Присадки API
CC
API
SD/CD
API
SE/CD
API
SG/CE
API
CF-4/SH
API
CG-4/SH
Дисперсант беззольный
Тиофосфонат
1,5
0,8
4,0
5,5
6,0
6,0
7,5
Сульфонаты металлов базовый
Фенат кальция базовый
0,5
3,0
2,0
3,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
Другие антиоксиданты
ZDDP

0,7

0,7

2,0
0,3
1,0
0,6
1,0
0,6
1,3

По старой системе API, основные свойства и назначение масла обозначались принятыми терминами и буквами. На сегодня эта система отменена, но в названиях современных марок масел иногда встречаются применявшиеся ране термины. Основные обозначения:

  • Regular oil — минеральное масло без присадок, полученное путем вакуумной дистилляции без дальнейшей обработки (straight mineral oil);
  • Premium oil — минеральное масло с противоокислительными присадками;
  • Heavy Duty oil, HD oil — масло с противоокислительными, моющими и диспергирующими присадками для мощных двигателей;
  • ML — масло для бензиновых двигателей, работающих в легких условиях (L — light);
  • ММ — масло для бензиновых двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М — moderate);
  • MS — масло для бензиновых двигателей, работающих в тяжелых условиях (S — severe);
  • DG — масло для дизельных двигателей, работающих в легких условиях (G — general);
  • DM — масло для дизельных двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М — moderate);
  • DS — масло для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях (S — severe).

Категория энергосберегающих масел
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC энергосберегающее масло (Energy Conserving Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC — 1,5% экономии топлива и API SH/ECII — 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30.
С 1 августа 1997 года экономия топлива определяется по новой методике ASTM RR D02 1364, Последовательность VIA (Sequence VIA), согласно которой маслу может быть присвоена только одна степень энергосбережения (ЕС). Пример: API SJ/EС.
Энергосберегающие масла предназначены для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. В настоящее время разрабатывается аналогичная категория масел для мощных дизелей.

Классификация моторных масел

В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE. В классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем — API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.

Классификация масел по SAE

Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.

Норма SAE J300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел. Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним.

Например, SAE 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.

Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах SAE «зимней степенью вязкости».

Например, SAE 10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква «W» («winter», то есть «зима»). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.

Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).

Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости. Например, SAE 10W 40, где: 10W — зимняя степень вязкости, 40 — летняя степень вязкости. Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *