Как работают стоп сигналы
Перейти к содержимому

Как работают стоп сигналы

  • автор:

Штраф за неработающие стоп-сигналы

Стоп-сигналы – это задние световые приборы красного цвета, которые загораются при нажатии педали тормоза. С их помощью водитель предупреждает сзади идущее ТС о снижении скорости.

Стоп-сигнальные лампочки расположены на всех видах дорожных авто, кроме велосипедов и механических самокатов. Из-за их расположения в задней части машины автомобилисты не всегда вовремя понимают, что фары вышли из строя.

Почему ломаются стоп-сигналы и какое наказание ждет за неработающие огни, расскажу в сегодняшнем материале.

ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ СТОП-ЛАМПОЧКИ НА АВТО

Существует несколько причин поломки стоп-фонарей:

• вышел из строя предохранитель на стоп-огнях;
• перегорела сама лампочка;
• сломался механизм, который активизирует стоп-огни;
• окислилось место установки сигнальной лампочки;
• нарушилась система проводки.

Сложнее всего устранить повреждение проводки. Восстановить ее можно только у автоэлектрика. В остальных случаях проблему можно решить самому – например, заменить лампочку, которая уже отслужила свое.

СЧИТАЕТСЯ ЛИ НАРУШЕНИЕМ ЕЗДА БЕЗ ЗАДНИХ ГАБАРИТОВ

Да. Передвигаться без стоп-сигналов строго запрещается, так как увеличивается риск ДТП – остальные участники движения могут не увидеть, что водитель сбрасывает скорость.

Если стоп-габариты перегорели в процессе езды, тогда руками нужно сигнализировать о своих действиях другим автомобилистам, как это делают мотоциклисты и велосипедисты (п. 8.1 ПДД). Далее следует включить аварийный сигнал и доехать до ближайшего сервиса.

Если аварийка вышла из строя из-за повреждения автопроводки, водитель должен поместить знак аварийности на заднюю часть машины. Так другие участники движения будут знать о неисправности авто.

Замена стоп-лампы недорогая – в районе 200 рублей.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ! С 1 сентября этого года в правила внесли изменения. Нерабочие стоп-огни включили в перечень неисправностей, при которых запрещается использовать транспортное средство. Теперь автоинспекторы могут аннулировать диагностические карты автомобилей тех владельцев, у которых «стопы» вышли из строя.

В течение трех суток с момента вынесения постановления водитель должен исправить дефекты и заново пройти процедуру диагностики авто на пункте техосмотра. Если за это время он не выполнит требования, Госавтоинспекция снимет машину с учета, а без регистрации эксплуатация авто строго запрещена.

ШТРАФ ЗА НЕРАБОТАЮЩИЕ СТОП-ОГНИ

Штрафное взыскание за неисправные стоп-габариты назначает сотрудник дорожной инспекции. Сумма штрафа, согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП, небольшая – 500 рублей.

В некоторых ситуациях автомобилист может отделаться обычным предупреждением – решение о степени наказания остается за сотрудником ГИБДД.

Сумму штрафа за неисправную работу фар можно уменьшить на 50% в течение 20 дней с момента назначения. Тогда штраф составит 250 рублей.

Погасить задолженность со скидкой можно через сервис проверки и оплаты штрафов ГИБДД «Автокод Штрафы». Сервис бесплатный, оплатить взыскание можно без регистрации.

После оплаты квитанция придет на почту, а данные о совершенном платеже отправятся в ГИБДД.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФА ЗА НЕРАБОТАЮЩИЕ СТОП-СИГНАЛЫ

Штраф является высшей степенью наказания за нерабочие стоп-сигналы. По ст. 27.13 КоАП автоинспектор не имеет права изымать ТС и отправлять его на стоянку для «штрафников». Санкции могут назначить еще раз только спустя через сутки.

В некоторых случаях дорожный полицейский может назначить штраф за неисправность световых сигналов по ст. 12.20 КоАП. Если автомобилиста наказали по этой статье, сумма штрафа останется неизменной – 500 рублей. При этом поменяется срок устранения неисправности – с одних суток до 10.

Статья 12.20 используется, когда водитель осознанно не воспользовался световыми устройствами или не заметил, что они сломались до начала передвижения. Если «стопы» вышли из строя во время передвижения, вышеуказанная статья использоваться не может.

Автомобилист может избежать штрафных санкций, если убедит автоинспектора, что до начала движения машина была полностью исправна и что он отремонтирует авто в ближайшем сервисе. Предупреждение возможно, если автомобилист соблюдает правила и не нарушал их последние 6 месяцев.

МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ШТРАФ ЗА НЕРАБОЧИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ

Да, автовладелец может обжаловать назначенное наказание.

Отменить постановление могут в некоторых ситуациях:

• наказание назначили не по ст. 12.5 КоАП, а по другой статье;
• автоинспектор внес неправильные данные в протокол – указал другую дату правонарушения, сделал ошибку в инициалах и прочее.

Доказательством может служить запись регистратора, заявления понятых и так далее.

Собранные материалы передаются в отделение ГИБДД, инспектор которого составлял постановление. Инстанция рассматривает обращение в течение 10 дней и отвечает принятием жалобы или отказом. В случае отказа водитель может передать обращение в суд.

ЧЬЯ ВИНА В АВАРИИ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА ИЗ-ЗА НЕРАБОТАЮЩИХ СТОП-ОГНЕЙ

В п. 9.10 и 10.1 ПДД прописано, что автомобилисты должны держать правильное расстояние до передвигающегося впереди авто. Если случится авария, виновным признают водителя, который передвигался сзади. Решение можно обжаловать, предоставив запись регистратора.

Также в п. 2.3.1 ПДД указано, что водитель несет ответственность за исправность своего техсредства до и во время его использования. Поэтому в этой ситуации можно доказать вину обоих автомобилистов – один не позаботился о состоянии световых приборов своего авто, а другой – не сумел держаться на допустимом расстоянии.

Каждому автолюбителю должны выплатить компенсацию по полису ОСАГО 50% от суммы ущерба. Если страховки у автомобилиста нет, ему назначат наказание. Подробнее о штрафах за отсутствие страховки я писал здесь.

Также органы власти могут назначить другую степень ответственности в зависимости от нарушения: когда один автомобилист виноват больше, чем другой. Тогда, например, страховые выплаты будут составлять 60% и 40% в зависимости от степени вины автовладельцев.

КРАТКИЙ ИТОГ

Автомобилисту рекомендуется проверять состояние автомобиля перед тем, как на нем передвигаться. Тогда он избежит назначения штрафных санкций. Если же стоп-сигналы пришли в неисправное состояние в период езды, тогда нужно доехать до сервиса на аварийке и устранить проблему.

Ранее я рассказывал про техосмотр в 2023 году. Вы узнаете, нужно ли проходить технический осмотр и кому. Также писал про остановку и стоянку автомобилей по ПДД 2023. А здесь подробно разбирал, что входит в автомобильную аптечку, где ее купить и сколько она действует.

Подписывайтесь на мой канал, а также заходите в блог «Автокода» – там вас ждет много полезной информации.

Выключатель стоп-сигнала: основа надежной работы световой сигнализации

Выключатель стоп-сигнала

Современные транспортные средства оснащаются световой сигнализацией, предупреждающей других участников дорожного движения о торможении. Основой сигнализации выступает выключатель стоп-сигнала. Все об этом устройстве, его существующих типах, конструкции, а также о выборе и замене — читайте в статье.

Что такое выключатель стоп-сигнала?

Выключатель стоп-сигнала (выключатель сигнала торможения) — коммутационное устройство в составе системы световой сигнализации механических транспортных средств; выключатель с различным типом привода для включения и отключения световых сигналов торможения (стоп-сигналов) при торможении и растормаживании транспортного средства.

Выключатель стоп-сигнала является неотъемлемой деталью любого транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, автобуса), трактора и другой техники, он обеспечивает своевременное включение сигналов торможения и предупреждение других участников дорожного движения об изменении скоростного режима или выполняемом маневре. Кроме того, данный прибор (наряду с выключателями указателей поворота) упрощает управление транспортным средством, освобождая водителя от необходимости прибегать к ручной сигнализации.

Неисправность выключателя сигналов торможения не влечет за собой штрафа или иных санкций (так как в ПДД предусмотрены иные способы сигнализации), однако для обеспечения безопасности движения этот прибор следует как можно скорее заменить. Чтобы сделать верный выбор выключателя, необходимо знать о существующих типах этих устройств и их особенностях.

Выключатель MAN TGL,TGM,TGA стоп-сигнала (4 контакта 5.8Bar) FEBI

Выключатель HYUNDAI Porter 2,Starex H-1,Tucson KIA Bongo 3 стоп-сигнала OE

Выключатель HYUNDAI Accent (14-) стоп-сигнала OE

Выключатель стоп-сигнала КАМАЗ,МАЗ,ЗИЛ-133 ЭМИ

Выключатель RENAULT Megane 2 (АКПП) стоп-сигнала ERA

Выключатель HYUNDAI Porter стоп-сигнала OE

Выключатель HYUNDAI KIA стоп-сигнала OE

Выключатель МАЗ стоп-сигнала (байонет) МЭМЗ

Выключатель MERCEDES A (W168),C (W203),ML (W163),Sprinter (901-904) стоп-сигнала FEBI

Выключатель NISSAN Almera (G15) стоп-сигнала METACO

Типы, конструкция и характеристики выключателей стоп-сигнала

На механических транспортных средствах, тракторах, специальной технике и различных машинах используются выключатели сигналов торможения трех типов:

  • Механические выключатели;
  • Выключатели с пневматическим приводом;
  • Выключатели с гидравлическим приводом.

О конструкции и особенностях приборов различных типов сказано ниже.

Все выключатели, независимо от типа, имеют три исполнения под различное напряжение бортовой электросети — 6, 12 и 24 В. При этом электрическое соединение может выполняться с помощью установленного на корпусе прибора или вынесенного за его пределы (с помощью кабеля) электрического разъема различных типов:

  • С ножевыми (плоскими) контактами;
  • Со штыревыми контактами;
  • Со штыревыми или ножевыми контактами с защитной пластиковой юбкой;
  • С баойнетным (поворотным) креплением;
  • Клеммы с винтовыми зажимами.

Соединения, за исключением последнего в списке — быстроразъемные, для подключения выключателей используются соответствующие разъему колодки («мамы»). Байонетные разъемы обеспечивают контакт повышенной надежности, предотвращая случайное отсоединение (для этого необходимо повернуть колодку).

Выключатели с клеммными разъемам не имеют ответной колодки, проводники соединяются непосредственно с клеммами, контакт обеспечивается винтовыми зажимами. Данный тип разъемом сегодня постепенно вытесняется другими, требующими меньших затрат времени и сил на подключение.

Монтаж выключателей осуществляется различными способами, которые зависят от конструкции и типа прибора.

Механические выключатели стоп-сигнала

Механический выключатель стоп-сигнала

Механический выключатель стоп-сигнала

Место установки механического выключателя стоп-сигнала

Место установки механического выключателя стоп-сигнала

Выключатель данного типа является наиболее распространенным, он используется в легковых ТС, многих грузовиках и в иной технике. Это концевой выключатель кнопочного типа с нормально замкнутыми контактами (при отжатой кнопке контакты замыкают цепь). Прибор имеет простое устройство: его основу составляет пластиковый корпус, в задней части которого расположена неподвижная контактная группа, а в передней располагается подпружиненная кнопка с подвижным контактом.

Выключатель монтируется на кронштейне перед педалью тормоза таким образом, что при отпущенной педали ее рычаг давит на кнопку и разрывает цепь стоп-сигналов. При нажатии на педаль тормоза ее рычаг отходит от выключателя, под действием пружины кнопка отжимается и связанный с нею подвижный контакт замыкает цепь — стоп-сигналы загораются, сообщая о выполнении торможении.

Механические выключатели могут монтироваться на кронштейн с помощью гайки, винтов или пластиковых защелок на корпусе. Обычно он скрыт под приборной панелью и в процессе эксплуатации не напоминает о себе.

Пневматические выключатели стоп-сигнала

Пневматический выключатель стоп-сигнала

Пневматический выключатель стоп-сигнала

Конструкция пневматического выключателя стоп-сигнала

Конструкция пневматического выключателя стоп-сигнала

Выключатели данного типа применяются на автотракторной технике, оснащенной тормозной системой с пневмоприводом. Этот прибор может использоваться в качестве датчика для включения и отключения различного электрооборудования при определенном давлении воздуха в системе.

Основу прибора составляет металлический корпус, разделенный на две камеры резиновой диафрагмой. Под диафрагмой образуется герметичная камера, к которой подводится воздух из пневматической системы, для подключения к контуру выполнен резьбовой штуцер или присоединительный канал с внутренней резьбой. Над диафрагмой располагается камера с контактной группой, которая состоит из двух неподвижных контактов и одного подвижного. Причем возможны два конструктивных варианта контактной группы:

  • Неподвижные контакты выполнены в виде штырьков, подвижный — в виде пластины, расположенной на диафрагме под штырьками;
  • Подвижный контакт выполнен в виде штырька, над которым расположен один из неподвижных контактов, второй неподвижный контакт имеет постоянное соединение с подвижным контактом через возвратную пружину.

Выключатель устанавливается в пневматической магистрали колесных тормозных механизмов. При торможении давление в магистрали повышается, что приводит к прогибу диафрагмы и подъему расположенного на ней подвижного контакта – происходит замыкание цепи и включение стоп-сигналов. При отпуске педали давление в магистрали падает, диафрагма под действием пружины отходит от контактов и разрывает цепь.

Пневматические выключатели оптимально подходят для работы в прицепах, так как они делают ненужными сигнальные цепи для включения стоп-сигналов от тягача. И в целом выключатели данного типа упрощают и повышают надежность электросистемы транспортного средства.

Гидравлические выключатели стоп-сигнала

Гидравлический выключатель стоп-сигнала

Гидравлический выключатель стоп-сигнала

Конструкция гидравлического выключателя стоп-сигнала

Конструкция гидравлического выключателя стоп-сигнала

Выключатели данного типа используются на тяжелых транспортных средствах, оборудованных тормозной системой с гидравлическим приводом. Конструктивно эти приборы аналогичны выключателям с пневматическим приводом в исполнении со штыревыми клеммами, расположенными над соединенной с диафрагмой контактной пластиной. Однако они имеют более прочный корпус, рассчитанный на работу под высоким давлением, устойчивый к воздействию жидкостей.

Прибор монтируется в контур колесных тормозных механизмов, обычно он присоединяется с помощью резьбового штуцера, выполненного заодно с корпусом (для ввертывания выключателя на его корпусе предусмотрен шестигранник под ключ). По принципу работы прибор не отличается от своего пневматического аналога.

Вопросы выбора и замены выключателя стоп-сигнала

Выключатели стоп-сигнала интенсивно работают при эксплуатации транспортного средства, поэтому они с высокой степенью вероятности могут выходить из строя. Как показывает практика, ремонтировать этот прибор в большинстве случаев не имеет смысла — дешевле (да и проще) купить и установить новый выключатель.

На замену следует выбирать выключатель того же типа и модели, что быть установлен ранее — только так можно гарантировать, что система будет надежно работать. При необходимости можно попытаться установить прибор иного типа, однако здесь можно столкнуться с массой сложностей. Например, механические выключатели отличаются большим разнообразием конструкций, поэтому замена не всегда возможна, а если это и получится сделать, то новое устройство может иметь другие габариты, сильно затрудняющие правильную регулировку момента включения и отключения стоп-сигналов.

При выборе пневматических и гидравлических выключателей следует опираться на тип присоединительного штуцера и рабочее давление в приводе тормозов — выключатель должен соответствовать ему, чтобы обеспечивать надежное срабатывание стоп-сигналов. При использовании прибора с более высоким или низким рабочим давлением стоп-сигналы либо не будут загораться при нажатии на педаль, либо будут срабатывать даже при случайных колебаниях давления в пневматической или гидравлической системе.

Замена и регулировка выключателя тормозных сигналов должны выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и техническому обслуживанию транспортного средства. При выполнении работы нужно соблюдать требования техники безопасности и ряд рекомендаций. Например, менять выключатель с пневмоприводом следует при неработающем компрессоре и после стравливания давления. Установка выключателя с гидроприводом почти всегда связана с утечкой рабочей жидкости, поэтому после ремонта нужно восполнить утечку и, при необходимости, прокачать систему (удалить пузырьки воздуха). А в случае замены механического выключателя, следует выполнить точную регулировку для уверенного срабатывания стоп-сигналов.

Верный выбор выключателя и правильный его монтаж — залог надежной работы световой сигнализации транспортного средства.

Другие статьи

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее

30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Почему не работают задние фары или стоп-сигналы

Вождение в темное время суток, когда не работает задний фонарь, может нести опасность для на дороге для вас и всех, кто по ней движется. Заметить их неисправность удается порой не сразу, но их нормальная работа – залог вашей безопасности. При отсутствии таких сигналов, велика вероятность столкновений, приводящих к ДТП. Другая проблема – получение штрафа за движение с неработающими сигналами при остановке инспекторами ГАИ.

Почему не работают стоп-сигналы и что делать

Нередко можно встретиться с ситуацией, когда на форумах, или в беседах задают вопрос, связанный с тем, что стоп-сигналы не работают, но задние фары работают. Вполне логично, что при нажатии на тормоз, реакции у сигналов STOP не последует. Привести к такой неисправности могут следующие факторы:

  • Перегоревшие электролампы. Устранить это несложно. Нужно открутить винты, снять линзы, нажав на лампы, повернуть и извлечь. Заменить их нужно и в случае разрыва нитей накаливания, либо потемнения стекла. Для установки приобретите точно такие же по мощности лампы. На многих европейских машинах работу освещения габаритов сзади и стопов выполняет одна и та же лампочка. У нее двойные нити, и они действуют независимо.
  • Неисправность блока предохранителей. Если предохранитель сгорел, нужно установить новый элемент. Смотрите на силу тока, она должна быть такой же. Нужно определить причину его перегорания, иначе история повторится снова. Отыщите PDC, размещаться он может под капотом, либо панелью приборов.
  • Заземление. Неисправность электрозаземления тоже негативно повлияет на работу системы. Неплотное соединение провода, а также в случае окисления его концов, ответит на вопрос, почему не работают стоп-сигналы. Проверка осуществляется следующим образом: подключить к исправному заземлению выключатель и надавить на тормоз. Загоревшийся фонарь укажет на поломку заземления. Ее нужно устранить.
  • Не исправна проводка. При нормальной работе всех компонентов, зачастую оказывается, что электропроводка изношена. Еще на соединениях и корпусе ламп может присутствовать коррозия. Вследствие неполадки часто не работают фонари заднего хода. Нужен внимательный осмотр всех проводов, и при выявлении дефектов, останется заменить поврежденные детали.
  • Частью цепи сигнала в некоторых автомобилях является переключатель поворотника. Стоп-сигнал просто не сработает, если он поврежден. Если уверены в своих знаниях и силах, то отыщите единственный провод, соединяющий детали. Теперь жмите на тормозную педаль, и проверьте с помощью контрольной лампочки. Если она среагирует, то данный провод подлежит замене.

zadnie-fary-ne-rabotaut.jpg

Причины нерабочих задних фонарей

В автомобильной электрике большинство неисправностей решаются поиском проблемного объекта в цепи. Важно осмотреть всю систему, которая отвечает за подачу электричества. Владельцы машин могут столкнуться с ситуацией, в которой не работают задние фонари, когда включены фары.

Осветительные и сигнальные приборы задней панели снабжены отдельными подключениями, которые не взаимосвязаны между собой. Поэтому одна часть фар может продолжать нормально функционировать, а вторая оказаться проблемной и не действовать. Неработоспособность задних фонарей может происходить по разным причинам, практически всегда они аналогичны сложностям, возникающим с сигналами стоп:

  • Предохранитель, который окислен, или полностью стал нерабочим.
  • Сгорела лампочка, либо коррозия контактов в гнезде, куда она устанавливается.
  • Серьезно повреждена электропроводка.

Все названые причины неисправности задних фонарей частично можно устранить своими силами. Учитывают, какая коробка, установлена на автомобиле. Понимая, как происходит подача электросигнала, можно проверить исправность элементов.

В механической трансмиссии, при включении задней передачи, зажимается кнопка выключателя, а контакты лягушки соединяются и происходит подача тока на фары. В АКПП вместо лягушки предусмотрен датчик положения селектора. Объективная возможность, что предстоит иметь дело с выключателем, чтобы восстановить работоспособность задних фонарей, велика.

Однако, при наличии серьезной неисправности авто, связанной с повреждением электропроводки, решать все самому не стоит. Тем более, если не получается точно определить причину, или нет уверенности в своих силах. Тем, кто мало знаком с внутренним устройством автомашины, прямой путь в автомастерскую, где выполнят полную диагностику, и восстановят все системы.

Стоп-сигнал: спорим, вы не все о нем знаете?

Стоп-сигнал – две или три лампочки на корме автомобиля: казалось бы, что может быть проще? Однако хитростей в этой элементарной на первый взгляд системе хватает, как и потенциала для развития и эволюционирования!

Давным-давно…

С читается, что первые стоп-сигналы были замечены на европейских самодвижущихся экипажах в 1912 году. Правда, делали их не электрическими, а механическими – в виде вздергивающихся жестяных «флажков», управляемых тросиками или тягами. Несовершенство конструкции не вызывало затруднений благодаря низкой плотности автомобильного трафика на рубеже веков и малым скоростям эпохи зари автомобилизма.

Первые автомобили унаследовали от конных карет упрощенные тормоза – только на заднюю ось. Когда же в 20-х годах прошлого столетия начали появляться машины с колодками на всех четырех колесах, разница в эффективности торможения новых и старых моделей стала слишком заметна, и пришло повсеместное понимание необходимости установки стоп-сигналов как элементов безопасности движения. Окончательная стандартизация тормозных фонарей была закреплена в 1949 году Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах. Долгие годы в технические регламенты никаких изменений касательно стоп-сигналов не вносилось: лишь в восьмидесятых — девяностых (в Новом свете раньше, в Старом — позже) обязательным стал третий фонарь – вспомогательный, расположенный по центру заднего стекла или спойлера.

Стоп-сигналы_html_m159ea1bd

В отечественном автопроме первый штатный электрический стоп-сигнал появился на «Победе» ГАЗ-М20 в 1946 году. Ее единственный и едва заметный по современным меркам «стопарь» располагался по центру крышки багажника в общем блоке с фонарём освещения номерного знака (на шоферском жаргоне именуемым «самолетиком» или «птичкой»). А на советском двухколесном транспорте первый стоп-сигнал, включающийся при нажатии педали тормоза, получил мотоцикл Минск М-105 двумя десятилетиями позже, в 1967 году. Кстати, специфическим был стоп-сигнал и на знаменитой «двадцать первой» Волге — для стоп-сигналов и указателей поворотов использовались одни и те же лампы! Если при нажатой педали тормоза водитель включал сигнал поворота, соответствующая тормозная лампа переключалась с постоянного горения на моргание. В эпоху, когда «21-е» вовсю колесили по дорогам, такой алгоритм был привычен шоферам и не вызывал удивления, сегодня же световая сигнализация ретрокара выглядит непривычно и неочевидно. И все владельцы «машин с оленями», которые не пренебрегают их выгуливанием на дорогах общего пользования, давно переделали фонари на нормальный свет, чтобы их маневры трактовались соседями по дороге однозначно и безопасно.

ГАЗ М-20 Победа

К слову, иногда стоп-сигналы даже становились одной из «визитных карточек» автомобиля – не ключевой, конечно, но запоминающейся. Например, к таким можно смело отнести фирменные сдвоенные кругляши на корме культового Nissan Skyline, элементы стилизованного британского флага в задних фонарях Mini, «крестики» у Jeep Renegade, «глаз улитки», торчащий из-за запасного колеса у Land Rover Freelander, и так далее.

Nissan Skyline GT-R M-Spec Nür (BNR34)

Технически же управление стоп-сигналами десятилетиями представляло собой не меняющуюся простейшую схему, понятную даже тем, кто в школе прогулял всю физику напрочь: под педалью тормоза находился выключатель без фиксации (на шоферском жаргоне именуемый «лягушкой»), подающий +12 вольт на лампы в задней части автомобиля – и, в общем-то, всё! В семидесятые — восьмидесятые годы автопроизводители стали дополнять эту простейшую схему устройством контроля исправности ламп – оно отмечало ток, потребляемый двумя лампочками, и зажигало индикатор на приборной панели, когда одна из них перегорала, уменьшая общий ток вдвое.

005

Не горят, а мигают

В конце 90-х годов практически все автопроизводители начали внедрять в свои машины системы, которые принято называть «сигнализацией экстренного торможения» — Emergency Stop Signal или ESS (многие автобренды выдумывали для этого и собственные аббревиатуры). При торможении с относительно плавным замедлением автомобиля лампы стоп-сигналов зажигаются обычным образом, но при экстренном торможении огни автоматически переходят в режим интенсивного мигания – с частотой в несколько раз выше, чем при включении «аварийки». Этот режим доступен только на скоростях выше 50-60 км/ч, так что если вам взбредет в голову внезапно резко ударить по тормозам в вяло ползущей пробке, он не включится.

Согласно заводским тестам Mercedes и других автоконцернов, мигающие стоп-сигналы привлекают внимание следующего сзади водителя в среднем на 0,2 секунды раньше постоянно горящих. На скорости 100 км/ч, к примеру, это дает выигрыш тормозного пути в 5,5 метра. Мелочь – а полезно! Несложная с технической точки зрения система ESS позволяет повысить безопасность движения, ибо внимание водителя идущего сзади автомобиля склонно притупляться, и он неадекватно долго не реагирует на стоп-сигнал двигающегося впереди авто. Производители автомобилей, проведя ряд исследований, сошлись во мнении, что при срабатывании системы ESS лампы стоп-сигналов должны мигать, если легковой автомобиль замедляется со скоростью более 6 метров в секунду, а грузовик или автобус — более 4 м/с. Частота мигания при этом должна быть не менее 4 герц – иначе говоря, не менее 4 вспышек в секунду, дабы работу ESS невозможно было спутать с прерывистым нажатием на педаль или включением «аварийки», при которой лампы указателей поворота обычно мигают с частотой 1-1,5 Гц.

Стоп-сигналы_html_m7dce25d5

Функция Emergency Stop Signal появилась на авто от среднего класса и выше, но уверенно проникает и в бюджетный сегмент. К примеру, на вполне народном Hyundai Solaris она имеется, начиная со второй генерации. Некоторые же продвинутые самодельщики изготавливают и устанавливают блок ESS на свои авто самостоятельно, используя GPS-приемники для определения скорости и акселерометры для обнаружения резкого замедления. Гаджет подключается в разрыв провода, подающего +12 вольт на лампы стоп-сигналов. При плавном замедлении автомобиля он «спит», а при резком торможении включается в работу и прерывает подачу тока на лампы быстрыми импульсами.

К сожалению, промышленность и торговля подобных устройств не предлагают, а китайские ремесленники выпускают лишь жалкие подобия ESS, не связанные с контролем динамики замедления и скоростью. С их помощью при нажатии на педаль тормоза стоп-сигналы сперва делают несколько вспышек, после чего, если педаль не отпущена, продолжают гореть уже постоянно, без мигания. Обычно такое реализуют для дополнительного сигнала на заднем стекле, хотя некоторые энтузиасты подключают «мигалки» и к основным «стопарям». Подобный гаджет можно приобрести на AliExpress совсем недорого. Вот только стоит ли?

007

Да, вспышки привлекают внимание извне в большей степени, нежели постоянное горение стоп-сигналов – факт совершенно бесспорный и доказанный давным-давно. Однако ESS неразрывно связана с датчиком скорости и получает разрешение на включение при резком торможении, только если торможение осуществляется со скоростей 50 км/ч и выше. В плотном и медленном городском движении мигать «стопарями» категорически не разрешается, о чем однозначно говорится везде – и в ГОСТе «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», и в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности автотранспортных средств»: «Сигналы торможения (как основные, так и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме». Мигание аварийных сигналов торможения ESS отдельно оговорено и разрешено/ А вот бесконечно «выносить мозг» вспышками красных огней едущему сзади – неприемлемо! Это опасно, поскольку все выходящее за нормы обыденного на дороге воспринимается неоднозначно (да, вспышки внимание привлекут – но будет ли адекватной реакция?). Это опасно, поскольку заставляет водителей совершать лишние маневры, пытаясь объехать нервирующего «мигальщика».

Сигнал торможения… без торможения!

Любопытный алгоритм управления стоп-сигналами предложила недавно небольшая компания MechOptix из Хантсвилля, штат Алабама. Инженеры MechOptix рассудили весьма свежо и смело: по-хорошему, для повышения безопасности движения водитель, едущий впереди, должен оповещать водителя, едущего сзади, о любых своих замедлениях, включая и те, что происходят БЕЗ нажатия на педаль тормоза. А таких, в общем-то, немало — торможение двигателем при сбросе газа, переключение на пониженную, внезапные перебои в работе мотора, кончившийся бензин и прочее. Чем раньше водитель задней машины поймет, что передняя начала замедляться, тем лучше и безопаснее!

Для реализации такой логики были разработаны особые светодиодные лампы для стоп-сигналов – со стандартными распространенными цоколями и чуть увеличенными колбами. Собственно, внутри ламп и располагается вся умная электроника, поэтому подключение упрощено до предела – в проводку внедряться не требуется, достаточно просто поменять обычные лампы в «стопарях» на лампы Stoptix. В этих «умных лампах» находится электронный модуль с G-сенсором, отслеживающим ускорения и замедления, и собственный небольшой аккумулятор. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, все работает совершенно штатно и заурядно – лампы стоп-сигналов просто загораются. Если же вы бросили газ, но на тормоз не нажали, «стопари» вспыхнут сами по себе, за счет управляющей электроники и мини-аккумуляторов внутри ламп. Аккумуляторов этих, к слову, хватает на 20 секунд непрерывного свечения, держат они заряд 3 часа, и подзаряжаются за секунду от любого, даже самого короткого нажатия на педаль тормоза — видимо, в их качестве используются ионисторы.

008

В России вряд ли можно встретить Stoptix вживую – собственно, особой популярности они пока и у себя на родине-то не добились, да и стоят немало. А вот нечто идеологически близкое к идее ламп Stoptix встречалось мне в свое время в одном из выпусков ежегодного альманаха «В помощь радиолюбителю» годов эдак 80-х! Алгоритм и техническая база там были иными, но мысль, в сущности, реализовывалась та же самая – сообщить едущему сзади, что вы перешли на движение накатом и начали плавно замедляться. В отечественной концепции предлагалось собрать несложный электронный блок и смонтировать дополнительный концевой выключатель над педалью газа – такой же, как штатно установлен над педалью тормоза. Логика работы была такая – когда автомобиль двигался равномерно или с ускорением (педаль газа нажата) фонари стоп-сигналов не светились. При брошенном газе (торможении двигателем) они загорались постоянно, а при нажатом тормозе – вспышками.

«Светофор» на корме

История, как известно, развивается по спирали, и будет совершенно неудивительно, если со временем вернется интерес к экспериментальным системам автомобильной внешней световой сигнализации, которые уже пытались аргументировать и внедрять в прежние годы – например, в США в шестидесятые — семидесятые. В некоторых штатах страны (в частности, в Вашингтоне, Орегоне и Айдахо) до сих пор не потеряло силы старое разрешение на использование на транспорте многоцветных стоп-сигналов! В свое время Национальная администрация безопасности дорожного движения США активно стимулировала исследования в области нестандартных конфигураций сигнальных систем транспортных средств для определения свежих перспективных направлений. В результате появились вспомогательные стоп-сигналы, которые работали по весьма логичному алгоритму всем известного светофора:

  • нажатие на тормоз (замедление) – красный свет
  • нажатие на акселератор (ускорение) – зеленый свет
  • отпускание газа и движение накатом (плавное снижение скорости) – желтый свет

Подобные фонари много лет назад можно было приобрести как дополнительные гаджеты и смонтировать их на заднее стекло или бампер автомобиля – куда, к слову, обожали ставить два дополнительных нештатных красных «стопаря» водители в СССР…

Кнопка под педалью тормоза

Традиционно выключателем (или, вернее, включателем!) стоп-сигналов была и остается кнопка-концевик над педалью тормоза, «лягушка». Но, как ни странно, простейшая и надежнейшая концепция кнопки возле педали тормоза не всегда была самой распространенной! В ХХ веке достаточно долгое время массово применялись гидравлические выключатели ламп стоп-сигнала — в качестве замыкателя электрической цепи выступала не кнопка над педалью, а мембранный выключатель, вкрученный в тройник тормозных трубок. По логике все было оправдано – нажимаем на педаль тормоза, в магистрали появляется давление жидкости, оно изгибает мембранку выключателя, а та, в свою очередь, замыкает контакт. Вот только в отличие от обычной и весьма долговечной кнопки, мембранный выключатель был штукой нестабильной. Резинка в нем со временем дубела, и «стопари» начинали небезопасно зажигаться лишь при торможении «в пол»! Однако это ненадежное решение применялось достаточно широко – гидравлический выключатель ВК-12Б использовался и на Волгах, и на УАЗах, и на грузовиках, и на автобусах – в первую очередь совместно с гидровакуумным усилителем тормозов. Хотя никакой объективной надобности в применении именно «гидрокнопки» вместо обычной кнопки под педалью не было… К слову, в эпоху советского дефицита каждый гаражный мастер знал способ восстановления эластичности резинок, в том числе и мембраны в тормозном выключателе ВК-12Б — стакан кипятка и столовая ложка соды. Опытные «шофера» частенько… варили неисправные тормозные «вэкашки» и ставили их обратно! На какое-то время помогало…

Казалось бы, все очевидные «грабли» уже вконец истоптаны, и сегодня столь элементарная вещь как электрический педальный концевик должен уже стать беспроблемным и не приносить головной боли. Как бы не так! Кровушки «лягушка» может попить изрядно, ибо с усложнением конструкции автомобилей на эту ерундовую детальку легла масса новых функций.

009

Например, сегодня во многих автомобилях к тормозному концевику подходят не два провода, как в дедовские времена, а как минимум четыре. Часто внутри «лягушки» находятся два независимых выключателя, один из которых подает питание на стоп-сигналы, а второй – на блок управления двигателем для реализации эффективного торможения накатом и экономии топлива. К примеру, многим вазоводам, имеющим машины с «е-газом», знаком «чек энджин» из-за рассогласования датчиков педали тормоза. Из-за невысокого качества «лягушки» два независимых выключателя в ней могут начать срабатывать несинхронно, порождая сбои в работе двигателя… Но и импортные комплектующие порой не лучше — владельцы целого ряда моделей KIA/Hyundai помнят массовую проблему ненадежной механической контактной «лягушки», приводившую к глюкам в круиз-контроле или ESP – закрыть эту историю производителю удалось лишь заменой выключателя с механическими контактами на сложный электронный, с микроконтроллером, датчиками Холла и транзисторными ключами внутри! Ну и «классика жанра» — когда на машинах с АКП ухудшение контакта в «лягушке» является причиной зависания селектора в положении «паркинг»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *