Как правильно установить прерыватель распределитель на автомобиль
Перейти к содержимому

Как правильно установить прерыватель распределитель на автомобиль

  • автор:

Как правильно установить прерыватель распределитель на автомобиль

Порядок установки зажигания автомобиля

Установка зажигания производится для обеспечения нормальной работы и получения наибольшей мощности и экономичности двигателя. Она осуществляется в случае снятия с двигателя распределителя зажигания или при нарушении установки момента зажигания.

Установку зажигания на автомобиле ГАЗ -66 в случае снятия распределителя зажигания производят в следующем порядке.
1. Установить поршень первого цилиндра в положение за 4° до ВМТ на такте сжатия по меткам на маховике и стрелке в окне картера маховика. Для определения такта сжатия необходимо вывернуть «вечу первого цилиндра.
2. Установить октан-корректор на «О», проверить состояние контактов прерывателя и зазор между ними, при необходимости отрегулировать.
3. Вставить распределитель зажигания так, чтобы вакуумный регулятор был направлен вверх, и поворотом приводного валика ввести хвостовик в паз вала привода.
4. Закрепить с помощью винта неподвижную пластину октан-корректора к корпусу привода и подсоединить провод к клемме распределителя.
5. Отпустить гайку крепления держателя корпуса привода н поворотом корпуса распределителя установить контакты прерывателя на начало размыкания. Начало размыкания контактов лучше определить по контрольной лампочке, для чего подключить ее между клеммой прерывателя и массой (на автомобилях с контактно-транзисторной системой зажигания подключить между немаркированной клеммой катушки зажигания и массой). Затем включить зажигание и, если контрольная лампа загорится, повернуть корпус распределителя по часовой стрелке до погасания лампы, а затем медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до загорания лампы. При этом ротор распределителя зажигания должен находиться против электрода с цифрой «1».
6. Затянуть гайку крепления держателя корпуса привода.
7. Поставить на место крышку распределителя, и провод от бокового электрода крышки с цифрой «1» подсоединить к свече первого цилиндра. Остальные провода подсоединить к свечам в порядке работы двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8), следуя от электрода I по часовой стрелке.
8. Присоединить трубку к вакуумному регулятору.
9. Проверить правильность установки зажигания пробегом груженого автомобиля. Для этого необходимо на ровной дороге при скорости автомобиля на прямой передаче около 30 км/ч резко нажать до отказа на педаль дроссельной заслонки и держать в таком положении до скорости автомобиля 60 км/ч.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
  • Охлаждающие жидкости двигателя автомобиля и требования к ним
  • Масла для дизельных двигателем
  • Кабина и ее оборудование автомобиля
  • Техническое обслуживания тормозной системы
  • Многоконтурный пневматический тормозной привод
  • Одноконтурный пневматический тормозной привод
  • Вспомогательная тормозная система
  • Стояночная тормозная система
  • Рабочая тормозная система

Рис. 1. Определение ВМТ и установка зажигания на двигателе ЗИЛ -130 ( ЗИЛ -131):
1 — шкив коленчатого вала; 2 — указатель установки зажигания; I, II — опережение зажигания на 0° и 9°

При правильной установке зажигания во время разгона автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при достижении скорости 40—50 jcm/ч. При сильной детонации необходимо переместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора в сторону знака «—», а при отсутствии легкой детонации указательную стрелку необходимо переместить в сторону знака « + ». После корректировки угла опережения зажигания снова проверить работу двигателя пробегом автомобиля.

Установка зажигания на автомобилях ЗИЛ -131 и «Урал-375Д» имеет особенности, основными из которых являются следующие.
1. Поршень первого цилиндра устанавливается в такте сжатия за 9° до ВМТ при наличии контактной системы зажигания и за 6° до ВМТ — при транзисторной системе зажигания. Метки для установки зажигания выполнены на шкиве коленчатого вала двигателя (отверстие) и на шкале установки зажигания.
2. При транзисторной системе зажигания вместо установки контактов на начало размыкания необходимо поворотом корпуса распределителя совместить установочные (красные) метки на роторе и статоре датчика импульсов и затянуть болт крепления пластины октан-корректора к корпусу распределителя.
3. Провода свечей пронумерованы, что облегчает распределение их по гнездам крышки.
4. На автомобиле «Урал-375Д» проверка установки зажигания пробегом не производится.

Для установки зажигания необходимо:

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной, пробкой, затем поворачивать рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания. На двигателе «Москвича» совмещается первая риска на шкиве коленчатого вала (по ходу вращения) с установочным штифтом передней крышки блока.

2. Снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение при котором его разносная пластина будет совпадать с боковой клеммой первого цилиндра крышки распределителя (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), в таком положении установить прерыватель-распределитель в гнездо блока и, слегка поворачивая за ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть от руки гайку крепления прерывателя-распределителя к двигателю и установить октан-корректор на пулевое деление.

3. Присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения прерывателя, а другим на массу.

4. Включить зажигание и поворачивать корпус прерывателя распределителя против направления вращения ротора (на двигателях ЗАЗ и «Москвич» по часовой стрелке, а на двигателе ВАЗ против часовой стрелки) до начала размыкания контактов (в этот момент контрольная лампа загорается). Момент размыкания контактов можно также определить «по искре». Для этого провод высокого напряжения, вынутый из центральной клеммы распределителя, надо держать на расстоянии 3—4 мм от массы и поворачивать корпус прерывателя-распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и массой появляется искра.

5. Выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления прерывателя-распределителя к двигателю, закрыть крышку распределителя и, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров. Присоединить трубку вакуумного регулятора опережения зажигания (двигатели «Москвич» и ЗАЗ ).

6. Пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростыр 50 км/ч на прямой передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны быть слышны слабые непродолжительные металлические стуки. Отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.

Прерыватель-распределитель зажигания

Прерыватель-распределитель зажигания (в просто народе трамблёр) — механизм, определяющий момент формирования низковольтных импульсов в системе зажигания, который предназначен для распределения высоковольтного электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и ранних инжекторных двигателей внутреннего сгорания.

Трамблер имеет достаточно большой перечень изнашиваемых деталей. Состояние прерывателя-распределителя влияет на пусковые характеристики и экономичность мотора, динамику автомобиля и токсичность выхлопа.

Функции прерывателя распределителя (трамблера)

  1. Прерывает первичную цепь зажигания, чем обеспечивает колебание тока в первичной обмотке катушки, вследствие чего во вторичной обмотке создается высокое напряжение.
  2. Распределяет ток высокого напряжения катушки между свечами зажигания цилиндров. Трамблер оснащен механизмами, которые обеспечивают требуемое изменение угла опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.

Устройство прерывателя распределителя

Основной узел прерывателя – пара контактов, которые находятся в сжатом состоянии под усилием пластинчатой пружины. Размыкание контактов происходит под действием кулачков на валу трамблера, которые перемещают пластиковую подушку подвижного контакта.

Работа прерывателя во многом зависит от угла замкнутого состояния контактов и момента их размыкания, который определяет угол опережения зажигания, в чем и заключается работа пары контактов.

Угол опережения зажигания изменяется под воздействием вакуумного и центробежного регуляторов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя.

Практика показала, что большое внимание следует уделять именно контактам, так как они наиболее подвержены износу, коррозии и загрязнениям, что со временем искажает сигнал на катушку зажигания. Все эти несоответствия могут привести к отсутствию искры на свече.

При износе пластиковой подушки подвижного контакта искра на свече может появляться с запаздыванием, что говорит о изменение зазора между контактами прерывателя. Регулировку зазора между контактами прерывателя следует проводить каждые 10 тыс. км.

Со временем изнашиваются и подшипники подвижного основания контактной группы, а также вала распределителя. В результате зазор между контактами может «плавать». Вследствие этого ухудшаются пусковые характеристики двигателя, обороты холостого хода плавают, двигатель работает под нагрузкой неустойчиво, снижается разгонная динамика автомобиля. На ресурс контактной пары может влиять выход из строя конденсатора, который предназначен для исключения подгорания контактов.

Неисправность конденсатора диагностируется при снижении напряжения во вторичной цепи системы зажигания, как следствие падает мощность искрового разряда между электродами свечей.

Устранить проблемы с контактами трамблера можно выровняв рабочие плоскости бархатным надфилем, после чего тщательно прочистить их ветошью смоченной в бензине. Затем отрегулируйте зазор между контактами прерывателя и момент размыкания. Изношенные подшипники вала распределителя, стертые кулачок и подушку, поврежденные контакты, поломанный конденсатор необходимо заменить. Для нормальной работы узла, необходимо провести ремонт прерывателя распределителя (трамблера).

Глобальное решение проблемы с траблером – переход с классической системы зажигания на электронную систему зажигания с прерывателем-распределителем, со встроенным датчиком Холла. Для этого вам потребуется узнать как установить электронную систему зажигания.

Можно ли самому выставить зажигание на машине

Часто то, как выставить зажигание, становится для многих автомобилистов настоящей проблемой. Они совершенно не знают, как это сделать. И информация о способах его выставления, думаем, для многих станет актуальной и нужной.

Причины

Начнём с того, что является причиной исчезновения так называемых заводских настроек. Другими словами, из-за чего настроенная работа зажигания выходит из строя. Оказывается, виноватым часто оказывается сам водитель, который по какой-то причине демонтирует трамблёр, как называют в народе распределитель зажигания. После проведения необходимых работ, из-за которых был извлечён распределитель, водитель с удивлением обнаруживает, что двигатель работает уже не так эффективно. В некоторых случаях завести автомобиль вообще не удаётся.

Система зажигания автомобиля

Система зажигания автомобиля

Почему же это происходит? Оказывается, всё дело в метках, установленных заранее. И владелец автомобиля, снимая трамблёр, не задумывается о том, что он эти самые настройки заводские уничтожает.

Ладно, не будем корить себя и винить, ведь всё равно поделать уже ничего нельзя. Остаётся только единственное — самому выставить зажигание. Многие, естественно, бегут к мастеру в сервис, но это делать каждый раз, согласитесь, не всегда удобно.

Первое, что должен сделать установщик зажигания, — это найти и выставить правильные метки. Другими словами, нужно метки на шкиве коленвала и штыре выставить одинаково. А для этого нужно взять ручку и прокрутить шкив коленвала или же поставить высокую передачу и толкнуть авто вперёд. При этом нужно смотреть, чтобы метки на шкиве вала и штыре совпадали.

Идём дальше. После этого нам нужно будет снять крышку трамблёра и запомнить положение бегунка. Другими словами, надо посмотреть, на какой цилиндр направлена его разносная пластина. Запомнив, можно спокойно снимать трамблёр.

Очень важно знать следующее: ни в коем случае прокручивать шкив коленчатого вала при демонтированном распределителе зажигания нельзя! Это приведёт к полному сбиванию меток, а работу придётся начинать заново.

Метки на шкиве коленвала и штыре

Метки на шкиве коленвала и штыре

Установка трамблёра

Не на каждом автомобиле установка распределителя проходит одинаково. Например, в семействе ВАЗ бегунок выставляют перед установкой по первому цилиндру. А вот на марках зарубежных автомобилей трамблёр на корпусе имеет специальную метку, на которую и выставляется бегунок.

Что касается культовых «Москвичей», ЗАЗ и ГАЗ 24, 31, то здесь в хвостике распределителя зажигания можно заметить два полумесяца разного размера. Один из них короткий, а другой длинный. И такой сектор находится в приводе трамблёра, который размещён в блоке двигателя. Держим направление такое же, как на приводе, и всё.

После этого можно установить трамблёр и проверить опять же совмещение меток. Прокручиваем двигатель на два оборота и если метки совпадут, значит, всё в порядке. Всё уже можно твёрдо закрепить, проследить за проводами, идущими на свечи, и запустить двигатель. Важно: следить за тем, чтобы свечные провода были установлены правильно. Они должны идти на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров мотора. Главный же провод — центральный, который обязан идти на катушку зажигания.

Регулировка зажигания автомобиля ВАЗ

Регулировка зажигания автомобиля ВАЗ

Как правильно выставить зажигание, если не знаете порядок работы цилиндров? Узнать это легко. Нередко номера проводов бывают отмечены прямо на них или крышке распределителя. Что касается порядка отсчёта, то он идёт от радиатора и имеет вид следующий: сначала первый, потом третий, затем четвёртый и, наконец, второй.

Если двигатель после таких манипуляций опять не заводится, проверьте подачу бензина. Может быть так, что нужно подкачать бензин вручную. И всё, не забываем снять ручку из шкива коленвала. Заводим двигатель, и всё должно получиться.

На видео — установка зажигания:

Распределитель зажигания и принцип его работы

Именно к этой детали новички-автомобилисты чаще всего прикасаются. Наверное, слышали звон, но не знают, где он. Всякий раз трогают трамблёр, если работа двигателя кажется им сомнительной, и в итоге начинаются проблемы. То они проверяют установку зажигания, то состояние контактов прерывателя, то ширину зазора, то наличие пробоя изоляции и многое другое.

С одной стороны, быть таким любознательным неплохо. Все великие конструкторы с детства ломали машинки, чтобы увидеть, что скрыто внутри. Но, с другой стороны, то ребёнок, а здесь вполне солидный человек в возрасте, а и тот лезет руками в самое, если можно так выразиться, сверхчувствительное устройство.

Полезно, перед тем как научиться выставлять зажигание, узнать принцип работы этого устройства. Двумя словами принцип работы трамблёра можно охарактеризовать так: создаётся высокое напряжение и оно идёт по цилиндрам с помощью контактов.

Любая система зажигания подразумевает наличие распределителя, генератора, выключателя зажигания, прерывателя, свечи, катушки и аккумуляторной батареи. Это основные «действующие лица», благодаря которым и производится завод.

Механический прерыватель, задействованный в такой сети, осуществляет размыкание цели низкого напряжения. Это и является главной целью первичной обмотки в катушке. При возникновении размыкания контактов наводится и высокое напряжение. А какие детали защитят контакты от такого высокого напряжения, спросите вы? Конечно же, конденсаторы.

Что делает катушка зажигания? Она преобразовывает низкий ток в высокое напряжение.

А механический распределитель этот ток высокого напряжения посылает на свечи каждого из цилиндров.

Электронное зажигание

На многих автомобилях сейчас стоит бесконтактная или электронная система распределения зажигания. Попробуем узнать, как выставить электронное зажигание?

И обязательно проверяем нагар на свечах, который, если слишком уж заметен, вынудит эту деталь заменить. Не забываем также проверить контакты. Подгоревшие образцы нужно будет заменить.

Схема бесконтактного зажигания

Схема бесконтактного зажигания

Точная регулировка электронного зажигания должна проводиться на специальном стробоскопе. Если его нет, то можно отрегулировать и по искре, как делают опытные мастера. Теперь подробнее:

  • двигатель автомобиля нужно прогреть до рабочей температуры (90 градусов);
  • трамблёр снимать не нужно, достаточно его расслабить;
  • вынуть центральный провод из распределителя зажигания;
  • устанавливаем поршень в первом цилиндре таким образом, чтобы он оказался в верхней мёртвой точке такта сжатия (отверстия на шкиве и штифте должны полностью совпадать, и у штифта такое отверстие находится на специальной крышке);
  • теперь можно включить зажигание, держа в левой руке провод от катушки;
  • регулируем правой рукой распределитель зажигания по часовой, держа бронепровод катушки над металлом;
  • делаем то же самое, прокручивая теперь распределитель против часовой стрелки до тех пор, пока не заискрит;
  • на этом этапе выставление завершено — крепим распределитель на место.

В процессе этой работы нужно убедиться в том, что электроды бегунка установились правильно. Другими словами, они должны стоять напротив вывода от крышки датчика-распределителя, помеченный цифрой 1. Важно также найти пластинку октан-корректора и затянуть её болтом таким образом, чтобы указатель совпал со средним делением в шкале регулировки октан-корректора. Сам болт должен иметь вставленный на него указатель.

Дизель

Теперь о том, как выставить зажигание на дизеле. Как известно, эффективная работа дизельного двигателя возможна только при полном сгорании топлива. А неправильная регулировка зажигания этому препятствует.

Отличие дизеля от обычного двигателя в том, что здесь вы не найдёте свечей, принудительно поджигающих топливо. Такты дизеля должны чётко соответствовать моментам подачи топлива в цилиндры.

Правильная регулировка подразумевает установку поршня на первом цилиндре, как это описано выше. Просто здесь нужно будет открутить декомпрессионный механизм.

Кроме того, нужно будет снять корпус горловины, куда заливают масло, и мотосчётчик. Устанавливаем рычаг, который регулирует подачу топлива, в положение самое крайнее. Устанавливаем моментоскоп и проверяем, идёт ли по трубке чистая струя, когда проворачиваем коленвал. Другими словами, подача топлива должна соответствовать метке впрыска на маховике.

Инжектор

Выставить зажигание на инжекторе также несложно. Здесь нужно осмотреть тщательно дроссельное устройство и степень его открытия, положение заслонки и проводов. Не помешает проверить и напряжение датчика тестером, а также бортовую сеть.

Полученные результаты нужно сравнить с показаниями, представленными в эталонных показателях. Норма напряжение датчика — 0,45 или 0,55 вольта.

Выставление угла опережения

И, наконец, рассмотрим, как выставить опережение зажигания. Понятно, что размеренный рокот двигателя возможен только при нормально выставленном угле опережения.

Видео о том, как выставить зажигание:

Работы проводим так же, как и было указано выше. Ставим бегунок в нужное положение и поворачиваем коленвал мотора, пока метки не совпадут.

Далее, берём контрольную лампу и присоединяем один провод к катушке. Другой у нас должен пойти на «массу» мотора или кузова.

Включаем зажигание, а бегунок распределителя прижимаем против хода и смотрим на контрольную лампу. Если она горит, то бегунок поворачивается в противоположном направлении, пока не погаснет лампочка.

Поворачиваем корпус прерывателя в обратном направлении, и если лампа загорится, фиксируем болты крепления в этом положении.

Надеваем крышку на место. Всё — опережение зажигания настроено.

Устройство автомобилей

Прерыватель-распределитель применяется в системе зажигания двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси и предназначен для размыкания первичной цепи катушки зажигания, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя, и необходимой последовательности установки начального угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
Среди технических специалистов и водителей часто упоминается сленговое название прерывателя-распределителя — трамблер.

По мере технической эволюции системы зажигания двигателей прерыватели-распределители делегировали свои функции датчикам положения коленчатого вала и коммутирующим блокам модулей зажигания, используемым в автомобильных двигателях с электронной системой управления работой двигателя — ЭСУД. Такие конструкции выгодно отличаются отсутствием подвижных элементов, а также возможностью высокоточного распределения искрообразующих импульсов по свечам зажигания.
Тем не менее, в эксплуатируемых по настоящее время автомобилях (особенно карбюраторных грузовиках и автобусах), широко используются классические системы зажигания с применением катушек зажигания и прерывателей-распределителей разных типов и конструкций.

Конструктивно прерыватель-распределитель объединяет два устройства – прерыватель низковольтной цепи системы зажигания, предназначенный для формирования импульсов, преобразуемых впоследствии в импульсы высокого напряжения, и распределителя этих высоковольтных импульсов между свечами зажигания.
В целом прерыватель-распределитель зажигания классической конструкции представляет собой единый узел из таких конструктивных элементов: прерывателя, собственно распределителя, центробежного регулятора опережения зажигания, вакуумного регулятора опережения зажигания, октан-корректора и конденсатора.

прерыватель-распределитель или трамблер

Обычно распределитель имеет простую конструкцию и состоит их распределительного бегунка с распределительной пластиной, крышки с высоковольтными контактами, и специального угольного контакта, размещенного между пластиной бегунка, центральным и боковыми высоковольтными выводами крышки. Конструкция прерывателя различных прерывателей-распределителей может существенно отличаться.

Конструкция классического прерывателя-распределителя по мере совершенствования тоже претерпела значительные изменения – от прерывания низковольтной цепи методом механического размыкания и смыкания контактов, до формирования управляющих импульсов посредством электромагнитных датчиков с последующим преобразованием напряжения в специальных коммутаторах.

Ниже рассмотрены особенности конструкции и принцип работы прерывателей-распределителей различных типов.

Прерыватель-распределитель Р119-Б

Четырехискровой контактный распределитель Р119-Б (рис. 1), применяемый в системе зажигания автомобилей марки «Волга» и «УАЗ», состоит из корпуса, механизма прерывателя, высоковольтного распределительного устройства, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора.

Вал 32 вращается в двух бронзовых втулках 31, установленных в корпусе 4. Смазывание вала обеспечивается кулачковой пресс-масленкой 29. Привод вала 32 осуществляется от распределительного вала двигателя через муфту 35, которая одновременно ограничивает его осевое перемещение.

Муфта 35 крепится на валу 32 шпилькой 36, которая удерживается пружиной 34, фиксируемой при сборке в канавке муфты. Пластина 33 октан-корректора через прорезь крепится болтом к корпусу 4. При установке на двигатель распределитель через прорезь в пластине 33, рядом с которой нанесены деления, крепится винтом к блоку двигателя.

На валу 32 закреплена поводковая пластина 46 грузиков 45 центробежного регулятора 1, которые могут вращаться вокруг осей 47. Грузики 45 удерживаются в исходном положении пружинами 44. Каждая пружина закреплена между стойкой 43 одного грузика и осью 47 другого.

Поводковая пластина 2 кулачка устанавливается своими прорезями 42 на штифты 48 грузиков. Кулачок 26 напрессован на втулку 41, закрепленную на пластине 2. Осевое перемещение кулачка 26 ограничивается шайбой 49 и замковым кольцом 50, которое фиксируется в проточке верхней части вала 32. На лыске в верхней части кулачка в строго определенном положении устанавливается бегунок 18.

прерыватель-распределитель системы зажигания

Рис. 1. Прерыватель-распределитель Р119-Б: 1 — центробежный регулятор; 2 — поводковая пластина кулачка; 3 — шариковый подшипник; 4 — корпус; 5 — неподвижная пластина прерывателя; 6 — войлочный фильц; 7 — подвижная пластина прерывателя; 8 — тяга подвижной пластины; 9 — корпус регулятора; 10 — диафрагма; 11 — крышка; 12 — регулировочная шайба; 13 — штуцер; 14 — прокладка; 15 — пружина; 16 — вакуумный регулятор; 17 — кронштейн; 18 — бегунок (ротор); 19 — крышка; 20 — боковой вывод; 21 — центральный вывод; 22 — помехоподавительный резистор с пружиной; 23 — пластинчатая пружина; 24 — держатель неподвижного контакта; 25 — рычажок с подвижным контактом; 26 — кулачок; 27 — эксцентрик; 28 — изолированный вывод; 29 — колпачковая масленка; 30 — конденсатор; 31 — бронзовая втулка; 32 — вал; 33 — пластина октан-корректора; 34 — пружина; 35 — муфта; 36 — шпилька; 37 — ось подвижной пружины; 38 — пружинные защелки; 39 — проводник; 40 — винт; 41 — втулка; 42 — прорезь; 43 — стойка; 44 — пружины; 45 — грузик; 46 — поводковая пластина; 47 — ось; 48 — штифт грузика; 49 — шайба; 50 — замковое кольцо

Неподвижная пластина 5 прерывателя, расположенная внутри корпуса 4, крепится к нему двумя винтами. Подвижная пластина 7 прерывателя установлена на шариковом подшипнике 3, закрепленном в отверстии неподвижной пластины. Подвижная пластина с неподвижной соединены изолированным проводником.
На оси 37 подвижной пластины установлен держатель 34 неподвижного контакта. Поворот держателя 24 вокруг оси 37 неподвижной пластины осуществляется эксцентриком 27. Таким образом, обеспечивается изменение угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Фиксируется держатель 24 на пластине 7 винтом 40.

Рычажок 25 с подвижным контактом изолирован от оси 37, вокруг которой он может поворачиваться. На рычажке 25 закреплена текстолитовая подушечка, на которую при размыкании контактов давит своими выступами кулачок.

Пластинчатая пружина 23, прижимающая подвижный контакт к неподвижному, одним концом закреплена на рычажке 25, а другим – на изолированном от корпуса кронштейне 17, который проводником 39 соединен с изолированным выводом 28 распределителя. К выводу 28 крепится проводник от конденсатора 30.
Пропитанный маслом войлочный фильц 6 обеспечивает смазывание кулачка.

Крышка 19 распределителя имеет фиксирующий паз, обеспечивающий ее установку на корпусе 4 в определенном положении. Она крепится двумя пружинными защелками 38.
Центральный вывод 21 крышки, к которому подводится высоковольтный провод от катушки зажигания, соединен с электродом бегунка 18 через подавительный резистор 22 с пружиной. Резистор 22, имеющий сопротивление 8…14 кОм, обеспечивает подавление радиопомех при работе прерывателя-распределителя.

В боковых выводах 20, число которых равно числу цилиндров (на изображенном распределителе – четыре), имеются металлические электроды, к которым через электрод бегунка 18 подводится высокое напряжение. От боковых выводов высоковольтные провода идут к свечам зажигания.

Вакуумный регулятор 16 закреплен на корпусе двумя винтами. Диафрагма 10 из прорезиненной бензостойкой ткани, закрепленная между корпусом 9 регулятора и крышкой 11, делит камеру регулятора на две полости.
В левой полости между диафрагмой 10 и штуцером 13 расположена пружина 15, которая поджимает диафрагму. Степень сжатия пружины регулируется шайбами 12. Соединение штуцера 13 с крышкой 11 уплотнено прокладкой 14. Левая полость вакуумного регулятора трубкой, идущей от штуцера 13, соединяется с отверстием в стенке карбюратора над дроссельной заслонкой.
Диафрагма 10 со стороны правой полости соединяется тягой 8 с подвижной пластиной 7 прерывателя.

Октан-корректор распределителя служит для установочной регулировки момента зажигания. Для этого винт крепления распределителя ослабляется, что дает возможность поворачивать корпус распределителя в определенном угловом интервале. Вместе с корпусом поворачивается подвижная пластина 7 прерывателя относительно кулачка, и тем самым изменяется относительное положение коленчатого вала в момент размыкания контактов прерывателя.

Центробежный регулятор работает следующим образом. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием центробежных сил, преодолевая усилие пружин, расходятся в стороны. При этом штифты грузиков, входящие в прорези поводковой пластины кулачка, поворачивают ее в сторону вращения вала распределителя на некоторый угол. При этом выступы кулачка будут раньше набегать на подушечку рычажка с подвижным контактом, и угол опережения зажигания увеличится. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики под действием пружин возвращаются в первоначальное положение.

Зависимость угла опережения зажигания от частоты вращения определяется конструктивными особенностями двигателя, и поэтому у центробежных регуляторов различных распределителей она неодинакова.

Вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от разрежения над дроссельной заслонкой карбюратора. При полностью открытой заслонке разрежение относительно невелико, и вакуумный регулятор не работает. По мере прикрытия дроссельной заслонки (при уменьшении нагрузки на двигатель) разрежение возрастает, и диафрагма регулятора прогибается, увлекая за собой тягу и прикрепленную к ней пластину прерывателя на угол опережения зажигания.

Распределитель 30.3706

Четырехискровой распределитель 30.3706 (рис. 2) не имеет октан-корректора, и установка начального угла опережения зажигания осуществляется простым поворотом корпуса 4 относительно вала 1, находящегося своим шлицевым хвостовиком в зацеплении с шестерней привода.

распределитель системы зажигания

Рис. 2. Прерыватель-распределитель 30.3706: 1 — маслоотражательный диск; 2 — штифт; 3 — шайба; 4 — корпус; 5 — фильтр; 6 — масленка; 7 — прерыватель; 8 — центробежный регулятор; 9 — ротор с помехоподавительным резистором; 10 — угольный контакт; 11 — крышка; 12 — винт крепления ротора; 13 — пружинная защелка; 14 — кулачок; 15 — валик; 16 — втулка; 17 — конденсатор; 18 — винт крепления конденсатора

Конструкция распределителя автомобилей марки «ВАЗ» отличается от рассмотренного ранее распределителя расположением центробежного регулятора 8 над четырехгранным кулачком прерывателя.
Поводковая пластина грузиков закреплена в верхней части вала. Грузики могут поворачиваться вокруг осей 6, закрепленных на поводковой пластине кулачка.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузики возвращаются в первоначальное положение.

Бегунок распределителя шипом фиксируется в отверстии поводковой пластины и крепится к ней двумя винтами. Помехоподавительный резистор (6 кОм) устанавливается в бегунке, а соединение электрода бегунка с центральным выводом осуществляется угольным контактом с пружиной.

Датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания

По мере совершенствования конструкции прерывателей-распределителей конструкторы отказались от идеи разрывания низковольтной цепи зажигания с помощью механически управляемых контактов, применив для этой цели магнитоэлектрические устройства. В таких прерывателях распределителях, получивших название датчиков-распределителей, формирование импульса, используемого для преобразования напряжения в высоковольтное, возлагается на магнитоэлектрические генераторные датчики.

При этом конструкторы избавили автомобилистов от неприятной необходимости тщательного ухода за контактами прерывателя — контроля подгорания контактов и их периодической зачистки, регулировки зазора между контактами и т. п.
Кроме того, контакты механических прерывателей обладали значительной инертностью и плохо контролируемым временем смыкания и размыкания, что накладывало определенные ограничения при их использовании в высокооборотистых двигателях. Датчики-распределители в этом плане значительно превосходили распределители с механически разрываемыми контактами.

Датчик-распределитель (рис. 3) предназначен для управления работой транзисторного коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения между свечами зажигания в определенной последовательности, для автоматического регулирования момента искрообразования в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя, а также для установки начального момента зажигания.

датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания

Рис. 3. Датчик-распределитель бесконтактной системы зажигания: 1 — присоединительный шип; 2 — пластина октан-корректора; 3 — корпус; 4 — пресс-масленка; 5 — изолированный вывод; 6 — вакуумный регулятор; 7 — крышка с выводами; 8 — подвижный комбинированный уголек; 9 — электрод; 10 — электрод бегунка; 11 — бегунок; 12 — втулка; 13 — статор; 14 — опора; 15 — подшипник; 16 — центробежный регулятор; 17 — упорный подшипник; 18 — валик; 19 — подшипник; 20 — метки; 21 — ротор; 22 и 24 — 8-полюсные пластины; 23 — обмотка статора; 25 и 27 — 8-полюсные обоймы; 26 — кольцевой постоянный магнит; 28 — шпонка; 29 — грузики центробежного регулятора

В корпусе 3 датчика-распределителя расположены следующие узлы: магнитоэлектрический генераторный датчик со статором 13 и ротором 21, центробежный регулятор 16, вакуумный регулятор 6. Корпус отлит из алюминиевого сплава, в хвостовой его части расположена пластина 2 октан-корректора, предназначенного для ручной регулировки начального момента искрообразования и крепления датчика-распределителя на двигателе.

Привод датчика-распределителя осуществляется через присоединительный шип 1, который закреплен на валике 18. Для смазывания подшипника 19, валика 18, упорного подшипника 17 в корпусе установлена пресс-масленка 4.

Датчик состоит из ротора 21 и статора 13. Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит 26 с плотно прижатыми к нему сверху и снизу 8 полюсными обоймами 25 и 27, которые жестко закреплены на втулке 12, где на верхней части установлен бегунок 11 высоковольтного распределительного устройства. В нижней части втулки 12 имеется паз, в который входит выступ втулки, жестко закрепленной на поводковой пластине ротора.

Статор датчика представляет собой обмотку 23, заключенную в 8-полюсные пластины 22 и 24. Соединены пластины между собой заклепками. Статор имеет один изолированный вывод 5, расположенный на корпусе распределителя. Второй конец обмотки электрически связан с корпусом. Статор 13 посредством опор 14 установлен на подвижной пластине, жестко закрепленной во внутренней обойме подшипника 15. Внешняя обойма подшипника 15 закреплена неподвижно относительно корпуса 3. Подвижная пластина шарнирно связана с тягой вакуумного регулятора 6.

Таким образом, центробежный регулятор обеспечивает изменение опережения зажигания, поворачивая ротор датчика относительно статора, а вакуумный регулятор поворачивает статор относительно ротора.

Высоковольтное распределительное устройство содержит крышку 7 с одним центральным и восемью боковыми выводами. С внутренней стороны в центральном выводе рамещен подвижный комбинированный уголек 8, обеспечивающий электрический контакт между центральным выводом и электродом 10 бегунка 11. Через электроды 9 высоковольтное напряжение последовательно поступает на восемь высоковольтных выводов, расположенных по окружности крышки и служащих для присоединения проводов высокого напряжения от свечей зажигания. Уголек 8 обладает активным сопротивлением 6…15 кОм, и кроме коммутации тока высокого напряжения, служит для подавления радиопомех.

Для установки начального угла опережения зажигания на роторе и статоре датчика нанесены метки 20, которые должны совпадать при положении коленчатого вала двигателя, соответствующем моменту искрообразования в первом цилиндре.

Датчик-распределитель 40.3706

Датчик-распределитель 40.3706 (рис. 4) горизонтального типа имеет корпус 5, отлитый из алюминиевого сплава. Привод датчика-распределителя осуществляется через муфту 1 и валик 2, на противоположном конце которого установлен ротор 11. Распределение высокого напряжения по свечам зажигания осуществляется посредством пяти выводов, расположенных на крышке 10, которая крепится к корпусу 5 тремя винтами 12.

бесконтактный датчик-распределитель системы зажигания

Рис. 4. Датчик-распределитель 40.3706 горизонтального типа: 1 — муфта; 2 — валик; 3 — втулка; 4 — уплотнительная муфта; 5 — корпус; 6 — шаровой вкладыш; 7 — подвижная пластина; 8 — неподвижная пластина; 9 — перегородка; 10 — крышка; 11 — ротор (бегунок); 12 — винт; 13 — полупроводниковый датчик; 14 — замыкатель; 15 — втулка; 16 — центробежный регулятор; 17 — штекер; 18 — вакуумный регулятор

Высоковольтная часть устройства отделена от остальной конструкции перегородкой 9. Валик 2 вращается во втулке 3 и шаровом вкладыше 6. Уплотнительная муфта 4 препятствует попаданию масла во внутреннюю часть корпуса.

Шаровой вкладыш установлен в неподвижной пластине 8. Подвижная пластина 7, к которой присоединена тяга от вакуумного регулятора 18, может поворачиваться вместе с внутренней обоймой подшипника. Наружная обойма закреплена в неподвижной пластине 8, на которой установлен полупроводниковый датчик 13 с магнитом.

Три вывода датчика проводами соединены с выводами штекера 17. В прорези датчика 13 вращается замыкатель (шторка) 14, которая втулкой 15 жестко соединена с поводковой пластиной центробежного регулятора 16.

Таким образом, при работе центробежного регулятора поводковая пластина поворачивает замыкатель относительно датчика, а при работе вакуумного регулятора датчик вместе с подвижной пластиной поворачивается относительно замыкателя.

Все высоковольтные детали изготовлены из специального дугостойкого материала – стекло, наполненное полибутилен-терефталатом, выдерживающим высокое напряжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *