Как починить автомобильный динамик
Перейти к содержимому

Как починить автомобильный динамик

  • автор:

Ремонт динамика — пособие в картинках

На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места. Поехали! Колонка S-30Имеется в наличие — чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания — издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие. 25ГДН-1-4После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган — НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции — при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган dinamic79-3.jpgСначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок) dinamic79-4.jpgЗатем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа «Момент») при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру). dinamic79-5.jpg. место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру). dinamic79-6.jpg. и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру) dinamic79-7.jpgВ таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя) Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности — не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении! При смачивании — пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы! dinamic79-8.jpgВ зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие — повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием! dinamic79-9.jpgПосле отклеивания колпачка — аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента). dinamic79-10.jpgК этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости — повторно смачиваем место склейки растворителем. dinamic79-11.jpgСмачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное — аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. ) dinamic79-12.jpgОчищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков — оставляем её в покое. При отклеивании виточка — приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2. dinamic79-13.jpg dinamic79-14.jpgВнимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть — у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке! dinamic79-15.jpgАккуратно отгибаем медные «усики». dinamic79-16.jpg. и отпаиваем подводящий проводок. Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив — болезнь легче предупредить!) dinamic79-17.jpgОбрезаем подводящие проводки по месту излома. dinamic79-18.jpg. и облуживаем получившиеся кончики (само собой — сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя — припой впитывается в проводок, как в губку! dinamic79-19.jpgАккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные «усики» и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем — паять проводок к крепёжным «усикам» — нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять? dinamic79-20.jpgСобираем динамик. Ставим диффузор со всем «хозяйством» в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности — при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении «+» батарейки к «+» динамика — диффузор будет «выпрыгивать» из корзины. Ставим диффузор так, что бы его «+» подводящий проводок был у обозначения «+» на корзине динамика. dinamic79-21.jpgПрипаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе — к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины. dinamic79-22.jpgЦентрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило — помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего — читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую «Момент», главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса). dinamic79-23.jpgОставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!). После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик. dinamic79-24.jpgПромазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность — криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно. dinamic79-25.jpgВыжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика. Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик — лёгкое дело. Главное — неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно — они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект. Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд: dinamic79-26.jpg

Жильцов С. Опубликована: 2006 г. 0 3

Вознаградить Я собрал 0 0

Оценить статью

  • Техническая грамотность

Оценить Сбросить

Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.

Комментарии (88) | Я собрал ( 0 ) | Подписаться

Для добавления Вашей сборки необходима регистрация

0

Анатолий 25.11.2018 23:23 #

Твитер сгорел, в магнитном зазоре какие-то магнитные опилки и вязкая полузасохшая магнитная жидкость. Если катушку перемотаю, можно использовать без нее?

0

D.K.V. 12.01.2020 14:30 #

Скорее всего нет. Эта субстанция предназначена для отвода тепла от катушки. Убираем её и количество отводимого тепла сильно уменьшается. Если не ошибаюсь магнитку надо менять при ремонте на новую.

0

konstantin 04.12.2021 05:15 #
А что делать если этот проводок сгнил полностью, где такой взять?

0

Самостоятельный ремонт автомобильного динамика

ремонт динамиков своими руками-01

Выполнить ремонт динамиков своими руками достаточно просто, для этого не нужны специальные инструменты или глубокие технические знания, достаточно понимать принцип работы громкоговорителя, и уметь работать с паяльником. Однако такая работа требует хорошей подготовки и навыков, то есть необходимых знаний для этого дела.

Ремонт автомобильных динамиков своими руками

Чтобы отремонтировать и убрать хрипы динамика нам понадобится:

  • Отвертка
  • Ацетон
  • Двухсторонний скотч
  • Фотопленка
  • Нож или скальпель
  • Батарейка 3 вольта
  • Клей для Момент
  • Шприц
  • Ножницы
  • Небольшой лист ватмана

ремонт динамиков своими руками-1

Смотрите здесь по шагам, как сделать ремонт динамиков своими руками

Сразу хочу напомнить, что речь в этой статье пойдет об автомобильных динамиках, которые были установлены в машине, и в следствие долгой эксплуатации теперь начали хрипеть. Я решил не отдавать их в сервис, а сделать ремонт акустики самостоятельно, так как было самому интересно понять весь процесс ремонта, да к тому же экономия средств. Поэтому, если кто-то готов своими руками восстановить вышедшие из строя динамики, то возможно мой опыт вам пригодится.

Итак, пожалуй начнем! Первым делом набираем в шприц ацетон и смачиваем клеевой шов уплотнительной резинки, а также нижнюю часть диффузора. Делается это для того, чтобы клей стал мягким и можно было легче разъединить детали. Аккуратно скальпелем поддеваем верхнюю мембрану, и одновременно ацетоном смачиваем клеевое соединение. Такую же операцию проводим и с нижней частью диффузора.

Паяльником отпаиваем звуковые косички от контактных клемм. Далее, нужно выкрутить винт крепления магнита и осторожно демонтируем всю конструкцию. В случае, если катушка сгоревшая или имеет серьезные механические повреждения, тогда следует ее перемотать, используя один из двух вариантов: перемотать катушку самостоятельно или нанять специалиста.

Приводим катушку в надлежащий вид, удалив с нее все инородные частицы, пыль и прочее.

Читайте также: Что такое транзисторные усилители

На следующим шаге необходимо притереть ее вокруг сердечника. Чтобы выполнить эту операцию, потребуется двухсторонняя клейкая лента. Вырезаем узкую полоску плотного картона и на него приклеиваем клейкую ленту, и вот этим нехитрым инструментом убираем различные соринки изнутри.

Теперь проверяем центровку сердечника, который должен располагаться абсолютно по центру, то-есть, во время установки катушка должна быть отцентрирована точно по центру.

В моем случае проблема заключалась в том, что в динамике слышалось шуршание, так как наружная часть катушки цепляла за сердечник. На снимке отчетливо видна потертость.

Центровку выполняем старым проверенным способом — используем фото-пленку. Пленку нужно поместить в сердечник таким образом, чтобы она была точно по его размеру, размещаем ее там, но так, чтобы была возможность ее потом вынуть.

На этом этапе освобождаем поверхности от старых остатков клея и смазываем их новым клеем. Вначале нижнюю часть, там где располагается мембрана, устанавливаем ее и опять выполняем проверку правильность центровки, используя при этом батарейку. Если замкнуть контакты, то мембрана втянется во внутрь.

Теперь даем время высохнуть клею, после чего проверяем мембрану, которая должна быть прижата, но не трогаем ее, дабы не нарушить выполненное центрирование. Далее выполняем склеивание верхней части. Наносим клей и оставляем прижатым каким либо грузом сохнуть на 24 часа.

Когда вся конструкция полностью высохнет, извлекаем фото-пленку и опять проверяем на предмет трения катушки об сердечник. Затем все припаиваем на свои места.

Замена подвеса динамика своими руками

Подвесы поставляются не обрезанными как по внутреннему размеру, так и по наружному т.к. используются не только для ремонта 75 ГДН. Его необходимо обрезать на нужный диаметр.

Отклеивается колпак, размочив клей ацетоном. Зачищается место под вклейку подвеса (на диффузоре и держателе). Обрезается диффузор по периметру на 2 мм. С помощью полосок из бумаги (пластика и др.) центруется подвижная система (полоски закладываются в зазор между катушкой и керном магнитной системы). Наносится контактный клей на подвес, диффузор и держатель (подвес в начале потеряет свою форму, потом вернется в исходное положение). И, вооружившись ловкими руками, ровно опускаем подвес на диффузор и держатель. Лучше слегка вытащить диффузор из держателя, чтобы он сначала лег на диффузор, а потом вместе с ним приклеить его к держателю. Вытаскиваем полоски, контролируем качество сборки и приклеиваем колпак. Для этого можно использовать ПВА или 88 клей.

Можно для облегчения процесса отклеить шайбу от диффузора, размочив ацетоном (благо качество клеев наших динамиков оставляет желать лучшего), и отпаять выводы (а лучше их вообще заменить).

Можно, конечно, отклеить от держателя и шайбу, применив для этого растворитель 88 клея — этилацетат.

Тогда, нужно положить подвес на ровную поверхность, намазать клеем диффузор и подвес, после чего опускаем на него диффузор с катушкой. Потом наносим 88 клей на подвес, держатель, а БФ на диффузор и шайбу, центрируем, вышеуказанным методом подвижную систему и вклеиваем.

Хорошим тоном считается залить на указанное на рисунке место латекс (или разведенный ПВА).

Хорошо еще сделать отверстия под колпаком для лучшей вентиляции.

Ремонт динамика своими руками

Наверное любой человек, который связан с профессиональным звуковым оборудованием рано или поздно сталкивался с такой неприятной проблемой как неработающий динамик. В этой статье мы постараемся разобрать наиболее частые поломки, причины их возникновения и возможные пути их устранения.

Итак если у Вас перестал работать динамик, не стоит расстраиваться и сразу бежать покупать новый или нести его на ремонт. Для начала стоит разобраться самому, что же вышло из строя, ведь иногда причина поломки несущественна и ее достаточно просто можно решить своими силами.

Для начала давайте разберем конструкцию. На сегодняшний день все динамики имеют приблизительно одинаковое строение. В этой статье мы не будем описывать каждый элемент т.к на это может уйти еще 10 статей, но название основных частей необходимо знать, что бы понимать о чем пойдет речь дальше.

  1. Необходимо проверить механическую часть динамика, а именно работу диффузора. Попробуйте аккуратно взяться за края диффузора и медленно подвигать его вверх вниз, при этом линия между вашими пальцами должна пройти через центр динамика, что бы исключить перекос. Если диффузор спокойно двигается – это уже хорошо, если заклинен, тогда без разборки не обойтись ( но это то же не страшно)
  2. Проверяем тестером сопротивление на клеммах вашего динамика, оно должно быть чуть меньше номинального указанного в паспорте. Если тестер молчит и диффузор двигается, проблема может быть только в катушке, но не спешим сразу вскрывать дин. Пробегитесь щупами тестера по гибким выводам и замерьте сопротивление в том месте где они заходят в диффузор. Если сопротивление есть, ищем обрыв и паяем. Если тестер молчит, то переходим к следующему пункту.
  3. Пришла пора заглянуть во внутрь динамика. Вам нужно снять пылезащитный колпачок. Есть 3 способа сделать это:
    • Химический метод – обработать края колпачка растворителем, он размягчит клеевой состав, что позволит снять колпачок. Для этого нам понадобится медицинский шприц и жидкость для снятия лака (лучше подходит без ацетона, на основе этилацетата). Набираем жидкость в шприц и не спеша по кругу обрабатываем края колпачка. Жидкость постепенно впитается в шов и размягчит клеевой состав. Берем инструмент с узким краем (Скальпель, или часовая отвертка) и пробуем по чуть чуть поднять колпачок. Этот метод имеет несколько минусов. Первое это запах. А второе: Как правило 90 процентов диффузоров бумажные и размягчая клеевой состав, растворитель точно так же размягчает бумагу, поэтому снимая колпачок, с ним снимается верхний слой бумаги.
    • Термический метод – Снять пылезащитный колпачок можно с помощью паяльника либо фена. Тонким жалом паяльника вы подрываете край колпачка и аккуратно плавите клей двигаясь по кругу. Феном нагреваем колпачок и диффузор и аккуратно снимаем по кругу. Недостатки такого метода: Сложный температурный контроль (для начала нужно потренироваться на неликвидных динамиках), Этот метод неприменим к диффузорам из других материалов (п.в.х., пластик, и.т.д)
    • Механический метод – Один из самых простых и на наш взгляд самых правильных. Колпачок срезается остро заточенным скальпелем по кругу под основание. Это самый быстрый метод, вы не повредите сам диффузор, разве что по неаккуратности порезав его.
  4. Сняв защитный колпачок Вы увидите край катушки и залитые подводящие провода. Иногда проблема неработающего динамика кроется именно в обрыве обмоточного провода катушки. Аккуратно доберитесь до тонких обмоточных проводов. Лучше это сделать с помощью паяльника, расплавив верхний защитный слой клеевого состава. Добравшись до места у основания катушки, замеряем сопротивление. Если сопротивление есть, пропаиваем провода, если нет, то тут без дальнейшей разборки не обойтись. Разборка динамика – это достаточно трудоемкий процесс. И опять же есть разные способы, которые мы рассмотрим в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *