Где будет музей транспорта
Перейти к содержимому

Где будет музей транспорта

  • автор:

Музей-гараж: в конце 2024 года в здании Мельникова откроют Музей транспорта

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Музей представил концепцию экспозиции, которая на двух этажах покажет в ретроспективе все многообразие московского транспорта — от гужевой повозки до электробусов

В гараже для грузовых машин на Новорязанской улице, который архитектор Константин Мельников спроектировал в сотрудничестве с инженером Владимиром Шуховым, вскоре разместятся не только грузовики, но и электробусы, и вагоны метро, и другие виды транспорта, начиная с гужевой повозки, которые служили жителям Москвы в разные эпохи. Дело в том, что после основательной реставрации здания в нем, по поручению мэра столицы Сергея Собянина, откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Произойдет это в конце 2024 года.

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Гараж, построенный в 1926–1929 годах на неудобном треугольном участке, получил нетривиальную форму полукольца. Теперь это кажется символичным. «Мелодика архитектуры Мельникова влияет на сторителлинг экспозиционных решений, ведь транспортная инфраструктура Москвы построена на кольцах», — отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко на пресс-конференции, посвященной реставрации гаража и его приспособлению под современное выставочное пространство. Она также подчеркнула, что гараж, являющийся видным памятником архитектуры авангарда, станет не только домом для основной экспозиции, но и главным ее экспонатом. Для этого зданию вернут чистоту формы, убрав наслоения и пристройки, которые возникли позднее и исказили его облик. Кроме того, музей не станут обносить оградой, чтобы сохранить максимально широкую зрительную перспективу.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Экспозиция разместится на двух этажах. С улицы, через новый вход в форме треугольника (дань уважения архитектуре авангарда с ее подчеркнутым геометризмом), посетители будут попадать в подземную часть музея, посвященную — что закономерно — истории московского метрополитена. Здесь ретроспективно будут показаны разные типы вагонов. Из подземной галереи публика будет подниматься на эскалаторах на первый этаж, где увидит все многообразие наземного транспорта: автомобили, автобусы, трамваи и так далее — всего 52 экспоната. Те виды транспортных средств, что не сохранились до наших дней, заменят полноразмерные макеты. Почти все объекты будут доступны к посещению: музей хотят сделать интерактивным, мультимедийным и безбарьерным.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

К созданию концепции приступили в 2020 году. К слову, именно тогда Музей транспорта Москвы начал новую жизнь после масштабной реорганизации. На реализацию проекта (а занимаются им архитектурное бюро «Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ») было выделено почти 3,7 млрд руб.

По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, этот проект «сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2».

Процесс проектирования выставочного пространства подчинен задаче сохранения самого гаража, который является памятником архитектуры регионального значения. Предметом охраны, как уточнила на пресс-конференции главный архитектор музея Наталья Воронцова, выступает общая композиция фасадов, планировочные решения здания и материалы. Что касается фасадов, то, помимо вычинки кирпичной кладки, будет возвращен исторический облик витражам на торце: стеклоблоки 1960–1970-х годов заменят на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал сам Мельников.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Важно отметить, что проект потянул за собой и благоустройство всей Новорязанской улицы. По ней, к слову, пролегает один из участков так называемого музейного маршрута «Т» — еще одного проекта Музея транспорта Москвы. По этому маршруту ходят последние два московских троллейбуса (их даже украшали росписями современных художников, в частности Ирины Кориной). Теперь троллейбусы в буквальном смысле музейная редкость. Впрочем, пока их движение приостановлено в связи с работами по благоустройству Басманного района. Но к открытию музея маршрут должны запустить вновь.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы

Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Здание на Новорязанской улице — это уже второй гараж Мельникова, который трансформируется в музей. Так, Бахметьевский гараж выпустил из своих стен Музей современного искусства «Гараж», а затем стал Еврейским музеем и центром толерантности. Теперь же в Москве будет не только музей «Гараж» и музей в гараже, но и буквально музей-гараж. Ведь в сущности здание в Басманном районе, превращаясь в культурную институцию, сохранит и свою первоначальную функцию — хранение транспорта. Хороший маневр, чтобы умилостивить гения места.

В 2024 году в здании гаража Мельникова и Шухова откроют Музей транспорта Москвы

В здании гаража для грузовых машин на Новорязанской улице, которое спроектировали архитектор Константин Мельников и инженер Владимир Шухов, откроют Музей транспорта Москвы. Об этом сообщила The Art Newspaper.

Постоянная экспозиция откроется в конце 2024 года. Она позволит увидеть различные виды транспорта, начиная с гужевой повозки и заканчивая электробусами. Экспонатом станет и само здание гаража, считающееся памятником архитектуры авангарда.

Специально для музея постройку реконструируют. Ей вернут чистоту формы, убрав многочисленные пристройки, и восстановят фасады. В результате гараж вернется к оригинальной полукруглой форме. Экспонаты разместят на двух этажах здания.

«Мелодика архитектуры Мельникова влияет на сторителлинг экспозиционных решений, ведь транспортная инфраструктура Москвы построена на кольцах», — сказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Подземная часть музея символично будет посвящена истории столичного метро, первый этаж — наземному транспорту. Экспозицию, которую разрабатывают с 2020 года, планируют сделать интерактивной и мультимедийной.

Музей транспорта Москвы, Россия

Музей Транспорта Москвы — музей ретроавтомобилей и общественного транспорта в столице. Он был открыт на базе Музея ретроавтомобилей на улице Рогожский Вал в апреле 2016 года. Уже совсем скоро постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы откроется на Новорязанской улице, дом 27, строения 1, 3. Музейная экспозиция, которую планируют здесь открыть, займет площадь более 20 тысяч квадратных метров. Гости будут узнавать о становлении системы городского транспорта в Москве и ее развитии.

Это уникальное конструктивистское здание возведено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1929-31 годах. Здание по праву считается шедевром авангардной архитектуры, не имеющим аналогов в мире. Гараж в плане имеет необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. А еще постройку в советские времена сравнивали с серпом и молотом. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за треугольной формы выделенного под застройку участка. Причём разработанная им подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража. Здесь помещалось до 260 грузовых машин, которые двигались по пространству без необходимости разворотов согласно прямоточной системе, придуманной Мельниковым. А благодаря инженерным решениям Шухова удалось оставить внутреннее пространство свободным от опорных столбов — ажурная конструкция кровли опирается только на внешние стены. На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады подковообразного здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены стеклоблочной кладкой). Металлические конструкции перекрытий, как и для Бахметьевского гаража, разработал В. Г. Шухов.

До 1948 года гараж выполнял свою изначальную задачу как ангар для грузовых машин, а затем здесь разместился 4-й автобусный парк. Теперь гараж Мельникова стал новым пространством Музея Транспорта Москвы.

Музей Транспорта Москвы обладает крупнейшим собранием исторической городской техники: в фондах музея находятся более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело и мототехника.

В новом пространстве Музея Транспорта Москвы будет реализована новая концепция экспозиции, которая откроется после окончания реставрации и создания музейной инфраструктуры.

В дугообразном здании гаража расположится постоянная экспозиция музея, а в бывшей мастерской — многофункциональное пространство с высокотехнологичной экспозицией. Однако главный экспонат — это само здание. Поэтому уделяется много времени редизайну и «мягкой» интеграции новых элементов в историческое пространство. За время существования здание «обросло» всевозможными пристройками, после расчистки которых памятнику архитектуры будет возвращен первозданный вид.

В конце апреля 2022 года Москомэкспертиза сообщила о согласовании проектной документации для объекта: «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление под современные музейные технологии объекта культурного наследия «Гараж для грузовых машин, 1929-31 гг., арх. К.С.Мельников»». Об этом сообщается на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Реставрация коснется сразу двух исторических зданий – гаража для грузовых машин и административного корпуса. Проектом гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 занимаются архитектурное бюро «Проект Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ».

Запланировано строительство входной группы в музей с амфитеатром и экспозиционно-реставрационной мастерской, устройство проездов, площадки для экспонатов, создание мест для отдыха и тротуаров, устройство наружного освещения территории, разбивка газонов, высадка деревьев и кустарников.

Проектными решениями по реставрации объекта предусмотрен комплекс работ по сохранению, укреплению и воссозданию архитектурного оформления фасадов, в том числе: демонтаж поздних пристроек, реставрация кирпичной кладки, обновление металлических перемычек и воссоздание столярных заполнений дверных, оконных и витринных проемов с исторической расстекловкой и скобяными изделиями по сохранившимся образцам.

Вся ретроспектива истории наземного транспорта будет представлена на 1 уровне музея. Объекты наземного транспорта будут дополнены коллекцией артефактов и инсталляциями, раскрывающими их технологический, урбанистический и исторический контекст.

Что же касается подземного этажа в гараже Константина Мельникова, там будет развернута часть постоянной экспозиции, посвященная истории московского метрополитена, включая яркие экспонаты, сами вагоны Метрополитена, являющиеся центром этого пространства. Посетителям представится возможность изучить вагоны со всех сторон с помощью специально организованного приямка, исследовать вагоны внутри и взаимодействовать с интерактивными инсталляциями.

Важно отметить, что утвержденные решения предусматривают доступность всех общественных помещений для маломобильных граждан.

«Согласно проекту, в зданиях будут сформированы различные зоны: вестибюль, фойе, зона экспозиций и помещения для временных выставок, лекторий (экспозиционно-реставрационная мастерская), многофункциональный зал, административные помещения и пр. Помимо этого, в составе комплекса будут функционировать магазин, библиотека, коворкинг, буфет и складские помещения музея», – добавила Анна Яковлева.

В части восстановления интерьеров запланированы в том числе реставрация и воссоздание гладкой оштукатуренной поверхности стен, потолков, откосов, поверхности металлических колонн и балок, наборных ступеней лестниц, металлического ограждения лестниц и деревянных поручней из дуба. Будут восстановлены скошенные фронтоны, световой фонарь и утраченные ленточные наклонные витражи, формирующие абрис кровли. Также планируется разобрать поздние хозяйственные постройки и перегородки, искажающие оригинальный образ памятника архитектуры.

Для зон кассового блока, сувенирного магазина, библиотеки и коворкинга, а также для посетительских санузлов предусматриваются специальные изделия с индивидуальными габаритными размерами, выполненные в едином стиле.

Инженерные коммуникации запроектированы таким образом, чтобы сохранить исторические объемно-пространственные характеристики исторического здания.

В сентябре 2022 года стало известно, что строительные работы в музейном комплексе будут завершены в следующем году, а выставку планируют открыть к концу 2024 года. Среди экспонатов будут уникальные, которых нет в других транспортных музеях и общедоступных частных коллекциях, в том числе: единственная воссозданная конка 1872 года, в которой установлена подлинная ходовая часть; трамвайные вагоны на тележках Беккера Ф и БФ (вагон БФ — один из двух, сохранившихся в мире); легковой КИМ-10-50 — один из пяти сохранившихся автомобилей этой марки, единственный в комплектном ходовом состоянии; крановая платформа СВАРЗ, всего было произведено шесть таких экземпляров, из которых сохранилось до сегодняшнего дня только два; полуторка ГАЗ-АА, которая участвовала в боевых действиях под Истрой во время Великой Отечественной войны; МАЗ-200, использовавшийся при строительстве Третьего транспортного кольца; троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ — единственный сохранившийся из серии машин, специально построенных для эксплуатации на территории Выставки достижений народного хозяйства в 1956 году; ЗИС-154 — первый советский автобус с дизель-электрической трансмиссией, который производился на заводе имени Сталина в Москве; метровагон «Яуза» — носитель уникальной инженерной конструкции, которая повлияла на строение всех современных российских поездов; вагон «Номерной» — самый многочисленный российский вагон, эксплуатируемый до сих пор во многих метрополитенах мира; единственный сохранившийся метровагон берлинского метрополитена в восьмидверной модификации.

В Музее транспорта Москвы создадут высокотехнологичное мультимедийное пространство. Рассказ об истории московского транспорта будет основан в том числе на личных воспоминаниях и дневниках пассажиров.

С помощью современных музейных технологий посетители смогут познакомиться с историей возникновения и развития транспортной системы Москвы, включая формирование кольцевого движения, появление магистралей, хорд, эстакад и транспортно-пересадочных узлов. Для юных гостей разработают специальный интерактивный маршрут. Кроме постоянной экспозиции, в музее разместят мультиформатный центр для проведения выставок, культурных и образовательных мероприятий. Также появится общедоступная библиотека технической и популярной литературы о транспорте. Планируется, что музей станет еще одной образовательной площадкой, где будут проходить просветительские программы, благодаря которым слушатели получат углубленные знания о транспортной системе города. На территории музея разместят павильон «Автолаборатория», предназначенный для мероприятий по профориентации, а также проведения теоретических и практических занятий по азам транспортного машиностроения для детей и взрослых. Для всех желающих будет работать коворкинг с Wi-Fi.

В 2022 году музей отреставрировал шесть уникальных транспортных средств. Среди них, например, ТУМ-975. В советские годы маленький и юркий автомобиль расчищал улицы и дворы от снега, пыли, мусора в столице и в других крупных городах. Его производили на Московском механическом заводе «Красный путь» в 1960–1980-е годы. За хорошую уборку тротуаров, дворовых территорий и платформ на железнодорожных вокзалах машина получила неофициальное название «труженик». Всего до сегодняшнего дня уцелело не больше десяти этих сверхкомпактных автомобилей.

Отреставрирован также уникальный тягач-эвакуатор «МазЗил», получивший свое название потому, что был собран умельцами из двух списанных грузовиков разных марок: от МАЗ-200 он позаимствовал шасси, раму и мосты, а от ЗИЛ-157 достались мотор и кабина. Отреставрированные машины станут частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы.

Коллекцию Музея транспорта Москвы после реставрации пополнил извозчичий городской экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие дрожки возили пассажиров в России с середины XVIII века до 1940-х годов. Легкие экипажи с рессорами и поднимающимся верхом назывались пролетными, или просто пролетками. Отреставрирован и автомобиль ГАЗ-24-04 — оригинальное такси, один из самых ранних сохранившихся универсалов 1972 года выпуска. Универсал-такси ГАЗ-24-04 производился на протяжении 1974–1985 годов. Всего было выпущено 8602 автомобиля этой модели. Машину отличала зеленовато-лимонная или серая окраска и шашечная разметка с буквой «Т» на передних дверях.

В июне 2023 года состоялась конференция, в которой приняли участие директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко, главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашов и главный архитектор Музея Транспорта Москвы Наталья Воронцова. Об этом подробно рассказал mos.ru.

«По поручению заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова мы начали разработку действительно уникального с точки зрения мирового опыта создания музеев проекта: обычно сначала строится здание музея, а затем музейные проектировщики создают экспозицию, вписывая ее уже в готовое пространство. Нам представилась уникальная возможность с момента создания концепции музея и в последующем проекта реставрации и приспособления работать одновременно в одной группе с архитекторами и музейными проектировщиками, создавать музей в тесном взаимодействии, при котором наполнение музея становится важной вводной и влияет на архитектурные решения, и при этом все решения должны быть в рамках предмета охраны. И в то же время архитекторы корректируют решения музейных проектировщиков. То есть это постоянная работа в синергии трех больших блоков: сохранение памятника — обустройство экспозиции — архитектура здания», — директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Как рассказала главный архитектор Музея Транспорта Москвы Наталья Воронцова, в соответствии с проектными решениями и согласованной с реставраторами технологией отреставрируют 54 фермы: они демонтированы, ведутся работы по их обследованию, очистке, вычинке, и окрашиванию — после завершения которых фермы будут возвращены в проектное положение. Также вернут исторический облик вертикальным витражам на торцевых фасадах и восстановят наклонный ленточный витраж на кровле: заменят стеклоблоки 60-70 годов на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал Константин Мельников. Витражи восстанавливают по историческим материалам и в соответствии с проектом реставрации, утвержденным Департаментом культурного наследия.

По словам сооснователя и руководителя архитектурного бюро «Меганом» Юрия Григоряна, в планах и реставрация кирпичных фасадов: сейчас закладывают поздние проемы, воссоздают по обмерным чертежам верхние ряды кирпичной кладки и карнизы, страдавшие от постоянного намокания в течение 80 лет: «Строили гаражи из недорогих материалов. Кладка сейчас вычиняется под руководством реставраторов, основные потери в верхних частях – там, где она начинала разрушаться, закладываются поздние проемы».

А в начале сентября 2023 года в здании Музея транспорта Москвы на этапе реставрации здания на минус первом уровне разместили первый экспонат. Им стал уникальный вагон метро типа В с восьмью дверями 1927 года — единственный сохранившийся в мире. Подземный уровень в здании спроектировали специально для размещения экспозиции, посвященной Московскому метрополитену.

В феврале 2024 года стало известно, что в гараже восстановят уникальное остекление, утраченное в 1960-е. Работы проведут в соответствии с проектом 1926 года, разработанным архитектором.В этом же месяце завершилось строительство подземного уровня. При его создании специалисты применяли самые современные технологии, позволяющие обезопасить фундамент и стены здания от подвижек, а в марте завершилась пятимесячная реставрация 54 уникальных металлических стропильных ферм, работы над котороыми.

Рядом с музеем разместилось «Депо. Три вокзала» — новое общественное пространство, включающее фуд-молл, бизнес-кластер, а также предприятия торговли, гастрономические проекты, кинопаркинг.

Сайт www.mtmuseum.com
Адрес Россия 105066 Москва Новорязанская 27 стр. 1, стр. 3
Статус в стадии реализации
ТИП “РЕ” реставрация
ПЕРИОД “РЕ” 2021-2023
Инвестор Девелопер Архитектор
архитектурное бюро «Проект Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ»

Музей транспорта Москвы в 2024 году отреставрирует 13 экспонатов

МОСКВА, 9 февраля. /ТАСС/. 13 экспонатов будут отреставрированы столичным музеем транспорта в этом году, сообщили ТАСС в пресс-службе музея.

«С 2020 года Музей транспорта Москвы отреставрировал 30 исторических транспортных средств. Большую часть из них можно будет увидеть в постоянной экспозиции [по окончании реставрации гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27]. В 2024 году музей продолжает масштабную программу по восстановлению уникальной техники, в том числе автобусов, трамваев, вагонов метро, легковых автомобилей. Всего в этом году будут отреставрированы 13 экспонатов», — сказал заместитель мэра столицы Максим Ликсутов, слова которого приводит пресс-служба музея.

Так, в этом году управление реставрации столичного музея возьмет в работу пять экспонатов трамвайной техники, два автобуса, два легковых автомобиля и тротуароуборочный а\м ТУМ-Т3 из фондов Политехнического музея в рамках соглашения о сотрудничестве над созданием постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы. Сотрудники музея и Московского метрополитена продолжат восстанавливать вагоны метро, которые уже находятся на подземном уровне гаража Константина Мельникова: старейшего в коллекции музея и единственного сохранившегося в мире метровагона «В» восьмидверной модификации 1927 года и метровагона типа «Г» 1954 года выпуска.

«Самыми сложными объектами реставрации, работы по которым должны быть завершены в 2024 году, станут трамвайные вагоны МТВ-82, «БФ» («бесфонарный») и «Ф» («фонарный»), крановая платформа СВАРЗ. В силу возраста экспонатов и их редкости они являются ценными как для нашей коллекции, так и для истории города в целом. Их восстановлением займутся высококвалифицированные сотрудники Московского метрополитена. Как всегда, в этот процесс будут вовлечены работники научно-исследовательской службы музея и транспортные эксперты, поскольку мы уже столкнулись с тем, что чертежи имеются далеко не на все узлы и элементы реставрируемой трамвайной техники. Более того, специалистам предстоит проделать много работы по дереву», — отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Всего в фондах музея находятся более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, вело- и мототехники. Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставочных проектах, а также на транспортной инфраструктуре города. Постоянная экспозиция музея будет размещена в гараже архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27. Сейчас этот памятник архитектуры советского авангарда находится на реставрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *