Из чего состоит щетка стеклоочистителя
Перейти к содержимому

Из чего состоит щетка стеклоочистителя

  • автор:

Виды щеток стеклоочистителя

Бескаркасные щетки стеклоочистителя появились в 80-х годах прошлого века. Основной особенностью, как видно из названия, является отсутствие металлического каркаса. Взамен ему применяется упругая пластина, равномерно прижимающая дворник к стеклу. Сверху пластину защищает резиновый каркас, а с боков установлены специальные заглушки.

Плюсы

  • .
    Конструкция бескаркасной щетки очень компактна, при этом встречный поток воздуха дополнительно прижимает щетку к стеклу.
  • .
    В конструкции нет шарнирных металлических соединений, поэтому щетка не подвержена обледенению.
  • .
    Низкий профиль щетки обеспечивает максимальную обзорность.
  • Бескаркасные дворники не теряют со временем эстетических свойств, они не подвержены коррозии и отслоению краски.

Минусы:

  • .
    Относительно высокая стоимость по сравнению с каркасными аналогами.
  • Бескаркасные щетки стоит подбирать под конкретный автомобиль, так как различная кривизна стекол может плохо сказаться на прижимной силе.

Каркасные стеклоочистители

История каркасных щеток стеклоочистителя насчитывает уже более 60 лет. Их начали устанавливать на первые массовые автомобили, сходившие с конвейера, и по сей день многие заводы изготовители продолжают укомплектовывать ими новые авто.

Конструкция этих щеток состоит из металлического каркаса и системы шарниров, обеспечивающих прижимную силу. При движении щетки по изгибу лобового стекла шарниры поворачиваются, прижимая щетку к стеклу.

Плюсы:

  • .
    Благодаря подвижным шарнирам, щетка равномерно прилегает к стеклу по всей поверхности.
  • .
    Жесткий металлический каркас практически не подлежит разрушению и деформации.
  • .
    Цена каркасных щеток стеклоочистителя заметно ниже, чем у других типов щеток.

Минусы:

  • Попадание влаги и последующее замерзание в подвижных шарнирах приводит к ухудшению работы при минусовых температурах.
  • .
    При больших скоростях прижимные свойства ослабевают, увеличивается шумность.

Гибридные стеклоочистители

Самой последней разработкой в области строения щеток стеклоочистителя является гибридная конструкция. Она совмещает в себе конструкцию каркасных и бескаркасных дворников.

Впервые они появились в Японии в 2005 году, и сейчас многие автомобильные производители в Японии и Корее устанавливают в базовою комплектацию именно этот тип щеток.

В гибридной щетке объединены каркасная система с ее коромыслами и шарнирами с пластиковым кожухом, который надежно защищает механизмы от обледенения и повреждения.

Плюсы:

  • .
    Каркасная система обеспечивает многоточечный контакт со стеклом по всей рабочей поверхности.
  • .
    Пластиковый кожух защищает от обледенения подвижных механизмов.
  • .
    Благодаря аэродинамической конструкции кожуха увеличивается прижимная сила.

Минусы:

  • .
    Самая высокая цена из всех типов щеток.

Щетки стеклоочистителя. Краткий обзор

Каждому водителю известно, что безопасность и комфорт на дороге во многом зависят от того, насколько хорошо видно дорогу. Сейчас речь пойдет не о том, что стекла должны быть качественными и пропускать как можно больше света. Каким бы светлым ни было ветровое стекло автомобиля, при непогоде видимость в любом случае будет стремиться к нулю. Дождь, снег, дорожная грязь — вот небольшой список факторов, сильно ухудшающих видимость на дороге.

Разумеется, любой современный водитель скажет, что какая же это проблема — несколько взмахов «дворников» — и стекло чистое. При этом многие знают, что не все щетки стеклоочистителя («дворники») одинаково эффективны, не все чистят лобовое стекло так чисто, как хотелось бы.

Надо сказать, что проблема очистки ветрового стекла волновала водителей с появления самых первых автомобилей. Первые автовладельцы были вынуждены выходить из своего авто, чтобы вручную вытереть стекло. Разумеется, это было крайне неудобно. И вскоре (в 1903 году) были придуманы стеклоочистители со щетками, приводимыми в движение вручную из салона автомобиля. А в 1917 году появились стеклоочистители с электрическим приводом.

На сегодняшний день конструкция щеток стеклоочистителей принципиально не изменилась. Долгое время щетки делались каркасными: резиновая лента прижимается к ветровому стеклу при помощи системы коромысел. Подобная конструкция верой и правдой служила водителям на протяжении десятилетий.

Каркасная щетка стеклоочистителя

Классическая каркасная щетка стеклоочистителя состоит из каркаса (крепление + система коромысел) и резиновой ленты. При помощи крепления щетка прицепляется к поводку стеклоочистителя. Система коромысел предназначена для передачи прижимного усилия на резиновую ленту. И уже эта лента очищает поверхность ветрового стекла от воды и грязи.

Существует несколько типов коромысел, отличающихся, прежде всего, количеством коромысел. Чем больше коромысел, тем больше точек передачи давления на резиновую ленту. От этого зависит, насколько плотно будет прилегать щетка стеклоочистителя к поверхности лобового стекла. Таким образом, больше коромысел — больше точек прилегания ленты к ветровому стеклу — выше качество очистки поверхности. Но большое количество узлов также влечет за собой и усложнение конструкции, увеличение громоздкости.

Однако у щеток каркасного типа есть существенный недостаток, проявляющийся в том, что коромысло со временем изнашивается и резиновая лента начинает неравномерно прилегать к стеклу. Кроме этого, в зимнее время шарниры забиваются снегом и льдом, что приводит к тому, что коромысло больше не может обеспечивать равномерное давление на всей длине резиновой ленты. А когда скорость автомобиля переваливает за 100 километров в час, проявляется еще одна особенность каркасных щеток — на высокой скорости они начинают отходить от ветрового стекла (эффект паруса).

Для решения этих проблем конструкция каркасных щеток непрерывно улучшалась. Но прорыв был совершен лишь в 80-е годы 20 века после разработки бескаркасной щетки стеклоочистителя.

Бескаркасная щетка стеклоочистителя

Бескаркасная щетка стеклоочистителя, как это видно из названия, лишена классического каркаса. В данном типе щетки прижимное усилие поводка напрямую передается к чистящей резиновой ленте. В бескаркасных щетках равномерное распределение прижимного усилия обеспечивает упругая стальная пластина, к которой крепится чистящая лента. Стальная пластина в свободном состоянии, когда она не прижата к ветровому стеклу, всегда имеет определенный радиус кривизны. Это делается для того, чтобы в прижатом состоянии концы щетки прилегали к стеклу также плотно, как и центральная часть, на которую приходится основное давящее усилие коромысла стеклоочистителя.

Бескаркасные щетки более эффективны при высоких скоростях движения автомобиля, чем каркасные. Это связано с меньшей парусностью бескаркасных щеток. Поэтому для любителей высоких скоростей этот тип щеток будет оптимальным. Кроме того, многие бескаркасные щетки дополнительно оснащаются спойлером, благодаря которому набегающий воздух прижимает щетку к стеклу.

В зимних условиях бескаркасные щетки ведут себя лучше каркасных, так как нет каркаса — меньше мест для накопления снега и льда. Как было уже сказано выше, основная проблема каркасных щеток зимой — замерзание, забивание снегом и льдом шарниров коромысел каркаса, что приводит к неравномерному прижиму резиновой ленты к стеклу. В бескаркасных щетках снег и лед практически не накапливаются.

Но у бескаркасных щеток тоже есть недостатки, не только достоинства. Одна из главных проблем щеток данного типа – неполная универсальность. Это обусловлено тем, что упругая стальная лента не может обеспечить равномерное давление по всей поверхности ленты для всех типов ветровых стекол. Стандартные бескаркасные щетки могут не подойти для стекол нестандартного профиля кривизны. Прогресс не стоит на месте, и буквально несколько лет назад был изобретен новый тип щеток — так называемый гибридный.

Гибридная щетка стеклоочистителя

«Гибридный» — это неофициальное название нового типа щетки стеклоочистителя. Данная разновидность щетки отличается тем, что в ней совмещаются достоинства каркасного и бескаркасного типа.

Можно сказать, гибридная щетка — это усовершенствованный вариант каркасной щетки, т.к. в конструкции обоих типов имеется каркас (коромысла). Но в гибридной щетке этот каркас очень низкий и гораздо совершеннее, что позволяет сильно увеличить обтекаемость и снизить парусность. Система коромысел позволяет равномерно распределить усилие на ветровом стекле любого профиля кривизны. Сверху вся эта конструкция закрывается пластиковым кожухом, благодаря чему эксплуатация в зимних условиях становится более комфортной, т.к. кожух защищает щетку от снега и льда. Небольшая высота и хорошая обтекаемость гибридной щетки роднит ее с бескаркасной.

Сравнение щеток стеклоочистителя разных типов

Цена

Здесь однозначно выигрывают каркасные щетки, т.к. они стóят порой в несколько раз дешевле бескаркасных щеток. Дороже всего стóят гибридные щетки, что объясняется сложностью их конструкции, а также эффектом новизны.

Качество очистки поверхности стекла

В данном вопросе нет однозначного ответа, т.к. все зависит от конкретной модели щетки. Можно лишь сказать, что стоит осторожно брать щетки большей длины, чем это рекомендовано производителем автомобиля. Слишком длинная щетка может быть не в состоянии обеспечить плотное прилегание на всей длине ленты. Кроме этого, бескаркасные щетки могут не подойти на ветровое стекло нестандартного профиля кривизны, что повлечет за собой неравномерную очистку поверхности.

Работа при высоких скоростях автомобиля

Как уже было сказано, при высоких скоростях щетки отрываются от поверхности стекла — действует эффект паруса. Так что несложно догадаться, что чем ниже профиль щетки, тем лучше ее поведение в подобных ситуациях. Поэтому лучшими в данном случае оказываются бескаркасные щетки, особенно если они оснащены спойлером. Тем, кто любит езду со скоростью выше 100-120 километров в час, однозначно не подойдут каркасные щетки, особенно если они без спойлера.

Эксплуатация в зимних условиях

Щетки всех типов требуют к себе аккуратного обращения, особенно зимой, когда материалы щетки (пластик и металл) становятся хрупкими. Больше всего придется повозиться с каркасными щетками, т.к. они имеют больше открытых узлов, в которых может скапливаться снег и лед. Тем, кто не хочет возиться с частой очисткой щеток, стоит присмотреться к бескаркасным или гибридным щеткам, либо брать специальные зимние каркасные щетки, закрытые кожухом.

Подбор и покупка щеток стеклоочистителя

При покупке щетки нужно иметь в виду, что автопроизводители производят рычаги (поводки) стеклоочистителя с разными типами крепления. Раньше, до 1999 года, стандартным типом являлся «крючок». Но в наши дни каждая автомобильная компания считает, что именно ее тип крепления является самым удобным и правильным. Отсутствие стандарта вынуждает автовладельцев обращать внимание при покупке щетки стеклоочистителя еще и на тип крепления. Производители щеток стеклоочистителей вынуждены вкладывать в комплект адаптеры для разных типов крепления, чтобы обеспечить своей продукции как можно больший рынок сбыта.

Щетки стеклоочистителя купить можно во множестве магазинов автозапчастей. Однако в магазине не стоит брать первую понравившуюся модель, т.к. нужно учитывать, что не на каждый автомобиль может подойти определенная модель щетки. Чтобы уменьшить себе сложности выбора, а также быть уверенным в качестве товара, стоит покупать щетки стеклоочистителя в надежных магазинах. Одним из таким проверенных магазинов является «Страна запчастей» (адрес: г. Москва, ул. Кетчерская, 2а). Здесь в наличии широчайший выбор щеток стеклоочистителя разного типа по самым выгодным ценам. Консультанты помогут подобрать лучшую модель щетки, подходящую для Вашей марки автомобиля.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Механизм стеклоочистителя

После изобретения «дворников» в 1903 году, различными производителями было опробовано много разных конструкций механизма стеклоочистителя. Часть из них не прошла «естественный отбор». В современных автомобилях возможны различные варианты установки щеток стеклоочистителя, но в большинстве случаев применяется схема «тандем», как золотая середина между стоимостью (сложностью) конструкции и эффективностью.

В конструкции стеклоочистителей используются две основные технологии:

  • Сочетание электродвигателя и редуктора с червячным механизмом обеспечивает движение стеклоочистителей с большим усилием;
  • Трапеция с системой рычагов преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное.

Требуется большое усилие для быстрого движения щеток стеклоочистителя. Для создания такого усилия используется электродвигатель, подключенный к редуктору с червячным приводом. Этот механизм уменьшает частоту вращения двигателя в 50 раз и увеличивает прилагаемое усилие.

Короткий рычаг крепится на выходном валу редуктора и, вращаясь, передает через другой рычаг, возвратно-поступательное усилие на трапецию стеклоочистителя.Трапеция служит для обеспечения синхронного движения обеих щеток стеклоочистителя.

Прерывистый режим работы обеспечивает реле стеклоочистителя, которое управляет работой электродвигателя. Управляется реле с подрулевым переключателем или бортовым компьютером. В том случае, если на автомобиле установлен датчик дождя, возможно целиком автоматическое управление стеклоочистителями.

При любом варианте конструкции неизменным остается только наличие сменной щетки стеклоочистителя. Щётка крепится к рычагу (поводку) при помощи адаптера (защёлки). Адаптер может являться неразъёмной частью каркаса либо отдельно входить в комплект щёток. Подробнее о различных типах адаптеров Вы можете прочитать в статье Виды креплений щеток стеклоочистителя

Каркасные дворники для автомобиля

Хороший обзор с водительского места — важнейшая составляющая безопасного вождения. Для улучшения обзора в неблагоприятных погодных условиях современные автомобили комплектуются электрическими стеклоочистителями (в обиходе — «дворниками»), задача которых: очистка ветрового стекла от воды, снега и грязи.

Раньше лобовое стекло автомобиля производили плоской формы, ко­ромысло было одно — его хватало, чтобы обеспечить равномерное давление резиновой ленты на стекло по всей длине. С появлением вогнутых стекол понадобились более сложные автомобильные дворники, которые меняли бы свою кривизну по мере поворота, опять-таки создавая равномерный нажим на очи­щаемую поверхность. Тогда стеклоочистители ВАЗ получили три, а дворники Таврии — целых пять коромысел.

Щётки — рабочие элементы стеклоочистителя, испытывающие механические, температурные и химические воздействия. Поэтому к ним предъявляются жёсткие требования:

  • равномерно и качественно очищать от различных загрязнений всю охватываемую ими поверхность не только плоского, но и выпуклого стекла в широком диапазоне скоростей автомобиля и температурных условий;
  • обладать достаточной износостойкостью (срок службы качественной щетки при соблюдении условий эксплуатации, как правило, составляет не менее года);
  • не царапать (затирать) стекло.

На сегодняшний день на рынке представлены автомобильные дворники двух конструкций – классические «каркасные» и современные «бескаркасные».

Классические «каркасные» щетки

Классическая конструкция дворников включает в себя жесткий каркас, поэтому их называют «каркасными», противопоставляя современной конструкции «бескаркасных» щеток, обзор которых представлен в статье о бескаркасных щетках.

Конструкции у всех щеток стеклоочистителя состоит из каркаса и закрепленной в нем резиновой ленты, которая очищает стекло. Устройство каркаса определяется размером и кривиз­ной ветрового стекла: как правило, это набор шарнирно соединенных коромысел, на верхнем из них располо­жен узел крепления к рычагу стеклоочистителя.

Лента стеклоочистителя — резиновая полоса со специальным профилем (рис. 1). Профиль имеет рабочую часть (стреловидная форма сечения), заканчивающуюся строго прямоугольной рабочей кромкой, шейку (основание рабочей части) и пазы (паз) для упругих пластин (пластины). У некоторых конструкций щёток на боковых поверхностях рабочей части ленты есть дополнительные продольные острые кромки (рис. 1, в).

Основными факторами, определяющими качество ленты, являются:

  • состав резины;
  • наличие специальных покрытий;
  • точность геометрических размеров.

Упругие пластины — стальные полосы, длина которых соответствует длине щётки, а ширина и толщина составляют 1-2 мм и 0,3-0,5 мм соответственно.

Каркас — металлическая конструкция, состоящая из шарнирно закреплённых друг на друге коромысел (рис. 2).

Рис. 2 Типы каркасов щёток: а — четырёхопорный (три коромысла),б — шестиопорный (пять коромысел), в — восьмиопорный (семь коромысел). 1-коромысла,2-шарнир,3-зажим (опора), 4-лента, 5-адаптер.

Упругие пластины вставляются в пазы по бокам ленты или внутри неё, что придает ей определенную форму и распределяет усилие, передаваемое каркасом равномерно по всей длине ленты. Лента, армированная пластинами, соединяется с каркасом (охватывается специальными зажимами, расположенными на концах коромысел). Как правило, один крайний зажим каркаса фиксирует ленту жёстко. Остальные являются плавающими, что позволяет ленте перемещаться при повороте коромысел. В некоторых конструкциях все зажимы сделаны свободными, а для удержания ленты в каркасе на его торцах имеются упоры. За счёт этого рабочая часть ленты по всей длине прижимается к выпуклому стеклу различной кривизны. Упругие пластины щёток в свободном состоянии слегка изогнуты, поэтому при работе лента лучше прижимается к стеклу.

Для каркасных щеток, распределение прижимного усилия обеспечивается коромыслами. В общем случае, большее количество коромысел обеспечивает большую равномерность прилегания щетки к стеклу, но усложняет конструкцию и уменьшает ее надежность.

Каркасные щетки могут комплектоваться спойлерами. Это улучшает аэродинамику, уменьшает шумы и «дребезг» в работе щеток, возникающие на большой скорости.

Существуют зимние варианты щеток с каркасом, закрытым резиновым чехлом, что предотвращает налипание снега и обледенение.

Рекомендации по эксплуатации классических дворников для авто

Если резина потеряла эластичность, а из-за этого появляются полосы и «туман» на стекле, ее прежде всего надо очистить от грязи: помыть в теплой воде с мылом. Есть и более радикальные способы — подержать «дворники» одну-две минуты в кипящей воде или воспользоваться мел­козернистой наждачной бумагой (положить шкурку на ровную поверхность и пройтись по ней щеткой, наклонив ее под острым углом). Заточенная таким образом резиновая лента получает «второе дыхание». Но рано или поздно щетки все равно надо менять. Причем покупать отдельно «резинки» не стоит — они работают не лучше старых.

С импортными щетками стеклоочистителями проще. Можно купить отдельно узел крепления, играющий роль переходника между ры­чагом стеклоочистителя и осью большого коромысла «двор­ника». Типов переходников имеется несколько, и подобрать нужный достаточно просто.

Чтобы щетки не выскакивали за уплотнитель стекла или, наоборот, не чистили его только где-нибудь в углу, не оши­битесь в длине. Вот длина «дворников» для отечественных автомобилей: ВАЗ, АЗЛК-2140 — 330 мм; «Самара» и «Ока» — 500 мм; «Таврия» — 530 мм; АЗЛК-2141 — 460 мм; «Волга» — 410 мм. Отклонения в обе стороны более чем на 20—30 мм нежелательны.

Длина задних «дворников» хэтчбеков и универсалов такова: «Нива», ВАЗ-2104, «Ока» — 280 мм; «Самара» — 330 мм; «Таврия» — 380 мм. Все крепления — штырьком, но на «Таврии» «поводок» узкий, как на старом «Запо­рожце», и поэтому щетка получилась на редкость ориги­нальной — современной по длине и конструкции, но старой по устройству крепежного узла. С задними «дворниками» можно позволить себе небольшие вольности, например подогнуть «поводок». Так делают многие владельцы «Са­мары», устанавливая назад длинную, 500-миллиметровую щетку.

Резиновая лента должна быть эластичной, ее рабочая кромка — тоненькой (она плотнее прилегает к очищаемой поверхности), прямой или чуть выпуклой, но ни в коем случае не вогнутой. Последнее — верный признак того, что пружина потеряла упругость или вообще отсутствует. Такая щетка будет чистить только краями. Поджимая несколько раз рабочую часть щетки к верх­нему коромыслу, проверьте, чтобы «дворник» легко, без заеданий принимал начальную форму, а коромысла не болтались на осях и хорошо скользили по каркасу рези­новой ленты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *