Где датчики подушек безопасности
Перейти к содержимому

Где датчики подушек безопасности

  • автор:

Где находятся датчики удара подушек безопасности airbag

Александр Никоненко

Александр Никоненко

где установлены датчики подушек безопасности

Эффективность работы системы безопасности Airbag зависит от чёткого взаимодействия всех её элементов. И первое, с чего начинается её запуск – определение датчиками угрозы для находящихся в автомобиле людей. Установленные в контрольных точках, датчики оценивают степень опасности, и передают сигнал дальше, чтобы подушки безопасности могли раскрыться вовремя. Как и все элементы Airbag, датчики удара подушек безопасности спрятаны от посторонних глаз. Они очень миниатюрные, и, не зная точного расположения, найти их самостоятельно довольно сложно. Но если вам интересно, где находятся датчики удара подушек безопасности, не нужно разбирать автомобиль. В этой статье вы узнаете, где в основном в авто установлены эти элементы Airbag.

Предназначение датчиков Airbag

  • Сила полученного удара;
  • С какой стороны авто получило повреждения;
  • Степень риска для водителя и имеющихся пассажиров.

Чтобы подушки безопасности не срабатывали без надобности, производители автомобилей изначально встраивают в датчики параметры допустимой силы удара. Как только они фиксируют толчок, превышающий норму, в блок управления Airbag поступает соответственный сигнал.

Чем больше данных получит блок управления, тем чётче он сможет скоординировать срабатывание подушек безопасности. Поэтому для более точной картины происходящего, кроме датчиков удара, в некоторых автомобилях есть ещё и датчики-контроллеры, определяющие наличие пассажиров.

Точно зная, сколько людей находится в салоне во время ДТП, откуда и какой силы удар обрушился на авто, ЭБУ запустит необходимые подушки безопасности в нужном количестве.

где находятся датчики удара airbag

Оптимальное расположение основных датчиков подушек безопасности

Количество и место установки датчиков, как и самих подушек безопасности, зависит от марки и комплектации автомобиля. Но расположение их всегда осуществляется по одному и тому же принципу, так что стоят они обычно в одинаковых зонах.

Чтобы датчики могли обеспечить электронный блок управления Airbag необходимыми сведениями, они должны быть установлены в чётко определённых местах. Поэтому стоят они там, где в первую очередь смогут засечь происходящие изменения:

  • Фронтальные. Установлены в передней части автомобилей, чтобы реагировать на лобовые столкновения. Чаще всего находятся с обеих сторон внутри бампера, в моторном отсеке, за замком капота, и в торпедо со стороны пассажира.
  • Боковые. Находятся на внутренней или наружной стороне несущих дверных панелей. Могут стоять только на передних, или же на передних и задних парах дверей.
  • Задние. Установлены слева и справа в задних стойках кузова.
  • Пассажирские. Стоят непосредственно в салоне авто, под каждым креслом, кроме водительского.

В любом авто датчики системы Airbag установлены в идеальном порядке, чтобы не пропустить угрозу жизни и здоровью находящихся в салоне людей с любой стороны. А их реакция практически мгновенна, и между столкновением и срабатыванием нужных подушек безопасности проходят доли секунды. Благодаря этим факторам, водитель и пассажиры всегда будут надёжно защищены от любого несчастного случая на дороге.

Датчики удара подушек безопасности. Где расположены?

Доброго всем времени суток.
Подскажите по датчикам подушек безопасности.

Фото в бортжурнале Nissan Pathfinder (3G)

Где расположены? Особенно под капотом.
Знаю где находятся боковые — сбоку водительского и пассажирского сидений.
Дополнение 1:
Нашел по мануалу схему системы.

Фото в бортжурнале Nissan Pathfinder (3G)

А вот точное расположение с фоткой пока не нашел…

Дополнение 2:
А в инструкции по ремонту ( yadi.sk/d/kGy3iXTJqSEQ2 ) нет переднего датчика удара…

Фото в бортжурнале Nissan Pathfinder (3G)

Или у нас только два датчки под сидухами? и они уже, в зависимости от направленности удара, дают инфу какие подушки срабатывать…

Датчики удара подушек безопасности: где расположены?

Александр Никоненко

Александр Никоненко

Датчик удара подушек

Одним из элементов системы безопасности автомобиля является датчик. Для корректной работы системы необходимо, чтоб все ее элементы были исправны и четко взаимодействовали между собой. Где же находятся датчики подушек безопасности? Для начала стоит разобраться, как работает сама система. Система безопасности Airbag начинает работать в момент столкновения. Первыми срабатывают как раз таки датчики. За доли секунды они передают данные на блок управления о силе удара и его направлении. Далее электронный блок управления передает сигнал на срабатывание нужных подушек. В зависимости от того, с какой стороны пришелся удар, там они и раскроются. Программа устроена так, что у пустых сидений подушки не сработают. Также не срабатывают они, если удар был недостаточно сильным, чтоб причинить вред водителю или пассажирам. Для того чтобы определить наилучшее расположение датчиков подушек безопасности при создании новой модели авто, проводится бесчисленное количество тестов и испытаний. А чтоб подушки не срабатывали в неуместных ситуациях, датчики рассчитывают еще и силу удара.

Где находятся датчики удара подушек безопасности и сколько их?

  • В передней части машины устанавливают фронтальные, которые реагируют в случае лобового столкновения. Для этого их устанавливают внутри бампера с двух сторон. Позади замка капота, в моторном отсеке и со стороны пассажира в торпедо.
  • На несущих дверных панелях расположены боковые. Могут стоять на всех четырех дверях, а могут только на передней паре.
  • Сзади автомобиля в стойках кузова с обеих сторон расположены задние.
  • В салоне авто под креслами пассажирские. Нет их, только под водительским креслом.

Также существуют датчики, которые определяют, есть ли пассажиры в авто. И если не пристегнут ремень безопасности, кресло идентифицируется как пустое. А значит, в случае аварии его Airbag не сработают.

Места, где находятся датчики подушек безопасности, четко рассчитаны так, чтоб они успели вовремя среагировать на момент удара и передать информацию на электронный блок управления.

Датчик удара подушек 2

Что делать, если сработал датчик подушки безопасности и где находится сервис по ремонту?

Если сработали подушки безопасности, значит, датчик зафиксировал достаточный по силе удар. Такие подушки обязательно необходимо заменять. Просто свернуть и сложить их на место не выйдет. Таким образом, система безопасности работать просто не будет.

Компания Airbag Service занимается восстановлением систем SRS. Мы выполняем ремонт подушек, производим замену пиропатронов, устанавливаем новые накладки руля, реставрируем старые детали. Занимаемся прошивкой блоков управления Airbag и удалением аварийных данных. Осуществляем ремонт торпеды и сидений после срабатывания Airbag. Занимаемся перетяжкой деталей салона.

Находимся мы в городе Киеве по адресу: ул. Приколейная, 21. Но также работаем и с клиентами из других городов Украины. Выяснить все детали и узнать цены можно, связавшись с нами. Контакты указаны на нашем сайте.

К сожалению, не все на дорогах ведут себя аккуратно и ответственно. Поэтому не пренебрегайте своей безопасностью, пристегивайте ремни и вовремя проверяйте работоспособность и исправность системы подушек безопасности. Ведь информация о том, где стоят датчики подушек безопасности, ничем не сможет помочь в случае, если система неисправна.

Система SRS автомобиля

Системы безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, делятся на две основные категории – активные и пассивные. А начиналось все с установки ремней безопасности, которые и сейчас являются одним из основных средств безопасности. Относятся ремни к системам пассивной безопасности. Вторыми по значимости пассивными средствами являются подушки безопасности.

Они являются частью системы SRS (Supplemental Restraint System – дополнительная система удерживания), которая включает в себя еще целый ряд устройств и механизмов.

Изначально подушки позиционировались как альтернатива ремням, которые раннее не особо были удобными в использовании. Но практика показала, что только комплексное использование этих двух средств обеспечивает максимальную травмобезопасность.

Ремни сейчас значительно удобнее в применении, они обеспечивают хорошую фиксацию туловища, но и от подушек не отказались. И если ранее их устанавливали только на премиальные авто, то сейчас они имеются и на машинах бюджетного сегмента. Да и количество подушек только возрастает.

Основные составные элементы

Система подушек безопасности включает в себя три основных компонента:

  1. Датчики удара
  2. Блок управления
  3. Газогенераторы

Более современные системы включают в себя дополнительные датчики и механизмы, вносящие определенные коррективы в работу устройства безопасности.

Датчики удара

Датчики удара – элементы, от которых зависит работа всей системы. Именно они определяют, что произошло столкновение, благодаря чему и срабатывают подушки. Поначалу применялись только фронтальные датчики. Количество подушек раннее было не большим и в их задачу было повышение травмобезопасности при фронтальных столкновениях. Сейчас же многие авто комплектуются и боковыми устройствами, поэтому и количество датчиков возросло.

расположение датчиков удара

Пример расположение датчиков удара системы SRS

Работа всей системы построена так, что при ДТП срабатывают только необходимые подушки, а не все сразу. А для этого необходимо определить силу удара, его направление, характер. Это и обеспечивают датчики, установленные в разных частях кузова – в передней части, дверях, стойках.

Традиционными считаются датчики электромеханического типа. Они достаточно просты по конструкции, но при этом вполне эффективны. Основными элементами такого датчика являются шарик и пружина определенной жесткости. Работает он так: при ударе инерция заставляет сместиться шарик, преодолевая усилие пружины, в результате замыкаются контакты и импульс от датчика идет на управляющий блок.

электромеханический датчик удара тип два

Электромеханический вид датчика с ленточной пружиной

Стоит отметить, что жесткость пружины значительна. Это исключает ложные срабатывания системы, к примеру, при экстренном торможении, несильном ударе с препятствием. Так, при столкновении во время движения на малой скорости (до 20 км/ч) подушка не сработает, поскольку силы инерции будет просто недостаточно, чтобы преодолеть усилие пружины.

Помимо электромеханических датчиков на авто используются и электронные виды, основным элементом которых является датчик ускорения (конденсаторный, инерционный, давления). Также в конструкцию электронных элементов входит блок обработки сигнала от датчика ускорения.

электромеханический датчик удара

Устройство инерционного датчика

Принцип работы конденсаторного датчика ускорения сводится к изменению емкости за счет смещения пластин. А достигается это за счет разделения пластин конденсатора и закрепления их на разных основах, одна из которой является неподвижной, вторая – подвижной. При ударе все та же сила инерции смещает подвижную основу с пластинами относительно неподвижной. В результате емкость конденсаторного датчика изменяется. Это фиксирует блок обработки, сверяет полученные данные с табличными и на основе этого формирует сигнал на управляющий блок.

датчик конденсаторного типа

Конденсаторный датчик ускорения

По такому принципу работают и другие виды датчиков, единственная разница сводится к их устройству. Все они за счет инерции изменяют какие-либо параметры, что является основой для формирования сигнала блоком обработки.

Отметим, что настройка датчиков удара осуществляется исходя из их места установки. Так, боковые элементы обычно более чувствительны, чем фронтальные.

Для обнаружения удара в область двери могут устанавливаться датчики, которые фиксируют изменение атмосферного давления в дверях автомобиля. Они бывают пьезоэлектрическими или емкостными. Первый вид основан на пьезоэлектрическом эффекте, а второй на принципе конденсаторного датчика.

устройство датчика давления

Датчики удара фиксирующие изменение давления

Также учитывается скорость срабатывания каждого типа датчика, поэтому в авто могут одновременно устанавливаться несколько их типов. К примеру, датчики давления отличаются высоким быстродействием, поэтому они нередко устанавливаются по бокам (в дверях, стойках).

Основным достоинством электронных датчиков является определения характера удара – силы, направления. Достигается это за счет заложенных табличных данных в блок обработки.

Блок управления

Блок управления принимает информацию от датчиков удара и уже на основе их посылает сигналы на требуемые подушки. По сути, он является распределителем, направляющим сигнал от датчика на конкретную подушку. Но поскольку современная система нередко включает в себя дополнительные средства, то этот блок обрабатывает информацию и с них, а также отдает команды на срабатывание определенных механизмов.

Управляющий блок участвует и в диагностике системы. После запуска двигателя он отправляет контрольные сигналы на исполнительные механизмы, определяя целостность электрической цепи и состояние рабочих элементов. К примеру, если произошел обрыв цепи, или подушки ранее уже сработали, то блок определит это, и на приборной панели загорится контрольная лампа, указывающая, что возникла проблема в системе безопасности.

индикатор srs

Отметим, что «обойти» режим диагностики несложно, чем нередко пользуются автолюбители, в машинах которых подушки неисправны или сработали.

Газогенератор

Основным составным элементом этой системы является исполнительный механизм – газогенератор. В его задачу входит генерация большого количества газа в короткие сроки, которым затем заполняется сама подушка.

Газогенератор включает в себя несколько составных элементов – пиропатрон, заряд вещества, которое выделяет газ и непосредственно самой подушки.

устройство газогенератора

Газогенератор в рулевом колесе

Пиропатрон предназначен для поджигания заряда. Делать это он может двумя способами – плавлением провода, помещенного в камеру сгорания, или за счет капсюля, создающего фронт пламени в камере с зарядом. Все просто – электрический сигнал от блока управления подается на пиропатрон, что приводит к плавлению проводки или зажиганию капсюля.

Камера сгорания газогенератора заполнена веществом, которое способно в кратчайшие сроки полностью сгореть, выделив при этом большой объем газа, безопасного для человека. В качестве такого вещества обычно используется азид натрия (который, кстати, является ядовитым). Но в процессе сгорания он распадается на неопасные вещества – азот (45% от общего объема), воду, углекислый газ, твердые частицы.

Стоит отметить, что азид натрия полностью сгорает очень быстро (30-50 миллисекунд в зависимости от количества вещества), при этом горение – контролируемое, а не взрывное.

Получаемый газ по специальным каналам выходит из газогенератора и попадает в тканевый мешок. Перед этим он проходит фильтрацию через специальный металлический фильтр, который удаляет твердые частицы, а также охлаждает газ.

гибридный газогенератор

Гибридный газогенератор с наличием заряда и газа

Другой разновидностью является гибридный газогенератор основным веществом в котором выступает газ под давлением (аргон — 98%, гелий — 2%). В нем также есть пиропатрон и небольшое количество выталкивающего заряда. При его срабатывании происходит открытие канала подачи газа в подушку. Гибридные газогенераторы отличаются по конструкции открытия канала, за счет сдвигаемого зарядом поршня в момент срабатывания или разрушения шайбы (мембраны). Бываю и другие более редкие конструкции.

гибридный газогенератор газовый

Гибридный газогенератор с газом под давлением

Мешок обычно изготавливается из нейлона. Для легкости развертывания при накачивании, поверхность ткани покрывается тальком, крахмалом. В подушке обязательно имеется перфорация. Отверстия, проделанные в мешке предназначены для сдувания после срабатывания, причем также быстрого (1-2 секунды). Это исключает удушье и зажатие пассажиров в авто.

сработавшая подушка безопасности

Срабатывание подушки безопасности

Нередко на современных авто устройство подушки безопасности включает в себя двухкамерный газогенератор, в котором два пиропатрона и две камеры сгорания. Особенность такого генератора заключается в последовательном задействовании пиропатронов.

При ударе сначала воспламеняется заряд, находящийся в основной камере. При этом заполнение подушки происходит на 80%. То есть мешок получается мягче, чем при полном заполнении, что снижает травмирование при контакте человека с подушкой. Через определенный промежуток времени срабатывает пиропатрон вспомогательной камеры, и подушка дозаполняется газом, но уже после того, как она приняла удар тела.

Дополнительные средства

Устройство системы SRS дополнительно может в себя включать датчик определения наличия пассажира, механизм аварийного опускания стекол дверей. Блок управления также может заведовать работой преднатяжителей ремней (с пиропатронами).

Датчик определения наличия пассажира нужен, чтобы блок управления не задействовал фронтальную пассажирскую подушку, если на боковом сиденье никого нет. Ранее отключение этой подушки выполнялось вручную, что было не совсем удобно. Установка датчика решила проблему с забытой включенной или отключенной пассажирской подушкой.

схема датчика наличия пассажира

Устройство кресла пассажира

Механизм аварийного опускания стекол предназначен для устранения пневмоудара. При закрытых окнах разворачивание подушек приводит к стремительному уменьшению объема салона (его заполняют мешки). В результате давление воздуха в салоне резко возрастает и образуется пневмоудар, причем достаточно мощный и пассажиры запросто могут получить повреждение ушных перепонок. Механизм же аварийного опускания боковых стекол исключает возрастание давления и появление пневмоудара.

Ремни безопасности многих авто сейчас комплектуются преднатяжителями, которые обеспечивают кратковременное натяжение ремня при ДТП, обеспечивая фиксацию тела и устраняя его инерционное перемещение. Причем преднатяжители комплектуются пиропатронами, срабатывание которых осуществляется от импульса, подаваемого с блока управления подушек безопасности.

Принцип работы

Зная конструкцию и функционирование всех составных элементов, нетрудно понять принцип работы подушки безопасности: при столкновении датчики улавливают удар, и подают сигнал на блок управления. Тот в свою очередь перенаправляет импульс на нужный газогенератор. Одновременно с этим блок определяет наличие пассажира и принимает решение, задействовать ли и пассажирскую подушку, а также задействует пиропатроны преднатяжителей (если есть) и включает механизм опускания стекол (если имеется).

Сигнал, поступивший от блока на газогенератор приводит к срабатыванию пиропатрона и заряд химического средства загорается. Выделяемый газ поступает в мешок, тот разворачивается и следом сразу же спускается благодаря перфорации.

схема srs audi a3

Схема системы SRS Audi A3

Отметим, что основным недостатком подушек является их одноразовость. То есть, они работают только раз, после чего их нужно менять. А замена – очень дорогостоящая, поэтому автовладельцы авто, на которых они сработали, и пользуются «обманкой», чтобы система нормально диагностировалась при запуске двигателя и не надоедала постоянно горящей сигнальной лампой.

Виды

На современных авто используется разные виды подушек безопасности. Основными из них являются:

  • Фронтальные водительская и пассажирская (устанавливаются в руль и переднюю панель);
  • Боковые (монтируются в спинки передних сидений);
  • Головные, они же шторки (размещаются в боковых стойках или крыше).

Эти виды подушек безопасности устанавливаются на множество моделей, включая бюджетные варианты. Фронтальные предназначены для снижения травмирования при фронтальных ударах, два других вида – при боковых. Причем боковые защищают торс, а шторки – голову. Примечательно, что фронтальные и боковые подушки обычно предназначены только для обеспечения травмобезопасности водителя и переднего пассажира. А вот шторки могут устанавливаться и в задней части салона, чтобы снизить травмирование пассажиров на заднем сиденье.

Есть и другие виды подушек безопасности, но встречаются они гораздо реже. К ним относятся коленные и центральные. Первые располагаются под передней панелью и обеспечивают защиту ног. Центральная подушка выскакивает между передними сиденьями и направлена она на исключение получения травм при столкновении водителя и пассажира.

Подушки безопасности оказались действительно эффективными, поэтому сейчас активно разрабатываются системы, которые направлены на снижение травмирования пешеходов при столкновении с авто. Для этого в передок авто (в бампер и перед лобовым стеклом) устанавливаются подушки, смягчающие силу удара пешехода о конструктивные элементы авто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *