Что такое защита картера в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое защита картера в автомобиле

  • автор:

Защита картера легкового автомобиля

Так как наши дороги далеки от совершенства, двигатель и коробку передач приходится предохранять снизу от повреждений установкой дополнительного устройства, в обиходе называемого «защита картера».

Общие сведения

Моторный отсек автомобиля желательно защищать от попадания воды и грязи, а также ударов о препятствия. У многих иномарок двигатель снизу закрыт штатным пластмассовым пыльником. Некоторые из них адаптированы к условиям России и укомплектованы прочной стальной защитой картера. Автосалоны также устанавливают их в качестве дополнительного оборудования (фото 1). Оригинальные защиты имеются далеко не для всех моделей и стоят весьма дорого, поэтому российские производители выпускают аналогичную продукцию, наряду с защитами для отечественных автомобилей. Если на машине стоит легко повреждаемый штатный пыльник, прочная защита может быть установлена поверх него.

Фото 1. Оригинальная стальная защита картера для автомобиля Фольксваген Гольф V

У автомобилей с продольным расположением двигателя, как правило, защищают только его поддон. Коробка перемены передач (КПП) находится позади в относительной безопасности.

Поддон картера двигателя (масляный картер) представляет собой тонкостенный резервуар для моторного масла, расположенный под двигателем. В самой нижней его части у дна находится заборник масляного насоса. При наезде на препятствие в месте удара образуется вмятина или даже пробоина. Смятый поддон может перекрыть или повредить маслозаборник и поступление масла в двигатель прекратится. То же самое произойдет и в случае его утечки через пробоину. Если не заметить, что на панели приборов загорелась аварийная красная лампочка давления масла и вовремя не заглушить мотор, его заклинит.

При поперечном расположении двигателя в опасной зоне оказывается и КПП. В этом случае защита необходима не только мотору, но и корпусу коробки передач.

Корпус КПП легковых автомобилей отливают из легкого сплава, имеющего низкую устойчивость к образованию сколов и трещин при ударах.

Если после удара снизу нарушена работа системы смазки двигателя или вытекло масло из КПП, то дальнейшее движение автомобиля возможно только на буксире или эвакуаторе.

Основные требования к защите

Во время наезда на препятствие часть энергии удара гасится самой защитой и ее креплением, а часть передается кузову. При этом кузов и его элементы не должны деформироваться. Именно этим условиям должны отвечать ее механические свойства.

Жесткость защиты можно считать оптимальной, если деформация происходит только в пределах зазора между ней и картером (обычно этот зазор выбирается в пределах 20-30 мм, т.к. дальнейшее его увеличение приводит к уменьшению дорожного просвета). Это связано с тем, что:

  • может привести к повреждению кузова, так как вся энергия удара будет передаваться на него;
  • защита с недостаточной жесткостью иногда способна перевести фронтальный удар в скользящий, но может упереться в картер и повредить его.

Кроме того, жесткость определяется условием безопасности — при лобовом столкновении двигатель должен перемещаться вниз, а не в сторону водителя и переднего пассажира. Чтобы защита не препятствовала этому, она изготавливается с прогибом вниз. Это обеспечивает ее направленную деформацию при смятии передней части автомобиля.

Прочность защиты обеспечивается конструкцией и используемыми материалами. Она должна быть такой, чтобы выдерживать без серьезных повреждений наезд на острый камень, металлический прут и т.д.

Прочность крепления достигается использованием соответствующего крепежа и установкой защиты только на силовые элементы автомобиля: лонжероны кузова, подрамник двигателя, поперечную балку подвески.

Недостаточно прочным считается крепление защиты к более слабым элементам, например, поперечине под радиатором, что допустимо только для пыльников. В случае такой установки защиты радиатор может пострадать от удара.

Вес защиты должен быть минимально возможным при условии обеспечения необходимой жесткости и прочности. Поэтому его величина у существующих защит находится в пределах 7-15 кг, что не приводит к заметному увеличению нагрузки на переднюю ось автомобиля.

Устройство защиты

Форма и размеры защиты, расположение в ней различных отверстий и мест крепления определяются конструкцией автомобиля. Отверстия необходимы для:

  • крепления к кузову;
  • слива масла из двигателя и КПП;
  • вентиляции.

Крепление защиты осуществляется с помощью:

  • стандартных и специальных болтов, гаек, различных шайб и т.д.;
  • переходных кронштейнов, необходимых в том случае, когда силовые элементы кузова находятся высоко. Их прочность должна быть достаточной, чтобы выдержать нагрузки при ударе;
  • лапок, изготовленных из полос металла, приваренных к ней (фото 2);
  • поперечин (если защита спереди навешивается на проушины, служащие для закрепления автомобиля при транспортировке, то она снабжается достаточно жестким на изгиб поперечным элементом — в виде отрезка приваренного к ней профиля, например трубы) (см. фото 2).

Фото 2. Защита из листовой стали с лапками и поперечиной для крепления к силовым элементам кузова: а — лапки; б — поперечина

Дополнительные элементы конструкции:

  • демпфирующие подушки устанавливают на защите в местах, ближе всего расположенных к двигателю, КПП и элементам кузова. Это связано с тем, что после сильного удара зазор между защитой и поддоном картера может уменьшиться или стать нулевым. Тогда, соприкасаясь с работающим мотором, она издает достаточно неприятный звук (для восстановления необходимого зазора и устранения шума достаточно просунуть в щель монтировку и слегка отогнуть вниз защиту. В дальнейшем ее можно снять и выправить);
  • металлические или пластиковые боковые «крылышки», установленные на защите, предохраняющие моторный отсек от грязи (фото 3).

Фото 3. Стальная защита с «крылышками»-пыльниками

Виды декоративных покрытий

Большинство отечественных производителей стальных защит покрывают свои изделия порошковой эпоксиполиэфирной краской горячего отверждения. Такое покрытие достаточно долговечно при аккуратной езде.

Недорогие изделия для отечественных автомобилей красят обычной нитроэмалью. Но даже самое качественное покрытие не может противостоять механическому воздействию, например при наезде на бордюр во время парковки.

Защиты из конструкционной стали — относительно дешевого материала толщиной 2-3 мм — получили наибольшее распространение. Пластичность стали позволяет выполнить на изделии штамповкой ребра жесткости (фото 4). Такие защиты легко поддаются правке в случае деформации от удара.

Фото 4. Листовая сталь позволяет изготовить защиту с ребрами жесткости

Защиты из алюминия легче стальных, но примерно в пять раз дороже. Поэтому в основном их ставят на спортивные автомобили, где вес играет решающую роль. Для изготовления защит используют как мягкие сплавы алюминия, так и термоупрочненные (дюраль) Д16Т или В95. По прочности дюраль не уступает стали, но низкая пластичность не позволяет штамповать ребра жесткости. Конструкция таких защит чаще всего представляет собой плоский лист толщиной 7-10 мм с несколькими небольшими поперечными изгибами и отверстиями для крепления и вентиляции (фото 5).

Фото 5. Защита из термоупрочненного алюминиевого сплава без продольных ребер жесткости

Термоупрочненные защиты выправить после удара гораздо сложнее.

Пластиковые защиты (фото 6) изготавливают из композиционных материалов, состоящих из основы — армирующего волокна и связующего — смолы. В качестве основы чаще всего используют стеклоткань, реже — углеткань (карбон), которая дороже и менее технологична. Наиболее стойкий материал для композитных защит — кевларовая ткань, разработанная для бронежилетов, но высокая цена ограничивает ее применение.

Фото 6. Композитная защита

По удельной прочности стекло- и углепластик превосходят сталь в 1,5 раза, а кевлар — в 2,5 раза, что позволяет сделать защиту легче. Однако композиты плохо воспринимают сосредоточенные нагрузки. При наезде на острый предмет смола крошится, а волокна, потерявшие опору, ломаются. Поэтому толщину композитных защит приходится увеличивать до 8-12 мм, что снижает их преимущество в весе.

Композитные защиты одновременно выполняют функцию пыльника, так как полностью закрывают моторный отсек снизу. Технология изготовления позволяет придать им любую форму, но стоят они дороже стальных.

Высокая прочность волокон, увеличенная толщина и корытообразная форма делают их очень жесткими. Если композитная защита имеет трещины, то она не подлежит восстановлению.

Рекомендации

При приобретении защиты картера проверьте наличие инструкции по установке и обратите внимание на условия выполнения производителем гарантийных обязательств (защита картера не относится к изделиям, подлежащим обязательной сертификации, поэтому к ним сертификат может не прилагаться).

Жесткость защиты определяется толщиной и свойствами материала, наличием ребер жесткости, их количеством и глубиной.

Пластиковая защита должна иметь стальные втулки в местах установки болтов крепления. При приобретении желательно убедиться, что она действительно выполнена из качественного материала. Часто за «карбоновые» или «кевларовые» выдают защиты, изготовленные из дешевой стеклоткани. Для проверки нужно стереть (например, монетой) черную краску, которой обычно красятся пластиковые защиты, и определить цвет волокон, залитых смолой. Стеклоткань имеет белый, углеткань — черный, а кевларовые волокна — зеленовато-золотистый цвет.

Конструкция защиты должна предусматривать установку только на силовые элементы кузова, которые нельзя ослаблять новыми отверстиями. Для этого используют технологические отверстия в лонжеронах, подрамнике двигателя, поперечной балке подвески и т.д.

Кронштейны и лапки, с помощью которых защита крепится к кузову, должны быть стальными и иметь толщину не менее 3-5 мм.

Все элементы крепежа (желательно, чтобы они имели резьбу не менее М10), входящие в комплект защиты, должны иметь качественное гальваническое, а не лакокрасочное покрытие, чтобы противостоять коррозии. Это связано с тем, что в процессе технического обслуживания машины защиту приходится неоднократно снимать и ставить. Для исключения самоотвинчивания крепежа необходимо использовать гайки с нейлоновым кольцом или пружинные шайбы.

Любая защита только снижает вероятность повреждения картера двигателя и коробки передач, но не исключает ее полностью, поэтому целесообразно выбирать стиль вождения в соответствии с дорожными условиями:

  • снижать скорость при съезде с автострады на проселочную дорогу, особенно в условиях плохого освещения;
  • заблаговременно тормозить перед препятствиями;
  • медленно и аккуратно парковаться на бордюр, преодолевать водные преграды и железнодорожные переезды.
  • опасно ехать в стороне от дороги по нескошенной траве, так как в ней могут быть валуны, брошенные детали сельхозмашин, глубокие борозды и пни, поэтому лучше предварительно пройти предполагаемый маршрут пешком;
  • желательно во время движения не пропускать между колес предметы, лежащие на дороге, а объезжать их, так как трудно на расстоянии определить высоту препятствий.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Зачем нужна защита картера?

Защита картера предназначена для предохранения узлов и агрегатов двигателя от механических повреждений. Специальные пластины располагаются на днище транспортного средства непосредственно под силовым агрегатом.

Внешний вид защиты картера

Назначение защиты картера

Кроме исключения механических повреждений компонентов двигателя, защита используется для повышения безопасности при угоне – так как с ней доступ к проводке становится затрудненным.

В зимнее время с установленной защитой мотор нагревается быстрее и остывает медленнее, так как элемент препятствует выходу тепла.

Для снижения уровня шума защита картера двигателя может дополняться шумоизоляцией.

Защита картера двигателя автомобиля

​​

Материалы для производства защиты картера

Различают два типа защиты: из металла (алюминий, сталь) и композитных материалов (карбон, кевлар, стеклопластик).

Композитная защита – это довольно новый тип изделия, но автолюбители уже оценили его по достоинству. В отличие от металла, композит выделяется такими положительными характеристиками:

  • Повышенная прочность и надежность при аналогичной толщине;
  • Стойкость к действию влаги (на поверхности не появляется ржавчина);
  • Эффективная шумоизоляция (так как структура материала волокнистая);
  • Небольшой вес.

Более доступный по цене вариант защиты – из обычной стали. Пластины из алюминия более жесткие и прочные. А самым лучшим выбором среди металлической продукции является защита из нержавеющей стали, однако и стоимость у нее самая высокая.

Какой материал лучше?

При покупке важно выбирать изделия с высоким уровнем жесткости. Если пластина будет гнуться даже от небольшого механического воздействия, толку от нее не будет.

Защита картера

Достаточно жестким может быть защита из любого материала, но более долговечными являются композитные модели и конструкции из нержавеющей стали. Но здесь нужно ориентироваться на цены. Если требуется сэкономить, можно купить более доступную защиту из алюминия или обычной стали. Главное, чтобы пластина была качественной. Поэтому приобретать ее нужно у надежных производителей.

Установка защиты картера

Защита картера автомобиля

Для монтажа защиты применяются стандартные крепежи, что упрощает выполнение процедуры. Установку защиты картера обычно производят вместе с заменой моторного масла. Так как пластина располагается в нижней части транспортного средства, для установки лучше располагать технику на смотровой яме или подъемнике.

В месте монтажа защиты необходимо предусмотреть качественное освещение. Работу лучше выполнять вдвоем, так как пластина может быть довольно тяжелой.

Последовательность действий такая:

  • Если на днище имеется старая защита, ее нужно убрать;
  • Затем все отверстия для крепежа очищаются от грязи;
  • Обычно в нижней части машины уже есть отверстия с резьбой. Если их нет, нужно просверлить места для крепежей на поперечной балке;
  • Далее нужно примерить защиту и посмотреть, подходят ли места стыка отверстиям на подрамнике или кузове;
  • После этого можно начинать установку пластины. Один человек должен держать элемент, а второй выполнять крепление с помощью болтов;
  • Для установки применяются стандартные болты с цинковым покрытием. Для улучшения качества соединения используются демпфирующие прокладки. Они уменьшают вибрации и уровень шума.

Важно: следует затягивать соединения аккуратно, чтобы не повредить их. Затем пластину нужно будет убирать раз в год при обслуживании силового агрегата.

Нужно ли устанавливать защиту?

Здесь нет однозначного ответа, есть как сторонники, так и противники защиты картера. И доводы у обоих вполне убедительны. Нет единого мнения и у производителей автомобилей. Одни модели сразу имеют пластину (например, есть защита картера на Вольво) или обладают крепежами для ее установки, некоторые вовсе не предусматривают такой возможности.

Защита картера в передней части авто

Чтобы разобраться, нужна ли вам защита, рассмотрим её плюсы и минусы, которые приводятся сторонниками и противниками соответственно.

Преимущества защиты картера:

  • Мотор является самым дорогим компонентом автомобиля, а картер двигателя проще всего повредить, так как он ничем не закрывается снизу (если защита не стоит). Из-за повреждения картера может возникнуть утечка смазочных материалов. Если неисправность не устранить сразу, затем может потребоваться капитальный ремонт силового агрегата.
  • Защита картера поддона исключает засорение двигателя пылью, водой и другим мусором. Отсутствие посторонних включений обеспечивает долговечность и бесперебойность работы двигателя.
  • Оформленное пластиной днище защищает от угона, так как не дает перерезать провод снизу и отключить сигнализацию.

Минусы защиты картера:

  • Наличие металлического листа снижает безопасность при лобовом столкновении. При ударе мотор должен перемещаться вниз, а защита этого не позволяет. Двигатель сдвигается в сторону, может повредить коробку передач и оказаться в салоне.
  • Снижение клиренса. В местах, где техника могла бы пройти препятствия без пластины, с дополнительным элементом она может не пройти.
  • Пластина защищает от угона, но не полностью, машину все равно можно угнать (например, взломав замок капота).

Возможно ли использовать машину без защиты? Да, и многие именно так и поступают. Однако если техника часто используется на плохих дорогах, а высокого риска лобового столкновения нет, лучше установить пластину для защиты от веток, камней и другого мусора. А вот для езды по хорошим дорогам она не является настолько важной, и нужна ли защита картера – решать автовладельцу.

Зачем нужна защита картера двигателя?

При покупке автомобиля перед автовладельцами частенько встает вопрос — устанавливать защиту картера двигателя или нет? Действительно ли она нужна? Не повлияет ли установка дополнительной защиты картера на безопасность автомобиля?

Сможет ли пыльник защитить картер двигателя от повреждений?

Пробитый картер

В нижней части авто находятся коробка передач, картер двигателя, бензобак, и ряд других узлов. Некоторые автомобили прикрыты снизу так называемыми пыльниками из легкого и тонкого пластика, основной функцией которых является защита от грязи и пыли узлов и агрегатов нижней части автомобиля. При наезде на препятствия пыльник не сможет защитить картер двигателя от серьезных повреждений, так как при ударе он легко раскалывается.

Разработчики и производители автомобилей в первую очередь работают над такими характеристиками, как скорость, безопасность водителей и пассажиров, клиренс, вес, аэродинамика. Условия российских дорог, а зачастую и бездорожья, не учитываются. Для езды по бездорожью предназначены внедорожники, но и там основной защитой является повышенный дорожный просвет (клиренс).

Но даже в городских условиях с хорошими дорогами можно повредить любой из вышеперечисленных узлов, наехав на бордюр, на крышку незакрепленного канализационного люка, на куски льда на заснеженной дороге.

На плохих дорогах, а это обычное явление на бескрайних российских просторах, автомобиль может получить повреждение, попав колесом в дорожную выбоину или яму.

В условиях бездорожья автомобиль может наехать на корягу, камень и повредить любой из узлов в нижней части авто.

Любое повреждение узлов и агрегатов нижней части автомобиля чревато тяжелыми последствиями и большими финансовыми потерями для владельца авто. Придется заменять дорогостоящие детали.

Если картер двигателя будет пробит?

Если картер двигателя будет пробит и получит серьезное повреждение, масло из поддона вытечет, и автомобиль не сможет дальше двигаться – потребуется замена картера. При небольшом повреждении масло будет вытекать постепенно, в таком режиме работы может выйти из строя и двигатель, финансовые потери при этом станут ещё выше.

Да, защита картера двигателя в условиях российских дорог — это необходимый автомобильный аксессуар. При наезде на препятствие защита примет удар на себя и равномерно распределит энергию столкновения на раму и кузов через точки крепления, тем самым защитив от деформации и повреждений узлы и агрегаты нижней части автомобиля .

Российские производители защит картера двигателя

В России разработкой и изготовлением защит картера двигателя занимаются компании «АВС-Дизайн», «Металлопродукция», «Мотодор», «Автощит», «Альфеко». При разработке и производстве защит картеров в этих компаниях используются самые современные технологии и новейшие материалы.

При проектировании конструкции защиты обязательно учитываются заложенные производителем схемы деформации и траектории двигателя и других узлов при боковых и лобовых столкновениях, т.е. выдерживаются характеристики безопасности.

При установленной защите клиренс может уменьшиться незначительно на 1-3 см, а вес автомобиля увеличивается от 6 до 15 кг в зависимости от толщины и от материала изделия.

В нашем магазине представлены защиты картера стальные, алюминиевые и композитные:

    Наиболее привычны для автовладельцев стальные защиты. Они дешевле, но тяжелее защит из других материалов и подвержены коррозии. Чтобы повысить коррозионную устойчивость, изделия покрываются порошковой краской. Прочность защиты усиливают ребра жесткости . Толщина используемого листа – от 1,5 до 2,5 мм.

Стальная защита картера двигателя


Алюминий более легкий материал, но более дорогой. Защита картера из алюминия не подвержена коррозии, ребер жесткости не имеет, толщина используемого листа — 4 мм.

Алюминиевая защита картера


Композитный материал – самый легкий и прочный, он не подвержен коррозии и не разрушается от воздействия агрессивных сред. Толщина композитных защит – 6, 8 и 10 мм. Единственный недостаток — это высокая цена.

композитная защита картера двигателя

Вы можете выбрать стальную, алюминиевую или композитную защиту картера двигателя на странице Защиты картера металлические и композитные

Для большей наглядности необходимости установки защиты посмотрите видеоролик «Главной дороги»

Нужна ли защита картера для автомобиля ?

Защита из стали и алюминия для автомобилей, которая сохранит мотор и коробку

Некоторые водители сомневаются , нужно ли им устанавливать на свой автомобиль защиту картера. Чтобы сэкономить некоторые автолюбители решают ездить без защиты двигателя. Но, как правило, это оборачивается серьезными затратами в случае наезда на препятствие. Так нужна ли защита картера или нет?

Качество российских дорог остаётся в плохом состоянии. Поэтому защита картера и коробки передач — это необходимость для наших регионов. Не стоит жалеть денег на ее покупку. Это сохранит ваши нервы и сбережет немалую сумму денег в случае возникновения чрезвычайного происшествия на дороге.

Существуют водители, которые считают что они ездят аккуратным. Они не заезжают на бордюры, внимательно следят за дорогой и думают, что не способны пробить картер двигателя. Но даже если клиренс вашего автомобиля достаточно высок, это не исключает возможность экстремальных ситуаций.

Разновидности защиты картера и КПП

В основном защиту двигателя изготавливают из стали и алюминия. Толщина стандартной стальной защиты составляет 2мм. Толщина стандартной алюминиевой защиты составляет 4мм. Алюминиевая как правило дороже стальной примерно в 2 раза. При ударе сталь мнётся, в последствии её можно выправить, Алюминиевая защита надёжней, но при сильном столкновении она сломается, но одновременно поможет защитить важные агрегаты автомобиля. Также существую другие защиты днища: защита заднего редуктора, защита раздаточной коробки, защита топливного бака.

Возможные последствия

Даже на качественных и ровных дорогах иногда совершаются ремонтные работы. Езда в темное время суток, или просто невнимательность за рулем может обернуться наездом на кирпич, камень или другое препятствие. Если на вашем автомобиле не установлена защита картера, произойдет неприятная ситуация. Вы услышите громкий удар. Сначала нужно как можно быстрее заглушить двигатель и выйти из машины. Если вы увидите по автомобилем следы от моторного масла, готовьтесь к трудностям. Вам нужно будет вызвать эвакуатор или дозвониться знакомым, которые смогут помочь добраться до автосервиса.

Затем нужно будет найти поддона картера, в наличии такие детали автомагазины не держат, то есть нужно будет ждать под заказ от одной до трёх недель. В этом случае как вариант можно заказать сварку пробитого картера аргоном, а это стоит недешево. Это именно та ситуация, когда небольшая экономия приводит к огромным денежным затратам.

Защита картера и КПП обязательно должна быть установлена на автомобиле дачника или того кто любит покататься по лесным или деревенским дорогам. Даже опытному водителю практически нереально добраться без неприятных ситуаций, которые встречаются на пути по лесным дорогам на автомобиле без защиты картера, например, до озера или водоёма.

Если вы купили автомобиль, в котором нет защиты картера, обязательно купите и установите ее при первой же возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *