Can шина автомобиля где находится
Перейти к содержимому

Can шина автомобиля где находится

  • автор:

Получение данных с CAN-шины автомобиля

Инновации или уже реальность?

Задача: Получить доступ к показаниям штатных датчиков автомобиля без установки дополнительных.
Решение: Считывание данных с CAN-шины автомобиля.

Когда заходит речь о мониторинге таких параметров, как скорость транспортного средства и расход топлива, надежным и отработанным решением является установка автотрекера и датчика уровня топлива.

Если же необходим доступ к такой информации, как обороты двигателя, пробег, температура охлаждающей жидкости и другим данным с бортового компьютера – эта задача уже больше похожа на творческую.

Казалось бы, что может быть логичнее: если в автомобиле уже есть все необходимые датчики, то зачем устанавливать новые? Практически все современные автомобили (особенно, если речь идет о личных автомобилях бизнес-класса и дорогостоящей спецтехнике) штатно оборудованы датчиками, информация с которых поступает в бортовой компьютер.

Вопрос состоит только в том, как получить доступ к этой информации. Долгое время эта задача оставалась нерешенной. Но сейчас на рынке спутникового мониторинга работает все больше высококвалифицированных инженеров, которым все-таки под силу найти решение задачи корректного получения таких данных, как:

  • обороты двигателя;
  • уровень топлива в баке;
  • пробег автомобиля;
  • температура охлаждающей жидкости двигателя ТС;
  • и т.д.

Решение, о котором мы будем говорить в данной статье, состоит в считывании данных с CAN-шины автомобиля.

• Что такое CAN-шина?

CAN (англ. Controller Area Network — сеть контроллеров) — популярный стандарт промышленной сети, ориентированный на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков, широко используемый в автомобильной автоматике. На сегодняшний день практически все современные автомобили оснащены так называемой цифровой проводкой – автомобильной CAN-шиной.

• Откуда появилась задача считывания данных с CAN-шины?

Задача считывания данных с CAN-шины появилась как следствие задачи оптимизации расходов на эксплуатацию автотранспорта.

В соответствии с типовыми запросами заказчиков, автомобили и спецтехника оснащаются системой спутникового ГЛОНАСС или GPS мониторинга и системой контроля оборота топлива (на базе погружных либо ультразвуковых датчиков уровня топлива).

Но практика показала, что заказчики все чаще интересуются более экономичными способами получения данных, а также такими, которые не требовали бы серьезного вмешательства в конструкцию, а также электрику автомобиля.

Именно таким решением стало получение информации с CAN-шины. Ведь оно имеет целый ряд преимуществ:

1. Экономия на дополнительных устройствах

Не нужно нести значительных расходов на приобретение и установку различных датчиков и устройств.

2. Сохранение гарантии на автомобиль

Обнаружение производителем стороннего вмешательства в конструкцию либо электрику автомобиля грозит практически гарантированным снятием транспортного средства с гарантии. А это явно не входит в сферу интересов автовладельцев.

3. Получение доступа к информации со штатно установленных электронных устройств и датчиков.

В зависимости от электронной системы в автомобиле может быть штатно реализован определенный набор функций. Ко всем этим функциям, теоретически, мы можем получить доступ через CAN-шину. Это может быть пробег, уровень топлива в бензобаке, датчики открытия/закрытия дверей, температура за бортом и в салоне, обороты двигателя, скорость движения, и т.д.

Технические специалисты компании Скайсим выбрали для тестирования данного решения прибор Galileo Глонасс. Он имеет встроенный дешифратор FMS и может считывать информацию напрямую с CAN-шины автомобиля.

• Какие достоинства и недостатки влечет за собой решение со считыванием данных с CAN-шины?

Достоинства:

• Возможность работы в режиме жёсткого реального времени.
• Простота реализации и минимальные затраты на использование.
• Высокая устойчивость к помехам.
• Надёжный контроль ошибок передачи и приёма.
• Широкий диапазон скоростей работы.
• Большое распространение технологии, наличие широкого ассортимента продуктов от различных поставщиков.

Недостатки:

• Максимальная длина сети обратно пропорциональна скорости передачи.
• Большой размер служебных данных в пакете (по отношению к полезным данным).
• Отсутствие единого общепринятого стандарта на протокол высокого уровня.

Стандарт сети предоставляет широкие возможности для практически безошибочной передачи данных между узлами, оставляя разработчику возможность вложить в этот стандарт всё, что туда сможет поместиться. В этом отношении CAN-шина подобна простому электрическому проводу. Туда можно «затолкать» любой поток информации, который сможет выдержать пропускная способность шины.

Известны примеры передачи звука и изображения по шине CAN. Известен случай создания системы аварийной связи вдоль автодороги длиной несколько десятков километров (Германия). (В первом случае нужна была большая скорость передачи и небольшая длина линии, во втором случае — наоборот).

Изготовители, как правило, не афишируют, как именно они используют полезные байты в пакете. Поэтому FMS прибор не всегда может расшифровать данные, которые «отдает» CAN-шина. Кроме того, не все марки автомобилей имеют CAN-шину. И даже не все автомобили одной марки и модели могут выдавать одинаковую информацию.

Пример реализации решения:

Не так давно компанией Скайсим совместно с партнером был реализован большой проект по мониторингу автотранспорта. В парке были различные грузовые автомобили иностранного производства. В частности, грузовые автомобили Scania p340.

Для того, чтобы проанализировать процесс получения данных с CAN-шины мы, по солгасованию с заказчиком, провели соответствующие исследования на трех автомобилях Scania p340: один 2008 года выпуска, второй начала 2009 и третий конца 2009 года.

Результаты оказались следующими:

  • с первого данные получены так и не были;
  • со второго был получен только пробег;
  • с третьего были получены все интересующие данные (уровень топлива, температура охлаждающей жидкости, обороты двигателя, общий расход, общий пробег).

На рисунке отображен фрагмент сообщения из информационной системы Wialon, где:
Fuel_level – уровень топлива в баке в %;
Temp_aqua – Температура охлаждающей жидкости в градусах Цельсия;
Taho — Данные с тахометра (об/мин).

Регламент реализации решения был следующий:

1. Навигационный прибор Galileo ГЛОНАСС/GPS был подключен к CAN-шине грузовиков.
Данная модель автотрекера была выбрана из-за оптимального сочетания функционала, надежности и стоимости. Кроме того, она поддерживает FMS (Fuel Monitoring System) — систему, которая позволяет регистрировать и контролировать основные параметры использования транспортного средства, т.е. подходит для подключения к CAN-шине.

Схему подключения к CAN-шине со стороны прибора Galileo можно найти в руководстве пользователя. Для подключения со стороны автомобиля необходимо, в первую очередь, найти свитую пару проводов, подходящую к диагностическому разъёму. Диагностический разъем всегда в доступности и располагается вблизи от рулевой колонки. В 16 контактном разъёме по стандарту OBD II это 6-CAN high, 14-CAN low. Обратите внимание, что у проводов High напряжение примерно 2,6-2,7В, у проводов Low оно, как правило на 0,2В меньше.

Еще одним уникальным решением, которое было использовано для снятия данных с CAN-шины, стал бесконтактный считыватель данных CAN Crocodile (производство СП Технотон, г. Минск). Он отлично подходит для работы с приборами Galileo.

Преимущества технологии CAN Crocodile:

• CAN Crocodile позволяет получать данные о работе автомобиля из шины CAN без вмешательства в целостность самой шины.

• Считывание данных происходит без механического и электрического контакта с проводами.

• CAN Crocodile применяется для подключения к шине CAN систем GPS/ГЛОНАСС мониторинга, которые получают информацию о режимах работы двигателя, состоянии датчиков, наличии неисправностей и т.д.

• CAN Crocodile не нарушает изоляцию проводов CAN и «слушает» обмен по шине с помощью специального беспроводного приемника.

• Применение CAN Crocodile абсолютно безопасно для автомобиля, незаметно для работы бортового компьютера, диагностического сканера и других электронных систем. Особенно актуально применение CAN Crocodile для гарантийных автомобилей, в которых подключение каких-либо электронных устройств к шине CAN часто служит поводом для снятия с гарантии.

2. Если провода обнаружены и идентифицированы верно, можно приступать к запуску CAN-сканера в приборе Galileo.

3. Выбирается стандарт FMS, скорость для большинства автомобилей 250 000.

4. Запускается сканирование.

5. После окончания сканирования совершается переход на главную страницу конфигуратора. Если сканирование завершено успешно, мы получаем доступ к расшифрованным данным.

6. Если ничего, кроме «end scan» Вы не увидели, тут есть несколько вариантов. Либо было неправильно осуществлено подключение, либо автомобиль по каким-то причинам не выдает данные, либо прибору неизвестен шифр данной CAN-шины. Как уже было сказано, такое случается довольно часто, поскольку пока не существует единого стандарта для передачи данных и их обработки по CAN. К сожалению, как показывает практика, получить полные данные с CAN-шины не всегда удается.

Именно поэтому не каждый запрос на считывание данных с CAN-шины может быть в полной мере реализован. Мы рекомендуем своим партнерам-интеграторам предупреждать об этом заказчиков заранее, для того чтобы в дальнейшем избежать неоправданных ожиданий.

Но есть еще один момент, который важно затронуть.

Чаще всего основной целью клиентов является контроль уровня и расхода топлива.

Даже если данные со штатных датчиков будут успешно получены с CAN-шины, какова их практическая ценность?

Дело в том, что основное назначение штатных датчиков уровня топлива – дать оценку с той степенью точности, которая кажется правильной производителю ТС. Эта точность не может быть ставнима с точностью, которую дает погружной датчик уровня топлива (ДУТ) производства Омникомм или, например, Технотон.

Одна из главных задач, которую решает штатный ДУТ, это чтобы топливо внезапно не закончилось, и водитель понимал общую ситуацию с уровнем топлива в баке. От простого по своему устройству штатного поплавкового датчика сложно ожидать большой точности. Кроме того, бывают случаи, когда штатный датчик искажает данные (например, когда транспорт располагается на склоне).

Выводы

По ряду вышеназванных причин, мы рекомендуем не полагаться полносьтю на показания штатных датчиков уровня топлива, а рассматривать каждую ситуацию индивидуально. Как правило, подходящее решение может быть найдено только совместно с техническими специалистами. У разных производителей ТС разная точность показаний. У всех заказчиков также разные задачи. И только под конкретную задачу целесообразно подбирать средства решения. Кому-то вполне подойдет решение с получением данных с CAN-шины, так как оно в разы дешевле и не требует никаких изменений топливной системы ТС. А вот заказчикам с высокими требованиями по точности разумно рассматривать вариант с погружным ДУТом.

Что такое CAN-шина

Усложнение автомобильного электрооборудование привело к логичному решению – внедрению единой линии, к которой подсоединены электронные устройства. Но не все так просто, как кажется! Давайте подробнее разберемся, что такое CAN-шина.

CAN-шина не имеет никакого отношения к автомобильным покрышкам. Дело в том, что в электронике «шиной» называют систему, по которой передаются данные. Это своего рода река с ручейками, если говорить проще. Что касается аббревиатуры, расшифровывающейся как Controller Area Network (сеть контроллеров), то за ней стоит стандарт промышленной сети для объединения в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков.

Немного истории

За создание CAN-шины следует благодарить компанию Robert Bosch GmbH, которая в середине восьмидесятые предложила стандарт микроконтроллерной связи, таким образом упростив жизнь специалистам по автомобильной электронике, инженерам, занятым в промышленной автоматизации, и разработчикам во многих других областях. В настоящее время Controller Area Network является стандартом в автомобилестроение.

Необходимость в появлении CAN-шины очевидна – по мере совершенствования и развития конструкции, усложнялись и бортовые сети автомобилей. Недра машин пронизывали сотни метров проводов и со временем инженеры пришли к логичному и оптимальному решению внедрить «магистраль», к которой будут подключены разные устройства, которые соединены параллельно.

Принцип работы CAN-шины

CAN-шина, будучи системой цифровой связи и управления электронными устройствами, позволяет осуществлять обмен информацией между блоками управления. Сеть имеет три основных режима работы – активный при включенном зажигании, спящий при выключенном зажигании и, наконец, режим пробуждения и засыпания, когда зажигание включают и выключают. CAN-шина выполняет ряд задач, среди которых ускорение передачи сигналов к разным системам, механизмам и устройствам, уменьшение количества проводов, упрощение подсоединения и работы дополнительных устройств.

Виды CAN-шин

Существует три основных вида. Силовые обеспечивают синхронизацию и обмен данными между ЭБУ двигателя и основными агрегатами и системами автомобиля – коробкой передач, зажиганием и другими. «Комфортные» нужны, соответственно, для работы опций комфорта. Например, климатической системы, электропривода зеркал и обогрева сидений.

Информационно-командные введены для обмена данными между ЭБУ и такими вспомогательными информационными комплексами как навигационная система.

Как передается информация

Итак, CAN-шина представляет собой сеть, по которой происходит обмен информацией между устройствами. На практике это означает следующее. Возьмем для примера блок управления двигателем – он имеет не только основной микроконтроллер, но и CAN-устройство, которое формирует и рассылает импульсы по шинам H (CAN-высокий) и L (CAN-низкий), которые называются витая пара.

Сигналы рассылаются по витой паре трансивером или приемопередатчиком. Он нужен для целого ряда задач – усиления сигналов, защиты линии в случае повреждения CAN-шины, создания условий помехозащищенности передаваемых импульсов и регулировки скорости их передачи. В автомобильной промышленности применяются передатчики двух типов с говорящими названиями High Speed и Fault Tolerant. Первый обеспечивает передачу данных на высокой скорости, до 1 мегабита в секунду. Второй не столь быстрый и передает в секунду до 120 килобит в секунду, но при этом он толерантен к ошибкам, то есть, допускает отклонение от параметров CAN-шины и не столь чувствителен к ее качеству.

Сфера влияния CAN-шины

Благодаря цифровой сети в современных автомобилях обеспечивается работоспособность разных агрегатов и систем. Вот некоторые из них: • Силовой агрегат (двигатель и коробка передач) • ABS (антиблокировочная система тормозов) • Подушки безопасности • Рулевой механизм • Датчики давления в колесах • Топливный насос высокого давления • Блоки парковочных датчиков и блокировки дверей • Блок управления стеклоочистителями • Мультимедийные модули

Сильные и слабые стороны CAN-шины

У данной системы, как и у любой другой, есть плюсы и минусы. Вот некоторые преимущества – скорость передачи сообщений и автоматическое распределение скорости трансляции, исходя из приоритетности узлов, простота канала обмена информацией, высокая совместимость с диагностическими устройствами и, соответственно, возможность быстрой диагностики. Кроме того, CAN-шина обеспечивает простоту установки противоугонной системы.

Что касается недостатков, то к ним можно отнести увеличение времени отклика при повышенной нагрузке на канал, что может встречаться у машин с многочисленными электронными устройствами. Кроме того, поломка одного из электронных управляющих блока может вывести из строя всю шину.

Проблемы с CAN-шиной и их устранение

Система для передачи данных, будучи включенной в сложную «анатомию» современных автомобилей задействована во многочисленных процессах, а, потому, ее неисправности хорошо заметны. О проблемах с CAN-шиной подскажут такие проявления как синхронно горящая индикация на панели приборов, скажем, Check Engine и ABS. Кроме того, отсутствие показания уровня топлива, «молчание» спидометра и тахометра. Удостовериться в проблемах именно с CAN-шиной можно посредством диагностики. Если она подтвердила проблемы именно с сетью, то требуется следующая последовательность действий. Найдите проводники витой пары, обычно имеющие черный и оранжево-коричневый цвет для высокого и низкого уровня соответственно. Включив зажигание, измерьте напряжение на проводниках – обычно это 4,5 В. Значения должны не находиться на нуле или превышать 11 Вольт. Затем выключите зажигание, снимите клемму с аккумулятора и повторите процедуру. Цифра на мультиметре стремится к нулю или к бесконечности? Значит, присутствует короткое зажигание или обрыв соответственно. Удостовериться, что проблема не вызвана неисправностью одного из управляющих блоков, вы можете, отключая их и отслеживая сопротивление в CAN-шине.

Новичку о подключении к CAN шине

CAN Hacker

Для работы с CAN шиной автомобиля необходимо знать:

CAN шина – это сеть обмена данными определенная в стандарте ISO 11898. Другие каналы обмена данными в автомобиле не могут быть названы CAN шиной. AVC-LAN, BEAN, J1708, VAN и другие старые протоколы это НЕ CAN !

В автомобиле может быть более одной CAN шины. Для каждого функционального сегмента автомобиля выделяется своя сеть CAN. Выделенные сети могут работать на разных скоростях.

Скорости работы CAN шины

CAN на разных автомобилях и в разных сегментах сети может работать на разных скоростях.

Названия сегментов сети: Мотор, Шасси, Комфорт, Салон – условны! У Каждого автопроизводителя свои названия этих участков сети!

  • Группа VAG: Мотор\шасси – 500 кбит\с, Комфорт – 100 кбит\с и с 2018 года шина Комфорт может иметь скорость 500 кбит\с., Диагностика: 500 кбит\с.
  • BMW : Мотор\Шасси – 500кбит\с, Комфорт – 100 кбит\с и с 2018 года шина Комфорт может иметь скорость 500 кбит\с., Диагностика: 500 кбит\с.
  • Mercedes-Benz : Мотор\Шасси – 500 кбит\с, Комфорт 83.333 кбит\с, 250 кбит\с, Диагностика: 500 кбит\с.
  • Ford, Mazda : Мотор\Шасси – 500 кбит\с, Комфорт 125 кбит\с. (Для Ford может быть больше вариантов)
  • KIA\Hyundai : Мотор\Шасси – 500 кбит\с, Комфорт 125 кбит\с, 500 кбит\с, Мультимедиа: 125 кбит\с, 500 кбит\с., Диагностика: 500 кбит\с.
  • GM : Мотор\Шасси – 500 кбит\с, Комфорт: 33.333 кбит\с, 95.2 кбит\с, Диагностика: 500 кбит\с.
  • Toyota, Nissan, Honda, Subaru, Suzuki : 500 кбит\с (может использоваться гейтвей! Изучайте сетевую архитектуру автомобиля!)
  • Mitsubishi : Мотор\Шасси: 500 кбит\с, Салон\Комфорт – 83.333 кбит\с, 250 кбит\с, Диагностика: 500 кбит\с.
  • Volvo : Мотор\Шасси: 500 кбит\с, Салон\Комфорт – 500 кбит\с, 125 кбит\с, Диагностика: 500 кбит\с.
  • Renault : 500 кбит\с
  • Peugeot : Мотор\Шасси – 500 кбит\с, Комфорт 125 кбит\с.
  • Lada : 500 кбит\с
  • Коммерческая и специальная техника : Стандарт J1939 250 или 500 кбит\с.

Сегментация CAN шины по функциональному назначению

  • Как правило разные, сегменты сети разделены специальным устройством, которое называется Гейтвей (Gateway, ZGW, ETACS, ICU) .
  • В роли гейтвея может выступать панель приборов (для простых автомобилей) или отдельный специальный модуль межсетевого интерфейса.
  • Гейтвей разделяет потоки данных в разных сегментах сети и обеспечивает связь сегментов сети работающих на разных скоростях.
  • ВАЖНО: На многих современных автомобилях CAN шина в диагностическом разъеме OBD2 отделена от других участков сети при помощи гейтвея (Gateway), поэтому подключившись к CAN шине OBD разъема невозможно увидеть поток данных. В этом случае можно увидеть только обмен между диагностическим инструментом и автомобилем во время процесса диагностики! Так же модулем Gateway оборудованы автомобили японских марок >2016г. в зависимости от модели. Автомобили немецких марок оборудуются таким модулем с момента появления в них CAN шины.
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО изучайте схемы на исследуемый автомобиль, чтобы знать к какому сегменту сети Вы подключаетесь!

Схема ниже изображена в общем виде для упрощения понимания роли Гейтвея. Количество CAN шин и варианты включения блоков управления к тому или другому сегменту сети могут отличаться.

Реализации CAN на уровне электрических сигналов

CAN шина может быть реализована физически тремя способами:

1 ISO11898-2 или CAN-High Speed.

Классическая витая пара нагруженная с обоих концов резисторами 120 Ом.

В этом случае уровни на шине CAN выглядят так:

Для такой реализации сети используются как правило обычные CAN трансиверы в 8 выводном корпусе, аналоги PCA82C250, TJA1050 и им подобные. Работает такая конфигурация на скоростях 500 кбит\с и выше. (Но могут быть исключения) .

2 ISO11898-3 или CAN-Low Speed или Faut Tolerant CAN

В этом варианте используется та же витая пара, но линии CAN-Low и CAN-High подтянуты к напряжению питания и массе соответственно.
Подробное описание FT-CAN по ссылке
Такой вариант CAN шины способен переключаться в однопроводный режим в случае повреждения одной из линий. Работает на скоростях до 250 кбит\с.Уровни сигнала на шине отличаются от High Speed CAN, при этом не теряется возможность работы с шиной FT-CAN используя трансиверы High-Speed CAN и соблюдая ряд условий.
Подробнее в нашей статье о FT-CAN – ссылка.

Fault tolerant CAN обычно используется для низкоскоростного обмена между блоками управления относящимися к сегменту сети Салон\Комфорт\Мультимедиа.

ВАЖНО: При подключении к шине Faul tolerant CAN, подключать терминальный резистор 120 Ом между линиями CAN-High и CAN-Low НЕ НУЖНО !

3 Single Wire CAN или SW-CAN

Однопроводный вариант шины CAN. Работает на скорости 33.333 кбит\с

Используется специальный тип трансиверов. Для того что бы подключиться к такому варианту шины CAN необходимо линию CAN-High анализатора подключить к шине SW-CAN а линию CAN-Low к массе\земле.

Кан-шина в автомобиле: что это такое и как она работает

CAN-шина (КАН-шина) – это электронный прибор внутри автомобиля, который собирает действие разных датчиков и процессоров в одну систему. Она получает сигналы от всех контроллеров и выдает в ответ информацию об ошибках и о необходимых корректировках и изменениях.

CAN-шина (КАН-шина) – это электронный прибор внутри автомобиля, который собирает действие разных датчиков и процессоров в одну систему. Она получает сигналы от всех контроллеров и выдает в ответ информацию об ошибках и о необходимых корректировках и изменениях.

CAN-шина выглядит как небольшое устройство и работает как маленький датчик, напрямую подключенный к всем жизненно важным системам автомобиля. Среди непосредственных задач этого прибора — ускорение передачи информации между разными механизмами, упрощение работы с дополнительными подсоединенными устройствами. Чем меньше проводов и процессов — тем быстрее и проще работа между разными бортовыми устройствами автомобиля.

Для чего нужна CAN-шина в автомобиле

CAN-шина нужна как диагностический прибор. Поскольку современный автомобиль представляет собой сложный компьютер с множеством систем, не всегда можно сразу понять, где именно кроется неисправность. Работу по поиску и локализации ошибки и выполняет КАН-шина. CAN-шина также обеспечивает работу:

  1. Противоугонной системы (подключает сигнализацию);
  2. Подушек безопасности;
  3. Климат-контроля в машине;
  4. Рулевого механизма и поворота руля;
  5. Системы парковки автомобиля и блокировки дверей;
  6. Стеклоочистителей;
  7. Топливного насоса высокого давления;
  8. Информационного и навигационного модулей.

Кроме того, именно через КАН-шину подключаются все сторонние устройства диагностики и мониторинга.

Как выглядит CAN-шина

В соответствии со стандартами CAN (Controller Area Network), это устройство предполагает наличие витой пары изолированных проводников, к которым подключаются датчики всех остальных систем.

Как выглядит CAN-шина

Устройство КАН-шины

Устройство КАН шины — это два провода, которые образуют витую пару, по ним идёт связь между системами автомобиля. Эти провода выходят в маршрутизатор, где разные шины обмениваются данными.

В компактном корпусе шины оборудовано множество разъемов для кабелей. Сигналы от всех устройств проходят по кабелям через CAN-шину, что позволяет получать и мгновенно обрабатывать информацию. Если с какого-то датчика сигнал не поступает – устройство оповещает водителя о неисправности какого-либо прибора в автомобиле.

Виды CAN шины

Существует 3 основных вида кан-шин:

  • силовая;
  • комфорт;
  • информационно-командная.

«Силовая»

Связывает блоки управления двигателя и трансмиссии, сигнал по ней передается с наибольшей скоростью в 500 Кбит/сек.

«Комфорт»

Связывает блоки управления систем, отвечающих за условия в салоне: подогрев, освещение, кондиционер и т.д., скорость сигнала по ней — 100 Кбит/сек.

«Информационно-командная»

Обеспечивает связь с навигаторами, сторонними подключенными устройствами на скорости в 100 Кбит/сек.

Где находится CAN-шина

Can-шина находится в пластмассовом прямоугольном корпусе под капотом автомобиля, под контрольной комбинацией или непосредственно в салоне, в прямом доступе водителя. Обычно местоположение CAN-шины указано в технической документации и в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Где находится CAN-шина

Принцип работы CAN-шины

Принцип работы can-шины состоит в следующем: каждое установленное в автомобиле устройство с помощью CAN-контроллеров передает и принимает информацию. Считывание данных происходит в порядке приоритетов – так устройство с более высоким приоритетом будет автоматически выключать передачу устройства с более низким приоритетом. Через определенный временной промежуток передача пакетов на устройство возобновится.

Принцип работы кан шины

Как работает Can-шина

  1. К блоку управления каждой системы подключаются провода CAN-шины, они соединяют блоки.
  2. На шину поступает напряжение от блоков, и также блоки контролируют уровень напряжения.
  3. КАН шина фиксирует разницу напряжения на проводах и при отклонении сообщает об ошибке работы системы бортовому компьютеру.

Шина принимает и отправляет данные в закодированном виде, и каждое сообщение сопровождается уникальным идентификатором. В расшифрованном виде информация, которую получает человек (оператор или водитель машины) может выглядеть примерно так: «Скорость движения автомобиля 60 километров в час». В дальнейшем эта информация может использоваться для анализа работы автомобиля – к примеру, чтобы узнать, не превышал ли водитель установленный скоростной режим, как долго длился простой автомобиля с включенным двигателем и не было ли нарушения правил дорожного движения.

Как выглядит и работает CAN шина

Какое сопротивление (напряжение) должно быть на CAN-шине

CAN-шина может функционировать в нескольких режимах:

Сопротивление на КАН-шине

  1. Фоновый (спящий) режим активирован, когда двигатель не заведен, и автомобиль стоит на месте, но шина все равно работает от бортовой сети, поддерживая функционирование систем безопасности. Напряжение на нее подается минимальное (2,5 вольт).
  2. В режиме пробуждения шина запускается при нажатии на кнопку start / stop в салоне машины – в этом режиме запускаются основные приборы и датчики.
  3. Активный режим – это полноценный обмен информацией между всеми механизмами и CAN-шиной. При этом потребляется напряжение до 85 мА.

Проверка CAN-шины

Учитывая, что CAN-шина собирает и получает информацию практически постоянно, поломки и сбои в ее работе не исключены. Чаще всего о неполадках с CAN-шиной можно узнать:

Проверка КАН-шины

  1. Если на панели внезапно загораются сразу несколько индикаторов – например, CHECK ENGINE и ABS.
  2. Если индикатор показывает «!» или «?».
  3. Если показатели скорости, уровня топлива или оборотов двигателя (показатели, которые передаются постоянно) просто пропадают.

Для проверки CAN-шины необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля. Если она выявит неисправность именно в шине, нужно будет измерить напряжение на L и H с помощью мультиметра. В норме показания напряжения должны быть 4 Вольт. После этого осциллографом изучается сигнал на шине при включенном зажигании. Если сигнал отсутствует или равен напряжению сети – значит в шине замыкание или обрыв. Для диагностических и ремонтных работ при неисправности CAN-шины лучше всего привлекать профессионалов.

Как приборы понадобятся для проверки can-шины

Проверку кан-шины можно провести с помощью 3 приборов:

Проверка CAN-шины

  • осциллограф;
  • мультиметр
  • диагностический сканер.

1. Осциллограф

Напряжение на проводах шины должно составлять в рецессивном состоянии 2.5 В, в доминантном — для High-CAN 3,5 В, для Low-CAN 1,5 В. Также осциллограф покажет замыкания проводов, которые можно определить по форме сигнала на осциллограмме: это абсолютно симметричные графики сигналов или один из них параллелен оси координат.

2. Мультиметр

Если сопротивление по проводам КАН шины составляет 60 Ом, значит сама шина работает, сигнал к ЭБУ по ней проходит. Если нет, возможно, на проводах возник обрыв, короткое замыкание или паразитное сопротивление.

3. Диагностический сканер

При нормальной работе шины сканер позволит считать с неё данные и увидеть показатели работы систем автомобиля.

КАН шина упрощает диагностику корпоративных автомобилей, а управление транспортными процессами обеспечит «ТМ: Корпоративные поездки»

Автомобильная CAN шина отслеживает только технические показатели работы автомобилей. Контроль за эффективностью работы всего автопарка обеспечит система управления заявками на транспорт на предприятиях «ТМ: Корпоративные поездки».

Программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки» значительно расширяет возможности CAN-шины и показывает более полную и цельную картину состояния автопарка.

  • знать, чем занят водитель, в каждый момент рабочей смены
  • исключить нецелевые выезды
  • предотвратить съезды с маршрута
  • минимизировать холостой пробег
  • в 2 раза повысить количество выполняемых заявок одной единицей транспорта

Вся информация о состоянии автомобиля, об ошибках системы, о необходимости техосмотра или замены деталей после диагностики попадает на сервер и вносится в систему «ТМ: Корпоративные поездки». Уже обработанная информация позволяет менеджеру анализировать и прогнозировать, когда и сколько автомобилей отправить на техосмотр, сколько запчастей и топлива необходимо закупить, какие машины первыми выработают свой срок эксплуатации и подлежат замене.

Ответы на популярные вопросы о Кан-шине

Что такое Кан шина на автомобиле?

Кан-шина на автомобиле — это система контроля и обмена данными между электронными устройствами в автомобиле, использующая контроллер области сети (CAN) для передачи информации.

Что такое подключение по кан шине?

Подключение по кан-шине — это соединение двух или более электронных устройств через систему контроля и обмена данными, используя контроллер области сети (CAN) для передачи информации между ними.

Что такое система CAN?

CAN (Controller Area Network) — это промышленный стандарт сети, предназначенный для управления и передачи данных между электронными устройствами в режиме реального времени. Система обеспечивает быстрое и надежное соединение между устройствами, используя минимальное количество проводов и другого оборудования.

Какое сопротивление на кан шине?

Сопротивление на CAN-шине должно быть примерно 120 Ом, чтобы обеспечить правильный баланс сигнала и предотвратить его искажение. Это сопротивление может быть расположено как внутри устройств, подключенных к CAN-шине, так и на самой шине.

Сколько вольт должно быть на CAN шине?

На CAN-шине должно быть примерно 2,5 вольта, когда на шине нет активности и все устройства в режиме ожидания. Во время передачи данных на шине возникают изменения напряжения, которые интерпретируются как биты информации.

Сколько проводников в шине CAN?

Шина CAN состоит из двух проводников — CAN High (CAN-H) и CAN Low (CAN-L), которые используются для передачи информации между устройствами.

Чем отличается К линия от Кан шины?

К-линия и CAN-шина — это два разных протокола передачи данных в автомобильной электронике. К-линия имеет скорость передачи данных до 10 кбит/с и применяется для передачи данных от отдельных датчиков в автомобиле. В то время как CAN-шина может иметь скорость передачи данных до 1 Мбит/с и применяется для передачи данных между различными узлами управления автомобилем.

Как работает CAN протокол?

CAN-протокол работает по принципу шины, где все устройства получают одинаковые данные.

Чем отличается CAN от rs485?

CAN и RS485 отличаются друг от друга протоколом передачи данных: первый использует метод шины и является асинхронным, серийным протоколом, а второй — симметричным асинхронным протоколом с точкой на конце.

Что собой представляет Кан шина?

Кан шина представляет собой набор проводов, соединяющих все устройства, подключенные к сети CAN, и может выглядеть как физическая линия на печатной плате или кабель, соединяющий различные узлы.

Сколько проводов в одной кан шине?

В одной кан-шине два провода, которые используются для передачи дифференциальных сигналов.

Сколько вольт должно быть на кан шине?

Напряжение на кан-шинах должно находиться в диапазоне от 2,0 до 3,7 вольт для обеспечения надежной передачи данных.

Can шина следит за состоянием автомобилей, а «ТМ: Корпоративные поездки» за использованием транспорта на предприятии

Современные автомобили устроены таким образом, что получить данные о расходе топлива или перемещении напрямую невозможно. Если компании нужно удаленно проводить диагностику легковых автомобилей или осуществлять мониторинг, не вмешиваясь при этом во внутренние системы, датчики подключают через кан-шину. Но даже этих данных для эффективный работы атвопарка бывает недостаточно. Аналитики нашей компании часто фиксируют такую картину.

Данные о перемещении собираются, но не анализируются
Полученные треки очень редко исследуются, невозможно оценить процент целевого пробега. С установкой «ТМ: Корпоративные поездки» трек разбивается по статусам работы: «На заказе», «Свободен», «Обед», «Ремонт». В «ТМ: Корпоративные поездки» легко сопоставить координаты автомобиля и действия водителя в каждый промежуток времени.

Контроль за поездками не автоматизирован
Если водитель везет сотрудника, контролировать работу практически невозможно. Диспетчер должен звонить, узнавать продолжительность поездки, уточнять конечную точку заказа, чтобы найти подходящий автомобиль. «ТМ: Корпоративные поездки» автоматически распределяет заявки по водителям, учитывая удалённость автомобиля и внутренние требования компании. Система следит за ходом выполнения поездки, выявляет отклонения, сигнализирует о нарушениях.

Наша компания фиксировала и другие проблемы в крупных автопарках. Узнайте, какие ошибки совершает ваша компания при использовании транспорта ↓

85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком.
Узнайте, есть ли они у вас

Транспорт используется нерационально
Многие процессы в обработке заявок будут выполняться программой автоматически, обработка ускорится. Водители начнут выполнять за смену больше поездок, меньше простаивать.

Переработки водителей
Водителю может прийти срочная поездка, хотя его рабочий день закончился. При этом на линии могут быть водители, чья смена завершится только через несколько часов. В итоге возникают переработки. «ТМ: Корпоративные поездки» следит за графиком, сопоставляет его со временем выполнения заявки и временем, которое потребуется, чтобы вернуть автомобиль на базу. Если рабочего времени конкретного водителя уже не хватает для выполнения поездки, система назначит заявку на другого.

Узнайте, как «ТМ: Корпоративные поездки» может улучшить работу вашего корпоративного автопарка

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и пришлем презентацию, ответим на ваши вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *