Преселективная коробка передач что это такое
Перейти к содержимому

Преселективная коробка передач что это такое

  • автор:

Преселектив с одним сцеплением: что это такое и как работает?

Преселектив с одним сцеплением: что это такое и как работает?

На сегодня с уверенностью можно сказать, что совершенствование преселективных коробок передач являются перспективным решением для многих автопроизводителей. Только автомобиль с роботизированной коробкой способен при наибольшем КПД оказывать минимальное воздействие на экологию. Модель роботизированной коробки с 1 сцеплением является родоначальником современных DSG и DCT – узнайте с чего начиналась история роботов в нашей новой статье!

Устройство роботизированной коробки передач с одним сцеплением: как это работает?

Преселективная коробка передач является гибридом классической гидромеханики и механической КПП. Основой роботизированной коробки передач является МКПП, которая в свою очередь дополняется модулями управления, обеспечивающими автономное переключение передач и выжим сцепления. При этом преселективы в своей конструкции могут иметь как модуль с одним сцеплением, так и с двумя.

В состав роботизированной коробки передач включены:

  • Шестерни передач – стандартный набор механических шестерней, выполняющих роль скоростных передач, размещенных на ведущем и ведомых валах;
  • Сцепление – фрикционный механизм, позволяющие разрывать связь между КПП и мотором для плавного переключения передач;
  • Приводы или актуаторы – конструкционные составляющие любого преселектива, предназначение которых заключается в управление сцеплением и механизмом переключения передач. Для роботов приводы могут как электрическими, так и гидравлическими. При этом требуется отметить, что преселектив с гидроприводом функционирует в разы лучше электрического собрата;
  • Системы управления – ЭБУ и исполнительные механизмы, позволяющие коробке самостоятельно выжимать сцепление и переключать передачи.
  • Модуль управления РКПП является сложно конструкционной связкой электронного оборудования, обеспечивающего стабильное функционирование самой коробки. К системе управления преселективом можно отнести:
  • Электронный блок управления (ЭБУ) – электронный блок, который принимает решение о текущем состоянии коробки передач на основе информации, полученной от входных датчиков;
  • Входные датчики – оборудование, отслеживающее состояние КПП, двигателя и текущей скорости автомобиля. Датчики отслеживают положение селектора, давление и температуру масла в трансмиссии, текущие обороты силового агрегата и так далее.
  • Актуаторы – исполнительные механизмы, сервоприводы или гидроприводы, которые переключают передачи и управляют сцеплением. Актуаторы являются сложной системой приводов, которые относятся как к системе управления преселективом, так и его механической составляющей.

Роботы с гидроприводами работают более плавно, однако их производство и обслуживание обходится дороже. Именно поэтому гидравлические преселективы устанавливаются на более дорогие модели автопрома.

Принцип действия преселективной КПП с одним сцеплением

Симбиоз двух типов трансмиссий позволит внедрить в преселектив возможность выбора режима эксплуатации. Любая роботизированная коробка передач способна функционировать в двух режимах:

  • Автоматический – при запуске силового агрегата запускаются все входящие датчики КПП. При переключении селектора в режим «Драйв» ЭБУ КПП начинает управлять механической частью коробки через актуаторы на основе данных полученных от датчиков;
  • Полуавтоматический (ручной) – в данном случае отключается один из актуаторов, отвечающий за переключение передач, управление сцеплением остается под контролем ЭБУ. Водитель автомобиля может самостоятельно переключать передачи с помощью селектора или подрулевых лепестков, однако изменение скорости возможно только в последовательном порядке. Переключать передачи в ручном режиме на преселективе возможно только вверх или вниз в по очередном порядке, как на секвентальных КПП.

Обратите внимание! В отличие от преселективных коробок с двумя сцеплениями, модели с одним сцеплением слегка «задумчивы» и часто являются причиной рывков автомобиля при смене скоростной передачи.

Почему роботы с двумя сцеплениями называются «преселективными»?

Роботизированные коробки с двумя сцеплениями получили такое же широкое распространение, как и классические гидромеханические «автоматы». В каталогах и справочниках эти трансмиссии именуются преселективными. Откуда взялось это название и как эксплуатировать такую коробку, чтобы избежать технических проблем?

Игра слов

Роботизированные трансмиссии DSG с двумя сцеплениями называются преселективными из-за своей двухвальной конструкции. В то время как включается первая передача, блок управления уже выставляет вторую на другом валу. Переключение между одним валом и другим происходит намного быстрее, чем смена ступеней в планетарных рядах обычных гидромеханических автоматических трансмиссий, из-за чего и достигается высокая эффективность коробки. То есть робот выбирает передачу предварительно, а в английском языке «выбирать предварительно» — preselect.

Аббревиатура DSG на немецком языке расшифровывается как Direktschaltgetriebe (директшальтгетрибе), а на английском — Direct Shift Gearbox.

Достоинства преселективных трансмиссий

Блок сцеплений выгодно отличается своей экономичностью. Если сравнивать его с гидромуфтой классической автоматической коробки, то у него значительно меньше потерь энергии при передаче крутящего момента, из-за чего автомобиль становится более экономичен. Когда роботизированные преселективные роботы только появлялись, то среди автомобилистов уже сложился стереотип, что все автоматические трансмиссии намного больше потребляют топлива, чем механические. С внедрением DSG этот стереотип был развенчан. Автомобили с роботизированными трансмиссиями стали потреблять меньше, чем машины с «автоматами», и меньше, чем автомобили с «механикой».

Впервые на массовых моделях эти коробки появились на моделях брендов концерна Volkswagen AG. Это непосредственно Volkswagen, а также Audi, Skoda и Seat.

Вопрос-ответ

Первые годы эксплуатации были сопряжены с массой нареканий на техническую надежность. Основными неисправностями преселективных коробок назывались износ сцепления, выход из строя подшипников вилок переключения передач и повреждения мехатроника. Однако преимущества трансмиссии перевешивали недостатки.

Несмотря на ряд технических проблем роботизированные коробки с двумя сцеплениями приобрели популярность. Их начали устанавливать на автомобили компании BMW (DCT — Dual-Clutch Transmission), Mercedes (7G-DCT ), корейские Hyundai-KIA (7DCT) и др. Сейчас широкое распространение такой тип трансмиссий получил на китайских автомобилях.

Как продлить срок службы преселективной коробке DSG?

Чтобы продлить срок службы преселективных трансмиссий, необходимо в процессе эксплуатации выполнять несколько условий:

  • не держать долго сцепление в выжатом состоянии и при долгих остановках переводить селектор в «нейтраль» N;
  • не буксовать на бездорожье или в снегу;
  • не стараться выехать из грязи или из сугроба с помощью так называемой «раскачки», путем частного включения первой и задней ступеней трансмиссии;
  • не стартовать со светофора с пробуксовкой колес, что может обернуться не только износом сцепления, но и повреждением мехатроника;
  • не буксировать прицепов;
  • нельзя делать чип-тюнинг;
  • менять масло в коробке каждые 60 тыс км пробега.

В целом, обычные преселективные коробки рассчитаны на максимальный крутящий момент 250 Н·м. Превышение этого показателя во время пиковых нагрузок приводят к сильному износу трансмиссии. Поэтому лучше не делать чип-тюнинг мотора и не превращать обычный автомобиль с роботом с спорткар. Несмотря на спортивный характер трансмиссии, на машинах с преселективной коробкой надо стараться избегать спортивного стиля езды.

Преселективная коробка переключения передач

Это и есть «продвинутый робот». Название у каждой фирмы-производителя, как правило, своё, но самое распространённое – DSG (Direct Shift Gearbox) немецкого концерна Фольксваген. Трансмиссия представляет собой как бы две «коробки» переключения передач собранных в одном корпусе. Переключением четных передач занимается одна из них, переключением нечётных и задней – вторая. Обоим положено, фактически, по отдельному сцеплению.
Фокус в том, что в преселективной коробке всегда включено две передачи одновременно, только одно сцепление сомкнуто, а второе смыкается, как только размыкается первое. Причём, этот процесс занимает доли секунды, обеспечивая сверхбыстрое изменение передач и, одновременно, практически, вариаторную плавность.
К недостаткам можно отнести конструктивную сложность преселективной «коробки», а, следовательно, и высокую стоимость как самого «автомата», так и его ремонта, в случае неисправности.
Но в любом случае, преселективная коробка переключения передач, на сегодняшний день, является верхом эволюции автоматических трансмиссий.

Примеры моделей с преселективной коробкой переключения передач:

VolksWagen Golf 1.2, 1.4, 1.6 DSG

Audi A4 3.0 TDI S-Tronic

Seat Ibiza 1.2, 1.6 DSG

Отдельно хотелось бы сказать и о том, зачем производители увеличивают количество передач в гидромеханических и преселективных «коробках автомат». Дело тут не только в увеличении плавности и скорости переключений, а в результате применения экологических норм.
Задушенный, практически до обморока, нормами ЕВРО-4,5,6 и так далее, двигатель стал выдавать крутящий момент в очень узком диапазоне оборотов. Следовательно, чтобы машина хоть как-то разгонялась и «ехала», трансмиссии нужно постоянно включать ту передачу, которая будет точно попадать в пик тяги. А это можно обеспечить только большим количеством передач. И, хотя серийно уже применяются 8-ми ступенчатые «автоматы», конструкторы во всю заняты разработкой 10-ступенчатой автоматической коробки передач для легковых автомобилей.
Сколько бы ни было поклонников обычной «механики», можно с уверенностью констатировать, что жить ей осталось недолго. Автоматические коробки переключения передач научились с абсолютным комфортом переключать передачи со скоростью, превышающей частоту моргания человеческого века, а значит смысла в существовании ручной «коробки» остается все меньше…

Что такое роботизированная коробка передач

Что такое роботизированная коробка передач

Среди всех современных коробок переключения передач есть немало интересных и заслуживающих внимания видов и разновидностей. Так, к ярким представителям «автоматов» относятся роботизированные преселективные КПП. Они все активнее используются известными производителями автомобилей. Информация о них интересует и автовладельцев. Одни только изучают теорию, а другие — имеют дело с практикой эксплуатации (к примеру, им нужна замена масляного насоса АКПП робота). Учитывая это, мы и решили рассказать о роботизированных коробках подробнее.

Почему выбор коробки передач так важен?

Сегодня покупатели авто зачастую смотрят даже не на литраж и мощность двигателя, а тип КПП. И учитывать это нужно, ведь в отличие от обтяжки сидений и других моментов, связанных со вкусом и индивидуальными предпочтениями, трансмиссия непосредственно влияет на ряд важных для любого автовладельца параметров, а именно:

  • экономичность и уровень расхода топлива;
  • комфорт в процессе вождения в любых условиях;
  • возможные действия в случае экстренных поломок;
  • приемистость.

Преселективный робот: особенности

Что такое роботизированная коробка передач, фото 2

Основное отличие преселективной коробки передач в принципе её работы. Он заключается в наличии двух валов сцепления, которые отвечают за переключения тех или иных передач. Так, за нечетные, то есть первую, третью, пятую, а также заднюю отвечает один вал сцепления, а за четные — вторую, четвертую и т.д. — другой. Оба сцепления вращаются с заранее подобранной передачей. Если вы едите на первой ступени, то другой вал уже вращает вторую, будучи готовым на неё перейти. Переключение осуществляет мехатроник — специальный механизм, регулируемый компьютером.

За счет предварительного включения передачи, на которую должен произойти переход, скорость переключения достигает 0,008 секунды. Подобную оперативность не обеспечит даже самый опытный и умелый водитель с МКПП.

Фактически преселективная роботизированная коробка передач — это две работающие одновременно механические трансмиссии с прогрессивной автоматизированной системой переключения между ними. И это плюс. Но и число деталей тут больше, а значит и, к примеру, ремонт соленоидов АКПП может понадобиться раньше. Обо всех плюсах и минусах поговорим подробнее.

Преимущества:

1. Высокая скорость переключения.

2. Переход на более высокую передачу происходит без снижения скорости движения.

3. Обеспечивается экономия топлива в сравнении с классическими «автоматами».

4. Есть возможность не только автоматического, но и ручного переключения (с помощью подрулевых «лепестков»).

Недостатки преселективных коробок:

Что такое роботизированная коробка передач

1. Повышение расходов на обслуживание и ремонт. Такой робот конструктивно сложнее, имеет больше деталей, специальную систему управления. Некоторые преселективные роботы вообще не поддаются ремонту, то есть устранение неисправности возможно лишь методом замены определенных элементов — сцепления, мехатроника и т.д.

2. Затрудненная процедура замены масла, если сравнивать её с механикой и классическими АКПП.

3. Рост нагрева агрегата из-за увеличения числа вращающихся деталей. По этой причине иногда приходится менять масляный радиатор охлаждения АКПП.

Выбор трансмиссии при поиске нового автомобиля — вопрос непростой и во многом индивидуальный. Но сам факт появления и активное развитие преселективных роботизированных коробок говорит о том, что они уже превращаются в интересную альтернативу как механическим КПП, так и классическим «автоматам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *