Где на автомобильном диске расположен значок l
Перейти к содержимому

Где на автомобильном диске расположен значок l

  • автор:

Автомобильные колёсные диски — маркировка и обозначения

Колесо — элемент конструкции автомобиля, соединяющий ступицу автомобиля и шину. В обыденной жизни его ещё могут называть диском, хотя это не совсем правильно.

Диск — это всего лишь одна из составных частей автомобильного колеса, его центральная часть, имеющая отверстия для крепления колеса к ступице и несущая обод. Вторая его часть — это сам обод. Он предназначен для установки на него покрышки.

Основные элементы и параметры автомобильных колес:

а — посадочный диаметр колеса
б — ширина обода диска
et — вылет
г — диаметр центрального отверстия
д — диаметр окружности расположения крепёжных болтов
А — закраина обода
Б — полка
В — кольцевые выступы (хампы)
Г — плоскость крепления

Определяющими для обода размерами служат монтажный (посадочный) диаметр (а) и ширина профиля обода (б). Обычно размеры обода обозначаются в дюймах (5Jx13). В данном случае:

5 — это ширина обода
J — форма бортовой закраины; бывают также обозначения E, L, K
х — обод неразборный
13 — посадочный диаметр колеса, соответствующий размеру шины.

Вылет колеса — это расстояние от привалочной плоскости диска (Г) — плоскости, которой он прижимается к ступице — до воображаемой плоскости, делящей колесо пополам по ободу диска. Вылет колеса обозначается в большинстве случаев как ET, Deport или Offset и измеряется в миллиметрах. Этот параметр рассчитан в конструкции автомобиля. Вылет может быть положительным (большинство автомобилей), нулевым и отрицательным (у некоторых внедорожников). Изменять величину вылета не рекомендуется (хотя и возможно), т.к. это может привести к нежелательным последствиям, например к быстрому выходу из строя ступичных подшипников или других агрегатов и узлов подвески. Хотя многие производители литых дисков делают свою продукцию более универсальной, немного уменьшая число вылета. Увеличить же его практически невозможно, т.к. в этом случае колёсный диск может упереться в элементы подвески или тормозной механизм.

колесные диски

Другим важнейшим параметром автомобильного колеса является PCD (Pitch Center Diameter) — диаметр крепёжных отверстий (д) — диаметр, на котором рассверлены отверстия для крепёжных болтов или шпилек. Этот параметр обозначается, например 5х112 или 4х114,3. А расшифровывается как «5 отверстий на диаметре 112мм» или «4отверстия на диаметре 114,3мм». Очень важно соблюдать этот размер. В жизни бывают случаи, когда незадачливые автовладельцы устанавливают колёса с PCD 4×100 например на автомобили ВАЗ, у которых PCD равен 98мм. Но даже при такой малозначительной разнице в 2мм этого делать категорически нельзя.

Дело в том, что автомобильный диск крепится к ступице с помощью болтов или гаек, имеющих коническую или сферическую центрующую юбку. В результате полностью затянуть все болты или гайки не удаётся, хотя и создаётся такое впечатление. А это грозит автовладельцу в лучшем случае постоянным биением рулевого колеса, а в худшем, самопроизвольным откручиванием крепежа, отвалившимся на дороге колесом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в маркировке вы не нашли такого обозначения, то его можно померить специальным прибором, или просто проконсультироваться у специалиста, у которого наверняка найдётся каталог, где указан ваш PCD.

Также очень важную роль в обозначении колеса играет диаметр центрального отверстия (г). Он также измеряется в миллиметрах и в большинстве случаев обозначается DIA. Именно с помощью центрального отверстия, имеющего такой же размер как ступица автомобиля, автомобильный диск центруется на самой ступице. Колесо с меньшим центральным отверстием попросту не налезет на ступицу. А для установки колеса с большим центральным отверстием требуется дополнительное проставочное кольцо. Большинство производителей литых дисков делают свою продукцию с заведомо большим центральным отверстием для их унификации.

Как правило, в комплекте с крепёжными болтами и гайками фирмы-производители дисков поставляют наборы таких проставочных колец, наружный диаметр которых равен по величине центральному отверстию в диске, а внешний диаметр — размеру ступицы автомобиля. Можно сказать с уверенностью 99%, что имея диски с большим центральным отверстием, чем размер ступицы вашего автомобиля и не имея таких колец, биения рулевого колеса вам избежать не удастся, какой бы точной не была балансировка. Дело в том, что диск просто не отцентруется на ступице, и попадая в яму он каждый раз будет смещаться в разные стороны на десятые доли миллиметра. Но даже такого смещения достаточно для присутствия вибрации на рулевом колесе.

Последний элемент маркировки, оставшийся без внимания, это H2. Это обозначение применяется для описания формы хампов и их количества. Хамп — это колцевой выступ на полке обода для надёжной фиксации бескамерной шины на ободе. Хампы бывают круглые (Н) и плоские (усечённые — Х). Цифра в обозначении говорит о количестве этих самых хампов. В данном случае их два.

Есть ещё один элемент колеса, который никак не маркируется, но не обращать на который внимания нельзя. Особенно при монтаже и демонтаже шины. В наше время самостоятельно снимать и устанавливать автопокрышки на диски никто не будет, и поэтому этот элемент интересен только работникам шиномонтажей. Это так называемый «монтажный ручей» — это углубление посередине обода колеса. Он нужен для облегчения монтажа и демонтажа шины на обод. Так вот встречаются колёса с так называемым «обратным монтажным ручьём». На такой обод шины одеваются с внутренней стороны. Также на внутренней стороне колеса, как правило, производитель выбивает свои данные (фирма-производитель или товарный знак), дату производства (неделя и год) и максимально разрешённую нагрузку. Также может встречаться штамп проверки на отсутствие внутренних дефектов.

В любом случае, перед покупкой новых дисков лучше всего проконсультироваться у специалистов нашего автосервиса, который поможет вам правильно подобрать колёса на вашего «железного друга». Напомним, что в нашем автосервисе мы имеем возможность проводить не только широкий спектр работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, но также делаем качественный сход-развал на компьютерным инфракрасным стенде фирмы Bora, балансировку колес и шиномонтаж, замену тормозных колодок и практически все виды ремонта тормозной системы автомобиля.

  • Акции
  • Автокондиционеры
  • Запчасти
  • Автосервис
  • Аргонная сварка
  • Отопители Webasto
  • Отопители Eberspacher
  • Вакансии
  • Статьи
    • Шины и колеса
      • Замена шин
      • Сход-развал
      • Колёсные диски
      • Уход за шинами
      • Зимние шины
      Нужна консультация по установке и приобретению комплектующим к автокондиционерам?

      Оставьте ваш телефон или позвоните по телефону +7 (499) 123-64-50

      Маркировка дисков

      А — диаметр, указывается в дюймах и обозначает диаметр обода, на который крепится покрышка.

      Б — ширина обода, указывается в дюймах и обозначает ширину между боковых закраин колеса. Этот размер даёт понять, какой ширины покрышку можно установить.

      Хамп — располагается практически там же, где и Б, но определяет расстояние между кольцевыми выступами, служащими для лучшего закрепления шины без камеры.

      DIA — диаметр отверстия в центре колеса, указывается в миллиметрах. Этот параметр следует измерять изнутри диска. Этот размер обязан быть равен диаметру посадочного цилиндра машины. Наиболее важно, чтобы размеры совпадали, когда речь идёт о дисках, изготовленных из стали. Диски из лёгких сплавов могут иметь больший DIA, тогда для установки их на авто требуются переходные кольца.

      ЕТ — вылет колеса, указывается в миллиметрах и обозначает размер от привалочной плоскости до середины колеса. Чем больше это значение, тем дальше колесо «высовывается» относительно каркаса авто. Все современные производители машин предусматривают самые различные варианты замены колёс. В перечне рекомендаций имеется информация о допустимых отклонениях от ET, при которых автомобиль практически не претерпит изменений в подвеске. В большинстве случаев 5 мм отклонения — это норма. 5 мм могут быть как в плюс, так и в минус, последнее характерно для внедорожников.

      PCD — диаметр условной окружности, которая проходит ровно по центрам всех крепёжных отверстий. Для каждого диска этот показатель разнится, так как разные модели имеют разное число отверстий. Чтобы определить PCD, нужно отмерить расстояние N, которое является расстоянием между центрами двух ближайших отверстий, а после умножить на количество.

      конструкция дисковконструкция дисков конструкция дисков

      Посадочная ширина
      Посадочный диаметр. Обязан быть тождественно равен посадочному диаметру покрышки.

      Вылет. Является расстоянием от диска посадочной плоскости, выражается в выступании колеса относительно автомобиля.

      Кол-во отверстий для крепления. На легковушках обычно насчитывается от 3 до 6 отверстий.

      маркировка дисков

      Кодированные данные, описывающие все параметры закраин обода данного изделия.

      Встречается самая разная маркировка: как JJ, JK, так и K, L.

      В основном не влияет на невозможность использования каких-либо шин.

      Кодированные данные, рассказывающие о виде хампов, которые бывают такими:
      — простыми H;
      — двойными H2;
      — плоскими FH;
      — ассиметричными AH;
      — комбинированным CH.

      Некоторые диски бывают вовсе без хампов, в таких моделях применяется специализированная полка SL, которая способна удерживать покрышку так, чтобы та крепилась лишь за закраины обода.

      PCD — диаметр условной окружности, которая проходит ровно по центрам всех крепёжных отверстий. Следует соблюдать точное совпадение этого размера, иначе колесо не будет прочно закреплено.

      DIA — обязан совпадать с диаметром центрирующего выступа авто. Допускается лишь незначительное отклонение и только увеличение, а не уменьшение. В таком случае для установки колеса потребуются центровочные кольца.

      На диске также указывают:

      • логотип или имя изготовителя;
      • дату выпуска, которая преимущественно отображается в виде года и недели (0699 можно расшифровать так, что изделие создано в 6-ю неделю 1999 года);
      • штамп проверяющей качество организации, изображаемый в виде слова, числа или изображения. Если речь идёт о литых дисках, то может присутствовать ещё один штамп, а именно рентгенконтроля, который подтверждает, что данное изделие было изготовлено без полостей внутри и соответствует стандарту качества;
      • штамп ГОССТАНДАРТА;
      • максимальная допустимая нагрузка на диск, отображаемая в метрической или английской системе.

      На диске иногда указывают:

      • максимальное разрешённое давление в покрышках. К примеру, обозначение MAX PSI 60 COLD значит то, что давление внутри покрышки не должно достигать отметки в 60 фунтов на дюйм2, а получать показания следует на холодной шине. Этот параметр на диске указывают в основном только американские производители;
      • тип изготовления, если диск является кованым.

      © 2013, ООО «Техношина».
      Автомобильные шины, колесные диски
      и шиномонтаж.

      Все представленные материалы защищены законом об авторском праве и другими законами Российской Федерации и принадлежат их правообладателям.

      Расшифровка информации на колесном диске

      Как правило, стандартная маркировка диска, выглядит, например, так:

      6.5J × 15 H2 5х112 ET 39 d57. 1

      Ниже будет по порядку рассказано обо всех параметрах, указанных в маркировке диска

      • Ширина диска
      • Диаметр
      • Разболтовка (PCD)
      • Хампы
      • Закраина
      • Вылет диска (ET)
      • Посадочный диаметр под ступицу (DIA)

      Ширина диска

      6.5 — (B) – показатель ширины диска в дюймах (показатель ширины диска в маркировке иногда обозначается, как дробь 6 и 1/2).

      Ширину измеряют по так называемой полке диска, на которую укладываются боковины шины, а не по внешним сторонам диска или от края до края.

      Ширина колесного диска должна строго соответствовать ширине шины, чтобы после установки шин на диски они обладали заданной производителем оптимальной формой. Рассчитать нужную ширину диска вы сможете при помощи шинного калькулятора.

      Буква L обозначает форму боковой закраины обода (JJ, JK, J или K). Подбирая автомобильный диск, покупатели не учитывают этот параметр, поэтому особого внимания ему не уделяют.

      Диаметр диска

      Диаметр диска в дюймах обозначается 15 — (D). Здесь следует обратить внимание, что речь идет о диаметре «полки» диска, на котором размещается борт шины. Вот почему если вам захочется при помощи рулетки определить внешний диаметр автодиска, то придется учесть, что в реальности действительное значение обладает несколько меньшими размерами. Для того чтобы определить диаметр диска в дюймах, необходимо разделить полученное число в сантиметрах на 2.54.

      Так, если вы при измерении получили 40.6 сантиметра: диаметр диска = 40.6 / 2.54 = 16 дюймов.

      Хампы

      Хампы – это кольцевые выступы небольшого размера, находящиеся на ободе. Они служат для удержания бескамерной шины от соскока с диска, предотвращая соскакивание бескамерной шины с колесного диска. Обычно на колесе 2 хампа, но бывает и один. Подбирая диск, этот параметр не учитывают.

      Код H2 отображает конструкцию и количество хампов. Варианты хампов:

      • H — простой хамп;
      • H2 – двойной хамп;
      • FH — плоский хамп (Flat Hump);
      • AH – асимметричный хамп (Asymmetric Hump);
      • CH- комбинированный хамп (Combi Hump).

      PCD диска (разболтовка)

      Разболтовка (PCD) диска — крепежные параметры диска: 5х112, где первая цифра отображает количество гаек (или болтов). В приведенном примере это количество равно 5.

      Вторая цифра обозначает диаметр, на котором расположены гайки (в миллиметрах). Это значение называется Pitch Circle Diameter (PCD). В приведенном примере он равен 112 миллиметрам.

      Говоря о шинах, для облегчения задачи термином PCD часто обозначают сразу оба этих параметра, а чтобы указать PCD диска — 5/112.

      Если есть необходимость, PCD диска рассчитывают, измеряя длину между центрами дальних крепёжных отверстий (воспользуйтесь простой линейкой, причем даже не снимая колесо с машины).

      • Расстояние (PCD) между дисками, имеющих 4 крепёжных болта (или гаек) эквивалентно расстоянию между центрами противоположных (дальних) болтов или гаек.

      • Диски, имеющие 5 крепёжных болтов (или гаек), отличаются PCD диска, равным расстоянию между центрами дальних (не соседних) болтов или гаек, умноженное на 1. 051.

      Важно! Измерять PCD следует максимально точно, так как значения бывают очень близкими (98 и 100; 110 и 112), причем применять одни вместо других показателей нельзя! Ознакомиться с подробной инструкцией о том, как измерить параметры диска максимально точно, найдёте в разделе: «Измерение параметров диска».

      Наиболее распространенные PCD (разболтовки)

      Audi PCD (разболтовки)

      BMW PCD (разболтовки)

      GM PCD (разболтовки)

      Ford PCD (разболтовки)

      Hyundai PCD (разболтовки)

      Lada Gaz uaz PCD (разболтовки)

      Вылет диска (ET)

      Символом ЕТ39 обозначается вылет или вынос диска (возможна также маркировка OFFSET и DEPORT). Под термином «вылет диска» понимают длину между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскостью которой диск прилегает к ступице) и серединой ширины диска.

      Вылет колесного диска (маркировка ЕТ) измеряют в миллиметрах. Различают диски с отрицательным и положительным вылетом. Вылет диска бывает равен 0, если середина диска идентична плоскости крепления диска к ступице. В случае, который описываем, ET имеет положительное значение и равен 39 миллиметрам.

      • Положительный вылет обуславливается смещенной привалочной плоскостью назад от середины ширины диска.
      • Нулевой вылет — отсутствие смещения привалочной плоскости относительно середины ширины диска.
      • Отрицательный вылет характеризуется смещением привалочной плоскости вперед от середины ширины диска.

      Обычно вылет автомобильного диска связан с шириной диска, так как при увеличении ширины диска уменьшают ЕТ, тем самым отодвигая диск наружу машины, чтобы он не соприкасался со стойкой амортизатора и другими деталями подвески.

      Тем не менее, очень маленький вылет увеличит нагрузку на ступичные подшипники и определенные значения могут спровоцировать трение шины о крыло автомобиля, особенно если происходит срабатывание подвески. Это стоит учесть при выборе проставок на колёса

      Чрезмерное значение вылета сразу же не даст установиться диску на машину, так как внутренняя часть диска упрётся в тормозной суппорт или иные детали подвески машины.

      Что предпринять, чтобы узнать допустимый вылет диска? Руководствуйтесь указаниями завода-изготовителя автомобиля, каталогами использования разных производителей дисков. Каталоги содержат сведения о том, какие конкретно автомобили соответствуют данному диску и какими сертификатами это подтверждается. Если в каталоге содержатся сведения о том, что определенный диск подходит к вашему автомобилю и на него имеется международный сертификат (например, TUV), то такие диски вы сможете смело ставить на машину, причём автодилер не сможет вам предъявлять претензии и снимать машину с гарантийного обслуживания.

      Важно! Часто владельцы автомобилей испытывают затруднения, ошибочно полагая, что если параметр именуется термином «вылет», то чем больше его размер, тем колесо больше выступит наружу машины. Но в реальности все происходит совершенно иначе: чем меньше вылет диска, тем большая часть колеса будет сдвигаться наружу.

      Параметр d57.1 отображает диаметр центрального отверстия, измеряемое со стороны привалочной плоскости. Такой параметр называют DIA диска. Диаметр DIA измеряют в миллиметрах, а в данном случае его величина равна 57.1 миллиметру.

      DIA диска

      Многими производителями легкосплавных дисков DIA выпускаются большего диаметра, а для центровки на ступице используются переходные кольца. Такие кольца бывают пластмассовыми или металлическими. Пластмассовые кольца обладают меньшей прочностью, но обладают большим преимуществом над алюминиевыми переходными кольцами. Учитывая холодные российские зимы, пластмассовые кольца, не обладающие окислением, литой диск не «прикипает» к ступице.

      1. DIA диска (диаметр отверстия под ступицу) на стальном (штампованном) диске, должен соответствовать рекомендуемому значению (+ — 0. 1 миллиметра), так как на стальных дисках переходные кольца не используются.

      2. На литом или кованом диске диаметр отверстия под ступицу определяют при помощи пластиковой втулки (переходного кольца), которое подбирают непосредственно для вашей машины, после того, как модель диска выбрана.

      3. Оригинальные диски, устанавливаемые на автомобиль заводом-изготовителем, обычно не предусматривают установление переходных колец. Их изготавливают одновременно с нужным диаметром центрального отверстия DIA.

      Маркировка шин

      На боковине новой шины нанесено множество обозначений. Большинство из них содержат информацию служебного характера, однако, некоторые могут оказаться полезными для покупателя.
      Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:

      175 — ширина профиля шины, мм;

      70 — высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 70 % от ширины (175 мм), т.е., 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80 % или 82 %.

      R13 — так называемый радиус шины — это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.

      82 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах.

      Т — индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости.

      В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые ‘усиленные’ шины с большим коэффициентом нагрузки. Встречаются и другие обозначения, но крайне редко.

      Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указывается наименование фирмы-производителя, допустим, nokian и название модели шины, например, NRT2.
      Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации:

      TUBE TYPE — камерная конструкция.

      TUBELESS — бескамерная конструкция.

      TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к ‘базовой шине’, для которой он равен 100.

      TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значенияА, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.

      TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.

      Е17 — соответствие Европейским стандартам.

      DOT — соответствие стандартам США.

      M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.

      PLIES: TREAD — состав слоя протектора,

      SIDEWALL — состав слоя боковины.

      MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг / английские фунты.

      MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа.

      ROTATION — направление вращения.

      LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *

      RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля. *

      OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки. *

      INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки. *
      * Для шин с асимметричным рисунком протектора.

      DA (штамп) — незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.

      TWI D — указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.

      MADE IN FINLAND — страна производитель.
      Знание этих несложных обозначений любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины

      Таблица индексов скоростей

      Индекс максимально допустимой скорости — это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом. Ниже приводится расшифровка наиболее часто применяемых индексов скорости.

      Условное обозначение Максимальная скорость, км/ч
      L 120
      M 130
      N 140
      P 150
      Q 160
      R 170
      S 180
      T 190
      U 200
      H 210
      V 240
      W 270
      Y 300
      Z свыше 240

      Таблица индексов нагрузки

      Индекс допустимой нагрузки, LI(или индекс грузоподъемности, также называют коэффициентом нагрузки) — это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Мах Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Полная таблица индексов грузоподъемности выглядит следующим образом. .

      LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg LI Kg
      0 45 40 140 80 450 120 1400 160 4500 200 14000 240 45000
      1 46,2 41 145 81 462 121 1450 161 4625 201 69000
      16 71 56 224 96 710 136 2240 176 7100 216 22400 256 71000
      17 73 57 230 97 730 137 2300 177 7300 217 23000 257 73000
      18 75 58 236 98 750 138 2360 178 7500 218 23600 258 75000
      19 77,5 59 243 99 775 139 2430 80 60 250 100 800 140 2500 180 8000 220 25000 260 80000
      21 82,5 61 257 101 825 141 2575 181 8250 221 25750 261 82500
      22 86 62 265 102 850 142 2650 182 8500 222 26500 262 85000
      23 87,5 63 272 103 875 143 2725 83 8750 223 27250 263 87500
      24 90 64 280 104 900 144 2800 184 9000 224 28000 264 90000
      25 92,5 65 290 105 925 145 2900 185 9250 225 29000 265 92500
      26 95 37500 274 118000
      35 121 75 387 115 1215 155 3875 195 12150 235 38750 275 121000
      36 125 76 400 116 1250 156 4000 196 12500 236 40000 276 125000
      37 128 77 412 117 1285 157 4125 197 12850 237 41250 277 128500
      38 132 78 426 118 1320 158 4250 198 13200 238 42500 278 132000
      39 136 79 437 119 1360 159 4375 199 13600 239 43750 279 136000

      Маркировка дисков

      • товарный знак производителя;
      • дата изготовления (неделя и год, например 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года);
      • номер плавки;
      • допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты);
      • клеймо контролирующего органа(по-русски ОТКМ,многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно- цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством);
      • отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних раковин) и, конечно, типоразмер.

      5,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.

      15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

      ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом — дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.

      J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH. ).

      Иногда на диске указывают диаметр расположения отверстий крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4 (это, впрочем, видно и так).

      Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус» — с этим нельзя ошибаться.

      Группировка дисков

      • Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.

      Стальные диски , точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
      Достоинства:
      — невысокая цена;
      — довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
      Основные недостатки:
      — большая масса,
      — невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
      — невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

      Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.

      — Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
      Недостатки:
      — Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
      — Во- вторых,и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

      — Кованый диск . Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг.Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.
      Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.

      Как подобрать диски.

      Если вы определились с типом диска (литой или кованный и т. д.), то теперь нелишне будет определиться со следующими моментами.

      Запомните! Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма — обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.

      Предупреждение! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

      Основные элементы и размеры диска автомобиля.

      A — закраина обода;
      Б — полка;
      В — кольцевой выступ (‘хемп’) для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;
      Г — плоскость крепления;

      а — диаметр диска;
      б — ширина обода;
      в — вылет(расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);
      г — диаметр центрального отверстия под ступицу;
      д — диаметр окружности центров крепежных болтов

      2. Диаметр диска

      Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков:10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла — ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь — это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.

      Предупреждение! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, — следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоватся и более широкие диски — до 13,5 дюйма

      3. Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 — 4 отверстия на диаметре 100 мм.

      Предупреждение! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.

      Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия ‘уведет’ и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет ‘бить’, кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

      4. Диаметр центрального отверстия диска (устойчивого международного обозначения нет).

      У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.

      Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

      Предупреждение! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило, невозможно — диск упрется в тормоз.

      Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, — легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *