Вариатор или автомат что надежнее
Перейти к содержимому

Вариатор или автомат что надежнее

  • автор:

Что лучше: автомат или вариатор?

Что надежнее: вариатор или автомат?

Хороший вопрос. А вы заметили, что многие производители уже так вопрос не ставят — либо «ручка», либо «автомат», под которым менеджеры салонов могут называть и роботизированную коробку, и вариатор. Давайте разберёмся.

Автоматическая коробка передач

Классической АКПП является гидромеханическая автоматическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора (в его конструкцию входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода), заменяющего собой сцепление, а также планетарного механизма (состоит из планетарных рядов, валов, барабанов с фрикционными муфтами, обгонной муфты и ленточного тормоза). Не вдаваясь в механические и гидродинамические подробности, скажем, что передача крутящего момента с двигателя на коробку осуществляется потоками рабочей жидкости. На практике такая конструкция обеспечивает плавный «натяг» при отпускании педали тормоза, а также плавное автоматическое ступенчатое переключение передач, которое зависит от скорости автомобиля.

Плюсы классической гидротрансформаторной АКПП:

  • Обеспечение лучших динамических характеристик автомобиля за счёт контроля тяги на разгонах, обгонах и других манёврах автомобиля (при условии, что это современный многоступенчатый «автомат»).
  • Автоматические коробки серийно устанавливаются уже более 70 лет – за это время они зарекомендовали себя, как надёжные механизмы, относительно простые и доступные в обслуживании (хотя, конечно, бывают исключения).
  • Классическая АКПП прекрасно прижилась даже на серьёзных внедорожниках и без проблем переживает езду с пробуксовками, а «фирменный» натяг – здорово выручает зимой.

Минусы автомата:

  • При движении по трассе даже самые современные автоматы имеют несколько худшую динамику перемены передач, а разрывы потока мощности в гидротрансформаторе при переходе на повышенную передачу всё ещё ощутимы (это справедливо скорее для относительно старых конструкций).
  • Увеличенный расход топлива. Из-за все тех же потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, как правило, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.
  • По тем же причинам КПД силовой установки с АКП несколько ниже, чем у двигателей с другими типами трансмиссий.

Коробка передач

Коробка-вариатор

В вариаторе нет как такового фиксированного переключения передач. Крутящий момент передаётся через ремень, скользящий по специальным конусам и меняющий соотношение их оборотов. Такая конструкция обеспечивает исключительную плавность работы – никаких провалов и рывков при переключении передач ввиду их отсутствия.

Плюсы вариатора:

  • Помимо уже упомянутой плавности хода, вариатор обеспечивает более высокий КПД и позволяет двигателю работать в наиболее благоприятном диапазоне оборотов (это положительно сказывается как на ресурсе ДВС, так и на его экономичности).
  • Ключевым преимуществом, обеспечившим высокую популярность вариаторов у производителей, является снижение расхода топлива, а значит и выбросов в атмосферу за счёт большей эффективности такой трансмиссии, особенно в сочетании с турбированным мотором малого рабочего объёма.
  • Ещё один плюс, объясняющий замену многими производителями АКП на вариаторы, является тот факт, что они дешевле по себестоимости.

Минусы вариатора:

  • Ровная динамика авто при ускорении по прямой нивелируется некоторой монотонностью его работы (хотя современный конструктив и соответствующее ПО позволяют вариатору весьма неплохо имитировать переключение передач).
  • Вариатор не любит резких ускорений и манёвров, и это стоит учитывать, определяя манеру езды. Агрессивная манера езды может заметно ускорить выход из строя вариатора.
  • Низкий межсервисный интервал (жидкость в вариаторе рекомендуется менять хотя бы раз в 30-40 тыс. км) и дороговизна замены технической жидкости и ремонта.

Впрочем, последний пункт является минусом для владельца машины, а для авторизованных сервисов это плюс.

Несмотря на то, что вариатор известен очень давно, его путь в автоиндустрию был не прост. Первые легковые модели с этой трансмиссией появились в Европе, в середине прошлого века, но настоящий «вариаторный ренессанс» случился в начале 21 века и продолжается по сей день, несмотря на огромные проблемы с качеством в первом десятилетии. Сейчас все «болезни» вариаторов более-менее вылечены, и они стали достаточно надёжным агрегатом при условии соблюдения правил эксплуатации.

Что же выбрать – вариатор или автомат?

Любителям активного отдыха с выездом на бездорожье и относительно спортивной езды с резкими перестроениями (в рамках ПДД, конечно) – лучше остановить свой выбор на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Вариатор категорически не любит пробуксовки, но является идеальным вариантом для любителей городской, размеренной езды с относительно предсказуемыми разгонами и торможениями.

Помним, что выбирать надо не только коробку, а автомобиль в конкретной комплектации. Нужно внимательно изучить отзывы и описания экспертов, так как встречаются откровенно неудачные сочетания моторов и трансмиссий, а на вторичном рынке можно нарваться на «те самые» проблемные вариаторы выпуска начала века.

Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.

Что НАДЁЖНЕЕ автомат или вариатор?

Хочу чтоб на этой страничке владельцы данных трансмиссий поделились опытом. Были ли ремонты или замены и на каком пробеге? Сам ездил кроме неубиваемых механик только на автоматах. Смело могу сказать что автоматы легко ходят 300 тыщ или 10 лет и более а вот вариаторы по слухам и до конца гарантии не все доезжают. Причём они не ремонтируются а меняются целиком. Накладно при приобретении подержанного авто лет пяти.

Роман Горьков
Тема закрыта Тема в горячих Тема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!
Ошибка отправки
Одноклассники
Комментарии Комментарии Пока ни одного комментария, будьте первым!
Алексей Кузнецов 20 апреля 2012 21:54
Механика,брат,механика!
Ссылка Пожаловаться
Комментарий удален. Почему?
Антон Трезвенник В ответ на Дмитрий Астахов 21 апреля 2012 23:47
Комментарий удален. Почему?
История переписки 2
Ух ты. какой,однако,»продвинутый&quot ; товарищ.
Ссылка Пожаловаться
Роман Горьков В ответ на Алексей Кузнецов 22 апреля 2012 02:11
Алексей Кузнецов 20 апреля 2012 21:54
Механика,брат,механика!
Ссылка Пожаловаться
В городских пробках нога отваливается сцепление качать.
Ссылка Пожаловаться
Андрей ***** В ответ на Роман Горьков 15 января 2014 12:31
Роман Горьков 22 апреля 2012 02:11
В городских пробках нога отваливается сцепление качать.
Ссылка Пожаловаться
История переписки 2
Качай ноги.
Ссылка Пожаловаться
Микас Чегай В ответ на Алексей Кузнецов 26 апреля 2012 01:18
Алексей Кузнецов 20 апреля 2012 21:54
Механика,брат,механика!
Ссылка Пожаловаться
Автомат! Ни робот, ни вариатор, а старый, проверенный классический гидромеханический автомат!
Ссылка Пожаловаться
Виктор Поднозов В ответ на Микас Чегай 17 февраля 2015 04:16
Микас Чегай 26 апреля 2012 01:18
Автомат! Ни робот, ни вариатор, а старый, проверенный классический гидромеханический автомат!
Ссылка Пожаловаться
История переписки 2

Дорогой Брат Микас Автомат при разгоне быстрый а потом туговат да и производители пихают авто с пяти ступенями а вариатор куда лучше с 6-ти ступенями и после второй он начинает разгоняться резво а не тупить и не жрать топливо. А насчёт цены всё дорогое что лучше.

Ссылка Пожаловаться
. . 20 апреля 2012 21:59

Автомат. как мне объясняли на сервисе, потом в нете читал. Вариатор нельзя перегружать, т.е пробуксовки (грязь ,зимой в снегу), тащить груз и т.п.

Ссылка Пожаловаться
Dodo 20 апреля 2012 22:27

надёжнее автомат с навыками и умением работы с ним. вещь специально для города. ПРОСТО НАСЛАЖДЕНИЕ ЕЗДОЙ.
Единственные проблемы — это работа датчиков. небольшой удар может обнулить работу. просто ключ не повернешь пока не обнулишь мозги.

Столкнулся с таким в такой ситуации. бетонные плиты изредка штыри торчат из плит. мелкий скрежет. и. я еду по инерции. 30км до ближайшего пункта. раз в час машина проедет. так что лучше автомат с защитой днища

Ссылка Пожаловаться
Федоров Михаил В ответ на Dodo 21 апреля 2012 02:05
Dodo 20 апреля 2012 22:27

надёжнее автомат с навыками и умением работы с ним. вещь специально для города. ПРОСТО НАСЛАЖДЕНИЕ ЕЗДОЙ.
Единственные проблемы — это работа датчиков. небольшой удар может обнулить работу. просто ключ не повернешь пока не обнулишь мозги.

Столкнулся с таким в такой ситуации. бетонные плиты изредка штыри торчат из плит. мелкий скрежет. и. я еду по инерции. 30км до ближайшего пункта. раз в час машина проедет. так что лучше автомат с защитой днища

Ссылка Пожаловаться

надёжнее автомат с навыками и умением работы с ним. вещь специально для города. ПРОСТО НАСЛАЖДЕНИЕ ЕЗДОЙ.Единственные проблемы — это работа датчиков. небольшой удар может обнулить работу. просто ключ не повернешь пока не обнулишь мозги. Столкнулся с таким в такой ситуации. бетонные плиты изредка штыри торчат из плит. мелкий скрежет. и. я еду по инерции. 30км до ближайшего пункта. раз в час машина проедет. так что лучше автомат с защитой днища

Вариатор или автомат: что лучше?

Уже давно привычная всем автоматическая коробка переключения передач (АКПП) продолжает уверенно занимать лидирующие позиции на автомобильном рынке. Не так давно в продаже стали появляться транспортные средства с бесступенчатой коробкой переключения передач (вариатор), в связи с чем возник актуальный вопрос, что же лучше: вариатор или автомат?

Вариатор или автомат: что лучше?

Преимущества и недостатки вариатора

Главное отличие вариатора от автомата кроется в плавности хода. Это позволяет машине с бесступенчатой коробкой передач передвигаться без рывков, наслаждаясь повышенным уровнем комфорта.

Дополнительная разница между вариатором и автоматом заключается в том, что вариатор способен демонстрировать высокий КПД и оптимальные показатели топливной экономичности. Еще одним преимуществом вариатора будет служить комфортная работа устройства, которое за счет электроники способно самостоятельно подбирать необходимые параметры под текущий режим передвижения.

Преимущества и недостатки вариатора

Многие водители размышляют над извечным вопросом, что надежнее: вариатор или автомат? Перечислив основные преимущества вариатора, теперь остановимся на его недостатках. Бесступенчатая коробка передач требует выполнения особых эксплуатационных правил. Такой автомобиль не подойдет для спортивной или агрессивной манеры вождения, так как вариатор не любит буксовать и не приемлет резких стартов. Кроме того, буксировка автомобиля с выключенным мотором часто приводит к выходу из строя CVT.

Дополнительно следует учитывать уход за деталью, ведь отремонтировать его сложно и дорого. Вариатор чувствителен к качеству смазывающих материалов, поэтому лучше не пытаться сэкономить на масле.

Преимущества и недостатки АКПП

К основным преимуществам коробок «автомат» следует отнести следующие качества:

  • продолжительный эксплуатационный ресурс;
  • надежность агрегата;
  • высокая ремонтопригодность;
  • меньшая чувствительность к качеству масла;
  • комфортный и привычный принцип работы.

К сожалению, АКПП не лишена недостатков. Поэтому размышляя на тему: «вариатор или автомат», следует внимательным образом изучить «минусы» АКПП.

Вариатор или автомат — что лучше

Неотъемлемой частью любого транспорта является трансмиссия или, проще говоря, коробка передач. Она может быть как механической, так и автоматической. В свою очередь внутри «автоматов» существуют своя разбивка на классы.

  • Особенности эксплуатации, принцип работы и устройство вариатора
  • Основные достоинства вариатора
  • Минусы вариатора
  • Признаки неисправности вариатора
  • Автоматическая коробка передач: как она работает
  • Преимущества автомата
  • Минусы АКПП
  • Вариатор или автомат: что выбрать

Особенности эксплуатации, принцип работы и устройство вариатора

Наряду с традиционными вариантами АКПП вниманию автолюбителей предлагаются бесступенчатые вариаторы и роботизированные коробки, называемые в народе «роботы». Ниже более детально остановимся на сопоставлении между собой, собственно, классического «автомата» и вариатора с описанием их сильных и слабых сторон.

Сразу стоит сказать, что это тип автоматической трансмиссии, которая передает крутящий момент от двигателя непосредственно к колесам. Сейчас такую коробку передач принято обозначать универсальным индексом CVT, что означает Continuously Variable Transmission.

Не все водители знают, что вариатор появился раньше, чем автомат в классическом его исполнении. Устанавливать их начали на грузовиках и легковушках DAF . Затем новую технологию позаимствовали Volvo и Audi . В 70-х годах прошлого столетия вариаторы стали устанавливать на снегоходах. Однако тогда сразу же обнаружились проблемы с их надежностью. С тех пор их конструкция была кардинальным образом переработана. Теперь их ставят на мотоциклах и даже на компактных городских скутерах.

В техническом плане вариатор представляет собой два шкива с разным переменным диаметром, между которыми натянут ремень. Такой механизм отвечает за функционирование передаточного числа коробки передач. В зависимости от конструкции ремня выделяют клиноременные и цепные разновидности. Последние представляют собой металлические ленты со звеньями и используются в тандеме с моторами высокой мощности.

Диаметр шкивов в процессе движения меняется посредством перемещения конусов в разных направлениях. Поэтому нет резких толчков при старте автомобиля. Также вариатор подразумевает и отсутствие переключения передач как такового, благодаря чему ускорение происходит плавно. Когда шкивы раздвигаются, ремень уходит вовнутрь. В процессе их сближения ремень принимает форму клина.

При трогании автомобиля с места происходит расхождение конусов ведущего шкива. У ведомого наоборот они сходятся. По мере набора скорости запускается обратный процесс. В результате уменьшается передаточное число с одновременным снижением тягового усилия. При этом обороты на ведомом валу возрастают.

За нормальное функционирование вариаторной КПП отвечает сложный электронный блок со специальным программным обеспечением. Неотъемлемым компонентом является трансмиссионная жидкость, которую необходимо менять с предусмотренной производителем периодичностью (в среднем каждые 40 тыс. км). В противном случае коробка достаточно быстро выходит из строя.

Эксплуатация вариатора имеет свои особенности. Эта коробка не любит резких ускорений и перегрева масла, например, из-за пробуксовки. Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, постарайтесь не забывать об этих вещах.

Основные достоинства вариатора

Такой тип трансмиссии имеет свои плюсы. Вот лишь некоторые из них.

  • плавность хода, которая достигается за счет отсутствия традиционного переключения передач;
  • динамичный разгон, возникающий вследствие исключения разрывов в потоке мощностей;
  • повышенный КПД всего силового блока автомобиля в целом;
  • ощутимая экономия топлива;
  • более низкая стоимость.

Внешне салон автомобиля с вариатором ничем не отличается от машин с другими типами автоматических КПП. На селекторе также можно увидеть 4 режима: P, R, N и D. Неизменными остаются и 2 педали под рулевым колесом. Разницу можно заметить в процессе движения или заглянув в моторный отсек. Вариатор значительно меньше по габаритам, чем его собратья – гидромеханическая трансмиссия или «робот».

Минусы вариатора

Ради объективности стоит отметить и слабые места вариатора. Список основных из них выглядит следующим образом:

  • медленное ускорение машины, что не всегда кстати (особенно при обгоне);
  • капризная и сложная электроника, которая зачастую не может похвастаться надежностью;
  • затратное обслуживание, требующее приобретение особых и дорогих смазок для трансмиссии;
  • в некоторых случаях ремонт может быть сопоставим по стоимости с новой коробкой;
  • шум от работы вариатора в процессе движения может ощущаться в салоне.

У первых вариаторов была серьезная проблема: ремень очень быстро выходил из строя вследствие трения со шкивами. Однако со временем конструкторам эту проблему удалось успешно преодолеть, составив конструкцию из механических элементов .

Признаки неисправности вариатора

  • рывки при движении;
  • невозможность тронуться с места или несоответствие оборотов двигателя и ускорения (обороты растут, а машина не едет);
  • произвольная остановка (автомобиль не реагирует на педаль «газа»);
  • повышенный гул во время движения.

Автоматическая коробка передач: как она работает

Самым распространенным является гидромеханический вариант. Основными его элементами являются гидротрансформатор и редуктор. Первый является альтернативой сцеплению, которым наделены автомобили с «механикой». В свою очередь редуктор состоит из набора шестерен с постоянным зацеплением.

Такая конструкция позволяет предусмотреть сразу несколько ступеней (от 5 и более). Некоторые автомобили могут сегодня похвастаться коробкой передач на 8 или даже 9 ступеней. Поэтому легко происходит адаптация к стилю вождения, который у каждого свой.

Теперь кратко о механизме работы. Гидротрансформатор включает в себя центробежный насос и центростремительную турбину. Между ними расположен управляющий элемент – реактор.

Колесо насоса тесно взаимодействует с коленчатым валом мотора. В свою очередь аналогичный элемент турбины связан с валом трансмиссии. Что же касается реактора, то в зависимости от ситуации он может свободно вращаться или блокироваться.

С помощью насосного колеса специальная рабочая жидкость перебрасывается от насосного колеса к турбинному. В результате происходит передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Такой механизм взаимодействия характеризуется отсутствием прочной связи между двигателем и коробкой передач. Поэтому работа мотора и остановка машины могут иметь место и с включенной передачей. Еще один важный момент – обеспечивается плавность передачи тягового усилия.

Преимущества «автомата»

Он является оптимальным вариантов в случае передвижения по городу. Особенно если необходимо часто идти на обгон или подолгу выстаивать в пробках. В числе прочих плюсов следует выделить.

Легкость в управлении автомобилем . Современные трансмиссии рассчитаны на 5 и более скоростей. В свою очередь электроника продумана так, что без проблем подстраивается под избранный режим вождения.

Отсутствие риска перегреть мотор . Как следствие ресурс службы силового агрегата существенно увеличивается.

Сравнительная простота в обслуживании . Специальная жидкость гидротрансформатора не такая дорогая, как смазка в вариаторе. По правилам ее необходимо менять значительно реже. В «автомате» также есть электроника, но ее не так много, как в вариаторе.

Высокая надежность . Основы конструкции трансмиссии заложены более 70 лет назад. За этот промежуток времени конструкторы и инженеры основательно поработали над выявленными недостатками и слабыми местами. Поэтому современные коробки максимально оптимизированы в плане рисков.

Минусы АКПП

У гидромеханической коробки передач также существуют свои изъяны. Описать их можно следующими пунктами.

Недостаточные динамические характеристики . В силу конструкции трансмиссии неизбежны потери в гидротрансформаторе и некоторые разрывы мощности. Поэтому это сказывается и на общей динамике.

Невысокий КПД . Этому способствует жидкость гидротрансформатора, в которой происходят частичные потери мощности и крутящего момента мотора. Поэтому на выходе получается и увеличенный расход горючего.

Чувствительность к буксировке . Если авто достаточно долго везти на буксировочном тросе, то появляется риск выхода коробки передач из строя. Ремонт ее будет ощутимым для семейного бюджета.

Вариатор или автомат: что выбрать

На самом деле универсального ответа не существует. Каждый покупатель принимает самостоятельное решение, опираясь на целый ряд критериев. Если машина приглянулось в целом по другим характеристикам (дизайн, функциональность, объем двигателя, скоростные параметры), то выбор трансмиссии по большому счету не имеет такого существенного значения. Тем более что гарантийные сроки по автомобилям от производителей будут практически одинаковыми.

В некоторых отношениях вариатор выигрывает у АКПП. Речь, прежде всего, идет о хорошей динамике разгона и плавности хода, которую в полной мере можно ощутить, передвигаясь по трассе. Сюда же можно добавить экономичность в плане расхода топлива.

Но есть и другая сторона медали. Электроника вариатора достаточно сложна и капризна. Поэтому в случае появления сбоев речь может идти о перепрошивке в специальных сервисных центрах, что обойдется достаточно недешево. Плюс сами по себе ощутимы затраты на текущее обслуживание и непредвиденный ремонт.

В свою очередь «автомат» не может похвастаться такой же плавностью хода как вариатор. Больше потребляется и горючего, однако незначительно. Но у такой коробки лучше ускорение и разнообразные возможности в процессе езды. Еще один плюс – надежность и упрощенное в сравнении с вариатором обслуживание. Тут стоит добавить, что традиционная АКПП имеет значительно больший ресурс службы: в среднем 500 000 километров пробега против 250 000 у вариатора.

В плане цены новый автомобиль с вариатором выходит дешевле. Однако если принято решение купить машину с пробегом, лучше остановить свой выбор на автоматической коробке передач — так будет надежнее. Предварительно ее рекомендуется проверить на предмет нормального функционирования и возможных рисков. Для этого лучше всего воспользоваться диагностикой на СТО с помощью специального компьютерного оборудования.

Также не будет лишним при выборе трансмиссии почитать о ней отзывы в интернете. Ведь разные модели отличаются качеством, своими функциональными характеристиками и в конечном итоге надежностью. Помните, порой стоимость новой коробки и ее замена могут стоить как половина машины.

Подытожив можно сказать следующее. В пользу вариатора говорят динамические характеристики и экономичность. Автомат же выделяется своей надежностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *