Как работает двухзонный климат контроль в автомобиле
Перейти к содержимому

Как работает двухзонный климат контроль в автомобиле

  • автор:

Принцип работы двухзонного климат-контроля

До конца 1980-х годов пассажир на переднем сиденье был вынужден мириться с температурой, которую устанавливал водитель. Все изменилось, когда появился двухзонный климат-контроль. С тех пор есть возможность обеспечить комфорт для двух людей. Система позволяет сформировать внутри салона пару частично изолированных участков. Первый будет обдувать воздух с температурой +21 °C, а второй прогреется до +26 °C. Больше не придется спорить из-за сильной жары или пронизывающего холода.

История появления

На заре автомобилестроения подавляющее большинство машин выпускалось с открытым кузовом. Кабриолетам ни к чему система для создания благоприятного микроклимата. Только в 1938 г. американцы из компании Nash Motors начали устанавливать на свои модели «печки» с жидкостным нагревом. Вентилятор обдувал радиатор, по которому циркулировал антифриз из системы охлаждения. Так горячий воздух попадал в салон.

Nash Ambassador 1938 года

Nash Ambassador 1938 года

Nash Ambassador 1938 года

В 1946 г. фирма Cadillac разработала систему с двумя радиаторами, которые располагались под передними сиденьями. Интенсивность нагрева можно было регулировать. Вот он, прообраз современного климат-контроля. Но полноценной автоматики не было и в помине. К 1964 г. машины бренда оснащали полноценным климатическим оборудованием. За температуру стали отвечать датчики.

Двухзонную систему впервые установили на немецком BMW E32 7-Series 1986 г. выпуска. А вот как выглядела панель управления на этой машине:

Панель управления кондиционером BMW

Панель управления кондиционером BMW

Панель управления кондиционером BMW 750il

Все атрибуты двухзонного климат-контроля на месте. Есть кондиционер, отдельные регуляторы для водителя и пассажира, даже кнопка «автоматически». С тех пор органы настройки стали полностью электронными, появились жидкокристаллические дисплеи, датчики измерения внешней и внутренней температуры.

Устройство

Главная задача системы — обеспечить два потока воздуха с разной температурой. Один пойдет через дефлекторы к водителю, второй — к пассажиру. При этом не получится сделать так, чтобы «градус» в одном контуре был +20 °C, а во втором поднимался до +30 °C. Средняя разница составит ±5 °C. Вот принципиальная схема работы климатической установки:

Схема работы климат-контроля

Схема работы климат-контроля

Схема работы двухзонового климат-контроля

Сначала открывается привод заслонки, свежий воздух поступает в систему. Вентилятор прогоняет его через испаритель кондиционера, происходит охлаждение и осушение. Затем остывшая масса направляется к радиатору отопителя, где нагревается до нужной температуры. Если нагрева нет, нужно разбираться, почему плохо греет печка. Двухзонная система устроена так, что есть две камеры смешения, изолированные друг от друга с помощью заслонок. Автоматика обеспечивает нужную температуру в каждой. Подготовленная смесь идет в салон через дефлекторы.

Виды регулировки

Современные водители не стремятся разобраться в деталях. Бортовые компьютеры и системы навигации упрощают взаимодействие с машиной. Но производители дают возможность настраивать климатическую систему двумя способами:

  1. Ручная регулировка. Она незаменима, когда нужно как можно быстрее создать подходящий микроклимат в салоне. Элементы управления позволяют буквально за 5 минут остудить воздух внутри авто летом или нагреть зимой. Очень удобно.
  2. С развитием техники за настройку стала отвечать автоматика. Она слегка «задумчива», зато дает возможность один раз установить нужный режим и забыть об этом. Температуру определяют внутренние и наружные датчики, а потом подгоняют под стандарт.

Кстати. Из-за смешения воздуха не получится обеспечить температуру с точностью до градуса. Если пассажир вместо 24°C устанавливает 25°C, то у водителя вместо желаемых 22°C будет как минимум 23°C. Все дело в близком расположении передних кресел.

Функции

Климат-контроль в первую очередь помогает создать в салоне благоприятную температуру. Над этой задачей работает ЭБУ — электронный блок управления, а также датчики, расположенные внутри автомобиля и за бортом. Если за основу выбран параметр 21°C, а оборудование зафиксировало изменение до 22°C, в смесь добавляется больше холода из зоны испарителя кондиционера. В противном случае воздух прогревается за счет радиатора «печки».

Две температурные зоны в салон

Две температурные зоны в салон

Две температурные зоны в салоне авто

У системы есть и другие функции:

  1. Распределение потоков. Дефлекторы на панели — не единственные. Есть еще отверстия, направленные на лобовое стекло и ноги. Горячий воздух поднимается наверх, значит автоматика для охлаждения будет «гнать» новые порции смеси туда же.
  2. Контроль влажности. Если в воздухе много водяных паров, начинают запотевать стекла. Становится душно или слишком холодно. Система кондиционирования способна убрать лишнюю воду. За это отвечает испаритель. Стекла становятся прозрачными.
  3. Фильтрация воздуха. Сложные системы двухзонного климат-контроля способны решить задачу. Для этого предназначен салонный фильтр. Он бывает бумажным или угольным. Второй вариант предпочтительнее. Внутрь не попадает пыль и аллергены.

Информация. Автомобили с климат-контролем расходуют меньше топлива, чем машины с кондиционером. При ручной регулировке большой ресурс системы тратится впустую. Автоматика плавно регулирует обороты вентилятора, интенсивность работы компрессора и другие параметры.

Плюсы климатической системы

Преимущества климат-контроля лучше всего ощущаются в летний зной. Солнце светит в лобовое стекло и раскаляет верхнюю часть приборной панели. Жара растет, о комфортном вождении не может быть и речи. Вот какая температура устанавливается в салоне легкового автомобиля среднего класса при поездке длиной в 1 час, когда за бортом +30°C:

С климатической установкой

В чем отличие двухзонного климат-контроля в машине от обычного?

Климат-контроль предназначен для поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Разница между двухзонным и обычным климат-контролем заключается в том, что обычный климат-контроль предусматривает распространение воздуха определенной температуры по всему периметру салона, а двухзонный дает возможность устанавливать разную температуру воздуха на переднем сиденье пассажира и в зоне водителя.

Такой эффект достигается благодаря воздушным заслонкам в воздуховодах. Изменение их положения приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока.

Вопрос-ответ

В каких случаях нужен двухзонный климат-контроль?

Двухзонный климат-контроль больше подходит для водителей, которые перевозят детей, а также членов семьи, которые требуют своего микроклимата в салоне. Такой вариант позволит выставить температуру, наиболее комфортную для водителя и рядом сидящего пассажира.

Какие еще есть варианты?

Помимо обычного и двухзонного, также есть трехзонный климат-контроль, который устанавливает и поддерживает различную температуру на передних и на задних сиденьях, а также четырехзонный, позволяющий устанавливать температуру воздуха для каждого из пассажиров на заднем сиденье.

Смотрите также:

  • В России стартовали продажи нового Hyundai Santa Fe →
  • Jeep Cherokee в лучших традициях →
  • Российская премьера Volvo S60 →

Что такое двухзонный климат-контроль и в чем его фишка

Как работает двухзонный климат контроль, что это такое в автомобиле? Это система, способная обеспечить индивидуальную температуру в двух разных точках салона, к примеру, возле водительского места и кресла переднего пассажира. Отличается большей сложностью исполнения, но обеспечивает более высокий уровень комфорта. Ниже рассмотрим, что это за устройство, в чем его разница с 1-зонным вариантом, какой принцип действия, плюсы и минусы.

Что такое двухзонный климат контроль

Для дальнейшего пояснения нужно понимать в чем особенности климат контроля 2х зонного, что это такое. Простыми словами, это система, состоящая из блока управления и исполнительных органов, позволяющая создавать индивидуальный микроклимат возле водительского сидения и кресла переднего пассажира. Это возможно, благодаря наличию двух наборов управления единой системой.

Двухзонный климат контроль в автомобиле является наиболее распространенным вариантом, ведь он обеспечивает необходимый уровень комфорта и не приводит к существенному удорожанию транспортного средства (если сравнивать с 3-х или 4-х зонными системами).

Такой вариант подходит для семей, в которых есть дети, или супруги имеют индивидуальные требования к температуре.

Отличие от однозонного

При рассмотрении, чем отличается двухзонный климат контроль от однозонного, необходимо выделить две составляющие:

  • Принцип действия. 2-зонные системы позволяют устанавливать разную температуру возле кресла водителя и переднего пассажира. Для сравнения у 1-зонной системы такой возможности нет, и она задает общий температурный режим для всего салона. Следовательно, первый вариант более комфортный.

  • Конструктивные особенности. Рассматривая, что значит двухзонный климат контроль в автомобиле, нельзя забывать о его более сложной конструкции. В отличие от 1-зонной системы, такие устройства имеют больше функциональных элементов, а сам блок управления параллельно контролирует температурный режим в двух участках. Все это создает дополнительные требования для двухзонного оборудования в автомобиле.

Как работает

Для понимания вопроса, что означает двухзонный климат контроль, нужно понимать его особенности и принцип работы. Условно аппаратура состоит из двух компонентов:

  1. Система управления. Электронный блок, который принимает сигналы от датчиков и подает соответствующие команды к исполнительным устройствам.
  2. Климатическая система. Сюда входят остальные элементы, обеспечивающие создание и распределение теплого / холодного воздушного потока. В их состав входит испаритель-отопитель, заслонки, конденсатор, теплообменик, вентилятор, хладагентный контур, трубки и дефлекторы. Все эти устройства находятся под приборной панелью и обеспечивают работу оборудования.

Теперь кратко рассмотрим, как работает двухзонный климат контроль в автомобиле. Сначала температурные датчики фиксируют ситуацию на улице и в салоне машины. Далее воздушный поток распределяется на два: один направляется к конденсатору, а второй — к радиатору печки. На следующем шаге воздух смешивается для получения нужной температуры и подается в нужные участки автомобиля. Как только датчики фиксируют новые данные внутри салона или на улице, 2-зонное оборудование вносит изменения в свою работу.

Зная, как устроен двухзонный климат контроль в автомобиле, несложно выделить и его основные функции:

  • Регулировка и поддержание установленной температуры, если реальный показатель меньше установленного. Электронный блок дает команду на включение при расхождении этих параметров. К примеру, если температурный параметр ниже, двухзонный климат контроль автомобиля работает на обогрев, а если выше — на охлаждение.
  • Распределение потоков холодного / теплого воздуха. Их можно распределять в несколько участков: к ногам, лобовому стеклу, на уровень лица, на лицо / ноги и т. д.

  • Контроль оптимального уровня влажности, что позволяет избежать духоты в салоне автомобиля и запотевания стекол.
  • Фильтрация воздушного потока. Отметим, что такая опция предусмотрена не во всех двух зонных климат контролях. Чаще всего в машине установлен общий салонный фильтр, который и принимает на себя основную нагрузку.

С учетом сказанного вопрос, как понять, как работает двухзонный климат контроль, больше не актуален.

Управление осуществляется в двух режимах:

  1. Ручной. Подразумевает самостоятельную настройку оптимального микроклимата. При этом водитель сам выбирает температуру, скорость оборотов вентилятора и активность обдува. Такой вариант актуален, когда необходимо быстро нагреть или охладить автомобиль.
  2. Автоматический. Пользователь устанавливает определенную температуру, а двухзонный климат контроль в автомобиле сам делает остальную работу. В его функцию входит достижение установленного параметра и его поддержание в течение всего времени работы (до внесения изменений). При этом пользователь может самостоятельно корректировать потоки в автомобиле.

Стоит учесть, что даже при установке разных температур в двух зонах, добиться идеального режима не получится. Воздушные потоки в любом случае будут смешиваться, ведь место водителя и пассажира находятся очень близко друг к другу. Так что погрешность в любом случае будет.

В некоторых автомобилях двухзонный климат контроль организован по-иному принципу. В частности, используются специальные воздуховоды, оборудованные дополнительными датчиками, заслонками и контроллером. В качестве примера можно привести Climatronic от Фольксваген. В задачу системы входит смешивание холодного и горячего потока. При этом охлаждение обеспечивает кондиционер, а основная работа построена на сравнении текущей и установленной температуры.

Плюсы и минусы

Рассмотрев, как работает 2 зонный климат контроль, можно подвести итог и выделить преимущества / недостатки устройства.

  1. Создание индивидуального микроклимата в двух участках.
  2. Дополнительная фильтрация воздуха от пыли (не во всех системах).
  3. Осушение воздуха для защиты от запотевания.
  4. Удобное управление.
  5. Точная работа электроники.
  6. Возможность выбора режим без забора воздуха из вне.

  • Более сложное исполнение.
  • Трудности настройки оптимального микроклимата, ведь места водителя и пассажира находятся рядом.
  • Увеличение цены автомобиля.

Теперь вы знаете, что такое двухзонный климат контроль в автомобиле, как он работает и чем отличается от однозонного. В комментариях поделитесь, какая система установлена в вашей машине, и какие сложности возникают при ее эксплуатации.

Что такое климат-контроль и как он работает?

Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.

Климат-контроль: определение и назначение

Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).

Можно ли установить климатическую систему дополнительно?

Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники. Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».

Отличия климат-контроля и кондиционера

  • Функционал. Климат-контроль способен сохранять неизменную температуру в автоматическом режиме. Обычный кондиционер предназначен только для охлаждения воздуха, а чтобы нагреть его, нужно запустить печку. Отличается и принцип функционирования кондиционера: сначала он забирает воздух, сушит его, а затем нагревает или охлаждает.

Кроме того, современные модели климатических систем предусматривают регулировку , что не позволит Вам простудиться. Эта особенно важна, если Вы часто возите в малышей. Кондиционеры не располагают такими возможностями.

  • Конструкция. Климат-контроль – более сложная, чем кондиционер, система. Благодаря датчикам установка способна анализировать такие параметры, как температура и влажность, а наиболее передовые модели могут также учитывать и иные показатели: например, температура вне авто и др.
  • Управление. Климатическая система оборудована электронным блоком управления. Это дает существенное преимущество, поскольку автолюбителю нужно настроить систему один раз – стабильный температурный режим она поддержит самостоятельно. В автомобиле, не оборудованном климат-контролем, водителю придется постоянно отвлекаться, чтобы настроить печку и кондиционер.

Как работает система?

Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:

  • Датчики устанавливают температуру за пределами авто и в его салоне.
  • Вентилятор осуществляет забор воздуха извне и доставляет его в салон. Впоследствии поток разбивается на 2 части: первая отправляется в печку, вторая попадает в испаритель кондиционера.
  • Воздушные потоки, вышедшие из теплообменников, перемешиваются и попадают в салон авто благодаря системе дефлекторов и воздуховодов.

Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.

Как использовать систему?

Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.

Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:

  • Обдув теплым воздухом ветрового стекла, а также нижней области салона.
  • Обдув лобового стекла с целью предотвращения конденсации.
  • Подача воздуха к определенным частям тела и голове или к их комбинациям.
  • Ручной режим управления климат-контролем.
  • Рециркуляция.

Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.

Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.

Функционирование климат-контроля в холодное время

Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.

В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.

  • Самый примитивный тип системы – однозонный климат-контроль. Как видно из названия, оборудование способно поддерживать микроклимат в одной зоне, в которой располагается водитель и передний пассажир.
  • Двухзонныйклимат-контроль следит за показателями отдельно у водителя и у переднего пассажира. Это удобно, поскольку у всех людей разные представления о комфортной температуре.
  • Трех- и четырехзонное оборудование позволяет настраивать температуру «под себя» также и задним пассажирам.

2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.

Плюсы и минусы системы

К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:

  • Создание благоприятных условий для людей, которые находятся в салоне автомобиля. С таким оборудованием максимально комфортной будет и поездка до офиса или супермаркета, и продолжительное путешествие в другой город или даже страну.
  • Способность системы автоматически поддерживать установленные режимы, то есть без привлечения водителя.
  • Большое количество регулировок.
  • Простой интерфейс, а также понятное управление системой.

Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.

Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:

  • Наличие климат-контроля увеличивает стоимость авто.
  • Обслуживание и ремонт оборудования отличаются высокой стоимостью.
  • При полноценном использовании системы увеличивается расход топлива.
  • В случае поломки починить систему самостоятельно не получится.

Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *