Что такое срок эксплуатации автомобиля в законодательстве
Перейти к содержимому

Что такое срок эксплуатации автомобиля в законодательстве

  • автор:

Минтранс уточнил понятие «срок эксплуатации» для транспорта

Новый законопроект позволит региональным властям требовать от перевозчиков регулярного обновления автопарка. Но эксперты сомневаются, что такая мера повысит безопасность общественного транспорта.

Министерство транспорта подготовило законопроект, который даёт определение понятию «срок эксплуатации транспортного средства» для общественного транспорта, сообщают «Известия». Сейчас оно в законодательстве не формализовано, но при этом относится к критериям оценки заявок на участие в открытых конкурсах. Новые нормы позволят региональным властям требовать от перевозчиков своевременного обновления подвижного состава.

13 ноября, 13:04
6 октября, 19:03

Поправки в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров» определяют срок эксплуатации транспортного средства как количество полных лет, которые прошли с момента его первой государственной регистрации. При этом сами сроки законопроект не устанавливает – их будут определять власти регионов в зависимости от местных условий.

Новые нормы затронут муниципальные и межмуниципальные коммерческие маршруты автобусов и наземного электрического транспорта, уточнили в Минтрансе. Благодаря этой новелле местные власти смогут требовать от перевозчиков обновления подвижного состава, считает член правительственной комиссии правительства по законотворческой деятельности, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Это должно сделать общественный транспорт безопаснее, поэтому комиссия уже одобрила законопроект.

При этом директор Объединения пассажирских перевозок Татьяна Ракулова отметила, что принципиальное значение для безопасности перевозок имеет своевременная замена изнашивающихся агрегатов – тормозных колодок и колёс. Их обновляют до нескольких раз в год. При этом без такого обновления транспорт станет опасным уже через полтора года. В то же время небольшие транспортные компании в небогатых регионах просто не смогут позволить себе регулярно приобретать новые автобусы.

  • Право.ru

Что такое срок эксплуатации автомобиля в законодательстве

7. О сроках службы и сроках годности

Сроки службы устанавливаются на товары (результаты работ) длительного пользования, свойства которых потребляются постепенно по мере их эксплуатации (свойства телевизора, автомобиля и т.п. используются в течение нескольких лет, при этом они снижаются не сразу, а по мере использования товара) и использование которых по истечении определенного периода времени либо представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, либо становится нецелесообразным в соответствии с их назначением.

По смыслу п. п. 2, 3 ст. 5 и п. 2 ст. 18 Закона сроки годности устанавливаются на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени или могут представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды по истечении определенного периода времени.

Закон предусматривает случаи обязательного установления на товары (результаты работ) срока службы или годности и случаи установления сроков службы или годности по усмотрению изготовителя (исполнителя) или по соглашению с потребителем.

В связи с этим следует иметь в виду, что:

1. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона сроки службы (годности) должны устанавливаться на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенных сроков представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды либо может причинить вред имуществу потребителей. Установление на такие товары (результаты работ) срока службы (годности) является обязательным требованием, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей или охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона указанные требования устанавливаются в стандартах (включая государственные стандарты, строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила и другие нормативы) или законодательных актах. Следовательно, требование об обязательном установлении срока службы или срока годности на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного периода времени представляет опасность для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды либо может причинить вред имуществу потребителей, предусматривается в стандартах, определяющих в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством обязательные требования к качеству товаров (результатов работ), либо законодательных актах, устанавливающих такие требования.

Конкретная же продолжительность срока службы или срока годности в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона определяется самим изготовителем (исполнителем) в технических условиях, иной нормативно-технической документации, на основании которой осуществляется реализация товара (результата работы), или в договоре.

2. Установление срока службы на товары (результаты работ), не указанные в п. 2 ст. 5 Закона, является не обязанностью, а правом изготовителя (исполнителя). В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования товара (результата работы) по назначению в течение десяти лет, если иной срок службы не установлен им самим или по соглашению с потребителем. Иной срок службы как меньшей, так и большей продолжительности, чем десять лет, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать исходя из своих возможностей обеспечить использование товара (результата работы) по назначению.

Таким образом, по смыслу Закона изготовитель (исполнитель)

вправе сам установить срок службы.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и т.д.), должен указываться срок годности.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию, изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств

Подборка наиболее важных документов по запросу Максимальный срок эксплуатации транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все
  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2021 N 15АП-17392/2021 по делу N А53-20712/2019
Требование: Об отмене определения об обязании передать имущество и документацию должника.
Решение: Определение оставлено без изменения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое наличие транспортного средства у должника. Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок эксплуатации грузового автомобиля — бортовой, тягач или фургон — с разрешенной максимальной массой до 3,5 т включительно составляет от 37 до 60 месяцев включительно; с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — от 85 до 120 месяцев включительно; самосвал, автобензовоз, автолесовоз и другие специальные грузовики — от 61 до 84 месяцев включительно. Учитывая изложенное и то, что заявление о дальнейшей утилизации транспортного средства зарегистрировано 24.03.2017, то есть спустя 29 лет с момента выпуска, суд первой инстанции обоснованно указал на выход за пределы установленных сроков эксплуатации транспортного средства.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2022 N 88-18199/2022
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в приобретенном у ответчика бывшем в эксплуатации автомобиле были выявлены недостатки, которые не были отражены в договоре. Добровольно ответчик отказался возвращать денежные средства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано. Кроме того, коллегия учитывает, что сам по себе расход моторного масла без доказанности превышения объема его расхода над критическим максимально допустимым объемом, установленным производителем, не является недостатком автомобиля, поскольку расход моторного масла в процессе эксплуатации может быть неизбежен ввиду конструктивных особенностей ДВС, естественного угара, испарения, перехода его в отложения, с увеличением данных параметров по мере эксплуатации ТС и в зависимости от длительности срока эксплуатации ТС. Истец, обязанный доказать данные обстоятельства, не предоставлял такие доказательства, о проведении экспертизы не ходатайствовал. Суд второй инстанции также пришел к выводу, что представленные квитанции от 26 июня 2021 года не подтверждают наличие недостатков.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая»
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019) «Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях департамента состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а именно: указание в конкурсной документации (пункт 10 информационной карты конкурсной документации) в нарушение названных выше норм права, требований к вместимости транспортных средств; нарушение требований названных выше норм права при установлении критерия «максимальный срок эксплуатации транспортных средств»; установление в подпунктах 25 и 30 информационной карты требований к содержанию и составу заявок на участие в конкурсе, ставящих претендентов, являющихся простыми товариществами, в неравное положение по сравнению с претендентами, являющимися иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Нормативные акты

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Федеральный закон от 29.12.2017 N 480-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.»;

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Правительство ограничит срок эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов

    Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU — Планируемое к введению ограничение срока эксплуатации транспортных средств в РФ коснется только грузовых автомобилей и автобусов, следует из проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части установления предельных сроков эксплуатации транспортных средств)», текст которого размещен на портале regulation.gov.ru в среду.

    Категории, соответствующие легковым автомобилям, в тексте законопроекта не значатся. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2015 года, кроме того, предусмотрено постепенное уменьшение допустимого срока службы транспортных средств (ТС) с момента их изготовления.

    Так, в отношении грузовых ТС с максимальной массой не более 3,5 тонн устанавливается предельный срок эксплуатации на уровне 18 лет на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. Как говорится в пояснительной записке к документу, эта мера затронет 30 тыс. автомобилей. На втором этапе срок эксплуатации ограничен на уровне 15 лет — на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года. Эта мера затронет 57 тыс. грузовиков. Третий этап предполагает ограничение на уровне 12 лет — на период с 1 июля 2018 года — эта мера коснется 97 тыс. машин.

    В отношении грузовиков с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн, устанавливается предельный срок эксплуатации на уровне 20 лет — на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. Как говорится в пояснительной записке к документу, эта мера затронет 30 тыс. автомобилей. На втором этапе срок эксплуатации ограничен на уровне 18 лет — на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года. Эта мера затронет 10 тыс. грузовиков. Третий этап предполагает ограничение на уровне 15 лет — на период с 1 июля 2018 года — эта мера коснется 14 тыс. машин.

    Для грузовиков с максимальной массой более 12 тонн устанавливаются следующие сроки: 28 лет — на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года. Эта мера затронет 7 тыс. 646 автомобилей. На втором этапе срок эксплуатации ограничен на уровне 26 лет — на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года. Эта мера затронет 10 тыс. 912 грузовиков. Третий этап предполагает ограничение на уровне 25 лет — на период с 1 июля 2018 года — эта мера коснется 8 тыс. 975 машин.

    Законопроект устанавливает предельные сроки эксплуатации для автобусов. Так, в отношении транспортных средств для перевозки пассажиров, имеющих, помимо места водителя, более восьми мест для сидения и максимальной массой не более 5 тонн устанавливаются следующие сроки эксплуатации: 18 лет — на период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2016 года, 15 лет — на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года и 12 лет — на период с 1 июля 2018 года.

    Для автобусов максимальной массой более 5 тонн устанавливаются следующие сроки: 25 лет — на период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года, 20 лет — на период с 1 января 2017 года по 30 июня 2018 года и 15 лет — на период с 1 июля 2018 года.

    Разбивки по различным весовым категориям автобусов авторы документа не приводят, отмечая лишь, что ограничение в 25 лет затронет 7 тыс. автобусов, в 20 лет — 12 тыс. и в 15 лет — 17 тыс. автобусов.

    При этом за нарушение предельных сроков эксплуатации транспортных средств будут взиматься административные штрафы: на граждан — в размере 30 тыс. руб., на должностных лиц — 50 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — 200 тыс. руб. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность сотрудников инспекции безопасности дорожного движения задерживать неправильно эксплуатируемый транспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *