Как разрядить натяжитель нижней цепи змз 406
Перейти к содержимому

Как разрядить натяжитель нижней цепи змз 406

  • автор:

Снятие и установка гидронатяжителей ЗМЗ-406

Гидронатяжитель — вспомогательный узел ГРМ (газораспределительного механизма), который обеспечивает постоянное натяжение цепи по мере ее растяжения в процессе эксплуатации. Устройство работает автоматически: под действием пружины и масла плунжер нажимает на башмак натяжителя и поддерживает необходимое натяжение цепи.

При износе цепи и башмака плунжер все дальше выходит из корпуса. Он оснащен запорным кольцом, которое постепенно перемещается по кольцевым канавкам и не позволяет ему двигаться в обратном направлении. Снимать гидронатяжитель нужно при неисправностях в работе ГРМ и замене цепи. Если натяжитель не имеет дефектов, его можно зарядить и установить на место.

Как снять натяжитель цепи на ЗМЗ 406?

На двигателе ЗМЗ 406 установлено два натяжителя аналогичной конструкции: для верхней и нижней цепи ГРМ.

Для удобства извлечения верхнего гидронатяжителя может потребоваться отсоединить трубопровод вакуумного усилителя тормоза от патрубка или снять топливный насос с креплений. Перед началом замены рабочую поверхность следует очистить от пыли.

Натяжитель установлен под крышкой с двумя болтами. При отвинчивании гаечным ключом, крышку нужно удерживать рукой, так как она находится под давлением пружины. Отворачивать болты необходимо равномерно.

После снятия крышки гидронатяжитель легко извлекается. Под крышкой расположена прокладка и шумоизоляционная шайба. Если они изношены, потребуется замена.

Нижний гидронатяжитель извлекается аналогично, главное обеспечить к нему свободный доступ. Иногда требуется отсоединить генератор.

Когда нужна замена гидронатяжителя?

Если натяжитель в хорошем состоянии, можно обойтись без его замены. Для этого перед установкой потребуется сделать зарядку устройства. При наличии следующих дефектов нужно поставить новую деталь:

  • задиры и забоины на плунжере и внутренней поверхности корпуса;
  • сломано стопорное или запорное кольцо;
  • плунжер «заедает» при движении внутри корпуса;
  • после фиксации запорного кольца плунжер перемещается в обратном направлении.

Как зарядить гидронатяжитель?

Натяжитель необходимо устанавливать в заряженном состоянии. Новая деталь уже заряжена и имеет чеку. Использованную потребуется зарядить вручную: для этого рекомендуется использовать специальную оправку из металла. В тисках с помощью отвертки или ключа нужно снять крышку натяжителя, извлечь пружину и плунжер. Если одновременно меняются два натяжителя, нельзя менять их плунжерные пары.

Инструкция для зарядки натяжителя с помощью оправки:

  1. смазать маслом внутреннюю поверхность корпуса и плунжер;
  2. зажать оправку в тисках в вертикальном положении;
  3. установить на нее корпус гидронатяжителя;
  4. вставить плунжер до упора;
  5. установить пружину;
  6. с усилием надавить пробкой на пружину до щелчка;
  7. завернуть резьбовую пробку, сжимая пружину.

Стопорное кольцо должно занять нужное положение.

После зарядки нельзя нажимать на плунжер, так как при этом кольцо выйдет из проточки и произойдет разрядка.

Установка

Гидронатяжитель для ЗМЗ-406 нужно установить на место по обратной схеме. С крышки необходимо снять расположенную по центру пробку для разрядки натяжителя после сборки.

Инструкция по установке натяжителя:

  • смазать корпус маслом и установить натяжитель в отверстие;
  • уложить прокладку;
  • закрыть крышкой и затянуть болты (если натяжитель новый, проволока для разрядки продевается в отверстие для пробки);
  • разрядить гидронатяжитель;
  • закрутить пробку на крышке.

Для разрядки нового натяжителя цепи достаточно извлечь проволоку или чеку. Чтобы подготовить к работе заряженный вручную, в отверстие под пробкой необходимо вставить отвертку, надавить или ударить молотком.

После установки гидронатяжителя на ЗМЗ-406 рекомендуется проверить уровень масла.

Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 406 ГАЗ-2705

Так как гидронатяжители постоянно поддерживают цепи в натянутом состоянии независимо от растяжения цепей и износа башмаков, отпадает необходимость в регулировке натяжения цепей в процессе эксплуатации

Плунжер 4 установлен в корпусе 5.

В плунжер вставлена пружина 6, которая сжата резьбовой пробкой 1.

В пробке 1 установлен обратный шариковый клапан 2. На плунжер 4 надеты запорное кольцо 3 и стопорное кольцо 7.

На рисунке натяжитель показан в нерабочем «заряженном» состоянии, когда стопорное кольцо 7 удерживает плунжер 4 от перемещения.

Чтобы привести натяжитель в рабочее состояние, «разрядить» его, нужно нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо 7 переместилось в проточку меньшего диаметра на плунжере, и под действием пружины 6 плунжер переместится из корпуса 5.

На двигатель гидронатяжитель устанавливается в заряженном состоянии.

Плунжер 4 под действием пружины 6 и масла, поступающего через клапан 2 из системы смазки двигателя, нажимает на башмак натяжителя и поддерживает цепь в натянутом состоянии.

По мере того как растягивается цепь и изнашивается башмак натяжителя, плунжер 4 дальше выходит из корпуса 5, при этом запорное кольцо 3 перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, препятствуя перемещению плунжера в обратном направлении.

При ударах цепи по башмаку натяжителя, например, при изменении режима работы двигателя плунжер 4 перемещается назад в корпус 5 на ширину проточки под запорное кольцо 3.

При этом он сжимает пружину 6. Кроме того, клапан 2 закрывается и дополнительно происходит демпфирование за счет того, что масло выдавливается через зазор между плунжером и корпусом.

Гидронатяжители верхней и нижней цепей абсолютно одинаковые.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Отвернуть болты 1, придерживая крышку 2, так как на нее воздействует усилие пружины.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Затем осторожно снять крышку 2 с прокладкой крышки и шумоизоляционной прокладкой гидронатяжителя.

Вынуть гидронатяжитель из канала в головке блока.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Отвернуть резьбовую пробку 1.

Гидронатяжитель запрещается зажимать в тисках, поэтому нужно зажать в тисках ключ и вставить в него гидронатяжитель.

Снять пробку 1 и вынуть пружину 2.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Вынуть плунжер 1 из корпуса 2 гидронатяжителя

Осмотр гидронатяжителя цепи

Запрещается разукомплектовывать плунжер и корпус гидронатяжителя.

  • 1. После разборки все детали промыть в бензине и просушить.

Осмотреть плунжер, если на его поверхности есть задиры или забоины, поломано запорное или стопорное кольцо, гидронатяжитель нужно заменить.

  • 2. Осмотреть корпус. Если на внутренней поверхности корпуса имеются задиры, глубокие царапины или повреждены кольцевые канавки под запорное кольцо, гидронатяжитель заменить.
  • 3. Плунжер в корпусе должен перемещаться свободно. Если плунжер в каком-либо положении «заедает» в корпусе, гидронатяжитель заменяют.
  • 4. Плунжер должен перемещаться в корпусе, когда запорное кольцо вошло в кольцевые канавки на корпусе, только в направлении, в котором он перемещается под действием пружины.

Если плунжер перемещается в обратном направлении, гидронатяжитель заменить.

Сборка и установка

Перед сборкой смазать плунжер и внутреннюю поверхность корпуса моторным маслом. Для сборки гидронатяжителя рекомендуется изготовить оправку, размеры которой показаны на рисунке: «Зарядка» гидронатяжителя с помощью кольца.

1. Зажать вертикально оправку в тисках.

  • 2. Установить на оправку корпус гидронатяжителя.
  • 3. Вставить в корпус плунжер до упора стопорного кольца плунжера в оправку.
  • 4. Вставить в плунжер пружину и заполнить натяжитель моторным маслом. Сжимая пружину, завернуть резьбовую пробку. При этом стопорное кольцо плунжера должно войти в проточку на корпусе и удерживать плунжер от перемещения, т.е. натяжитель будет заряжен.
  • 5. Снять гидронатяжитель с оправки. Не нажимать на плунжер, так как при этом стопорное кольцо плунжера выйдет из проточки на корпусе, и плунжер выйдет из корпуса, т.е. гидронатяжитель будет разряжен.

6. Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом: согнуть кольцо из полоски металла толщиной 1,0 мм и высотой около 15 мм.

Для этого можно использовать кусок ленты от старого ленточного хомута; вставить плунжер в корпус гидронатяжителя так, чтобы стопорное кольцо на плунжере встало напротив проточки в корпусе; положить согнутое кольцо на стол.

Установить на него корпус с плунжером так, чтобы кольцо вошло между корпусом и плунжером до упора в стопорное кольцо; вставить в плунжер отвертку и легким ударом молотка по отвертке передвинуть плунжер вниз.

При этом стопорное кольцо переместится на больший диаметр проточки на плунжере и войдет в проточку на корпусе, удерживая плунжер в заряженном состоянии; вставить в плунжер пружину.

Заполнить натяжитель моторным маслом и завернуть пробку, преодолевая усилие пружины; вынуть изготовленное кольцо.

Не нажимать на плунжер, чтобы не разрядить гидронатяжитель.

7. Смазать моторным маслом канал для гидронатяжителя в головке блока и установить туда гидронатяжитель до упора в башмак натяжителя.

На гидронатяжитель не нажимать, чтобы не разрядить его.

8. Установить в крышку 2 резиновую шумоизоляционную прокладку. Установить крышку 2 с прокладкой на головку блока, завернуть болты 1.

Отвернуть пробку 3 и через отверстие под пробкой нажать подходящим стержнем на гидронатяжитель, переместив его до упора, и затем отпустить.

Гидронатяжитель разрядится, его корпус под действием пружины упрется в крышку 2, и цепь будет натянута. Завернуть пробку 3 в крышку 2.

9. Таким же образом снимают и устанавливают гидронатяжитель нижней цепи.

Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом:

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Сводим губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм.

Не зажимайте в тисках корпус натяжителя. Разбирая сразу два гидронатяжителя, не перепутайте их плунжерные пары, т. к. они подобраны с определенным зазором.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Установив корпус натяжителя в тиски, как в зев ключа, отверткой с широким лезвием выворачиваем клапан.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Вынимаем из корпуса пружину

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Промываем все детали в бензине или керосине, продуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Из стального листа толщиной 0,8—1,0 мм вырезаем полосу (шириной 10—15 мм, и длиной 25 мм).

Круглогубцами или на оправке сгибаем ее в кольцо диаметром как у плунжера.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Изготовленной оправкой поджимаем в корпусе гидронатяжителя пружину.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Устанавливаем плунжер в корпус.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

При необходимости, тонкой отверткой направляем запорное кольцо

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Отверткой нажимаем на дно плунжера до упора.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

В плунжер устанавливаем пружину, а сам корпус – в тиски.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Преодолевая сопротивление пружины, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

У правильно заряженного натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус

Отверткой затягиваем клапан, удерживая корпус в тисках (как при разборке).

Не нажимайте на выступающий конец плунжера, а после установки в канал головки блока — на сам натяжитель

Разрядка гидронатяжителя цепи

После установки гидронатяжителя на двигатель его необходимо привести в рабочее состояние — разрядить.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Для этого ключом на 12 выворачиваем пробку из крышки гидронатяжителя.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Отверткой через отверстие нажимаем на натяжитель, который «разрядившись», вытолкнет ее.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Устанавливаем пробку на место.

Как разрядить натяжитель нижней цепи змз 406

Как зарядить гидронатяжитель на двигателе змз. При ремонте двигателя, а именно системы грм, что бы не покупать заново новый гидронатяжитель его можно просто перезарядить. Как это сделать?

гидронатяжитель

Гидронатяжителей бывает несколько видов. Рассмотрим на примере натяжителя змз.

Начинаем разбирать гидронатяжитель, вытаскиваем все из него как на картинке.

как зарядить гидронатяжитель

Откручиваем верхнюю часть натяжителя, там установлен плунжер. При откручивании зажимаем в тиски либо газовым ключом.

как зарядить гидронатяжитель

Для перезарядки натяжителя нам потребуется обычная иголка ( желательно с ушком или шариком ) иначе будет впиваться в палец.

как зарядить гидронатяжитель

Вставляем иголкой стопорное кольцо в проточку корпуса, при этом придерживая пальцем шток. Не обязательно вставлять полностью всё кольцо, будет достаточно вставить 2-5мм. стопорного кольца в проточку, при этом нужно придерживать шток, что бы стопорное кольцо не выскочило из паза.

как зарядить гидронатяжитель

Далее нажимаем на корпус натяжителя, тем самым сжимаем пружину и делаем хотя бы пол оборота, для того что бы схватилась резьба и можно было спокойно закрутить.

как зарядить гидронатяжитель

Обратите внимание: Закрутить верхнюю часть гидронатяжителя нужно хорошо, что бы в дальнейшем не открутилось и не выдавливало масло.

как зарядить гидронатяжитель

После того как гидронатяжитель был перезаряжен, устанавливаем его на место. После установки и затяжки болтов крышки, нужно выкрутить средний болт и нажать на гидронатядитель для его разряда, после чего закручиваем обратно болтик.

крышка гидронатяжитель

Теперь у вас должно появиться понимание как зарядить гидронатяжитель.

высоковольтный провод своими руками

Если снимали нижний гидронатяжитель цепи, то после установки гидронатяжителя обратно обязательно сделайте оборот двигателя в ручную и проверьте метки. Как правило метки сбиваются при снятии нижнего натяжителя из-за провисании цепи на звезде коленвала.

не могу разрядить гидронатяжитель

. не могу разрядить гидронатяжитель. при надавливании на торец клапана через отверстие в крышке гидронатяжителя.
при надавливании ощущается ход не более 2 мм этого я так понимаю мало для того что бы вышло стопорное кольцо из корпуса гидронатяжителя и стало на его шток.
с каким усилием нужно нажимать. может слабо давлю?

Сергей Астрахань
Завсегдатай

Регистрация 14 Июн 2007 Сообщения 1,434 Реакции 728 Баллы 294

Вот ты его вставил, затянул крышку, выкрутил пробку. Дальше вставляешь штырь, я шестигранник подходящий использую, он сперва должен провалиться глубоко, а потом как у тебя чуть должен ходить. Не забудь прокладку аммортизационную поставить.
Ты должен почувствовать в начале, как он проваливается, как сжимается пружина, а потом как отпускаешь,то же чувствуется как его пружина выталкивает. Если все это было то небольшой ход в конце это нормально, даже больше — это говорит о том, что все сделано правильно. Если гидронатяжитель будет стоять колом, то цепь там все размолотит.

Последнее редактирование: 11 Янв 2008

Syberian
Завсегдатай

Регистрация 12 Дек 2007 Сообщения 651 Реакции 1,044 Баллы 269

balaganov, а ты дедовским методом: каак б@хни по нему молотком! Должен отстрелить. Думаю так.
На Скорпах с цепью тоже натяжители стоят. Так его после покупки несешь до движка, как гранату! чуть задел за что-нить — отстреливает, и полторы тыщи коту под х. вост
Правда, потсаны научились их обратно заряжать с помощью огромных тисков

Merlin
Житель

Регистрация 10 Июл 2007 Сообщения 2,211 Реакции 1,407 Баллы 420
Сергей Астрахань, +1

Vestor
Постоялец

Регистрация 22 Ноя 2007 Сообщения 444 Реакции 336 Баллы 194

верхний или нижний? . если верхний, то просто сними клапанную крышку и длинной отвёрткой отстрели его изнутри. (если цепь растянутая и башмак далеко то гидрик просто упирается торцами в пазы головки и не может отстрелиться. тут его если молотить с плеча то можно и на новую ГБЦ попасть 😉 .
так. если нижний. тогда вставляешь гидрик на место, закручиваешь крышку. отворачиваешь среднюю заглушку. крутишь коленвал против часовой стрелки пока он не упрётся в натяг цепей. почувствешь 😉 . там всего чутка крутнуть. пробуешь отстрелить резким коротким ударом. крутишь к\вал ПО часовой стрелке. и пробуешь как там наш гидрик. если пружинит то всё в поряде если нет. тогда достаём его и пробуем отстрелить в руках. если не отстреливается то на свалку его. если отстрелился нормально тогда пробуем процесс отстрела на двигателе. чудес не бывает 😉 . варианта всего два

balaganov
Постоялец

Регистрация 5 Янв 2008 Сообщения 358 Реакции 187 Баллы 145

Vestor, . так пришлось и сделать. снимал верхнюю крышку и отодвигал отверткой изнутрицепь вместе с упором натяжной звёздоски. получилось с первого раза. но самое интересное не в этом. я когда старый вынимал то он оказался в разобранном состоянии т.е. открутилась верхняя крышечка гидронатяжителя в которой шариковый клапан и которая стягивает пружину в корпусе. как я понимаю в таком разобранном состоянии он работать нормально просто не мог. тоесть он просто натягивал цепь силой пружины без гидравлики. просто удевляюсь как вообще цепь не молотила по блоку.
нижний уже просто побоялся менять. из за того что пришлось прижимать верхний изнутри. что бы разрядился. с нижним такого фокуса не получиться

Добавлено через 29 минут 17 секунд
. сегодня ещё гляну нижний . так ка вчера уже побоялся поменять. думал если не отстрелит как верхний то с нижним прижать изнутри уже не получится. теперь попробую по вашему совету так. если нижний. тогда вставляешь гидрик на место, закручиваешь крышку. отворачиваешь среднюю заглушку. крутишь коленвал против часовой стрелки пока он не упрётся в натяг цепей. почувствешь 😉 . там всего чутка крутнуть. пробуешь отстрелить резким коротким ударом. крутишь к\вал ПО часовой стрелке. и пробуешь как там наш гидрик. если пружинит то всё в поряде если нет. тогда достаём его и пробуем отстрелить в руках. если не отстреливается то на свалку его. если отстрелился нормально тогда пробуем процесс отстрела на двигателе. чудес не бывает 😉 . варианта всего два
хотя может быть просто проверить надавливанием через заглушку?если ход будет нормальный и не будет клинить то можно и не лезть. вот только если он будет тоже раскрученный. боюсь что я это через пробку надавливанием не определю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *