Гтц что это в машине
Перейти к содержимому

Гтц что это в машине

  • автор:

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Что такое главный тормозной цилиндр (или просто ГТЦ), раньше знали все. Сейчас о нём вспоминают намного реже: у ГТЦ заметно выросла надёжность, и на новых машинах он практически не подводит. Но к сожалению, если не выполнять некоторые важные условия, на машине даже с небольшим пробегом ГТЦ всё же может выйти из строя. Сегодня вспомним о том, что это за цилиндр, как он работает, от чего может сломаться и как продлить ему жизнь.

Был один, стало два

ГТЦ – деталь немного парадоксальная. Устройство цилиндра вроде несложное, а вот объяснить на словах, как он работает, не так уж и просто. Но попытаться надо.

Если на посмотреть на ГТЦ, стоящий под капотом машины, можно заметить, что он состоит из двух отдельных деталей – бачка с тормозной жидкостью и продолговатой железки под ним. Вот эта железка и есть непосредственно цилиндр. Как правило, это двухсекционный цилиндр с двумя поршнями. Раньше, бывало, ставили и цилиндры попроще – с одной секцией, но это было не совсем безопасно. Если по какой-то причине ГТЦ переставал работать, переставали работать и тормоза на всех колёсах. Чтобы как-то подстраховаться, тормоза стали делать двухконтурными, причём каждый из контуров должен уметь работать независимо от другого. Чаще всего используют диагональную схему, при которой один контур отвечает за торможение левого переднего и правого заднего колёс, а второй – правого переднего и левого заднего. Однако бывают и другие схемы. Например, когда один контур отвечает за одну свою ось или когда один контур работает на все четыре колеса, а второй – на какие-то два для подстраховки первого. В любом случае сейчас одноконтурные ГТЦ не используются – у них нет возможности остановить машину в случае неисправности единственного контура.

Как устроен цилиндр? Основные части обычного двухконтурного ГТЦ – это корпус цилиндра, два поршня с уплотнительными резиновыми элементами (манжетами), две возвратные пружинки и толкатель. Когда мы нажимаем педаль тормоза, толкатель начинает давить на стоящие последовательно поршни обоих контуров (само собой, с помощью вакуумного усилителя). Поршни продавливают возвратные пружинки и перекрывают компенсационные каналы. Перепускной клапан открывается, а тормозная жидкость начинает идти по магистралям в исполнительные механизмы – рабочие тормозные цилиндры колёс. В это время пространство за поршнями заполняется тормозной жидкостью из бачка, который стоит на цилиндре. Это необходимо для того, чтобы в гидравлическую систему не попал воздух. Оно и понятно: рабочее тело гидравлических тормозов – это жидкость, которая по определению должна быть несжимаемой (иначе она не смогла бы так сильно прижимать колодки к тормозному диску). Но если в эту жидкость попадёт воздух, она эту несжимаемость утратит, и тормоза работать не будут.

Как только водитель убирает ногу с педали тормоза, возвратные пружинки толкают поршни обратно, и они возвращаются в исходную позицию. При этом та тормозная жидкость, которая в начале процесса попала внутрь цилиндра, через перепускной клапан возвращается обратно в бачок.

В общем-то, всё просто. Но со временем некоторые элементы ГТЦ изнашиваются, и эффективность тормозов становится заметно ниже. А в некоторых случаях они могут пропасть окончательно.

Ничто не вечно под луной

Существуют три основные вида поломки ГТЦ. Это течь манжеты поршня, её медленная течь и течь тормозной магистрали. Насчёт магистрали всё понятно: и к цилиндру, и от него идут трубки, и если какая-то из них лопнет (например, проржавеет), из неё вытечет тормозная жидкость. Нет жидкости – нет и давления, обеспечивающего работу тормозных механизмов. Тут всё просто и понятно. Но, главное, такую неисправность легко заметить по следам этой жидкости на трубках, а если повезёт, то и по всему подкапотному пространству. Намного интереснее течи, которые могут начаться внутри цилиндра.

Педаль тормоза, которая при нажатии сразу же проваливается в пол, говорит о том, что какой-то из уплотнителей поршня (или сразу несколько) окончательно выработал свой ресурс. Если дело только в манжетах одного поршня, перестанет работать один соответствующий контур. Машина при этом останавливаться будет, но для этого придётся тормозить в пол, а замедление будет очень неэффективным. Кроме того, если на машине нет ABS, её очень легко отправить в занос. Представьте сами: тормозит только половина колёс, причём по диагонали. Тормозная сила на разных колёсах практически никогда не бывает одинаковой, а стоящих на разных осях – тем более. В этом случае будет ощущение, будто тормозит только одно переднее колесо. Остановиться, конечно, можно, но делать это надо очень осторожно и сильно заранее.

Другая ситуация – это когда усилие на педали в начале хода нормальное, но если педаль держать нажатой, она начинает медленно уходить в пол. В этом случае речь идёт о том, что правильно называть медленной течью уплотнителя поршня. Ситуация очень похожа на первую, но имеет существенное отличие: в начале торможения работают механизмы всех четырёх колёс. Кроме того, тормоза легко «накачать», отпустив педаль и нажав её снова или путём нескольких нажатий на педаль. С медленной течью машина тормозит, конечно, лучше, но поводов для радости быть не должно: в любой момент медленная течь может стать быстрой. Так что расслабляться не стоит.

На всякий случай напомню, что любая неисправность тормозов приводит к запрету эксплуатации ТС. Не важно, работает ли хотя бы один контур тормозов, насколько медленно проваливается педаль тормоза – в любом случае ездить с этими неполадками нельзя по правилам. И по здравому смыслу тоже это очень опасно.

Грязь, вода и возраст

Как я уже говорил, чаще всего проблемы ГТЦ вызваны износом резиновых манжет-уплотнителей. Понятно, что это самые нежные элементы, которые изнашиваются быстрее остального железа. Тем не менее на практике встречаются и другие неисправности цилиндра. Например, со временем меняются характеристики возвратных пружин поршней, из-за чего они не могут возвращать поршни в изначальное состояние после отпускания педали тормоза.

Со временем изнашивается и зеркало цилиндра. Симптомы в этом случае очень похожи на те, что характерны для течи уплотнений – жидкость перепускается не так, как следует, педаль проваливается, а работа одного или обоих контуров становится малоэффективной или вовсе невозможной.

Теоретически в природе существуют ремкомплекты для ГТЦ. Обычно это просто набор манжет, которые можно заменить. Однако в последнее время ГТЦ всё чаще относят к неремонтируемым деталям и в случае поломки его просто меняют. Есть у меня подозрение, что в наше время цилиндры всё чаще начнут ремонтировать, потому что их стоимость на некоторые машины стала не вполне нормальной. Например, на очень бюджетный Volkswagen Polo Sedan в некоторых магазинах за него просят до 45 тысяч рублей. Правда, хороший аналог можно купить в пределах 10 тысяч, но ценообразование у нас непредсказуемое. Так что иногда действительно имеет смысл заменить манжеты: это не так дорого, а проблема чаще всего именно в них.

Но ещё лучше постараться продлить ГТЦ жизнь. Это не так сложно, как кажется. Если откинуть возраст, то все проблемы тормозного цилиндра вытекают из старой тормозной жидкости.

Первая проблема – это физический износ уплотнителей и зеркала цилиндра. В тормозной жидкости всегда есть некоторые продукты износа (хотя бы от коррозии тормозной магистрали), а эти продукты в виде мелких твёрдых частиц работают как абразив. Чем жидкость чище, тем меньше в ней этой дряни и дольше жизнь ГТЦ.

Вторая проблема – это коррозия. Все прекрасно знают, что тормозная жидкость очень гигроскопична и легко впитывает воду. Эта вода провоцирует быструю коррозию и магистралей, и самого цилиндра. Понятно, что износ от этого идёт намного быстрее.

И, наконец, третья причина – кавитация. То есть, физический износ зеркала цилиндра микроскопическими пузырьками воды в тормозной жидкости. Выглядит это как коррозия, хотя имеет другую причину. А вот источник беды тот же – вода в «тормозухе».

Так что вывод один: не хотите менять ГТЦ – меняйте вовремя тормозную жидкость. Лучше всего это делать раз в два года или раз в 60 тысяч пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). А кроме того, советую не затягивать с заменой ржавых тормозных трубок: так они и не лопнут, и не будут слишком быстро загрязнять свежую тормозную жидкость.

Гтц что это в машине

Главный тормозной цилиндр является одним из основных элементов тормозной системы автомобиля, который преобразовывает усилие от ноги водителя на педали тормоза в давление гидравлической (тормозной) жидкости в тормозной системе.

Для чего нужен главный тормозной цилиндр?

Если говорить коротко, то задача главного тормозного цилиндра заключается в преобразовании усилия ноги человека, которое ограничено его физическими возможностями в давление гидравлической жидкости, достаточного, чтобы остановить как малолитражный автомобиль, так и большой джип или грузовик. Основные элементы главного тормозного цилиндра – корпус, резервуар для тормозной жидкости, поршни с толкателями, уплотнительные манжеты, возвратные пружины.

Не будем останавливаться на подробной конструкции главного тормозного цилиндра и этапах работы, т.к. для этого потребуется целая лекция. Скажем проще – главный тормозной цилиндр, совмещенный с вакуумным усилителем, помогает достичь высокого давления тормозной жидкости в системе. Это давление, изначально созданное ногой человека на штоке от педали тормоза, а затем многократно увеличенное вакуумным усилителем, используется затем на колесах для сжатия колодок. И понятно, что без главного тормозного цилиндра и усилителя не обойтись, т.к. силы ноги человека ни при каких обстоятельствах и конструктивных ухищрениях не хватит, чтобы создать давление, способное так сильно сжать колодки, чтобы многотонная машина быстро остановилась.

Главный тормозной цилиндр не только помогает человеку «давить» на тормозные колодки. Он регулирует, чтобы давление в системе разделялось на два отдельных направления (на два контура) для надежности (если в одном из контуров будет неисправность и тормоза не сработают, то автомобиль все равно затормозит, т.к. второй контур поможет).

Как часто менять главный тормозной цилиндр?

Главный тормозной цилиндр – достаточно сложный механизм и хотя он и его детали не являются быстроизнашивающимися, необходимость ремонта или замены главного тормозного цилиндра все-таки возникает. Причины могут быть разные – например износ деталей, которые отвечают за уплотнение механизмов, поскольку в главном тормозном цилиндре имеются движущиеся поршни, клапаны, присутствует рабочая жидкость под давлением. Долговечность главного тормозного цилиндра изначально зависит от наличия слабых мест в конструкции, от качества используемых компонентов, от соблюдения периодичности обслуживания тормозной системы.

На неисправность могут указать например падение тормозной жидкости в бачке, провалившаяся педаль тормоза и др. Главный тормозной цилиндр может быть ремонтопригодным (путем замены отдельных компонентов), а порой, при определенных неисправностях или особенностях конструкции главный тормозной цилиндр приходится менять в сборе.

Замена главного тормозного цилиндра

Главный цилиндр тормозной системы – важная деталь, а выход из строя цилиндра приводит к частичной или полной неисправности всей тормозной системы авто. Замена главного тормозного цилиндра при его неисправности, которая не подлежит ремонту – самая важная процедура, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров. Любая серьезная неисправность тормозной системы, произошедшая при движении автомобиля, может стать причиной трагедии.

Трагедию лучше предотвратить и провести диагностику состояния тормозной системы и всего автомобиля, а специалисты нашего автоцентра получат исчерпывающую информацию о работе всех систем авто. Полная информированность о работоспособности тормозной системы позволяет определить степень износа и функциональную работоспособность главного тормозного цилиндра.

№ п\п Наименование услуг Кол-во Стоимость в руб.
1 Работы по замене главного тормозного цилиндра шт. 1000

Показатели, указывающие на обязательную замену тормозного цилиндра:

  • Замена показана при уменьшении эффективности работы тормозной системы, когда ощутимое сопротивление нажатию на педаль стало значительно слабее, а прокачка тормозов не принесла никаких изменений.
  • Если вы обратили внимание на возникшую утечку жидкости из тормозной системы, через вышедшие из строя уплотнения ГТЦ, и постоянно падающий уровень жидкости в бачке системы. Если были заменены манжеты цилиндра, а проблема осталась на прежнем уровне, то вашему автомобилю стоит обратиться к специалистам автоцентра для установки исправного нового устройства.

Схема главного тормозного цилиндра

А1, А2 — компенсационные отнерстия;
Б1, Б2 — перепускные отверстия;
В, Г, Д. Е — полости;
1 — корпус;
2 — трубка;
3 — соединительная втулка;
4 — бачок;
5 — защитный колпачок;
6 — датчик сигнализатора аварийного
падения уровня тормозной жидкости;
7 — упорное кольцо;
8 — наружная манжета;
9 — направляющая втулка;
10, 17 — поршни;
11 — стопорное кольцо;
12 — уплотнительное кольцо;
13 — шайба поршня;
14, 16 — манжеты;
15, 18 — упорные шайбы;
19 — пружина;
20 — пробка;
21 — болт держателя пружины;
22 — держатель пружины;
23 — пружина.

главного тормозного цилиндра

Настройка работы стояночного тормоза

Стояночный тормоз многие автовладельцы называют ручным тормозом. Работоспособность этого компонента нуждается в периодической проверке. Ее желательно проводить после прохождения автомобилем 30 000 км. Осуществляйте проверку даже в тех случаях, когда вам кажется, что все работает исправно.

При этом сама проверка процедура проверки довольно проста и знакома многим автовладельцам. Необходимо выжать до упора ручку стояночного тормоза, завести машину и плавно тронуться с места на первой передаче (без использования педали газа). Если авто не сможет тронуться и заглохнет, значит, ручник работает исправно. Если же машина едва заметно движется вперед, значит, необходимо провести диагностику – вполне вероятно, ручной тормоз нуждается в ремонте.

В большинстве случаев работы по восстановлению данного узла ограничиваются подтяжкой ручного тормоза, но иногда приходится менять сам трос. Подтянуть стояночный тормоз можно в автоцентре «Лидер». Однако многие автомобилисты справляются с этой проблемой самостоятельно.

Алгоритм действий по выполнению настройки ручного тормоза

Чтобы качественно отрегулировать ручник, необходимо позаботиться о подъеме транспортного средства. Хорошо, если есть смотровая яма или подъемник. Если же таких возможностей нет, приподнимаем при помощи домкрата заднюю часть авто. Обязательно подставляем упоры под колеса и убеждаемся, что машина надежно зафиксирована на месте. Также стоит обратить внимание на качество домкрата, поскольку некоторые «подпольные» механизмы способны просто сложиться если слишком сильно поднять автомобиль.

Стоит отметить, что в некоторых моделях транспортных средств регулировку стояночного тормоза можно проводить прямо в салоне. В связи с этим, перед началом работы изучите технические характеристики машины и просмотрите инструкцию по обслуживанию ее тормозной системы.

  1. Поднимите на три щелчка рычаг ручника;
  2. Ослабьте уравнительную гайку;
  3. С помощью регулировочной гайки натяните тросик привода. Если это не помогает и тросик по-прежнему находится в ослабленном состоянии, значит, он нуждается в замене;
  4. Натяжку тросика необходимо проводить при вытянутой рукояти стояночного тормоза на то количество щелчков, которое предусмотрено для вашего автомобиля.
  5. Далее необходимо проверить степень натяжения. При правильной настройке ручника, задние колеса вам с большим усилием удастся провернуть руками. Затяните уравнительную гайку;
  6. Отпустите полностью стояночный тормоз. Проверните еще раз задние колеса. Если они вращаются ровно, без рывков, значит, все выполнено правильно.
  7. Для окончательной проверки ручника, опустите автомобиль на землю и убедитесь в работе стояночного тормоза посредством первой передачи, как это описывалось выше.

Вопросы эксплуатации

Многие водители допускают ошибку, не пользуясь стояночным тормозом, из-за чего он быстро выходит из строя. Как правило, тросы закисают, происходит полный разлад тормозной системы. Также нельзя оставлять машину на длительное стояние с натянутым ручником, поскольку велика вероятность, что колодки приржавеют к тормозным барабанам.

старый и новый тормозной цилиндр

Старый и новый тормозной цилиндр от Ford Puma 97 года выпуска

Особенно внимательными к ручному тормозу следует относиться владельцам машин с АКПП. Эта система при определённом режиме блокирует валы передач, и автомобиль не покатится даже с уклона, именно поэтому некоторые водители просто игнорируют ручники.

Всё про главный тормозной цилиндр автомобиля

Smiley face

Тормозная система – один из важнейших компонентов безопасности как самого водителя, так и остальных участников дорожного движения. Конструкторы постарались сделать ее максимально надежной, но без нормального технического обслуживания даже самая надежная система рано или поздно даст сбой. И хорошо, если такой сбой обойдется только потраченными нервами.

Пожалуй, говорить, что главный тормозной цилиндр (ГТЦ) – основная часть системы гидропривода тормозов, не совсем корректно. Просто потому что второстепенных деталей в тормозной системе нет и быть не может, всё должно работать идеально и без какого-либо намека на неисправность. Но во всей цепочке передачи усилия от педали тормоза до тормозных колодок главный цилиндр, действительно, выполняет одну из важнейших функций.

Конструкция и принцип действия

Задача главного цилиндра – преобразовать нажатие на педаль тормоза в усилие на каждом из суппортов. Для надежности все современные цилиндры делаются двухсекционными, причем каждая из секций обслуживает отдельный контур тормозной системы. Поэтому даже при повреждении на одном из участков тормоза всё равно будут работать, хоть и не так эффективно.

Smiley face

Компоновка гидропривода.
а) Параллельная 4+2 с двойной страховкой на передней оси.
б) Параллельная 2+2, используется в заднеприводных автомобилях.
в) Диагональная 2+2, используется в переднеприводных автомобилях.
1. Главный тормозной цилиндр.
2. Регулятор давления тормозной жидкости на задней оси.
3, 4. Рабочие контуры.

Конструкция ГТЦ довольно простая: внутри корпуса тандемно (один за другим) расположены 2 поршня. При нажатии педали тормоза усилие через шток передается на первый поршень. Он сдвигается вперед, сжимая тормозную жидкость и создавая давление в первом тормозном контуре. Одновременно он толкает вперед и второй поршень, который создает давление во втором контуре. В те отсеки корпуса, которые расширяются при движении поршней, поступает жидкость из компенсационного бачка. Если педаль тормоза отпустить, поршни возвращаются в исходное положение за счет пружин, а давление внутри цилиндра выравнивается, опять же, за счет жидкости в компенсационном бачке.

Благодаря тому, что жидкость почти не сжимается под давлением, усилие быстро и полностью передается на каждый из тормозных цилиндров.

Smiley face

Конструкция главного тормозного цилиндра.
1. Шток вакуумного усилителя тормозов; 2. Стопорное кольцо;
3. Перепускное отверствие первого контура;
4. Компенсационное отверстие первого контура;
5. Первая секция бачка; 6. Вторая секция бачка;
7. Перепускное отверстие второго контура;
8. Компенсационное отверстие второго контура;
9. Возвратная пружина второго поршня;
10. Корпус главного цилиндра;
11. Манжета; 12. Второй поршень; 13. Манжета;
14. Возвратная пружина первого поршня;
15. Манжета; 16. Наружная манжета;
17. Пыльник; 18. Первый поршень

Компенсационный бачок также разделен на 2 секции, чтобы в случае утечки необходимое количество жидкости оставалось хотя бы в одной из них. В некоторых разновидностях на ГТЦ ставятся 2 отдельных бачка, и тогда при контроле за уровнем тормозной жидкости нужно проверять оба по отдельности.

Внутри расширительного бачка установлен датчик уровня, и при критическом снижении уровня тормозной жидкости загорится сигнал на контрольной панели.

Главный тормозной цилиндр – устройство достаточно надежное за счет своей простоты, служит долго и выходит из строя в основном из-за износа от времени.

Поломки ГТЦ

Чаще всего в тормозном цилиндре выходят из строя резиновые детали: прокладки, уплотнители, манжеты. Повреждения появляются из-за попадания внутрь твердых частиц, например, металлической стружки или песчинок. А от некачественной тормозной жидкости резина разбухает и создает дополнительное сопротивление педали тормоза. При повреждении внутренних уплотнителей возможно даже заедание поршней, и это опять-таки будет чувствоваться как «тугая педаль».

Вторая распространенная поломка – утечки тормозной жидкости, как из стыков самого ГТЦ, так и из других участков гидропривода: соединительных штуцеров, тройников, колесных цилиндров. При утечках понижается давление в тормозной системе и педаль будет проваливаться или увеличится ее свободный ход.

В обоих случаях, как бы ни проявлялись неполадки в тормозной системе, необходимо обращаться на СТО за диагностикой и ремонтом. Если не сильно тянуть с этим вопросом, можно обойтись заменой ремкомплекта цилиндра, не меняя всю деталь целиком.

В ремкомплект входит, как правило, набор всех необходимых колец, уплотнителей и шайб, а также в некоторых случаях сменные поршни и пружины. Всё зависит от производителя, насколько он рассчитал срок службы детали.

Smiley face

При длительном использовании выходит из строя внутренняя поверхность цилиндра: появляются царапины, задиры, раковины от кавитационных процессов. В этом случае менять ремкомплект уже бесполезно, под замену идет вся деталь.

Техобслуживание тормозного цилиндра

В основном ТО сводится к еженедельной проверке уровня тормозной жидкости. Если уровень остается постоянным – система в порядке и особого внимания не требует.

Важный момент – регулярная замена тормозной жидкости, поскольку, как и любой расходник, она теряет свои свойства в процессе эксплуатации. Накопление мелких частиц, поглощение влаги из атмосферы и просто ухудшение ее качества приводит к досрочному износу большинства элементов тормозной системы. При покупке нужно обращать внимание на спецификации, указанные на этикетке: химический состав тормозной жидкости может и не подойти для использования в определенной марке автомобиля, так что лучше подбирать ту, которая не повредит уплотнители. И, конечно, выбирать качественную автохимию, а не искать на рынке подешевле: такая экономия никогда не окупается.

Smiley face

При самостоятельном доливе или замене тормозной жидкости необходимо следить, чтобы пыль не попала внутрь бачка. Хоть там и установлен сетчатый фильтр, чем чище будет внутри системы – тем дольше она прослужит.

Советы по подбору нового тормозного цилиндра и какие бренды лучше – читайте наш «Гид покупателя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *