Как работает паркинг в акпп
Перейти к содержимому

Как работает паркинг в акпп

  • автор:

Как работает паркинг (парковка, P) в АКПП?

Когда Вы паркуете автомобиль у своего дома и ставите Паркинг, то может показаться, что механизм паркинга работает довольно-таки просто. Более того, возможно, Вы уже, возможно, слышали версию о том, некий зубец фиксирует крутящуюся шестерню, в результате чего автомобиль фиксируется на стоянке и никуда без нас не уедет. Всё на самом деле обстоит так. Но на самом деле, определённые сложные требования предъявляются всё же к этому механизму:

  • Вы должны быть в состоянии расцепить фиксатор и зубец, когда автомобиль находится на склоне (вес автомобиля опирается на механизм);
  • Вы должны быть в состоянии задействовать механизм, даже если фиксатор не может войти между зубьев;
  • после того, как Вы зафиксировали автомобиль, фиксатор не должен вылезти из шестерни и дать автомобилю уехать;
  • механизм должен быть снабжён защитой «от дурака» — чтобы если водитель вдруг попытается включить паркинг на ходу, не случилось ничего страшного, что может случиться, когда фиксатор войдёт в движущуюся с высокой скоростью шестерню.

Весь механизм должен делать всё перечисленное очень аккуратно.

Изображение ниже объясняет, как работает паркинг на АКПП в Вашем автомобиле и удерживает его от скатывания.

Фиксатор АКПП, работающий в паркинге

На рисунке показана шестерня выходной передачи. Механизм паркинга входит в зацепление с зубьями на шестерне, чтобы удержать автомобиль в неподвижном состоянии.

При этом, есть небольшой нюанс — когда Вы ставите паркинг, то он перемещает фиксатор между зубьев шестерни, не просто фиксируя его там, а прижимая. При этом, фиксатор не жёстко втиснут между зубьев, а сильно прижимается туда пружиной. Это нужно в двух основных целях:

  • Шестерня может установиться таким образом, что фиксатор не попадёт между двух зубьев. В этом случае, когда фиксатор упирается прямо в зубец шестерни выходной передачи, мы бы не смогли поставить рычаг в режим паркинга вообще, если бы фиксатор напрямую приводился бы в движение рычагом АКПП. Здесь же фиксатор при постановке на паркинг упирается в выступающий зубец, но при попытке авто откатиться вперёд или назад шестерня начинается медленно прокручиваться, пока фиксатор не попадёт между зубьев и не зафиксирует шестерню вместе с автомобилем. Вот почему мы иногда чувствуем, что автомобиль немного откатывается после установки рычага АКПП в паркинг.
  • При существенной нагрузке шестернёй на фиксатор (а нагрузка может быть очень сильной), последний может попросту сломаться. При этом, его части могут попасть в другие детали и узлы АКПП, что приведёт к ещё одной поломке. Поэтому у фиксатора есть возможность откатиться назад. А его форма сделана таким образом, что при очень сильной нагрузке он и правда вылетает из зубьев шестерни. Вот почему во всех инструкциях к автомобилям написано, что нельзя использоваться режим паркинга в АКПП в целях длительной стоянки, и рекомендуется для этого использовать ручной тормоз.

Как правильно парковать автомобиль с автоматической коробкой передач

Почему нельзя при парковке сразу ставить автомобиль на паркинг.

Вы знаете, как правильно проводить процесс паркинга машины с автоматической трансмиссией, после того как вы окончательно припарковали авто? К сожалению, многие это делают неправильно, нагружая АКПП и снижая ее ресурс. Вот почему нельзя сразу после остановки ставить автомобиль на паркинг.

Когда вы останавливаете машину и сразу переключаете АКПП в режим «Паркинг», отпустив затем педаль тормоза, ваш автомобиль может немного катиться до тех пор, пока маленький стальной штифт в коробке передач не застопорит шестеренку на валу коробки передач. Вот как выглядит этот небольшой штифт в автоматической коробке передач. Сами понимаете, что крошечный кусок металла не должен держать вашу тяжелую машину от скатывания. Вы представляете, какая нагрузка идет на этот штифт, удерживающий машину на месте в режиме паркинга?

Вот почему так важно ставить на неровной дорожной поверхности автомобиль с АКПП, используя ручник. Итак, вот правильный способ парковки на автомате:

Остановив автомобиль там, где вы хотите, удерживайте его на месте ножным тормозом. Далее переведите АКПП в нейтральное положение (N). Поднимите ручной тормоз (ручник) или нажмите кнопку ручного тормоза (если ваша машина оснащена электронным ручником). Отпустите педаль тормоза. Ваша машина будет удерживаться ручником. Затем переведите ручку АКПП в режим «Паркинг» (Р).

Эта последовательность спасет вашу коробку от преждевременного износа. Возьмите себе за правило оставлять автомобиль на стояночном тормозе (ручнике). Особенно там, где дорожная поверхность имеет даже небольшой уклон.

Что делать зимой: как парковать автомобиль с АКПП в зимнее время?

К сожалению, вышеописанный способ хорошо работает в теплое время года, когда нет опасений, что паркинг на ручнике приведет к замерзанию тормозных колодок, активированных ручным тормозом. Но что делать в зимнее время, когда оставлять машину на ручном тормозе на ночь в морозную погоду нельзя, поскольку это может привести к примерзанию тормозных колодок к тормозным барабанам или к тормозным дискам?

В этом случае у вас есть только два способа паркинга. Первый – это найти ровное место для стоянки машины, где она не будет скатываться с места. Второй способ – воспользоваться куском дерева, кирпичом, камнем, упором и т. п., для того чтобы подсунуть его хотя бы под одно колесо. Это позволит заблокировать автомобиль и предотвратить его скатывание.

Главное не забывайте, что режим паркинга на АКПП не предназначен для основного удерживания машины от скатывания. Когда это возможно, для удержания автомобиля нужно использовать только тормозную систему.

Режим паркинг АКПП. Принцип работы, как это устроено в «автомате». Разбиваем мифы

Вот мифов связанных с режимом «паркинга» просто отбавляй, практически все они связаны со стоянкой! Кто-то считает — что не в коем случае, нельзя оставлять машину на паркинге, а нужно обязательно ставить на «нейтральную передачу», и на «ручник». Другие говорят, что это просто супер удобно и всегда этим пользуются, третьи утверждают — что при «паркинге» блокируются тормозные колодки спереди или сзади, поэтому машина фиксируется! А где же правда, как работает автомобиль, переведенный в это положение, давайте разбираться …

Режим паркинг АКПП, автомат, как работает, технически

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Так колодки или нет?
  • Как происходит блокировка?
  • Подробнее про «паркинг»
  • Запуск авто
  • Если машина стоит на «паркинге», а вы ее буксируете

Для начала сразу хочу сказать тем, кто заверяет — что ставить на этот режим на стоянке нельзя! Ребята это не правда. Слово «Parking» изначально английское, если перевести, то означает – «стоянка». Таким образом, производители намекают, что при остановке, нужно включать именно этот режим. Это своего рода поставить машину на передачу, если сравнивать с механикой.

режим на АКПП

Так колодки или нет?

Отвечу сразу и на второй миф – а именно, что автомобиль блокирует передние или задние тормозные колодки. Это также не так, тормозная система вашей машины не участвует в «стоянке», она не имеет никакого отношения к блокировке автомата. Хотя вроде бы как это логично.

переводим рычаг

Не делается это еще и по той причине, что в зимний период времени колодки попросту могут примерзнуть к поверхности диска, поэтому искали другое решение именно на уровне трансмиссии и знаете — нашли.

Как происходит блокировка?

Сейчас немного вспомню механическую трансмиссию. Итак, в «механике» есть замечательная возможность ставить «автомобиль на передачу», то есть вы не используете стояночный тормоз, не используете другие методы блокировки, а просто оставляете – скажем, на «первой скорости» и машина никуда не двигается.

Но почему? Просто потому что — механика это «жесткое зацепление» (шестерни «коробки», жестко связаны с диском сцепления – маховиком и далее двигателем). Пока силовой агрегат не работает — движения не будет! Конечно, вы можете разомкнуть эту цепь и если авто стоит под горку он покатится, просто ставим на «нейтраль». Таким образом, вы отсекаете трансмиссию от мотора, она может «вращать валами» без него!

Однако в автомате, все по-другому, как мы знаем, в нем нет сцепления в понимании механики, здесь крутящий момент передается при помощи гидротрансформатора, а вот у него нет жесткого зацепления (читаем здесь). Поэтому на передаче оставить АКПП нельзя, просто не получится!

Но вот говорят что «паркинг» — это как раз блокировка трансмиссии, но как это происходит?

Подробнее про «паркинг»

Сам режим действительно блокирует трансмиссию, только здесь это сделано по-другому. Чтобы машина заблокировалась, нужно «жестко» остановить один из валов АКПП. Так и реализовано – банально включают блокировку.

рычаг АКПП

Физически это реализовано так – на рабочую шестерню АКПП, с одного конца одевается специальная стопорная шайба (она жестко сидит на шестерне), сделана она выступами или «зубьями», при «паркинге» в нее заходит специальный рычаг, который останавливает эти зубья – блокируя шестерню.

шестерня и рычаг

Когда переводите авто в этот режим — то слышан характерный щелчок, это заходит рычаг в «стопорную шайбу». Он приводится в действие тягой.

При такой блокировке, машина никуда не денется — передние колеса не смогут вращаться, ибо связанная с ними трансмиссия заблокирована.

автомат

После «стоянки» при запуске автомобиля вы должны перевести рычаг в положение «D – DRIVE», из блокированной шестерни уходит рычаг, она может опять свободно вращаться. Как видите достаточно легкая и простая конструкция.

Запуск авто

Вообще режим «паркинга» сложно переоценить. По сути простая блокировка, но сколько пользы! Например, вы не сможете запустить авто если он у вас стоит в других режимах (отличных от «P» — PARKING). Как я считаю это правильно, ведь на «DRIVE», машина просто поедет вперед, создав тем самым аварийную ситуацию.

Про кнопку на рычаге, на некоторых авто есть кнопка (без нее не включить и не выключишь режимы), но зачастую делается это на уровне рычага, а не на уровне трансмиссии. Служит она для того — чтобы нечаянно не перевести рычаг в ненужный режим.

кнопка на рычаге

Если машина стоит на «паркинге», а вы ее буксируете

Такое бывает по неопытности, многие могут начать буксировать не на нейтральном положении, а именно на «паркинге». Машина будет с «силой» катится, но будут слышны щелчки!

  • Ничего страшного не произойдет, щелчки означают, что рычаг будет перепрыгивать с «зуба на зуб», но конструкция не пострадает (подробно будет внизу в видео)
  • Однако я все же вам настоятельно не рекомендую буксировать авто в этом режиме, все же это не совсем правильно! Нужно ставить нейтральную передачу, либо вызывать эвакуатор.

ИТОГ. «PARKING» – не блокирует тормозные колодки, его ставить — НУЖНО, ибо не заведете свой авто! Изредка требуется еще нажать и на педаль тормоза (не у всех производителей, но такое есть).

Сейчас очень полезное видео, в нем рассказано как все это устроенное изнутри, обязательно смотрим.

НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(37 голосов, средний: 4,54 из 5)

Зачем на «автомате» нужен «ручник»

Действительно: странный вопрос, ведь для владельцев машин с автоматической коробкой передач предусмотрен специальный парковочный режим «Р». Выходит, на всех заводах-изготовителях автомобилей работают одни идиоты? Верится с трудом. Давайте разберемся, в каких ситуациях на АКПП может пригодиться стояночный тормоз. ***** Больше контента в нашем телеграм канале. Подпишись! ***** Большинство автомобилистов, которые всю жизнь катаются на машинах на «автомате», никогда не использовали стояночный тормоз, применяя во время парковки исключительно режим «паркинг» («Р»). Лишь экс-приверженцы механической трансмиссии настолько «прикипели» к ручной коробке переключения передач, что стояночный тормоз на автомобилях с АКПП дергают скорее по привычке. Парковочный режим на «автомате» по сути дублирует функции «ручника». Но так кажется только на первый взгляд. Как устроен «паркинг» в автоматической трансмиссии Первым делом давайте разберемся, что из себя представляет парковочный режим в автоматической коробке переключения передач. Механизм несложный и состоит из крупнозубой шестеренки и так называемого «крючка» — приспособления со штырьком, попадающего между зубьев шестерни и препятствующего ее вращению. Весь это процесс происходит после переключения селектора АКПП в парковочный режим. После этого выходной вал трансмиссии останавливается, а, следовательно, колеса не будут крутиться. У стояночного тормоза принцип удерживания транспортного средства в одном положении абсолютно другой. При поднятии «ручника» механизм зажимает тормозные колодки. А значит фиксирует автомобиль надежнее. «Ручник» VS «Паркинг» Если автомобиль припаркован на дороге без уклона, то для удержания его на месте прилагать особых усилий не надо. Можно даже на «нейтралке» оставить, и он никуда не укатится, если, конечно, кто-то не подтолкнет 🙂 При таких обстоятельствах стояночный тормоз на автомобилях с автоматической коробкой переключения передач действительно не пригодится, достаточно стандартного режима «паркинг». Особых нагрузок на «крючок» и шестеренку не оказывается, так как машина расположена на прямой поверхности. Другое дело – стоянка на пригорке. Несложно догадаться, что именно «крючку» и шестеренке достается больше всего: ведь именно они принимают на себя всю тяжесть автомобиля в момент парковки на склоне. И хотя этот механизм надежен до неприличия, нет ничего вечного на свете. А значит из-за постоянной нагрузки на износ детали блокиратора могут существенно износиться и перестать удерживать машину во время парковки. Так что поберегите трансмиссию: на крутой горке ставьте свой автомобиль на «ручник». Так, кстати, и в руководствах по эксплуатации производители пишут. В пользу «ручника» также говорит следующий факт: если в припаркованный автомобиль, стоящий на «паркинге» без применения стояночного тормоза, въедет другая машина, то, вероятнее всего, ремонтировать придется не только кузов, но и автоматическую трансмиссию. Как правильно поставить автомобиль на «автомате» на стояночный тормоз Чтобы минимизировать возможные повреждения автоматической трансмиссии, мы рекомендуем вам при стоянках, особенно на пригорках, не игнорировать ручной тормоз. Не просто же так автопроизводители тратят деньги на его установку… Только делать это необходимо грамотно. После остановки транспортного средства, нужно, не убирая ноги с педали тормоза и перевода селектора в парковочный режим, поднять «ручник», отпустить педаль тормоза, дав тем самым машине немного откатиться, и только после этого поставить автомобиль на «паркинг». Перед началом поездки порядок меняется: сначала нужно полностью выжать тормозную педаль, снять с «ручника» и лишь затем перевести селектор в положение «D или «R» в зависимости от направления дальнейшего движения. В каких еще случаях пригодится «ручник» на АКПП Многие автолюбители забывают, что на «паркинге» блокируется лишь сама коробка переключения передач, а шестерни межколесного дифференциала все равно продолжают вращаться. Из-за этой причины периодически случаются неприятные происшествия. Например, во время ремонтных работ на домкрате. Кроме того, помните, что у «ручника» есть еще одно довольно важное назначение – выполнять функцию аварийного тормоза, если вдруг основная тормозная система откажет. Задействовать для данной цели парковочный режим автоматической трансмиссии во время движения не получится, так как механизм попросту сломается. Подведем итоги Думаем, с парковкой на пригорке все очевидно. Дополнительный фиксатор в виде «ручника» просто необходим. Тем самым вы сохраните в целостности коробку переключения передач. ***** Больше контента в нашем телеграм канале. Подпишись! ***** Если же вы собираетесь ставить автомобиль на горизонтальной поверхности, то применять стояночный тормоз на АКПП не обязательно. Однако не стоит забывать, что если вдруг в вашу машину врежется другой автомобиль, то, вполне вероятно, парковочный механизм выйдет из строя. И ремонта не миновать. Так что поберегите трансмиссию, как можно чаще используя «ручник», и тогда она прослужит вам максимально долго.

Поделитесь с друзьями

Подпишитесь на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *