Как проверить систему кондиционера автомобиля на герметичность своими руками
Перейти к содержимому

Как проверить систему кондиционера автомобиля на герметичность своими руками

  • автор:

Поиск утечек фреона в системе кондиционирования

При покупке кондиционера необходимо понимать, что такое оборудование требует бережной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Чтобы сплит-система могла функционировать долго и бесперебойно, лучше всего приобретать оборудование у проверенных дилеров, которые смогут обеспечить качественное сервисное обслуживание.

Иногда кондиционер, как и любое другое сложное техническое оборудование, может начать хуже работать или просто сломаться и перестать выполнять свои основные функции, а именно – охлаждать или прогревать воздух. Возможно, что причина кроется в утечке хладагента – фреона.

Утечка фреона

Для того чтобы обнаружить неисправность, следует обратиться к инженерам по сервисному обслуживанию. Выявление утечки хладагента можно обнаружить несколькими способами.

Проверка при повышении давления

В этом случае специалист будет проверять всю систему кондиционирования на герметичность. Для этого используется опрессовочная станция – сначала в системе искусственно повышается давление до максимального предела, и, если в течение 3-5 минут давление снизится, значит, в контуре находятся повреждения и наблюдается утечка фреона.

Проверка мыльным раствором

Этот способ можно применять самостоятельно, если точно известно место предположительного выхода хладагента. Для проверки необходимо приготовить мыльный раствор из обычного мыла и воды и нанести его на место утечки. Если утечка действительно есть, то в этом месте образуется мыльный пузырь, свидетельствующий об утечке фреона.

Проверка погружением в воду

Данный способ проверки лучше доверить специалистам. Для начала необходимо произвести демонтаж поврежденной части системы кондиционирования. Ввести в эту часть газообразный азот и произвести герметизацию. Поместить в воду и следить за появлением пузырей воздуха. Пузырьки будут свидетельствовать об утечке фреона.

Проверка ультрафиолетовыми красителями

Считается, что данный способ является самым оптимальным и точным. Для проверки нет необходимости осуществлять демонтаж кондиционера, достаточно влить ультрафиолетовый краситель в систему, подождать несколько циклов работы кондиционера, пока жидкость не заполнит все необходимое пространство, и воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чтобы осмотреть все составляющие части системы на предмет явных повреждений. Этот метод еще хорош тем, что благодаря УФ-красителям можно обнаружить скрытые дефекты – усталость материала, где, предположительно, в скором времени могла бы произойти утечка.

Этот способ является самым безопасным и быстрым.

Основные рекомендации при поиске утечки фреона

  • Чаще всего для обнаружения места утечки хладагента требуется применение сразу нескольких способов, так как разрыв может возникнуть в любом месте системы.
  • Контур системы должен находиться под давлением, если того требует метод обнаружения утечки.
  • Азот и УФ-красители не нанесут вред хладагенту и системе кондиционирования.
  • Стоит с максимальными предосторожностями использовать методы поиска утечки, при которых необходимо увеличивать давление в контуре, так это потенциально опасно.
  • Лучше всего для обнаружения утечки обратиться к специалистам, которые смогут провести все работы быстро и качественно.

Есть вопрос? Задайте его специалисту!

  • Имя E-mail Тема вопроса
  • Вопрос Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных и принимаю условия «Согласия на обработку персональных данных Пользователей»

Найди утечку сам – проверенные способы обнаружить повреждения холодильного контура в кондиционерах различного назначения

Системы кондиционирования, пользуются стабильным спросом благодаря своему удобству и функциональности, применяются во многих сферах и ежегодно усовершенствуются. Климатическая техника, как и любая другая подвержена износу в процессе эксплуатации, а также появлениям локальных неисправностей, многие из которых, в том числе и утечка фреона, вызванная повреждением холодильного контура, относительно легко найти, особенно если использовать ультрафиолетовую добавку, и устранить самостоятельно. Хладагент – основной рабочий состав в системе, и если его концентрация снизится, то следует ожидать в первую очередь уменьшение эффективности работы кондиционера, а в будущем более серьезных поломок:

  • Перегрев оборудования приводит к выходу из строя рабочих узлов;
  • В разгерметезированую систему может попасть влага, взаимодействие которой с хладагентом приводит к образованию кислоты, вызывающей повреждение обмоток нагнетательного элемента, а также воздух, что не менее опасно;
  • Кроме фреона по контуру циркулирует масло, недостаток которого может стать причиной отказа компрессора.

Важно: быстрое вытекание хладагента возможно только при полном разрыве участка трубы, но шанс именно такой поломки стремится к нулю, но если вовремя обнаружить и ликвидировать незначительную трещину, то и дорогостоящем ремонте не будет необходимости.

В любом случае найти утечку фреона самостоятельно – возможно, и даже нужно для того чтобы:

  • Продлить срок эксплуатации оборудования;
  • Сохранить его функциональные возможности;
  • Избежать дополнительных расходов на восстановление работоспособности.

Важно: протечка может возникнуть не только в трубопроводе, но и в других компонентах системы, а значит поиск места где возникла проблема связан с определенными сложностями, и может проводится различными методами.

Прежде чем приступать к проверке на герметичность, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Протечку можно выявить только если контур находится под давлением;
  • Индикаторы системы должны быть исправны, а крепежи подтянуты – при неправильной работе оборудования выявить повреждение не удастся;
  • На время диагностики в контур можно, а в некоторых случаях нужно, заправить азот, схожий по свойствам с хладагентами;
  • Некоторые способы проверки связаны с потенциально опасным повышением давления в системе, их лучше избегать, например, отдать предпочтение методу, основа которого использование ультрафиолетовой добавки, или следить за уровнем этого параметра при помощи специального регулятора.

Учитывая, что кондиционер в машине и домашняя сплит-система, работают по схожей схеме, то и проверять их соответственно можно используя приведенные ниже способы.

5 основных способов найти утечку фреона

Для того чтобы понять, что же лучше и выгоднее: ультрафиолетовая добавка, подсвечивающая проблемный участок, разборка системы для анализа ее частей на предмет утечек традиционными способами или использование специализированного оборудования нужно рассмотреть особенности всех существующих приемов. С одной стороны, их не так уж и многого, но с другой они разительно отличаются друг от друга.

Проще всего выявить утечку, когда она настолько серьезна что в результате на вентиле или трубах видны масляные потеки. Когда визуальная оценка не дает результатов, при поиске протечек в холодильном контуре используют следующие способы:

  • Проверку под высоким давлением;
  • Погружение в воду;
  • Обработку мыльным раствором;
  • Добавление к рабочему составу ультрафиолетового красителя;
  • Обследование при помощи специального течесикателя.

У каждого из способов есть свои особенности и применять некоторые из них целесообразно только в определённых случаях.

Как найти утечку при помощи проверки под высоким давлением

kak-opredelit-freon1.png

Снижение концентрации фреона в системе далеко не единственная причина поломок кондиционера, но, если есть подозрение что нестабильность или потеря эффективности работы связаны именно с этой проблемой, в первую очередь проверяют такую гипотезу. Для этого достаточно повысить давление в системе до допустимого максимума, и спустя время проверить его значение. Логично, что если показатель снизился, то пора приступать к поиску места повреждения контура. Для проведения таких исследований используют специальные системы опрессовки азотом.

Как найти утечку фреона погружением в воду

Если есть возможность изъять из системы часть в которой предположительно находится дефектное место, то поиск утечки сводится к трем простым шагам:

  • Заполнение участка системы сухим азотом;
  • Герметизация;
  • Погружение под воду.

На месте трещины появятся пузырьки, а для того чтобы предотвратить их скапливание на поверхности, достаточно добавить в воду моющее средство, что приведет к изменению поверхностного натяжения.

Как найти утечку фреона при помощи мыльного раствора

Применение мыльного раствора один из устаревших, но не теряющих своей эффективности способ найти место повреждения трубы. Он подходит только в том случае если Вы примерно знаете в какой именно зоне появился дефект, например, видите масляные пятна, и осталось только найти точное местоположение протечки. Главная причина использовать именно такой метод диагностики – цена процедуры, ведь для того чтобы приготовить смесь можно использовать обычное моющее средство для бытовых целей. Не составит труда найти и уже готовые растворы с совершенствующими эффективность присадками и аэрозольным распылителем, но в таком случае после обработки поверхности обязательно нужно тщательно удалить их остатки, т.к. активные компоненты могут навредить системе. Если заменить хладагент на сухой азот, издающий звуки при просачивании в трещины, то эффективность метода повысится.

Течеискатели – специализированные инструменты для профессионалов

Галоидный течеискатель, который целесообразно использовать только если в хладагенте присутствует хлор, скорее промышленная установка, и не смотря на то что стоит она недорого, ее приобретение вряд ли окупиться. Использование такого аппарата позволяет определить утечку даже если она составляет не более 150 грамм/год, но при этом он все равно менее эффективен чем электронный аналог и во время его применения требуется максимальная осторожность для того чтобы не подвергнутся воздействию опасных паров и открытого огня изменение цвета, которого и свидетельствует о наличии утечки.

Электронные течеискатели также работают только с определенным видами хладагента, и чаще всего используются вместе с другими способами – проверкой при помощи мыльного раствора или опрессовкой азотом. Такие устройства более точные (определяют повреждения результат которых утечка объемом до 3 грамм/год), но стоят дорого, особенно с учетом недлительного срока службы. Существуют также течеискатели определяющие место где была утеряна герметичность при помощи сканирования ультразвуком, но они еще дороже двух других типов оборудования, также показывают лучшие результаты при взаимодействии с азотом и требуют соблюдения тишины при проверке.

Как найти утечку фреона при помощи ультрафиолетовой добавки

Ранее такую методику использовали в автомобильных системах кондиционирования, а сегодня она постепенно вытесняет другие методы, что и неудивительно учитывая насколько ультрафиолетовая добавка в фреон, облегчает поиск утечки. Главное преимущество – максимальная простота диагностики. Для того чтобы найти место утечки достаточно закачать внутрь контура специальный краситель, а после того как он пройдет вместе с рабочим составом несколько кругов циркуляции, осмотреть все компоненты системы при помощи ультрафиолетовой лампы. Это значит, что найти утечку фреона в холодильнике, автомобильном или бытовом кондиционере используя ультрафиолетовую добавку сможет каждый, ведь этот метод позволяет практически не разбирать технику!

Кроме того, такой способ считается наиболее эффективным, по причине оптимального соотношения цены и результативности, ведь затраты на покупку красителя, видимого в определенном спектре несравнимы со стоимостью полноценной промывки и применением других методик.

Отдельно стоит упомянуть что ультрафиолетовая добавка для поиска утечек фреона:

  • Может смешиваться с любыми видами хладагентов, даже с CFC, HFC и HCFC;
  • Не содержит опасных для техники и здоровья человека растворителей;
  • Позволяет максимально точно определить место и характер повреждений;
  • Лучший инструмент для профилактики;
  • Не изменяет эксплуатационные параметры хладагента.

Отдельное преимущество ультрафиолетового красителя для поиска утечек, отсутствие трудностей с тем чтобы купить УФ-лампу для проведения диагностики – красители видны под любым источником подобного излучения, вплоть до обычного светодиода. Для того чтобы максимально сократить время поиска утечки, лучше осматривать систему в темноте и надеть UV-очки, но и без них этот метод отличается наибольшей простотой обнаружения локализации неисправностей.

Самый простой и выгодный способ найти утечку фреона самостоятельно

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод что проще всего для поиска проблемных участков использовать ультрафиолетовые добавки. Необходимость полностью разбирать, а потом собирать систему или приобретать специализированное оборудование для диагностики ее состояния ведет к внушительным затратам как минимум времени, а скорее всего и денег, в то время как залить в систему УФ-краситель – дело пары минут. Кстати, если заглянуть на тематические форумы, то практически все отзывы как от мастеров, так и от тех, кто лично занимался поиском утечки будут положительными, а высокий спрос и положительная оценка результатов – лучшее доказательство эффективности метода.

Проверка герметичности системы кондиционирования автомобиля

Для того, чтобы проверить герметичность кондиционера, требуется, чтобы холодильный контур системы находился под давлением. При этом крепеж подтягивается, и датчики давления находятся под контролем.

В случае если при проверке герметичности система пустая, то есть в ней отсутствует хладагент, то в период проведения теста с целью безопасности ее можно заполнить азотом, так как он легок и обладает соответствующей молекулярной структурой. Чтобы застраховать систему от различных повреждений, вызываемых повышенным давлением, рекомендуется также использовать регулятор давления.

Контейнер с газом подсоединяется с помощью специального редуктора, наконечника-адаптера и соединительного кабеля. С открытием клапана баллона азот наполняет систему. Вследствие этого давление поднимется до 10-15 бар (желательно следовать инструкциям производителя).

Затем необходимо провести проверку всех наиболее уязвимых мест, обрабатывая их пенообразующей жидкостью. В качестве нее можно использовать обыкновенное жидкое мыло или воспользоваться специальным средством для поиска мест утечки газа. В месте, где герметичность нарушена, будут появляться пузырьки азота. Данный способ, несмотря на свою очевидную простоту, является очень надежным и чрезвычайно популярен у механиков.

Если в системе присутствует некоторое количество хладагента, либо уже точно известно, что утечка имеет место, найти ее можно применив контрастные флуоресцирующие красители и ультрафиолетовое излучение. Для этого при заправке холодильным агентом, в него добавляется особая окрашивающая жидкость, которую также можно впрыскивать в тот участок системы, где давление понижено.

Окрашивающую жидкость можно добавить в систему и без перезарядки хладагента, однако для этого необходим специальный инструмент. В некоторых случаях автомобилю требуется поработать несколько дней, прежде чем выделится столько красителя, сколько необходимо для обнаружения утечки. Отдельные производители выпускают хладагенты, в состав которых уже включен краситель.

При подсвечивании ультрафиолетовой лампой, место утечки будет видно благодаря цветному свечению. Данный способ наиболее эффективен в случаях, когда точное место утечки не известно. Стоит обратить внимание, что для защиты зрения в процессе работы с ультрафиолетовой лампой крайне важно использовать специализированные очки с ультрафиолетовым фильтром!

В настоящее время уже созданы и представлены на широком рынке электронные приборы, являющиеся своеобразными газоанализаторами, которые способны мгновенно «почувствовать» хладагент в воздухе. В таких приборах предусмотрена настраиваемая граница чувствительности. Как только скапливание газа в воздухе переходит установленный порог, звучит сигнал.

Проверяя герметичность, зонд прибора следует направлять сверху вниз — от максимальной к минимальной чувствительности. Так как хладагенты легче воздуха, сигнал будет усиливаться по мере приближения к участку с нарушенной герметичностью. Однако газоанализатор не дает стопроцентной гарантии нахождения утечки. Он может подавать ложный сигнал, находясь в помещении со сквозняком или реагировать на выхлопные газы.

Заправка и диагностика кондиционера автомобиля в ШИНА-33 цена

Диагностика кондиционера 500 руб.
Заправка кондиционера 1000 руб.
Фреон 150 руб./100 гр.
Дезинфекция системы 500 руб.

В данное время проходит акция — 50% скидки на заправку кондиционера, подробности здесь.

Как проверить автомобильный кондиционер

Приобретая автомобиль, особенно бывший в употреблении, в обязательном порядке проверьте работоспособность кондиционера. Эта опция давно превратилась в базовую и присутствует на большинстве легковых машин, при этом обслуживание и ремонт системы кондиционирования достаточно дороги и требуют обращения к квалифицированным специалистам. Рассказываем, как правильно проверить работоспособность этого хитрого, но полезного устройства. Для начала удостоверьтесь, что в автомобиле действительно присутствует система кондиционирования воздуха и что все её компоненты находятся на своих местах. Проще всего спросить об этом самого продавца. Представитель дилерского центра или прежний владелец наверняка расскажет и покажет, где находятся компоненты устройства, а также продемонстрирует его работу.

Вам стоит особо насторожиться, если в ответ вы услышите, что кондиционер есть, но. — его надо просто заправить; — фреон вытек (нужно заварить радиатор, поменять трубку и т. д.); — в этом году ещё не использовался; — выпустили хладагент на зиму; — сняли ремень с компрессора; — сняли радиатор/компрессор/трубку (надо просто поставить обратно).

Любой из таких подобных ответов означает, что по факту кондиционера в машине нет. Точнее, он даже мог когда-то быть, но в настоящее время отсутствует. Учтите, что восстановление его работоспособности потребует массы времени и финансовых затрат. Это достаточно веский повод отказаться от покупки и выбрать другой автомобиль. Система кондиционирования – герметичная и технически сложная система, включающая в себя компрессор с управляющей электроникой и длинную магистраль, по которой циркулирует фреон. Малейшее повреждение каждого из компонентов превращает устройство в груду металлолома, и не даёт вашему автомобилю ничего кроме лишнего веса и энергопотерь.

Прежде всего выполните внешний осмотр системы. Для этого вам придётся открыть капот и вооружиться фонариком. Радиатор кондиционера расположен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя – все камни и дорожная грязь прилетают именно в него. На некоторых моделях он смещён к одной из сторон подкапотного пространства. Изучите радиатор. На нём не должно быть видимых повреждений, белёсых или маслянистых потёков. Затем пройдитесь по подводящим трубкам и гибким шлангам – они также должны быть чистыми, без признаков повреждений. Наличие или отсутствие фреона в системе можно проверить, аккуратно надавив длинным острым предметом на золотник магистрали низкого давления. Если фреона нет, вы это сразу поймёте. Увидеть хладагент своими глазами на некоторых моделях можно, отыскав ресивер. Для этого нужно проследить за тонкой трубкой системы кондиционирования – в районе радиатора она входит в небольшую цилиндрическую ёмкость, на которой может находиться прозрачный «глазок». Нелишним будет проверить наличие самого компрессора. Порой это довольно трудно сделать, поскольку агрегат расположен в труднодоступном месте. Помните – его шкив приводится в движение ременным приводом; отыскать компрессор можно по ремню навесных агрегатов.

Если все компоненты системы находятся на своих местах и внешних повреждений не видно, можно приступать к проверке работоспособности кондиционера. Для этого вам нужно запустить двигатель и включить заветную кнопку «AC» в салоне автомобиля. Операция сильно усложняется, если проверка проводится в холодное время года, когда температура окружающего воздуха не превышает +5° С. В таком случае сперва настоятельно рекомендуем заехать в отапливаемый гараж и хорошенько прогреть автомобиль (в противном случае электроника не позволит компрессору включиться).

После нажатия на кнопку включения в салоне под капотом должен раздаться характерный щелчок – это сработала муфта включения. Параллельно с этим могут начать вращаться дополнительные вентиляторы (на некоторых моделях). Лампочка индикации на кнопке в салоне должна светиться. Работу компрессора можно проверить, посмотрев на торец шкива. В выключенном состоянии на большинстве автомобилей прижимная пластина не вращается – ремень крутит шкив вхолостую. После включения прижимная пластина примагничивается к шкиву и начинает вращаться вместе с ним, приводя в движение поршни компрессора.

Если компрессор включается в работу, кондиционер явно находится в рабочем состоянии: при отсутствии фреона электроника попросту не позволит запустить систему. На некоторых моделях (как правило, немецких брендов) прижимная пластина вращается постоянно, а включение осуществляется внутри устройства. После того как вы убедились, что кнопка в салоне работает, а компрессор включается, плотно сожмите рукой толстую алюминиевую трубку, выходящую из салона и идущую к компрессору. Через несколько секунд она станет очень холодной. Чем холоднее эта трубка, тем эффективнее работает кондиционер. Затем проверьте другую трубку, выходящую из компрессора и ведущую к радиатору – она напротив должна стать тёплой или даже горячей (в зависимости от температуры окружающего воздуха).

В довершение проверьте температуру тонкой трубки, идущей от радиатора в салон. Её температура не должна быть чересчур высокой. Если она горячая, система может быть перезаправленной, также это свидетельствует о проблемах охлаждения – грязном радиаторе или низкой эффективности электрического вентилятора.

Ну и, напоследок, убедитесь, что из воздуховодов в салоне действительно дует прохладный воздух. Это самый верный признак работоспособности кондиционера. Признаков, свидетельствующих о проблемах с кондиционером автомобиля, не так уж много. Основные из них – видимые утечки хладагента или разукомплектованная система, слабое охлаждение и неработающая муфта включения компрессора. Не забудьте поинтересоваться у продавца, когда он в последний раз заправлял систему. Помните, что в исправном состоянии она способна функционировать без постороннего вмешательства многие годы. Недавняя заправка – верный симптом имеющейся утечки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *