Как разбортовать колесо автомобиля самому
Перейти к содержимому

Как разбортовать колесо автомобиля самому

  • автор:

Разбортировка колес своими руками

Прокол шины или разрыв покрышки, а также другие дефекты могут привести к необходимости разбортировать колесо прямо в дороге. Также разбортировка требуется, если выполняется шиномонтаж своими руками, производится ремонт и/или замена покрышек в условиях обычного гаража и т.д.

При этом далеко не каждый автовладелец знает, как разбортовать колесо самостоятельно без специального станка или инструмента. В целом, бортировка колес предполагает работу с двумя видами шин:

  • камерные покрышки;
  • бескамерные шины.

Первый тип используется сегодня намного реже, однако также может стоять на некоторых автомобилях. В любом случае, необходимо учитывать отдельные тонкости и нюансы, а также иметь минимальный набор инструментов. Подробнее читайте в нашей статье.

Какие инструменты для разбортировки потребуются

Как разбортировать колесо своими руками

Ошибочно полагать, что можно ограничиться только молотком и монтировкой при снятии покрышки. Такой минимальный набор может привести только к скрытому или явному повреждению резины, причем нюансы проявятся позже (после установки ранее снятой шины на диск).

  1. Прежде всего, резина прикипает к диску. Чтобы снятие произошло легко, нужен растворитель, спирт, скипидар. Сначала места снятия на шине обрабатываются, после чего нужно их вытереть.
  2. Что касается инструментов для разбортировки колеса, потребуется иметь домкрат, гаечные ключи, специальные монтажные лопатки, металлический уголок, а также молоток.

Как снять резину с диска: камерные и бескамерные шины

Начнем с колес, которые имеют покрышку и камеру.

  • Сначала нужно снять колесо с автомобиля, подняв машину на домкрате. Сняв колесо, потребуется открутить колпачок на ниппеле и спустить покрышку, после чего прожать участки, где обод контактирует с шиной. Это позволит быстрее отделить шину от обода;

Дальше начинается разбортировка колеса. Начинать разбортировку следует со стороны, которая противоположна золотнику. Необходимо постепенно перемещаться вдоль обода. Чтобы разъединить обод и шину, используется стальной уголок.

  • Уголок загоняется между ободом и шиной, после чего слегка надавливается. Если под рукой есть монтажные лопатки, лучше использовать их. Также данные лопатки следует использовать для разбортировки камерных шин, чтобы не повредить саму камеру;
  • После того, как вся сторона будет снаружи, камеру можно аккуратно вытаскивать. При этом знание того, как самому разбортировать колесо с камерой, позволяет сохранить камеру и покрышку в целостности.

Бортирование бескамерных шин

Бескамерная шина, в отличие от покрышек с камерой, не имеет разделения на камеру и покрышку. Это значит, что внутренняя полость колеса заполнена воздухом. Для сохранения герметичности, шина плотно насаживается на диск. При этом такая конструкция предполагает то, что дополнительно имеются специальные выпуклые области по краям (хампы).

Когда колесо накачивается воздухом, при повышении давления стык покрышки уплотняется. С учетом таких особенностей, разбортировка бескамерных шин более трудоемкая. Чтобы разбортировать бескамерное колесо, необходимо буквально сорвать покрышку с посадочного места.

Обратите внимание, если произошел прокол шины данного типа в дороге, лучше воспользоваться набором для ремонта бескамерных шин или попробовать вставить внутрь камеру и добраться до шиномонтажа своим ходом.

Также важно учитывать, что даже если бескамерную шину удается снять, при последующей накачке воздух нужно подавать быстро и под высоким давлением. Это нужно для того, чтобы борт имел возможность перескочить через хамп. В кустарных условиях без мощного компрессора (компактные автомобильные не подойдут) это практически невозможно.

Единственный выход – посадить шину на диск при помощи небольшого взрыва (в народе данный способ называется накачка колес бензином). Для решения задачи необходимо взять около 20 грамм бензина или эфира.

Далее выполняется следующее:

  • сначала для накачки бескамерной шины золотник выкручивается;
  • внутрь покрышки следует залить немного бензина/эфира;
  • затем потребуется налить немного горючего на борт шины;
  • поджечь топливо, после чего ударами палкой или монтировкой продавить горящий борт вовнутрь, чтобы поджечь находящиеся внутри шины топливные пары;
  • нужно быть готовым к тому, что последует небольшой взрыв и покрышка «натянется» на хампы, при этом остатки топлива на борте также перестанут гореть;
  • надев покрышку на диск, через пару минут можно подсоединять обычный компрессор и накачивать шину.

Фактически, это единственный способ, как бортировать «бескамерку» в кустарных условиях без мощного компрессора. Вполне очевидно, что бортировка колес данным способом связана с определенными рисками и не может быть рекомендована, особенно применительно к начинающим водителям.

Советы и рекомендации

Хотя разбортировка колес (как с камерой, так и без) может показаться достаточно простой процедурой, нужно быть готовым к определённым сложностям. Как правило, снять шину проще, чем установить и накачать. Особенно это актуально, если речь идет о бескамерных покрышках.

В процессе сборки колеса важно учитывать размеры покрышек, дисков, а также камер. Необходимо, чтобы все элементы полностью подходили для установки. Также важно своевременно менять золотники, колпачки, а еще иметь данные элементы в запасе и возить с собой в автомобиле.

При замене одной покрышки необходимо ставить точно такую же шину, как и на остальных колесах (летние или зимние покрышки с одинаковым рисунком из одного комплекта). Если установлена другая покрышка, следует помнить, что изменится устойчивость при езде и торможении, а также управляемость автомобиля.

В случае, когда используются камерные шины, замены часто требуют не только покрышки, но и камеры. Также важно, чтобы внутрь шины не попадала грязь.

Если было замечено, что колесо спускает и в покрышке торчит саморез или гвоздь, не следует торопиться вытаскивать такой предмет из покрышки. Как правило, если прокол не сильный, колесо можно подкачать, после чего с гвоздем в шине удается доехать до шиномонтажа или гаража. Если же сразу извлечь саморез или гвоздь из покрышки, шина начнет быстро спускать.

При разбортировке или в процессе установки покрышки на диск важно знать, как разобрать колесо и правильно его собрать. Например, нельзя выполнять разбортировку с использованием острых прутов или отверток, а также металлических предметов с острыми зазубринами и краями. Как правило, если даже получится снять покрышку, можно серьезно ее повредить при снятии.

С учетом того, что разбортировка колеса и сборка колес в кустарных условиях производится не часто, рекомендуется всегда возить в автомобиле «запаску» или, как минимум, «докатку», а также набор для ремонта шин и автомобильный компрессор.

Более опытные автолюбители, которые привыкли ездить на большие расстояния, обычно имеют в машине как полноразмерное запасное колесо, так и компактную докатку.

Наличие запасных колес позволяет избежать определенных сложностей и добраться до шиномонтжа своим ходом даже при условии одновременного повреждения нескольких колес (например, при попадании обеими передними или задними колесами в яму с острыми краями на высокой скорости).

Как разбортировать колесо в домашних условиях

Многие автолюбители предпочитают самостоятельно ремонтировать транспортное средство, не доверяя сотрудникам СТО. Однако некоторые не знают, как разбортировать колесо автомобиля в домашних условиях и что для этого нужно. Чтобы исключить всевозможные риски, рекомендуется ознакомиться с некоторыми особенностями. Это позволяет избежать типичных ошибок и прочие негативные последствия.

Что нужно подготовить

В первую очередь нужно иметь желание и немного терпения. Многие автолюбители часто замечают, как неопытные мастера стараются с помощью молотка и монтировки снять «приваренную» к диску резину. Это категорически запрещено, что напрямую связано с большими рисками повреждения резины. Выходом из ситуации станет использование хозяйственного мыла либо скипидара. В местах «приварки» требуется нанести мыльный раствор и дать постоять несколько минут. После этого шина снимается без каких-либо сложностей. Но крайне важно не забывать вытирать место насухо.

Чтобы разбортировать колесо радиус значения не имеет. Для выполнения работы требуется подготовить:

  • стандартный домкрат и гаечные ключи;
  • несколько монтажных лопаток;
  • стальной угольник;
  • молоток.

В первую очередь автолюбителям требуется снять колесо с транспортного средства. После этого с использованием стального уголка демонтируется крышка с обода. На следующем этапе он загоняется между ободом и шиной – могут потребоваться усилия.

Справка: процесс разборки начинается со стороны, которая противоположная золотнику.

Камеру колеса требуется предварительно полностью спустить. Конец уголка специалисты рекомендуют закруглить, чтобы обеспечить максимальный комфорт и удобство при выполнении работы и снизить риски нанесения вреда покрышки. Медленными движениями, чтобы не задеть камеру, требуется снять покрышку с обода, не забывая плавно придавливать. После того, как вся сторона шины окажется снаружи, осуществляется изъятие камеры. Сразу после этого работы по демонтажу считаются оконченными. При этом сборка осуществляется в обратном порядке.

Советы специалистов по разбортировке

Несмотря на отсутствие сложности во время работы, многие начинающие автолюбители допускают типичные ошибки. Чтобы этого не произошло, рекомендуется ознакомиться с некоторыми советами специалистов профильного СТО:

  • Если требуется произвести замены после разбортировки одного из колес, не рекомендуется пользоваться другой разновидностью резины. Несмотря на дополнительные финансовые затраты, которые возникают при покупке, зимнюю на летнюю и наоборот не стоит менять.
  • Радиус колеса, размер шины и камеры не рекомендуется игнорировать во время сборки после разборки.
  • При обновлении покрышек после разборки, камера в обязательном порядке должна быть новая.
  • Во время монтажных работ крайне важно исключить попадание загрязнений под покрышку, в частности песка. Это влечет за собой повышенные риски нанесения негативного вреда.
  • При отсутствии монтажных лопаток, покрышка отделяется от обода с помощью стандартного домкрата.
  • Не рекомендуется снижать финансовые затраты и клеить отверстие в камере после выявленного прокола и выполнять рабортировку подручными инструментами. От этого напрямую зависит безопасное движение.
  • Чтобы снизить вероятность разбортировки на дороге, рекомендуется регулярно проводить визуальный осмотр колес. Это позволяет выявить проблемы еще на этапе их развития.

Автолюбителям следует знать, что не рекомендуется пользоваться отвертками при попытке самостоятельно разбортировать колеса. Игнорирование правил влечет за собой нанесение вреда шине и камере с последующим увеличением финансовых затрат на ремонт и замену.

Особенности

К примеру, если водители во время движения «поймал» гвоздь, в результате чего шина начала спускать, крайне важно избегать типичных ошибок неопытных автолюбителей и пытаться сразу его вытащить. Его присутствие позволяет удерживать остаточное давление воздуха, что обеспечивает дополнительное время на то, чтобы доехать к гаражу или ближайшему СТО.

Кроме того существует дополнительное правило, которое важно соблюдать во время разбортировки в домашних условиях. Работа начинается непосредственно от камерного соска, а сборка, наоборот, в его направлении. После начала процедуры бортировки, требуется без золотника обеспечить резкую подачу воздуха в камеру. Благодаря этому удается легко и безопасно расправить ее, после чего установить на место. После того, как она ровно «стала», подкачка воздуха осуществляется стандартным образом.

Стоит обращать внимание на то, что представленная процедура разбортировки и сборки подходит исключительно для колес камерного типа. В случае использования бескамерного типа, возникают определенные сложности, которые делают невозможным ремонт в домашних условиях. Выходом из ситуации станет обращение за помощью к квалифицированным специалистам станции технического обслуживания.

В целом разбортировка не вызывает сложностей. Соблюдение указанных правил и особенностей позволяет выполнить поставленную задачу даже неопытным автолюбителям. Однако стоит быть готовыми к временным и финансовым затратам. Главное четко понимать, что безопасность на дороге напрямую зависит от качества выполненной работы.

Поэтому настоятельно рекомендуется пользоваться надежными инструментами и запчастями. При покупке покрышек и камер, стоит уделять внимание проверенным производителям, которые сумели завоевать доверие временем. При отсутствии опыта, рекомендуется пользоваться услугами профессиональных консультантов профильного автомагазина. Это позволяет снизить риски и сэкономит собственные сбережения.

Как забортовать бескамерную шину своими руками

Как забортовать бескамерную шину своими руками

В настоящее время владельцы транспортных средств все чаще сталкиваются с проблемами, связанными с колесами. Как правило, это происходит в местах, где сложно найти шиномонтаж: в такой ситуации можно воспользоваться запасным колесом самостоятельно, однако, проблема может возникнуть сразу с несколькими шинами. Каждый автомобилист должен знать, как произвести бортировку колеса самостоятельно, без помощи профессионалов.

Правила бортировки колеса посредством домкрата и троса

Используя трос и домкрат, каждый из водителей без труда справится с бортировкой колеса в случае возникновения проблем. Для этого потребуется выполнить ряд простых действий:

  1. Демонтировать колесо, удалить загрязнения.
  2. Выкрутить ниппель, спустить воздух.
  3. Зафиксировать колесо так, чтобы ниппель был сверху.
  4. Привязать трос к диску и домкрату, при условии, что домкрат находится максимально близко к диску. Важно отметить, что если на автомобиле установлены камерные шины, домкрат должен находится вдали от штуцера: при разбортировке он может оторваться.
  5. Зафиксировать концы троса.
  6. Поднять домкрат наверх, постепенно натягивая трос и перемещая боковую часть шины вниз. Необходимо дождаться того момента, пока покрышка не отделится от диска.

В том случае, если требуется заменить или заклеить проколотую камеру, боковина шины приподнимается посредством монтажных лопаток: важно отметить, что все работы проводятся только со стороны штуцера. При условии, что ниппель исправный, его можно использовать для установки на новую камеру.

Особенности монтажа новой камеры

Несмотря на то, что процедура бортировки занимает гораздо меньше времени, ее выполнение требует соблюдения основных правил и рекомендаций. Из новой камеры в обязательном порядке необходимо выкрутить ниппель и принудительно спустить воздух. Боковая часть резины, расположенная со стороны штуцера, отводится в сторону; часть камеры со штуцером помещается в покрышку, после чего элемент вставляется в отверстие диска.

Как только вышеперечисленные работы будут выполнены, камеру можно установить на место и подкачать до того, как будет установлен ниппель. Это необходимо для того, чтобы шина полностью расправилась, а при бортировке не возникло трудностей с монтажом.

Бортировка производится при помощи монтажных лопаток по всему периметру колеса. По завершении останется только установить ниппель, накачать шину и установить колесо.

Способы разбортировки

В зависимости от особенностей транспортного средства и умений автомобилиста, разбортировка колеса может быть выполнена такими методами, как:

  • Путем наезда на колесо.

Сложность процедуры заключается в том, что процесс отделения покрышки от диска колеса требует усиленного давления. Это обусловлено в том числе и тем, что с течением времени снижается эластичность резины.

Нередко водители пользуются таким методом, как наезд транспортным средством на колесо с дефектом: способ актуален в том случае, если иначе разбортировать колесо не представляется возможным. Для равномерного распределения нагрузки рекомендуется использовать доску длиной более 1 метра.

Основным преимуществом такого метода является отсутствие излишней нагрузки. Однако, велик риск того, что после наезда покрышка будет непригодна для дальнейшего использования; рекомендуется контролировать скорость наезда и создаваемое давление.

  • При помощи кувалды.

Достаточно распространенный метод разбортировки, предполагающий использование металлического уголка, кувалды или большого молотка.

Метод актуален в том случае, если отсутствует возможность воспользоваться профессиональным оборудованием.

  • Посредством досок.

В случае, если у автомобилиста нет инструмента, можно воспользоваться деревянными досками: брусок выступает в роли рычага, оказывающего воздействие на покрышку. В зависимости от длины рычага можно контролировать силу давления: этим определяется скорость и аккуратность отрыва резины от диска.

Порядок бортировки колеса

Для того чтобы установить резину на диск, необходимо выполнить ряд действий в определенной последовательности:

  • Смазать мыльным раствором монтажный наконечник, край диски и место посадки для резины.
  • Зафиксировать часть покрышки.
  • Завести монтажный наконечник между уже надетым бортом и диском.
  • Натянуть рычаг, обеспечив упор в трубу, и надеть резину на диск.
  • Надеть второй борт по аналогичной схеме.
  • Накачать колесо.

Следует обратить внимание, что шарообразный конец должен упираться в диск, а посадочный край шины необходимо разместить в центре наконечника.

Рекомендации профессионалов

Бортировка колеса – достаточно сложная процедура, которая требует определенных знаний и навыков. Однако, в случае, если требуется произвести бортировку самостоятельно, важно обращать внимание на советы специалистов:

  • Тип резины должен соответствовать тому типу покрышки, который подлежит замене.
  • Категорически запрещено производить замену летней резины на зимнюю.
  • Нельзя допускать загрязнения внутренней полости шины.
  • В случае обнаружения дефекта необходимо восстановить целостность покрышки.

Нередко водители без опыта используют для бортировки колеса отвертку: это может повредить целостность шины и привести к дополнительным финансовым тратам.

Как разбортировать колесо автомобиля

Прокол шины – явление очень распространенное и сталкивался с ним практически каждый автовладелец. Эта неисправность не доставляет проблем, если рядом имеется шиномонтажное СТО, где быстро и недорого выполнят ремонт. Вот только не всегда есть возможность обратиться за услугами на такую сервисную точку, а автомобиль нужен и запаски нет или она уже используется. В таком случае ремонт придется делать самому.

Разбортировка колеса своими руками_

Восстановление целостности шины напрямую зависит от ее типа. Бескамерные изделия могут и далее эксплуатироваться, но при условии, что элемент ее проколовший, остается в шине. Конечно, в месте пробоя будет утечка воздуха и придется периодически колесо подкачивать, но ехать можно. Дополнительно бескамерку можно отремонтировать при помощи «аптечек» для восстановления. Они позволяют провести ремонт даже без снятия колеса с авто.

А вот камерные колеса отремонтировать без разбортировки невозможно. Для заделки прокола в камере ее предварительно нужно извлечь и в этом заключается основная проблема. Отметим, что и у бескамерок самый качественный ремонт можно выполнить только с внутренней стороны шины, а для этого ее необходимо снять с диска.

Нюансы проведения работ

Разбортировка не доставляла бы проблем, если бы не одна особенность. В процессе эксплуатации авто, шина в месте контакта с ободом постепенно «приваривается» к металлу. И этот нюанс доставляет больше всего проблем при разбортировке.

Видео: домашний шиномонтаж своими руками

На шиномонтажных СТО для разрыва «сварки» используются специальные прессы, поэтому все работы выглядят очень просто. В полевых же или гаражных условиях цепко «держащаяся» за металл резина может доставить множество хлопот. Но решить проблему все же можно.

Итак, основная задача при разбортировке колеса – это отделить ее кромку от диска, причем по всей окружности и с двух сторон. Остальной процесс разборки не сложен и выполняется очень легко и быстро, но необходимо соблюдать технику безопасности.

Читайте также: Что делать, если появилась грыжа на колесе?

Способы отрыва «прикипевшей» шины

Для разрыва «сварки» подручными средствами используются несколько способов. Самый распространенный из них – ударный. Он не требует какого-то специального оборудования и потребуется всего лишь хороший молоток (а лучше – небольшая кувалда) и отрезок металлического уголка (длиной 10см и со сторонами 4-5 см).

А далее поступаем так:

  • снимаем колесо с авто;
  • чтобы не возникло внутреннего давления воздуха, полностью выкручиваем золотник;
  • устанавливаем уголок (кромка одной его стороны загоняется между ободом и шиной);
  • стоя с противоположной от уголка стороны шины наносим по нему удары молотком (из-за демпфирования резины уголок может вылетать, поэтому вблизи никого не должно быть);
  • после 2-3 ударов перемещаем уголок на новое место и снова наносим удары и так проходим по всей окружности;
  • проводим процедуру до тех пор, пока кромка шины не отстанет от обода;
  • отбиваем шину по всей окружности;
  • переворачиваем колесо и полностью повторяем процедуру.

Этот метод отбивки очень прост, но у него есть ряд недостатков. Использование уголка с незакругленными краями обязательно приведет к повреждению шины, хоть и незначительному. А в результате неаккуратного нанесения ударов можно погнуть край обода, поэтому при первой же возможности необходимо обратиться на СТО для прокатки диска.

Существуют также и безударные способы отрыва шины от обода, но некоторые из них требуют наличия других материалов или подручных средств.

Первый вариант – использование обычной доски, но его можно применить только при наличии авто, которое может двигаться. Суть работ очень проста – кладем доску (нужна прочная), так чтобы одна сторона ее лежала впритык к ободу. А далее просим водителя авто наехать на эту доску. Под весом авто кромка оторвется. А далее уже ногой отрываем ее по окружности. Затем переворачиваем колесо и все повторяем.

как разбортировать колесо с помощью домкрата

Домкрат в помощь

Указанный метод прост, но нужно другое авто, которого может и не быть. В таком случае можно воспользоваться домкратом (боковой винтовой не подойдет). Дополнительно потребуется буксировочная стропа и большой гаечный ключ или монтировка.

Технология работ такая:

  1. Снимаем колесо с авто и выкручиваем золотник.
  2. Под колесо кладем ключ или монтировку.
  3. На шину устанавливаем домкрат (впритык к ободу).
  4. Один конец стропы закрепляем на монтировке, далее протягиваем ее так, чтобы она легла на опорную пятку домкрата и снова тянем ее к монтировке, где и закрепляем (при этом все сделать нужно так, чтобы стропа была по максимуму натянута).
  5. Задействуем домкрат, при этом необходимо для должной фиксации колеса стать на диск. При такой укладке стропа будет выступать для домкрата опорой, а своим корпусом он будет давить на шину, пока она не оторвется.
  6. Далее уже ногой срываем кромку по окружности.

Проделываем эту операцию с двух сторон. Вариаций отрыва при помощи домкрата несколько – вместо стропы используется опорная поверхность, которой может выступать сам автомобиль или что-то другое.

Читайте также: Маркировка шин легковых автомобилей

В гаражных условиях для проведения работ можно изготовить специальный рычаг или использовать что-то еще. В общем, главное – это отделить кромку шины от диска, а как это делается – не важно.

Видео:Разбортировка и забортировка колеса подручными инструментами. Без шиномонтажа

Правильная разбортировка

После отбивки можно приступать непосредственно к самой разбортировке. Для проведения работ потребуется наличие двух монтажных лопаток или обычных монтировок. Использовать плоскую отвертку не рекомендуется, чтобы в процессе дополнительно не проколоть или продавить камеру. Но если под рукой только одна лопатка или монтировка, то отвертка тоже сгодится, но только в качестве вспомогательного инструмента.

Разбортировка делается так:

  • чтобы не повредить сосок, поддевание шины следует начинать от него. Для легкости вывода борта с противоположной стороны от соска наступаем на шину;
  • аккуратно вставляем монтировку между шиной и диском (неглубоко, но при этом так, чтобы конец инструмента заходил за кромку шины);
  • движением «на себя» выводим борт шины за обод и удерживаем в таком положении. Немного отступаем от выведенного края, загоняем вторую лопатку и снова выводим участок борт (если используется отвертка, то после первого вывода устанавливаем ее в имеющийся зазор и используем в качестве удерживающего инструмента, а лопатку или монтировку вытаскиваем для продолжения работ);
  • после вывода участка борта длиной 20-30 см, можно вытаскивать отвертку или вторую монтировку, поскольку на место шина самостоятельно уже не сядет. Поэтому остается только вывести за обод шину по всей окружности (под конец она легко вытаскивается даже руками).

После разбортировки проводим ремонтные работы и собираем колесо обратно.

Основным условием по технике безопасности при разбортировке является работа монтировкой только «на себя», в первую очередь это касается начального этапа вывода борта. Дело в том, что для вытаскивания шины, особенно при работе коротким инструментом, придется приложить немало усилия. При этом существует вероятность соскакивания пальцев. Если это произойдет – монтировка или лопатка вылетит, причем с немалой скоростью, и лучше, если она полетит от вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *