Как проверить стаканчики на 16 клапан
Перейти к содержимому

Как проверить стаканчики на 16 клапан

  • автор:

Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

Что такое регулировка клапанов?

Р абота обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов?

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Что будет, если не регулировать клапаны?

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Как узнать, когда регулировать клапаны

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Как регулировать клапаны?

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются « гидро компенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

Регулируем клапаны

Саня я тут не давно чистил старую сковороду (ей лет 50 наверное))), по мере очистки увидел проштампованную цену 1 руб. 47 коп. чего то задумался и зачем на всех товарах ставили трудно стираемое клеймо цены?)))

Stil

Без образования но умею

Регистрация: 19.11.2006 Сообщений: 11,430 Адрес: Майкоп или Кот 01
#2 мурзик, 05.02.2022 20:33
Сообщение от Stil: ^
зачем на всех товарах ставили трудно стираемое клеймо цены?)))
Нажмите, чтобы раскрыть.
Потому что цены были фиксированные.

мурзик

Авторемонт

Регистрация: 28.08.2013 Сообщений: 3,905 Адрес: Волгоград
#3 str-alex, 05.02.2022 20:51
Сообщение от Stil: ^

Саня я тут не давно чистил старую сковороду (ей лет 50 наверное))), по мере очистки увидел проштампованную цену 1 руб. 47 коп.

Нажмите, чтобы раскрыть.

У меня топор такой, прекрасно до сих пор справляется со своими обязанностями, при разделки дичи! Всем нравится Советское качество!

str-alex

Авторемонт

Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 20,585 Адрес: г.Таганрог
#4 Andr, 05.02.2022 20:52
Сообщение от мурзик: ^
Потому что цены были фиксированные.
Нажмите, чтобы раскрыть.
Цена завода изготовителя. Не то что щас, одни перепродавцы.

Andr

Регистрация: 26.06.2014 Сообщений: 10,966 Адрес: Ярославль
#5 vento702, 05.02.2022 20:57

Разрешите полюбопытствовать, а например на GM ну тот же круз 1.8 тоже у всех регулировщиков по 1000 стаканов?

Добавлено через 6 минут

Сообщение от ALEX 64: ^
Или точить как в интернете?
Нажмите, чтобы раскрыть.

А чего в этом плохого? Зато толкатель заводской, а не какое то фуфло пластилиновое. Ну понятно конечно, что зазар таким образом можно только увеличить. Уменьшать редко требуется.

Последний раз редактировалось vento702; 05.02.2022 в 21:03 . Причина: Добавлено сообщение

vento702

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#6 Малец84, 05.02.2022 21:08

Ты цену видел Серёг?))).Думаю видел,раз спросил.Ни одного нового нет у нас.Ну может немного бу лежит.Да и регулировать никто не едет.Да и не нужно,кроме ГБО.
Тем говорим,что надо периодически,но никто просто на регулировку не приехал.Только на отрыв ГБЦ,когда уже поздно.

Малец84

Диагност-электрик,моторист

Регистрация: 01.04.2009 Сообщений: 10,236 Адрес: Россия, Краснодарский край с. Великовечное
#7 Stil, 05.02.2022 21:18
Сообщение от vento702: ^
А чего в этом плохого?
Нажмите, чтобы раскрыть.

Думаю что все же там присутствует некий слой цементации

Stil

Без образования но умею

Регистрация: 19.11.2006 Сообщений: 11,430 Адрес: Майкоп или Кот 01
#8 мурзик, 05.02.2022 21:45

Лет двадцать назад приходилось мне регулировать со стаканами клапана, уже и модель авто не помню, стаканов в то время не найти, так просто торцы клапанов точил самодельной бурмашиной.

мурзик

безработный

Регистрация: 27.01.2007 Сообщений: 8,848 Адрес: Курская обл. с. Капыстичи
#9 tundra95, 05.02.2022 21:56
Сообщение от Stil: ^
там присутствует некий слой цементации
Нажмите, чтобы раскрыть.

Цементация — как способ термообработки металла если где и применяется — то только в колхозных мастерских.
И то не факт.

tundra95

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#10 Малец84, 05.02.2022 22:07

Ну не прям в колхозных.Конечно далеко не только цементация применяется,но применяется,по крайней мере в наших стандартах.
https://docs.cntd.ru/document/1200081334

Малец84

Сейчас диагностика

Регистрация: 05.03.2006 Сообщений: 16,290 Адрес: г.Курчатов
#11 АВС, 05.02.2022 22:28

Я себе торец клапана стачивал миллиметра на полтора — нормально клапан ходит, наравне с другими. А была как то ВАЗ — приехала с без зазора на одном клапане — регулировка помогала на неделю, через неделю опять не было зазора. После двух регулировок хозяин отдал ГБЦ в ремонт — заменили клапан с седлом — зазор перестал меняться. Так что если цементацию содрать — долго не ходит.

АВС

Регистрация: 26.06.2014 Сообщений: 10,966 Адрес: Ярославль
#12 vento702, 05.02.2022 22:43
Сообщение от АВС: ^
нормально клапан ходит
Нажмите, чтобы раскрыть.
Сообщение от АВС: ^
Так что если цементацию содрать — долго не ходит.
Нажмите, чтобы раскрыть.
Действительно, чего тут непонятного. Ходит нормально, но недолго.

vento702

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#13 Малец84, 05.02.2022 22:46
Серёг,пять бы плюсов поставил))),но низя.

Малец84

Без образования но умею

Регистрация: 19.11.2006 Сообщений: 11,430 Адрес: Майкоп или Кот 01
#14 мурзик, 05.02.2022 22:47
Сообщение от АВС: ^

А была как то ВАЗ — приехала с без зазора на одном клапане — регулировка помогала на неделю, через неделю опять не было зазора.

Нажмите, чтобы раскрыть.
Это не то, проблема с седлом и тарелкой клапана, к стаканам и торцу клапана не относится.

мурзик

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#15 Малец84, 05.02.2022 22:51

Мы тоже торцуем клапаны(при ремонте ГБЦ),точнее отдаем,на станке торцуют.
Проблем нет ,ни на каких авто,но и 1.5 мм не снимают))).

Малец84

Диагност-электрик,моторист

Регистрация: 01.04.2009 Сообщений: 10,236 Адрес: Россия, Краснодарский край с. Великовечное
#16 Stil, 05.02.2022 23:46
Сообщение от tundra95: ^

Цементация — как способ термообработки металла если где и применяется — то только в колхозных мастерских.
И то не факт.

Нажмите, чтобы раскрыть.

Забыл поставить «. «, можно заменить например на карбрметрацию, или ещё какой способ упрочнения, не важно, важен слой упрочнения, который снесут точением.

Сообщение от Малец84: ^
Мы тоже торцуем клапаны
Нажмите, чтобы раскрыть.

Малец84, Может обращал внимание, иногда на торце клапана (были на первых ваз 2108), точка в металле не глубокая, так вот именно так проверяют стандарт твердости металла.

Добавлено через 2 минуты

Сообщение от мурзик: ^
Лет двадцать назад приходилось мне регулировать со стаканами клапана
Нажмите, чтобы раскрыть.

Костя, на иномарках некоторых, особенно японских, там часто применялись цельные стаканчики, эта конструкция далеко не новая.

Последний раз редактировалось Stil; 05.02.2022 в 23:48 . Причина: Добавлено сообщение

Stil

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#17 Малец84, 05.02.2022 23:59
Stil, на точку не обращал,как измеряют твердости металлов знаю.
Не совсем понял к чему только это?

Малец84

Диагност-электрик,моторист

Регистрация: 01.04.2009 Сообщений: 10,236 Адрес: Россия, Краснодарский край с. Великовечное
#18 Stil, 06.02.2022 00:01
Сообщение от Малец84: ^
Не совсем понял к чему только это?
Нажмите, чтобы раскрыть.

А мы разве не говорим о методах подгонки зазора, путем стачивания торца клапана?

Stil

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#19 Малец84, 06.02.2022 00:06
Говорим,только не понял,типа спиливание торца сильно влияет на ресурс клапана?
Это имел в виду?

Малец84

Диагност-электрик,моторист

Регистрация: 01.04.2009 Сообщений: 10,236 Адрес: Россия, Краснодарский край с. Великовечное
#20 Stil, 06.02.2022 00:09
Сообщение от Малец84: ^
типа спиливание торца сильно влияет на ресурс клапана?
Это имел в виду?
Нажмите, чтобы раскрыть.

Ну это вроде логично, если поверхности торца клапана, или стаканчика, были упрочнены, а их спилить, то и износостойкость станет ниже, не?
Причем в местах клапан\стаканчик, вполне может быть проявление наклепа например

Stil

Диагност(+795187530 два восемь)

Регистрация: 13.08.2015 Сообщений: 979 Адрес: Воронеж
#21 Малец84, 06.02.2022 00:21

Соглашусь однозначно.Лучшее решение,ориг новый стакан,тут и спорить нечего.
По факту,небольшое торцевание работает,на всех импортных авто,которые механы делали моторы.Нареканий нет.С русскими не работаем,не могу ничего сказать.
Мое мнение.
Глубина твердого слоя,на торце клапана,должна быть приличная.Торец имеет маленькую площадь и соответственно испытывает сильное давление на сжатие.
Если для вращательного движения толкателя можно применить и тонкий слой,то на сжатие применение тонкого твердого наружного слоя,в сочетании с относительно мягкой сердцевиной ,вряд ли будет работать.Будет образовываться наклеп .
Кстати в документе выложенном мной выше,указаны глубины твердого покрытия для толкателей.Они приличны.
На 100% истину не претендую,да и не торцую клапаны,просто наблюдаю,как делают наши механы и описал статистику.

Зажаты клапаны на двигателе: причины, признаки и последствия

О чем речь? Зажаты клапаны – проблема, с которой могут столкнуться владельцы автомобилей или мотоциклов. Устройства играют важную роль в управлении потоком жидкости или газа внутри двигателя или другого оборудования. Если они сдавлены, это может привести к серьезным последствиям.

На что обратить внимание? Если вы столкнулись с проблемой зажатых клапанов, следует учесть несколько моментов. Проверьте механизмы управления на предмет дефектов или износа. Если какие-либо детали выглядят поврежденными или изношенными, их стоит заменить. Важно также проверить уровень и качество масла в системе.

В этой статье:

  1. Признаки зажатых клапанов
  2. Что делать, если зажаты клапаны
  3. Причины зажатия клапанов
  4. Последствия зажатых клапанов
  5. Как предотвратить зажатие клапанов
  6. Часто задаваемые вопросы о зажатых клапанах

3 главных ошибки в установке и настройке оборудования
Оборудование работает на 3 года меньше

Признаки зажатых клапанов

Для начала следует конкретизировать определение «зажаты клапаны», которым часто пользуются водители, и разобраться в причинах этого явления. Плунжеры, пружины и другие элементы конструкции этих устройств приводятся в действие механически или с помощью электрических сигналов. Исправные механизмы срабатывают при определенных условиях, открываясь и закрываясь строго, когда это необходимо. К нарушениям работы этих деталей ДВС могут приводить различные причины.

Основные признаки того, что зажаты клапаны:

  1. Двигатель теряет мощность. При зажатых клапанах это происходит из-за отсутствия их полного хода.
  2. Работа ДВС сопровождается нехарактерными звуками. При неполном закрытии/открытии клапаны могут шуметь, стучать, трещать и т. д.
  3. Мотор работает нестабильно. При зажатии клапанов топливно-воздушная смесь может сгорать неравномерно, вызывая дрожание или вибрацию, особенно на малых оборотах или после холодного пуска.
  4. Повышается расход горючего. При зажатии клапанов эффективная работа двигателя становится невозможной, что неминуемо сказывается на количестве сжигаемой топливно-воздушной смеси.
  5. На приборной доске постоянно горит сигнализатор Check Engine – это значит, что могут быть зажаты клапаны.

При обнаружении одного из перечисленных симптомов необходимо обратиться в сервисный центр, где специалисты выполнят диагностику и устранят неисправности. При регулярном техобслуживании и замене вышедших из строя деталей двигатель способен исправно работать в течение долгого времени, сохраняя изначальную мощность.

Если вы заметили один или несколько указанных признаков зажатых клапанов в автомобиле, работающем на дизеле, рекомендуется обратиться к специалистам для их диагностики и ремонта. Регулярное техническое обслуживание и замена поврежденных деталей могут помочь предотвратить зажатие данных механизмов и сохранить работоспособность ДВС вашего транспортного средства.

Что делать, если зажаты клапаны

Разберемся более подробно, как понять, что клапаны зажаты.

Снижение мощности и ухудшение динамики разгона

Когда зажаты клапаны, компрессия в цилиндрах снижается за счет уменьшения притока воздуха. Результатом становятся нестабильное зажигание, неравномерная работа цилиндров, а значит – снижение мощности двигателя.

Если клапаны зажаты, как правило, проявляются следующие симптомы. Двигатель теряет мощность, заметно ухудшается динамика разгона, автомобиль перестает удерживать постоянную скорость. Появление этих характерных признаков означает, что необходимо обращаться в сервисный центр, где специалисты выполнят диагностику и ремонт необходимых механизмов.

Что делать, если зажаты клапаны? В первую очередь, необходимо регулярно проходить техобслуживание с проверкой и регулировкой газораспределительного механизма. Своевременное ТО позволяет определить, зажаты ли клапаны. Кроме того, важную роль играет качество используемых топлива и моторного масла.

На современные двигатели устанавливают специальные электронные системы, регулирующие впрыск топливно-воздушной смеси и зажигание, что позволяет максимально обезопасить силовой агрегат от возникновения неполадок. Эта задача решается точным и эффективным управлением, которое позволяет разгрузить клапаны, снижая вероятность их зажатия.

Важно помнить, что при появлении первых признаков зажатия клапанов в авто на дизеле необходимы без промедления диагностика и устранение неполадок. Если выполнять рекомендации производителя и своевременно проходить техническое обслуживание, можно не опасаться возникновения описанных выше проблем.

Посторонние шумы

Если двигатель вашего автомобиля начинает при работе издавать нехарактерные звуки, это может говорить о зажатии клапанов, ведь возникновение таких неполадок приводит к нарушению нормального функционирования силового агрегата.

По необычным звукам – стуку, щелчкам или писку – мастер может определить, что зажаты клапаны. Их неполное закрытие и раскрытие чаще всего связаны с неполадками в работе механизма, управляющего работой этих устройств.

Среди частых причин зажатия в системе газораспределения автомобиля – изношенные или поврежденные клапаны и пружины, перегрев силового агрегата, а также ошибки при монтаже и регулировке клапанных механизмов.

Помимо регулярного выполнения технического обслуживания двигателя и системы газораспределения, избежать зажатия клапанов позволяет поддержание работоспособности системы охлаждения двигателя, правильная работа которой не позволяет мотору перегреваться.

Если ДВС начинает издавать нехарактерные звуки или троить, что часто указывает на зажатые клапаны, важно как можно быстрее обратиться в сервисный центр, чтобы диагностикой и устранением проблемы занялись профессионалы. При раннем обнаружении и оперативном ремонте снижается риск возникновения серьезных поломок, приводящих к необходимости дорогостоящего ремонта.

Затрудненный запуск двигателя

Если зажаты впускные клапаны, запуск силового агрегата может сопровождаться следующими проблемами:

  • возникновение нехарактерных шумов и стуков при пуске двигателя;
  • неравномерная работа ДВС после запуска;
  • увеличенный расход горючего и снижение мощности двигателя;
  • дым и посторонние запахи в выхлопных газах.

К возникновению проблем, которыми сопровождается запуск силового агрегата, могут приводить различные причины. Возможно, описанные выше явления появляются как следствие неправильной настройки или загрязнения клапанных механизмов, износа лапок приводных дисков, неправильной работы топливной системы и т. д. Регулярно техобслуживание, соблюдение рекомендаций, изложенных в руководстве по эксплуатации автомобиля, использование качественного горючего и технических жидкостей – все эти меры в комплексе позволяют свести к минимуму вероятность зажатия клапанов.

Причины зажатия клапанов

Почему могут быть зажаты клапаны? Эта проблема может возникать при неполном закрытии или открытии, которые происходят по разным причинам:

Посторонние предметы и грязь

Если в зазоре между самим клапаном и его седлом собираются загрязнения, нагар или твердые предметы, которые могут прилетать из других систем ДВС, нормальное движение механизма сталкивается с препятствием и затрудняется вплоть до полного зажатия.

Перегрев двигателя

При перегреве клапаны могут деформироваться, что становится причиной их зажатия. Признаками возникновения подобных проблем обычно становятся: нагрев охладителя, рост температуры на соответствующих датчиках и снижение мощности силового агрегата. Если перегрев продолжается в течение долгого времени, могут быть повреждены головка блока цилиндров, прокладки и другие элементы ДВС.

Для предотвращения перегрева двигателя внутреннего сгорания необходимо регулярно обслуживать систему охлаждения – проверять качество и состояние охладителя, заменять радиаторный насос и термостат и т. д.

Важную роль в поддержании нормальной температуры двигателя играет контроль уровня и качества охлаждающей жидкости. Кроме того, необходимо регулярно проверять и подтягивать резьбовые крепления ГБЦ, а также заменять прокладки и уплотнители.

Нарушение работы топливной системы

Зажатие клапанов часто становится следствием проблем с топливной системой. К примеру, при загрязнении форсунок топливо может распыляться неправильно, в результате чего клапаны покрываются нагаром, который в свою очередь затрудняет открытие/закрытие. Если в автомобиле используется топливо низкого качества с содержанием примесей (воды и твердых частиц), накопление загрязнений внутри клапанных механизмов может затруднять их работу.

Износ или поломка клапанных пружин

Клапаны могут зажиматься в открытом или закрытом положении, когда изнашиваются, утрачивают упругость или ломаются их пружины.

Масло или углеродные отложения

Наличие примесей в масле или углеродные отложения также нередко становятся причиной зажатия клапанов.

Как проверить стаканчики на 16 клапан

ВАШИ ЗАКАЗЫ ENG ПОИСК ПО САЙТУ

Технология и оборудование для сборки и настройки предохранительных клапанов

К сборке и настройке приступают после восстановления и замены всех деталей, проведения проверки соответствия их требованиям ремонтных чертежей и заполнения сводной ведомости. Предохранительные клапаны относятся к числу изделий, которые чувствительны к пыли, грязи, поэтому рабочее место должно быть таким, чтобы исключить порчу изделия из-за его засорения. Оно должно быть оснащено инструментом, в том числе мерными ключами, приспособлениями, позволяющими сборщикам затрачивать меньше физических усилий и времени. Детали на участок должны поступать тщательно промытыми, очищенными, окрашенными.

Сборка предохранительного клапана (рис. 1)​.

Рис. 1. Типовая конструкция клапана СППК4Р:

1 — корпус; 2 — седло; 3, 4 — нижнее и верхнее регулировочные кольца; 5 — стопорные болты; 6 — золотник; 7 — направляющая гильза; 8 — промежуточный диск; 9, 10 — нижняя и верхняя опоры; 11 — регулировочный винт; 12 — крышка; 13 — кривошип; 14 — сальниковая гайка; 15 — рычаг; 16 — валик; 17 — пружина; 18 — шток; 19 — стакан; 20 — опора

1. Ввернуть седло 2 в корпус 1.
2. Проверить герметичность соединения корпус — седло.
З. Навинтить на резьбовую часть седла до упора нижнее регулировочное кольцо.
4. Установить в горловину корпуса направляющую гильзу 7 с навинченным на нее верхним регулировочным кольцом 4. Отверстия на боковой поверхности гильзы должны быть обращены в сторону выходного патрубка клапана. При установке гильзы нельзя допускать ее перекоса. С тем чтобы проверить отсутствие перекосов, способных нарушить работу клапана, дальнейшая контрольная сборка ведется без опор 9 и 10 и пружины 17.
5. На торец гильзы установить прокладку, затем промежуточный диск и вторую прокладку.
6. На шпильки корпуса надеть фланец защитного цилиндра, и четыре гайки равномерно затянуть.
7. В защитный цилиндр ввинтить регулировочный винт (на выход) и проверить свободу перемещения штока 18, который не должен прижиматься к регулировочному винту при любом его положении. Подтягивая гайки крепления фланца защитного цилиндра, добиваются такого его положения, при котором шток перемещается под действием собственного веса.
8. Гайку маркировать совместно со шпилькой и отметить ее положение относительно фланца.

9. Цилиндр снять, регулировочный винт из него вывинтить, на шток надеть нижнюю опору 9, пружину 17, верхнюю опору 10.
10. Установить защитный цилиндр, который крепится теми же гайками, каждая из которых навинчивается на свою шпильку и равномерно затягивается до того положения, которое они занимали во время предыдущей контрольной сборки. После установки защитного цилиндра в него ввинчивают регулировочный винт, установке которого шток препятствовать не должен. При вращении винта, до того как он начнет сжимать пружину, шток вращаться вместе с ним не должен. Колпак 12 на клапане монтируют после его настройки на стенде.
11. Нижнее регулировочное кольцо 3 установить так, чтобы зазор между его торцом и торцом золотника 6 находился в пределах 0,2. 0,3 мм. Выполняется это следующим образом. Пружина клапана должна быть произвольно поджата. Регулировочное кольцо доводится до упора в золотник, после чего поворачивается в обратную сторону на заданное число зубцов, имеющихся на его поверхности для того чтобы гайка отошла от седла на нужное расстояние. Перемещение кольца при его повороте на один зубец обычно дается в паспорте изделия.
12. Установить верхнее регулировочное кольцо 4 на втулке на одном уровне с торцом золотника, При работе клапанов на жидкости нижнее регулировочное кольцо устанавливают в нижнем положении, и в дальнейшем его расположение не меняют. Для фиксации колец в указанном положении на свое место устанавливают стопорные болты, при этом следует проследить, чтобы они попадали в паз на наружной поверхности колец 3 и 4, а не на выступ. Попадание стопорных болтов на выступ поведет к порче изделия. Под головки болтов должны быть установлены прокладки.

Настройка предохранительных клапанов. Настройка клапанов, предназначенных для работы на газообразных средах, может проводиться на воздушных стендах или на стендах с использованием азота. Клапаны, работающие на паре, должны настраиваться на паровых стендах, работающие на жидкостях — на водяных. Схема парового стенда показана на рис. 2 (стенд со сбросом пара в атмосферу или в конденсатор, в котором давление равно атмосферному).

Рис. 2. Схема парового стенда со сбросом пара в атмосферу для настройки предохранительных клапанов:

1 — угольник; 2, 11 — трубопроводы; 3 — расходомерная шайба; 4 — манометры; 5 — термометры; 7 — калориметр; 8 — индикатор; 9 — испытуемый клапан; 10, 13 — емкости; 12 — конденсатор; 14 — весы; 15 — дренажные клапаны; 16 — регулирующий клапан; 17 — трубопровод для пара

Клапан устанавливают на стенд со снятой крышкой 12 (рис. 1) для возможности регулирования натяга пружины регулировочным винтом 11.

По трубопроводу 17 (рис. 2) пар (от парогенератора) поступает к регулирующему клапану 16, от которого отходит дренажная линия для удаления конденсата (который накапливается в нем после закрывания клапана). При открывании клапана 16 пар поступает в трубопровод 2, а затем в емкость 10. Давление перед испытуемым клапаном 9 поднимают, он срабатывает, и пар сбрасывается либо прямо в атмосферу по трубопроводу 11 (при настройке клапана), либо в конденсатор 12 (при определении пропускной способности), откуда конденсат поступает в мерную емкость 13, установленную на весах 14. При настройке клапана на него может не устанавливаться индикатор 8 для измерения хода золотника, но при определении его пропускной способности установка индикатора необходима даже в случае клапана закрытого типа, работающего при наличии противодавления за ним. В последнем случае в качестве индикатора может быть использован любой датчик положения.

Для снижения потерь пара все линии стенда и емкость теплоизолированы.

Поскольку в испытуемом клапане при ремонте могут быть подрезаны золотник и седло, ход золотника увеличивается. Поэтому проверяют, нет ли контакта нижней опоры 9 (рис. 1) с промежуточным диском 8. Также проверяют, нормально ли функционирует рычаг продувки. Если зазор между нижней опорой и промежуточным диском отсутствует, то золотник клапана при поджатой пружине будет иметь люфт. Его можно обнаружить через входной патрубок. Этот дефект устраняют подрезкой торца промежуточного диска. Если при проверке установлено, что рычаг продувки занимает неверное положение, следует изменить месторасположение упора кривошипа, переместив его по штоку, и заштифтовать на новом месте.

После указанной проверки клапан устанавливают на стенд и начинают его настройку.

Нижнее регулировочное кольцо определяет площадь золотника, на которую будет действовать статическое давление рабочей среды, а его удаление от седла определяет ход золотника в зоне пропорциональности, лишь по достижении которого давление рабочей среды будет действовать на увеличенную площадь, после чего клапан открывается рывком.

Верхнее регулировочное кольцо в рассматриваемой конструкции клапана меняет направление движения потока рабочей среды относительно золотника, в результате чего возникает реактивная сила, способствующая подъему последнего от седла. По мере подъема золотника от седла влияние нижнего кольца на скорость его подъема уменьшается.

При определении оптимального положения нижнего кольца следует учитывать следующее:
— от размера условного прохода клапана необходимое положение кольца не зависит;
— с увеличением давления газообразных сред следует увеличивать расстояние кольца от золотника;
— у клапанов, работающих на насыщенном паре при тех же давлениях, как и у работающих на газообразных средах, кольцо должно отстоять от золотника закрытого клапана на 20. 30 % дальше.

Для верхнего регулировочного кольца существует такое его положение, опускание ниже которого неэффективно. Подъем кольца от седла в основном существенного влияния на работу клапана не оказывает. Однако если его нижний торец поднят выше направляющей гильзы, то перемещение золотника клапана при открывании может уменьшиться.

Настройку клапанов серийного производства ведут без измерения хода их золотника, так как они были выполнены на опытном образце при отработке конструкции, Серийные же изделия имеют те же номинальные размеры деталей. У клапанов, прошедших ремонт, размеры даже таких деталей, как седло, золотник, могут быть различными. Поэтому, чтобы исключить сомнения в сохранении клапаном после ремонта паспортной пропускной способности, использование индикатора для измерения хода золотника клапана при его настройке весьма желательно. Если же обходиться без него, то необходимо измерять пропускную способность клапана, что возможно на стенде, обеспечивающем подачу рабочей среды в требуемом количестве.

Настройка клапана проводится следующим образом. Меняя натяг пружины регулировочным винтом 11 (рис. 1), добиваются, чтобы клапан, при давлении пара в емкости равном рн.о, начал открываться. Под началом открытия следует понимать начало интенсивного травления пара через клапан, о чем можно судить, например, по звуку (свисту, создаваемому вырывающимся паром). Если на клапане установлен индикатор, то под началом открывания следует понимать момент, когда отклонение по индикатору составит 0,1 мм. Если клапан с началом травления пара сразу же открывается на полный ход, то нижнее регулировочное кольцо должно быть отодвинуто от золотника его поворотом по часовой стрелке на 1. 2 зуба (эту операцию можно проводить только после снижения давления в емкости до клапана на 20. 25 %). Попытки определить давление рт повторяются до тех пор, пока это не удастся сделать. Когда рн.о установлено, давление емкости повышают до момента полного открытия клапана рп.о.

Факт полного открытия клапана может быть удостоверен либо измерением хода золотника индикатором или измерением расхода пара. Для последней цели стенд снабжен манометрами, измерителями температуры пара, его теплоемкости (калориметром), мерной шайбой, а также конденсатором, сборником конденсата и весами для определения массы конденсата. При достижении давления рп.о, клапан может открываться не полностью или, наоборот, открываться на полный ход еще до того как давление в емкости достигнет значения рп.о. Причинами первого может быть трение подвижных деталей о неподвижные, чрезмерное удаление нижнего регулировочного кольца от золотника (в клапанах с двумя регулировочными кольцами) или излишний подъем верхнего регулировочного кольца. Если опусканием верхнего кольца и подъемом нижнего невозможно добиться полного открытия клапана при давлении рп.о, то клапан следует направить на переборку для ликвидации перекосов.

Открывание клапана раньше достижения давления рп.о не является положительным явлением, ибо означает, что закрытие клапана будет происходить при более низком давлении, чем допускается. Поэтому, опуская нижнее регулировочное кольцо и поднимая верхнее, следует добиться, чтобы разность между рн.о и рп.о находилась в пределах 2. 3 % рн.о.

После настройки кольца фиксируются на своих местах стопорными болтами.

Затем проверяют давление, при котором клапан закрывается. При этом под давлением закрытия рз понимается давление, при котором золотник клапана вступает в контакт с седлом, но клапан еще не герметичен. Следовательно, разность (рн.орз) практически определяет зону нечувствительности клапана, т.е. характеристику, связанную с трением подвижных деталей изделия и гистерезисом пружины. Для определения момента посадки золотника на седло давление в емкости 10 (рис. 2) снижают.

В правильно настроенных клапанах золотник должен своевременно сесть на седло при снижении давления в емкости не менее чем на 2,5 % рн.о и не более чем на 7 % рн.о.

Установить момент посадки золотника на седло не просто, так как клапан еще не герметичен и утечка пара остается заметной. При отсутствии индикатора, определяющего положение золотника, это делают на слух или визуально. Момент прекращения шума или свиста от прохождения пара считается моментом посадки золотника на седла.

Если можно следить за сбрасываемым через клапан паром, то закрытию клапана соответствует прекращение его сброса. Если клапан при снижении давления до него на 7 % от рн.о не закрылся, то давление следует снижать далее. Если закрытие произошло при снижении давления более чем на 15. 20 % от рн.о‚ то клапан должен быть направлен на переборку для ликвидации перекосов и трения его подвижных деталей. Если же он закрылся ранее снижения давления на 15 % от рн.о, следует попытаться его подрегулировать.

Если результат проверки рз положителен, то далее давление в емкости стенда снижается до рабочего и измеряется герметичность клапана (по конденсату). Если же утечка превышает допустимую, клапан возвращается в ремонт.

При завершении настройки клапана составляют акт испытания и настройки с продлением ресурса работы предохранительного клапана.

Для настройки (тарирования) предохранительных клапанов, работающих на жидкостях, и испытания герметичности их затвора специалистами НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС» разработаны стенды:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *