Инверторное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора что это
Перейти к содержимому

Инверторное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора что это

  • автор:

Подбираем зарядное устройство для аккумулятора – трансформаторное или импульсное?

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Выбор зарядного устройства всегда важен, от его характеристик и производительности зависит рабочий ресурс аккумулятора. Поэтому, подобрать оптимальный вариант необходимо, исходя из выполняемых им функций и других характеристик. А они, следовательно, зависят от принципа работы ЗУ, технологии его выполнения.

Купить зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с доставкой по Украине в Харьков, Киев, Одессу можно на 130.com.ua.

Какие существуют виды зарядных устройств по принципу работы

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Существует два известных типа зарядных, которые различаются по принципу функционирования. Их делят на импульсные и трансформаторные.

1. Трансформаторные работают по принципу обычного трансформатора. Он выглядит как обычный магнитный стержень, на нем плотными слоями намотано обмотку. Качественность и параметры такого устройства зависят от количества обмотки и материала его проводников. Иными словами, он работает по типу электромагнитной индукции, преобразовывая переменный в постоянный ток.

2. Импульсные зарядные устройства являются более современными вариантами, которые воздействуют на АКБ высокочастотным током, что ведет за собой подачу заряда малыми импульсами. Для их работы не нужно использовать ни стержень, ни обмотку, они легкие и небольшие по размеру.

Кроме того, с помощью импульсных ЗУ возможна подача как постоянного, так и переменного тока. Иногда их используют для смешанной или комбинированной подзарядки, в ней часто возникает необходимость, когда надо заряжать разные АКБ – легковых или грузовых авто, мотоциклетной техники.

Преимущества и недостатки трансформаторных зарядных устройств

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Наличие подобной конструкции ведет за собой значительные размеры и, соответственно использование, в большинстве случаев, как стационарный прибор. Однако, несмотря на вес и габариты трансформаторными зарядными устройствами часто пользуются из-за их проверенности. К другим преимуществам относят:

  • низкую стоимость;
  • редкие случаи выхода из строя оборудования;
  • надежность и простота конструкции;
  • несложность в ремонте и обслуживании.

К недостаткам относят такие факторы:

  • большие размеры и вес;
  • необходимо постоянно следить за процессом заряда, не отходя от зарядного устройства;
  • нужно четко следовать условиям работы, чтобы агрегат не «закипел»;
  • регулярно, через 30-50 минут, проверять силу тока.

Кроме того, перед началом работы нужно обязательно измерять уровень заряда аккумуляторной батареи.

Преимущества и недостатки импульсных зарядных устройств

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Использование данного оборудования более популярно на сегодняшнее время. Отличается наличием следующих преимуществ.

1. Небольшие размеры и вес, их удобно перевозить в автомобиле и хранить в любом месте.

2. Автоматизирование процесса подзарядки, некоторые модели оснащены микропроцессором, который определяет все необходимые параметры и безопасно проводит подзарядку.

3. Усовершенствованная система защиты, она работает благодаря наличию различных регуляторов, стабилизаторов.

4. Наличие нескольких уровней защиты – от перегрева, перегрузок, закипания.

5. Оснащение несколькими режимами подзарядки, особенно важным иногда бывает быстрый режим или «BOOST», которые часто помогает в ситуациях, когда надо срочно подзарядить севшую АКБ.

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Кроме того, многие модели импульсных зарядных устройств оборудованы дисплеем, на котором выводится вся необходимая информация для пользователя – уровень заряда, используемый режим, другие функции ЗУ.

Среди недостатков данных приборов различают только один – это высокая стоимость. При этом, не только самого устройства, но и его обслуживания, заменяемых деталей. Иногда опытные специалисты рекомендуют приобрести новое зарядное, нежели ремонтировать старое.

Сложности выбора

Подбираем трансформаторное или импульсное зарядное устройство для аккумулятора

Очень важно в этом случае сделать правильный выбор, ведь от этого зависит срок эксплуатации вашей аккумуляторной батареи. Если в автомобиле используется, например, необслуживаемый аккумулятор, то для него не подойдет трансформаторное зарядное устройство, так как оно будет оказывать негативное воздействие на электроды АКБ.

Если аккумулятор можно подзаряжать любым из указанных ЗУ, тогда нужно выбирать прибор, исходя из следующих факторов:

  • стоимость. Для многих автолюбителей этот фактор крайне важен, поэтому стоит учитывать, что трансформаторные дешевле, а импульсные, соответственно, – дороже;
  • габариты. Как уже указывалось выше, импульсные более легкие и меньше по размеру, трансформаторные ЗУ – больше и тяжелее;
  • контроль процесса подзарядки, как в случае с трансформаторным, или оставить зарядное включенным и заниматься своими делами, как в случае в импульсным.

Стоит учитывать, что эти факторы не столь важны, если плохо подобрать зарядное устройство по характеристиках. Одним из наиболее важных параметров считается величина тока. Поэтому, при выборе зарядного, необходимо ориентироваться на показатели 1: 10, можно даже больше. Кроме того, важно при покупке узнать принцип работы устройства, пиковую величину тока, какие АКБ подзаряжает, максимально допустимую емкость аккумуляторной батареи, вольтаж зарядного, а также возможные режимы и функции прибора. Таким образом, подобрать оптимальную модель будет проще и легче.

Материалы по теме

Выбираем зарядное устройство для аккумулятора

Зарядка аккумуляторной батареи в буквальном смысле увеличивает ее срок эксплуатации, а пуско-зарядное устройство придет на помощь при полном ее разряде

Зарядные устройства — мастер подбора

Мастер подбора зарядных устройств поможет выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора по основным критериям, таким как тип зарядного устройства и напряжение заряжаемого аккумулятора.

Сейчас на многие современные автомобили устанавливают кальциевые аккумуляторы (CA или Ca/Ca). Они умеют улучшенные характеристики и отличаются от других АКБ. Поэтому нужно использовать специальное зарядное устройство для кальциевого аккумулятора. Рассмотрим подробнее.

Как правильно выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля?

Часто возникает ситуация, когда в машине садится аккумулятор. Это может быть не только на морозе, но также из-за невыключенных фар, магнитолы и многого другого. В такой ситуации отлично поможет пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Что делать с мертвым аккумулятором? Возможности ли восстановить полностью разряженный автомобильный аккумулятор? Как бороться с сульфатацией АКБ? Ответы в статье

Разбор основных отличий между пусковыми и пуско-зарядными устройствами. Зачем нужны автомобильные пусковые устройства?

Какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора: импульсное или трансформаторное

Наверное, нет такого автомобилиста, который не пользовался бы зарядным устройством. При покупке нового аккумулятора необходимости его снимать для зарядки нет даже в холодную погоду. Проблемы начинаются после некоторого периода эксплуатации, когда батарея уже не в состоянии длительное время выдавать требуемый ток для прокрутки стартера. Стандартной практикой стало забирать аккумулятор на хранение и зарядку домой, если ночь обещает быть очень холодной. Кто этого не делает, рискует утром не завести мотор.

Долговечность батареи во многом зависит от применяемого зарядного устройства. Но какое зарядное устройство лучше для автомобильного аккумулятора: импульсное или трансформаторное? И хотя все довольно очевидно, рассмотрим данные типы ЗУ.

Принцип работы ЗУ

Чтобы разобрать достоинства и недостатки двух принципиально разных типов ЗУ, следует рассмотреть, чем отличается импульсное зарядное устройство от обычного. Хотя в данном контексте не совсем корректно называть трансформаторные приборы обычными, потому что таковыми актуально называть именно импульсные аналоги.

Трансформаторное зарядное устройство

Такие приборы представляют собой простейший блок питания с фиксированным выходным напряжением. Возможна регулировка по принципу ЛАТР.

В основе схемы лежит понижающий трансформатор, выдающий на выходе порядка 12V переменного тока. Далее сигнал требуется выпрямить, для чего используется диодный мост. После моста мы получаем постоянный ток в форме полупериодов. В принципе, этого уже достаточно для заряда автомобильного аккумулятора. Более правильно, конечно, полученный сигнал отфильтровать при помощи конденсатора, чтобы получить гладкую прямую.

Как видите, схема очень проста и каждый может ее собрать из компонентов старой бытовой техники и электроники.

Выпрямление синусоиды

Импульсное зарядное устройство

Импульсные блоки питания являются куда более современными устройствами, нежели трансформаторные аналоги. Здесь тоже происходит выпрямление электрического сигнала переменного тока, однако процесс значительно отличается за счет совершенно иного подхода.

Переменный ток выпрямляется и фильтруется, однако вместо явного понижения здесь происходит преобразование сигнала в импульсы высокой частоты. Это и оправдывает название таких источников питания. Далее может следовать гальваническая развязка в виде импульсного трансформатора. Напряжение на выходе будет зависеть от скважности импульсов (скважность — длительность каждого импульса).

Скважность

Какое зарядное устройство лучше

Рассмотрим достоинства обоих видов зарядных устройств, хотя, по правде говоря, найти преимущества трансформаторного подхода уже проблематично.

Чем хороши импульсные зарядные устройства для автомобильных АКБ:

  • Компактность и вес. Пользователю с высокой вероятностью все равно, каким образом получается требуемый электрический сигнал в корпусе того или иного прибора. Зато размер устройства и его масса играет значительную роль. Импульсные приборы во много раз компактнее и легче трансформаторных аналогов. То есть речь идет не о какой-то минорной разнице, а о сотнях процентов. Это связано с тем, что при работе с высокочастотным сигналом требуются куда меньшие трансформаторы, конденсаторы и прочие компоненты. Также снижается размер системы охлаждения из-за меньшего количества потерь.
  • Независимость от напряжения питания. Многие, наверное, видели на бирках импульсных зарядных устройств ноутбука или смартфона диапазон входных напряжений, который нередко составляет 100-240В. То есть одно и то же ЗУ способно выдавать одинаковый сигнал как от 110-вольтовой, так и от 220-вольтовой сети. Трансформаторная схема полностью зависит от входного напряжения. Выход будет изменяться пропорционально входу. В случае серьезных сетевых колебаний так можно навредить аккумулятору.
  • Автоматическая работа и безопасность. Каждое хорошее импульсное зарядное устройство оснащено рядом электронных защитных функций, которые контролируют все основные параметры и пресекают недопустимые напряжение и ток. Качественный прибор не даст навредить аккумулятору даже при неправильной полярности. Также отличительной чертой хорошего импульсного ЗУ является автоматика, разделяющая процесс заряда на стадии для достижения максимальной эффективности. Заряжать АКБ таким устройством проще простого, так как оно самостоятельно контролирует весь процесс и отключается (или переводится в режим хранения) по окончании заряда.
  • Цена прибора. Некоторым это может показаться странным, но современное решение имеет более демократичную цену, нежели классическое. Это связано с отсутствием в схеме большого количества дорогостоящих материалов, требуемых, например, для сборки громоздкого трансформатора.

Suoer

Это не все достоинства импульсного принципа работы, а лишь основные. Что касается трансформаторного зарядного устройства, то выделить его преимущества уже проблематично. Можно разве что отметить невероятную простоту и отказоустойчивость схемы. Собрать ее может любой, а ломаться в ней просто нечему.

Тем не менее, когда мы говорим о простоте ручной сборки, мы к этому вовсе не призываем. Использование кустарных зарядных устройств может быть опасным как для аккумулятора, так и для пользователя. Выбирать стоит только фабричные зарядные устройства, которые гарантируют безопасность процесса.

Какое ЗУ выбрать

Странно, если еще остались сомнения в выборе типа зарядного устройства. Любые потребительские нужды обеспечит качественное автоматическое импульсное зарядное устройство, которое подберет корректный режим для конкретного аккумулятора, полностью пополнит заряд и будет поддерживать его до востребования. Трансформаторные ЗУ уже изжили свое и применяются, скорее, по остаточному принципу. Исключение обычно составляют некоторые профессиональные случаи, когда, скажем, на СТО применяется специфическое трансформаторное пуско-зарядное устройство.

Инверторные пуско – зарядные устройства. Особенности и отличия от трансформаторных.

пзу-пуско зарядное устройство

Инверторная эволюция в пуско-зарядке.

Товарищи, инверторная революция в пуско-зарядных устройствах, о необходимости которой так долго твердили продавцы… запоздала настолько, что превратилась в эволюцию!

Что новенького и почему так поздно?
В самом деле. Если вспомнить скорость, с которой инверторные аппараты ручной дуговой сварки вытеснили с рынка традиционные трансформаторные, развитие инверторной технологии в пуско-зарядных устройствах, традиционно связанных со сваркой единым производственным циклом, вызывает недоумение. На моей памяти, первая волна доступных по цене китайских сварочных инверторов ММА появилась на российском рынке в 2006 году. А уже 2-3 года спустя продажи трансформаторов «умерли». Трансформаторные же пуско-зарядные устройства до сих пор процветают. А инверторные появились на рынке лишь год-два, и то пока у считанных производителей. В чем дело?

Дело в первую очередь в актуальности для рынка. Во вторую – в технологии.
Спрос двигает предложение. А спрос определяется преимуществами, которые несет технология и созданный на ее основе товар. Какие преимущества принесла инверторная технология в ручную дуговую сварку по сравнению с традиционной трансформаторной? Снижение габаритов и массы? Да, но все-таки это удобство не является критичным для сотен миллионов потребителей по всему миру. Энергетическая эффективность? В большей степени, чем масса и габариты. Современный инвертор позволяет варить от бытовой 16-амперной розетки 230В электродом диаметром до 3,2 мм, а трансформатор – до 2,5 мм. Но и это не тот фактор, который обеспечил победу инверторам над трансформаторами в сварке.

Главное преимущество сварочных инверторов перед трансформаторами – возможность развития дополнительных функций, снижающих требования к уровню подготовки сварщика.

Бытовым инвертором человек, которые никогда ранее в жизни не варил, сможет уложить швы буквально с первой попытки. Пусть неровные, с плохим проваром, но уложит. Варить трансформатором нужно учиться долго. В наше время тенденция развития дополнительных функций, позволяющих малоопытным сварщикам выполнять все более сложные работы, активно развивается и в профессиональной сварочной технике. В некоторых «навороченных» сварочных полуавтоматах индустриального назначения достаточно приложить горелку к месту будущего шва, и умный аппарат сам замерит параметры сварочного металла и, перебрав заложенные в память алгоритмы, подберет оптимальный набор настроек сварочного процесса.

В пуско-зарядных устройствах нет такой актуальной проблемы квалификации пользователя. Некоторые китайские производители, правда, пытаются упразднить даже несложные операции, требуемые от пользователя при зарядке и запуске. Например, избавляют пользователя от необходимости поднимать капот и цеплять клеммы ПЗУ к аккумулятору – предлагают подключать ПЗУ через прикуриватель. Беда в том, что сеть прикуривателя не рассчитана на высокие токи зарядки и, уж тем более, стартовые. Так что таким пуско-зарядным устройством можно не столько завести автомобиль, сколько вывести его из строя и даже поджечь.
Для бытовых пользователей, сталкивающихся с проблемой пуска в холодную погоду, в последнее время появилась новая, по-настоящему прорывная, технология – беспроводные пусковые устройства на основе литиевых полимерных батарей. Действительно, в последние годы разработчики батарей достигли значительного прогресса. Литиевые полимерные батареи обладают – по сравнению с традиционными свинцовыми – гораздо большей удельной емкостью и – самое главное – способностью генерировать очень высокие токи. Вместе литиевыми батареями прогрессируют и зарядные устройства на их основе. Еще несколько лет назад такой «пускач» представлял собой несколько последовательно соединенных батарей вроде телефонных. При серьезной нагрузке эти несчастные «малыши» перегревались и вспучивались. Сейчас средняя 12-вольтовая литиевая полимерная батарея размером с мобильный телефон имеет емкость порядка 20Ач и способна выдать до 3-4 (хотя в инструкции обычно пишут 1-2) циклов кратковременных разрядов тока ампер 150 – достаточно, чтобы запустить легковушку, если аккумулятор разряжен не «в ноль». При этом батарея мини-пускача греется, конечно, но не взрывается и даже не «вспучивается».

И все же пока «пускачи» на основе литиевых полимерных батарей больше используются в качестве 12-вольтовых источников резервного питания электронных гаджетов. И очень редко в качестве пускачей стартеров легковых автомобилей. И (пока) совсем никогда для запуска мощной автотехники. Операция по запуску двигателя подразумевает обязательное частичное функционирование аккумулятора (здесь и далее — АКБ). Если он разряжен полностью, его рекомендуется «оживить» повышенными токами хотя бы в течение 10-15 минут. Беспроводной «мини-пускач» для таких задач не приспособлен: выходной ток на нем не регулируется, т.е. режима зарядки нет в принципе. А отключать «родную» батарею на время запуска, а потом подключать на работающем двигателе, на большинстве автомобилей 21 века не только неудобно, но и рисково для бортовой сети.
Гораздо раньше на рынке появились ПЗУ на основе небольших традиционных АКБ. В англоязычной классификации они получили название JUMP STARTER. В них, как и в описанном выше устройстве, решалась проблема зависимости от стационарного источника питания. Но оборотная сторона медали таких устройств несет недостатки, резко ограничившие их широкое распространение. Во-первых, это необходимость периодически заряжать батарею джамп-стратера. А со временем и менять ее. Во-вторых, что критичнее, такие устройства не смогли преодолеть порог мощности стартового тока, который бы обеспечивал запуск крупной техники вроде грузовика. Теоретически это возможно, но придется использовать батарею соответствующего размера и массы. И устройство сразу потеряет свое главное преимущество – мобильность. Возможно, в ближайшем будущем комбинирование классической технологии джамп стратеров и литий-полимерных батарей приведет к созданию устройств, лишенных недостатков, свойственных их сегодняшним прототипам.

Так что до сего дня основным решением для нештатного запуска автомобильной техники остается пуско-зарядное устройство (сокращенно ПЗУ), работающее от сети. Самым очевидным преимуществом, обеспечиваемым инверторной технологией перед классической трансформаторной, в ПЗУ являются габариты и масса. При этом инверторная технология на токах свыше 300А – весьма непроста. Это касается, кстати, и сварки тоже. Не так уж много производителей выпускают инверторную технику на токи в 400-600 ампер и выше. Должен признать, что и компании Bestweld на производственной площадке в г. Азов пока не удалось создать на имеющейся элементной базе ПЗУ с подключением к однофазному источнику на максимальный стартовый ток более 600А. Все эксперименты неизбежно заканчивались взрывом транзисторов. Но и зарубежным конкурентам это пока тоже не удалось. По имеющимся у компании «БэстВелд» сведениям, единственным разработчиком аналогичных ПЗУ на сравнимые токи в настоящее время является итальянский концерн TELWIN. При этом по стоимости изделий он составить конкуренцию российской продукции не может.
Преимущество инверторных ПЗУ N1: на порядок меньшие габариты и масса. А значит, мобильность и удобство хранения.

Ну а кроме массы и габаритов какие-либо преимущества у инверторных ПЗУ есть? Конечно. Для того, чтобы квалифицированно ответить на этот вопрос, необходимо разделить процессы зарядки и пуска и рассмотреть их отдельно.

Процесс зарядки
Традиционные свинцовые кислотные и щелочные батареи рекомендуется заряжать постоянным (иначе еще говорят прямым) током, равным приблизительно 1/10-1/12 емкости батареи. Так для жигулевской батареи 55Ач 12В оптимальным током зарядки будет 5-5,5А. Принцип зарядки очень простой: к батарее присоединяется источник прямого тока с уровнем напряжения выше, чем имеет батарея. Чем больше разница в уровне напряжения между источником и батареей, тем сильнее протекающий через батарею ток (закон Ома для участка цепи) и тем быстрее она заряжается.

Однако слишком сильные токи вредны для батареи и сокращают ее срок службы. Поэтому их допустимо использовать только кратковременно и только при крайней необходимости. Такая необходимость возникает, когда нужно запустить автомобиль при полностью разряженной батарее, В этом случае сначала ставят хотя бы на 10-15 минут режим зарядки аккумулятора повышенным током (на устройствах со ступенчатой регулировкой это т.н. режим BOOST). Батарея разогревается, «оживает», после чего через нее можно пускать ток запуска. Для нормального режима зарядки выставляют ток, как уже упомянуто выше, равный приблизительно 1/10 емкости АКБ.

Традиционные трансформаторные ПЗУ предлагают так или иначе ступенчатое переключение уровня зарядного тока (на самом деле, уровня напряжения на выходе, который уже проявляется в виде изменения силы тока, проходящей через АКБ). На трансформаторе изменение уровня напряжения на выходе достигается изменением соотношения количества витков в первичной и вторичной обмотках. Поэтому на классическом трансформаторе увеличение количества «ступеней» регулировки означает увеличение количества выводов с обмоток трансформатора. Добиться же абсолютно плавного регулирования напряжения на классическом трансформаторе просто невозможно. А чем больше выводов с обмоток, тем изделие сложнее и дороже. Либо нужно реализовывать конструкцию сервопривода, как в одноименных стабилизаторах напряжения. Что тоже непросто и недешево. Поэтому ток заряда на трансформаторном ПЗУ в режиме заряда выбирается ближайший к равному 1/10 емкости батареи.

В инверторном устройстве управление напряжением на выходе идет фактически режимом работы транзисторов, а не переключением между выводами с обмоток. Поэтому плавность регулировки выходного напряжения (а значит, и тока) не представляет такой сложности.
Преимущество инверторных ПЗУ N2: на инверторном ПЗУ ток заряда можно регулировать и выставлять более точно, чем на большинстве трансформаторных устройств, оборудованных лишь ступенчатым переключателем с минимальным количеством этих самых ступеней.

Режим запуска
Часто приходится слышать вопрос: «А пуско-зарядка на какой стартовый ток нужна для запуска моего автомобиля?». Увы, в отличие от режима зарядки, однозначного ответа здесь нет и быть не может.

Для запуска двигателя необходимо, чтобы первый цикл (проворот коленвала) был произведен за счет энергии извне. В садовой технике, на небольших бензогенераторах, подвесных лодочных моторах и других маломощных двигателях для этой цели часто устанавливают ручной стартер – трос с ручкой на конце, намотанный на катушку, передающую вращение на вал. На практически любых дизельных двигателях и более мощных бензиновых первичный проворот вала двигателя поручают отдельному электромотору – стартеру, который питается от аккумуляторной батареи.

пзу пуско-зарядное устройство инверторного типа бествелд

ВАЖНО!
Какой силы ток потребуется стартеру от батареи, зависит от ряда постоянных и переменных факторов:

  • Типа и конструкции двигателя. В дизельном двигателе давление сжатия в цилиндре около 2 раз выше, чем в бензиновом. Пропорционально выше и усилие, требуемое для поворота коленчатого вала. Естественно, чем больше объем цилиндров и их количество, тем большее требуется усилие. Чем больше усилие, тем больше ток.
  • От температуры окружающей среды. На морозе масло густеет, а металл сжимается. Электростартеру приходится преодолевать большее сопротивление.

Перед запуском автомобиля промерзшую АКБ прогревают (хоть несколько минут!) повышенными токами заряда (на моделях со ступенчатым регулированием тока зарядки т.н. режим BOOST, на моделях с плавной регулировкой просто повышенный). Чем лучше отогрелась батарея, тем ниже ток, который ей нужно будет «добрать» от ПЗУ. Поэтому комбинация «менее мощное ПЗУ + достаточное время на зарядку АКБ» предпочтительнее комбинации «более мощное ПЗУ + отсутствие времени на зарядку АКБ». Используя чрезмерно мощное для данного автомобиля ПЗУ нанести ему ущерб нельзя: силу тока больше, чем требуется, стартер не возьмет. Главное, чтобы уровень напряжения совпадал.

Преимущество инверторных ПЗУ N3: большая продолжительность непрерывного прокручивания стартера.

Преимущество инверторных ПЗУ N3: большая продолжительность непрерывного прокручивания стартера. Хотя 20 секунд – запредельная продолжительность, не требуемая ни для какой техники. А сама по себе более высокая продолжительность обеспечивается наличием вентилятора охлаждения, а не собственно инверторной технологией, факт остается фактом.
Условия эксплуатации: температурный диапазон
Один из немногих аспектов, в которых инверторная техника проигрывает трансформаторной, это температурный рабочий диапазон. Для классического трансформатора нижний предел рабочей температуры ограничен устойчивостью не самого трансформатора, а аксессуаров. Например, тех же проводов и пластиковых аксессуаров. При очень низких температурах они могут ломаться.

В инверторной технике есть электронные компоненты, имеющие ограничения по температуре использования. В частности, это электролитические конденсаторы. Конденсаторы, используемые в изделиях российского производства компании «БэстВелд» (как в сварке, так и в ПЗУ) выдерживают до -25С. При более низких температурах они замерзают. Если вынести изделие из теплого места на мороз до -40С, никаких проблем. Но если оставить устройство на улице на ночь при -40С, утром оно, скорее всего, не включится. Впрочем, заявляемый диапазон температуры эксплуатации у трансформаторных ПЗУ такой же – от -40С до +40С. Но вот когда в будущем появятся китайские аналоги (увы, не сомневаюсь, что это произойдет очень скоро!), на данный аспект нужно обращать внимание. Абсолютное большинство китайских инверторных сварочных аппаратов используют компоненты, рассчитанные на работу при положительной температуре. На юге-востоке Поднебесной, где расположена электронная промышленность, отрицательные температуры – большая редкость.

инверторные пзу

Рабочий диапазон напряжения питания
Как и сварочные инверторы, инверторные ПЗУ имеют нижнюю границу напряжения питания. Если напряжение опускается ниже, они не работают. Трансформаторные ПЗУ такой границы не имеют. Но и они при пониженном напряжении выдают токи ниже, чем заявлено. Однако в случае эксплуатации в зонах с сильно просевшим напряжением (таких в России все меньше, но есть) инверторное ПЗУ может быть неприменимо. Инверторные ПЗУ Autostart от «БэстВелд» имеют нижнюю рабочую границу напряжения питания 170В. Если напряжение в местности опускается ниже, имеет смысл либо использовать повышающий трансформатор/стабилизатор, либо трансформаторное ПЗУ на заведомо больший, чем требуется, номинал.

Так что, по совокупности свойств, инверторные ПЗУ хотя и превосходят традиционные трансформаторные, пока не обладают эксклюзивными свойствами, которые позволили бы им вытеснить трансформаторные устройства с рынка подобно тому, как инверторные аппараты ручной дуговой сварки выбили с рынка своих трансформаторных предшественников.

Впрочем, мы живем во времена самых быстрых перемен. Возможно, таким стимулом станет широкое распространение гелиевой технологии, которая перекинется и на АКБ грузовой техники. Ведь зарядка гелиевых АКБ требует более точного контроля за состоянием батареи во время зарядки – перегрев ее может необратимо испортить.

Уже однозначно, что вытеснение трансформаторной пуско-зарядки инверторной ускорится по другой причине – из-за стоимости. Сырье дорожает быстрее технологии. Уже сейчас компания «БэстВелд» предлагает свои российские инверторные ПЗУ по цене ниже, чем традиционные трансформаторные аналоги китайского производства.

Выбираем зарядные устройства

Первым критерием выбора является тип прибора. Различают зарядные устройства (ЗУ) и пуско-зарядные устройства (ПЗУ). Первые предназначены только для зарядки «севших» аккумуляторных батарей, а вторые – это более универсальные приборы. Они позволяют запустить двигатель автомобиля даже при полностью разряженной АКБ за счет подачи тока большой силы.

На большинстве аккумуляторов производители указывают величину предельного пускового импульса, поэтому обязательно учитывайте эту информацию при выборе.

Еще одно отличие ПЗУ от обычного ЗУ – это более мощное исполнение токоведущих элементов, что связано с необходимостью передавать большие импульсные токи. На практике это увеличивает надежность и долговечность аппарата.

Трансформаторное или инверторное зарядное устройство?

В зависимости от особенностей конструктивного исполнения различают два типа зарядных устройств:

Трансформаторные – сегодня уже не так широко представлены на рынке из-за большого веса и габаритов, вызванных наличием в конструкции мощного трансформатора. На выходе установлен мощный выпрямительный диодный мост. Работать с ними неудобно еще и потому, что перед запуском двигателя автомобиля необходимо отключать все электронные устройства от бортовой сети.

Инверторные – это импульсные зарядные устройства, имеющие небольшую массу и компактные габариты. Они позволяют полностью автоматизировать процесс зарядки АКБ и лучше защищают от коротких замыканий. Работают на более высокой частоте.

Напряжение зарядного устройства

Стандартные пуско-зарядные устройства рассчитаны на работу с аккумуляторами напряжением 12 и 24 В. В легковых автомобилях используются АКБ на 12 В, а тяжелый грузовой транспорт и автобусы потребуют ПЗУ на 24 В.

Также существуют модели ЗУ, выпускаюемые в универсальном исполнении. Они рассчитаны на несколько режимов заряда и могут работать с батареями напряжением 6 – 12 – 24 В. 6 В требуется для заряда аккумуляторов, устанавливаемых на мототехнику.

Сила тока зарядного устройства

Очень важная характеристика для ЗУ – сила тока. Правило выбора следующее: ток должен составлять около 10% от общей емкости заряжаемой батареи. Соответственно, если ваш аккумулятор имеет емкость 100 Ач, то приобретаемое зарядное устройство должно быть рассчитано на рабочий ток 5-10 А.

При выборе ПЗУ процедура аналогичная, только добавляется пусковой ток. Данное значение можно получить либо из технической документации на автомобиль, либо прочитать на корпусе самой батареи. Пусковой ток выбираемого устройства должен быть немного больше пускового тока аккумулятора.

Способ заряда

Существует несколько распространенных на сегодняшний день метода зарядки батарей – постоянным током и постоянны напряжением. Последний метод отличается хорошей динамикой зарядки в течение первых часов, но потом зарядный ток проседает, поэтому восстановить емкость АКБ на все 100% не удается. Основной недостаток данного метода заключается в сильном росте величины тока в начале заряда (особенно при сильно разряженном аккумуляторе), в результате электролит может закипеть, а пластины – разрушиться.

Заряд постоянным током позволяет намного быстрее и полностью восстановить емкость батареи, но при этом в конце зарядки может закипеть электролит, что негативно отражается на сроке службы АКБ. Современные микропроцессорные зарядные устройства вобрали в себя преимущества от каждого из вышеописанных способов и реализуют комбинированный метод заряда. В соответствии с этой схемой в начале зарядка производится постоянным током, а в конце – постоянным напряжением. Соответственно переключение режимов производится автоматически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *