Что такое охлаждающая жидкость в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое охлаждающая жидкость в автомобиле

  • автор:

Антифриз: он действительно нужен моему автомобилю?

Двигатель автомобиля генерирует большое количество тепла, и если данный процесс не контролировать, то это может привести к серьезному повреждению. По этой причине антифриз важен для вашего автомобиля. Антифриз после его смешивания с водой и добавления в радиатор помогает регулировать температуру, одновременно защищая и смазывая разные металлические детали в системе охлаждения двигателя.

Что такое антифриз и почему он так важен для автомобиля?

Антифриз – это слегка окрашенная жидкость, которая (вместе с водой) заливается в радиатор для оказания помощи в регулировании температуры двигателя. Ее важным компонентом является этиленгликоль, который снижает температуру замерзания воды и повышает ее температуру закипания. Это защищает воду в радиаторе автомобиля от замерзания, закипания и испарения. Антифриз, наряду с топливом и маслом, важен для надлежащей работы автомобиля. Без антифриза тепло, возникающее в процессе сгорания топлива, приведет к быстрому перегреву двигателя или даже к его полному заклиниванию. Антифриз также смазывает компоненты системы, которые контактируют с водой, и защищает металлические компоненты от коррозии.

Антифриз и охлаждающая жидкость — это одно и то же?

Термины «Антифриз» и «Охлаждающая жидкость» зачастую используются взаимозаменяемым образом, однако, это не совсем правильно. Антифриз это один из компонентов охлаждающей жидкости двигателя. Если говорить точнее, то охлаждающая жидкость это смесь антифриза и воды. Для охлаждения двигателя недостаточно только одной воды. Тепло, возникающее в процесс сгорания топлива, приведет к ее закипанию. Летом вода будет испаряться, а зимой она будет замерзать, что делает ее бесполезной. Большинство производителей автомобилей рекомендуют смешивать воду и антифриз в радиаторе в пропорции 50/50.

Почему требуется замена антифриза?

Со временем антифриз, как и все жидкости в автомобиле, теряет свои рабочие характеристики, а его кислотность повышается. Это вызывает коррозию, которая ведет к повреждению радиатора и прочих важных компонентов системы охлаждения, таких как насос, шланги, термостат и крышка радиатора.

В радиаторе автомобиля также могут скапливаться ржавчина, грязь и прочие вредные частицы. Такие загрязняющие вещества могут снижать способность антифриза регулировать температуру двигателя. Это ведет, в свою очередь, к перегреву двигателя, разрыву блока цилиндров и даже к привариванию поршня к цилиндру.

Как часто следует проводить замену антифриза и как это делается?

Всегда сначала читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля. Как правило, замена антифриза выполняется каждые 48,000 км (30,000 миль) или один раз в три года, в зависимости от того, что наступит раньше. Перед заменой антифриза подождите, пока не остынут радиатор и двигатель автомобиля. На это, как минимум, требуется один час. Откройте капот и проверьте радиатор и шланги на наличие трещин и утечек. Поврежденные детали необходимо заменить или отремонтировать. Снимите крышку радиатора. Выкрутите сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость. Закрутите сливную пробку, заправьте радиатор дистиллированной водой и запустите двигатель на 10 минут. Дайте двигателю остыть и снова слейте жидкость. Всегда заправляйте радиатор с его промывкой, используя дистиллированную воду. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой. После завершения промывки залейте в радиатор смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50 и закройте радиатор крышкой.

Как заливать антифриз в автомобиль?

Убедитесь в том, что двигатель и радиатор остыли. Для этого требуется, как минимум, один час. Подготовьте точную смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50. Осторожно снимите крышку радиатора, залейте раствор антифриза и закройте радиатор крышкой.

Инструкция по эксплуатации автомобиля является последней инстанцией по таким процедурам как эта, поэтому всегда, сначала читайте инструкцию по эксплуатации. Также важно помнить о том, что система охлаждения автомобиля находится под давлением и аккумулирует опасные количества тепла. Никогда не выполняйте такую процедуру при нагретом двигателе и радиаторе. Несоблюдение мер безопасности может привести к серьезному телесному повреждению.

ИНАЭ-МАДИ — Институт Независимой Автотехнической Экспертизы

Охлаждающая жидкость в двигателе автомобиля

Все автомобилисты знают, как важны для автомобиля качественные жидкости: топливо, масло, тормозная жидкость. Но многие из них недооценивают охлаждающую жидкость. Последствия от применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через некоторое время после начала ее использования. Да и не всякий специалист сможет понять, что причиной проблемы, возникшей в автомобиле, является охлаждающая жидкость.

Охлаждающая жидкость должна обладать следующими основными свойствами. Температура начала кристаллизации, кипения и плотность (процентное отношение воды и этиленгликоля) характеризуют качество основы охлаждающей жидкости, то есть способность не замерзать зимой, работать в условиях повышенного давления и отводить тепло. В первую очередь, охлаждающая жидкость должна обеспечивать надежное охлаждение двигателя при низких температурах окружающей среды, как правило, до — 40°С, не закипать при + 100°С, защищать металлы и сплавы двигателя от коррозии, а также не оказывать разрушающего действия на резину. Кроме того, качественная охлаждающая жидкость обладает смазывающими свойствами, что является отличной профилактикой для долгой эксплуатации водяной помпы.

Все эти свойства обеспечиваются тщательно сбалансированным комплексом присадок, которые, собственно, и превращают водный раствор этиленгликоля в пригодную для эксплуатации охлаждающую жидкость.

В России принято различать «тосол» и «антифризы» зарубежного производства. «Тосол» свое название получил из слов «технология органического синтеза». Это марка охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля.

Антифриз – это английское название, которое в переводе означает «жидкость против замерзания» (от англ.- antifreeze — препятствующий замерзанию). Основу любого антифриза составляют либо этиленгликоль, либо пропиленгликоль. Марок антифризов множество.

В интернете имеется информация, размещенная автовладельцами, что в процессе эксплуатации автомобилей в системе охлаждения появляется смесь антифриза с иным веществом черного цвета (пример фото из интернета на рис.1).

Рис.1. Расширительный бачок системы охлаждения с красной жижкостью ввреху бачка и черной внизу..

Антифриз производится различного цвета. Пример см. рис. 2. В автомобилях марки Ауди используется антифриз красного цвета. Антифриза черного цвета не производиться вообще. Смешение антифризов иных цветов (красного с фиолетовым или иное) не дает черного цвета раствора и мазеобразных отложений в системе.

Рис. 2. Пример: антифризы разных цветов

Состояние антифриза, аналогичное показанному на рис.1, может быть при попадании в систему охлаждения отработанного моторного масла. Случайный дололив в систему охлаждения отработанного моторного масла практичкски исключен.

Проникновение моторного масла из системы смазки двигателя в его систему охлаждения может произойти из-за дефекта. Наиболее вероятные причины перемешивания масла и антифриза следующие: повреждения в масляном радиаторе (маслоохладителе) и неполадки в головке блока цилиндров (ГБЦ). Именно в этих местах система охлаждения и масляная система соприкасаются теснее всего. Не исключено попадание масла в антифриз через турбину (на двигателях оснащенных турбокомпрессором).

Причиной изменения состояния моторного масла, когда оно из жидкой фазы превращается в тяжелые мазеобразные отложения (шламы) является гидролиз. Гидролиз является прямой реакцией смешивания базового масла с водой, которая изменяет молекулярную структуру базового масла. Смазочные масла на эфирной основе, включая эфиры двухосновных кислот, эфиры высокомолекулярных спиртов и фосфатные эфиры, более всего подвержены гидролизу. При воздействии воды эфиры легко подвергаются гидролизу, вновь превращаясь в спирт и кислоту. ,ого компонента базового масла или в качестве одного из основных компонентов для улучшения растворимости и параметров герметизации минеральных и синтетических масел высокой степени очистки. Химические процессы: окраска масла становится более темной; увеличиваются удельный вес и вязкость; возрастают кислотное и ацетильное числа, а также число омыления и процентное содержание неомыляемых веществ; уменьшается иодное число; усиливается интенсивность реакции на альдегиды. Эти изменения являются следствием ряда параллельно идущих процессов, среди которых основная роль принадлежит процессам полемеризации и окисления.

Перед экспертами поставили задачу провести автотехническую экспертизу и выяснить связано ли изменение состояния охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля с несоответствующим качеством антифриза, с нарушениями правил эксплуатации автомобиля, нарушениями в работе двигателя?

В емкости из-под концентрата антифриза находится жидкость, слитая из системы охлаждения двигателя. Большую часть емкости занимает жидкость красного цвета, а нижнюю часть занимает темная жидкость. Четко видна граница раздела жидкостей. Кроме жидкой фазы в системе охлаждения находятся мазеобразные (вазелинообразные) черного цвета отложения (фото 6-8). По органалептической оценке мазеобразные отложения представляют собой шламы. Шламы образуются, когда моторное масло взаимодействует с водой при нагреве и в присутствии металлических катализаторов.

Вода является составляющей антифриза, а в роли катализаторов выступили присадки, содержащиеся в антифризе. Произошел гидролиз моторного масла, которое смешалось с антифризом.

Фото 5. Демонтированные детали и слитая жидкость

Образовавшиеся отложения требуют тщательной промывки системы охлаждения двигателя, замены радиатора и определение места образования утечки, с последующей заменой поврежденной детали.

Фото 6. Отложения на внутренней поверхности системы охлаждения

Фото 7. Отложения на термостате

Фото 8. Отложения на термостате (вторая проекция)

Рис. 4. Спектрограмма вещества представленного на исследование

Произошла реакция гидролиза сложных эфиров, образовались карбоновые кислоты . Наличие двойных связей характеризуется цветом. При образовании карбоновых кислот, рост вязкости происходит за счет Н – связей:

реакция гидролиза сложных эфиров

Атомы, образующие цикл, лежат практически в одной плоскости, а водородные связи (энергия 29 кДж/моль) почти линейны.

Спектрограммы, полученные с помощью SPECORD JR-75 (инфракрасный спектрометр).

В процессе эксплуатации автомобиля, вследствие произошедшего дефекта, моторное масло попало в систему охлаждения двигателя. Произошел гидролиз моторного масла. На внутренней поверхности системы охлаждения образовались мазеобразные отложения.

Вы здесь: Главная Статьи Охлаждающая жидкость в двигателе автомобиля

Охлаждающая жидкость – от воды до антифриза

Специалисты расскажут о том, что такое охлаждающая жидкость и для чего она нужна. Как выбрать ОЖ для двигателя и чем они отличаются?

Еще совсем недавно в качестве охлаждающей жидкости в автомобильном транспорте использовалась обычная вода из водопровода. Вся ее подготовка к заливке в систему охлаждения сводилась в лучшем случае к дистиллированию и процеживанию через примитивные сетчатые фильтры. Это позволяло избежать попадания в контур крупных частиц грязи. Вода эффективно переносила тепловую энергию от маломощных моторов к радиаторам, не создавая при этом сколь-либо серьезную нагрузку на систему охлаждения в целом. Для справки: одним из неоспоримых преимуществ воды по отношению к антифризам является ее более высокая (примерно на 20%) теплоемкость. Кроме того, вода не наносит вреда экологии, ее можно при необходимости просто слить из системы на землю. Вода, являясь негорючим материалом, повышала безопасность эксплуатации транспортных средств. Единственное, что осложняло работу шофера и механиков – необходимость сливать воду из системы охлаждения при постановке машины на длительную (в парке) стоянку, чтобы не допустить ее замерзания в холодный период времени.

Этот недостаток вскоре был устранен путем добавления в воду этиленгликоля в определенной концентрации. Раствор сохранял текучесть при умеренно отрицательных температурах или превращался в некое подобие снежной шуги – кашицу из воды и мелких частичек льда. Так, собственно говоря, появился первый антифриз, который показал вполне неплохие результаты работы в контурах систем охлаждения маломощных моторов с чугунными блоками цилиндров и изготовленными из медного сплава радиаторами.

Но прогресс не стоял на месте. При производстве моторов конструкторы стали широко применять новые материалы, росла мощность двигателей и тепловая нагрузка на систему охлаждения, а также ее рабочую жидкость. В связи с этим требования к ОЖ по обеспечению защиты всех элементов контуров, по которым она циркулировала, ужесточились, что потребовало доработки химической формулы антифризов.

Первым делом для обеспечения широкого рабочего температурного диапазона ОЖ химики определили оптимальное соотношение в антифризе воды и этиленгликоля. В результате нижняя его граница отодвинулась до -40 или даже -60˚С, что позволило круглогодично использовать охлаждающие жидкости в северных регионах. Повысилась и температура закипания антифриза. В герметичном контуре охлаждения, который находится под избыточным давлением, современная охлаждающая жидкость выдерживает нагрев до температуры 115-120˚С. Данный показатель важен для многолитровых, высоконагруженных двигателей коммерческой техники, которые генерируют большое количество тепловой энергии при работе в режимах максимальной мощности, а также для малообъемных, высокофорсированных моторов легковых автомобилей, имеющих высокие показатели литровой мощности.

Решая задачу защиты системы охлаждения, химики разработали пакеты многофункциональных присадок, которые смешиваются с основой (очищенная вода + этиленгликоль) и задают ОЖ спектр определенных свойств и качеств. Наиболее важным среди них является способность эффективно подавлять коррозионные процессы различных сплавов металлов – чугуна, из которого отливаются блоки цилиндров двигателей, алюминия, из которого производятся радиаторы систем охлаждения, и стали, из которой изготовлены лопатки помп. Химические соединения, входящие в пакет присадок, обеспечивают смазку сальника помпы, не допуская его износа и проникновения ОЖ к подшипнику. Они же нивелируют негативное влияние антифриза на резиновые элементы (патрубки, рукава, шланги) системы охлаждения, не допуская потери свойств и качеств полимерных материалов и их разрушения. В пакет присадок входят химические элементы, которые препятствуют вспениванию охлаждающей жидкости. Это качество важно с точки зрения обеспечения эффективности процесса съема, переноса и передачи тепловой энергии и заданного теплового режима мотора от которого зависит экономичность ДВС, его тягово-мощностные показатели и ресурс. Качественный пакет присадок снижает вероятность возникновения кавитационного разрушения металла, при котором микрочастички материала вырываются с поверхности микровзрывами (схлопыванием) пузырьков воздуха, которые образуются на ней в результате резкого изменения давления в определенных областях контура охлаждения. Сильнее всего из-за кавитации страдают лопасти помп, а также гильзы цилиндров мокрого типа (моторы коммерческого транспорта).

a45449abbf16ef245ffbc26f51bf4467.png

Срок службы антифризов

Параллельно с совершенствованием конструкции автомобилей происходило увеличение интервалов их регламентного технического обслуживания, что не могло не отразиться на химическом составе охлаждающей жидкости. Так, еще совсем недавно по техническому регламенту обслуживания массовых легковых автомобилей замену охлаждающей жидкости требовалось проводить на пробегах до 100 000 километров. Например, у массового Renault Logan с мотором рабочим объемом 1,6 литра регламент предписывает производить замену ОЖ каждые 90 тысяч километров. В инструкции по эксплуатации ряда современных легковых машин может и вовсе не указываться данная техническая операция. То есть, ОЖ залита на весь срок эксплуатации автомобиля. Ярким примером тому является популярный в России автомобиль VW Polo c 1,6-литровым ДВС. Согласно сервисной документации требуется только проверять уровень ОЖ и при необходимости его корректировать. Разумеется, при проведении ремонтных работ, связанных с заменой помпы, радиатора охлаждения, патрубков (предполагается слив из системы антифриза), ОЖ заменяют новой.

Правила выбора антифриза

Для того чтобы не навредить машине и двигателю, важно грамотно выбрать антифриз. Он должен полностью соответствовать требованиям автопроизводителя, которые зашифрованы в допуске (буквенно-цифровой код). Все что нужно, это выбрать канистру, на этикетке которой и будет присутствовать нужное обозначение. А как узнать какой именно допуск должен быть у антифриза для конкретно взятого автомобиля? Он указан в инструкции по обслуживанию и эксплуатации. Там же фигурируют данные по заправочному объему системы охлаждения. Если указанного руководства под рукой нет, можно связаться с любым официальным дилером марки автомобиля.

Другой вариант подбора ОЖ – обратиться на горячую линию производителя антифриза. Крупные компании, которые заботятся о своих покупателях, непременно имеют службу технической поддержки, специалисты которой оказывают консультации по всем вопросам, связанным с выбором охлаждающих жидкостей, сроков их замены и т.д. К ним относится фирма Sintec Lubricants (бренд антифризов Sintec). Телефон ее горячей линии – 8-800-201-40-40. Можно воспользоваться и автоматической системой подбора охлаждающей жидкости. Важно отметить, что компания Sintec Lubricants является конвейерным поставщиком многих отечественных автопроизводителей. Следовательно, технические специалисты порекомендуют конкретный антифриз, который либо идет на первичную заливку, либо полностью ему соответствует. Доверившись профессионалам можно быть на 100% уверенным, что несливаемый остаток ОЖ (остается в нишах, из которых невозможно удаление) не вступит в химическую реакцию со свежим антифризом и он не утратит свои свойства и качества. Это очень важно, так как охлаждающие жидкости могут иметь различный химический состав.

Например, входящие в пакет присадок ингибиторы коррозии могут быть изготовлены на основе неорганических IAT (Inorganic Acid Technology) соединений: бораты, фосфаты, нитраты и так далее. Антифризы, изготовленные на базе IAT, выпускаются более четверти века и являются устаревшими, так как не отвечают требованиям современных автомобилей по эффективности теплообмена, защиты системы охлаждения и по сроку службы ОЖ. Он зачастую не превышает трех лет. Тем не менее, они все еще востребованы на рынке и потому присутствуют в продуктовых линейках большинства брендов.

Охлаждающие жидкости, изготовленные с использованием пакетов присадок на основе органических соединений – солей карбоновых кислот OAT (Organic Acid Technology), можно назвать лидерами рынка по объему производства. Их применяют в системах охлаждения большего количества автомобилей. Антифризы OAT по сравнению с IAT имеют более высокие показатели по защите системы охлаждения, эффективности теплообмена, а также существенно больший срок службы (5-7 и более лет). Важно отметить, что данный тип ОЖ несовместим с антифризом, изготовленным на основе неорганических соединений. При их смешении происходит химическая реакция, одним из проявлений которой, является выпадение осадка. Следовательно, для перехода с одного вида ОЖ на другую необходимо производить качественную промывку системы охлаждения.

Антифризы последнего поколения изготовлены по так называемой гибридной технологии, которая совмещает в себе все лучшие качества пакетов присадок, созданных на неорганических и органических соединениях. В международной классификации она называется Hybrid или HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Такие охлаждающие жидкости отличаются улучшенными рабочими характеристиками и допускают смешение с антифризами первых двух типов.

Венцом гибридной технологии стали антифризы, созданные с применением солей карбоновых кислот и соединений кремния. Международное обозначение – Si-OAT (Silicon enhanced Organic Acid Technology) или Lobrid (Low Hybrid). Их применяют в системах охлаждения самых современных, теплонагруженных двигателей внутреннего сгорания. А неоспоримым их преимуществом перед традиционными технологиями является безупречная защита системы охлаждения и практически неограниченный срок службы.

Технология, по которой изготовлен тот или иной антифриз, указывается на этикетке канистры. Однако еще раз повторим – сама по себе технология не является признаком пригодности или непригодности ОЖ для конкретного автомобиля. Первостепенное значение имеет именно допуск автопроизводителя. Из данного правила есть исключение. Так концерн Volkswagen (выпускает Audi, Seat, Skoda и т.д.) еще в прошлом веке решил систематизировать свои требования к охлаждающей жидкости и создал собственную их маркировку включающую литеру «G» и следующими за ней цифрами. Следуя ей, например, антифризы G11 относятся к HOAT, G12, G12+ к OAT и т.д. Применение оригинальной маркировки было сделано для упрощения подбора нужной ОЖ и снижения вероятности ошибок сервисной службы. Из этого следует, что если ваш автомобиль не относится к бренду принадлежащему концерну Volkswagen, то и его маркировка антифризов для вас не имеет никакого практического применения.

Как видим, антифриз есть достаточно сложный продукт, подбор которого к автомобилю требует достаточно глубоких знаний. И основывать свой выбор лишь по цвету ОЖ, как советуют «гаражные гуру» категорически нельзя. Не откроем тайны, сказав, что цвет антифриза зависит только от красителя, который был в него добавлен при производстве. Никакой информации цветовая дифференциация не несет. В зеленый / красный / синий и т.д. цвет может быть окрашен антифриз разных видов.

3YAAAgOLTOA-1920.jpg

Как правильно менять антифриз?

Перво-наперво необходимо максимально полно удалить из системы старый антифриз. После того как жидкость стечет, в патрубки подают сжатый воздух от компрессора. Тем самым удается выгнать еще часть жидкости, которая остается в различных полостях, бачках радиаторов, шлангах и т.д. После этого необходимо промыть систему охлаждения двигателя чистой водой под давлением. Для этого можно подключиться шлангом к водопроводу. Потоком воды из системы вынесет часть отложений, если таковые имели место быть. Любые загрязнения, оставшиеся в рубашке охлаждения, есть окислитель, который снизит срок службы свежего антифриза. Устанавливаем шланги на место и заправляем систему дистиллированной водой. Мотор прогреваем до рабочей температуры и через 15-20 минут производим слив воды. Теперь необходимо дать двигателю остыть до температуры минимум 60-70˚С и заливаем в систему раствор дистиллированной воды с антифризом в отношении 1/2. Почему важно дождаться пока ДВС остынет? Дело в том, что если залить ОЖ в горячий мотор, то из-за резкого перепада температуры может произойти коробление его деталей. Например, головки блока цилиндров. Не исключено образование трещин в корпусных деталях в местах, где присутствовали концентраторы напряжения (микротрещины). Снова прогреваем мотор до рабочей температуры. Сливаем раствор. Ждем, когда мотор остынет, и только тогда заливаем в систему свежий антифриз в требуемом количестве. Описанная технология замены охлаждающей жидкости достаточно трудоемкая. Однако, если ей следовать, то мы добьемся качественной промывки системы охлаждения и обеспечим наличие в ней ОЖ требуемого химического состава, в том числе по соотношению этиленгликоля и воды. А это гарантирует максимальное отклонение температуры застывания антифриза не более 1-2 градусов Цельсия от нормы.

Выводы

Современные охлаждающие жидкости являются сложными по химическому составу высокотехнологичными продуктами. Они требуют придерживаться строгих правил при их выборе и следовать строгому алгоритму замены. Любые отклонения могут привести к нарушению теплового режима двигателя, ухудшению его топливной экономичности, тягово-мощностных показателей и даже выходу силового агрегата из строя.

Как и зачем менять антифриз

Каждый водитель знает, что моторное масло нужно менять регулярно. Иначе до беды недалеко — можно вывести из строя двигатель. Но далеко не все автомобилисты вспоминают о замене антифриза. А зря — последствия от несвоевременного обслуживания системы охлаждения могут быть не менее разрушительными.

Зачем нужен антифриз

Основное назначение антифриза — охлаждать двигатель автомобиля. Циркулируя по системе охлаждения, жидкость отбирает тепло от нагретых деталей мотора и отдает его в воздух через радиатор. Раньше для этого использовалась обычная вода. Но ее основной недостаток — высокая температура замерзания. Даже в легкий мороз она превращается в лед и при замерзании, расширяясь, легко разрывает не только радиатор, но и рубашку охлаждения двигателя. Чтобы не сливать воду из системы при длительных стоянках в зимнее время и были придуманы незамерзающие жидкости — антифризы.

Современные охлаждающие жидкости, кроме низкой температуры кристаллизации должны обладать еще целым набором важных свойств. Они должны быть нейтральны к металлам и резине, не образовывать накипи, не пениться. Для этого в антифризы добавляют специальные присадки.

Типы антифризов

Существует несколько типов антифризов, различающихся своим химическим составом. В основе большинства антифризов смесь этиленгликоля и воды. А вот присадки используются разные. Применяемые сегодня охлаждающие жидкости относятся к трем основным классам: G11, G12 и G13. Давайте разберемся, чем они различаются:

  • G11 — другие названия: Traditional coolants, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology). Антифризы с присадками на основе неорганических соединений: силикатов, фосфатов, боратов, нитритов, нитратов. К этому классу относится популярный отечественный «Тосол». Создавая на металлических поверхностях защитную пленку, они защищают детали автомобильного двигателя от коррозии. Но при этом ухудшается теплоотдача. Кроме того, частицы пленки начинают со временем осыпаться, загрязняя жидкость. Срок службы таких составов — 2 года.
  • G12 — здесь в качестве присадки используются карбоновые кислоты. Поэтому их часто называют карбоксилатными. Они обеспечивают отличную теплоотдачу, не склонны к загрязнению. Но антикоррозионные свойства таких составов оставляют желать лучшего. Срок службы — 3. 5 лет. Другие названия: Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
  • G12+ — чтобы совместить достоинства двух типов антифризов, разработали состав, в котором применяются как неорганические, так и органические присадки. Такие антифризы называют гибридными (Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
  • G12++ — карбоксилатные антифризы с небольшой добавкой минеральных соединений. Их еще называют лобридными (Lobrid coolants, SOAT coolants).
  • G13 — Принципиально другой химический состав. В основе, вместо ядовитого пропиленгликоля используется этиленгликоль. Его основное преимущество — экологичность. А вот четкого соотношения цветов и типов антифриза не существует. Единой системы цветовой маркировки нет и производители могут использовать красители по своему усмотрению. Чаще всего, составы класса G11 сине-зеленые, G12 — красно-оранжевые, а G13 — розовые или фиолетовые. Но это правило не строгое, и возможны исключения.

Зачем менять охлаждающую жидкость

Как все технические жидкости, антифриз имеет свойство стареть — теряет со временем свои качества. Старый состав хуже выполняет свою основную задачу — отводит тепло от мотора. Кроме того в нем накапливаются загрязнения, которые могут засорить каналы в двигателе или трубки радиатора. Все это чревато перегревом мотора. В результате можно «попасть» на ремонт двигателя. Насколько он будет сложным и дорогим, зависит от конструкции мотора, степени перегрева и простого везения.

Как часто нужно менять антифриз

Периодичность замены охлаждающей жидкости указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Там же можно найти и тип применяемого антифриза. Чаще менять антифриз можно. Реже — крайне нежелательно. О возможных проблемах сказано выше.

Иногда приходится заменять антифриз вне регламента. Например, при ремонте системы охлаждения: замене радиатора, патрубков, насоса охлаждающей жидкости. Показанием к досрочной заливке новой ОЖ может быть и изменение ее цвета, когда яркий состав в расширительном бачке стал грязно — бурым. На бачок необходимо поглядывать регулярно, чтобы контролировать уровень жидкости. Если, конечно, ваш автомобиль не оборудован датчиком уровня ОЖ.

Часто включающийся или работающий постоянно вентилятор — тоже повод продиагностировать систему охлаждения. Возможно, проблема в старом антифризе или его низком уровне. Нужен долив жидкости или замена антифриза на новый.

Как заливать антифриз

Не всегда необходима заливка свежего антифриза. Иногда достаточно долить немного состава, чтобы привести уровень в норму. Куда нужно заливать антифриз при доливе? Обычно, в расширительный бачок. Какой можно залить антифриз? Выбираем состав того класса, что был залит раньше и который рекомендуется производителем авто. Выбираем именно по маркировке, а не по цвету состава. По цвету точно определить тип антифриза невозможно. При необходимости можно долить немного обычной воды. Но нужно помнить, что температура замерзания такой смеси будет выше. Как правильно залить охлаждающую жидкость? С соблюдением правил безопасности. Нужно помнить, что этиленгликолевые составы — страшный яд. Нежелательно даже попадание их на кожу. Также необходимо помнить, что на прогретом двигателе температура ОЖ может превышать 100 градусов, а в системе охлаждения — повышенное давление. Поэтому даем мотору остыть. Так и уровень антифриза проверять правильно и возможные ожоги не придется лечить.

Замена охлаждающей жидкости процедурам более сложная. Сначала необходимо слить старый антифриз. На остывшем двигателе откручиваем сливную пробку на радиаторе и на блоке цилиндров. Предварительно нужно приготовить емкость для слива. После этого открываем заливную пробку расширительного бачка и (если есть) радиатора. По окончании процесса закрываем сливные отверстия.

При необходимости систему охлаждения можно промыть. Для этого нужно использовать воду или специальный промывочный состав. Применяем его по инструкции, приложенной к препарату. Общий принцип такой: в расширительный бачок заливается промывочный состав. Льем его медленно, до верхней метки уровня. Не забываем выставить режим отопителя салона на максимальный нагрев. Закрываем бачок, заводим двигатель, прогреваем его до рабочей температуры, глушим и даем остыть. Сливаем промывочную жидкость, закрываем сливные пробки.

Теперь можно залить новый антифриз. Медленно, но непрерывно льем его в расширительный бачок до метки максимального уровня. Можно несколько раз сжать патрубки радиатора, чтобы выгнать из них воздух. Закрываем заливную пробку. Заводим двигатель, прогреваем его. Когда мотор начнет греться, желательно поддерживать повышенные обороты — около двух тысяч. Рабочая температура достигнута — глушим двигатель и даем ему немного остыть. Уровень жидкости в бачке должен упасть.

Осторожно открываем пробку и, вновь залив ОЖ до уровня, повторяем все сначала. После полного остывания двигателя еще раз контролируем уровень жидкости и доводим его до нормы.

Когда все сделано правильно, мотор должен держать рабочую температуру и не перегреваться, отопитель — подавать горячий воздух. Если датчик показывает рост температуры выше нормы, вентилятор работает непрерывно или печка не греет — значит в системе остался воздух. Придется продолжить ее прокачку: «тискать» патрубки, доливать ОЖ, прогревать мотор, газовать.

Процедура замены не слишком сложная, но если не уверены в своих силах — лучше обратиться к специалистам. Ничего зазорного в этом нет. Возможно ваша деятельность далека от автомобиля и техники вообще. Не все же умеют печь пирожные, шить одежду или играть на скрипке!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *